68.Надзор в государственном управлении.

Контроль и надзор в сфере государственного управления

68.Надзор в государственном управлении.

Законность в государственном управлении — режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Существуют также такие способы обеспечения законности, как государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль, общественный контроль.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности и специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства.

Административный надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за нарушениями законности.

Прокурорский надзор – это деятельность государства, осуществляемая специально созданными им прокурорскими органами. Принимая законы, государство заинтересовано в их строгом и точном исполнении всеми гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями. В реальности нормативных актов отражается реальность самой власти.

Объект прокурорского надзора – это учреждения, предприятия, организации и другие юридические лица, в которых должны проводиться прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора – это участники надзорной деятельности, осуществляемой прокурорами.

55. Правительство РФ: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами власти

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

Предусмотрены два основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:

1) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;

2) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным, мы узнаем о том кто будет в составе Правительства РФ по факту.

К компетенции Правительства относится и сфера внешней политики и международных отношений. В рамках реализации своих полномочий в этой сфере.

Правительство осуществляем меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками этих договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-

технического и культурного сотрудничества. Говоря о компетенции Правительства Российской Федерации нельзя обойти вниманием принадлежащее ему право законодательной инициативы. Это право Правительство реализует путем внесения в Государственную Думу законопроектов.

Формы участия Правительства в законодательной деятельности, а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думупроектов законов определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г.

Правительство обладает правом направлять в Совет Федерации и Государственную Думу свои официальные отзывы на рассматриваемые платами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства полежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_99331_kontrol-i-nadzor-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya.html

61. Контроль и надзор в сфере государственного управления

68.Надзор в государственном управлении.

Обеспечение законности и дисциплины вуправлении предполагает деятельностьсоответствующих государственныхформирований, направленную на:

а) недопущение нарушений в деятельностиорганов исполнительной власти, ихдолжностных лиц тех требований ипредписаний, которые закреплены вдействующих законах и подзаконных актахи которыми они руководствуются в своейповседневной работе;

б) своевременное и оперативное выявление,пресечение и устранение таких нарушений;

в) установление причин и условий, имспособствующих;

г) привлечение к соответствующейответственности виновных в нарушениизаконности и дисциплины;

д) разработку и принятие мер, направленныхна устранение причин и условий нарушенийзаконности и дисциплины;

е) создание обстановки неотвратимостиответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплиныдостигается при помощи организационно-правовыхсредств. В своей совокупности онипредставляют собой способы обеспечениязаконности и дисципли-ны, а также системуэтих способов.

Данная система включает в себя значительноечисло различных государственных органов,деятельность которых в разной степенисвязана с обеспечением законности идисциплины.

Для одних органов обеспечение законностии дисциплины является лишь одной измногочисленных функций по руководству,управлению отраслью, сферой, комплексом(например, транспортным, топливно-энергетическими др.). В данном случае деятельность пообеспечению законности и дисциплиныосуществляется этими органами в границахих основной деятельности, не связаннойв целом с институтом законности идисциплины.

Наряду с этим государством образуютсяи такие органы, деятельность которыхнепосредственно направлена на обеспечениезаконности и дисциплины в государственнойи общественной жизни, в том числе и всфере управления (например, суды,прокуратура, государственные инспекции,федеральные надзоры и др.).

Все органы, занимающиеся вопросамиобеспечения законности и дисциплины,наделены для этого юридически-властнымиполномочиями, что придает их деятельностигосударственно-правовой характер. Такаядеятельность понимается в качествеспособа обеспечения законности идисциплины1.

Она осуществляется различными органамигосударственной власти, а также местногосамоуправления.

Особая роль в обеспечении законностии дисциплины принадлежит ПрезидентуРФ как гаранту Конституции РФ, прав исво-,бод человека и гражданина.

В процессе деятельности по обеспечениюзаконности и дисциплины в сфере управленияназванные органы используют в пределахпредоставленной компетенции контрольи его разновидности — проверку исполненияи надзор.

Контроль является довольно широкой иобъемной правовой

категорией.

Сущность и назначение контроля состоят:

а) в наблюдении за функционированиемсоответствующего подконтрольногообъекта;

б) в получении объективной и достовернойинформации о состоянии законности идисциплины;

в) в принятии мер по предотвращению иустранению нарушений законности идисциплины;

г) в выявлении причин и условий,способствующих правонарушениям;

д) в принятии мер по привлечению кответственности лиц, виновных в нарушениизаконности и дисциплины.

Иначе говоря, посредством контроля егосубъекты выясняют, соответствует лидеятельность органов исполнительнойвласти, действия должностных лицустановлениям правовых норм. Вместе стем контролю подлежат те действияграждан и их общественных объединений,которые «замыкаются» на сфереуправления.

Проверка исполнения тесно связана сконтролем и является составной частьюконтроля. Она представляет собой такуюдеятельность, которая позволяет выяснить,что и как сделано во исполнение предписанийи требований закона, подзаконного акта,соответствующего решения (например,вышестоящего органа управления).

Надзорная деятельность в зависимостиот субъектов, ее осуществляющих,подразделяется на два вида.

Первый вид связан с деятельностьюорганов прокуратуры по надзору засоблюдением законов в сфере управления(общий надзор).

Другой вид надзора — административныйнадзор. Его суть состоит в наблюденииуполномоченными на то государственнымиорганами и должностными лицами заисполнением действующих в сфереуправления разнообразных специальныхнорм, общеобязательных правил, закрепленныхв законах и подзаконных актах (правиладорожного движения, нормы санитарии идр.).

Наиболее характерные черты надзорасводятся к следующему:

а) органы надзора (в том числе ипрокурорского) осуществляют свои функциии полномочия в отношении тех объектов,которые им организационно не подчинены;органы контроля — в основном в отношенииорганизационно подчиненных и в некоторыхслучаях в отношении не подчиненныхобъектов;

б) в процессе контроля могут применятьсямеры дисциплинарного воздействия вотношении виновных лиц; в процессе жеадминистративного надзора применяютсямеры административного воз-действия кфизическим и юридическим лицам;

в) по ныне действующему законодательствуорганы контроля занимаются проверкойразличных сторон деятельностиподконтрольных объектов; органыадминистративного надзора проверяютсоблюдение специальных правил наподнадзорных им объектах.

Существуют различные виды контроля.Так, в зависимости от объема обследуемойдеятельности выделяют общий и специальныйконтроль.

Общий контроль предполагаетобследование целого ком-плекса вопросовдеятельности подконтрольного объекта.

Назначение специального контролясостоит в осуществлении проверкидеятельности подконтрольного объектапо четко определенному вопросу (например,соблюдение ветеринарных правил).

По стадиям проведения контроля выделяютпредварительный, текущий и последующийконтроль.

Цель предварительного контроля состоитв предупреждении, профилактике нарушений.Цель текущего контроля — выяснениесостояния законности и дисциплины,вынесение оценки правильности совершаемыхдействий объектами контроля. Цельюпоследующего контроля является проверкареального исполнения соответствующихрешений, предписаний контролирующихорганов.

В зависимости от субъектов, егоосуществляющих, и характера их полномочийможно выделить:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной(представительной) власти;

в) контроль органов исполнительнойвласти;

г) контроль органов судебной власти.

Источник: https://studfile.net/preview/7233591/page:44/

Uchebnik-free
Добавить комментарий