66.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство.

Культурное строительство в Казахстане в 20-30-е гг

66.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство.

Развитие системы образования. Одно из безусловных достижений советского режима — развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г.

принимаются Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы — бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление.

Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. — казахи.

Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 г. — 2 713 школ со 160 924 учащимися.

В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г.

на одного ученика русской школы 1 ступени — 16 рублей, а казахской школы — 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного ученика школы II ступени — всего 22 руб. 70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г.

был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

С 1921 по 1927 год в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. — 150 тыс., а в 1930 г. — около 500 тыс. человек.

Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в Казахстане было охвачено 91% детей школьного возроста, лишь треть из них училась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.

В 20-х — 30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 г. в Семипалатинске отпечатали учебники «Есеп куралы», «оку куралы» и «Tiл куралы» А.Байтурсын и М. Дулатулы.

При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан («География»), М. Жумабай («История Казахстана», «Педагогика»), Ж. Аймауыт-улы («Дидактика»), Б. Омаров («Алгебра») и другие известные представители национальной интеллигенции.

В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет.

Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 — сельскохозяйственный. В 1934г.

в столице состоялось открытие двух новых вузов — Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт.

Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров.

В рассматриваемый период развивались преимущественно прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 г. в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919г. — историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. В 1920 г.

отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии.

В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 г. в Общество входили 84 ученых.

В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.).

В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН.

Возникает сеть научно-исследовательских институтов — Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г.

в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.

Росли научные кадры Казахстана. Если в 20-х годах в республике работали ученые из центральных регионов, академики А.Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин, профессора С. Руденко, А.

Григорьев, то в 30-х годах ученое звание профессора получает выдающийся казахский историк С. Асфендиаров. Тем не менее численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов.

Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.

Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы — А. Байтурсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж.

Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. пролетарской литературы — С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С.

Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.

Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского социалистического реализма. Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г.

, собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской «пролетарской» литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К.

Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих пролетарских» писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г.

создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган «Кус жолы». Этот альманах стал основным орудием критики буржуазных» и «националистических» литераторов.

Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.

Музыкальное и театральное искусство. После Октябрьской революции в Казахстане зародилась и сформировалась национальная социалистическая культура.

В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее народное музыкальное творчество, освоение русской и зарубежной классики, на использование опыта советской музыки. Развернулась большая работа по записи и изучению музыкального фольклора. Известность получили труды А. В.

Затаевича «1000 песен киргизского (казахского) народа» (1925) и «500 казахских песен и кюев» (1931). Чаще, чем прежде, проводились состязания певцов, акынов, музыкантов, особенно по созданию и исполнению произведений на советские темы. Одно из таких состязаний состоялось в 1919 в г.

Верном (ныне Алма-Ата) с участием акына Джамбула Джабаева и его ученика композитора-певца и акына Кенена Азербаева.

Наряду с обогащением народного творчества новыми темами и средствами выразительности формируются новые жанры музыкального творчества, расширяются виды исполнительства, появляются хоровое пение и ансамблевая игра на музыкальных инструментах. В годы Гражданской войны впервые возникли национальные народные революционные песни, перекликающиеся с общепролетарскими песнями.

Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области.

Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.

В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд «1000 песен казахского народа» — плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал «500 казахских песен и кюев».

В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж.

Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.

С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г.

на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали Айман-Шолпан М. Ауэзова и «Шуга» Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского «Кыз Жибек», «Ер Таргын» и «Жалбыр».

Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова.

Развиваются и традиционные драматические жанры.

До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г.

в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

В предвоенное время возникает казахское кино. В конце 1938г. была организована Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая звуковая документальная лента «Джамбул ата», в том же году на Ленфильме был снят и первый игровой фильм казахстанских кинематографистов — «Амангельды».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_88211_kulturnoe-stroitelstvo-v-kazahstane-v---e-gg.html

§ 19. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА в 20-30-х годах XX в. — bibliotekar.kz — Казахская электронная библиотека

66.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство.

учебников на казахском языке, переводу учебников с русского на казахский язык и совершенствованию казахской письменности.

Вышли первые книги по истории, этнографии я археологии Казахстана. Начались раскопки исторических мест, работы по исследованию памятников истории. Первыми можно считать работы по раскопкам развалин древнего г. Тараза.

В 1932 г. была создана казахстанская база Академии наук СССР в составе двух секторов — зоологического и ботанического сада в г. Алматы. В 1935 г. были открыты сектора геологии и истории, в 1935 г. — Казахский национальный научно-исследовательский институт искусства, состоящий из двух секторов: казахского языка и литературы и народного творчества.

Значительную роль в истории науки Советского Казахстана сыграла сессия Научного совета АН СССР, посвященная комплексному исследованию природных богатств Алтай-Иртышского, Джезказган-Улытауского районов, и сессия АН СССР по проблемам разведки Урало-Эмбинского района.

Организовались научные экспедиции по исследованию недр и полезных ископаемых Казахстана. Эти экспедиции исследовали угольные месторождения Караганды и Экибастуза, свинцовые месторождения Ачисая и нефтяные месторождения Эмбинского бассейна. На базе этих научно-исследовательских работ в 1938 г. был образован Казахский филиал Академии наук СССР.

Большой вклад в развитие науки в Казахстане внесли руководители АН СССР С. Н. Вавилов, В. Л. Комаров и известные ученые — академики А. Н. Самойлович, А. Д. Архангельский и др. Бок о бок с ними трудились казахские ученые.

В казахстанской науке особое место принадлежит академику К Сатпаеву. В середине 30-х годов казахские ученые выпустили ряд серьезных научных работ. К их числу можно отнести “Историю Казахстана с древнейших времен” С. Асфендиярова, труды С.

Сейфуллина по проблемам языкознания и литературы, а также работы С. Муканова, А. Байтурсынова, К.Жубанова.

Развитие литературы. Особое место в развитии казахской советской литературы в 20—30-х годах XX в. занимали известные деятели казахской литературы С. Сейфуллин, М. Дулатов, Г. Мусрепов, Б. Майлин и др.

В это время были опубликованы замечательные произведения казахских писателей и поэтов. Казахская поэзия пополнилась поэмами “Советстан” и “Кокшетау” С. Сейфуллина, “Сулушаш” С. Муканова, “Кулагер” И. Жансугурова, “Куралай сулу” И. Байзакова. Романы “Азамат Азаматыч” Б.

Майлина, “Карткожа” Ж. Аймауытова, повесть М. Ауэзова “Событие в Караш-Караш” и 

К. Байсеитова, К. Жандарбеков,

другие подняли казахскую литературу на новую, более высокую ступень. Драматические произведения М. Ауэзова “Айман— Шолпан” и “Ночные раскаты”, Б. Майлина “Жалбыр”, Г. Мус-репова “Кыз-Жибек” и “Козы-Корпеш — Баян-Сулу”, Ж. Ай-мауытова “Карьеристы” и “Защитник народа” завоевали любовь зрителей и вошли в репертуар театров.

В конце 20-х годов ряды казахских писателей пополнились группой талантливых молодых писателей и поэтов, таких, как Г. Орманов, А. Тажибаев, А. Жумагалиев, К. Аманжолов, Ж. Сыздыков, А. Сар-сенбаев, Т. Жароков, Д. Абилов, К. Бекхожин и др.

В эти годы казахская литература обогатилась переводами произведений мировой литературы: И. А. Крылова в переводе A. Байтурсынова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера и Г. Тукая в переводе Ж. Аймауытова, Гёте, Гейне, М. Горького, B. Иванова в переводе М. Жумабаева и др.

В начале 30-х годов открылись большие возможности для творческой деятельности народных акынов. Ж. Жабаев, Н. Байганин, Ш. Кошкарбаев, О. Шипин, И. Байзаков создали поэмы, дастаны о народных батырах, о восстании 1916 г., о революции и героях труда.

Развивалась и литература других народов Казахстана. Нашли путь к сердцу читателей романы русского писателя И. Шухова “Горькая линия” и “Ненависть”. X. Алиев выпустил сборник произведений уйгурского устного народного творчества. Увидел свет сборник произведений молодых уйгурских поэтов Н. Исраилова, О. Мухаммади, Т. Хасанова, X. Искандерова. М. Хамраев написал первый уйгурский роман.

Произведения известных казахских писателей были переведены на другие языки народов Казахстана и СССР.

Развитие казахского искусства. В эти годы в Алма-Ате, Акмоле (ныне—Астана), Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае и других городах стали работать клубы, народные театры. Организованные при них агитбригады, передвижные театры ставили постановки, давали концерты в войсковых частях, среди населения городов и сел.

Большой вклад в пропаганду казахского музыкального искусства (песни и кюи) внес А. В. Затаевич. В течение нескольких лет он объехал почти все регионы Казахстана и записал на ленту свыше 2300 казахских народных песен и кюев, выпустил сборники “1000 песен казахского народа” и “500 казахских песен и кюев”, сыгравшие огромную роль в формировании казахского искусства.

Из среды народа стали выделяться замечательные сказители — жырау, певцы, танцоры различных жанров искусства. Участник всемирных этнографических концертов в Париже (1925) и Германии (1927) казахский певец А. Кашаубаев стал лауреатом этих конкурсов и покорил западноевропейских слушателей своим прекрасным голосом и великолепным исполнительским мастерством.

В 1926 г. был открыт первый казахский национальный театр. У истоков его стояли Е. Умирзаков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев,

А.Кашаубаев, И. Байзаков, К. Жандарбеков, К. Бадыров и др. Руководил театром талантливый драматург, режиссер и артист Ж. Шанин (1891—1937). В 1933 г. в Алма-Ате открылся первый в истории уйгурского народа музыкальный драматический театр, а в 1937 г. в Кзыл-Орде — корейский театр.

В 30-х годах была заложена основа киноискусства Казахстана. Алма-Атинским отделением “Востоккино” были сняты фильмы “На джайляу”, “Турксиб”, “Песни степей”, “Джут”. В 1938 г. при участии студии “Ленфильм” была снята кинокартина “Амангельды”.

Были заложены и основы живописи. Большую роль сыграл в этом П. Г. Хлудов. Его ученик, впоследствии народный художник Казахстана А. Кастеев, внес большой вклад в становление и развитие этого вида искусства в республике.

Препятствия и потери на пути развития культуры. Успехов в развитии культуры Казахстана могло бы быть намного больше, если бы не препятствия тоталитарной системы, утвердившейся в СССР начиная с 20-х годов.

Она не давала возможности для развития национальных культур, подгоняя их под идеологические стереотипы социалистического реализма. Все те, кто ратовал за развитие казахского языка, искусства, национальных обычаев и традиций, были подвергнуты репрессиям.

Тысячи известных деятелей казахской культуры, искусства, литературы, научной и творческой интеллигенции стали жертвами сталинских репрессий, были расстреляны как “враги народа”, “шпионы иностранных разведок”.

В результате революции, гражданской войны, голода, насильственной коллективизации и перехода к оседлости погибло 1 млн. 700 тыс. казахов, свыше 600 тыс. человек покинули пределы родины. Над казахским народом нависла угроза уничтожения как нации. В результате сталинской расправы над интеллигенцией угроза нависла и над генофондом нации.

В течение каких-нибудь 10 лет дважды менялся казахский алфавит — от арабской письменности к латинскому алфавиту (1929) и от латинского к русскому алфавиту (1940).

Народы Средней Азии и Казахстана и народы Поволжья и Северного Кавказа, духовное наследие которых было написано на арабском языке или арабским алфавитом, были лишены возможности постигать свое наследие.

1. Для чего нужна государству всеобщая грамотность населения?

2. Когда и как была ликвидирована неграмотность взрослого населения в Казахстане?

3. Какие меры были осуществлены для обучения детей школьного возраста?

4. Какой вклад внесли высшие и средние специальные учебные заведения в подготовку специалистов?

5. В каких направлениях велись первые научно-исследовательские работы в Казахстане?

6. Назовите деятелей, внесших вклад в развитие высшего образования и науки.

7. Назовите известных писателей Казахстана 30-х годов и их произведения.

8. Какие жанры искусства стали развиваться в 20—30-х годах в Казахстане? Назовите деятелей искусства, внесших большой вклад в их развитие.

9. Какие препятствия стояли на пути развития культуры?

10. Какие мероприятия проводились в вашем крае по развитию культуры?

Источник: http://bibliotekar.kz/istorija-kazahstana-11-klass-2011-god-es/-19-iz-istorii-kultury-kazahstana-v-20-3.html

Литература и искусство Казахстана 20-30-е годы 20века

66.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство.

15 мин.

III. Актуализация знаний.

Постановка цели урока.

На пути развития культуры в Казахстане стояли очень большие трудности. Количество образованных людей в республике было сравнительно невелико. Подавляющее большинство образованных людей, причастных к движению “Алаш”, подвергались гонениям.

Среди руководителей центральных органов, ведающих вопросами культуры, имелось достаточное количество шовинистически настроенных, проводивших политику “удержания инородцев в холодной клетке” — культурной политики.

Для проведения активной культурной политики в крае не хватало необходимой материально-технической базы.

Ликвидация неграмотности среди взрослых. Советская власть уделяла особое внимание ликвидации неграмотности среди взрослого трудоспособного населения. Для этой цели были выделены соответствующие средства, учебные помещения, учителя, учебные принадлежности. В 1924 г.

было образовано общество “Долой неграмотность!”. Оно занималось непосредственно ликвидацией неграмотности среди взрослых. К концу 1928 г. численность грамотных среди населения республики достигла 25%.

Но этого было явно недостаточно, тем более, что грамотность среди казахов была еще ниже.

Из-за нехватки учительских кадров, слабой материально-технической базы работа по ликвидации неграмотности среди взрослых в первые годы шла очень медленными темпами.

Значительная часть населения все еще вела кочевой образ жизни. В 1931 г. Президиум ЦИК КазССР и Совет Народных Комиссаров ввели обязательное всеобщее обучение населения в возрасте от 15 до 50 лет.

Большой вклад в распространение грамотности среди населения внесла молодежь. Трудовой народ с энтузиазмом взялся за учебу. Несмотря на усталость после трудовых будней, люди собирались в вечерних школах.

В результате в 1939 г. грамотность среди населения республики достигла 65%. К 20-летию со дня образования республики неграмотность среди взрослого населения в возрасте до 50 лет в основном была ликвидирована.

Развитие народного образования. В Казахстане стал осуществляться закон об обязательном четырехклассном начальном образовании для детей.

Желающие могли продолжать свое образование дальше в семилетних и десятилетних школах.

Претворение в жизнь требований данного закона сопровождалось большими трудностями: не хватало средств, школьных зданий, учебников и других школьных принадлежностей, учительских кадров.

20-45-е годы в Казахстане — это сложный и противоречивый период в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал Казахстану гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

Но почему же в культуре этого периода проявлялись как положительные, так и отрицательные явления? Выявить противоречивость процесса культурного строительства предстоит сегодня нам на уроке.

Называет цель урока: знакомство с известными деятелями казахской литературы 20-30-х годах 20 века, с деятелями культуры, внесших вклад в развитие литературы и искусства, с достигнутыми успехами в области кино, музыки и театра 

Составление кластеров на тему «Литература и искусство Казахстана 20-30-е годы»

1 группа – Развитие литературы 
2 группа – Развитие казахского искусства

1 группа: 1. Назовите видных деятелей 20-30-хгодов. Внесших вклад в развитие литературы. Перечислите их труды. 2. Назовите представителей казахской литературы 20-30-х годов. Какие их произведения были изданы? О чем их произведения? Чьи произведения мировой литературы были переведены на казахский язык и кем? 2 группа: 1.

Кто изучал песенное наследие казахского народа и переложил произведения акынов на ноты? Как называются его труды? Какое значение имеют для казахского искусства эти исследования? 2. В какие годы была заложена основа для развития казахского киноискусства? Как называется первый фильм? О каком национально-освободительном движении в нем рассказывается? 

3.

Назовите деятелей культуры, которые внесли достойный вклад в искусство Казахстан в 20-30-х годах? 

Хорошо, вы познакомились с вкладом в науку этих просветителей.

А теперь давайте в течении 1-2 мин сделаем вывод по теме? Вам нужно подумать и дать дать положительные аспекты в области культурного строительства и отрицательные аспекты в области культурного строительства 1 группа – положительные аспекту в области культурного строительства 2 группа – отрицательные аспекту в области культурного строительства 

Положительные аспекты в области культурного строительства: 1. Высокий темп ликвидации неграмотности; 2. Осуществление всеобщего обязательного начального образования; 3. Сформирование профессиональной системы образования; 4. Формирование новых отрядов интеллигенции; 5. Становление культурных очагов. 

Отрицательные аспекты в области культурного строительства: 1. Террор и истреблние национальной интеллигенции; 2. Тоталитарное идеологизирование культуры народа; 3. Отсутствие понятия «национальная культура» и замена его понятием «интернациональная культура». 

Просмотр видео ролика «Культура Казахстана 20-30гг»

Называют цель урока

учебник

Взаимопроверка практической работы в соответствии с критериями.

Иллюстрации,маркеры,

постер

читают,анализируют и раскрывают в группах свою тему

Просмотр,

анализ

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/litieratura_i_iskusstvo_kazakhstana_20_30_ie_ghody_20vieka

66.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство

66.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство.

В области культурысоветской властью была определенастратегическая задача: отход оттрадиционного образа жизни; атеизм;воспитание новой элиты, необходимойдля нового государственного и партийногоаппарата. Одно из центральных мест вэтом процессе отводилось образованию.

26 декабря 1919 годабыл подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была созданачрезвычайная комиссия по ликвидациинеграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебномгоду в Казахстане работало 2412 пунктовпо ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232

человека. Былобъявлен массовый культ поход в аул.Были созданы передвижные пункты ликбеза,для работы с женщинами действоваликрасные юрты. Формировалась системаобразования, включающая начальное,неполное среднее, среднее. Были школыдля переростков, школы-интернаты.Создавались рабфаки.

В аулах функционироваликарликовые школы, где ученикам давалисамые элементарные навыки чтения, письмаи счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНККазАССР приняли постановление о введениивсеобщего обязательного начальногообразования. Это имело важное значение.

Созданы были учебники на казахскомязыке, их авторами были деятелиинтеллигенции — А. Байтурсынов. Ж.Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителемпервого школьного учебника алгебры наказахском языке был К. Сатпаев, географии— А. Букейханов.

Но надо остановитьсяи на том факте, что в 1928 году был осуществленпереход казахского алфавита с арабскойграфики на латинскую — это был серьезныйотход от национальных традиций икультуры.

Важное значениеимел вопрос подготовки кадровинтеллигенции, особенно педагогов.Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовкиучителей создавались постоянные икраткосрочные курсы. Открывалисьпедагогические техникумы.

Специалистыс высшим образованием готовились восновном в Москве, Ленинграде, Ташкенте.Первым казахстанским вузом стал Казахскийгосударственный педагогический институт,открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему былоприсвоено имя Абая (ныне Алматинскийгосударственный университет).

Затембыли открыты Алматинский зооветеринарныйинститут (1929год), Казахскийсельскохозяйственный институт (1930год),Алма-Атинский медицинский институт(1931 год), Казахский государственныйуниверситет {1934 год).

В 1935 году былаиздана «История Казахстана с древнейшихвремен», написанная профессором С.Асфендияровым.

Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений. . Так еще при Кирревкоме(Казревкоме) была образован;а Ученаякомиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел сталфункционировать при наркомпросе.

Были созданы краевой архив, музей.

Появились научные учреждения: станциязащиты растений, ветеринарно-бактериологическийинститут, институт удобрений иагропочвоведениия В 1932 году в Алма-Атебыла создана стационарная база Академиинаук СССР.

В 1926 году открылсяпервый национальный казахский театр,его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой,поставленной на его сцене, была«Енлик-Кебек». В 1934 году был открытмузыкальный театр, ныне театр оперы ибалета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан».Первой казахской оперой была «Кыз-Жибек»Е.

Брусиловского. В 1934 году был созданоркестр имени Курмангазы, руководительА. Жубанов. В 1936 году открылась филармонияимени Джамбула. В мае 1938 года в Москвесостоялась первая декада казахскогоискусства. Почетного звания народнойартистки СССР была удостоена К. Байсеитова.В то время творил замечательный казахскийхудожник А. Кастеев.

В 1934 году в Казахстанебыла открыта первая студия художественныхфильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» былснят первый казахский звуковой фильм«Амангсльды». Многое сделал дл я развитиямузыкального искусства этнограф и композитор А. В.

Затаевич, автор сборников«1000 песен казахского народа» (1925 год),«500 песен и кюев казахского народа»(1931 год).

20-30-с годы — этосложное время в истории культурыКазахстана, она сочетала в себенегативные и позитивные моменты. Вкачестве позитивного, кроме серьезныхсдвигов в области образования, науки,следует также назвать успехи в областилитературы, искусства. В 1939 годуграмотность населения всей республикидостигла 65%, а среди казахского населения— 40%.

К 1940 году ликвидация неграмотностисреди трудоспособного населения восновном была завершена. Но. с другойстороны, это были годы, когда выхолащиваласьнациональная культура, она отрываласьот своих исторических корней, достижениймировой цивилизации.

Это было время,когда волны репрессий тоталитарногорежима одна за другой уничтожаликазахскую интеллигенцию.

Образованиеоставалось на низком уровне. Царскоеправительство препятствовало обучениюказ детей, в школах они сост всего 6%.Активизировалась деятельностьдемократической интеллигенции котораяспособствовала распространению русскогообразования.

Их стараниями были изданыпроизведения Абая Алтынсарина, Кубеева,Сералина, Кудайбердиева. Выходитсоц-демократическая газета «Урал»,журнал «Айкап» — помогал развитию каздемократической культуры.

Казахскиеписатели демократы высоко ценили русскуюкультуру пропагандировали средим своегонарода русских писателей.

Педаго иписатель Испандияр Кубеев, поэт СултанМахмуд Торайгыров, поэт Макжан Жумабаев(стихи «Свобода», «Моёжелание», «Бедняга»),ученый-лингвист Ахмет Байтурсынов(редактор газеты «Казах»), ЖусупбекАймауытов («Карт кожа», «Кюй счастья»),Маржакып Дулатов (первый казахскийроман «Бакыт сыз жамал»).

Казахскую музкультуру отличала демократическаянаправленность. Широко известныкомпозиторы, певцы Кенен Азербаев, МайраШамсутдинова, Ибрай Сандыбев, ЕстайБеркимбаев; композиторы-кюйши ДиныНурпеисова, Казангап Тлепбергенов,Сейтен Уразалиев; исполнители произведенийАмре Камаубаев, Кали Байханов, ГаббасАйтпаев.

1906г в Оренбергепрошли первые русско-казахкие концерты.Члены рус географического обществаизучали и записывали каз муз творчество.В 1909г Рыбаков сделал доклады на этутему в Москве и в Питере. Восстанию 1916гбыла посвящена песня Дины Нурпеисовой«Набор» и Уразалиева «16-ый год». Выделялисьпесни о народном батыре ИмангельдыИманове.

С 1897-по 40-ый годысеть русскоязычных школ удвоилось,однако население продолжало получатьобразование в мектебах и медресе.

Источник: https://studfile.net/preview/1664294/page:27/

Культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы

66.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство.

Одно из безусловных достижений советского режима — развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г.

принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы — бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление.

К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. — казахи. Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г.

правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.
Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую.

В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г.

получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 — сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов — Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931г.

в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана.В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Росли научные кадры Казахстана,тем не менее численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.

60). Общ полит положение в КЗ в 20-30гг. Массовые репрессии.30-е г. XX в. –один из наиболее трагических периодов истории К. Получив на словах автономию и право самому распоряжаться своей судьбой, казахский народ получил на деле жесточайшую тиранию и геноцид.

Прикрываясь лицемерными лозунгами о счастье, о свободе и равенстве, ком партия построила в Советском Союзе тоталитарный режим, превратив К. в сырьевой придаток новой Империи и место ссылок целых народов. В 30-е г., окончательно сложилась и укрепилась тоталитарная система , наивысшего расцвета достигла командно – административная система управления экономикой.

Жесточайшие политические репрессии, глобальные хоз-экологические эксперименты –все это оставило свой след в истории казахов. На 10 чрезвычайном съезде Советов К. была принята республиканская Конституция. В последней трети 30 –х г., в промышленности набирала темпы «индустриализация» , продолжала развиваться транспортная сеть. Постепенно начинает выходить сельское хозяйство.

Полностью подавлялась хозяйственная инициатива, что сделала с/х частью командно-административной системы. Последняя треть 30-х г., ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Политическим репрессиям подвергались не только политические деятели, но и деятели культуры и науки.

Или выдвигались обвинения связанные с кризисом в с\х, восстаниями 20–30-х г., японской разведкой , попыткой отделения К. Составной частью тоталитарной системы стали лагеря для политически репрессированных. Самым большим Сталинским лагерем в К. был Карлаг. В Алжире сидели жены изменников родины.Последняя треть 30-х г.

ознаменовалась волной политических репрессий, принявших массовый характер.

Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всякого инакомыслия, попытки все трудности страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, то есть всех руководящих и партийных и советских работников. В 1937 – 1938гг.

в «национал фашизме были обвинены» Рыскулов, Нурмаков, Ходжанов, Кулумбетов, Исаев, Жандосов. Досов, Асылбеков, Садвакасов, Сафарбеков, Жургенов, Бокейхан, Байтурсын, Дулатулы, Жумабай, Сейфуллин, Жансугуров, Майлин, Асфендияров, Шанин, Кеменгеров. Выдвинутые обвинения были абсурдными (связи с японской разведкой, кризис сельского хозяйства, восстания 20-30-х г). Прошли показательные открытые процессы над врагами (Караганда и ряд других районов). Однако большая часть была осуждена «тройками» – внесудебными организациями карательной машины НКВД

61). Участие казахстанцев в ВОВ. 1941-1945 гг.Планы Германии по отношению к Казахстану были недвусмыслены.

После победы над СССР фашисты планировали на территории Средней Азии и Южного Казахстана образовать рейхскомиссариат Гростуркестан, а центральные, северные и северо-восточные районы Казахстана должны были войти в состав «индустриальных областей» — Карагандинской, Новосибирской и Кузнецкой, куда планировалось переселить украинцев, белорусов, поляков, венгров и другие народы Восточной Европы. Позже, в связи с крахом планов «молниеносной» войны, фашистам пришлось пересмотреть свои планы и обещать нерусским народом СССР самоуправление, чтобы использовать их в борьбе против Москвы, однако этим планам не суждено было сбыться. Под угрозой военного поражения Сталину и его окружению пришлось на время отказаться от идеологии казарменного социализма и апеллировать к патриотическим чувствам народа. Произошло ослабление антирелигиозной политики. В 1943 г. в Ташкенте было создано Центральное управление мусульман и избран муфтий. Все литературные и художественные формы были мобилизованы для пропаганды патриотических и национальных ценностей, началось изучение и популяризация истории национально-освободительной борьбы и ее героев. В ряды Советской Армии за время войны было призвано более 8 млн. 200 тыс. казахстанцев, было сформировано более 20 стрелковых дивизий и другие соединения. Наиболее прославились в боях с фашистами 328, 310, 312, 314, 316, 387, 391, 8, 29, 102, 405 стрелковые дивизии, 100 и 101 национальные, 81, 105, 106 кавалерийские дивизии, 74 и 75 морские стрелковые бригады, 209 Зайсанский, 219 минометный, 85 зенитный, 662, 991 и 992 авиационные полки. За проявленный героизм 316 дивизия была преобразована в 8-ю гвардейскую, 328-я — в 30-ю гвардейскую дивизию, 75-я морская бригада — в 27-ю гвардейскую дивизию. На фронт было направлено 14,1 тыс. грузовых и легковых автомобилей, 1,5 тыс. гусеничных тракторов, 110,4 тыс. лошадей и 16,2 тыс. повозок. За боевые заслуги сотни тысяч каэахстанцев были награждены медалями и орденами, около 500 человек стали Героями Советского Союза, среди которых две женщины — Алия Молдагулова и Маншук Маметова. Четыре казахстанца стали дважды героями — Т. Бегельдинов, С. Луганский, И. Павлов и Л. Беда. Уже после войны Звезда Героя была присвоена выдающемуся полководцу Б. Момышулы. Одно из знамен Победы на стенах Рейхстага в поверженном Берлине было установлено Р. Кошкарбаевым. Многие казахстанцы сражались в тылу врага в составе партизанских формирований.

Нельзя не упомянуть и о таком явлении как Туркестанский легион. В начале войны сотни тысяч советских солдат оказались в плену. Очень много среди них было казахов, узбеков, кыргызов и представителей других народов. Около 80% тюркских солдат погибло в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей. Из остальных гитлеровцы пытались сформировать воинские части для борьбы против Советской Армии. Из выходцев из Казахстана и Средней Азии был образован Туркестанский легион из нескольких батальонов, однако применить их в боях фашисты не смогли. Многие легионеры, получив оружие, переходили линию фронта и возвращались в ряды Советской Армии, часть ушла к партизанам. В итоге легион был расформирован.

62). КЗ – арсенал фронта. 22 июня 1941 г. войска фашисткой Германии вторглись в Советский союз. Гитлеровцы рассматривали войну против СССР как решающий этап на пути к созданию «германского–территориального–этнического монолита» от Атлантики до Сибири. В Великой Отечественной войне К. участвовал как часть единой страны.

Накануне её он располагал большими людскими и природными ресурсами стратегического значения. С первого дня войны К. стал одним из арсеналов фронта. Это потребовало увеличения его вклада в общесоюзную экономику как в тех отраслях, которые уже имелись, так и в тех, которые пришлось создавать заново. По переписки 1939г. население К. составляло 6.2 млн.

человек. В рядах сражавшихся только из К. было 1196164 человека. Сталинизм создал трудовую армию и специальные строительные части из коренных народов К., Ср. Азии и спец переселенцев, куда были мобилизованы и каз-нцы свыше 700 тыс. человек. Республика внесла достойный вклад и в подготовку офицерских кадров и ресурсов для армии и флота.

В военных учебных заведениях за 1941–1945 г. было послано более 42 тыс. молодых каз-нцев существовавшие на территории республики 27 военных учебных заведений выпустили 16 тыс. офицеров. На военные рельсы переводилась экономика республики: сокращение расходов мирного назначения, переход на выпуск обороной продукции.

Составной частью перестройки тыла стал приём и размещение эвакуированных предприятий. В К. прибыли и были введены 220 фабрик, заводов, мастерских, артелей и промкомбинатов. В совхозах был введен институт политотделов, а в тракторных и полевоздельчиских бригадах – политруки. Были расширены права и ответственность наркоматов и их руководителей.

Линия фронта не достигла К. даже в дни битвы на Волге. Но и положение прифронтовой зоны наложило свой отпечаток на жизнь его западных районов. С первого дня войны К. стал одним из арсеналов фронта. Всего в 1941-4 г. было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт и отдельных производств. В их число вошли и эвакуированные заводы.

В целом же промышленное производство по республике выросло за военные годы на 37%. Резко изменились условия труда и задачи работников. С\х. Самым сложным оказался вопрос о кадрах (примерно 2/3 каз-нцев, ушедших на фронт, были из аулов). Основным источником замещения мобилизованных мужчин стали женщины. В годы войны стремительно развивалась наука К.

Уже к марту 1942 г. учёные внесли предложения и разработки по 150 темам народнохозяйственного и оборонного значения. Широкий размах приобрела добровольная помощь фронту. Фонд обороны, составленный и патриотических взносов населения, к октябрю 1943 г. достиг 185 млн. рублей деньгами и 193 млн. рублей стоимостью сданных облигаций.

Помощь тыла фронту не только улучшала условия жизни бойцов, но и поднимала их боевой дух, готовность сделать всё возможное и невозможное для разгрома врага.

Источник: https://cyberpedia.su/12x10428.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий