64. Право и обычай. Их единство, различия и взаимодействия.

Различие права и морали выражается в следующем:

64. Право и обычай. Их единство, различия и взаимодействия.

Во-первых, они различаются по способу возникновения. Нормы права возникают в результате правотворческой деятельности, а нормы морали никем не устанавливаются, они возникают и складываются стихийно в процессе практической деятельности людей.

Во-вторых, право и мораль различаются по форме внешнего выражения. Нормы права закрепляются в официальных письменных источниках, а нормы морали обычно не закрепляются.

В-третьих, различие норм права и норм морали можно провести по степени из определенности. Нормы права по большей части – это формально-определенные правила поведения, они имеют письменную форму и сконструированы в виде четких определений и предписаний. Нормы морали фактической определенностью не обладают и не представляют собой четко сконструированных правил поведения.

В-четвертых, право и мораль различаются по степени обязательности. Нормы права – это общеобязательные правила поведения, а мораль не может быть обязательной для всех в силу того, что она не представляет собой единой для общества системы норм.

В-пятых, право и мораль различаются по способу обеспечения. Нормы права обеспечиваются принудительной силой гос-ва, а нормы морали гос-вом в целом не обеспечиваются.

В-шестых, право и мораль по-разному оценивают поведение людей. Право оценивает поведение людей с точки зрения их юридических прав и обязанностей. Мораль же оценивает поведение людей с точки зрения добра и зла, честного и бесчестного и тд.

В-седьмых, право и мораль различаются также по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Требования морали оцениваются значительно выше, чем требования права.

Взаимодействие права и мораливыражается в их взаимном влиянии друг на друга.

Влияние права на мораль выражается в том, что право, как правило, берет под свою защиту основные нравственные ценности общества, обеспечивая ряд общепризнанных норм морали юридическими санкциями и усиливая тем самым действие морали. Вместе с тем, право (позитивное) способно ограничивать действие морали и даже отбрасывать ее. Это чаще всего происходит тогда, когда нормы права вступают в противоречие с нормами морали.

Влияние морали на право выражается в том, что право любого цивилизованного гос-ва основывается на господствующей в обществе морали. Усиливая нормы права, правотворческие органы вкладывают важнейшие нравственные требования общества в содержание правовых норм, подчиняя тем самым право действию морали.

Противоречия между правом и моралью:эти противоречия могут возникать в силу объективных и субъективных причин:

Объективные причины не зависят от людей, от гос-ва, от правотворческих органов. К таким причинам относятся материальные и прочие условия жизни общества. Право и мораль – это совершенно разные регуляторы общественных отношений, а также право стабильнее морали и может отставать от требований морали, которая более динамична, чем право, но вместе с тем и более спонтанна.

Субъективные причины противоречий наоборот зависят от людей, от гос-ва и правотворческих органов.

61. Право и обычаи: единство, взаимодействие, различие.

Обычаи, действующие в обществе, не представляют собой какой-то единой системы норм. Они выступают в виде многочисленных, независимых друг от друга нормативных систем, действующих в различных социальных группах и различных сферах человеческой деятельности. Помимо обычаев, выделяют обряды, ритуалы, нравы, обыкновения (см. с. 298)

Единство права и обычаевхарактеризуется наличием у них общих черт:

Во-первых,право и обычаи – это правила поведения людей.

Во-вторых,это правила поведения общего характера

В-третьих,это основные регуляторы общественных отношений.

В-четвертых,право и обычаи обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и иными факторами и являются продуктами сознательно-волевой деятельности людей.

Различие права и обычаев можно провести:

По способу возникновения право и обычаи различаются тем, что право устанавливается и санкционируется гос-вом, а обычаи возникают стихийно.

По форме внешнего выражения право и обычаи различаются тем, что нормы права закрепляются в официальных письменных источниках, а обычаи нигде официально не закрепляются, а живут в сознании людей.

По степени определенности право отличается от обычаев тем, что представляет собой преимущественно формально-определенные правила поведения, обычаи же формальной определенностью не обладают, т.к. внешне выражены в конкретных актах поведения.

По степени обязательностиразличие состоит в том, что право составляют общеобязательные правила поведения, тогда как обычаи общеобязательными не являются.

По способу обеспеченияразличаются тем, что право обеспечивается гос-вом, а обычаи нет. Они обеспечиваются силой привычки и общественным мнением. Гос.защита только у санкционированных обычаев.

Взаимодействие права и обычаеввыражено в их взаимном влиянии друг на друга.

Право влияет на обычаи тем, что обычаи, наиболее вредные для общества, право под угрозой наказания запрещает.

Обычаи влияют на право тем, что право использует некоторые обычаи в качестве готовых регуляторов общественных отношений, в этом случае обычаи становятся правовыми нормами и вкл. в систему права. А также право должно учитывать существующие в обществе обычаи и не вторгаться без надобности в сферу их действия.

62. Право и корпоративные нормы: единство, различие, взаимодействие.

К корпоративным нормам относятся нормы, создаваемые негосударственными организациями.

Единство права и корпоративных норм характеризуется наличием у них общих черт. Это заключается в том, что правовые и корпоративные нормы являются правилами поведения людей, правилами поведения общего характера и регуляторами общественных отношений.

Кроме того, право и корпоративные нормы обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и другими факторами; являются продуктами социально-волевой деятельности людей; закрепляются в письменных нормативных документах; обладают формальной определенностью; обладают фиксированным набором средств, обеспечивающих их реализацию.

Различие права и корпоративных норм можно провести по следующим основаниям:

По способу возникновения:нормы права устанавливаются и санкционируются гос-вом, а корпоративные нормы – теми или иными негос.организациями

По форме внешнего выражения: нормы права выражены в НА, а корпоративные нормы – в НА негос.организаций (уставы или положениня)

По степени обязательности: нормы права распространяются на всех членов общества и обязательны для всех. Корпоративные нормы распространяются локально

По способу обеспечения: нормы права обеспечены принудительной силой гос-ва, корпоративные нормы – мерами воздействия, исходящими от самих негос.организаций.

Также: корпоративные нормы не представляют собой единой системы норм в масштабах всей страны.

Взаимодействие права и корпоративных норм выражаются в том, что нормы права, закрепляя право граждан и других лиц на объединения, разрешают тем самым создавать в рамках соответствующих объединений корпоративные нормы.

63. Гос-во, право, личность. Связь личности с гос-вом. Гражданство.

Личность, как человек, обладающий определенными социальными качествами и включенный в систему общественных отношений, в государственно-организованном обществе не может не быть связана с государством и правом.

Связь личности с государством и позитивным правом носит самый разнообразный характер, поскольку зависит от различных обстоятельств: конкретных исторических условий, политического режима, социального положения личности, ее возраста, пола, наличия у нее определенной профессии, занимаемой должности и тд.

Но, прежде всего, связь личности с государством и правом зависит от принадлежности личности к конкретному гос-ву, от того, в каком политико-правовом статусе выступает личность по отношению к этому гос-ву: гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Гражданин –это лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному гос-ву.

Связь личности с гос-вом и правом в этом случае является наиболее тесной: личность пользуется всеми юридическими правами, установленными данным гос-вом, а также несет перед гос-вом все юридические обязанности.

Гос-во же в свою очередь гарантирует личности ее права, защищает ее, покровительствует ей за границей.

Иностранец – это гр-н (подданный) другого гос-ва. связь личности с гос-вом и правом является не такой темной, как у граждан.

Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности, не несут некоторых обязанностей. В то же время они пользуются многими правами, что и граждане, а также обязаны исполнять законы и др.

НА страны пребывания. В случае совершения преступления или правонарушения, они несут ответственность по зак-ву этой страны.

Лицо без гражданства (апатрид) – это лицо, не являющееся гражданином какого-либо гос-ва. его связь с гос-вом и правом во многом аналогична связи иностранца. Вместе с тем, в отличие от иностранца, он не пользуется дипломатической защитой какого-либо гос-ва.

Помимо названного, личность по отношению к гос-ву может выступать и в некоторых других качествах:

· Она м.б. лицом с двойным гражданством, беженцем, вынужденным переселенцем. Но и в этих случаях она выступает в кач-ве либо гр-на, либо иностранца, либо лица без гр-ва.

Связь личности с гос-вом и правом имеет еще один аспект: независимо от гражданства она, находясь на территории гос-ва, выступает как субъект права, т.е.

лицо, способное иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности.

Это обусловлено тем, что гос-во признает за личностью, находящейся на территории гос-ва, способность (возможность) иметь юридические права и обязанности самочтоятельно их осуществлять, т.е. правосубъектность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_100221_razlichie-prava-i-morali-virazhaetsya-v-sleduyushchem.html

Право и корпоративные нормы

64. Право и обычай. Их единство, различия и взаимодействия.

4.1. Понятие корпоративных норм. Как уже отмечалось, корпоративные нормы – это правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются негосударственными организациями и распространяются на их членов.

Эти нормы содержатся в уставах, положениях, иных нормативных актах негосударственных организаций и определяют порядок формирования данных организаций, их структуру, компетенцию, права, обязанности и ответственность их членов.

К сожалению, в некоторых учебниках даются не совсем четкие определения корпоративным нормам, в связи с чем под эти определения невольно подпадают также нормы государственных организаций, в частности нормы государственных учреждений и предприятий.

Кроме того, некоторые авторы прямо относят к корпоративным нормам нормы отдельных государственных организаций[190]. Думается, однако, что нормы государственных организаций (учреждений, предприятий) – это не корпоративные нормы, а локальные нормы права.

К корпоративным же относятся нормы, создаваемые именно негосударственными организациями (политическими партиями, общественными организациями, негосударственными учреждениями и предприятиями и т. д.).

4.2. Соотношение права и корпоративных норм. Соотношение права и корпоративных норм, так же как соотношение права и обычаев, принято рассматривать с точки зрения их единства, различия и взаимодействия.

Единство права и корпоративных норм тоже характеризуется наличием у них общих черт. Эти общие черты заключаются в том, что правовые и корпоративные нормы являются правилами поведения людей, правилами поведения общего характера и регуляторами общественных отношений.

Кроме того, право и корпоративные нормы обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и иными факторами; являются продуктами сознательно-волевой деятельности людей; закрепляются в письменных нормативных документах; обладают формальной определенностью; обладают фиксированным набором средств, обеспечивающих их реализацию.

В литературе выделяются и некоторые другие общие черты, присущие как праву, так и корпоративным нормам.

Различие права и корпоративных норм можно провести по способу возникновения, форме внешнего выражения, степени обязательности, способу обеспечения и некоторым другим критериям.

По способу возникновения право и корпоративные нормы различаются тем, что нормы права устанавливаются или санкционируются государством, а корпоративные нормы устанавливаются теми или иными негосударственными организациями. При этом каких-либо государственных санкций на установление корпоративных норм не требуется.

По форме внешнего выражения право и корпоративные нормы отличаются тем, что нормы права внешне выражены в основном в нормативных правовых актах, хотя существуют и другие формы внешнего выражения правовых норм (санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и т. д.). Корпоративные же нормы внешне выражены в нормативных актах негосударственных организаций, которые обычно называются уставами или положениями.

По степени обязательности право и корпоративные нормы отличаются тем, что нормы права распространяются на всех членов общества и обязательны для всех. Корпоративные же нормы распространяются только на членов соответствующих организаций и обязательны только для них.

По способу обеспечения различие права и корпоративных норм заключается в том, что нормы права обеспечены государством, его принудительной силой, в то время как корпоративные нормы, по общему правилу, обеспечиваются мерами воздействия, исходящими от самих негосударственных организаций.

Можно указать и на некоторые другие различия. В частности, корпоративные нормы не представляют собой единой системы норм в масштабах страны (это неопределенное множество небольших локальных систем), выражают волю и интересы членов создавшей их организации, регулируют преимущественно внутриорганизационные отношения и т. д.

Взаимодействие права и корпоративных норм выражается, прежде всего, в том, что нормы права, закрепляя право граждан и других лиц на объединение (ст. 30 Конституции РФ), разрешают тем самым создавать в рамках соответствующих объединений корпоративные нормы.

Одновременно запрещается создание общественных объединений (а значит, и соответствующих корпоративных норм), цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ).

Кроме того, уставы ряда общественных объединений, а также ряда других негосударственных организаций подлежат обязательной регистрации в органах государства. После регистрации устава эти организации признаются юридическими лицами, а нормы уставов коммерческих, предпринимательских и некоторых других организаций приобретают характер правовых норм.

С другой стороны, корпоративные нормы, ставшие нормами права, дополняют действие правовых норм, установленных государством.

Вопросы для самопроверки

1. Что следует понимать под социальными нормами, каковы их признаки и виды? В чем сходство и различие социальных и технических норм?

2. Чем обусловлены центральное место и определяющая роль права в системе социальных норм?

3. В чем состоит единство, различие и взаимодействие права и морали? В силу каких причин могут возникать противоречия между правом и моралью?

4. В чем состоит единство, различие и взаимодействие права и обычаев?

5. В чем состоит единство, различие и взаимодействие права и корпоративных норм?

Литература

Агешин Ю. А. Политика. Право. Мораль / Ю. А. Агешин. – М. : Юрид. лит., 1982. – 160 с.

Корпоративное право : учеб. пособие / И. А. Еремичев, И. М. Хужокова, Е. Ю. Кулиниченко и др.; под ред. И. А. Еремичева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Юриспруденция»).

Лукашева Е. А. Право. Мораль. Личность / Е. А. Лукашева; отв. ред. В. М. Чхиквадзе. – М.: Наука, 1986. – 264 с.

Малова О. В. Правовой обычай как источник права основных правовых систем современности : монография / О. В. Малова. – Иркутск : Иркут. ун-т, 2006. – 182 с.

Матузов Н. И. Право в системе социальных норм // Изв. вузов. Правоведение. – 1996. – № 2. – С. 144–157.

Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции / В. С. Нерсесянц. – М. : Знание, 1986. – 64 с.

Ойгензихт В. А. Мораль и право: (Взаимодействие. Регулирование. Поступок) / В. А. Ойгензихт. – Душанбе : Ирфон, 1987. – 160 с.

Пеньков Е. М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности: некоторые вопросы методологии и теории / Е. М. Пеньков. – М. : Мысль, 1972. – 198 с.

Ровный В. В. Обычай в частном праве : науч. изд. / В. В. Ровный. – Иркутск : Иркут. ун-т, 2004. – 76 с.

Глава 27

ГОСУДАРСТВО, ПРАВО

И ЛИЧНОСТЬ

Предыдущая81828384858687888990919293949596Следующая

Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 910; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-83730.html

37.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

64. Право и обычай. Их единство, различия и взаимодействия.

1.   Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

1) единства;

2) взаимодействия;

3) различия;

4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.

Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.

Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.

Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B3%D0%BF/37-%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%8F/

Право и обычай: единство, различие, взаимодействие

64. Право и обычай. Их единство, различия и взаимодействия.

Право – это система общеобязательных, формально-определённых юридических норм, установленных или санкционированных государством, выражающих консолидированную волю общества (различных классов, слоёв, социальных групп) и направленных на урегулирование общественных отношений.

Обычай – это исторически-сложившиеся правило поведения, содержащееся в сознании и поведении людей, и в результате многократного повторения вошедшее в привычку.

Соотношение права и обычая. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами.

Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство.

Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки — мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка — вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, — боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события).

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские.

Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.

Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм.

Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст.

19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству.

Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридическогоопосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права – обычаи делового оборота.

Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов — калым, выкуп невесты, кровная месть). Но, например, ношение холодного оружия как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относятся к умыканию невесты (чаще всего — с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцированно — старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого..

В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 342;

Источник: https://studopedia.net/2_24419_pravo-i-obichay-edinstvo-razlichie-vzaimodeystvie.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий