6. Структурные элементы урока русского языка.

Структурные компоненты уроков русского языка

6. Структурные элементы урока русского языка.

Описание: Задача: подготовка учащихся к работе. приветствие проверка готовности учащихся к уроку организация внимания учащихся постановка общей цели урока что нового узнают на уроке чему научиться и т. Выявление типичных недостатков в знаниях учащихся и причин их появления определение способов их устранения. Устный опрос учащихся.

Дата добавления: 2015-08-11

Размер файла: 8.99 KB

Работу скачали: 38 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Структурные компоненты уроков русского языка.

Задача: подготовка учащихся к работе.

приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся, постановка общей цели урока (что нового узнают на уроке, чему научиться и т.д.)

  1.  Проверка выполнения домашнего задания.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения учащимися домашнего задания, то есть определение степени усвоения знаний и умения применять их на практике. Выявление типичных недостатков в знаниях учащихся и причин их появления, определение способов их устранения.

Устный опрос учащихся. Учитель должен оказывать поддержку (психологическую). При проверке уровня знаний используется фронтальный опрос.

Оценка знаний осуществляется в конце урока за сумму ответов с учетом качества выполнения письменной работы. Необходимо практиковать и индивидуальный опрос.

Данный вид опроса способствует формированию умения общаться с аудиторией, развитию монологической речи младших школьников.

Проверка письменного задания. 1) выборочная проверка. Требует от учащихся сформированности умения находить в записанных текстах языковые факты в соответствии с целевой установкой учителя. 2) Самопроверка. Способ, при котором учащиеся проверяют свои работы путем сравнения их с образцами выполнения упражнения.

Способствует формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умения замечать и исправлять допущенные ошибки в своих работах. 3) Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и отмечают в работах друг друга ошибки. Данный способ целесообразно совмещать с самопроверкой.

(по данному образцу)

2) и 3) должны заканчиваться итоговой беседой с учителем.

4) Выполнение в классе задания аналогичному домашнему. 5) проверка домашнего задания с помощью диктанта.

Учитель выписывает из ряда домашних упражнений трудные в орфографическом отношении слова или трудные синтаксические конструкции.

На уроке учащимся предлагается диктант, по результатам написания которого определяется насколько учащимися усвоены знания или сформированы умения по изучаемой теме.

3.   Минутка чистописания (7-8 мин). Задание на доске заранее записать.

Задача: формирование графического навыка учащихся. Ведь дидактический материал должен быть представлен на доске до начала урока. Особенности и объем дидактического материала по классам: 1 класс: 1 строка-элементы буквы, буква.

2 строка- соединения. 2 класс: 1 строка элементы буквы, буква, соединения. 2 строка- слова. 3 класс: 1строка- элементы букв(ы), 2 строка- соединения, 3 строка- слова.

4 класс: 1 строка-элементы букв(ы), 2 строка- соединения, 3 строка- слова, 4 строка- предложение.

Задача: формирование навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями. Приемы работы над словарными словами: словарный диктант, показ карточек со словарными словами, кроссворд, загадка, показ картинки, ребус, стихотворение, толкование слова, подбор синонимов/антонимов.

  1.  Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Задача: формирование интереса учащихся к восприятию нового материала, актуализация полученных ранее знаний, подготовка в определенному виду учебно-познавательной деятельности. С этой целью необходимо использовать проблемные методы обучения: проблемные вопросы, проблемные ситуации, проблемные задачи.

  1.  Изучение нового материала.

Задача: формирование у учащихся конкретного представления о языковых фактах, об их сущности, исходя из целей и задач урока.

В зависимости от особенностей и возможностей класса, учитывая познавательный интерес детей, учитель выбирает определенные методы и приемы обучения. Должен быть использован наглядный материал.

На данном этапе урока должны быть использованы такие приемы, которые способствуют формированию умения выделять главные и существенные признаки понятий, делать выводы и обобщения.

  1.  Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Задача: выявление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала, формирование первичных умений. Не следует ускорять темп работы на данном этапе урока, так как учащиеся не успевают в должной степени усвоить сущность новых изучаемых понятий, овладеть формами новых суждений.

Предлагаются задания на распространение изучаемого понятия. Задания выполняются коллективно под руководством учителя. Не рекомендуется предлагать учащимся задания на подбор примеров изучаемых языковых явлений, а также задания творческого характера.

  1.  Дальнейшее закрепление, обобщение и систематизация знаний.

Задача: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний на практике, конкретизация полученных знаний на новом языковом материале. На данном этапе используются упражнения, требующие от учащихся большей самостоятельности, задания творческого характера.

  1.  Контроль и самопроверка полученных знаний.
  2.   Задание на дом.

Необходимо выделять время для инструкции по выполнению домашнего задания. Учащиеся читают задание к упражнению «про себя», затем объясняют последовательность его выполнения. Желательно разобрать в классе 1-2 примера выполнения задания.

Необходимо дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, выявить трудности и наметить пути их преодоления.

Источник: http://refleader.ru/jgernameratypol.html

Структура урока русского языка

6. Структурные элементы урока русского языка.

Урок решает учебные цели и задачи, поэтому его темой являются либо формулировки из «Программы», либо названия параграфов учебника. Темой урока может быть и контрольная работа, и работа над ошибками.

Определение темы – это первый этап подготовки к уроку. Она может быть сформулирована как повествовательное или вопросительное предложение, может быть представлена в игровой форме («Путешествие в страну прилагательного»). Следует остановиться на той формулировке, которая будет способствовать созданию рабочей творческой обстановки.

Учет тематического планирования предопределяет выбор типа урока.

Следующим важным моментом при подготовке к уроку является постановка целей. Как отмечалось во 2 главе, выделяют три классические цели урока: обучающая, развивающая и воспитательная.

В формулировке обучающей цели четко определяется, что нового должны узнать учащиеся на уроке. Например: в 5 классе изучается тема «Имя существительное».

Познавательная цель может быть сформулирована так: «Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, то есть таким классом слов, который выделяется на основе не только лексических значений, но и грамматических».

Уточнение с «то есть» может не включаться в запись, но оно должно осознаваться учителем.

При постановке обучающей цели предполагается, что школьники будут познакомлены с правилами орфографии и пунктуации, лингвистическими понятиями, фактами языка.

В формулировке развивающей цели указываются учебно-языковые и речевые умения, которые формируются или совершенствуются на уроке.

Учитель должен определить, какие новые действия, операции будут выполнять учащиеся (сначала под его руководством, а потом самостоятельно), или что несовершенно в сформированных действиях учеников и как это надо скорректировать.

Например, в 5 классе на уроке изучения имени существительного развивающая цель может быть сформулирована так: «Сформировать умение квалифицировать имена существительные не только на основе предметного значения, но и опираясь на грамматические особенности (склонение, родовая характеристика)».

Формулировка воспитательнойцели вызывает обычно наибольшие трудности. Воспитательная цель определяется дидактическим материалом урока, его тематической направленностью.

Сформулируем цели для темы урока в 5 классе «Род имен существительных».

1. Обучающая цель: систематизировать знания учащихся об имени существительном, его морфологических признаках.

Нельзя формулировать цель так: «Дать представление о категории рода имен существительных», поскольку эта категория знакома ученикам из курса начальной школы; учитель должен обобщить, структурировать знания и сообщить новое, например об определении рода несклоняемых имен существительных.

2. Развивающая цель: формировать умение определять принадлежность существительных к одному из 3-х родов, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

3. Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к собственной речи на основе грамотного использования имен существительных с учетом их грамматических особенностей.

На следующем этапе подготовки урока русского языка следует продумать содержание исходя из данных учебника и дидактического материала.

Правильный выбор приемов и методов будет способствовать успешному усвоению материала учениками. Такой выбор предполагает выстраивание материала по принципу от простого к сложному, чередование устных и письменных упражнений, следование одному тематическому направлению.

Для каждого урока характерно свое оборудование: доска, цветные мелки, таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал (репродукции картин, индивидуальные карточки и т.д.).

4. Структура урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала)

4.1. Урок объяснения нового материаласостоит из следующих этапов:

1. Оргмомент (1– 2 мин.).

Время этапов урока распределяется между структурными элементами в зависимости от содержания и функций.

Оргмоментпредназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Учитель стремится к быстрому включению учеников в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к методическим недочетам в организации урока.

2. Проверка домашнего задания и работа по карточкам (7 – 10 мин.).

Учителю необходимо определить, как осуществлять контроль: что проверить устно, что требует записи на доске, что будет делать класс, пока у доски работают 2–3 ученика, какие вопросы должны быть заданы для подготовки к восприятию нового материала.

Обязательно сформулировать цель для учеников. Она ставится на каждом новом этапе. «На прошлом уроке мы познакомились с темой… В домашней работе нужно было сделать … Сейчас проверим, как вы справились с заданием».

Проверка домашнего задания включает в себя опрос и проверку письменного задания с целью выяснения степени осознанности усвоения изученного и правильности выполнения задания.

Существуют разные формы проверки письменного задания.

1. В 5 – 6 классах – проверка тетрадей (в этих классах проверяется каждая работа);

2. Опрос по цепочке (объясняются орфограммы и пунктограммы, а разборы выполняются на доске, затем проверяются коллективно, при этом работавшему у доски нужно задать вопрос по изученному материалу и проверить (иногда просмотреть) тетрадь.Только после этого выставить оценку.)

3. Выборочная проверка домашнего задания на доске (выписать слова с орфограммами, обозначая их графически, составить схемы предложений с пунктограммами).

4. Выполнить грамматические разборы у доски, орфограммы и знаки препинания проверить устно по цепочке.

5. Фронтальный опрос поможет повторить пройденный материал (вопрос задается всему классу, отвечает один из учеников; недостатки обусловлены тем, что невозможно опросить всех учеников, трудно выявить неподготовившихся). Чтобы соединить этап проверки домашнего задания со следующей темой, необходим опрос по теории.

6. Индивидуальный опрос – карточки.

Карточки бывают разных видов. Работа по карточкам ограничена во времени, поэтому их нужно собрать в конце этапа проверки домашнего задания. Необходимо вести учет опрошенных по карточкам, чтобы каждый ученик в течение четверти смог поработать с разными видами карточек.

Этап проверки домашнего задания нельзя затягивать, так как это скажется на дальнейшей работе. Если новый материал достаточно сложный, то этап проверки домашнего задания может отсутствовать.

(3.) Орфографическая работа(около 5 мин.).

Орфографическая работа может заменить проверку домашнего задания, если это целесообразно. Формы работы могут быть следующими: а) на доске заранее записаны слова с пропущенными орфограммами, ученики должны их объяснить устно или в случае письменного выполнения задания в тетради с помощью графических обозначений; б) словарный диктант; в) работа с перфокартами для всего класса.

Словарный диктант составляется по специальным нормам. Обычно он состоит из словосочетаний.

Необходимо учитывать способ контроля: проверка учителем, самопроверка, взаимопроверка (проверяет один ученик или проверка осуществляется по цепочке; при этом предварительно должен быть произведен обмен тетрадями, указаны нормы а после проверки необходимо выяснить, кто написал на «5», «4», «3», «2»; оценки выставляют сами дети).

3. Объяснение нового материала (10 – 15 мин.).

Необходимо сформулировать цель познания для учеников. На данном этапе урока обязательно наглядное предъявление нового материала, анализ которого осуществляется с помощью логически выстроенной системы вопросов.

После беседы ученики самостоятельно формулируют правило или объясняют грамматические понятия, а затем обращаются к учебнику.

Если необходимо, ученики еще раз могут повторить теоретические сведения и самостоятельно подобрать примеры для иллюстрации.

Таким образом, этап складывается из следующих составляющих: предъявление материала, анализ языкового материала путем последовательного вычленения признаков нового понятия (или условий действия правила и операций при его применении) – это этап структуризации нового материала; выводы-обобщение (формулировка дефиниции нового понятия или правила), запоминание (чтение учебника позволяет еще раз зрительно воспринять материал), воспроизведение (с подбором своих примеров).

4. Закрепление(15 – 20 мин.).

Упражнения для закрепления нового материала должны выстраиваться в соответствии с уровнем сложности: от анализа готовых примеров, выполнения упражнений по образцу до творческих заданий (то есть от «узнавания» нового материала к коллективному и самостоятельному оперированию с ним); от анализа простых случаев – к сложным; от упражнений, требующих осуществления одной операции, к многооперационным.

Сначала у доски работает сильный ученик (его действия есть своеобразный образец размышления-ответа для остальных), затем средний и слабый.

Первые упражнения выполняются по учебнику, далее возможно привлечение дополнительного дидактического материала.

Должны присутствовать разные формы работы, не только осложненное списывание, но разные виды диктантов и грамматических разборов, поскольку все разборы в полном или частичном виде должны быть представлены на каждом уроке.

Определение нового понятия (или новое правило) должно неоднократно звучать на уроке.

Советуем включать в закрепление игровые упражнения.

5. Подведение итогов и выставление оценок (не более 5 мин.).

Ученики формулируют выводы по уроку. Учитель выставляет оценки и комментирует их (в соответствии с нормами оценок и с учетом работы ученика в тетради). За урок должно быть выставлено не менее 5 отметок.

6. Домашнее задание (не более 5 мин.).

Задание на дом может быть озвучено в начале урока, если оно не нуждается в комментарии (поскольку часто в конце урока у студента не остается времени и он объявляет задание после до звонка).

С начала урока домашнее задание должно быть записано в правом верхнем углу доски. Обычно оно состоит из указания страницы, параграфа и упражнения, также может быть включен материал для повторения и словарные слова.

Домашнее задание должно быть прокомментировано учителем, а значит, понято учащимися. Оно не должно быть перегружено, то есть предполагает 20-30-минутную работу школьника дома.

Задание на дом может быть дифференцировано по уровню сложности ( например: некоторые ученики занимаются творческой работой, а другие выполняют предложенное упражнение).

В конце урока учеников следует поблагодарить за работу.

В конспекте каждого урока должно быть представлено оформление доски, поскольку доска – главное средство наглядности, она должна максимально служить процессу обучения.

На каждом уроке необходимо проводить лексическую работу (с целью увеличения словарного запаса, развития речи, расширения представлений учащихся о мире).

Источник: https://studopedia.su/7_52683_struktura-uroka-russkogo-yazika.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-73617.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий