6.Системогенез. Принцип опережающего развития.

Содержание
  1. Системогенез. Принцип опережающего развития
  2. Глава 3 Теория функциональных систем и системогенеза (3.2.)
  3. Основы психофизиологии
  4. 6.1. Органогенез и системогенез
  5. 6.2. Научение как реактивация процессов развития
  6. 6.3. Научение – селекция или инструкция?
  7. 6.4. Системная специализация и системоспецифичность нейронов
  8. Основные закономерности онтогенеза
  9. эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный).Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека
  10. 1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем. Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т. е. особенности системогенеза, были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898−1974) и его учениками и последователями
  11. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга
  12. Развитие ребенка 2−3 лет
  13. Понятие о росте и развитии детского организма
  14. Развитие — показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т. е. их функциональное совершенствование за определённый период времени
  15. Тема7: Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков
  16. Акселерацияразвития (от лат. Acceleration — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков
  17. Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
  18. Акселерация развития и готовность к обучению в школе

Системогенез. Принцип опережающего развития

6.Системогенез. Принцип опережающего развития.

Связывание отдельных звеньев в функциональные системы начинается задолго до полного их созревания. Гармоничное соотношение между многочисленными и различными по степени сложности, месторасположению и зрелости компонентами устанавливается на основе действия механизма гетерохронии, выражающегося в избирательном и неодновременном росте различных структурных образований.

Гетерохрония выступает как специальная закономерность, состоящая в неравномерном развертывании генетической информации.

Закономерности неравномерного развития объединяются введенным в 1937 голу понятием «системогенез», с помощью которого рассматривается избирательное и ускоренное по темпам развития в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований. Последние, консолидируясь в целое, интегрируют полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание.

Системогенез, как формирование функциональных систем, происходит поэтапно, неравномерно, в соответствии со все более усложняющимися формами взаимодействия организма и среды и проявляется в двух основных формах.

Внутрисистемная гетерохрония связана с постепенным усложнением конкретной функциональной системы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному функционированию системы.

Наряду с внутрисистемной, имеет место и межсистемная гетерохрония, которая связана с неодновременной закладкой и формированием разных функциональных систем.

Принципы:

1.Принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы состоит в том, что, независимо от сложности и простоты закладываемых в разное время структурных компонентов функциональной системы, все они к определенному времени составляют функциональное целое — функциональную систему.

2. Принцип фрагментации органа указывает на постепенное созревание, на неоднородный состав органа в каждый момент развития.

В первую очередь развиваются те его фрагменты, которые будут необходимы для реализации жизненно важной функции в ближайший период онтогенеза.

Например, в эмбриогенезе нервная система закладывается раньше, чем другие органы организма, поскольку в ближайшее время будет выполнять функцию их регуляции.

3. Принцип консолидации компонентов функциональной системы начинает действовать с того момента, когда отдельные, раздельно созревающие ее компоненты достигают той степени зрелости, которая оказывается достаточной для их объединения в систему.

Наиболее активное связывание различных узлов функциональных систем происходит в так называемые критические, сенситивные периоды и соответствует качественным перестройкам поведения и психики.

В ходе системогенеза происходят преобразования как внутри отдельных систем, так и между разными системами.

4. Принцип минимального обеспечения функциональной системы заключается в том, что по мере созревания отдельных структурных единиц до определенной степени происходит их объединение в какую-то минимальную, несовершенную, но, тем не менее, архитектурно и функционально полноценную ФС.

Благодаря этому она становится в какой-то степени продуктивной, начинает выполнять приспособительную роль задолго до того, как полностью созреет и все ее звенья получат окончательное структурное оформление.

Так, система, обеспечивающая зрительное восприятие, начинает функционировать с момента рождения ребенка, но се роль в адаптивных возможностях претерпевает в ходе онтогенеза значительные изменения.

7.Основные за­кономерности и показатели морфологического созревания мозга.

Морфологическое созревание мозга определяется по таким показателям, как размеры и дифференцированность по клеточному составу всего мозга и отдельных его частей.

Кроме этого, оценивается способ организации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов, а также характер взаимосвязи между ними.

Вес мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания. Вес головного мозга новорожденного составляет примерно 30% от веса взрослого человека, к двум годам — 70 % и к шести годам — 90 %.

Дифференциация систем мозговой коры происходит постепенно, и это приводит к неравномерному созреванию отдельных мозговых структур, входящих в три функциональных блока мозга.

Наибольшего уровня зрелости достигают структуры первого блока мозга (блока регуляции активности мозга).

Во втором (блоке приема, переработки и хранении информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным полям.

Другие зоны коры, обеспечивающие сложную переработку информации как в пределах одного анализатора, так и идущую от разных анализаторов, к этому времени не достигают еще достаточного уровня зрелости.

Следующими созревают третичные, ассоциативные поля мозга: сначала заднее ассоциативное (теменно-височно-затылочная область, ТПО) и затем, в последнюю очередь, переднее ассоциативное (префронтальная область) поле.

Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности ее связей и взаимоотношений.

Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности и контроль за правильным их протеканием.

В созревании коры выделяют два процесса, характеризующих изменения на уровне коры и на уровне отдельных клеток.

Первый — это рост коры, идущий за счет увеличения расстояния между нейронами и их миграции к месту конечной локализации от места «рождения», то есть за счет образования волокнистого компонента (роста дендритов и аксонов).

Второй — дифференцировка ее нервных элементов, созревание разных типов нейронов.

Скорость роста коры определяется развитием отростков нейронов и синаитпческих контактов с другими клетками и во всех областях мозга наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных, к 7 годам -в ассоциативных отделах.

Максимальные темпы дифференцировки и роста клеток коры головного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода, затем процессы менее выражены. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетнего — мало отличаются от клеток взрослого человека.

Миелинизация, являющаяся одним из главных критериев созревания, начинается и завершается раньше в тех областях, которые связаны первично с восприятием сенсорной информации (сенсомоторной, зрительной, слуховой) или осуществляют связь с подкорковыми структурами, то есть филогенетически более старыми структурами. Миелинизация начинается в ряде структур до рождения (с четвертого месяца беременности), в других непосредственно перед рождением и, в-третьих, после рождения.

Завершается она в двигательных, чувствительных корешках (спинномозговой нерв), зрительном тракте в первый год после рождения.Это означает, что в первую очередь созревают те нервные пути, которые играют наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза.

Структурное развитие (ансамблевая организация) коры связано с формированием нейронных ансамблей (нервных центров). Все компоненты нейронных ансамблей новорожденных характеризуются структурной незрелостью.

В течение первого года происходят типизация формы и увеличение размеров нейронов, развитие внутриансамбленых связей по вертикали.

К 3 годам четко сформированы гнездные группировки нейронов и вертикальные пучки волокон.

К 5-6 годам усложняется система связей по горизонтали.

К 12-М годам все больше нарастает роль волокнистого компонента коры, усложняются внутри- и межансамблевые связи по горизонтали. Достигают высокого уровня дифференцировки все типы интернейронов.

К 18 годам ансамблевая организация коры по основным параметрам своей архитектоники достигает уровня взрослых. Наиболее долгое созревание идет в лобной области — до 20 лет.

Морфологическое оформление теменных отделов мозга начинается в период внутриутробного развития. К моменту рождения клетки коры затылочной области имеют основные признаки, соответствующие особенностям каждого поля.

В дальнейшем происходит дифференциация клеточных элементов и к 5-7 годам они приобретают специфическую форму, характерную для взрослых людей, хотя их размер продолжает увеличиваться до 16 лет. Развитие первичных полей височной области заканчивается к 2 годам, а ассоциативных полей — к 7 годам.

В первые два года постнаталъного периода более интенсивно развиваются моторные отделы лобной области по сравнению с префронтальными. Миелинизация мозолистого тела начинается в конце первого года жизни.

От трех до шести лет происходит быстрый его рост, который сменяется медленным увеличением мозолистого тела вплоть до периода взрослости.

8. Функциональные критерии развития мозга. Основные законо­мерности функционального созревания мозговых структур.

В работах А. Н. Шеповальникова (1997) сформулирована гипотеза об относительно независимом и гетерохронном становлении в ходе онтогенеза у детей двух функционально различных систем связей коры больших полушарий.

На начальных этапах развития мозга ребенка координированная деятельность кортикальных структур обеспечивается в значительной мере за счет наличия к моменту рождения относительно зрелых, генетически детерминированных связей.

Они ответственны за процессы дистантной (связывают отдаленные центры) интеграции нервной активности кортикальных полей в целостную деятельность мозга, то есть формируют основной «каркас» единой распределенной системы мозговой активности. Это система «длинных» связей.

Другая система представлена относительно короткими межкортикальными взаимосвязями («короткие» связи). По-видимому, именно эта, менее жесткая и более пластичная, система связей ответственна в большей мере за обеспечение процессов обучения и гибкого приспособления организма к окружающей среде.

Полученные ими результаты позволяют оценить роль церебральных структур и связывающих их волокон, которые уже на ранних стадиях постнатального развития оказываются наиболее существенными для обеспечения устойчивой интеграции биоэлектрической активности в целостную динамическую систему.

Источник: https://stydopedia.ru/2x8f34.html

Глава 3 Теория функциональных систем и системогенеза (3.2.)

6.Системогенез. Принцип опережающего развития.

3.2. Принципы системогенеза

П. К. Анохин ставит вопрос о том, с помощью каких механизмов и про­цессов многочисленные и различные по сложности компоненты фун­кциональной системы, часто расположенные в организме далеко друг от друга, могут успешно объединяться (Анохин П. К., 1968).

Связывание отдельных звеньев в функциональные системы начина­ется задолго до полного их созревания.

Гармоничное соотношение меж­ду многочисленными и различными по степени сложности, месторас­положению и зрелости компонентами устанавливается на основе дей­ствия механизма гетерохронии, выражающегося в избирательном и неодновременном росте различных структурных образований. Ге­терохрония проявляется в разном времени закладки, в разных темпах развития и в разных моментах объединения этих структур в онтогенезе.

Сформулированный А. Н. Севсрцовым принцип гетерохронии раз­вития органов и систем был использован Г1. К. Анохиным и получил свое детальное развитие в теории системогенеза.

«Одной из основных закономерностей жизни организма является непрерывное развитие, поэтапное включение и смена его функциональ­ных систем, обеспечивающее ему адекватное приспособление па различ­ных этапах постнатальной жизни».

«Могучим средством эволюции, благодаря которому устанавливают­ся гармонические отношения между всеми многочисленными и различ­ными гю сложности компонентами функциональной системы… являет­ся гетерохрония в закладках и темпах развития различных структурных образовании…» (Анохин Г1. К., 1968. — С. 81).

Гетерохрония выступает как специальная закономерность, состоя­щая в неравномерном развертывании генетической информации. Бла­годаря этому обеспечивается основное требование выживания ново­рожденного — гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с условиями среды.

Она же служит решению важнейшей задачи эволюции — постепен­ному наделению новорожденного организма полноценными и жизнен­но важными (в соответствии с возрастом) функциональными система­ми.

А это означает, что избирательный гетсрохронный рост различных структур организма, в том числе и мозга как неоднородного целого, бу­дет выражаться в виде неравномерного их созревания.

Это может быть развитие отдельных клеточных элементов, их объединений и проводя­щих путей, которые принимают участие в объединениях с другими структурами, находящихся за се пределами, и позволяют решать пове­денческие задачи, соответствующие возрасту ребенка.

Таким образом, гетерохронность выступает центральным условием формирования ФС.

Закономерности неравномерного развития объединяются введенным в 1937 году понятием «системогенез», с помощью которого рассматри­вается избирательное и ускоренное по темпам развития в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований.

Последние, консолидируясь в целое, интегрируют полноценную фун­кциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание (Анохин П. К., 1968).

Термин «системогенез» отражает, таким образом, появление функций, а не органов, то есть появление полнопенных фун­кциональных систем с положительным приспособительным эффектом.

Системогенез, как формирование функциональных систем, проис­ходит поэтапно, неравномерно, в соответствии со все более усложня­ющимися формами взаимодействия организма и среды и проявляется в двух основных формах.

Внутрисистемная гетерохрония связана с постепенным усложне­нием конкретной функциональной системы.

Первоначально форми­руются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы си­стемы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному функционированию си­стемы.

Например, у новорожденного ребенка есть готовые системы, обеспечивающие ряд важных, но элементарных процессов — дыхания, сосания, глотания. В то же время у него можно видеть значительное несовершенство двигательных, зрительных, слуховых функций.

Наряду с внутрисистемной, имеет место и межсистемная гетеро­хрония, которая связана с неодновременной закладкой и формирова­нием разных функциональных систем.

Например, автоматическое схватывание на первых месяцах жизни предмета, вложенного в руку, постепенно усложняется за счет появления зрительного контроля над действием руки, возникает межсистемная, зрительно-моторная коор­динация (Анохин П. К., 1968; Бадалян Л. О., 1987).

П. К. Анохин выделяет ряд основных закономерностей, принципов, действующих от момента закладки того или иного компонента систе­мы до появления полноценной функциональной системы.

1.

  Принцип гетерохронией закладки компонентов функциональной системы рассматривался выше и в концентрированном виде суть его действия состоит в том, что, независимо от сложности и про­стоты закладываемых в разное время структурных компонентов функциональной системы, все они к определенному времени со­ставляют функциональное целое — функциональную систему. Например, первичные поля анализаторных систем закладывают­ся и созревают раньше ассоциативных областей мозга, но к опре­деленному возрасту все они включаются в обеспечение различ­ных функциональных систем.

2.   Принцип фрагментации органа указывает на постепенное созре­вание, на неоднородный состав органа в каждый момент разви­тия. В первую очередь развиваются те его фрагменты, которые будут необходимы для реализации жизненно важной функции в ближайший период онтогенеза.

При этом происходят опережающая закладка и развитие тех час­тей функциональной системы, которые окажутся наиболее важ­ными для решения адаптационных задач в ближайшее время {принцип опережающего развития). Например, в эмбриогенезе нервная система закладывается раньше, чем другие органы орга­низма, поскольку в ближайшее время будет выполнять функцию их регуляции.

3.   Принцип консолидации компонентов функциональной системы на­чинает действовать с того момента, когда отдельные, раздельно созревающие ее компоненты достигают той степени зрелости, ко­торая оказывается достаточной для их объединения в систему.

Кри­тическим моментом в акте консолидации становится то, что один из компонентов занимает центральное, ведущее положение, и это при­дает системе определенную физиологическую архитектуру.

Наиболее активное связывание различных узлов функциональ­ных систем происходит в так называемые критические, сенситив­ные периоды и соответствует качественным перестройкам поведе­ния и психики. В ходе системогенеза происходят преобразования как внутри отдельных систем, так и между разными системами.

4.   Принцип минимального обеспечения функциональной системы за­ключается в том, что по мере созревания отдельных структурных единиц до определенной степени происходит их объединение в какую-то минимальную, несовершенную, но, тем не менее, ар­хитектурно и функционально полноценную ФС.

Благодаря это­му она становится в какой-то степени продуктивной, начинает выполнять приспособительную роль задолго до того, как полнос­тью созреет и все ее звенья получат окончательное структурное оформление.

Так, система, обеспечивающая зрительное восприя­тие, начинает функционировать с момента рождения ребенка, но ее роль в адаптивных возможностях претерпевает в ходе онтогене­за значительные изменения.

В своей теории П. К. Анохин рассматривал вопросы структуры и формирования функциональных систем, обеспечивающих врож­денные функции организма.

Обращаясь к позже и тонко организо­ванным функциональным системам, которые обеспечивают приоб­ретаемые поведенческие акты в раннем и позднем постнатальном онтогенезе человека, он отмечает, что их формирование хоть и являет­ся менее демонстративным, но представляет собой реализацию того же генетического хода, тех же закономерностей, что и в пренаталь- ный период.

В теории П. К. Анохина был раскрыт вопрос о том, что должна пред­ставлять физиологически функциональная система, каков биологи­ческий смысл ее существования и какие механизмы обеспечивают ее формирование.

теория функциональных систем – предыдущая | следующая – теория функциональных систем-3

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/teoriya-funkcionalnyih-sistem-2/

Основы психофизиологии

6.Системогенез. Принцип опережающего развития.

В предыдущем параграфе при формулировке задач системной психофизиологии не случайно на первое место поставлена задача изучения формирования систем. Мы увидим дальше, что история формирования поведения и деятельности лежит в основе закономерностей их реализации.

Идея развития, наряду с идеей системности, относится к основным идеям, лежащим в истоках ТФС. Обе они были воплощены в концепции системогенеза, которая развита с привлечением огромного экспериментального материала, накопленного при исследовании взаимосвязи процессов по формированию нервной системы и поведения.

В этих исследованиях было обнаружено, что в процессе раннего онтогенеза избирательно и ускоренно созревают именно те элементы организма, имеющие самую разную локализацию, которые необходимы для достижения результатов систем, обеспечивающих выживание организма на самом раннем этапе индивидуального развития [Анохин, 1975].

6.1. Органогенез и системогенез

В отличие от концепции органогенеза, постулирующей поэтапное развитие отдельных морфологических органов, которые выполняют соответствующие локальные «частные» функции, концепция системогенеза утверждает, что гетерохронии в закладках и темпах развития связаны с необходимостью формирования не сенсорных или моторных, активационных или мотивационных, а «общеорганизменных» целостных функциональных систем, которые, как мы уже говорили, требуют вовлечения множества разных элементов из самых разных органов и тканей. Образно говоря, если концепция органогенеза предполагает, что развитие – это поэтапное строительство дома (фундамент, стены, крыша и т.д.), то концепция системогенеза утверждает, что, в отличие от этого дома, живой «домик», хотя и усложняется, модифицируется в процессе онтогенеза, но на каждом этапе он – целый и имеет все те части, которые позволяют использовать его в качестве «дома», всё более и более обустроенного.

Системогенетический анализ процессов развития раскрыл системный характер морфогенетических процессов и привёл к формулировке следующих принципов.

1. Принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы. За счёт внутрисистемной гетерохронии – неодновременной закладки и разной скорости формирования различных по сложности компонентов функциональной системы (более ранняя закладка и формирование более сложных компонентов) – эти компоненты «подгоняются» к одновременному началу функционирования в рамках данной системы.

2. Принцип фрагментации органа . В связи с наличием межсистемной гетерохронии – формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза – состав данного органа в каждый момент развития неоднороден по своей зрелости.

Наиболее зрелыми оказываются те элементы, которые должны обеспечить реализацию систем, формирующихся на наиболее ранних этапах. Так, например, у птенца формируется не внутреннее ухо и слуховая кора вообще, но в них избирательно и ускоренно созревают те элементы, которые оказываются чувствительными к частоте «пищевых» сигналов матери, т.е.

элементы, необходимые для обеспечения ранних форм пищедобывательного поведения [Хаютин, Дмитриева, 1991].

3. Принцип минимального обеспечения функциональных систем . Функциональная система становится «продуктивной» (обеспечивающей достижение результата и имеющей все необходимые составляющие операциональной архитектоники (см. параграф 2) до того, как все её компоненты получат окончательное структурное оформление.

6.2. Научение как реактивация процессов развития

В настоящее время становится общепризнанным, что многие закономерности модификации функциональных и морфологических свойств нейронов, а также регуляции экспрессии генов, лежащие в основе научения у взрослых, сходны с теми, что действуют на ранних этапах онтогенеза (см. в [Анохин, 1996]).

Это даёт авторам основание рассматривать научение как «реювенилизацию» или «реактивацию процессов развития», имеющих место в раннем онтогенезе.

В рамках ТФС, наряду с признанием специфических характеристик ранних этапов индивидуального развития по сравнению с поздними [Александров, 1989; Шулейкина, Хаютин, 1989], уже довольно давно психофизиологами [Швырков, 1978], физиологами [Судаков, 1979] и психологами [Шадриков, 1982] было обосновано представление о том, что системогенез имеет место не только в раннем онтогенезе, но и у взрослых, так как формирование нового поведенческого акта есть формирование новой системы.

Позднее был сделан вывод о том, что принципиальным для понимания различий роли отдельных нейронов в обеспечении поведения является учёт истории формирования поведения [Александров, Александров, 1980], т.е.

истории последовательных системогенезов, и разработана системно-селекционная концепция научения [Shvyrkov, 1986]. Она представляет собой составную часть системно-эволюционной теории, которая сформулирована В.Б.

Швырковым [1995] и является важнейшим компонентом методологической базы системной психофизиологии. Основное содержание этой теории будет изложено в настоящем и в следующем параграфе.

6.3. Научение – селекция или инструкция?

Системно-селекционной концепции созвучны современные идеи о «функциональной специализации», пришедшие на смену идеям «функциональной локализации», и о селективном (отбор из множества клеток мозга нейронов с определёнными свойствами), а не инструктивном (изменение свойств, «инструктирование» клеток соответствующими сигналами) принципе, лежащем в основе формирования нейронных объединений на ранних и поздних стадиях онтогенеза [Edelman, 1987]. Дж. Эдельмен приводит аргументы против инструктивного принципа, заключающиеся в том, что этот принцип требует точной копии каждого сигнала. Копия может формироваться новыми структурами, включающими старые компоненты, или совершенно новыми структурами. В первом случае необходим механизм высшего порядка (гомункулус) для различения старых и новых элементов; во втором случае система будет быстро истощена. Именно поэтому альтернативным вариантом является селекция. Принцип селекции означает, что в мозгу формируются группы нейронов, каждая из которых по-своему активируется при определённых изменениях внешней среды. Специфика группы обусловлена как генетическими, так и эпигенетическими модификациями, происшедшими независимо от упомянутых изменений. Когда происходит определённое изменение среды, оно приводит к отбору из числа имеющихся такой группы, которая, в терминах Дж. Эдельмена, может обеспечить надлежащую реакцию. Изменение среды и группа могут считаться соответствующими друг другу в том случае, если клетки последней отвечают на данное изменение более или менее специфично. Селекция имеет место уже при созревании мозга в раннем онтогенезе, в процессе которого множество (50% и более) нейронов гибнет. Отобранные же клетки составляют первичный ассортимент. Вторичный ассортимент, полагает Дж. Эдельмен, формируется в результате селекции, происходящей в процессе поведенческого взаимодействия со средой. Как справедливо считает Э.С. Рид [Reed, 1993], принятие положения о селекции как основе развития на всех его этапах устраняет дихотомию между созреванием и научением.

Дж. Эдельмен проводит аналогию между селекцией нейронов, селекцией в эволюции и клональной селекцией в иммунологии. Гарантия успеха во всех случаях – предсуществующее многообразие нейронов, индивидов или лимфоцитов.

Так, в иммунологии раньше считалось, что антиген «инструктирует», изменяет лимфоцит. Однако затем стало ясно, что антиген «отбирает» лимфоцит, обладающий соответствующими свойствами, и соединяется с ним. Отобранные лимфоциты начинают делиться, образуя популяцию однородных клеток (клон).

В результате продукция необходимых в данном случае антител увеличивается в 105 – 106 раз.

В рамках системно-селекционной концепции научения формирование новой системы рассматривается как фиксация этапа индивидуального развития – формирование нового элемента индивидуального опыта в процессе научения.

Известно, что как молекулярно-биологическое, так и морфологическое «обеспечение» достижения одного и того же результата нового поведенческого акта сразу после завершения обучения и через несколько часов или дней после этого существенно различаются [Роуз, 1995; Анохин, 1996].

Возможно, в процессе фиксации элемента опыта действует принцип минимального обеспечения систем (см. ранее).

Сравнительный анализ нейронного обеспечения реализации данного элемента на ранней стадии его существования, когда упомянутая ранее модификация морфологических свойств нейронов ещё не произошла, и на поздних стадиях, по-видимому, является актуальной задачей.

6.4. Системная специализация и системоспецифичность нейронов

Специализация нейронов относительно вновь формируемых систем – системная специализация – постоянна, т.е. нейрон системоспецифичен.

В настоящее время обнаружены нейроны, специализированные относительно самых разнообразных элементов опыта: актов использования определённых слов у людей [Heit et al., 1988], актов «социального контакта» с определёнными особями в стаде у обезьян [Perrett et al.

, 1996], актов инструментального поведения у кроликов [Александров, 1989; Швырков, 1989, 1995], актов ухода за новорождёнными ягнятами у овец [Kendrick et al., 1992].

Селекция нейронов из резерва (ранее молчавших, неактивных клеток; подробнее см. в гл. 15) зависит от их индивидуальных свойств, т.е. от особенностей их метаболических «потребностей».

Можно полагать, что именно нарастание разнообразия метаболических «потребностей» нейронов обусловливает филогенетическое усложнение поведения: белковый и пептидный состав нейронов усложняется в филогенезе (см.

в [Шерстнев и др., 1987]).

Психология bookap

Положение о селекции и системоспецифичности не означает абсолютной предопределённости: как в раннем онтогенезе селекция не означает полной готовности, предопределённости моделей результатов даже видоспецифических актов – они формируются в зависимости от особенностей индивидуального развития (см.

в [Александров, 1989; Хаютин, Дмитриева, 1991]), так и у взрослого наличие групп нейронов со специфическими свойствами, которые могут быть отобраны при научении, по-видимому, означает возможность сформировать не определённый акт, а определённый класс актов.

Выяснение границ и характеристик подобных классов – перспективная задача.

В процессе формирования индивидуального опыта вновь сформированные системы не сменяют предсуществующие, но «наслаиваются» на них. Что значит «не сменяют, но наслаиваются»? Ответ на этот вопрос будет дан в следующем параграфе.

Источник: https://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl86.shtm

Основные закономерности онтогенеза

6.Системогенез. Принцип опережающего развития.

Термин онтогенез (от греческого онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э.Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни.

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный).Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека

Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же на свет новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пренатального, длящегося в среднем 280 дней.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию.

И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.

Время в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) составляет 16−20 лет.

1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем. Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т. е. особенности системогенеза, были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898−1974) и его учениками и последователями

Функциональной системойназывают временноеобъединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток, регулирующих их сокращения.

Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга

рассмотрение взаимосвязи возрастной периодизации развития психики (развития личности, интеллектуального и социального аспектов развития) с этапностью развития в онтогенезе функциональной асимметрии полушарий (ФАП), … внутреннем, структурном аспекте, как асинхронность развития отдельных функциональных систем, либо различных подсистем внутри одной системы (межсистемная и внутрисистемная гетерохрония, …

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т. д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы.

Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды.

Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

В функциональной системе обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», т.к. он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

Развитие ребенка 2−3 лет

коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение … уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами …

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренательного развития, а почки формируются значительно позже и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

Понятие о росте и развитии детского организма

Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий в биологии.

Под термином ростподразумевается увеличение длины и массы тела, т. е. количественные изменения в организме ребёнка.

Развитие — показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т. е. их функциональное совершенствование за определённый период времени

Рост и развитие ребёнка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребёнка новых качественных особенностей.

Например, формирование двигательных функций ребёнка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающие осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, улучшением проведения нервных импульсов по нервным волокнам от центральных структур головного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом числа связей между отдельными зонами коры головного мозга, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребёнка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-рефлекторный характер, в то время как автоматические движения новорожденного обеспечиваются врожденными, безусловно-рефлекторными нервными механизмами.

Тема7: Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков

другой — морфофункциональное состояние. Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма: чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в …

Качественное совершенствование двигательных функций ребёнка, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как в следствии увеличения двигательной активности ребёнка более интенсивно идёт формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и и корковых образованиях головного мозга.

Акселерацияразвития (от лат. Acceleration — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. Немецким учёным Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста

конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

Массовые обследования физического развитии детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30−50 лет назад. Длина тела новорождённых за это время увеличилась на 2−2,5 см, а их масса на 0,5 кг.

Длина у пятнадцатилетних увеличилось на 6−10 см, а масса на 3−10 кг (в сравнении с подростками начала века).

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

, закрепления и совершенствования основных двигательных умений и навыков у детей, развития их физических качеств. Проводятся они во всех возрастных группах, преимущественно в …   ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука рассматривает …

Значительно быстрее происходят развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века).

Сократилось продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается в 16−19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25−26 годам.

Акселерация физических показателей развития стимулировало и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь.

Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования.

В этой связи правильнее говорить о двух типах людей психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой — социальным прогрессом.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.

В среднем такие дети составляют 13−20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину.

Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают, биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто — её решение имеет большое практическое значение.

Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обучения, изменение форм полового, физического и эстетического воспитания, пересмотра возрастных возможностей человека.

Акселерация развития и готовность к обучению в школе

см. сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см … студентаIкурса исторического факультета заочного отделения Смирнова Артема Александровича Тема 9: Акселерация развития и готовность к обучению в школе(тема взята из методических …

К сожалению, выявление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у детей акселератов рост и развитие сердца отстаёт от роста тела. В результате нарушатся его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно- сосудистых заболеваний.

Педагогическую и медицинскую общественность также волнует разрыв между биологической и социальной зрелости молодёжи, подвергшейся акселерации: биологическая зрелость наступает раньше социальной.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие:

  1. Урбанизация население и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
  2. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
  3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
  4. Увеличение количества смешанных браков, связанное с широкой миграцией населения. При этом потомство первого поколения преобладает преимуществом в физическом развитии.

Для того, что воспитательные воздействия на подрастающее поколение были действительно благотворны, необходимо учитывать акселерацию, изменение, внесённые ею в характеристику каждого возрастного периода.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/osnovnyie-zakonomernosti-ontogeneza/

Uchebnik-free
Добавить комментарий