63. Социальная природа и причины правонарушений. Роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

Роль овд в борьбе с правонарушениями

63. Социальная природа и причины правонарушений. Роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

4. Роль овд в борьбе с правонарушениями.

В настоящее время весьма остро поставлен вопрос об искоренении правонарушений во всех сферах общественной жизни, о необходимости усиления ответственности за соблюдение общегосударственных, общенародных интересов, решительной борьбы против нарушений государственной и трудовой дисциплины.

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают Органы Внутренних Дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года, на МВД возлагаются основные задачи:

— разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

— организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и расследованию преступлений;

— обеспечение исполнения уголовных наказаний;

— руководство ОВД и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

— совершенствование нормативной правовой основы деятельности ОВД и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.13

Систему ОВД возглавляет Министерство внутренних дел РФ.

Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДЖ, ОВДТ), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОН). Кроме того, в структуру МВД входят также следственный комитет, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУПС), Главное управление исполнения наказаний (ГУИН), образовательные учреждения и др.9

Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция РФ, федеральные законы, акты ГосДумы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и норму международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), крайне необходимые для эффективной деятельности ОВД. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

Необходимо заметить, что в настоящее время резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью. Им в большинстве своем совершаются квартирные кражи, грабежи, разбои, уличные правонарушения.

Именно поэтому внимание к несовершеннолетним, молодежи должно быть резко усиленно, особенно в плане предупреждения правонарушений. На сегодняшний день обостряются общественные противоречия, что сразу же сказывается на преступности несовершеннолетних.

Молодежь является составной частью народа, испытывает его постоянное идеологическое и общественно-политическое влияние. Молодые люди в силу особенностей своего возраста имеют специфический социально-психологический склад, выражающийся в повышенной эмоциональности, острой восприимчивости, впечатлительности.

Очень точно была подмечена суть процесса профилактики правонарушений Ветровым В.И.

: «Профилактика правонарушений и иных отклонений от норм поведения представляет собой организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель – не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулировании поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека».1

Профилактика правонарушений, и прежде всего индивидуальная , требует глубочайшего проникновения во внутренний мир личности молодого возраста, в механизм развития чувств, привычек, мышления, воли.

Эффективность организации и осуществления индивидуальной профилактической работы с указанной категорией лиц зависит во многом от знания условий индивидуальной жизни, психологических особенностей каждого из них, конкретного характера антиобщественных взглядов и устремлений.

Благоприятные условия для правонарушений и антиобщественных поступков несовершеннолетних создает низкий моральный облик родителей.

Так, например, в семьях родителей-алкоголиков, подростки становятся свидетелями аморальных поступков и они, как правило, внутренне подготовлены к антиобщественному поведению и проявляют аморальные тенденции.

В структуре преступности несовершеннолетних групповые преступления занимают значительный удельный вес и обладают большой общественной опасностью. Групповая агрессивность, озлобленность, ожесточенность подростков становится все более примитивной чертой микросреды по месту жительства.

Членами таких группировок чаще всего становятся лица «вытолкнутые» из формальных сообщностей: семьи, школ, трудовых коллективов. Самое главное вовремя оценить сложившуюся обстановку и предпринять эффективные меры по ее стабилизации.

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на сегодняшний день является одной из острых проблем. Основным документом, регламентирующим работу в данном направлении является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принятый Государственной Думой 2 июня 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года.15

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних; органы управления, социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости и наконец Органы Внутренних Дел.

Активное участие в предупреждении и профилактике правонарушений несовершеннолетних принимают Органы Внутренних Дел, которые оказывают в этих целях необходимое содействие:

— подразделениям по делам несовершеннолетних Органов Внутренних Дел;

— центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей ОВД;

— подразделениям криминальной милиции ОВД и др.

Основной целью проводимой профилактической работы с несовершеннолетними является – переориентация, разобщение или прекращение антиобщественной деятельности асоциальных групп несовершеннолетних, поставленных на учет.

Можно выделить ряд этапов в проводимой работе:

1 Этап – инспекция по делам несовершеннолетних обязана выявлять группы несовершеннолетних антиобщественной направленности и устанавливать важнейшие качественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников, места сбора, объекты, где совершаются правонарушения и т.п.)

В качестве источников информации можно использовать данные статистики правоохранительных органов, данные оперативно-розыскной службы, информации, поступающую от населения, государственных и общественных организаций и т.д.

2 Этап – постановка групп на учет путем заведения учетно-профилактических дел (УПД).

Основание постановки этих групп на учет наличие в них подростков, на которых имеются материалы об антиобщественном характере их связей и которые могут быть поставлены на индивидуальный учет в ОППН (отделе по профилактике преступлений несовершеннолетних) УПД заводится инспектором, в зоне обслуживания которого проживает большинство участников или лидер групп. В случае заведения УПД на группу к нему приобщатся и УПК (учетно-профилактические карточки) ранее заведенные на участников групп.

3 Этап – оказание на группу профилактического воздействия. Этот этап предполагает:

— разъяснение несовершеннолетним, входящим в группы и их родителям требований, норм нормативных актов, регламентирующих ответственность за групповое нарушение общественного порядка;

— использование предупреждения конфликтов между различными группами подростков личных встреч и бесед;

— принятие мер по пресечению случаев отрицательного влияния на подростков лидеров группы;

— внесение при необходимости предложений следователю об изменении на более строгие меры пресечения в отношении активных участников антиобщественных формирований, совершивших преступления; подготовка материалов для изоляции этих лиц путем направления в спец-учреждения, отмены уголовного осуждения, отсрочки исполнения приговора.

4 Этап – снятие групп с учета. Существует три основания прекращения УПД на группу несовершеннолетних:

а) если все лица, входящие в группу сняты с индивидуального профилактического учета (исправление, достижение 18 лет, истечение срока отсрочки исполнения приговора осуждения и т.д.)

б) если все участники группы прекратили антиобщественное поведение в ее составе;

в) если группа разобщена.

В тех случаях, когда отдельные участники разобщенной группы продолжают совершать правонарушения на каждого их них возобновляется УПД или УПК.

В деле профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, особенно массовых хулиганских проявлений со стороны территориальных подростковых группировок важное значение имеет постоянное взаимодействие подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних, участковых инспекторов милиции, дежурных частей, следственных подразделений.

Нужно постоянно анализировать оперативную обстановку на участке, изучать тенденции и особенности структуры, динамики правонарушений несовершеннолетних, место, способы, время их совершения, социально-психологические особенности виновных и т.д.

12 На практике те подразделения по профилактике преступлений несовершеннолетних ориентированы преимущественно на одну форму профилактики-контроля за поведением подростков, стоящих на учете. При проведении профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями работники учитывают особенности характера, темперамента несовершеннолетних, их настроение во время беседы.

Ведь в зависимости от темперамента на один и тот же факт подростки реагируют по разному, большое значение имеет общий интеллектуальный и культурный уровень подростков, система мотивов.

Помимо профилактических бесед с правонарушителями работники ОВД предпринимают и другие меры по пресечению правонарушений. Так, например, работники (инспектора) ОППН-отдела по профилактике преступлений несовершеннолетних регулярно организуют рейды в местах скопления молодежи (дискотеки, рынки и др.) с целью выявления лиц, нарушающих нормы права и предупреждения совершения ими преступления.

Таким образом, общая криминогенная обстановка в стране на прямую зависит от того как фактически выполняют свои обязанности работники Органов Внутренних Дел, которые призваны активно бороться с правонарушениями и проводить профилактическую работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, на сегодняшний день проблема профилактики правонарушений остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и раннее.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению.

Правонарушение нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.

Надо заметить, что иными стали совершаемые в нашей стране правонарушения. Появились определенные тенденции:

1. Среди правонарушений резко возросло количество преступлений. При этом они становятся исключительно циничными и жестокими, нередко сопровождаются истязаниями и пытками жертв.

2. Резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью.

3. Появились новые виды правонарушений (например — рэкет, похищение людей с целью выкупа и т.д.).

4. Преступность приобрела профессиональный, организованный и в определенной мере, международный характер. Для стабилизации сложившегося положения необходимо прежде всего выявить причины правонарушений.

На мой взгляд основными причинами правонарушений в современном обществе являются следующие:

… лица подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, частью 3 статьи 20.2, статьями 20.5, 20.13, 20.17 — 20.19 настоящего Кодекса; 79) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — об административных правонарушениях, …

… правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с перечнем его функциональных обязанностей в данном направлении.

Основным содержанием работы участкового уполномоченного милиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социального, организационного и воспитательного характера. Проводя не реже одного раза в …

… , дисциплинарные, гражданско — правовые. Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества.

В связи с этим различают три вида правонарушений: в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие) в области социально — бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок) в сфере управления ( …

… восполнить или компенсировать. И, тем не менее, правовосстановительная функция органически дополняет действие других функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие. 5. 2.

Принципы юридической ответственности Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет законодатель. Применение санкций за правонарушения — задача правоохранительных органов. Процесс и …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/58500/3

Роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями

63. Социальная природа и причины правонарушений. Роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

Ижевск, 2012 г.

План.

Введение—————————————————————————-3-4

    1. Правонарушение.
      1. Понятие правонарушения и его признаки———————-5-12
      2. Виды правонарушения———————————————13-14
      3. Причины правонарушения—————————————15-17
    2. Состав правонарушения, характеристика его элементов.
      1. Субъект правонарушения——————————————18-19
      2. Субъективная сторона правонарушения———————-20-21
      3. Объект правонарушения——————————————22-23
      4. Объективная сторона правонарушения———————-24-26
    3. Роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями—27-29

Заключение———————————————————————-30-31

Список литературы, использованной при подготовке работы————32

Ведение.

Проблема исследования правонарушений достаточно хорошо изучена и уже давно заняла свое место в общей теории государства и права.

Несмотря на это, тема правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества.

Данная проблема не утрачивает своей актуальности при любых общественных строях и формациях, так как сами правонарушения совершались и совершаются членами любого общества всегда.

Основную массу поступков людей в сфере права составляют правомерные деяния, в виде положительного действия или бездействия, выступающие основой нормального функционирования любого общества. 

Однако,  человечеству, наряду с правомерным поведением, всегда будет присущ его антипод – поведение  неправомерное, то есть противоречащее нормам права, которое и выражается в правонарушениях.

Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Один руководствуется здравым смыслом, второй действует интуитивно, третий просто подавляет свои желания. Придерживаясь такой политики, и первый, и второй, и третий в равной степени может преступить закон, даже не подозревая об этом, впоследствии понеся за свое правонарушение юридическую ответственность.

В своей курсовой работе я хочу подробно рассмотреть, что представляет собой понятие правонарушения в теории государства и права, раскрою его признаки, а так же обозначу виды правонарушений, общепринятые в теории государства и права.

Конкретные преступления, административные, гражданско-правовые и иные проступки отличаются друг от друга содержанием действий, из которых они складываются; характером общественных отношений, в сфере которых они имеют место и которые затрагивают; вредностью для общества. Тем не менее, всем разновидностям правонарушений свойственны общие признаки и черты, которые характеризуют правонарушение и отличают его от других общественных явлений. Именно эти общие черты я рассмотрю в своей работе.

Изучение правонарушения важно потому, что правонарушения преступают интересы, охраняемые правом, и тем самым причиняют вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку.

Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования им, стеснение свободы поведения других субъектов отношений.

Именно поэтому необходимым условием для успешной борьбы с правонарушениями является изучение причин правонарушений, которые так же будут описаны в моей курсовой работе.

Рассмотрев понятие, признаки, виды и причины правонарушений, я остановлюсь подробно на составе правонарушения. Важно детально изучить и охарактеризовать каждый элемент состава правонарушения (субъект, субъективную сторону, объект, объективную сторону).

В настоящее время проблеме устранения причин правонарушений, борьбе с ними, а так же ликвидацией их последствий уделяется очень много внимания как среди законодателей и правительства нашей страны, так и среди населения России и средствах массовой информации. Какая роль в этом вопросе отводится сотрудникам органов внутренних дел, я хочу выяснить в своей курсовой работе.

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок – главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.

Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

Иногда бывает трудно определить грань между обычным поступком и правонарушением. Широко известны такие понятия, как «аморальный поступок», «аморальное поведение».

Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто согласен с моральными нормами.

И если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

Что же такое правонарушение, каково его понятие, какие признаки правонарушения отделяют его от обычных поступков людей, какие виды правонарушений выделяются в теории государства и права, каковы причины правонарушений в наши дни я рассмотрю ниже.

1.1. Понятие правонарушения и его признаки.

В юридической литературе правонарушение понимается как антипод правомерного поведения, разновидность антисоциального поведения. В этой связи отмечается: противоположностью общественно полезного, правомерного поведения является неправомерное, или противоправное, поведение лица.

Оно характеризуется общественной вредностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интересов и ценностей, охраняемых правом». Такое поведение в социальном смысле подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, способно причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам, дезорганизует развитие общественных отношений1.

Поэтому в первую очередь необходимо дать понятие правонарушению и раскрыть его признаки.

В учебной и специальной юридической литературе представлено множество определений правонарушения. В. Н. Протасов предлагает следующее предельно краткое определение: «правонарушение – это общественно опасное противоправное деяние»2.

С. А. Комаров предлагает следующее более объемное определение: «правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность»3.

Р. Т. Мухаев полагает, что «правонарушение – это общественно опасное (посягающее на интересы личности, общества и государства), противоправное (нарушающее норму права), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения»4.

На основании приведенных авторских позиций в обобщенном виде можно заключить, что правонарушение – это противоправное, виновное общественно опасное деяние праводееспосбного лица или лиц, влекущее наступление юридической ответственности.

С учетом этого, есть основание выделить ряд признаков правонарушения.

Первый признак правонарушения – это противоправоность правонарушения.

Прежде всего правонарушение связано с правом, то есть таковым признается деяние противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве.

Совершая правонарушение, игнорируя общественные интересы, злоупотребляя правом, не соблюдая или не исполняя юридическую обязанность, правонарушитель преследует определенные цели, удовлетворяет свои эгоистические интересы.

Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. То, что правом не запрещено, не может считаться правонарушением.

Формы проявления противоправности следующие:

  1. Прямое нарушение правового запрета.
  2. Неисполнение возложенных обязанностей.
  3. Злоупотребление субъективным правом.
  4. Превышение компетенции5.

Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие непременно является правонарушением.

В законодательных актах предусмотрены ситуации, когда деяние внешне подпадает под признаки противоправного, но по существу таковым не является, поскольку не опасно и не вредно для общества. В этой связи оно считается правомерным.

Имеются в виду такие обстоятельства, предусмотренные уголовным и административным правом, как необходимая оборона (соразмерная защита от противоправных посягательств), «крайняя необходимость» — действия для устранения опасности, которая не могла быть устранена другими средствами, если причиненный при этом вред является менее значимым, чем предотвращенный. Также уголовное законодательство освобождает от ответственности лиц, которые совершили преступные деяния под физическим принуждением. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.

Следовательно, вторым признаком правонарушения является виновность деяния.

Наличие вины – конструктивный (основной) признак любого правонарушения. Имеется в виду то, что правонарушение – это некое психофизиологическое единство, соединение мысли и поступка, намерений и определенного реализованного результата.

Правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение; иными словами, индивид должен осознавать, что действует противоправно.

В самом общем плане можно сказать, что вина – это компонент внутреннего духовного мира, непосредственно предопределяющий правонарушение6.

Вина понимается как психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и выражается, прежде всего, в том, что он осознает общественно-опасный характер своего деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать.

Осознание общественной опасности деяния может исходить из различных обстоятельств и, прежде всего из знаний о наличии нормы, запрещающей подобные действия.

Вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии соответствующего запрета в действующем законодательстве. Однако это обстоятельство не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение. В праве существует презумпция знания закона.

Еще со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнанием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц.

Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить.

В интеллектуальном плане вина связана с правильным отражением фактов в сознании индивида, с пониманием им общественной опасности собственного поведения.

Она включает отрицательное или легкомысленное отношение к праву, правам и интересам других лиц, общества и государства.

Именно, в этом кроется основа официального упрека, негативной реакций суда, иных государственных органов к любым правонарушениям.

Необходимо знать и то, что виновность предполагает свободу волеизъявления правонарушителя, возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения.

Отсутствие возможности свободы (принуждение к исполнению преступного приказа) исключает виновность субъекта.

Другими словами, поскольку право регулирует волевое поведение людей, постольку о правонарушении можно говорить только тогда, когда от сознания и воли субъекта зависело, как поступить, т. е. правомерно или неправомерно, в определенной жизненной ситуации.

В зависимости от интеллектуально-волевых моментов, проявляемых правонарушителем по отношению к своему деянию и его последствиям, вина подразделяется на такие формы, как умысел и неосторожность, и соответствующие их подвиды.

Умышленная форма вины имеет место, когда субъект осознает общественную вредность (опасность) своего деяния, предвидит наступление общественно вредных (опасных) последствий и желает их наступления (прямой умысел) или сознательно их допускает (косвенный умысел) (статья 2.2 КоАП РФ, статья 25 УК РФ).

Неосторожная форма вины отличается от умысла существенными особенностями.

Смысл этой формы вины в следующем: – лицо, совершившее правонарушение предвидело возможность наступления опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидело возможности таких последствий, хотя при необходимой предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность противоправная) (статья 2.2 КоАП РФ, статья 26 УК РФ).

Источник: https://www.referat911.ru/Teoriya-gosudarstva-i-prava/rol-organov-vnutrennih-del-v/556706-3316808-place1.html

Социальная природа и причины правонарушений

63. Социальная природа и причины правонарушений. Роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

Социальная природа правонарушений

Любое правонарушение возникает при взаимодействии объективных и субъективных причин и условий, которые очень тесно переплетены между собой, при этом в разных социально-экономических формациях. В различных исторических условиях сочетание данных факторов не одинаково.

Объективными причинами правонарушений являются социальные, экономические, психологические процессы, свойственные данному обществу.

Примером объективной причины в нашей стране, может служить так называемый «переходный период» — смена политическо-экономической ситуации. Именно здесь социальная природа правонарушений проявляется особенно ярко.

Можно выделить целый комплекс объективных условий, формирующих объективную причину правонарушений в нашей стране. Приведем лишь несколько конкретных примеров:

1. Низкий материальный уровень жизни населения — резкий, небывалый спад производства в последние 5 лет следствием которого явилась массовая безработица, гиперинфляция, социальное расслоение общества — все это значительно снизило уровень жизни и привело к увеличению таких преступлений как кражи, разбои, грабежи.

2. Кризис морали. Противоречивость понимания новых моральных норм проявляется в эгоизме, равнодушии, социальной апатии, жестокости значительной части населения.

Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, которые своим недобросовестным поведением дискредитировали принципы демократии, отсутствие должного воспитания духовных и нравственных ценностей у молодого поколения — все это является условиями увеличения всех видов правонарушений.

3. Алкоголизм и наркомания — быстро прогрессирующие явления в нашей стране.

Нравственная и интеллектуальная деградация населения, исчезновение генофонда — вот лишь некоторые страшные последствия данных явлений, не говоря о том, что на приобретение наркотиков и алкоголя требуются немалые суммы денег, которые достаются лицами, их употребляющими, путем совершения различных видов преступлений. Надо отметить и резкое увеличение числа совершения правонарушений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, (по статистическим данным 38,2% всех преступлений, совершенных в 1998 г. в Нижегородской области).

Решение данной проблемы требует комплексного подхода.

Субъективные причины правонарушений — это определенные элементы социальной психологии, проявляющиеся в искаженных потребностях. целях, интересах, мотивах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушение. Субъективные условия — это демографические и социально- психологические особенности населения (черты характера, темперамент, возраст, пол и т. д.) .

Социальная природа правонарушений также проявляется:

1) в результатах — в том вреде, который они наносят интересам общества — это физический /материальный/ ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, или ущерб здоровью, жизни отдельных граждан.

2) в содержании отдельных правонарушений конкретных людей, их сознательных волевых поступков.

Непосредственная причина индивидуального правонарушения зависит от особенности личности правонарушителя и конкретной ситуации, в которой он находится. Но любое поведение человека, в том числе и противоправное, является формой его взаимодействия со средой.

Первый этап такого взаимодействия — неблагоприятное нравственное формирование личности (источники — сама личность с динамикой саморазвития. семья. школа, коллектив. общество в целом).

Следующими этапами являются формирование у человека конкретного решения на совершение правонарушения и само совершение противоправного поступка.

Правонарушения и преступность – это явления социальные, обусловленные множественными социальными факторами.

Их именуют причинами и рассматривают на уровне индивидуальном, групповом, для определённого вида правонарушений, общесоциальном.

Причины правонарушений и преступности поэтому нужно искать в природе данного общества и государства, в более или менее отдалённых от конкретных проявлений факторах.

Причины противоправных тенденций имеют более близкий характер, обусловливаются как факторами социально-экономического, социально-политического порядка, так и другими противоречиями жизни. В частности, они дают о себе знать в государственно-правовой действительности.

Переходная государственность, крупные ошибки в выстраивании государственной политики, недоверие к государственным структурам и коррумпированным чиновникам и другие накладывают отпечаток на варианты социально-значимого поведения с отрицательной стороны. В равной мере это обусловливается нестабильностью законодательства, низким качеством правоохранительной системы.

Причины криминогенности и правонарушений, конечно, нужно искать в семье, школе, воспитательной работе среди детей, подростков, молодёжи, в работе с населением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_78500_sotsialnaya-priroda-i-prichini-pravonarusheniy.html

Вопрос 61. Причины правонарушений, их социальная природа

63. Социальная природа и причины правонарушений. Роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

Причины правонарушения

Правонарушение — социально нежелательное явление, поэтому много усилий общество и государство тратит на борьбу с ними. Необходимо знать причины этого явления. теория государства и права изучает это явление как социальное явление, присущее обществу, то есть причины правонарушения на уровне всего общества в целом.

Причины правонарушений представляют собой совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами предстают в виде условий, раскрывают существование правонарушения как социального явления, наличие его составных частей, а на индивидуальном уровне — совершение конкретных правонарушений.

Обычно утверждают, что причины носят социальный характер. Однако некоторые видят причины в биологической природе человека – Ломбразо. ОН в монографии говорил, что при изучении нужно усматривать биологических факторы. Эти факторы нельзя не учитывать при формировании структуры правонарушения.

Другое дело какое место они занимают, не следует ограничиваться только преобладанием социального фактора.

Анализ причин правонарушений раскрывает существо этого социального негативного явления, объясняет его происхождение, показывает от чего зависит существование правонарушений, что способствует их сохранению или оживлению, а что препятствует этому, предупреждает. Только на основе подобных знаний возможно обеспечить эффективную работу по пресечению правонарушений.

Причины правонарушения необходимо рассматривать по уровням

1. На уровне общества выделяются наиболее общие причины, условия, с которыми связано существование правонарушение общества как явления.

2. На уровне малых социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для коллективов людей, в котором формируется личность правонарушителя или указанная социальная группа является социальной средой, где возникает конфликт, лежащий в основе правонарушения.

3. На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях отдельного правонарушения, совершенного конкретным лицом. Много индивидуального, субъективного (связи, знакомства, стечение обстоятельств).

Обычно непосредственной причиной противоправного поведения является антисоциальные взгляды и побуждения индивида.

Важным в практическом отношении является классификация причин и условий по содержанию.

Криминогенные детерминанты подразделяются на действующие в: экономике;

идеологии; политике; социально-психологической сфере; управленческой сфере.

При этом все детерминанты проявляют себя через психологию, сознание людей, так как все побудительные силы, вызывающие действие человека неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждение и его волю.

Поэтому в конечном слете правонарушения всегда с социально-психологическими детерминантами, которые формулируют поддерживают, восстанавливают или усиливают антисоциальные взгляды, стремления, побуждения.

Социально-психологическое явление часто поддерживается субъективными детерминантами правонарушения. Все что находится вне индивида и влияет психологию – объективными детерминантами.

Причины и условия правонарушений могут различаться по направленности, механизму действия. Один из них детерминант – неблагоприятное, недостаточное нравственное формирование личности (недостатки воспитанная, неблагоприятное окружение).

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями, способствующими иногда провоцирующими проявление антисоциальных связей (злоупотребление алкоголем).

Если первая группа связана с причинами, то вторая с условиями совершения преступления.

В свою очередь условия классифицируются на:

  • формирующие – связанные с противоречиями в обществе (на уровне групп, индивидуальное сознание;

  • другие – способствуют проявлению правонарушений. Здесь выделяются пробелы и ошибки в системе профилактики правонарушений.

Социальная сущность причин и условий определяется во взаимосвязи с основными законами развития общества в части его противоречия.

Причины обладают постоянным характером. Нет государств (обществ) без преступности. Это связано с закономерностью развития, с общественными противоречиями. Но противоречия – это и источник развития.

Основные противоречия на уровне общества – между уровнем развития производительных сил и потребностями общества. Если наши потребности будут полностью удовлетворены, то не будет стимула развития. Вывод: преступность – постоянный и неизбежный спутник.

Стоит ли с этим мириться? Это можно минимизировать с помощью различных программ, снизить до размеров не опасных для общества.

Таким образом, когда говорим о причинах:

  • носят социальный характер;

  • отличаются от условий;

  • в совокупности можно выдать правонарушение;

  • причины и условия нужно различать на отдельных уровнях и показывать взаимосвязь.

В юридической литературе идут споры о социальных и биологических причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов.

Причем приоритет должен быть за социальными факторами, т.к.

личность формируется и действует в определенной социальной среде, и ее поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня.

Формирование всякого (и правомерного, и противоправного) поступка проходит в несколько стадий (потребности – интерес как осознанная потребность – борьба мотивов при выборе вариантов поведения – определение цели и средств ее достижения – оценка реальной ситуации – принятие решения – действия по реализации принятого решения).

Таким образом, основная причина правонарушений человека связана с противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида.

Комаров считает, что на общесоциальном уровне при анализе причин правонарушений следует

Источник: https://studfile.net/preview/7318346/page:59/

Uchebnik-free
Добавить комментарий