60. Понятие структура и субъекты политической системы общества.

Понятие, структура и субъекты политической системы общества

60. Понятие структура и субъекты политической системы общества.
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 24Следующая ⇒

Понятие политической системы общества.Прежде чем рассматривать государство в политической системе общества, необходимо выяснить, что же понимается под политической системой и что она собой представляет.

Следует сразу же подчеркнуть, что вопрос о понятии политической системы в отечественной науке относится к числу дискуссионных и не имеет однозначного решения.

Поэтому в учебниках по теории государства и права он излагается в зависимости от того, какой точки зрения придерживается тот или иной автор.

На сегодняшний день в данном вопросе можно выделить два основных подхода: широкий и узкий.

Сторонники широкого подхода рассматривают политическую систему общества как достаточно сложное образование, в составе которого выделяют самые разнообразные элементы: политические организации, политические нормы, политические отношения, политическую культуру и многие другие политические явления.

Сторонники же узкого подхода считают широкую трактовку политической системы несостоятельной в связи с тем, что политическую систему не могут составлять разнородные элементы. Поэтому под политической системой общества они понимают только взятые в совокупности политические организации, функционирующие в обществе.

Надо заметить, что широкий и узкий подходы в понимании политической системы общества сформировались еще в 70-е гг. прошлого столетия, т. е. с того самого времени, когда в отечественной науке стало использоваться понятие «политическая система общества».

До этого использовалось понятие «политическая организация общества», под которой чаще всего подразумевали совокупность государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества.

После того, как в научный оборот стало входить понятие «политическая система общества», возникла проблема соотношения понятий «политическая организация общества» и «политическая система общества».

Решение данной проблемы породило три основных точки зрения, из которых одна не получила поддержки среди ученых[27], а две другие сохранили свою актуальность до настоящего времени[28].

Не вдаваясь в полемику относительно соотношения понятий «политическая организация» и «политическая система» общества, отметим, что трактовка политической организации общества как совокупности государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества, несостоятельна.

Политическая организация общества – это не просто совокупность государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества, а само политическое устройство общества.

Иными словами, политическая организация общества говорит о том, как устроено общество в политическом отношении, какие политические институты в нем существуют и как они взаимодействуют друг с другом. В результате в обществе складывается определенная политическая система, состоящая из ряда связанных между собой элементов.

Вследствие этого едва ли правильно ставить знак равенства между политической организацией общества и его политической системой, как это делают некоторые исследователи. Скорее всего, политическая система общества – это не сама политическая организация, а ее результат.

Политическая система общества представляет собой довольно сложное образование. Это сложный социальный организм, в состав которого входят практически все политические явления общественной жизни.

Говорить о том, что политическая система не может состоять из разнородных элементов, нет достаточных оснований, поскольку и в природе, и в обществе существует сколько угодно систем, состоящих из самых разнородных элементов.

Например, общество представляет собой систему, состоящую из множества самых разнообразных, разнородных элементов. В то же время надо иметь в виду, что различные политические явления, входящие в состав политической системы общества, играют в ней неодинаковую роль и несут разную функциональную нагрузку.

Одни из них выступают в качестве основных звеньев, олицетворяющих собой политическую систему общества, другие связывают эти звенья в единую систему, третьи упорядочивают взаимоотношения между этими звеньями и т. д. и т. п.

Основными звеньями политической системы общества, как представляется, можно считать существующие и функционирующие в обществе различные политические организации (государство, политические партии, иные негосударственные объединения, деятельность которых так или иначе связана с политикой). Они, по сути, и олицетворяют собой политическую систему общества. Данные организации определенным образом связаны между собой, так или иначе взаимодействуют друг с другом и в своем единстве образуют определенную систему со всеми присущими ей признаками: компонентностью, интегративностью, организованностью и т. д. С учетом этого политическую систему общества в самом общем виде можно определить как взятые в единстве и взаимосвязи действующие в обществе политические организации, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.

Предложенное определение, разумеется, не отражает всех сторон и особенностей политической системы общества.

В нем акцентируется внимание лишь на основных ее звеньях, которые, как было сказано, олицетворяют собой политическую систему общества.

Но чтобы получить о политической системе общества более полное представление, необходимо рассмотреть ее структуру, т. е. ее внутреннее строение и те элементы (компоненты), из которых она состоит.

Структура политической системы общества.Вопрос о структуре политической системы общества, как и вопрос о ее понятии, тоже не имеет единообразного решения в науке.

В частности, сторонники узкой трактовки политической системы в качестве ее структурных элементов чаще всего называют государство, политические партии, иные негосударственные организации (объединения), деятельность которых носит политический характер или связана с политикой.

Подобная трактовка структуры политической системы, хотя и акцентирует внимание на главных ее элементах, тем не менее, все же обедняет ее содержание и не высвечивает других ее сторон.

В связи с этим более удачной представляется позиция сторонников широкой трактовки политической системы, которые наряду с государством, политическими партиями, иными негосударственными объединениями в структуре политической системы общества выделяют и другие элементы. Правда, среди них нет единства мнений относительно этих элементов, однако предложенный ими подход представляется в целом правильным.

Политическая система общества относится к числу так называемых комплексных систем, т. е. систем, в состав которых входят элементы, одновременно функционирующие в других системах.

При этом комплексные системы связаны с этими другими системами сложными функциональными и иными зависимостями[29].

Исходя из этого, в политической системе общества можно выделить следующие элементы, которые правильнее называть компонентами, поскольку каждый из них можно рассматривать как определенную подсистему политической системы.

Во-первых, этоорганизации, деятельность которых прямо или косвенно связана с политикой. В своем единстве они образуют институциональную (или организационную) подсистему.

Это основной, центральный компонент политической системы, которым, собственно говоря, и представлена внешне политическая система общества. К нему относятся такие элементы, как государство, политические партии, иные негосударственные объединения, деятельность которых так или иначе связана с политикой.

Эти элементы выступают в качестве субъектов политической системы, и о них более подробно мы поговорим ниже.

Во-вторых, это нормы, регулирующие политическую деятельность и политические отношения. Они образуют нормативную (или регулятивную) подсистему.

В состав этого компонента входят нормы права, имеющие политическое содержание, корпоративные нормы[30], функционирующие в политической сфере, политические обычаи и традиции, правила политической этики. Нередко эти нормы именуют также политическими нормами.

Данный компонент, в отличие от первого, функционирует не только в политической, но и в других системах общества, прежде всего, в нормативной системе.

В-третьих, это политическая идеология и политическая культура, образующие идеологическую подсистему. Данный компонент, как и предыдущий, тоже функционирует в других системах общества и поэтому не является компонентом только его политической системы.

В-четвертых, это средства массовой информации, которые образуют информационно-коммуникативную подсистему. И этот компонент не является компонентом только политической системы, поскольку функционирует также в других системах общества.

В научной и учебной литературе наряду с названными компонентами нередко выделяются и такие компоненты, как политические отношения, политическая деятельность, политический режим и некоторые другие. Думается, что достаточных оснований для выделения такого рода компонентов политической системы нет.

Так, например, политические отношения – это то, что связывает основные звенья политической системы в одно целое. В любой системе элементы, составляющие систему, так или иначе, связаны между собой. Не составляет в этом плане исключения и политическая система. Ее основные элементы – государство, политические партии и т. д.

– связаны друг с другом определенными отношениями. Не является компонентом политической системы общества и политическая деятельность.

Политическая система общества – это динамическая система, поэтому основные ее элементы, будучи субъектами политической системы, занимаются политической деятельностью и в процессе этой деятельности взаимодействуют друг с другом. Нет оснований для выделения и такого компонента, как политический режим.

Политический режим в широком его понимании – это методы, способы и средства осуществления политической власти субъектами политической системы общества. Политическая власть осуществляется преимущественно в процессе политической деятельности и характеризует ее, в связи с чем никаким самостоятельным компонентом в политической системе общества политический режим тоже не является.

Субъекты политической системы общества. Рассмотрев структурные элементы политической системы общества, поговорим теперь о ее субъектах. Субъекты политической системы общества – это такие ее элементы, которые могут быть участниками политических отношений.

К ним, как уже было отмечено, относятся государство, политические партии, иные негосударственные объединения.

То есть это различные организации, деятельность которых прямо или косвенно связана с политикой и которые в своем единстве образуют институциональную подсистему политической системы общества.

В зависимости от степени участия в политической жизни общества принято выделять собственно политические организации, не собственно политические организации и организации, которые в своей деятельности имеютнезначительный политический аспект.

К собственно политическим организациям относятся государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Характерной особенностью этих организаций является прямая связь с политикой и активное воздействие на нее.

К не собственно политическим относятся организации, деятельность которых связана не столько с политической, сколько с экономической, духовной, социально-бытовой и иными сферами общественной жизни.

Это профсоюзные, кооперативные и иные организации.

Политический аспект в деятельности этих организаций не является доминирующим, однако они, тем не менее, оказывают определенное политическое влияние на политические отношения и процессы.

К организациям, имеющим в своей деятельности незначительный политический аспект, относятся объединения, которые возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов людей к занятию определенной деятельностью. Это общества филателистов, нумизматов, туристов, авто- и мотолюбителей и т. д. Политический оттенок в своей деятельности эти организации приобретают лишь в результате воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В научной и учебной литературе наряду с государством, политическими партиями и иными негосударственными организациями в качестве самостоятельных субъектов политической системы общества выделяют также органы местного самоуправления, религиозные объединения, трудовые коллективы, политические преступные сообщества и даже самого человека (личность). Безусловно, и органы местного самоуправления, и религиозные объединения, и трудовые коллективы, и политические преступные сообщества, и даже отдельно взятая личность могут играть и нередко играют определенную роль в политической жизни общества. Однако ставить их в один ряд с вышеперечисленными субъектами политической системы (государством, политическими партиями и т. д.) едва ли целесообразно. Дело в том, что многие из них либо являются определенными разновидностями негосударственных организаций (объединений), как, например, религиозные объединения или политические преступные сообщества[31], либо участвуют в политической жизни общества, как правило, через государственные и негосударственные организации (трудовые коллективы, отдельно взятая личность). Внимания заслуживают, пожалуй, лишь органы местного самоуправления, но и их, по всей вероятности, тоже можно рассматривать в качестве определенной разновидности негосударственных организаций.

В качестве субъектов политической системы общества отдельные авторы выделяют также народы, нации, классы и большие социальные группы. Их принято считать первичными субъектами политических отношений.

Однако в политическую систему общества эти субъекты тоже включаются чаще всего не непосредственно, а через вторичные, производные субъекты политических отношений – государство, политические партии, иные негосударственные объединения.

Таким образом, к основным субъектам политической системы общества следует относить, во-первых, государство, во-вторых, политические партии и, в-третьих, различные негосударственные объединения, деятельность которых прямо или косвенно связана с политикой.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4xb647.html

Понятие,структура и субъекты политической системы общества

60. Понятие структура и субъекты политической системы общества.

(узкий подход) Политическая система общества-сложное образование,в составе выделяют разнообразные элементы:полит/ организации,полит нормы,полит отношения,полит культура и др.

(шир/подход) Политическая система общества-взятые в совокупности полит организации,функционир в обществе.

Политическая система общества— взятые в единстве и взаимосвязи дейст в обществе полит организации,выступающие как целостное образование,имеющие свою структуру.

Структура псо.

(узкая трактовка)в качестве структурных элементов:государство,полит. партии,иные негос. организации,деят. которых носит полит. характер и связана с политикой.

(широкая трактовка) в качестве структурных элементов:государство,полит. партии,иные негос. Организации и др. элементы.

Псо относит к числу комплексных систем.(в состав которых входят элементы, одновременно функ-ие в др. системах)

Компоненты:

1)организации,деят которых прямо или косвенно связана с политикой. В своем единстве они образуют институциональную(организац) подсистему.это основной и центр компонент пс,которым представ внешнеполитическая со. к нему относится(гос,полит партии,иные негос объединения) эти элементы выступают в качестве субъектов.

2)нормы,регулир полит деят и полит отношения. Они образ нормативную(или регулятивную) подсистему. Входят:нормы права,имеющ полит содержание,корпоративные нормы,функ в полит сфере,полит обычаи и традиции,правила полит этики.(функ не только в полит,но и в др со,прежде всего в нормативной системе)

3)полит идеология и полит культура,образ. идеологич. подсистему. (функ не только в полит,но и в др со)

4)средства массовой информации,которые образ информационно-коммуникативную подсистему. (функ не только в полит,но и в др со)

Также выделяют(полит отношения,полит деят,полит режим и др)

Субъекты псо.-это такие ее элементы,которые могут быть участниками полит отношений.

В зависимости от степени участия в полит жизни общ,выдел:

К собственно полит организациям относятся(гос,полит партии,полит движения,некоторые общ объединения полит характера).характерной особенностью этих организ явл прямая связь с политикой и активное воздействие на нее.

К несобственно полит организациям относятся организ,деят которых связан не столько с политич,сколько с экономич,духовной,социально-бытовой…(профсоюзы,кооперативные и иные организации).

К организ,имеющ в своей деят незначительный политический аспект,относят объединения, которые возник и функционир на основе личных склонностей и интересов людей к занятию опред деят.(общества туристов,авто и мотолюбителей) полит оттенок преобрет лишь в результате воздейст на них гос и иных полит партий.

Также выделяют(органы местного самоуправления,религиозные объединения,традовые коллективы…народы,нации,классы)

53.Место и роль государства в политической систе­ме общества.

1)гос-во —исторически перваяполити­ческая организация, вначале была единственным субъек­том полит.системы. Со временем в обществе начинают появляться и др.

политические орг-ии, Гос-во сохраняет в полит.системе общества свое лидирующее положение, в отдельные периоды истории, не раз попа­дало в зависимость от др. политич.

https://www.youtube.com/watch?v=ozGG8seJeus

организаций (н/р, церкви в средние века ).

2)гос-во- единственная в обществе по­лит.организация, котор.олицетворяет собой публич­ную власть,т. е. власть общества, и осуществляет ее. Гос-во выступает от имени общества и явл. его офиц. представителем внутри страны и за ее пре­делами. Гос-во явл. пред­ставителем всего общества, всех слоев населения страны,действует от имени общ-ва,в его интересах.

3)гос-во распростр. свою власть на все население страныи его веления явл.обязательными для всего общества.

4)гос-во, осуществляет управление общест­вом,определяет осн.направления его развития и решает стоящие перед обществом задачи путем осуществле­ния соответствующих функций.

5)гос-во- полит. организация, которая располагает специальным аппаратом управления,с помощью него и осуществляется управление обществом и решение стоящих перед обществом за­дач.

6)гос-во — единственная политическая орга­низация, обладающая самым мощным регулятором общ.отношений — позитивным правом.С помощью позитив.права гос-во осуществляет регулирование всех основных сфер общ.жизни. В законах и иных НПА гос-во закрепляет общеобяз.правила поведения, устанавливая в обществе единый для всех порядок.

7)гос-во — организация, которая распола­гает не только спец. аппаратом управления, но и спец. аппаратом принуждения,с помощью которого обеспе­чивается действие позитивного права и в целом установленный им порядок.

8)гос-во -организация, обладающая су­веренитетом— верховенством внутри страны и независимостью за ее пределами.

Гос-во в политич.системе любого общества занимает центральное место и играет в ней определяющую роль. Все это дает основания считать государство самым главным субъектом политической системы общества.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/18860.html

Политическая система: понятие, структура, функции

60. Понятие структура и субъекты политической системы общества.

Определение 1

Политическая система — это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции — деятельность, связанную с работой государственной власти.

Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно — властных отношений.

В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.

Любую политическую систему характеризуют:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, обычаи и традиции.

Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.

Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых.

Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.

Замечание 1

Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.

Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.

В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы.

По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).

Структура политической системы

Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга.

При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.

Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.

Основные компоненты политической системы:

  • организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
  • нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
  • коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
  • культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
  • функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.

Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Замечание 2

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_struktura_funkcii/

Политическая система общества: понятие, структура, субъекты

60. Понятие структура и субъекты политической системы общества.

Политическая система общества– это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики.

Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Функции политической системы: экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике.

Политическая система имеет следующую структуру:

субъекты политической системы;

политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются:

государство;

политические партии;

общественные организации и объединения;

политические движения;

церковь;

органы местного самоуправления.

Социально-исторические предпосылки происхождения государства.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Вместе с тем, как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них

Экономические предпосылки возникновения государства:

переход от присваивающей экономики к производящей;

появление и углубление общественного разделения труда;

рост производительности труда и появление прибавочного продукта;

появление частной собственности на орудия и продукты труда;

появление товарообмена (рынка).

Социальные предпосылки возникновения государства:

переход от матриархата к патриархату;

запрет инцеста (кровосмешения);

возникновение семьи, как первичной экономической и социальной ячейки общества;

раскол общества на классы (бедных – богатых, свободных – угнетенных);

появление социальных противоречий (антагонизмов);

разложение рода.

Общие причины возникновения государства:

усложнившиеся задачи управления обществом;

охрана прав, интересов и привилегий собственников;

поддержание общественного порядка, необходимого для функционирования экономики;

необходимость разрешения споров и конфликтов;

необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий.

Основные пути образования государства:

1) азиатский путь (шумер, египет, китай, вавилон, индия);

2) европейский путь:

а) античная форма (древнегреческие города – полисы, древний рим);

б) средневековая форма (франция, англия, россия, германия, италия, другие европейские государства).

Источник: https://poisk-ru.ru/s13240t5.html

Политическая система общества: понятие, структура, функции

60. Понятие структура и субъекты политической системы общества.

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует полити­ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст­вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.

Кате­гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис­пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся — госу­дарство, политические партии, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элемен­ты в единую политическую систему, является категория «политичес­кая власть».

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв­ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе­мы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (полити­ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи­ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада­чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра­жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаи­модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни­мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и «включение» его в работу конкрет­ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения все новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. — М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. — М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник — М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. — СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова — М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1998.

Вебер М. Избранные произведения. — М.1990.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.

Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_10854_vopros--politicheskaya-sistema-obshchestva-ponyatie-struktura-funktsii.html

Политическая система общества: понятие и структура

60. Понятие структура и субъекты политической системы общества.
Определение 1

Политические системы общества – это системы связанных и взаимодействующих объединений людей.

В их основу заложены разнообразные формы собственности, подразделяющиеся по интересам и воле социальных классов, слоёв, групп, наций, реализующие политическую власть либо борющиеся за её выполнение в рамках закона посредством государственного управления.

Структура политической системы

Определение 2

Политическая система включает следующие компоненты:

  1. Группу политических объединений (государство, партии, общественные организации и течения).
  2. Политические взаимоотношения, образующиеся между структурными звеньями системы.
  3. Политические обычаи и нормы, организующие политическую жизнь государства.
  4. Политическое сознание, в котором отражается идеология и психология общества.
  5. Политическая деятельность, включающая действия и решения конкретных представителей партий, членов политобъединений.

Можно сказать, что все 5 компонентов – это характеристика политической системы.

При определении политсистемы важное значение имеет человеческий фактор. Люди – материальные и одухотворённые существа, наделённые разумом. Они как раз и творят политику, порождают политические идеи, создают политические нормы и традиции, устанавливают отношения и т.д.

Однако конкретные индивиды сами по себе не выступают в качестве структурных элементов политсистемы. Человек рождается социально-биологическим, но не политическим существом.

В данном понимании он является тем “сырьем”, из которого в определенных условиях возникают элементы и система в целостности.

Исходя из материалистического понимания истории, можно сделать заключение.

Вывод 1

В реальной жизни “политическое” требует закономерного организационного оформления. В своём развитии политическое становится реальностью, осязаемой лишь в специфических материализованных формах, организациях, институтах (государство, течения, политические партии). Индивид может быть гражданином, депутатом, членом партии или общественной организации.

Политическая власть

Выступает сущностным фактором и реализуется через несколько уровней:

  • Власть конкретных политобъединений (партий, общественных и политических организаций и течений). Реализуется посредством организационных руководящих структур. Это институциональный уровень, наиболее зримый и реальный.
  • Следующий уровень – коалиционный, отражает властные устремления либо несколько социально-однородных политорганизаций, либо блок политорганизаций, либо блок партий и объединений с интересами разных социальных общественностей. Здесь власть выполняется посредством временных или постоянных органов наподобие “круглого стола”, совета парламентских фракций.
  • Общеполитический уровень, на котором сосредотачиваются результаты политического консенсуса, достигаемого в соперничестве и сотрудничестве разнообразных политических сил. При отражении данных результатов в правовых актах политвласть совпадает с государственной и реализуется государством. В остальных ситуациях она осуществляется посредством политических органов, обычно обладающих равномерным характером (конференции народного согласия, отечественные фронты и т.д.).

Понятие и структура политической системы предполагает использование следующих критериев (зависимо от сферы жизнедеятельности общества):

  • Политические (реальность общественного самоуправления, классовое разделение политвласти).
  • Правовые (демократические права и свободы граждан, гарантии, легитимность политвласти, уровень правопорядка и законности).
  • Социально-экономические (форма и типы собственности на орудия и средства производства, характер осуществления труда, ключевые принципы ведения хозяйства).
  • Социально-структурные (наличие/отсутствие определённых классов, слоёв).
  • Социально-культурные (степень образованности общества, реальность совокупного развития личности).

Вывод 2

Политическая структурность реального общества обусловлена многообразием определенных критериев. А политические события в целом складываются в систему, характеризующуюся постоянным движением комплексного и диалектического назначения.

Классификации политической системы общества

Любая политическая система “живет”, функционирует во времени и пространстве, поскольку является одной из главных форм движения социально-классовой материи. Классификация проводится по разным основаниям.

В зависимости от политического режима политическая система может быть демократической или тоталитарной.

В соответствии с марксистской теорией по основанию общественно-экономической формации, политсистемы бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, и социалистическими.

Согласно географическому и территориальному фактору можно выделить европейские, азиатские, североамериканские и прочие региональные системы. По национальным, религиозным, языковым, общим и особенным чертам предопределяется принадлежность к арабским, индуистским, мусульманским и прочим политсистемам.

Внутри системы конкретной общественности в виде специфических политических образований выступают также и её структурные звенья: государство, политпартии, общественные группы и объединения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/ponjatie-politicheskoj-sistemy-obschestva/

Uchebnik-free
Добавить комментарий