62. Теория разделения властей. Механизм современного государства и подходы к его понимания в свете разделения властей

Теория разделения властей. Механизм современного государства и подходы к его понимания в свете разделения властей

62. Теория разделения властей. Механизм современного государства и подходы к его понимания в свете разделения властей

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. sйparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

История

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена вконституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов.

Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции.

Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года . При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон,Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов.

Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances).

Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Схема власти в Российской Федерации

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ  государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики..

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно.

Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу.

И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти — «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента — назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами — являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.»

По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:

  • Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочный представитель президента Российской Федерации — представляют Президента РФ в высших судебных и законодательных органах РФ;
  • Органы прокуратуры РФ — генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ — председатель Центрального банка назначается Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина — Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Механизм государства и его роль в выполнении функций государства

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей.

Механизм государства — это структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей. Механизм государства воплощается, главным образом, в государственном аппарате.

В литературе категории «механизм государства» и «аппарат государства» трактуются по-разному.

На наш взгляд, ближе к истине те ученые, которые понимают под механизмом государства всю совокупность государственных органов, учреждений и предприятий, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Тогда как аппарат государства – это система взаимосвязанных органов государства и государственных служащих, наделенных властными полномочиями и осуществляющих государственную власть.

К характерным чертам механизма государства относят следующие:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами, общими принципами организации и деятельности;

в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) для выполнения своих функций механизм государства наделяется необходимыми средствами: материальными, организационными, информационными.

Структура механизма современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей. Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и иерархическом подчинении при осуществлении своих непосредственных властных функций;

2) государственные организации – это подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, больницы, почта, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия — осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными.

На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

Источник: https://students-library.com/library/read/76471-teoria-razdelenia-vlastej-mehanizm-sovremennogo-gosudarstva-i-podhody-k-ego-ponimania-v-svete-razdelenia-vlastej

Теория разделения властей. Механизм современного государства и подходы к его понимании в свете разделения властей

62. Теория разделения властей. Механизм современного государства и подходы к его понимания в свете разделения властей

Разделение властей — это одна из основных черт современного правового государства.

Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная.

В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал урождаться с древнейших времен.

Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. угроза свободы, считает Дж.

Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти».

Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Он отмечал, что в каж-дом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть ис-полнительная, ведающая вопросами международного права, и власть ис-полнительная, ведающая вопросами права гражданского (судебная).

Первая — создает и исправляет законы, вторая — объявляет войну и заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия, третья власть — судебная — карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.

Словом, под разделением властей один из осно-воположников понимал не установление жестких барьеров, а наличие у раз-личных ветвей власти возможностей сдерживать действия друг друга, чтобы не допустить концентрации всех полномочий у одной из них.

Возможность сдерживать действия одной ветви власти может иметь место в случае, если любая из них обладает частью полномочий другой. Именно такой трактовки принципа разделения придерживались отцы американской Конституции. Так, Дж.

Мэдисон сформулировал, что там, где все полномочия одного ведомства власти осуществляются тем же органом, который располагает всеми полномочиями другого ведомства власти, там подрываются основные принципы свободного политического устройства.

Мэдисон развил идею Монтескье о сдерживании властей друг другом, дополнив ее системой «сдержек и противовесов». Эта система до сих пор действует в политической жизни США.

В течение веков концепция разделения властей подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико- правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. В целом концепция разделения властей оказалась удивительно стабильной.

В настоящее время появляются некоторые перспективы развития (или толкования) этой концепции на основе принципа субсидиарности, которые были провозглашены в Маахстрихтском договоре (1992 г.) и в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности 1997 г.

к Ам-стердамскому договору в качестве критерия для разграничения полномочий меяеду европейским Союзом и государствами-членами (по вертикали), но корни этого принципа также уходят в средневековье.

Однако пока принцип субсидиарности не фигурирует ни в одной из конституций стран мира.

Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную признана во всех более или менее демократических странах. Соглас-но современной теории права разделение властей осуществляется на трех уровнях: институциональном, функциональном и персональном.

На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях классической президентской республики (США).

В парламентарных государствах и в смешанной республике разделение властей как общий принцип признается, но здесь парламентская ответственность правительства уравновешена (хотя и в разной степени) полномочиями президента (или иного главы государства) на поле деятельности законодательной власти (регламентарные акты).

Поскольку классических президентских республик со строгим разделением властей не так много, то идеальное разделение властей — явление редкое. В других же формах правления этот принцип имеет, скорее, ориентирующее значение.

Поэтому не вполне адекватным представляется объяснение типа: «идеальное разделение властей — это жесткий тип, а декларируемое разделение властей с реальными нарушениями на функциональном, персональном и даже институциональном уровнях — это мягкий тип».

Из этого следует, что необходимо более четко сформулировать понятие (и цели) разделения властей либо отказаться от него в пользу более широкого понятия, которое описывало бы существо всех явлений, а не его разные типы.

Источник: https://studopedia.org/8-233414.html

Теория разделения властей и механизм государства

62. Теория разделения властей. Механизм современного государства и подходы к его понимания в свете разделения властей

Современная структура государственного механизма – разделение государственных органов на представительные, исполнительно-распорядительные и судебные – в немалой степени сложилась под влиянием «теории о разделении властей».

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.

), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Реализация этого принципа во многом связана со стремлением буржуазии к получению власти в законодательной сфере и исключением опасного сосредоточения власти в одних руках.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель.

Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов».

Суть теории разделения властей состоит в том, что органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы своих полномочий, установленных для него Конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Важно и то, что эти независимые ветви власти могут контролировать друг друга, но не вмешиваться.

При этом они могут указывать на нарушение закона другим органом. Для теории разделения властей характерна система сдержек и противовесов.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Конституция РФ законодательно закрепила принцип разделения властей, выступающий системообразующим основанием механизма государства в РФ.

Реализация принципа разделения властей на уровне местного самоуправления повлекла бы нерациональные финансовые расходы.

Разделение властей значительно усложняет систему управления, что не требуется на уровне местного самоуправления, т.к.

данные органы должна работать в непосредственном контакте с населением и соответственно их структура должна быть максимально простой и доступной для понимания граждан.

Однако классический вариант разделения властей, созданный в 18 веке, на сегодняшний день претерпел существенные изменения.

Некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к определённой ветви власти (например, Президент в смешанной республике).

Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Механизм государства:

Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью.

В различных государствах представительные органы именуются по-разному: в США — конгресс, в РФ — Федеральное Собрание, в Великобритании — парламент. Парламента могут быть однопалатными и двухпалатными, причём последние характерны для федеративных государств.

Как правило, верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, её депутаты имеют более высокий возрастной ценз и обычно она формируется на основе косвенных выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежит только нижняя палата парламента.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

Помимо исключительной законотворческой компетенции, только парламент вправе устанавливать налоги, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.

Деятельность парламента освещается в СМИ. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).

Исполнительная власть – это подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему органов, которые призваны осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительная природа этой ветви означает, что именно эти органы являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов.

Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными объединениями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через Президента и Правительство, а также их органы на местах. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путём специальной парламентской процедуры.

Вотум недоверия приводит к отставке правительства и, по общему правилу, его замены новым. Однако правительство, не уходя в отставку, может прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к ответственности за совершение преступного деяния.

Особое место в системе разделения властей занимает судебная ветвь власти, осуществляемая путём гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Суд не создаёт общих правил поведения, не занимается управлением, но осуществляет государственную власть в особой форме – в форме правосудия.

Судебная власть находиться в непосредственном взаимодействии с другими ветвями: он применяет законы, другие НПА, принятые органами власти, а исполнительная власть реализует решения суда (тюремное содержание преступников).

Правосудие – это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации, структуру судов.

Принципы судоустройства:

· Осуществление правосудия только судом;

· Образование судов на началах выборности;

· Независимость суда и подчинение его только закону;

· Неприкосновенность судей и их несменяемость;

· Коллегиальность суда и др.;

В составе суда, как правило, взаимодействуют 2 коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают 2 типа судов: суд с участием присяжных заседателей (12, как правило) и суд шеффенов.

Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму «сдержек и противовесов», сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей — это, прежде всего правовая форма демократии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/19901.html

29.Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей

62. Теория разделения властей. Механизм современного государства и подходы к его понимания в свете разделения властей

Механизмгосударства (МГ), охватывающий всегосударственные органы, непосредственноолицетворяет государство, представляетсобой его реальное воплощение. Безмеханизма государства нет и быть неможет самого государства.

Механизмгосударства – система государственныхорганов, предприятий, учреждений,организаций, посредством которыхосуществляется государственноеуправление путем законодательнозакрепленных методов и способоввзаимодействия.

Главноетребование принципа разделения властей,сформулированное еще Д. Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что дляутверждения политической свободы,обеспечения законности и устранениязлоупотреблений властью со стороныкакой-либо социальной группы, учрежденияили отдельного лица необходимо разделитьгосударственную власть на законодательную,исполнительную и судебную.

Основныеположения теории разделения властей:

  • — разделение властей закрепляется в Конституции,

  • — каждая ветвь власти предоставляется различным людям и органам,

  • — все власти равны и автономны.

Этотпринцип закреплен в Конституции РФ:«Государственная власть В РФ осуществляетсяна основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной исудебной власти самостоятельны».

Законодательнаявласть осуществляется ФедеральнымСобранием: ФЗ принимаются ГосударственнойДумой, а по отдельным вопросам споследующим рассмотрением в СоветеФедерации; исполнительную властьосуществляет Правительство РФ; органамисудебной власти являются суды, образующиеединую систему, возглавляемуюКонституционным Судом РФ, ВерховнымСудом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.Согласованное функционирование ивзаимодействие всех ветвей властиобеспечивается Президентом РФ.

Однакопрактическое применение этого принципав России идет с трудом. Как отмечаетсяв литературе, все готовы признатьотдельное существование каждой из трехвластей, но не их равенство, самостоятельностьи независимость.

Это отчасти объясняетсядлительным периодом тоталитарногоправления. В истории России не былонакоплено опыта разделения властей,здесь живут традиции самодержавия иединовластия.

Ведь конституционноезакрепление принципа не приводитавтоматически к порядку в государстве.

30. Орган государства: понятие, признаки, виды

Органгосударства –это самостоятельное подразделениеаппарата государственной власти, атакже юридически оформленная, экономическии организационно обособленная частьгосударственного механизма, котораянаделена государственно-властнымиполномочиями и имеет все необходимыесредства для реализации задач и функцийгосударства в пределах своих полномочий.Орган государства формируется на основенормативно-правовых документов, которыеопределяют принципы его организации исферу деятельности как одного изподразделений государственного аппарата.

Всоответствии с этим можно выделитьследующие признаки органа государства: 1)юридически организационный и экономическиопределенный характер; 2) наличиесобственной структуры; 3) имеетгосударственно-властные полномочия;4) государственные гражданские служащиевыступают от имени всего государства;5) наделение полномочиями в конкретнойсфере общественной жизни, учитываяпредназначение и место в государственноммеханизме; 6) выполнение строго определенныхгосударственных функций и задач; 7)обладание правом на издание юридическихактов; 8) наличие нужных материальныхсредств; 9) реализация деятельности набазе нормативных правовых актов; 10)близкое взаимодействие с инымигосударственными органами.

Видыгосударственных органов разделяют нанесколько групп в зависимости:

1) отпорядка их формирования;

2) объемавыполняемых полномочий;

3) широтыкомпетенции;

4) характераорганизационно-правовых форм деятельности(в соответствии с принципом разделениявластей);

5) числагосударственных гражданских служащих;

6) временифункционирования.

Взависимости от порядка формированиягосударственные органы делят:

1) напервичные – к ним относят органы, которыеформируются (избираются) напрямую инепосредственно населением (парламент,президент) в определенном закономпорядке;

2) производные– органы, которые формируются первичнымиорганами государства (например,правительство).

Взависимости от объема выполняемыхполномочий выделяют:

1) высшиеорганы власти – это правительство,парламент и т. д.;

2) центральные,в частности министерства;

3) местные– государственные органы субъектовФедерации и т. п.

Взависимости от широты компетенцииразличают:

1) органыобщей компетенции – это президент,правительство и др.;

2) органыспециальной компетенции – этоминистерства, различные службы иагентства.

Взависимости от числа государственныхгражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные– те, которые принимают решениебольшинством , напримерправительство;

2) единоличные– где решения принимаются единоличноруководителем, например президентом.

Взависимости от характераорганизационно-правовых форм деятельностиразличают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорныеорганы.

Взависимости от времени функционирования: 1)постоянные органы – составляютбольшинство государственных органов,рассчитаны на функционирование внормальных условиях; 2) временные, которыесоздаются в чрезвычайных условиях, атакже для реализации каких-либокрупномасштабных задач.

Источник: https://studfile.net/preview/6051310/page:23/

Uchebnik-free
Добавить комментарий