6. Соотношение гос. управления и местного самоуправления.

Соотношение государственной власти и местного самоуправления

6. Соотношение гос. управления и местного самоуправления.

Эффективное функционирование управления на государственном и муниципальном уровне обеспечивается взаимодействием органов государственного управления с органами муниципального управления.

Среди специалистов в сфере государственного и муниципального управления не существует единого взгляда на содержание взаимодействия государственного и муниципального управления.

Между местным самоуправлением и государством имеется много общего. И государственное управление, и муниципальное управление представляют собой формы народовластия.

Как гласит Конституция РФ в статье 3 именно народ осуществляет либо непосредственную власть, либо власть, опосредованную органами государственного управления и местного самоуправления.

Государственное и муниципальное управление включается в систему публичной власти, поскольку ориентировано на службу совокупным интересам общества и государства.

Муниципальное управление в качестве формы публичной власти обладает определенными чертами, присущими и государственной власти. К числу таких черт относятся:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. наличие у органов муниципального управления властных полномочий, необходимых для осуществления деятельности;
  2. наличие возможности и права на издание нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции;
  3. обязательность исполнения изданных нормативно-правовых актов;
  4. возможность применения санкций за неисполнение изданных нормативно-правовых актов;
  5. наличие аппарата, посредством которого реализуется система властных полномочий;
  6. универсальность;
  7. наличие функций специфического характера. К примеру, деятельность по формированию и исполнению муниципального бюджета, установлению и отмене местных налогов и сборов и так далее.

Ролевое соотношение государственного управления и местного самоуправления

Соотношение государственного управления и местного самоуправления характеризуется распределением ролей между ними. Так, государственному управлению принадлежит ведущая роль, местное самоуправление при этом является ведомым.

Данное утверждение характеризуется следующими постулатами:

  • во-первых, необходимость подтверждения статуса местного самоуправления в Конституции страны и федеральном законодательстве, обусловленная требованиями Европейской Хартии местного самоуправления;
  • во-вторых, возложение на государство роли гаранта существования и функционирования местного самоуправления;
  • в-третьих, гарантированность государством права на судебную защиту в системе местного самоуправления;
  • в-четвертых, ограниченность самостоятельности органов муниципального управления при решении местных вопросов направленностью и содержанием общегосударственной политики. Государственные органы управления активно вовлекаются органы муниципального управления в реализацию государственных планов и программ во всех сферах жизнедеятельности;
  • в-пятых, возможность наделения органов муниципального управления отдельными государственными полномочиями;
  • в-шестых, государство определяет состав полномочий местного самоуправления. Соответственно государство обладает правом изменения этого состава. Специалисты характеризуют этот феномен следствием невозможности органов муниципального управления определять собственную компетенцию.

Как результат, между местным самоуправлением и государственной властью существует прочная взаимосвязь. Местное самоуправление находится в прямой зависимости от государственной власти, в подчинении ей и установленных ею законодательных рамках. При этом законодательство ограничивает возможность применения государственных властных полномочий по отношению к органам муниципального управления.

Органы местного самоуправления осуществляют активное взаимодействие с органами государственного управления относительно вопросов, сочетающих тройной интерес: со стороны государства, со стороны отдельного субъекта федерации и со стороны муниципального образования. В основе взаимодействия местного самоуправления и государственной власти находятся такие принципы как законность, охрана независимости муниципального управления, добровольность, учет общих интересов и взаимной ответственности.

В основе взаимодействия органов государственного и муниципального управления находится соблюдение требований федерального, регионального законодательства и уставов муниципальных образований.

Любые договорные отношения и соглашения между органами государственной власти и местным самоуправлением должны носить добровольный характер.Взаимодействие органов государственного и муниципального управления осуществляется в следующих формах:

  • во-первых, в форме договоров;
  • во-вторых, в форме соглашений;
  • в-третьих, в форме государственно-муниципальных учреждений и организаций, нацеленных на решение общих задач и реализацию общих функций.

Данные формы взаимодействия органов государственного и муниципального управления не предполагают взаимную передачу полномочий.

Замечание 1

Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного и муниципального управления осуществляется посредством создания совместных консультативных, координационных, совещательных, иных рабочих групп, действующих на постоянной или временной основе, с целью выработки рекомендаций по тем или иным вопросам.

Федеральные и региональные органы государственного управления обладают определенными полномочиями в сфере местного самоуправления.

Примером таких полномочий является, в частности, определение принципиальных основ осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, установленные федеральным законодательством; правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления; наличие контрольных полномочий; наличие возможности смещения должностных лиц местного самоуправления с должности и так далее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/mestnoe_samoupravlenie/sootnoshenie_gosudarstvennoy_vlasti_i_mestnogo_samoupravleniya/

Соотношение государственного и муниципального управления

6. Соотношение гос. управления и местного самоуправления.
Таким образом, система государственного и муниципального управ­ления содержит два основных уровня управления: государственный и муниципальный. Функции обоих уровней существенно различают­ся, но в совокупности способны определять эффективный режим раз­вития общества.

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов.

Тогда как муни­ципальное управление — это осуществляемая на локальных территори­альных уровнях деятельность уполномоченных местным населением органов власти, нацеленная на решение актуальных для этой террито­рии задач.

Государственное управление — это процесс регулирования отноше­ний внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти.

Преимущественным направлением вектора государственного управле­ния является «сверху вниз», в связи с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований. В основе государственного управ­ления лежит государственный интерес, направленный на защиту це­лостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит не­обходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборон­ной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитраж­ной.

Государственное управление становится возможным благодаря су­ществованию государственной власти. Государственная власть явля­ется органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса.

Рас­пространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы.

Главными признаками государ­ственной власти являются ее целостность, неделимость и суверен­ность.

Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно- административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует несколько функций.

1. Институциональную — через утверждение необходимых при ре­шении государственных вопросов социально-экономических, по­литических и гражданских институтов для распределения власт­ных полномочий.

2. Регулятивную — через системы норм и законов, которые призва­ны установить общие правила, регулирующие поведение субъек­тов.

3. Целеполагающую — через разработку и выбор приоритетных на­правлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения про­грамм.

4. Функциональную — через разработку и реализацию действий, на­правленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

5. Идеологическую — через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

В отличие от государственного муниципальное управление реализует в первую очередь местный интерес. Основу этого интереса составляют текущие потребности населения в обеспечении комфортного прожива­ния в границах своего поселения.

Вектор муниципального управления здесь имеет направление «снизу вверх», что позволяет в конечном сче­те адаптировать местный территориальный интерес к государственно­му.

Смысл этой адаптации состоит в обустройстве среды непосред­ственного обитания человека, удовлетворении его первоочередных потребностей и налаживании межхозяйственных связей между терри­ториями.

Все это составляет суть муниципального интереса, способ­ствующего кристаллизации фундаментальных институтов гражданско­го общества и служащего отправной точкой в организации местного самоуправления.

Объектом муниципального интереса являются вопро­сы местного значения, характер и особенности которых могут быть адекватно осознаны только людьми, непосредственно проживающими на данной территории. Удовлетворение муниципального интереса есть обязательное условие для удовлетворения общественного (государ­ственного) интереса.

Муниципальная власть — это осуществляемая непосредственно или опосредованная через представительские органы воля местного сообщества, ориентированная на формирование благо­приятной для его существования среды обитания.

Будучи опосредован­ной, муниципальная власть приобретает черты публичной власти, что делает ее похожей на власть государственную. По мнению В. Е. Чирки- на, муниципальная власть представляет собой власть коллектива на­селения в пределах определенной территории и в пределах полномо­чий, установленных Конституцией и законом. И поэтому она носит характер негосударственной публичной власти1, осуществляемой граж­данами непосредственно или через представительные органы. Родона­чальник муниципальной науки в России Л. А. Велихов в качестве от­личительной черты муниципальной власти выделял ее подзаконность, тогда как атрибутивным признаком власти государственной выступает ее суверенитет, независимый характер.

Источник: https://all-sci.net/organizatsionnoe-povedenie_1046/sootnoshenie-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-226335.html

Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление»

6. Соотношение гос. управления и местного самоуправления.

Вопрос об отличиях муниципального управления от местного самоуправления достаточно сложный по причине наличия разных мнений на данный счет.

Ключ к понимаю лежит в субъектах муниципального управления и местного самоуправления.

К субъектам местного самоуправления следует отнести:

— население муниципального образования;

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

А муниципального управления только:

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

Объекты муниципального управления и местного самоуправления одинаковы – муниципальные образования.

Таким образом, в виду наличия большего числа субъектов управления, можно прийти к выводу: местное самоуправление более широкое понятие, нежели муниципальное управление.

Помимо этого, стоит отметить, что главным действующим лицом, осуществляющим местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.) и опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц) является население муниципального образования.

Муниципальное управление осуществляют органы местного самоуправления (муниципального управления) и муниципальные должностные лица.

Муниципальное управление — целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление определяется следующими характеристиками (признаками):

а) муниципальное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

б) муниципальное управление — это прерогатива только органов муниципального управления;

в) муниципальное управление — в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление — подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» по своему содержанию во многом тождественны. Однако это несколько разные понятия.

Муниципальное управление осуществляется благодаря наделенной ей властью – муниципальной властью.

Термин «муниципальная власть» подчеркивает властный характер отношений, которые осуществляются на локальной (муниципальной) территории между населением муниципального образования и представителями власти.

Этот термин также подчеркивает локальный характер действия власти – в пределах определенной территории (муниципального образования).

Термин «местное самоуправление» указывает на источник власти, в лице местного сообщества, и на принцип организации управления. Тем самым данный термин подчеркивает общественную природу местной власти.

Термин «местное самоуправление» не указывает на локальность (замкнутость) территории, а подчеркивает лишь «местный» характер.

Следовательно этот термин трактуется более широко, понимая под ним организацию и осуществление межмуниципальных связей, а также надмуниципальный уровень управления, образуемый по инициативе органов самоуправления муниципальных образований.

В России в отличие от стран Европы и США нет развитых межмуниципальных связей и надмуниципального уровня управления, поэтому в нашей стране термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» (местная власть) практически совпадают по значению.

Понятие “местное самоуправление” шире «муниципального управления», еще и потому, что оно включает в себя все формы реализации местного самоуправления:

1) МСУ как формы непосредственной демократии – когда власть предоставляется населению.

2) Территориальное общественное самоуправления (ТОС) – создание различных территориальных организаций, сообществ, товариществ в городе, районе, улице, во дворах.

3) Выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.

А муниципальное управление является только частью местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление — это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Источник: https://cyberpedia.su/6x90ed.html

§2. Соотношение государственного управления, местного самоуправления

6. Соотношение гос. управления и местного самоуправления.

Кроме государственного управления, как уже отмечалось, существует местное самоуправление и иное негосударственное управление, осуществляемое внутри различных систем, формирований, организаций, т.е.

групп и коллективов людей, объединяемых по различным признакам и образуемых для достижения определенных целей.

Негосударственные объединения имеют свои специфические уставные задачи, свое социальное назначение.

Государственное управление и местное самоуправление. Оба вида управления обеспечивают целенаправленное воздействие на общественные процессы в стране. Местное самоуправление гарантируется Конституцией Российской Федерации . Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного

1 Далее по тексту — Конституция, если иное специально не оговорено.

11

>>>12>>>

самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских населенных пунктах и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Организация и структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем проведения референдумов, выборов, социологического опроса населения, а также в формах прямого волеизъявления, через выборные и другие органы.

Государственное управление и местное самоуправление взаимосвязаны. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления средств. Осуществление переданных полномочий подконтрольно государству и его соответствующим органам.

Вместе с тем местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Государственное управление и управление негосударственными объединениями (организациями). Повышению роли граждан в социальном управлении способствуют:

— развитие рыночных отношений;

— право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом коммерческой, экономической деятельности;

— право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

— гарантированная Конституцией свобода деятельности общественных объединений;

— конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Практика выработала различные формы повышения активности граждан в социальном управлении. К ним относятся: негосударственные хозяйственные и социально-куль-

>>>13>>>

турные объединения, общественные организации и другие формирования, которые управляются соответствующими негосударственными органами. Они близко соприкасаются с субъектами государственного управления. Вместе с тем государственное управление отличается от негосударственного своим содержанием и назначением.

Государственное управление в отличие от негосударственного осуществляется от имени государства, для чего субъекты государственного управления наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями.

Негосударственное же управление осуществляется от имени той или иной негосударственной организации, объединения. Полномочия субъектов этого вида управления, как правило, распространяются только на членов соответствующих негосударственных формирований.

Предписания субъектов негосударственного управления, как правило, не имеют государственно-властного характера.

Повышение роли и активности негосударственных формирований в жизни общества вызывает необходимость взаимодействия и соответствующей координации действий этих формирований со стороны субъектов государственного управления. Последние ведают вопросами регистрации негосударственных объединений, выдачей лицензий (разрешений) на их функционирование, следят за соблюдением ими налогового законодательства, осуществляют контрольные функции.

Субъекты государственного управления:

— взаимодействуют с профессиональными и творческими союзами, национальными, ветеранскими, женскими, молодежными, детскими, некоммерческими организациями и фондами, другими общественными организациями и движениями, религиозными конфессиями, политическими партиями и движениями;

— содействуют обмену информацией между государственными органами и различными политическими партиями и движениями, деловыми кругами и политиками, учеными, деятелями культуры;

— доводят политику государства до общественных объединений, религиозных конфессий, политических партий;

— способствуют развитию некоммерческих организаций;

— организуют регулярные встречи, «круглые столы», дебаты с представителями общественных объединений, деловых, научных, религиозных, культурных, политических кругов;

>>>14>>>

— разрабатывают и реализуют совместно с партиями и движениями цивилизованные принципы политической жизни в целях оказания позитивного влияния на принятие решений, организации жизнедеятельности;

— формируют банк информации об общественных объединениях.

Итак, негосударственное управление (местное самоуправление, управление делами общественных организаций и иных объединений) является одним из видов социального управления, который состоит в осуществлении целей и задач, предусмотренных уставами, положениями и иными нормативными актами о негосударственных, общественных формированиях. Субъекты государственного управления — государственные органы — взаимодействуют и сотрудничают с органами общественных формирований.

Источник: https://texts.news/pravo-rossii-administrativnoe/sootnoshenie-gosudarstvennogo-upravleniya-35685.html

Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления

6. Соотношение гос. управления и местного самоуправления.

Кроме государственного управления, как уже отмечалось, существует местное самоуправление и иное негосударственное управление, осуществляемое внутри различных систем, формирований, организаций, т.е.

групп и коллективов людей, объединяемых по различным признакам и образуемых для достижения определенных целей. Негосударственные объединения имеют свои специфические уставные задачи, свое социальное назначение.

Государственное управление и местное самоуправление. Оба вида управления обеспечивают целенаправленное воздействие на общественные процессы в стране.

Местное самоуправление гарантируется Конституцией Российской Федерации Конституция РФ,гл 8, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Оно в пределах своих полномочий самостоятельно.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских насела пунктах и на других территориях с учетом исторических и местных традиций. Организация и структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно

Местное самоуправление осуществляется гражданами проведения референдумов, выборов, социологического опроса населения, а также в формах прямого волеизъявления, через выборные и другие органы.

Государственное управление и местное самоуправление взаимосвязаны. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления средств. Осуществление переданных полномочий подконтрольно государству и его соответствующим органам.

Вместе с тем местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местно самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. Государственное управление и управление негосударственными объединениями (организациями). Повышению роли граждан в социальном управлении способствуют:

— развитие рыночных отношений;

— право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом коммерческой, экономической деятельности;

— право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

— гарантированная Конституцией свобода деятельности общественных объединений;

Конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Практика выработала различные формы повышения активности граждан в социальном управлении.

К ним относятся: негосударственные хозяйственные и социально-культурные объединения, общественные организации и другие формирования, которые управляются соответствующими негосударственными органами. Они близко соприкасаются с объектами государственного управления.

Вместе с тем государственное управление отличается от негосударственного своим содержанием и назначением.

Государственное управление в отличие от негосударственного осуществляется от имени государства, для чего субъекты государственного управления наделяются соответствующими государственно- властными полномочиями.

Негосударственное же управление осуществляется от имени той или иной негосударственной организации, объединения. Полномочия субъектов этого вида управления, : как правило, распространяются только на членов соответствующих негосударственных формирований.

Предписания субъектов негосударственного управления, как правило, не имеют государственно-властного характера.

Повышение роли и активности негосударственных формирований в жизни общества вызывает необходимость взаимодействия и соответствующей координации действий этих формирований со стороны субъектов государственного управления. Последние ведают вопросами регистрации негосударственных объединений, выдачей лицензий (разрешений) на их функционирование, следят за соблюдением ими налогового законодательства, осуществляют контрольные функции.

Субъекты государственного управления:

— взаимодействуют с профессиональными и творческими союзами, национальными, ветеранскими, женскими, молодежными, детскими, некоммерческими организациями и фондами, другими общественными организациями и движениями, религиозными конфессиями, политическими партиями и движениями;

— содействуют обмену информацией между государственными органами и различными политическими партиями и движениями, деловыми кругами и политиками, учеными, деятелями культуры;

— доводят политику государства до общественных объединений, религиозных конфессий, политических партий;

— способствуют развитию некоммерческих организаций;

— организуют регулярные встречи, «круглые столы», дебаты с представителями общественных объединений, деловых, научных, религиозных, культурных, политических кругов;

— разрабатывают и реализуют совместно с партиями и движениями цивилизованные принципы политической жизни в целях оказания позитивного влияния на принятие решений; формируют банк информации об общественных объединениях.

Итак, негосударственное управление (местное самоуправление, управление делами общественных организаций и иных объединений) является одним из видов социального управления, который состоит в осуществлении целей и задач, предусмотренных уставами, положениями и иными нормативными актами о негосударственных, общественных формированиях. Субъекты государственного управления — государственные органы — взаимодействуют и сотрудничают с органами общественных формирований.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 11; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/2-49467.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий