67. Общественно – политическая жизнь в Казахстане в 30-е годы. «Малый Октябрь» Ф.Голощекина.

Ф.И.Голощекин и политика

67. Общественно – политическая жизнь в Казахстане в 30-е годы. «Малый Октябрь» Ф.Голощекина.

История Казахстана – 11 класс.

Тема  урока:  Ф. И. Голощёкин и политика «Малого Октября».                  

Цель  урока:  дать сведения о приезде в Казахстан Ф. И. Голощёкина  в качестве  первого секретаря  Краевого комитета партии и начале политики «Малого Октября»;

Ожидаемые результаты урока:    

  • Знают  о начале политики «Малого Октября»;
  • Понимают, цели и задачи политики «Малого Октября»;
  • Могут привести примеры изменений, которые пришли в Казахстан вместе с Ф.И. Голощёкиным.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы  урока: рассказ, самостоятельная работа.

                                             Ход урока:

I. Организационный  момент  урока.
II. Опрос домашнего задания –  Характер общественно — политической жизни  в 1920 — 1930 гг.

1. Когда была образована Казахская ССР?

2. Какие Верховные органы были созданы?

3. Что такое ЦИК? СНК? Кто их возглавил?

4. Когда был создан СССР?

5. Когда была принята новая Конституция СССР?

6. Когда была принята Конституция КазАССР?

III. Работа над новой темой — Приход к власти Ф. И. Голощёкина. Ф. И. Голощёкин и политика «Малого Октября».                   

                                        План  урока :

1. Голощёкин Филипп Исаевич  (1876 — 1941 гг.)

2. Политика Ф. И. Голощёкина  «Малый  Октябрь».

3. Начало политики  «Малого  Октября».

IV. Работа в тетрадях. Краткая запись основного содержания новой темы.

     В сентябре 1925 г. на должность первого секретаря Краевого комитета партии был прислан Ф. И. Голощёкин. Родился  в 1876 г. в семье торговца, в г. Невеле. Будучи зубным врачом, занимался партийной работой. В 1906 г.

был избран членом Петербургского комитете РСДРП. Активный участник Февральской  и Октябрьской  революций 1917 г. В годы гражданской войны работал членом Туркестанского Военного Совета. До приезда в Казахстан, в 1922 — 1925 гг.

занимал должность секретаря Самарского губернского комитета партии.

Ф. И. Голощёкин в конце 20-х — начале — 30-х годов проводил  кампанию по коллективизации, которая привела к массовому истреблению казахов.

     С  приходом  Ф. И. Голощёкина  в республике усилилась политика насилия. Ознакомившись с ситуацией в Казахстане, он написал письмо Сталину, в котором сообщил о необходимости акцента в политике не на общенациональные  задачи, а на советизации казахского аула, усилении роли большевиков в республике, привлечении национальных кадров в руководство.

     В декабре 1925 г. 5-я краевая партийная  конференция приняла решение  «О советизации  аула», которая стала толчком к усилению классовой борьбы в казахском обществе. Идея «Малого Октября» получила идеологическое обоснование. Насильственная коллективизация и массовые репрессии 1937 — 1938 гг. привели казахов к национальной катастрофе.

     В сентябре 1925 г. под давлением  Ф. И. Голощёкина  правительство республики приняло решение о переводе казахского населения на оседлость.

V. Рефлексия.

1.  В каком году Ф. И. Голощёкин  был прислан на должность первого секретаря Казахского краевого комитета?

2. Приведите примеры изменений, которые пришли в Казахстан вместе с

Ф. И. Голощёкиным.

3. Как вы понимаете политику «Малого Октября»?

4. Под каким лозунгом проводилась политика Ф. И. Голощёкина  «Малый Октябрь»?

VI. Заключительный этап урока.

1. Подведение итогов урока.

2. Оценка знаний и умений учащихся.

VII. Задание на дом: § 35, прочитать, ответить на вопросы. 

История Казахстана – 11 класс.

Тема урока: Ф. И. Голощёкин и политика «Малого Октября».

Цель урока: дать сведения о приезде в Казахстан Ф. И. Голощёкина в качестве первого секретаря Краевого комитета партии и начале политики «Малого Октября»;

Ожидаемые результаты урока:

  • Знают о начале политики «Малого Октября»;
  • Понимают, цели и задачи политики «Малого Октября»;
  • Могут привести примеры изменений, которые пришли в Казахстан вместе с Ф.И. Голощёкиным.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока: рассказ, самостоятельная работа.

Ход урока:

I. Организационный момент урока.
II. Опрос домашнего задания – Характер общественно — политической жизни в 1920 — 1930 гг.

1. Когда была образована Казахская ССР?

2. Какие Верховные органы были созданы?

3. Что такое ЦИК? СНК? Кто их возглавил?

4. Когда был создан СССР?

5. Когда была принята новая Конституция СССР?

6. Когда была принята Конституция КазАССР?

III. Работа над новой темой — Приход к власти Ф. И. Голощёкина. Ф. И. Голощёкин и политика «Малого Октября».

План урока :

1. Голощёкин Филипп Исаевич (1876 — 1941 гг.)

2. Политика Ф. И. Голощёкина «Малый Октябрь».

3. Начало политики «Малого Октября».

IV. Работа в тетрадях. Краткая запись основного содержания новой темы.

В сентябре 1925 г. на должность первого секретаря Краевого комитета партии был прислан Ф. И. Голощёкин. Родился в 1876 г. в семье торговца, в г. Невеле. Будучи зубным врачом, занимался партийной работой. В 1906 г.

был избран членом Петербургского комитете РСДРП. Активный участник Февральской и Октябрьской революций 1917 г. В годы гражданской войны работал членом Туркестанского Военного Совета. До приезда в Казахстан, в 1922 — 1925 гг.

занимал должность секретаря Самарского губернского комитета партии.

Ф. И. Голощёкин в конце 20-х — начале — 30-х годов проводил кампанию по коллективизации, которая привела к массовому истреблению казахов.

С приходом Ф. И. Голощёкина в республике усилилась политика насилия. Ознакомившись с ситуацией в Казахстане, он написал письмо Сталину, в котором сообщил о необходимости акцента в политике не на общенациональные задачи, а на советизации казахского аула, усилении роли большевиков в республике, привлечении национальных кадров в руководство.

В декабре 1925 г. 5-я краевая партийная конференция приняла решение «О советизации аула», которая стала толчком к усилению классовой борьбы в казахском обществе. Идея «Малого Октября» получила идеологическое обоснование. Насильственная коллективизация и массовые репрессии 1937 — 1938 гг. привели казахов к национальной катастрофе.

В сентябре 1925 г. под давлением Ф. И. Голощёкина правительство республики приняло решение о переводе казахского населения на оседлость.

V. Рефлексия.

1. В каком году Ф. И. Голощёкин был прислан на должность первого секретаря Казахского краевого комитета?

2. Приведите примеры изменений, которые пришли в Казахстан вместе с

Ф. И. Голощёкиным.

3. Как вы понимаете политику «Малого Октября»?

4. Под каким лозунгом проводилась политика Ф. И. Голощёкина «Малый Октябрь»?

VI. Заключительный этап урока.

1. Подведение итогов урока.

2. Оценка знаний и умений учащихся.

VII. Задание на дом: § 35, прочитать, ответить на вопросы.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/f_i_goloshchiekin_i_politika_malogho_oktiabria

Малый Октябрь. Ф.И.Голощекина. Голод 1931 –1933 гг

67. Общественно – политическая жизнь в Казахстане в 30-е годы. «Малый Октябрь» Ф.Голощекина.

73. Малый Октябрь. Ф.И.Голощекина. Голод 1931 –1933 гг.

Голощекин избран осенью 1925 г. руководителем краевой партийной организации. Задача малый октябрь : разрешение традиционной общины ч/з ликвидацию соц. дифференциации, массовый переход казахов к оседлости. Гоощекин начал борьбу с партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Это Садвакасов, Ходжанов, Сейфуллин, Нурмаков, Менделеев.

В конце 1928 года начались первые аресты политических противников Голощекина – Байтурсынов, Дулатов, Аймаутов, Жумабаев. В 1926-27 гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1360 тыс. десятин, сенокосов и 1250 тыс десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середникам.

Из-за отсутствия скота сенокосы, пастбища возвращались обратно. Следующий шаг: конфискация имущества крупных баев – скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания. Усиливался налоговый пресс в отношении зажиточных хозяйств, вынужденных выплачивать большую часть сельхозналога. В конце 20-х гг.

был взят курс на коллективизацию – создание системы коллективных хозяйств с полным отчуждением крестьян от средств производства и распределения результатов этого производства. Был взят курс на широкомасштабный геноцид. В 27-28 гг. разразился хлебозаготовительный кризис. В К-не кампания коллективизации должна была завершиться к 1932 г.

В 28 было коллективизировано 2% хозяйств, в 30г. – 50%, в 31 г. – 65%. Шла хлобозаготовительная кампания. Отбирались запасы зерна, семенной фонд, массовый забой скота. В рамках раскулачивания в 30-31 гг. было выслано за пределы республики ок. 6800 человек. Из др. регионов СССР было переселено 180 тыс. раскулаченных.

Проводились жестокие репрессивные меры. За 22-33 гг. за сопротивление властям и попытке скрыть зерно и мясо от заготовок было осуждено больше 33000 чел. Результат: голод, поразивший весь К-н. Весной 1931 г. в Алмату поступали сведения о голоде, власти лишь ужесточали административный нажим. В итоге в течение 1931-33 гг. умерло приблизительно 2 млн.

казахов и 200-250 тыс др. национальностей. Численность этноса упало вдвое. Следовательно ряд волнений и вооруженные восстания.

74. Сталинские репрессии в К-не. Карлаг, Степлаг, Алжир.

20-30-е гг. – это время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахсккую интеллегенцию.В 1928 году по ложному обвинению были арестованы 44 человека, так называемых «буржуазных националистов» — бывших деятелей «Алаш-Орды», в том числе А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов.

В 1930 году была арестована другая группа интеллигенции, около 40 человек, в том числе М. Тынышпаев. X. Досмухамедов. В 1937-1938 годах репрессии приняли массовый характер. Были репрессированы и физически уничтожены, кроме выше названых, так же государственные и общественные деятели Т. Рыскулов, Д. Садвакасов, У. Исаев. У. Джандосов.

Представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлнн, И. Джансугуров. Ученые К. Жубанов, С. Асфендялров и многие другие. В Казахстане было создано 7 лагерей, крупнейшим из которых был Карлаг (Карагандинский лагерь особого режима), специально для жен «изменников родины», был создан Акмолинский лагерь «Алжир».

Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.Осенью 1937 года в Казахстан было насильственно переселено около 100 тысяч корейцев с Дальнего Востока, незаконно обвиненных по национальному признаку в «японском шпионаже».

Также, осенью 1937 года в Казахстане появились тысячи курдов, турок, азербайджанцев, иранцев, высланных сюда во время «очистки погран. полосы» вдоль Кавказской границы СССР.

Следует добавить, что заметными событиями того периода были перенос столицы Казахстана в 1929 году из Кзыл-Орды в Алма-Ату и преобразование КазАССР в Казахскую Советскую Социалистическую Республику, то есть из автономной в союзную в соответствии с Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 года.

75.Развитие культуры К-на в 20-30 годах. (Развитие народного образования, музыкальное и театральное искусство).

 В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.

26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232

человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки.

В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение.

Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов.

Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры.

Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы.

Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет).

Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год),Алма-Атинский медицинский институт (1931 год), Казахский государственный университет {1934 год).

В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым.

Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений. . Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образован;а Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе.

Были созданы краевой архив, музей.

Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведениия В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР.

В 1926 году открылся первый национальный казахский театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной на его сцене, была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт музыкальный театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой казахской оперой была «Кыз-Жибек» Е.

 Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр имени Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада казахского искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев.

В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал дл я развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В.

 Затаевич, автор сборников «1000 песен казахского народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год).

20-30-с годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%.

К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию.

… села Андроново, рядом с городом Ачинск в Южной Сибири). Раскопки были проведены в 1913 году Б.В. Андриановым. В 1927 году археолог М.П.

Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил на обширной территории- от Минусинска на востоке до Урала на западе.

Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии. Большинство андроновских …

… ) датируется 7-5 тыс. лет до н.э. Переходной от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э.

Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)   Б) Хоз-во, материальная и духовная культура.

На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия. Первыми орудиями …

… населением Казахстана, Ташкентского оазиса, Ферганы, Хорезма и даже странами Передней Азии.

Но для решения этих и ряда других вопросов необходимо расширение изучения памятников эпохи бронзы в Киргизии. 3.

   ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КЕТМЕН-ТЮБИНСКОЙ ДОЛИНЫ Кетмен-Тюбинская котловина расположена к северу-востоку от Ферганской долины, непосредственно граничит с районами Центрального Тянь-Шаня и …

… открытий последних десятилетий, ну, пожалуй, основной проблемой — возрождением кыргызской археологии.

Таким образом, основная цель данной работы раскрыть реальную картину изученности бронзового века в Кыргызстане и перспективность дальнейших исследований в этой области, а также введение в научный оборот материалов, хранящихся в фондах музея-лаборатории КГНУ. Глава I. Андроновская культурно- …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/72750/27

Малый Октябрь» Ф.И. Голощекина в Казахстане и насильственная советизация казахского аула. Формирование тоталитарной системы

67. Общественно – политическая жизнь в Казахстане в 30-е годы. «Малый Октябрь» Ф.Голощекина.

В 1925-1933 годах руководителем Казкрайкома был революционер-профессионал Ф. Голощекин. Он был проводником сталинского курса в Казахстане, проповедовал идею «Малого Октября». Национальные лидеры, составлявшие оппозицию Ф. Голощекину, такие как Т. Рыскулов, С. Садвакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев подверглись гонениям.

«Малый Октябрь» — название политического курса властей Казахстана в 1926—1927 годах, направленного на подавление местных национальных элит и усиление административного и экономического контроля над жизнью республики.

Осенью 1925 года первым секретарём ЦК Компартии Казахской АССР стал Филипп Исаевич Голощёкин. Голощёкин сразу после прибытия в Кызыл-Орду в декабре 1925 года, выступая на партконференции в Кзыл-Орде, заявил, что до его приезда в Казахстане никакой советской власти не было.

Своим заявлением он подчеркнул, что ему придётся начинать с нуля, перечёркивая работу, проделанную его предшественниками.

К 10-му юбилею Октября в 1927 году Голощёкин выступает автором двух работ — «Казахстан на Октябрьском смотре» и «10 лет Советской власти», где он обосновывает необходимость эскалации чрезвычайщины, буквально призывая к идее гражданской войны в ауле.

На имя Сталина Голощёкин отправил письмо, где обосновал необходимость проведения в Казахстане «Малого Октября» и испрашивал «добро» на это мероприятие..Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости.

Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощёкин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 году в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С.Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и другие.

Многие из них были удалены из республики. Ж. Султанов, С.Садвакасов, Ж. Мынбаев сняты со своих постов. В конце 1928 года начались первые аресты политических противников Голощёкина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймауытов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X.

Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции.

В декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП(б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года сельское хозяйство страны должно было превратиться из мелкого единоличного в крупное, коллективное — колхозное.

Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2 % хозяйств, на 1 апреля 1930 года этот показатель составлял уже 50,5 %, а в октябре 1931 года — около 65 %.

Ряд областей перекрыл даже эти «ударные» темпы, например, в Уральском, Петропавловском округах коллективизировано было более 70 % хозяйств. К осени 1931 года в республике 78 районов из !22 охватили коллективизацией от 70 % до 100 % хозяйств. Насильственные меры выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны.

Только в 1933 году органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тысячи человек.

Одновременно с коллективизацией проводились мероприятия по ликвидации кулачества и байства как класса.

27 августа 1928 года был принят декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полу феодалов», в котором разрешалось конфисковать байские хозяйства, а их владельцев высылать.

Было выселено 657 крупных баев, у них конфисковано 145 тысяч голов скота (в переводе на крупный), а также сельскохозяйственные орудия и переданы в колхозы.

Трагическим для казахов стало насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников в годы коллективизации. В 1930 году было переведено на оседлость 87 136 хозяйств, в 1933 году — 242 208. Сам механизм оседания понимался весьма упрощенно: стягивались сотни хозяйств в одно место, а затем организовывались стационарные поселки по типу деревень.

Все это сопровождалось насильственной коллективизацией, то есть оседание сопровождалось стопроцентной коллективизацией. При этом создавались колхозы гиганты, в них объединялись сотни хозяйств в радиусе до 200 и более километров. Колхозные фермы, в которые сгонялся скот, часто представляли собой участки степи, огороженные арканами, скот стал погибать.

В сельском хозяйстве резко упала урожайность в результате отчуждения крестьянина от земли. Настоящая катастрофа разразилась в животноводстве. Накануне коллективизации в Казахстане было 40,5 млн. голов скота, а на 1 января 1933 года осталось всего около 4,5 млн. голов.

В конечном итоге все это вылилось в трагедию голода 1930-1932 годов, от него погибло около 2,1 млн. человек из 6,2 млн. жителей республики. Спасаясь от голода и репрессий свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тысяч безвозвратно. По подсчетам демографов, эхо этой трагедии будет волнообразно повторяться в течении 150-170 лет.

Недовольство населения Казахстана жесткой политикой коллективизации вылилось в вооруженное сопротивление. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания, по неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тысяч человек.

Крупные выступления шаруа и крестьян имели место практически на всей территории республики. Упорством, организованностью здесь выделялось восстание в Сузакском районе Сырдарьинского округа, где восставшие заняли районный центр Сузак. Оно было жестоко подавлено регулярными частями армии.

Крупными очагами недовольства были Семипалатинский, Алма-Атинский округа, Адаевская степь.

1 | 2 | 3 |

4

| 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Источник: https://studall.org/all-98887.html

«Малый октябрь» и коллективизация в Казахстане

67. Общественно – политическая жизнь в Казахстане в 30-е годы. «Малый Октябрь» Ф.Голощекина.
0 Период укрепления тоталитарной системы

Ф. И. Голощекин.

Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. руководителем краевой партийной организации. Профессиональный революционер, один из организаторов расстрела царской семьи, Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об отсутствии в казахском ауле Советской власти и необходимости «пройтись по аулу Малым Октябрем».

Коллаж: http://www.tarih-begalinka.kz/ru/timetravel/page3589/

Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости.

Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 г. в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С.Сейфуллин, М.

Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. Многие из них были удалены из республики. Ж. Султанов, С.Садвакасов, Ж. Мунбаев сняты со своих постов. В конце 1928 г. начались первые аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев.

Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции.

Фактически устранив оппозицию в Казахстане, Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи «Малого Октября». В 1926-1927гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла.

Не имеющие скота хозяйства не могли воспользоваться переданными им сенокосами и пастбищами и в большинстве случаев возвращали их прежним хозяевам.

Следующим шагом стала конфискация имущества крупных баев-скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания. Намечалось конфисковать имущество и скот около 700 хозяйств. Согласно документам, скот был отобран у 696 хозяйств, однако наделе это цифра была гораздо выше.

Так, только в Акмолинском округе вместо 46 по плану конфискации и выселению было подвергнуто более 200 хозяйств, в Петропавловском вместо 34 хозяйств -102 и т.п. Всего в результате кампании около 145 тыс. голов скота были переданы беднякам.

Следует заметить, что конфискации подвергались не только крупные скотовладельцы, но и середняки, замеченные в нелояльности властям. Усиливался также налоговый пресс в отношении зажиточных хозяйств, вынужденных выплачивать большую часть сельхозналога. Так, в 1927-28 гг. 4% хозяйств уплатили 33% всей суммы налогов.

Кроме того, существовала система «самообложения», по которой сумма могла превышать первоначальную в два-три раза.

Следует отметить, что политика давления на зажиточных крестьян была характерна не только для Казахстана, но и для всего Советского Союза. Главной своей целью Советское правительство считало ускоренную индустриализацию, средства для которой должен был дать аграрный сектор экономики.

Традиционное хозяйство, опирающееся на частную собственность на землю и скот, не могло в короткие сроки дать необходимые средства.

Поэтому в конце 20-х годов был взят курс на коллективизацию — создание системы коллективных хозяйств (колхозов) с полным отчуждением крестьян от средств производства и распределения результатов этого производства.

Казахстану была уготовлена особая роль. Богатые природные ресурсы предусматривали создание здесь крупной индустриальной базы, однако рабочая сила должна была быть перемещена сюда извне, из центральных регионов России и Украины.

Казахи, как кочевники и скотоводы, не вписывались в будущую систему «социалистического Казахстана». Именно поэтому Голощекин с согласия Сталина выбрал те методы коллективизации, которые не могли не вызвать полный развал казахского хозяйства и фактическое вымирание целого народа.

Так был взят курс на широкомасштабный геноцид.

Коллективизация.

В 1927-28 гг. в стране разразился хлебозаготовительный кризис. Если в 1927 г. было заготовлено 430 млн. пудов, то в следующем — только 300 млн. пудов, причем началось повсеместное уменьшение посевных площадей. Крестьяне вынуждены были это делать, так как закупочные цены государства были ниже рыночных в три раза.

В ответ власти начали кампанию коллективизации. В Казахстане она должна была в основном завершиться к 1932 г., однако местные власти во главе с Голощекиным форсировали этот процесс, который сопровождался насильственным оседанием казахов и «раскулачиванием» зажиточных крестьян. В 1928г.

коллективизировано было 2 % всех хозяйств, к весне 1930 — 50%, а к осени 1931 — около 65 %. Одновременно в рамках оседания создавались скотоводческие городки, в которые сгонялись аулы с большой территории. Это привело к тому, что скот, собранный в одно место, начал погибать от бескормицы.

Обобществлению во многих случаях подвергался не только скот и сельхоз инвентарь, но и птица и даже личное имущество.

Одновременно с коллективизацией активно шла хлебозаготовительная кампания. В колхозах отбирали все запасы зерна, включая семенной фонд, на скотоводческие районы также накладывались обязательства сдавать зерно, и казахи были вынуждены для выполнения их менять скот на хлеб. В широких масштабах шла кампания по заготовке мяса и шерсти, приведшая к массовому забою скота. Зимой 1930 г.

поступила команда по дополнительной заготовке шерсти, что привело к гибели большого количества овец от холода. В итоге даже по официальным данным количество скота в республике сократилось на 20 млн. голов, т.е. наполовину, а в 1931 г. — еще на 10 млн. голов. Власти Казахстана и сам Голощекин прекрасно знали о сложившейся ситуации, однако продолжали проводить прежнюю политику.

В рамках раскулачивания было в 1930-31 г. выслано за пределы республики около 6 800 человек. В то же время в Казахстан из других регионов СССР было переселено 180 тыс. раскулаченных, лишенных средств существования. Коллективизация и раскулачивание сопровождались жестокими репрессивными мерами. За 1922-1933 гг.

за сопротивление властям и попытки скрыть зерно и мясо от заготовок было осуждено более 33 тыс. человек.

Результатом всех этих акций стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. Уже весной 1931 г. с мест в Алма-Ату, ставшую к тому времени столицей, стали поступать сведения о голоде, однако власти их игнорировали и лишь ужесточали административный нажим.

В итоге втечение 1931-ЗЗгг. умерли около 2 млн. казахов и 200-250 тыс. казахстанцев других национальностей. Несколько сот тысяч казахов откочевали в Китай, Монголию, Ирак и Афганистан. Численность этноса сократилась вдвое. Огромные потери понесло животноводство.

С 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн. 509 тыс. до 965 тыс. голов, овец — с 18 млн. 566 тыс. до 1 млн. 386 тыс. голов, лошадей — с 3 млн. 616 тыс. до 416 голов, верблюдов — с 1 млн. 42 тыс. до 63 тыс. голов.

Конечно, население Казахстана пыталось сопротивляться геноциду, что выразилось в ряде волнений и вооруженных восстаний.

  • Архивные материалы о коллективизации в Казахстане (по материалам ГАКО)
  • Причины голода 30-х годов в Казахстане
  • Спецсообщение ПП ОГПУ Казахской АССР в Совнарком Казахской АССР о голодовках колхозников и случаях смерти от голода.
  • Постановление Политбюро о разбронировании дополнительных количеств пшеницы, ячменя, овса из непфонда для Казакстана. 27 марта 1933 г.
  • Потери казахов от голода 1932–1933 годов составили 4 миллиона 68 тысяч человек

Tags ашаршылықголощекинколлективизация

Источник: http://www.elimai.kz/malyj-oktyabr-i-kollektivizaciya-v-kazaxstane.html

Конспект открытого урока истории Казахстана в 11 классе

67. Общественно – политическая жизнь в Казахстане в 30-е годы. «Малый Октябрь» Ф.Голощекина.

Первосоветская средняя общеобразовательная школа.

Конспект открытого урока

по предмету

«История Казахстана»

в 11 классе

на тему: «Ф. И. Голощёкин и «Малый Октябрь»».

Учитель истории: Тасмуханова О. А.

2016 — 2017 учебный год.

Тема урока: Ф. И. Голощёкин и «Малый Октябрь».

Тип урока : Комбинированный.

Вид урока: Традиционный.

Цели и задачи урока:

  1. Рассмотреть усиление тоталитарной системы в Казахстане, мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств, перевод казахов- кочевников на осёдлый образ жизни .

  2. Развивать логическое мышление, познавательную активность, умение работать в парах. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, сопоставление фактов, умение анализировать и делать выводы.

  3. Воспитание в духе патриотизма, любовь к Родине и к своему народу.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, карточки с заданиями, видеоролик, презентация .

Методы обучения:

Словесные: рассказ, диалог.

Наглядные: демонстрация презентации, видеоролика.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания. Индивидуальный опрос у доски каждого ученика по карточкам.

I Блок заданий.

Карточка №1.

Вопросы:

Назовите главное общественно-политическое событие 1920 года в Казахстане.

Цель проведения этого события.

Карточка №2.

Вопросы:

Кто был избран председателем Центрального исполнительного комитета?

Кто был избран председателем Совета народных комиссаров?

Карточка №3.

Вопросы:

Какое событие произошло 30 декабря 1922 года в Москве?

Карточка №4.

Вопросы:

22 ноября 1923 г., 1 января 1924 г. как эти даты взаимосвязаны между собой?

Карточка №5.

Вопросы:

Перовск, Кзыл-Орда – что вы можете сказать об этих городах?

Карточка №6.

Вопросы:

Какие меры принял сталинский идеологический аппарат по уничтожению исторической памяти народов?

II Блок заданий.

Хронологическая таблица. Угадай событие.

4-12 октября 1920 год- съезд Советов Казахстана.

30 декабря 1922 год- в Москве прошёл первый съезд Советов СССР.

22 ноября 1923 год- Принят декрет «О ведении делопроизводства на казахском языке».

1 января 1924 год- всем областям и некоторым уездам было рекомендовано вести делопроизводство на казахском языке.

1925 год. – приход к власти в Казахстане Ф. Голощёкина.

15-19 апреля1925 год- Пятый съезд Советов Казахстана.

5 декабря 1936 год – Восьмой Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов СССР, принята Конституция СССР.

26 марта 1937 год – КазАССР была переведена в ранг союзной республики

Март 1937 год – Десятый Чрезвычайный съезд Советов Казахстана принял Конституцию КазССР.

12 декабря 1937 год – прошли выборы в Верховный совет республики.

III. Объяснение новой темы:

План:

  1. Биография Ф. И. Голощёкина.

  2. Усиление тоталитарной системы в Казахстане.

  3. Политика экспроприации имущества у населения.

  4. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств.

  5. Перевод казахов- кочевников на осёдлый образ жизни.

  6. Просмотр видеоролика

Выполнение кластера на тему:

(Кластер , связанный с ассоциациями с политикой «малого Октября»)

«Малый октябрь в Казахстане»

Учитель: Политика «малого октября в Казахстане» связана с именем Ф. И. Голощёкина. Ученику вашего класса было дано задание подготовить биографию Ф. И. Голощёкина. (Рассказ ученика 11 класса).

Учитель: укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощёкина. Именно с приходом к власти этого человека усилилась политика насилия.

Ознакомившись с ситуацией в Казахстане , он написал письмо И. В.

Сталину, в котором сообщил, что необходимо провести советизацию казахского аула, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая, необходимо усилить роль большевиков в республике.

Вскоре Ф. Голощёкин провозгласил свою главную идею «Я утверждаю , что в нашем ауле нужно пройтись « малым Октябрём»».

Цель Ф. Голощёкина:

  1. Советизация казахского аула.

  2. Усиление роли большевиков в республике.

  3. Экспроприация имущества крупных баев.

  4. Ликвидация кулацких хозяйств

  5. Перевод казахов- кочевников на осёдлый образ жизни.

Изучение новой темы осуществляется путём выполнения заданий (подготовленные учителем) в парах.

Задание №1.

Ознакомившись с текстом учебника на стр.121 «Усиление тоталитарной системы в Казахстане», выпишите:

В чём проявилось усиление тоталитарной системы в Казахстане.

Задание №2.

Вставьте пропущенные даты , слова в следующий текст (используя текст учебника на стр.121-122):

«Политика экспроприации имущества у населения».

_______________ был принят декрет _______________. В деревни и аулы было направлено __________ уполномоченных из краёв и окружных органов с самыми суровыми инструкциями и широкими правами. Основной удар направлялся по наиболее ___________________________________.

Но уполномоченные , слабо владевшие обстановкой, часто «били по»_______________, а то и по _______________.

В соответствии с декретом экспроприации было подвергнуто около __________ хозяйств, у которых изъяли _______________ крупного рогатого скота.

Следует отметить , что конфискации подвергались не только ____________________, но и _______________, замеченные в нелояльности к _____________________.

Задание №2.

Вставьте пропущенные даты , слова в следующий текст(используя текст учебника на стр.122):

«Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств».

Одним из драматических сюжетов в истории коллективизации стала борьба с так называемым _____________________________. В результате в рамках раскулачивания в_________________ было выслано за пределы республики около ______________ человек.

В то же время ____________ из других регионов _________ было переселено ____________ раскулаченных , лишённых средств существования. За годы коллективизации __________________ подверглось свыше __________ крестьянских хозяйств. В __________ годы началась кампания по конфискации ________ у крупных хозяев.

______________ делало ставку на ограничение количества, а затем и полную ликвидацию ______________________________.

Задание №2.

Вставьте пропущенные даты , слова в следующий текст(используя текст учебника на стр. 123):

«Перевод казахов- кочевников на осёдлый образ жизни».

Сильнейший удар нанесло по казахскому хозяйству проводившееся силовыми методами _____________________________________________.

Картина по оседанию кочевых и полукочевых хозяйств было следующая 1930г.-___________, 1931 г.-_________,1932 г.-_________,1933 г.-___________. Скот собранный в одно место начинал _____________ от бескормицы.

В_________________ руководство Казрайкома дало указание местным партийным и советским организациям о форсированной коллективизации ____________ и _____________ казахских крестьян и переводе их на _______________ образ жизни.

Такая непродуманная установка спровоцировала _________________ на массовый _________________ и _____________.

К ______________ году в основном завершился переход казахов-кочевников и полукочевников к ________________.

Задание № 3.

Ответьте на вопрос: Что написал в своём письме председатель Совнаркома У. Исаев И. Сталину.

Задание № 3.

Ответьте на вопрос: Что написал в своём письме председатель СНК РСФСР Т. Рыскулов И. Сталину.

Задание № 3.

Ответьте на вопрос: Что написали в своём письме видные казахстансике деятели культуры Г. Мусрепов, М. Гатаулин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев И. Сталину.

Просмотр видеоролика на тему «Голод в 1930-е годы в Казахстане»

IV. Закрепление новой темы:

Тесты для закрепления новой темы:

1. Автором идее «Малого Октября» являлся:

Т. Козыбеков

Т. Рыскулов

В. Шатов

Ф. Голощёкин

Н. Нурмаков

2. В какой период первым секретарём Казрайкома ВКП(б) был Ф. И. Голощёкин:

1925-1933 гг.

1927-1931 гг.

1928-1932 гг.

1929-1932 гг.

1930-1932 гг.

3. Ф. И. Голощёкин, возглавив краевую партийную организацию , избрал курс на обострение классовой борьбы в ауле под лозунгом:

«Власть большевикам»

«Власть Сталину»

«Советизация аула»

«Власть коммунистам»

«Кулачеству нет!»

4.Декрет о конфискации имущества крупных баев был принят в:

Август 1927

Август 1921

Август 1930

Август1934

Август1928

5.Сколько хозяйств было подвергнуто экспроприации согласно декрету:

400

500

600

700

800

6.За годы коллективизации раскулачиванию подверглось свыше:

15 % крестьянских хозяйств

20% крестьянских хозяйств

35% крестьянских хозяйств

10% крестьянских хозяйств

25% крестьянских хозяйств

7.В каком году руководство Казкрайкома дало указание местным партийным и советским организациям о форсированной коллективизации полукочевых и кочевых казахских крестьян и переводе их на осёдлый образ жизни?:

Август 1929г.

Август 1930 г.

Август 1931 г.

Август 1932 г.

Август 1933г.

8.Сколько хозяйств перешло к оседлости к 1938 году?:

250,8 тыс.

62,4 тыс.

338,7 тыс.

1 млн. 42 тыс.

509 тыс.

9.Председатель СНК РСФСР , который в 1933 году в своём письме Сталину , также указывал на бедственное положение казахского населения:

Г. Мусрепов

Т. Рыскулов

У. Исаев

Е. Алтынбеков

Х. Досмухамедов.

10.Когда было написано «Письмо пяти»?:

1931 г.

1932 г.

1933 г.

1929 г.

1930 г.

V. Домашнее задание §35 (11 класс), §18 (9 класс) .

VI. Выставление оценок.

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-otkrytogho-uroka-istorii-kazakhstana-v-11-klassie-f-i-goloshchiokin-i.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий