68. Пед. теория Ж.Ж.Руссо.

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

68. Пед. теория Ж.Ж.Руссо.

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза»(роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо — «Рассуждение о науках и искусствах»(1750) говорится «…с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!»

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в «естественном состоянии». Естественный человек в его понимании — это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, — прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека.

Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей.

И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию. )

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». 

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно – сиди в холоде, сломал стул – сиди на полу, сломал ложку – ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен , умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания. ) три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. )

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины»

«естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/osnovnie_pedagogicheskie_idei_zhanzhaka_russo_201520.html

Педагогическая теория Ж Ж Руссо Жан Жак

68. Пед. теория Ж.Ж.Руссо.

Педагогическая теория Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо 1712 -1778 Философ-просветитель(этика, эстетика), писатель, композитор, педагог-демократ

I. Жан Жак Руссо в оценке выдающихся мыслителей n n n n М. Робеспьер Л. Фейхтвангер И. Кант И. Г. Фихте И. Ф. Песталоцци Л. Бетховен Н. Г. Чернышевский Л. Н. Толстой Руссо покорял своим гуманизмом, человеколюбием, демократизмом.

II. Основные социальнополитические трактаты 1749 г. «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов» Обличал общественный уклад, который противоречил природе человека рожденного добрым, счастливым, равноправным n «Науки расцветают, а люди становятся все более безнравственными»

n 1755 г. «О происхождении неравенства» «В первобытном обществе люди были равны, ибо не знали собственности.

Но позже сильные возвысились за счет слабых, создали право захвата, явилось право нетрудовой собственности» Заканчивает рассуждение словами: «Противно естественному порядку вещей. . .

чтобы горсть счастливцев утопала бы в роскоши в то время, как голодная масса народа лишена самого необходимого. »

1761 г. «Юлия, или Новая Элоиза» Социальное неравенство – преграда к счастью влюбленных n Сен-Пре – учитель Юлия – дочь барона Родовитой девушке нельзя стать женой разночинца

1762 г. «Общественный договор» Развивает договорную теорию Д. Локка о происхождении и сущности государства. В основе разумного договора лежат права, равные для всех. Власть, которая держится на насилии, не долговечна, она на является законом. n

n Все сочинения Ж. Ж. Руссо взаимосвязаны общими, неоднократно повторяющимися идеями. Они нашли отражение в педагогическом трактате: «Эмиль, или о воспитании» 1762 г.

III. Мировоззрение Ж. Ж. Руссо 1. Естественное право – право на свободу 2. Естественная религия – Ж. Ж. Руссо отрицает официальную религию, сторонник «религии чувства» , «религии разума» . Близок к деизму. Признает Бога как первотворца: «Все хорошо, что выходит из рук творца, все портится в руках человека» 3. Естественное и свободное воспитание

Естественное воспитание – это воспитание, соответствующее природе ребенка, его естественному ходу развития. Надо наблюдать, помогать и создавать особую образовательную (воспитывающую и обучающую) среду для развития ребенка. На первом месте ребенок, самораскрытие его внутренних качеств. Эта система получила название «Педагогический централизм»

Свободное воспитание – это воспитание, не насилующее природу ребенка, основанное на любви, на уважении личности ребенка, признании и защите его прав, не допускающее суровой дисциплины, телесных наказаний, зубрежки.

IV. Факторы формирования личности Воспитание от природы Воспитание от вещей и обстоятельств Воспитание от людей 0 ± ? ? + ?

Воспитание от природы Воспитание от вещей и обстоятельств Воспитание от людей 0 ± Наследственность + Воспитание Социальная среда

V. Педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании» n Возрастная периодизация 1. От 0 до 2 лет – физическое воспитание 2. От 2 до 12 лет – «сон разума» 3. От 12 до 15 лет – умственное воспитание 4. От 15 до вступления в брак (. . . ) – «период бурь и страстей» , нравственное воспитание

От 0 до 2 лет Физическое воспитание Наше воспитание родилось вместе с нами. Мать кормит своим молоком. n «Свобода – первая и естественная потребность человека» Свобода движения n Приучайте к невзгодам – смене погоды.

n Закаливание (постепенно) n Плавание n Знакомство с окружающими предметами n Игрушки.

(Ломает – познает мир) n Плач (Вначале просьба помочь, потом приказ) n Капризы – это не дело природы, это результат дурного воспитания n Речь n

От 2 до 12 лет «Сон разума» n n n Продолжается сенсорное воспитание, развитие органов чувств. Основа человека – чувства. Специально учить нельзя. Создание особой образовательной среды, использование жизненной ситуации. Чтение — «Робинзон Крузо» Пение Рисование Труд. (Идея трудовой собственности)

Воспитывает все: одежда, комната. n Естественное наказание. n Меньше резонерства – больше упражнений. n «Воспитание – это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать» . На второй ступени начинается жизнь личности. Она начинает осознавать себя. К 12 годам физически крепок самостоятелен, знает окружающий мир. n

От 12 до 15 лет Умственное воспитание n n n Начали с развития чувств, подошли к развитию разума. При первоначальной работе ума – чувства пусть будут всегда нашими руководителями. Источник познания – окружающий мир (все из природы) Стимул познания – естественное любопытство ребенка

Знания об окружающем мире: по физике, географии, астрономии, элементы математики. Знания реальные, связанные с жизнью.

«Вопрос не в том, чтобы преподать науку – нужно лишь зародить вкус и дать методы – как изучать» Ребенок в положении наблюдателя, исследователя. Не давать готовые истины, а заставлять находить их самостоятельно.

n Труд – неизбежная обязанность и это же воспитательное средство «Всякий праздный есть плут, есть вор» .

С 15 лет до вступления в брак Нравственное воспитание Задачи: 1. Воспитание добрых чувств 2. Воспитание добрых суждений 3. Воспитание доброй воли Половое воспитание «Мужчины обладающие нравственностью истинные поклонники женщин» .

Четыре возрастных периода – четыре книги трактата «Эмиль, или о воспитании» Пятая книга, «Софи, или Женщина» . Назначение женщины – рожать детей, заниматься хозяйством, создавать семейный уют и счастье мужчины. Воспитание женщины: 1.

Физическое q Чтобы рожать здоровых детей q Быть красивой и грациозной 2. Умственное «Серьезных умственных занятий женщине не нужно, так как одни науки чужды женщине по природе, другие не соответствуют ее назначению» 3.

Нравственное «Зависимость – естественное состояние женщины, она создана для повиновения» Поэтому в ней надо развивать кротость и послушание.

Выводы I. В некоторых аспектах методологические установки теории Ж. Ж. Руссо ошибочны: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Идеализация природы ребенка, Педоцентризм, Надуманная возрастная периодизация, Нарушение системности обучения, Недооценка роли учителя, Изоляция ребенка от общества,

II. Однако в теории много ценных идей, которые сыграли прогрессивную роль в развитии педагогической мысли: 1. Педагогическая система проникнута глубоким демократизмом. Он провозгласил идею равенства ( «Общественный договор» ), 2. Высокая оценка человеческой личности «Человек по природе добр» он портится под влиянием социального окружения.

Подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен, 3. Цель воспитания – подготовка ребенка к жизни в обществе. Опора таится в природе ребенка, доверии к ней.

Задача воспитателя – выявление естественной полноты человеческой личности, свободное самораскрытие человеческой природы (при наличии самодисциплины, подчинений страстей разуму),

4. Впервые провозгласил идею защиты прав личности ребенка, 5. Подарил мировой педагогике идею «Свободного воспитания» , которая нашла широкое развитие в педагогике конца XIX – начала ХХ вв. , 6.

Был сторонником общего образования (Вначале воспитай человека, а потом специалиста), 7. Ценны его мысли о значении семейного воспитания, о роли матери и особенно – отца, 8.

Руссо говорил о необходимости воспитания гражданина – патриота.

Самостоятельная работа Первое задание Составить перечень советов современным родителям, используя текст книги Ж. Ж.

Руссо «Эмиль, или О воспитании» n Второе задание Определить имена теоретиков и практиков свободного воспитания конца XIX – начала ХХ вв. и описать деятельность одного их них в этом направлении, используя книгу: Тихомирова Е. Л.

Опорные конспекты по курсу «История педагогики и образования» , — Вологда, 2009 г. стр. 76 -77; 98 -99; 100 -102 n

Благодарим за внимание!

Источник: https://present5.com/pedagogicheskaya-teoriya-zh-zh-russo-zhan-zhak/

Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо

68. Пед. теория Ж.Ж.Руссо.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» явл. основным пед-им сочинением Руссо.

Цель воспитания- сделать воспитанника чел-ом, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому чел-ку.

Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей.

Природа как источник воспитания- это внутреннее развитие способностей и органов чувств чел-ка. Природа в данном контексте- это природные данные ребенка, кот. он имеет от рождения.

Воспитание людь­ми (родителями, воспитателями, учителями) — эти приучение человека использовать развитие этих способностей и органон. Воспитание от вещей (т.е.

от окружающего мира) —это собствен­ный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми от сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным вос­питание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ре­бенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его ин­тересами и запросами.

Руссо делил жизнь свое­го воспитанника на четыре периода.

1. Младенчество (раннее детство)- от рождения до 2 лет- это время физического развития, когда ребе­нок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему.

свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять .физические силы, закаливать ребенка. Вскармливать ребенка нужно самой матери.

Не следует торопить при­роду, заставляя ребенка говорить — всему свое время.

2. Детство — от 2 до 12 лет- по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием.

Одежда ребенка должна быть самой простой, удобной, не стесняющей его движений; поменьше пользоваться головными уборами. Следует приучать детей к холоду, он никогда не вредит, если с ранних лет их не кутать; приучать их к солнечному жару. Детям нужен продолжительный сон, нужна жесткая постель, так как мягкая расслабляет тело.

Пища должна быть простой.

3. Отрочество- от 12 до 15 лет- в этот период осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой.

Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка.Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интере­суют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал ори­гинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений.

Физический труд— это неизбежная обязанность общественного человека.

Поэтому свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремес­ленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу.

В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел.

4. Юношество- от 15 до совершеннолетия- период нравственного воспитания, а оно может быть дано только и обществе.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений, доброй воли.

Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.

И этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Прежде всего он предлагал уст­ранить все вредное, возбуждающее: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе.

Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии.

Воспитание женщины. Назначение женщины, в понима­нии Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она долж­на быть воспитана для дома.

Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле- вот удел женщины.

Руссо считал, что «естественное состояние» женщины — зависимость, и «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», что никаких серь­езных умственных занятий для девушки не нужно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_140863_pedagogicheskaya-teoriya-zh-zh-russo.html

Педагогическая теория жан-жака руссо

68. Пед. теория Ж.Ж.Руссо.

Воспитание в различные возрастные периоды развития детей
Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка.

Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским. В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природосообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться.

Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод “естественных последствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль…”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период — от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период — от 2 до 12 лет — Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

Третий период — от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, — возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла.

Воспитание женщины Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу.

Поэтому естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.

Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно.

Руссо крайне ограничивал образование невесты Эмиля, но считал, что уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится.

Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена — религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.

Взгляды Руссо на назначение женщины в обществе и ее воспитание весьма консервативны. Восставая против развращенных нравов, которые господствовали в его время среди высшего дворянства и духовенства Франции, Руссо возводил в идеал скромную, благонравную женщину, принадлежащую к третьему сословию, но он неправомерно противопоставлял воспитание юноши и девушки.

Значение педагогической теории Руссо

Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания. Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями. Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил. Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.

И все же идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах, хотя позже были почти полностью отвергнуты буржуазной педагогикой.

Педагогические взгляды Дени Дидро (1713—1784).Виднейшим представителем французского материализма XVIII века был Дени Дидро. Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован.

После освобождения из заключения он отдал все силы подготовке к изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Энциклопедия, вокруг которой он собрал весь цвет тогдашней буржуазной интеллигенции, сыграла огромную роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции.

Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.

Положение Дидро о значении, которое имеют природные различия людей в их развитии, о необходимости считаться в воспитании с особенностями физической организации и психики ребенка заслуживают положительной оценки.

Между тем, как впоследствии установили основоположники марксизма, природа человека изменяется в ходе исторического развития, люди в процессе революционной практики изменяют свою собственную природу. Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.

Дидро справедливо заявлял, что сплошь и рядом кроющиеся в народных массах таланты гибнут, так как дурной общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и образования. Он был сторонником просвещения широких народных масс, признавал его огромную освободительную роль.

Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты.

Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их социальной принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны государственными. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует установить общественное питание.

Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной перестройки средней школы.

Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.

Дидро составил в 1775 году план организации в России народного образования на новых основах под названием «План университета для России» (подразумевая под университетом всю систему народного образования). Екатерина и не собиралась, конечно, проводить в жизнь план Дидро, он был чересчур радикален.

Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Вольтер не раз обращался к проблеме идеала человека, содержания понятия вечных духовных ценностей и цели воспитания.

По его мнению существуют вечные нравственные законы, которые отражаются как в религиозных, так и в других учениях.

Вольтер, развивая взгляды о «разумном эгоизме», утверждал, что идея христианского спасения после гроба порочна, что человек реализует все свои желания в реальной жизни и воспитание имеет смысл лишь тогда, когда оно ориентировано на помощь личности в «земной» самореализации.

Аксиологические воззрения Вольтера восходили к древнему «золотому правилу» — человек должен поступать в отношении других людей так, как хотел бы, что бы они поступали в отношении него самого.

Поступки человека, по его учению, должны приносить конкретное благо другим людям, и об этом, в идеале, каждый человек должен заботиться более, чем о собственной выгоде или спасении души.

Страсти и темперамент человека — его естественное свойство, лишать человека которых не дано никому, и нет ничего зазорного в их проявлении, если это не наносит ущерба другим людям. По мнению Вольтера, все произведения искусства созданы страстями свободного человека.

Вольтер утверждал, что человек не совершенен по своему происхождению, так как в отличие от «свободного высшего существа» — смертен. Свобода человека ограничена его биологической жизнью, и говорить о полной свободе личности — утопия. Перед человеком имеется свобода выбора своих действий и поступков и в идеале человек должен направлять свою волю в ту сферу, в которой он приобретет большую свободу.

Идеал свободного человека в философском учении Вольтера занимает ведущее место. Мыслитель обратил внимание на диалектическую взаимосвязь между свободой и несвободой личности. В его представлениях идеальный человек — это человек, пришедший к пониманию того, что личное благо, полученное во вред другим — временно, и очень опасно для самого этого человека, так как рано или поздно обернется злом по отношению к нему самому

Цель воспитания — человек, способный сделать сложный выбор меду сиюминутным благом и сознательным отказом от него, ради пользы других, а само воспитание, в русле рассуждений Вольтера, является процессом, приводящим в единство рациональную, волевую и чувственную стороны сознания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10168.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий