6. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.

Право социального обеспечения

6. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.

Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[1].

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого[2].

↑Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

Во-первых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем законодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования.

Во-вторых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что Россия – федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономической стабилизации все большее распространение получает и локальное нормативное регулирование.

В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение и такие признаки, которые характерны только для данной отрасли права.

К их числу относятся следующие: особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способов защиты нарушенного права.

↑Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения – это научно обоснованное распределение норм данной отрасли.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформирована.

К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения.

На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли.

Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д.

К общей части относятся такие институты, как: субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения. Особенная часть отрасли состоит из правовых институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, комплексные институты пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, институт жалоб и споров по вопросам социального обеспечения; институт ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

Специфика институтов особенной части состоит в том, что ее институты в основном комплексные, т.е. состоящие из подинститутов. Так, институт пенсий делится на подинституты – группы норм, которые регулируют отдельные виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

↑Право социального обеспечения как научная дисциплина

Право социального обеспечения как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм.

Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания.

Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический.

Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей.

Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли.

Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

↑Право социального обеспечения как учебная дисциплина

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы науки права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из систематизированного набора знаний о концепции социального обеспечения как экономической, так и правой категорий.

↑Рекомендуемая литература

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М, 1974.

Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. – М., 2008.

Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2009.

Захаров М.П., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. – М., 2004.

Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.

Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. – М., 2008.

Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. – М., 2004.

Право социального обеспечения России / Под ред. М.В. Филипповой. – М., 2006.

Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982.

  1. Подробнее см.: Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 11  ↑ 1
  2. Подробнее см.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 77  ↑ 1

Источник: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01168:article

Понятие ПСО как отрасли права

6. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.

Понятие ПСО как отрасли права.

Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.

Система отрасли права состоит:

1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.

2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.

Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.

Понятие ПСО как отрасли науки.

Право социального обеспечения как наука – это совокупность взглядов, теорий, положений об основных институтах права социального обеспечения, истории формирования и развития отрасли права, о практике применения норм о социальном обеспечении, опыте зарубежных стран в данной сфере, сравнительном правоведении, а также выработанных на их основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении.

В отличие от отрасли целью права социального обеспечения как отрасли правовой науки является не регулирование, а изучение общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения. Система науки о социальном обеспечении шире, чем система соответствующей отрасли.

3. Понятие права социального обеспечения как учебной дисциплины.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это совокупность знаний о праве социального обеспечения как отрасли права и науки, включающая в себя учение о социальном обеспечении в Республике Беларусь, правовых формах и видах данного обеспечения, учение о предмете, методе и системе права социального обеспечения, его принципах и источниках, учение о правоотношениях, возникающих при реализации норм права о социальном обеспечении, их субъектах, объектах и содержании.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина формируется под влиянием права социального обеспечения, с одной стороны, как отрасли права и отрасли законодательства, а с другой – как отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть включает в себя знания о: понятии, правовых формах социального обеспечения; принципах права социального обеспечения; источниках права социального обеспечения; правоотношениях по социальному обеспечению. Особенная часть посвящена отдельным видам социального обеспечения и трудовому стажу.

Понятие правоотношений по социальному обеспечению. Структура правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечениюэто волевые общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие по поводу обращения и предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на соответствующий вид социального обеспечения, и разрешения споров.

Структура правоотношений по социальному обеспечениюсостоит изследующих элементов: 1) объекты; 2) субъекты; 3) содержание; 4) юридический факт; 5) нормы права социального обеспечения.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению – это участники отношений по социальному обеспечению, имеющие определенный правовой статус.

Правовой статус каждого субъекта предполагает наличие следующих 4 элементов: 1) правосубъектность; 2) права и обязанности; 3) юридические гарантии прав и обязанностей; 4) юридическая ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, граждане Республики Беларусь и их семьи, наделенные общей и отраслевой правосубъектностью, с другой, – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Объектом правоотношений по социальному обеспечению являются действия государственных органов по социальному обеспечению, материальные (пенсии, пособия, компенсационные выплаты) и нематериальные блага (социальные услуги, льготы).

правоотношений по социальному обеспечениюсоставляют взаимные права и обязанности субъектов данных правоотношений.

Сущность материальных правоотношений по социальному обеспечению.

Материальные правоотношения поповоду отдельных видов обеспечения (по выплате пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказания услуг).

Для возникновения материальных правоотношений необходим юридический состав из трех звеньев: юридический факт, волеизъявление гражданина, решение страхователя о назначении пенсии.

Объектом материальных правоотношений являются денежные выплаты (пенсии, пособия, услуги и другие виды социального обеспечения.

м материальных правоотношений является субъективное право на конкретный вид социального обеспечения в установленном законе размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

В зависимости от видов социального обеспечения материальные правоотношения можно классифицировать подвиды:

· пенсионные правоотношения;

· отношения по поводу пособий и компенсационных выплат;

· отношения по поводу предоставления различных социальных услуг.

1) пенсионные правоотношения можно классифицировать на виды, обусловленные видами пенсий. Например, правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением по возрасту, по инвалидности.

2) правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат можно классифицировать в связи с многообразием видов пособий. Например, правоотношения по поводу предоставления пособий по безработице, по временной нетрудоспособности.

3) правоотношения по поводу социального обслуживания классифицируются в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину. Например, правоотношения по бесплатному социальному обслуживанию на дому.

В зависимости от времени функционирования материальные правоотношения в области социального обеспечения можно классифицировать на:

· длящиеся неопределенное время (это правоотношения, связанные с пенсией по возрасту, инвалидности без переосвидетельствования, содержание в социальных учреждениях престарелого);

· длящиеся определенный период (пенсионные правоотношения в связи с потерей кормильца, выплатой пособий по нетрудоспособности);

· одномоментные (выплата пособия на погребение).

Понятие ПСО как отрасли права.

Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.

Система отрасли права состоит:

1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.

2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.

Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.



Источник: https://infopedia.su/4x117b.html

8. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины

6. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.

Правосоциального обеспечения –самостоятельная отрасль права,представляющая собой совокупностьправовых норм, регулирующих специфическимметодом общественныеотношения поповоду распределения части валовоговнутреннего продукта путемпредоставления населению компетентнымиорганами в порядке социального страхованияи социальногообеспечения денежныхвыплат (в виде пенсий, пособий икомпенсаций), медицинской и лекарственнойпомощи, социальных услуг либо льгот понормам и в порядке, определеннымзаконодательством, а также отношенияпо реализации, защите и восстановлениюконституционного права граждан насоциальное обеспечение.

Правосоциального обеспечения как научнаядисциплина– это система научных знаний, правовыхвзглядов, идей об определенном комплексеобщественных явлений.

Впредмет науки входит, прежде всего, самаотрасль права как система правовыхнорм.

Наука также изучает и общественныеотношения, регулируемые данной отраслью,историю возникновения и развитияотрасли, метод правового регулированияотношений по социальному обеспечению,а также опыт зарубежных стран врегулировании отношений по социальномуобеспечению, международно-правовоерегулирование социального обеспечения.

Правосоциального обеспечения как научнаядисциплина в отличие от отрасли не имеетсобственного метода научного познания.

Она пользуется общим методом познания– диалектическим, а также используетметоды научного познания, общие дляправовых дисциплин: метод сравнительногоправоведения, логический, исторический.

Учитывая, что данная дисциплина изучаетсоциальные явления, то она используетметоды мониторинга, математическогоанализа идр.

Системанаучной дисциплины права социальногообеспечения в основном совпадает ссистемой отрасли и состоит из общей иособенной частей.

Однако общая частьнаучной дисциплины значительно ширеобщей части отрасли, так как содержитзнания о понятии данной отрасли, еепредмете, методе, системе, принципахправового регулирования,источниках, правоотношениях по социальномуобеспечению, истории развития отрасли.

Особенная часть науки в основномсовпадает с особенной частью отрасли,так как содержит знания о конкретныхправовых институтах отрасли. В то жевремя особенная часть научной дисциплинывключает в себя также знания омеждународно-правовом регулированиисоциального обеспечения и знания обопыте зарубежных стран в правовомрегулировании отношений по социальномуобеспечению.

9. Предмет права социального обеспечения

Существуетмножество определений права социальногообеспечения и какодно из них это – совокупностьправовых норм, регулирующих отношенияпо материальному обеспечению изгосударственных внебюджетных фондовсоциального назначения или за счетсредств федерального, местных бюджетовлиц, достигших пенсионного возраста,инвалидов, безработных, семей с детьмии других социально слабых групп населения,по оказанию бесплатной медицинскойпомощи в рамках базовых программобязательного медицинского страхования,по бесплатному социальному обслуживаниюв пределах государственных стандартов.Указанные, а также некоторые другиеотношения, образуют предмет самостоятельнойотрасли права – права социальногообеспечения.

Понятиепредмета права социального обеспечениянеразрывно связано с сущностью самогопонятия социального обеспечения. Внастоящее время в предмет правасоциального обеспечения включаютсяследующие группы общественных отношений:

1)отношения по социальному обеспечениюграждан в денежной форме (пенсии, пособия,компенсационные выплаты);

2)отношения по предоставлению различныхсоциальных услуг (медицинское обслуживание,социальное обслуживание инвалидов,престарелых и иных категорий людей ит.д.);

3)процедурные и процессуальные отношения,связанные с установлением юридическихфактов, а также реализацией и защитойправа на тот или иной вид социальногообеспечения (они обычно предшествуютматериальным отношениям).

Предметправа социального обеспечения

Предметправа социального обеспечения — этокомплекс общественных отношенийматериального и процедурно—процессуальногохарактера, возникающих в связи снаступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленныхна компенсацию от их наступления путемраспределения материальных благ.

Такимобразом, предмет ПСО составляет триблока отношений:

1.Отношенияпо поводу денежных выплат, их виды: поповоду обеспечения пенсиями; обеспеченияпособиями; обеспечения  компенсационнымивыплатами; обеспечения страховымивыплатами;

2.

Отношения,возникающие по поводу натуральных видовсоциального обеспечения: по поводупредставления бесплатной или на льготныхусловиях медицинской помощи; по поводупредставления бесплатной или на льготныхусловиях социальной помощи на дому; поповоду представления протезно-ортопедическойпомощи; по поводу санитарно-курортноголечения; по поводу представлениясодержания детей в воспитательных иобразовательных учреждениях; по поводупредставления профессиональногообучения и трудоустройства молодежи;по поводу предоставления транспортныхсредств инвалидам.

3.Отношения,процедурно-процессуального характера:по поводу установления юридическихфакторов; по поводу  реализации правана отдельные виды социального обеспечения;по поводу защиты нарушенных прав.

10. Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли.Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права.Особенности метода права социального обеспечения:-сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;-специфические способы определения содержания правоотношений;-отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;-установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;-специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.-cочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер. 2.Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ).-cпецифика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.-административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан.

Ст.72Конституции Российской Федерациизакрепляет, что вопросы социальногообеспечения находятся в совместномведении Российской Федерации и еесубъектов.

В соответствии   с  этим   регулирование  отношений   в   сфере  социального   обеспеченияосуществляется как в централизованномпорядке посредством принятия федеральныхзаконов, а также направленных на ихреализацию иных правовых актов центральныхорганов государственной власти, так ина региональном (локальном) уровне путемиздания соответствующих нормативныхактов субъектов Федерации. При этом нафедеральном уровне в настоящее времязакрепляется определенный минимальныйсоциальный стандарт по социальномуобеспечению, который не может бытьпонижен ни при каких условиях субъектамиФедерации, ибо предоставление такогостандарта гарантируется средствамифедеральных финансовых источников.

Регулированиепенсионного обеспечения в централизованномпорядке осуществляется Федеральнымзаконом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации»,Законом РФ от 12 февраля 1993 г.

N 4468-I «Опенсионном обеспечении лиц, проходившихвоенную службу, службу в органахвнутренних дел, Государственнойпротивопожарной службе, органах поконтролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ,учреждениях и органах уголовно-исполнительнойсистемы, и их семей» и другимиактами, связанными с предоставлениемпособий, компенсационных выплат и другихвидов социальных услуг).

СубъектыФедерации за счет собственных источникови при наличии возможностей вправеустанавливать дополнительные мерысоциальной защиты: надбавки к пенсиям,пособиям и т.д.

Регулирование в областисоциального обеспечения возможно намуниципальном уровне, а также в рамкахконкретного предприятия.

Оно выражаетсяв том, что на основе нормативных актов,принимаемых собственником соответствующихфинансовых источников, в нецентрализованномпорядке предусматриваются дополнительныевиды социального обеспечения с цельюповышения степени социальной защищенностичеловека.

Праваи обязанности субъектов в этой отраслимогут устанавливаться не тольконормативным, но и договорным путем. Так,например, договорное регулированиеотношений в области социальногообеспечения возможно в рамках конкретногопредприятия:

-вколлективном договоре могут бытьпредусмотрены более льготные условияпо сравнению с действующим законодательством(надбавки к пенсиям, досрочный уход напенсию и т. п.);

-виндивидуальном трудовом договоре(контракте) могут быть установленыдополнительные виды, условия, повышенныеразмеры обеспечения по сравнению спредусмотренными нормами права (оказаниематериальной помощи в случае ухода вотпуск, бесплатное ежегодноесанаторно-курортное лечение, бесплатноелекарственное обеспечение в случаеболезни и т.д.).

Условия,достигнутые при договорном регулировании,не должны ухудшать положение работниковпо сравнению с законодательством, впротивном случае они признаютсянедействительными. Если же речь идет оболее льготном обеспечении, то здесьдопускается полная свобода усмотрения.

Источник: https://studfile.net/preview/4649581/page:6/

Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины

6. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины требует четкого представления о предмете и методе, как отрасли, так и науки.

Под отраслью понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих:

а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, страховыми и компенсационными выплатами, субсидиями);

б) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (отношения по поводу медицинской помощи, лечения, социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных);

в) по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процессуального характера).

При этом важно показать, что нормальное функционирование материальных отношений обеспечивается предшествующими им (либо возникающими наряду с ними) отношениями процедурного либо процессуального характера.

Критерии или признаки понятия социального обеспечения:

1) источники финансирования. Ученые считают, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В СССР это были общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных).

В настоящее время финансирование происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению.

Обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет), лица потерявшие кормильца, ветераны, беременные женщины, дети, семья имеющие детей, безработные, лица имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев, ветераны войны и труда, лица пострадавшие от воздействия радиации, лица награжденные орденами боевой и трудовой славы, Герои Советского Союза и России, жители блокадного Ленинграда, лица награжденные медалью «За оборону Ленинграда», бывшие узники концлагерей гетто, лица подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные и т.д.

3) условия предоставления обеспечения. Сюда относят события по достижению определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д. Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, когда помощь общества является ему крайне необходимой.

4) цель предоставления обеспечения.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем.

Право социального обеспечения — это самостоятельная и важная отрасль права.

Она представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств (материальных благ) специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и государственного бюджета в целях социальной поддержки лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума и других лиц. В связи с этим установлены денежные выплаты трудовых и социальных пенсий, страховых пособий и различных компенсаций.

Вместе с тем нормы данной отрасли права регулируют и отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся гражданам для охраны их здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы в целом по программам обязательного медицинского страхования, а также по бесплатному социальному обслуживанию престарелых, инвалидов и некоторые другие отношения.

В соответствии с названным критерием выделены следующие роды социального обеспечения:

— социальное страхование

— государственное пенсионное обеспечение

— социальная поддержка

— социальная помощь

— социальное обслуживание.

Каждый из выделенных родов делится на виды, обладающие специальным правовым статусом – пенсии, пособия, субсидии, единовременные денежные выплаты, компенсационные выплаты, социальные услуги и так далее.

Право социального обеспечения как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм.

Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания.

Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический.

Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей.

Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли.

Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 2283 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-81952.html

Право социального обеспечения как научная и учебная дисциплина

6. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.

Право социального обеспечения как наука представляет собой систему научных знаний, правовых взглядов, идей о комплексе явлений в сфере правового регулирования социального обеспечения нормами самостоятельной отрасли, о ее формировании, современном состоянии и перспективах дальнейшего развития.

В.С. Андреев, обращаясь к проблеме систематизации научных знаний о праве социального обеспечения, заметил, что система этой науки строится с учетом системы отрасли.1  Применяя методы научного познания, наука права социального обеспечения познает истоки своего зарождения, этапы становления, прогнозирует, опираясь на накопленные знания и информацию, направления дальнейшего развития.

Право социального обеспечения как наука в качестве основного элемента систематизации научных знаний как итога познания  проблем правового регулирования социально-обеспечительных отношений выделяет предмет науки.

 В процессе исследовании предмета науки происходит формирование собственного понятийного аппарата (понятий, категорий, гипотез, концепций, принципов, теорий, доктрин), который позволяет, применяя системный метод научного познания, расположить знания об объектах правовой действительности в определенной логической последовательности. Эти знания формируются на основе анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта, истории развития социально-обеспечительного законодательства. Таким образом, предмет науки определяет, какие знания о данной отрасли права образуют объект его изучения.

Система научной дисциплины шире и богаче системы отрасли права1: консолидируя результаты научного анализа различных явлений в сфере правового регулирования социально-обеспечительных отношений в логически единое и цельное учение, она воздействует на систему самой отрасли, а также предопределяет содержание соответствующей учебной дисциплины.

Право социального обеспечения как научная дисциплина состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

В Общей части обосновывается понятие социального обеспечения, как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; исследуется понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования, источников; содержится  учение о правоотношениях в сфере социального обеспечения.  

На основе исторического подхода наука исследует основные этапы становления права социального обеспечения как самостоятельной отрасли и обосновывает перспективы ее дальнейшего развития.

В Особенной части научной дисциплины знания расположены в такой же последовательности как и  соответствующие институты Особенной части отрасли, поскольку они отражают результаты научного анализа  эффективности самих правовых норм того или иного института отрасли, их соответствия потребностям общества на данном этапе его развития  и практики их применения.

 В специальной части содержатся знания о международно-правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, обязательствах России, вытекающих из международных договоров, об опыте регулирования указанных отношений  в зарубежных странах.

В отечественной науке, несмотря на активную научно-исследовательскую деятельность, сохраняется достаточно много системных проблем, нуждающихся в глубоком осмыслении со стороны научного сообщества.

К их числу можно отнести исследование процессов, обусловливающих изменение прежних взглядов на предмет самой отрасли, метод правового регулирования с позиций допустимости включения в него частно-правовых начал.

Бурное развитие социального законодательства приводит к формированию комплексных блоков правовых норм, нуждающихся в научном обосновании их места, как в общей системе права, так и в системе отрасли права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это система обобщенных сведений о праве социального обеспечения как отрасли права, социально-обеспечительном законодательстве и практике его применения, а также о самой науке.

Соответственно, предметом изучения учебной дисциплины являются знания о социальном обеспечении, а также основы правового регулирования материальных и тесно связанных с ними процедурных и процессуальных отношений. Наука и учебная дисциплина по своему содержанию, целям и задачам не являются тождественными, но в тоже время взаимно не исключают друг друга.

Первичной по отношению к учебной дисциплине  всегда является наука, поскольку соотношение учебной дисциплины с содержанием науки объективно можно определить как часть и целое.

Основной задачей учебной дисциплины является передача студентам (слушателям) знаний с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение,  а также выработка навыков практического применения норм действующего законодательства, способствующих формированию у них профессиональных компетенций и  развитию творческого потенциала.

Структура учебной дисциплины, как и отрасли, состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части рассматриваются темы, которые содержат основные положения учебного курса:  о понятии социального обеспечения как экономической и правовой категорий, его функциях, об организационно-правовых формах социального обеспечения, о предмете, методе, системе права социального обеспечения, его источниках, основных принципах правового регулирования, особенностях правоотношений.

 С изучения функционального института трудового стажа начинается Особенная часть учебного курса. Этот институт имеет «сквозное» значение при освоении отраслевых предметных институтов: пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

За институтом трудового стажа последовательно изучаются все предметные институты Особенной части данной отрасли.

функциональных институтов отрасли (по установлению юридических фактов; по поводу реализации гражданином права на тот или иной вид социального обеспечения) раскрывается в контексте изучения того или иного предметного отраслевого института.

Исследование проблем защиты права граждан на пенсионное обеспечение выделено в самостоятельный параграф в главе, посвященной изучению процедурно-процессуальных отношений пенсионной системы.

Правовое регулирование социального обеспечения неразрывно связано с экономикой, демографией, социологией и др.

Поэтому при изучении содержания правовых институтов Особенной части учебной дисциплины, необходимо  раскрывать обоснованность принятия соответствующих нормативных правовых актов и на основе анализа правоприменительной практики давать оценку их эффективности,  а также прогнозировать  возможные перспективы дальнейшего  развития  социально-обеспечительного законодательства.

Контрольные вопросы:

1.Раскройте понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права.

1. Дайте классификацию общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

2. Раскройте специфику метода права социального обеспечения как отрасли права.

3. Покажите, как взаимодействует право социального обеспечения с конституционным, финансовым, административным и муниципальным правом.

4. Какие критерии позволяют отграничить право социального обеспечения от трудового, гражданского, семейного и жилищного права?

5. Как соотносится система отрасли права с системой социально-обеспечительного законодательства?

6. Из каких структурных элементов состоит система отрасли права?

7. Какие элементы образуют систему социально-обеспечительного законодательства?

8. Покажите соотношение права социального обеспечения как научной и учебной дисциплин.

Глава 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.

§ 2. принципов права социального обеспечения.

Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 173;

Источник: https://studopedia.net/15_85789_pravo-sotsialnogo-obespecheniya-kak-nauchnaya-i-uchebnaya-distsiplina.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий