7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса

Целостный педагогический процесс в туристском образовании

7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса

ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ

Abstract

COMPLETE PEDAGOGICAL PROCESS IN TOURIST EDUCATION

Yu.M. Lagusev, the RIAT provost

Key words: pedagogical process, twosideness, purposiveness, integrity.

The aim of this paper is the consideration of the pedagogical process in tourist's education.

Now the priorities of pedagogical process in the system of tourist education can be the next:

— the formation of a free, humane, spiritual and creative person;

— the formation of the severe professional competence;

— the formation of the particular social requirements (a professional identity, a professional etiquette, a competitiveness, the tendency to scientific perfection).

The principle of integrity in tourist education is implemented in a continuous cycle of consecutive training and retraining of the tourist workers in the system of the specialized educational institutions oriented to tourist area. That allows to train the staff for all levels of tourist-excursion area: from the workers of mass professions up to the experts of management.

Целостный педагогический процесс в туристском образовании

Проректор РМАТ Ю.М. Лагусев

Ключевые слова: педагогический процесс, двусторонность, целенаправленность, целостность.

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности.

цель деятельности высшей школы — образование и обучение молодежи. В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к дальнеййшей учебе. В 1987 г.

50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середину перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Во время опроса общественного мнения в конце 80-х годов 10-12% респондентов назвали образование приоритетом1.

Однако в середине 90-х гг. произошел новый всплеск интереса к образованию. Растут конкурсы в вузы. Такая тенденция означает, что в обществе возрастает понимание того, что образование необходимо для жизненного успеха, что в России сохранились традиции высокой духовности.

Наряду с процессом обучения в вузе идет и процесс воспитания. Воспитание всегда было и должно быть важнейшим направлением деятельности высшей школы.

Необходимость специальной серьезной воспитательной работы в вузе диктуется состоянием дел в этой области.

Утрата идеалов, разочарованность в жизни, неудовлетворенность личными взаимоотношениями, неуверенность в завтрашнем дне распространены сегодня больше всего среди молодежи.

К числу основных характеристик педагогического процесса в вузе относятся: двусторонность, целенаправленность и целостность.

Двусторонний педагогический процесс говорит о наличии двух сторон, которые в равной степени способны оказать воздействие друг на друга в силу их постоянной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, это — педагог и студент.

Педагог — человек, обладающий определенной системой знаний, умений и навыков, специальной педагогической подготовкой, основная цель которой — создание условий для формирования, развития и саморазвития личности студента с помощью эффективной организации различных видов учебной и внеучебной деятельности. Студент — обучающийся, деятельность которого направлена на принятие (или непринятие) предлагаемых педагогом знаний, норм, ценностей и т.д. Деятельность педагога определяется потребностями общества, а студентов — действиями педагога и протекает в соответствии с их возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями.

Целенаправленность педагогического процесса определяется мысленным предвосхищением результатов деятельности, т.е. как идеал, педагогическая значимость которого неоспорима. Таким идеалом, т.е.

одинаковой готовностью человека к различным видам деятельности (физической, технической, художественной и т.д.), является всестороннее и гармоническое развитие личности.

Но если эта цель весьма далека, то более близкой является наиболее реальная модель (стандарт) — разностороннее развитие личности.

В настоящее время наиболее значимыми целями педагогического процесса формирования личности в системе туристского образования могут быть:

— формирование свободной, гуманной, духовной, творческой личности;

— формирование глубокой профессиональной компетентности: концептуальной (научной) — понимание основ туристской деятельности; инструментальной — владение базовыми профессиональными навыками, интегративной — способность сочетать теорию и практику; контекстуальной — понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется туристская практика; адаптивной — умение предвидеть изменения в туристской сфере и быть готовыми к ним, компетентность в межличностных коммуникациях;

— формирование определенных социальных условий, таких, как профессио нальная идентичность — принятие профессиональных норм и обязанностей, обычно через процесс профессиональной социализации; профессиональная этика; конкурентоспособность в плане служебной карьеры; стремление к научному совершенствованию — осознание выпускниками необходимости подвергать проверке имеющиеся знания и овладевать новыми знаниями через исследования в сфере туризма; мотивация и продолжение обучения, желание поддерживать знания и профессиональные навыки на уровне современных требований.

Целостный подход в педагогическом процессе означает взаимосвязь духовно-лич ностных, социально-психологических и технологических аспектов2, которые складываются из:

— единства целей и направлений воспитания — нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое;

— повышения эффективности всех средств, методов и приемов, координированного управления всеми отношениями, нравственными и познавательными компонентами, технологическими процессами;

— широкого сочетания образования с включением студентов в социальную практику;

— неразрывной связи науки и искусства воспитания; повышения общей и педагогической культуры всех участников воспитательного процесса.

Принцип целостности обучения и воспитания в туристском образовании реализуется в непрерывном цикле последовательной подготовки и переподготовки туристских работников в системе специализированных учебных заведений, сориентированных на туристскую область, что позволяет готовить кадры для всех уровней туристско-экскур сионной сферы: от работников массовых профессий до специалистов управления.

Особенностью целостного педагогического процесса в туристском вузе является то, что содержание обучения и формирование личности ориентировано на практическуюпрофессиональную подготовку. В процессе обучения студенты имеют возможность получить рабочие квалификации в области туристской деятельности.

теоретического и практического обучения представляет собой органический синтез, который закреплен через учебные планы и программы и различные виды практик, стажировок в учреждениях и организациях (фирмах) туристского профиля как у нас в стране, так и за рубежом.

Полученные теоретические знания студенты в полной мере могут закрепить и реализовать на практике.

1 А.Н. Джуринский. История педагогики. — 399 с.

2 Ю.П. Азаров. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.

  На главную    В библиотеку    Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Источник: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N11/p40-41.htm

Тема 2. Двусторонний характер процесса обучения

7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса

ПЛАН

1. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

2. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

1. Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения — это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы все участники процесса обучения стали субъектами, т.е. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

Однако учитель в массовой практике часто этот процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, т.е. упрощает его по такой формуле: «Я преподаю, а вы должны учиться». Если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения — наказывать.

В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что отмечал Я.А. Коменский.

Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не

поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения ос­нована на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения. Об этом пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети!»:

“На проводимый мною открытый урок пришли 15 учителей. Я начал урок этим приветствием и тут же радостно осознал, что мне удалось произнести его в …особой тональности.

После урока я подходил к каждому присутствующему и спрашивал: «Вы, наверное, обратили внимание, как я произнес: «Здравствуйте, дети!»?» И они ничего не смогли мне сказать, даже не смогли точно вспомнить, е какими словами я обратился к детям.

«Приветствие как приветствие, — говорили они в недоумении, — что тут особенного?..

» Как удивлялся я, что особая тональность приветствия — располагающая, добрая, стимулирующая бодрость духа, радость учения, счастье общения — не достойна того, чтобы ее рассматривали как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды в человека? Скажите человеку «Здравствуйте» тоном снисхождения или тоном, выражающим радость встречи, и вы увидите, как одно и то же слово, произне­сенное по-разному, будет менять отношение к вам людей!

Как произнести приветствие «Здравствуйте, дети!» — это серьезная педагогическая проблема… Моя заповедь гласит:

Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах…”

Ш.А. Амонашвили любит детей педагогической любовью, особенно он любит шалунов, чего нет в массовой практике педагогической деятельности учителей. Его любовь к ним выражена в такой его характеристике:

«Шалуны — сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений…

Шалуны — жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться…

Шалуны — дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению, они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей…

Шалуны — дети с юмором. Видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор…

Шалуны — общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей…

Шалуны — деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности… (1, 26-27).

Так ли относится учитель к шалунам?

Как относятся будущие учителя к нестандартным детям, можно выяснить, предложив студентам такую диагностику:

«Разделив лист бумаги вертикальной чертой пополам, поставьте знак минус над его левой половиной и знак плюс над правой. Далее заполните каждую из половин краткими характеристиками (эпитетами), которые учитель применяет к ученикам. Соответственно, под минусом записывайте отрицательные характеристики, а под плюсом — положительные».

Затем можно заслушать несколько студентов по результатам этой диагностики и попросить их сделать выводы об их отношении к ученикам с большим «набором» отрицательных качеств личности.

2. Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер.

Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?»

Психолог Б.Г. Ананьев приводит факты общения учителя с учащимися, свидетельствующие о том, что учитель действительно не задумывается над своим общением с детьми.

Педагог обращается к слабой ученице после того, как не ответили на вопрос сильные и средние ученики: «Ну, может быть, хоть ты ответишь?» Такое обращение учителя к ученице создает неблагоприятную обстановку для правильного ответа.

Большое значение для ответа учащихся имеет то, как учитель обращается к ученикам: «Петя, скажи нам»; к другим ученикам обращается по фамилиям: «Иванов, скажи нам!», а к некоторым — показывая рукой или глазами на ученика или неопределенно: «Вот ты там, да, да, да, ты скажи нам!»

Все эти примеры авторитарного стиля общения учителя с учащимися характеризуются следующими признаками:

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

2) авторитарная оценка знаний и поведения учащихся, часто унижающая достоинство ребенка;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителя с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учитель-авторитарист чаще всего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать.

Инициативны те учащиеся, у которых есть способности и которые всегда поднимают руки, а остальные шалят, т.е. проявляют инициативу не в учении, а в шалостях.

И учитель-авторитарист ведет наступление на шалунов, требуя от них дисциплины, наказывая за ее нарушения.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

Поэтому учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения. Для гуманистического стиля общения характерны следующие признаки:

1) доверие интеллектуальным силам ребенка, предоставление им самостоятельности в познавательной деятельности;

2) минимум поощрений и наказаний;

3) предоставление детям права самим регулировать свое поведение;

4) вовлечение детей в учение так, чтобы оно приносило им радость и успехи;

5) отсутствие принуждения к учению.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика — учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и все замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен «не замечать» или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью — чем менее уважителен тон учителя, чем более он раздражителен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Литература (основная):

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М. Академия. 2006.

Литература (дополнительная):

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганрог. 2007.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_44688_tema--dvustoronniy-harakter-protsessa-obucheniya.html

Целенаправленность и двусторонность в воспитательном процессе

7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса

В педагогике отдельное место занимает воспитательный процесс.

Это понятие принято рассматривать как самостоятельное, поскольку оно имеет собственные характеристики, черты, отличия и не связано с процессом обучения или развития. В педагогике данный раздел носит название – теория воспитания.

Кроме того, если в процессе обучения задействованы учитель и учащиеся, то ключевыми фигурами воспитательного процесса являются воспитатель и воспитанники. 

Определение 1

Воспитательный процесс – это целенаправленное формирование личности, под влиянием педагогических воздействий, направленных на достижение цели воспитания.

Один из важнейших компонентов воспитания – целенаправленность. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс без установленной цели становится бессистемным, обусловленным сложившейся ситуацией. Цель воспитания отражает непосредственно модель личности воспитанника, на которую и ориентируется весь процесс воспитания.

Цели воспитания всегда носили специфический характер, зависимо от исторического периода и конкретного государства. Они также обусловлены степенью развитости цивилизации, общественным, социально-экономическим укладом, культурой и традициями. Цель воспитания неизменно сопоставляется с системой общепринятых ценностей в конкретном обществе.

Педагогическое воспитание является той самой силой, регулирующей воспитательный процесс между воспитанниками и воспитателем, которые обозначены в нем как участники или субъекты. Это взаимодействие определяет еще одну особенность воспитания – двусторонность.

Как становится понятно из трактовки: процесс воспитания – это субъект-субъектный процесс. Таким образом предполагается отрицание воздействия воспитателя на личность ребенка, но полностью поддерживается принцип общего взаимодействия, а также сопровождение, поддержка и самостоятельная активность воспитанников.

Из этого следует, что воспитательный процесс оказывает влияние, как на ребенка, так и на педагога.

Многофакторность

Определение 2

Процесс воспитания является комплексным инструментом. Где многофакторность –это воздействие объективных и субъективных составляющих.

Из чего следует, что действия педагога регулируются не только объективными закономерностями, но и навыками, в которых выражается личность, индивидуальные особенности педагога, характер его взаимоотношений с учениками и воспитанниками.

Факторами такого влияния на процесс воспитания могут быть:

  • Семья.
  • Отдельно взятые педагоги.
  • Учебное заведение.
  • Социум.

Все эти элементы оказывают определенное воздействие на формирование личности. Некоторые предусматриваются, некоторые – принимаются во внимание, и только определенные создают базис для воспитательной работы. Некоторые факторы требуют периодической корректировки, а другие – регулируют содержательность и методику воспитания.

Отдаленность и неопределенность результатов

В качестве основной сложности воспитательной работы во все времена являлась проблематичность определения положительной динамики.

Если в процессе обучения, результат воздействий педагога можно проверить практическим методом, то в процессе воспитания критериями оценки служит только реакция воспитанника на те, или иные жизненные ситуации, что, как правило, сопряжено с длительным периодом формирования ключевых параметров личности.

Поскольку в процессе воспитания присутствует множество факторов, оказывающих влияние на формирование личности, то воспитанник накапливает и положительный, и отрицательный опыт. Правильное воспитание направлено на ликвидацию подобного негатива, но не всегда имеет ощутимую динамику, поскольку носит изменчивый характер.

Воспитательному процессу также присуща вариативность и неопределенность результатов воспитания. Это выражается тенденцией изменения результатов воспитания, при использовании одних и тех же действий в конкретных условиях.

Подобный факт обусловлен личностными качествами воспитанников и их отношением к процессу в целом.

На ход воспитательного процесса огромное влияние оказывает профессионализм воспитателя и его умение находить общий язык с воспитанниками.

Такие черты, как отдаленность и неопределенность результатов крайне характерны для процесса воспитания.

Никогда нельзя с уверенностью сказать, какие именно, даже самые незначительные, действия, и в каком ключе, проявятся в характере воспитанника, его мотивации, отношении и ценностных ориентациях.

Однако, всегда важно помнить, что существуют установленные законы воспитания, используя которые, воспитатель может сгладить результат.

Длительность и непрерывность

Воспитательный процесс продолжается всю жизнь, в чем и выражается его длительность.

Значительный отпечаток на становление личности оказывает школа, поскольку нервная система в юном возрасте имеет более гибкую и пластичную структуру в отличие от взрослого человека.

Но, даже если учитывать все возможные факторы, безукоризненно организовывать воспитательный процесс, не стоит надеяться на получение быстрого положительного результата

Длительность воспитательного процесса обусловлена постоянным изменением факторов влияния на личность. Так на протяжении всей жизни влияние на становление неизбежно оказывает:

  • Семья.
  • Школа.
  • Университет.
  • Трудовой коллектив.
  • Общественные, политические, религиозные организации.

Длительность процесса также выражается в постепенном формировании реакций. Это эффект долгой воспитательной работы и самовоспитания личности. Так, например, не представляется возможным за одно занятие воспитать у человека любовь к Родине или окружающей среде.

Замечание 1

Непрерывность воспитательного процесса также является его ключевой особенностью. Проявляется этот фактор в систематическом и постоянном взаимодействии воспитателя и воспитанников. Если процесс проходит хаотично, без выраженной систематичности, педагогу придется начинать сначала, вместо закрепления и углубления в полученные знания.

Процесс воспитания динамичен, обладает собственными законами и спецификой, ориентированной на определенные жизненные этапы.

Поскольку под воздействием социума, окружающей среды, происходящих событий, система мира постоянно видоизменяется, это вызывает у личности потребность в улучшении собственных качеств и формировании новых.

Очевидным фактом становится и то, что с возрастом, процесс самовоспитания вытесняет воспитание как таковое.

Целенаправленность и двусторонность

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/tselenapravlennost-i-dvustoronnost-v-vospitatelnom/

Педагогический процесс: понятие, функции, структура, основные характеристики. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса

7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса

Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П.Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «“Обучение”, “образование”, “приучение”, “воспитание”, “наставление”, “увещание”, “взыскания” и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса”.

В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие. Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс – 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции: 1) обучающую; 2) воспитательную; 3) развивающую; 4) социальной адаптации.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:

1)между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития; 2)между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием; 3)между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности; 4)между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;

5)между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие. В структуру педагогического процесса входят компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса.

Компоненты с программы!!!!! Основные характеристики пед. процесса: 1. Целенаправленность;2.двусторонность; 3.целостность. Пед. взаимодействие — это согласованная деятельность субъектов пед. процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных пед. задач.

Виды пед. взаимодействий: педагогические;взаимные;предметные;отношения к самому себе. Закономерности педагогического процесса— это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса.

Выделяют:1. Закономерность динамики педагогического процесса. Пед. процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер; 2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе; 3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом; 4.

Закономерность стимулирования; 5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе; 6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности; 7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

Из этих и других закономерностей вытекают принципы пед. процесса отражают основные требования к организации пед. деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. С принципами пед. процесса тесно связаны пед. правила.

Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа.

12. Цели образования, их социальная обусловленность. Технология целеполагания в деятельности педагога

Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия.

Цели образования зависят также от характера политического и правого устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.

В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны): спартанский воин, добродетельный христианин, общественник-коллективист, энергичный предприниматель и другие.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся. Эта заданная обществом цель предполагает развитие следующих задач (по концепции о воспитании):

— формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии,

— подготовка к самост жизни и труду.

— формирование нравственной, эстетической и экологической культуры,

— овладение ценностями и навыками здорового образа жизни,

-формирование культуры семейных отношений,

Создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Целеполагание – неотъемлемая часть проф дея-ти педагога, в кот педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитании.

Этапы целеполагания: анализ (исследование) воспитательной ситуации; диагностика актуального уровня воспитанности; прогнозирование желаемого результата; планирование деятельности по достижению цели (получению результата).

Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании», в конце непрерывного воспитания детей и учащейся моодежи и других директивных документах в области образования.

Например, в соотв с законом об образовании целью общего среднего образования явл обеспечение духовного и физ становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в общ-ве, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, гос языками РБ, навыками умственного и физ труда,культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни.

образования: понятие, структура, компетентностный подход к его проектированию. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования, учебные издания.

образования— это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно эстетических идей, к-ми нужно овладеть учащимся в процесс обучения. В истории педагогики выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования. образования исследовали многие ученые (М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, Ю.К Бабанский, И.

Я. Лернер, В.В. Краевский и другие). При этом они исходили из того, что основная функция образования – это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. В последнее десятилетие в РБ наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию с. о., прежде всего в высшей школе.

Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориентированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Существует ещё один подход к разработке содержания образования – культурологический.

В соответствии с вышеизложенной концепцией И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина структура содержания образования: 1.Система научных знаний (о природе , обществе, мышлении , технике, способах деятельности).

(формирует в сознании учащихся естественнонаучной картины мира , вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.); 2.Опыт осуществления способов деятельности , известных обществу.(система умений и навыков.); 3.опыт творческой и поисковой деятельности; 4.опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.

Источниками с.о. явл. культура общества и ее компоненты: наука, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, средства, организационные формы обучения и др. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Факторами, влияющими на объем и характер отбираемого содержания образования, выступают: а) потребности и цели общества; б) закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные и личностные возможности самих учащихся; г) возможности и особенности педагога.

Критерии отбора содержания образования: 1) Целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности; 2) Высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала; 3) Соответствие сложности содержания реальным возможностям учащихся определенного возраста; 4) Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета. Тенденции совершенствования с.о. в программе!!!Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. В учебном плане общеобразовательной школы, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Типовые учебные планы в РБ утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности. Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. учебной программы более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Учебник выполняет ряд функций: информационная; мотивационная; трансформационная; систематизирующая; интегрирующая; координирующая; воспитательно-развивающая и обучающая. Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие). Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео-, аудиои другие средства обучения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/8558.html

Основные характеристики педагогического процесса

7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса

Купецкова Н. В. Основные характеристики педагогического процесса // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/archive/220/52442/ (дата обращения: 06.03.2020).



В статье рассматриваются основные особенности понятия педагогический процесс. В работе охарактеризована структура педагогического процесса. В данной статье описаны основные закономерности педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогический процесс, закономерности, структура.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель целенаправленно и спонтанно, осознанно и не полностью осознавая это, постоянно работает над совершенствованием своего понимания учебного процесса. Разумеется, это не означает, что его представления об учебном процессе постоянно изменяются и только изменяются.

Вовсе нет, устойчивый образ учебного процесса всегда стоит перед глазами учителя.

Однако для активной личности, стремящейся к совершенству и творчеству, ясно, что не может быть окончательного понимания столь сложного и многостороннего явления, каким является педагогический учебный процесс.

Здесь нет предела для познания всех компонентов, структур и отношений учебного процесса и рефлексии относительно места и роли учителя в нем.

Педагогический процесс как предмет теории занимает центральное место в научном знании. В зависимости от понимания педагогом содержания педагогического процесса решаются те или иные задачи как практического, так и теоретического характера. В этом смысле педагогический процесс выражает сущностные стороны педагогической науки [1].

Педагогический процесс прежде всего является предметом изучения педагогики.

Педагогический процесс — целенаправленно организованная в рамках определенной системы совместная деятельность педагогов и воспитанников, посредством которой последним передается общественно-значимый опыт жизнедеятельности.

Педагогический (образовательный) процесс это:

– основа не только школьной жизни, но и многих других сфер личностного становления человека;

– образовательная среда, целенаправленно организуемая педагогом, во имя преобразования общественно значимого опыта человеческой деятельности в личностно значимый для воспитанника;

– явление, которое по своей целенаправленности — до конца продуманный, осмысленный процесс и потому всякого рода случайность, поверхностность и алогичность должны быть имманентно исключены [2];

– явление, которое не просто процессуально, но активно субъкт-объектно деятельностно.

В действительности, целостный педагогический процесс представляет собой сложно дифференцированную систему, функционирующую в общественной жизни на всех уровнях ее существования и развития. Это система разнокачественного, разнонаправленного и различным образом организованного взаимодействия людей, групп, общностей различного типа.

Категория «развитие» в педагогическом процессе, взаимодействуя с категориями обучение и воспитание, характеризуя целостность его компонентного состава, выполняет две функции: процессуального базиса (его «отправной точки») и результата обучающее-воспитывающих действий. Из чего следует, что категорию «развитие» мы должны видеть: и непосредственно в психофизических параметрах (здоровье воспитанника), и в познавательных (обученность), и в социальных (воспитанность).

Сущность целостного педагогического процесса — не его институциональная оформленность (она всегда различна), не его организационные принципы (они различны в зависимости от сферы осуществления) и не специально подготовленные люди и программы этого процесса (они тоже различны и зависят от сущностного проявления социума) и т. п. Сущность этого процесса — образование личности. Образование личности является одновременно сущностью, содержанием и «целью» целостного педагогического процесса.

Поэтому, говоря о педагогическом процессе как предмете педагогики, следует особо подчеркнуть его сущность и содержание, а не те или иные формы его осуществления, меняющиеся в зависимости от условия проявления сущности, — образования личности [3].

Под образованием личности понимается становление человека как личности, процесс формирования личности, совершенствование, процесс, который никогда не завершается. В этом смысле мы взяли в кавычки понятие цели в отношении образования личности. Цель здесь может рассматриваться как некий идеал совершенства, гармонии, целостности.

Что касается промежуточных результатов процесса образования личности, о них можно говорить как об индивидуально–всеобщих состояниях педагогического процесса, являющихся результатом как многоцелевого, так и внецелевого (но тем не менее продуктивного), а также «внутрицелевого» осуществления.

Ясно, что процесс образования личности является и может являться только самоцелью, и только в этом случае он будет иметь общественное значение и смысл.

Именно фундаментально разработанная педагогическая антропология, нацеленная на решение центральной проблемы образования целостной личности, должна лечь в основание педагогической науки, определяя содержание как общепедагогических проблем, так и проблематику дидактики и теории воспитания [3].

Конечно, содержание учебного процесса, и учебной деятельности в том числе, с нашей точки зрения, должно быть полностью подчинено формированию личности. И процесс воспитания и образования — это процесс воспитания и образования личности.

Можно даже говорить лишь об образовании личности, понимая под образованием и воспитание, и обучение, и в целом формирование личности. Все это, вместе взятое, и есть образование личности. Поэтому вроде бы не нужно трех слов, трех понятий.

И в то же время есть особый, специальный смысл в этом разбиении единого процесса образования личности на три составляющие: воспитание, образование, формирование.

И дело здесь не только в том, что понятие «образование личности» имеет как минимум два значения: становление (широкий смысл) и расширение интеллектуального потенциала за счет обогащения знаний, приобщения к миру научной мысли [2].

Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Компонентами педагогического процесса являются следующие: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный — разработка содержания образования; операционно-деятельностный -процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса.

Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса [1].

В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются следующие.

  1. Закономерность динамики педагогического процесса.
  2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
  3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
  4. Закономерность стимулирования.
  5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
  6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
  7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

Изложенные закономерности не исчерпывают связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.

Таким образом, педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации воспитанника.

Литература:

  1. Вербицкий А. А., Воспитание в современной образовательной парадигме / А. А. Вербицкий // Педагогика: журнал. — 2016. — No3. — С. 3–16.
  2. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие длястудентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 288 c.
  3. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. — М.: Академия, 2008–224 с.
  4. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.

Основные термины(генерируются автоматически): педагогический процесс, образование личности, учебный процесс, целостный педагогический процесс, воспитание, формирование личности, процесс воспитания, закономерность единства, педагогическая наука, закономерность.

Источник: https://moluch.ru/archive/220/52442/

Uchebnik-free
Добавить комментарий