6. Средневековая экономическая мысль арабского востока. Ибн-Хальдун.

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

6. Средневековая экономическая мысль арабского востока. Ибн-Хальдун.

Т.А.Фролова
История экономических учений: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2004

2. Экономическая мысль средневековья

Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Автором одной из значительных концепций является мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332 – 1406 гг.), который жил в северо-африканских странах Магриба. К тому времени здесь распространились постулаты Корана (в начале VII в. зародился ислам).

В концепции Ибн-Хальдуна не отвергается богоугодность торговли, подчеркивается возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства. Основным достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации».

Ибн-Хальдун считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

Деньги Ибн-Хальдун признавал важным элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из золота и серебра. Деньги отображают «количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом», «ценность всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения накопления и сокровища».

Наиболее значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.). Основной его труд – трактат «Сумма теологии», в нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий.

Фома Аквинский стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (353 – 430 гг.), который в конце IV — начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.

В период раннего средневековья экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоение чужого труда. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Крупная торговля и ссудные операции, как явления грешные, запрещались.

Авторы церковных законов (канонов) выступали против презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения.

В период позднего средневековья товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение.

Поэтому поздние канонисты расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы и причины социального неравенства.

Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств (ссылки на тексты священных писаний) и морально-этическая характеристика экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили принцип двойственности оценок.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический, исходили из божественного предназначения, то Аквинат уточняет это доказательство: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям».

Разделение труда требует обмена, который возможен в 2-х видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли).

Богатство рассматривалось ранними канонистами как совокупность материальных благ и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. По Аквинскому, «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

«Справедливая цена» — эта категория подменяла понятие «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты объясняли трудовыми и материальными затратами в процессе товарного производства. Аквинат считал, что продавец по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.

Торговая прибыль, ростовщический процент осуждались ранними канонистами. С определенными оговорками осуждал их и Ф. Аквинский. Необходимо, по его мнению, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие издержки и даже за риск.

Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).

Источник: http://www.aup.ru/books/m172/1_2.htm

1.10. Ислам и экономическая мысль Арабского востока. Ибн-Хальдун

6. Средневековая экономическая мысль арабского востока. Ибн-Хальдун.

Ислам — исполнение воли Аллаха. Ислам(по-арабски «предание себя Богу»),возникший позже других монотеистическихвероучений, оказался наиболее стремительнымиз них по распространению и стал религией,которая в наибольшей степени:

  • отразила всемирно-исторический конфликт между осёдлыми земледельческо-ремесленными и кочевыми скотоводческими народами;
  • поощряла торговлю при одновременном строгом воспрещении ссудного процента («Аллах позволил прибыль в торговле, а рост запретил»);
  • систематизировала вопросы собственности и налогообложения.

Оплот мусульманства — Арабский Халифат— появился и укрепился, использовавгеополитические и экономическиепротиворечия между христианскойВосточно-Римской империей и зороастрийскимИраном шахиншахов Сасанидов.

Завоевав(полностью, как в случае с Ираном, иличастично) территории этих держав,мусульманское государство получило всвоё распоряжение развитую культуруполивного и богарного земледелия идоступ к дальним торговым путям, включаяидущий из Китая Великий шелковый. Онотакже переняло традицию монетногочекана.

Священные книги ислама — КораниСунна — сложились во времямощной экспансии (VII— VIIIвв.) арабов-мусульман на запад доАтлантического океана и на восток дооазисов Средней Азии.

Коран и Сунналегли в основушариата (отарабского «шариа» — «надлежащий путь»)— свода мусульманских норм, провозглашённого«вечным и неизменным» установлением,чтобы не отклоняться от пути «истиннойверы», указанного Аллахом — верховнымхозяином того, «что на небесах и наземле, и что находится между ними, и чтопод землей» (Сура 20:6).

Экономические нормы шариата.

Суры(главы) Корана и хадисы (предания) Суннывнушали, что Аллах даровал людямплодородие земли; подчинил им орошающуювлагу и плывущие по морям по Его волекорабли, предоставил возможностиприобретения имущества и «украшенияздешней жизни» богатством и детьми;требует верности в мере и деловыхрасчётах.

Пророк Мухаммед изрёк, чтонаилучшие способы получения богатства— плоды «труда рук своих» и «добраяторговля». Он порицал тех, кто скупаети придерживает товар, чтобы продать егопо возросшей цене, но отверг просьбуограничить рост цен силой своей власти:«только Аллах устанавливает цены».

Опираясь на слова пророка Мухаммеда«тот, кто возделал никому не принадлежащуюземлю, обладает наибольшими правами наприобретение её в собственность»,мусульманские законоведы разработаливVIIIв.

учение об условияхперехода «пустопорожней» земли («мават»)в собственность всякого, кто её «оживит».

В то же время в соответствии с заветомпророка «люди — сотоварищи в пользованиитремя вещами: пастбищами, водой и огнём»,эти три «вещи» не допускались в частноевладение и подлежали коллективной илигосударственной собственности.

Наконец, от мусульман требовалосьпоклонение Аллаху посредством расходованиянажитого имущества и справедливогораздела военной добычи (ганимы).Её пятая часть подлежала употреблениюна содержание семьи пророка,вспомоществование путникам, бедняками сиротам (8: 42); на эти же цели каждыймусульманин стал обязан к ежегоднойочистительной милостыне —закяту.

Мусульманская доктрина налогообложения.Территориальная и административнаяэкспансия Арабского Халифата неизбежноусложняла характер имущественных ифискальных отношений.

Росли земельныепожалования вельмож (икта) и имущество(движимое и недвижимое), предоставленноев распоряжение духовенства на богоугодныецели (вакф). К взиманию поземельногоналога (хараджа) с покорённого населениябыли добавлены подушные налоги с мужчин— немусульман (джизийа) и мусульман(ушр, по-арабски «десятина»).

В 711 г.мусульманское войско под предводительствомТарика ибн-Сеида захватило Гибралтарскийпролив, который своим современнымназванием напоминает об арабскомзавоевателе (искаженное «Джебр-ал-Тарик»— «гора Тарика»).

На южной оконечностиЕвропы арабы основали поселение Тарифаи стали взимать с проходивших черезпролив кораблей пошлины в размередесятой части ценности груза. Таквозникло понятиетариф — ставки,взимаемой за провоз товара через границы.

Верховный судья знаменитого багдадскогохалифа Харуна ар-Рашида Абу Йусуф Йакубибн Ибрахим аль-Ансари (731 — 798)составил «Книгу подати» («Китабаль-Харадж»), где обобщил представлениямусульманского права о налогообложении.

Русский перевод этого классическоготруда недавно издан в Санкт-Петербурге.

Абу Йусуф порицал чрезмерность поборовс населения и распространившуюсяпрактику отдачи налогов на откуп богатымкупцам; рекомендовал принимать вовнимание платежеспособностьналогоплательщика.

Мусульманский взгляд на денежноеобращение. В мусульманскую культурувыдающийся вклад внесли писавшие наарабском языке мыслители различныхстран Средней Азии, Ближнего и СреднегоВостока. Одним из них был иранецаль-Газали(1058—1111), автор «Воскрешения наук о вере».Он подробнее других исламских автороврассмотрел вопросы обращения и накопленияденег.

Арабская монетная система, смешавшаяримско-константинопольские иэллинистическо-иранские образцы, быланаиболее развитой в средневековье.

Серебряными дирхемами (от «драхм»греков и Сасанидов) уплачивались налоги;медяки служили для повседневных покупок,а золотые динары(от римских иконстантинопольских «денариев») — длякрупных торговых сделок.

Наивысшимуспехом у арабских купцов считалосьуехать в Китай с тысячей дирхемов ивернуться с тысячей динаров.

Аль-Газали рассматривал золото и сереброкак дары Аллаха, выполняющие роли судей,определяющих цену любой вещи, ипосредников, с помощью которых можноприобрести все товары в мире.

По существу,описывая функции благородных металловкак меры стоимости и средства обращения,аль-Газали порицал накопление денегкак сокровища, сравнивая их с зеркалом,которое «само по себе не имеет ценности,но его ценность заключается в том, чтооно отражает любые вещи».

Поэтомунакопление денег ради них самихпротиворечит воле Аллаха, а ростовщичествоявляется крайним выражением этогогреха.

Ибн-Хальдун.

Крупнейшимсоциально-экономическим мыслителемстран ислама стал уроженец ТунисаИбн-Хальдун(1332 — 1406), жизнь идеятельность которого были связаны смусульманским Средиземноморьем: Испанией(где шла жестокая борьба между христианскимикоролями Кастилии и мусульманскимиэмирами Гранады), Марокко (где властьзахватили правители берберскогопроисхождения) и Каирским халифатом(где Ибн-Хальдун стал верховным судьёй).Прославившая Ибн Хальдуна в веках «Книганазидательных примеров по историиарабов, персов, берберов и народов,живших с ними на земле» содержалавведение (по-арабски«Мукаддима»),которое стало первой в истории концепциейэкономической обусловленностиобщественных изменений.

Ибн-Хальдун создал свою концепцию впериод очевидного могущества мусульманскихдинастий кочевнического происхождения— захватов османского султана Баязида«Молниеносного» в Европе (Балканы,Венгрия) и ещё более внушительныхзавоеваний в Азии узбекского эмираТимура («Железного Хромца»), с которымИбн-Хальдун был знаком.

Ибн-Хальдун стремился выяснитьзакономерности состояний «обустроенности»жизни у разных народов в зависимостиот различий в способах добывания пищии изготовления орудий труда и боя.

Ониспользовал для обозначения главногоразличия арабские антонимы «бадáва» —жизнь на открытых пространствах (от«бáдийа» — «пустыня») и «хадáра» —жизнь на огороженных пространствах(буквально — «присутствие» («закрепление»)за стенами жилищ).

«Обустроенность» —«умран» — зависит от таких факторов,как материальные потребности, разделениеи затраты труда, противоположностьмежду осёдлостью и кочевничеством, атакже между городом и деревней, избыточныйпродукт, предметы роскоши, власть-владениеи налогообложение.

Наука об «обустроенности».Ибн-Хальдунисходил из того, что разделение труданеобходимо ведёт к оживлённому обмену,но также и к общественному неравенству,воплощенному в городской жизни игосударственности.

Сельское хозяйство— как кочевое скотоводство, так и осёдлоеземледелие и пчеловодство обеспечиваеттолько необходимый продукт. Избыточныйпродукт создаётся развитым ремеслом вгородах.

Источником стоимости ремесленногопродукта являются затраты труда, которыечасто включают затраты другого труда,добавляя стоимость к более простымизделиям (плотничество — к дереву,ткачество — к пряже и т.п.).

Ибн-Хальдунпроводил различие между долей заработкана средства существования и долейприбыли в стоимости товаров, а такжемежду стоимостью и продажной ценой,колеблющейся под воздействием спроса.Он понимал функции благородных металловкак меры «всего, что образует богатство»,как средства обмена и средства сохраненияценности.

Экономическую основу государственностиИбн-Хальдун усматривал в присвоенииизбыточного продукта господствующейверхушкой, служащей у царской власти.Власть захватывает родственно-племеннаягруппа с наиболее сильным чувствомсплочённости («асабийей») и основываетдинастию.

Царская власть-владение («мульк»)располагает средствами, чтобы насильственнозаставить других выполнять свои решения,и требует предметов роскоши и знаковотличия. Вначале правящая династия,обеспечивая рост численности иблагополучия поддерживающих её семейств,собирает только налоги, предписанныешариатом и в умеренных размерах.

Низкиеналоги вселяют надежду в податноенаселение и стимулируют увеличение егочисленности и экономической активности.Но, с ростом количества приспешниковдинастии и их привычек к роскоши, расходы(в том числе на наёмную армию и «клиентов»),начинают превышать доходы. Тогдаправительство начинает «измышлять»новые налоги и вмешиваться в ценообразование.

Разные поборы разоряют население ивлекут хозяйственную вялость. Слабостьнарода ведёт к ослаблению династии,которая клонится к «бессилию, протекающемуот изнеженности», стремясь при этомзаполучить средства существованиялюбыми способами, в том числе —насильственным изъятием имущества узажиточных людей и порчей монеты.

Чрезмерность налогов и разницы навязанныхцен ведут в итоге к упадку рынков исамогό государства: средний срок егосуществования Ибн-Хальдун оценивал каксумму «возрастов» трех поколений(100—120 лет).

Несмотря на достигнутый высокий сан иавторитет учёного, его рассуждения обограниченном сроке любой династии были«не ко двору». Понятие «асабийи» уИбн-Хальдуна отождествлялось с групповымчувством, которое возникает как вспышкаи без рассуждений ведёт к активнымдействиям и жертвам во имя целей,возможно, бессмысленных и вредных.

Поэтому исламская традиция, толковавшаяпоступки правоверных как продуманныеи направленные к благим целям, отверглаконцепцию «асабийи»8,и идеи Ибн-Хальдуна не получилираспространения на Востоке. А на Западео них впервые стало известно лишь всамом конце XVII в.

, когда Европа и её наукав своём развитии уже оставили мусульманскиймир позади.

Ибн-Хальдун — предшественник западныхэкономических теорий. Об Ибн-Хальдунена Западе узнали незадолго до того, какнемец Х. Келлер (1637 — 1707) установилделение истории на древнюю, средневековуюи новую, а итальянец Дж.

Вико (1670 — 1744)обосновал циклическую модель развитияобществ («исторический круговорот»).Публикация текстов Ибн-Хальдуна началасьлишь в XIX в.

по почину востоковедаСильвестра де Саси (1758 — 1838),генерального комиссара Французскогомонетного двора и затем ректора Парижскогоуниверситета.

С тех пор известность Ибн-Хальдуна каккрупнейшего социального мыслителя нетолько исламского, но и всего Средневековьявозрастает. Но оценка его трудовосложняется восприятием их в западныхтерминах уже Нового времени.

Этопроявилось в переводах заглавия«Мукаддима» как «Пролегомены» (поаналогии с трактатом основателя немецкойклассической философии И.

 Канта), апонятия «умран» («обустроенность») —как «цивилизация» или «культура»; вобнаружении сходства между идеямиарабского мыслителя и западнымиконцепциями «исторического круговорота»и «географического детерминизма».

В ХХ в. Ибн-Хальдун был признанпредшественником чуть ли не всех основныхверсий классической политическойэкономии и современной макроэкономики:

  • трудовой теории ценностиРикардо — Маркса, поскольку Ибн-Хальдун склонялся к мысли, что торговля основывается на приравнивании в обмене количеств затраченного труда;
  • теории экономического роста,так как Ибн-Хальдун указывал на взаимосвязь экономического развития и роста населения, подчёркивал значение совершенствования ремесленных умений и орудий («человеческого капитала и технологий»);
  • кейнсианской «общей теории», поскольку Ибн-Хальдун указывал на кратность увеличения производства («мультипликатор») благодаря стимулам к дополнительному труду от спроса на предметы роскоши, а также на «недостаток побуждения к инвестированию» как ключевую проблему застойной экономики;
  • экономики предложения, резюмированной в кривойЛаффера, которая показывает, что увеличение налоговых ставок сначала увеличивает налоговые поступления, но, в конечном итоге, вызывает их снижение ввиду снижения активности производителей. «Изобретатель» кривой А.Лаффер ссылался на Ибн-Хальдуна как на своего предшественника, указавшего, что в начале династии налогообложение даёт большие доходы при небольших поборах, а в конце династии — незначительные доходы при больших поборах.

Наконец, уже в XXI в. идеи Ибн-Хальдунанашли применение при обоснованииматематических моделей циклическойдинамики обществ, учитывающихдемографические, классовые и финансовыеаспекты9.

Источник: https://studfile.net/preview/4365082/page:15/

Средневековая экономическая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западной Европы (Августин, Аквинат)

6. Средневековая экономическая мысль арабского востока. Ибн-Хальдун.

Источники экономической мысли Средневековья:

в арабских странах: Коран (610 — 632 гг.); учение Ибн-Хальдуна (1332-1406);

в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);

в России: «Русская правда» (XII — XIII вв.) — свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV — начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Ибн-Хальдун (Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ.

Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле».

Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к: осознанному отношению к труду; борьбе с расточительством и жадностью;

пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

Августин Блаженный (354-430) является, пожалуй, самой крупной фигурой конца античного христианства и начала христианства средневекового, и его творчество представляет собой мощный водораздел, отделяющий одну историческую эпоху от другой.

Его главные труды«О граде Божием» и «Исповедь».

Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: Град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «Град Божий» — духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

«справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 — 1274) — монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.

В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:

деньги не могут порождать деньги;

необходимо сословное деление общества;

богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:

цену, которая сообразна издержкам;

цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

Основная литература:

1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.

2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.

3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.

4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина., Е.Г-

Василевского.) — М. 1989.

5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.

6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.

7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.

8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996

Дополнительная литература:

1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.

2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.

3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.

4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002

6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 — 1995. Т. 1 — 5.

7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993.

Контрольные вопросы:

1. Проблемы периодизации развития экономической мысли на

основные этапы.

2. Отличие экономических взглядов периода рабовладения и развитого

феодализма.

3. Раскройте экономические взгляды Конфуция.

4. Почему Аристотеля считают основателем экономической теории как

науки? Правильно ли это?

5. Основные положения теории канонистов.

Источник: https://cyberpedia.su/5xb89a.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий