6. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские)

6. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.

), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье.

Видимо, самым ранним автором, у которого содержались некоторые достоверные сведения относительно исторических судеб этого региона, является Геродот (484-425 гг. до н.э.), перу которого принадлежит значительный труд «История». В основе сообщений Геродота лежат как документальные материалы, так и устная фольклорная традиция, восходящая к сакским (скифским) племенам К.

и Средней Азии.Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Этот труд использовался в качестве источника такими авторами, как Диодор (1 век до н.э.), Плиний Старший (1 век н.э.), Клавдий Элиан (2-3 вв. н.э.).

Однако позднейшие авторы называют Ктесия «отцом исторического романа», потому как сведения, содержащиеся в его сочинении более походят на фольклор, чем на исторические события.Некоторое значение для изучения истории К.

представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.).

Хотя он считал Каспийское море заливом океана и совершенно не подозревал о существовании Аральского моря, что делало его карту совсем неправильной. Ценным, хотя и сложным, источником является сочинение Птолемея «География» (конец 1 века до н.э.-1век н.э.).Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.

Китайские авторы были лучше осведомлены об обстановке в К., чем античные. Развитие экспансии Китая на запад вызвало потребность в точном знании ситуации в Восточном Туркестане, К. и Ср. Азии. В 104-102 гг. до н.э. – первый поход Ханьских войск во владения Давань, находящегося в Ферганской долине. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня.

Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э.). Чжан Цянь совершил на «запад» два путешествия – в 138 г до н.э. и в 115 г до н.э. Помимо прочего он преследовал цель добиться союза с юэчжи, насельниками Ср. Азии, и усунями Жетысу против сюнну (гуннов).

В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства иноземцев, численность их войска, вооружения, а так же записывал все то, что составляло специфику в их обычаях, нравах, одежде. Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.

), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.Следом за «Историческими записками» идет «История Ранней Хань», которая была написана, в основном, Бань Гу в 1 веке н.э.

и завершена его ученой сестрой Бань Джао. 26 династийных историй, освещающих историю Китая и Ср. Азии со 2 века до н.э. до нового времени являются уникальным историческим наследием Китая. Бань Гу охватывает период около 200 лет, здесь имеются сведения о владениях Давань, Усунь, Кангюй, а также Сюнну, в том числе, о владении сюннуского правителя (шаньюя) Чжичжи на северо-западном Тянь-Шане. Однако Бань Гу не писал в своем труде о событиях своего времени, поэтому его труд называют «Историей Ранней династии Хань». Об этом в дополнение к этому труду писал ученый 4 века Фань Е.

9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.

Древнегреческий историк Геродот саков называет «азиатскими скифами». По свидетельству древнеперсидских источников этноним «сак» означает «могучие мужи». Иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями». Греческий писатель 2 века до нашей эры называет их «из всех стрелков самыми искусными, не пускающими стрел на удачу.

Памятники культуры саков открыты советскими археологами в южных районах Казахстана, в частности, в кургане «Иссык» близ Алматы.

Письменные источники и археологические данные о том, что уже в 8-7 веке до нашей эры пле мена саков были связаны с цивилизациями древнего мира — Осирии и Мидии, а с середины 6 века до нашей эры- государством Ахеменидов. О семиреченских саках (народ «сэ») упоминает китайская хроника.Ц.К.

: Тасмолинская культура (7-3 век до нашей эры). Исследования проводили А.Х.Маргулан, М.К.Кадырбаев. Особенность устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют, «усов».

Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы,Каркары, Кызылтаса,Кента, Улытау. В развитии Тасмолинской культуры выделяют 3 этапа: 1) 6-7 век д.н.э. К нему относятся могильники Тасмола,Караморум,Нурмамбет 2) 5-3 в.д.н.э.

— традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обряд захоронения лошадей. 3) 3-1 в.д.н.э.- сохраняется прежнее устройство курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды. Восточный Казахстан: 3 этапа. 1) Майэмирский – 7-6 век д.н.э. Шиликтинский курган – исследован археологом С.С.Черниковым. 2) Берельский – 5-4 в.д.н.э.

3) Кулажургинский – 3-1 в.д.н.э. Семиречье, Ю.К: некрополи: Бесшатыр, Иссыкский,Тургенский,Кигенский,Алексеевский.2 этапа: 1) ранний-8-6 век д.н.э. 2) поздний-5-3 в.д.н.э.

Термин сарматы употребляется в античных источниках с 3 века д.н.э. В основном, сведения греческих и римских авторов — Геродота, Диодора, Плиний, Полибий.

Археологические памятники: Богатые захоронения сарматов обнаружены в Чингирлауском районе Западного Казахстана. Курганы Целинный, Сынтас, Бесоба обнаружены в Актюбинской области.

Источник: https://studopedia.su/13_156168_pismennie-istochniki-po-istorii-drevnego-kazahstana-antichnie-kitayskie-drevnepersidskie.html

Древнейшие письменные источники по истории Казахстана

6. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Сведения по истории Казахстана эпох древности, раннего и развитого средневековья фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайским, арабском, персидском.

Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.) — составлены на трех основных языках древнеперсидском, эламском и аккадском.

Авеста представляет собой священную книгу зороастрийской религии (XIII в).

Самым ранним греческим автором, является Геродот (484-425 гг. до.н.э.). Сообщения о народах Казахстана сосредоточены в четвертой книге, где повествуется о географии расселения кочевых скифских племен, их истории, духовной культуре, обычаях, нравах.

Знания о древнем народе Казахстана имеются в китайских сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во II в. до н.э в «Ши Цзи» («Исторических записках») «отцы» китайской истории Сыма Цяня (145-86 гг.до н.э.), в «Цянь Ханшу» («Истории ранней Хань»), Бань Гу (I в. н.э).

Важную ценность представляют тексты первого тюркского летописеца – автора надписей в честь Бильге-кагана и Кюльтегина — Йоллыг-тегина (VIII в.). В трудах арабских историков как Ибн аль-Факих (начало X в.

), Ибн-Фадлана, Абу Дулафа, Ал-Масуди приведены историко-географические сведения о тюркских племенах и данные по исторической географии раннесредневекового Казахстана. В XIV веке подробные записи о Дешт-и-Кипчаке оставил арабский путешественник Ибн-Батут.

Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана — истории образования казахского ханства — представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551 гг.) «Тарихи Рашиди».

Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые: В. А.Левшин (1799-1879 гг.), В.В.Вельяминов-Зернов (1830-1904 гг.), В.В.Бартольд (1869-1950 гг.) и другие.

Богатое научное наследие по истории Казахстана оставил Ч.Валиханов (1835-1865 гг.). В частности, по источниковедению, по этногенезу казахов, о социальной, политической жизни кочевников. Неоценимое значение имеют сочинения Абая (1845-1904 гг.)

Ряд исторических работ принадлежат представителям казахской интеллигенции начала XX века. Это А.Букейханов (1866-1937 гг.), Ш.Кудайберды-улы (1858-1931 гг.). М.Тынышпаев (1879-1937 гг.).

первым казахом — профессором истории в советское время стал С.Асфендияров, автор «Истории Казахстана с древнейших времен». Большую значимость приобрели труды Е.

Бекмаханова, в частности монография «Казахстан в 20-40-е годы XIX века».

5. Племенные союзы саков на территории Казахстана (7 – 4 вв. до н. э.): хозяйство, общественный строй и культура.

В I тысячелетии до н.э. обширную территорию, от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма, заселили многочисленные племена, носившие общее название «Сак». Геродот (V век до н.э.) пишет о них как о скифах, персы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе.

Общество саков состояло из военной арестократии, жрецов и рядовых общинников. Саки были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого домашнего скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука.

В персидских клинописях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки).

Саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи и в северном Причерноморье; саки-тиграхауда — в районе средней Сырьдарьп на Тянь-Шане и в Семиречье, саки-хаомаварга — в долине реки Мургаб.

Сакские племена объединялись в союзы. Во главе племенных союзов стояли верховные вожди, их называли царями. Цари избирались военным советом племен, входивших в состав союза. Вождь каждого племени избирался всеми его членами.

Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием. Государственные дела обсуждались на народном собрании.

Вождь племенного союза — царь распределял между родами пастбища и угодия для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель.

В сакском обществе выделяются три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовал свой определенный цвет одежды: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — желтый и синий.

Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Он был воплощением всех слоев народа.

Об этом свидетельствует захоронение в кургане Иссык сакского царя.

С 7 в. до н.э. у саков возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый «звериный стиль». Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ.

Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя. Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов.

Боги воплощались в различных животных и птиц, фантастических зверей, таких как крылатые кони, кони-грифоны.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу композиции.

Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека, его одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко развивалась резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня.

Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня — алтари, блюда.

Важнейшим источником по истории сакеких племен, их материальной и духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей.

На территории Центрального Казахстана сложилась так называемая «тасмолинская культура» (могильник в урочище Тасмола).

Крупные могильники обнаружены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты.

Письменные источники и археологические данные говорят, что уже в 8-7 вв. до н.э. племена саков были связаны с цивилизациями древнего мира — Ассирией и Мидией, а с середины 6 в до н.э. – с государством Ахеменидов (Персия-Иран).

Саки принимали участия во многих исторических событиях того времени. Особенно тесные отношения имели сакские племена с Ираном, в качестве союзников, то в качестве противников (походы Кира в 40 г. до н.э.. Дарий — 519 г. до н.э.). В 30-х гг. IX в. до н.э.

греки-македоне под предводительством Александра Македонского пришли в скифо-сакские степи. О семиреченских саках (народ «сэ») упоминает китайская хроника. Во II в. до н.э. юэчжи-усуни, вытесненные со своих пастбищ в Восточном Туркестане, обрушились на саков Семиречья.

Саки ушли в нескольких направлениях к Сырдарье и сокрушили господство наследников Александра.

В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что в начале сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные примеси центрально-азиатского происхождения.

Во II тысячелетии до н.э. сакские племена Восточного Казахстана перешли Яксар (Сырдарью). В числе их были: тохары, ассионы, сазарадки.

Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии.

Культурные связи и торговые отношения возникли раньше, в эпоху поздней бронзы и в Киммерийское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию строя военной демократии, выделению и укреплению положения племенной аристократии.

6. Племенные союзы хуннов. «Великое переселение народов».

В истории широко известно имя гуннов. Гунны во главе с Аттилой производили опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало «Великому переселению народов», что привело к падению Римской империи.

Менее известны — азиатские племена гуннов, обитавшие в Центральной Азии; в том числе и на территории Казахстана, в последние века до н.э. — первые вв.н.э.

В исторической литературе они известны под именем хунну, или сюнну.

Возвышение хуннов было связано с именем Модэ шаньюя, который, придя к власти в 206 г. до н.э., осуществил ряд завоеваний и победоносных войн.

В 55 г. до н.э. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии, вблизи озера Кыргыз-Нур. властитель северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершил походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях Чжичжи находился и с Китаем.

Усиление Чжичжи серьезно беспокоило Китайскую империю. Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом и китайцы разгромили ставку Чжичжи, а его самого убили.

Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. Хунну двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в.н.э. хунны и другие кочевые племена достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.

По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. В первой половине I тысячелетия нашей эры меняется антропологический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.

Главную роль в жизни хуннов играло скотоводство.

Система хозяйства хуннов может быть названа первобытным или экстенсивным скотоводством. Скот круглогодично содержался на подножном корме, без заготовок корма на зиму. У хуннов существовали также оседлость и земледелие.

Высокого развития достигло военное дело. Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были луки и стрелы.

В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколений» (старейшины).

Источники сообщают о существовании среди хуннов частно-семейной и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю.

Письменные источники сообщают также оформах власти в хуннском обществе. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным владыкой. Вслед за шаньюем шли князья, носившие общее название темников.

Таким образом, появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности ознаменовало собой переход гуннов к новому этапу — классовому обществу и государству.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1273 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-61081.html

Шпаргалка по Истории Казахстана 2 (стр. 2 из 26)

6. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Археологические памятники: Богатые захоронения сарматов обнаружены в Чингирлауском районе Западного Казахстана. Курганы Целинный,Сынтас,Бесоба обнаружены в Актюбинской области.

5.Культура и мировоззрение сакских племен Казахстана по археологическим источникам.

Религия.

А)Главными были культ вождя и царя. Царь считался избранником Бога, посредником между небом и землёй, центром мира. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли солнечным божеством.

Б) саки поклонялись Солнцу,ветру, грозе, грому. По из представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц.

В) святилища, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы Богам, соблюдали культ предков и культ огня. Археологами обнаружено, что у саков Семиречья существовал храм Огня.

Искусство. С 7 века у саков возник в искусстве «звериный стиль». тема- изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Сюжетная основа – мифы о происхождении людей от различных животных. В начале нашей эры этот стиль исчезает.

Саки говорили на восточноиранском языке. На развитие скаской культуры большое влияние оказала культура ахеменидского Ирана. Яркий представитель сакской духовной культуры- мыслитель Анахарсис.(6 век до н.э.)

Археологические памятники: иссыкский курган 1969-70 г.г.найдены экспедицией Акишева. Курган состоит из 45 могильников. В кургане обнаружены останки молодого сакского вождя. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков. В кургане найдено чсвыше 4000 золотых предметов.

Бесшатырский- 31 могильник (5-4 век до нашей эры) найдено деревянная постройка из массивных стволов елей. Находки из кургана свидетельствуют, что сакская знать стремилась увековечить свое господствующее положение и после смерти сооружали громадные памятники.

Городище Чирик-Рабат, мавзолеи Бабиш мулла, Баланды – памятники Приаралья. Столица саков апасиаков. Цитадель Чирик Рабата служила местом захоронения знатных особ. В погребении найдено обломки глиняных кувшинов, железный меч, бронзовый наконечник.

Шиликтинский. В 1947 г. Черников. Курган состоит из 17 могильников, останки сакского царя-Третий золотой человек.

Берельский курган-Восточный Казахстан. 1999 г. Самашев. Обнаружено 16 жертвенных лошадей, ювелирные украшения, керамическая посуда.

6. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском.

Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.

), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.

Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье.

Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии».

Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.).

Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.

э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани».

Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

7. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.

Гос-во усуней. Усуни основали в 177 г. до н.э. собственное государство на территории Семиречья. Во главе гос-ва стоял правитель, носивший титул гуньмо, передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников.

Столица усуней Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город. Источники сообщают, что владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Хозяйство усуней было комплексным. Они разводили различные виды животных.

В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля. Усуни разрабатывали месторождение меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали предметы обихода и оружие. Из цветного камня и благородных металлов делали украшения.

Письменные источники подтверждают также существование у усуней имущественного и социального расслоения, частной собственности на скот.

Государство кангюй. Государство кангюев возникло в III в. до н.э. в среднем течении реки Сырдарьи, в районе Кангхи. Источники скупо освещают историю кангюев. В “Повествовании о западном крае” в “Истории старшего дома Хань” о кангюе говорится, что поселение составляет 120000 семейств, 600000 душ, стрелкового войска 120000 человек.

По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул “би” или “ябгу”. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении Сырдарьи. Сложным является вопрос об этническом характеренаселения Кангюя. По мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Б.А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ирано-язычных саков. Основным занятием кангюев было полукочевое скотоводство.

На развитие земледелия указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, солома в обмазке пола и сырцовом кирпиче. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Ирригация имела ограниченные размеры. Кангюйцы умели выплавлять железо, делали из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. В жизни кангюйцев большую роль играла охота.

Было развито рыболовство. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов.

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э. В 209 г. до н.э. вождь Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну — племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили своих западных и южных соседей.

Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. В 47 г. до н.э. хунну из-за междоусобиц разделились на две части — северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость.// Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание.

Иерархия чиновников была очень громозд­кой и сложной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии. Часть северных хунну в I в. н.э.

проникли на территорию К. и вскоре оказалась между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь образовался новый этнос, который мы будем называть гуннами. Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. От неор­ганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. В 445 г.

Аттила стал единоличным правителем. Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи. Битва, произошед­шая в 451 г.

между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли под­вижная и маневренная конница. Существовала част­ная семейная собственность на скот.

Материалы раскопок указывают на имущественное неравенство. Каждый хуннский род владел поло­сой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти.

Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.

8. Городская культура Казахстана. Историко-культурное значение Великого Шелкового пути.

Сосредоточие городской жизни Юг и Семиречье. Город — центр ремесла, торговли, сельского хозяйства. Устойчивые каноны архитектуры — согдийский культурный комплекс. Распространяется тюркский культурный комплекс — Юг и Мавераннахр. Сложилась своеобразная культура — синтез согдийского и тюркского культурного комплекса.

25 городищ на юге Казахстана, самые крупные Испиджаб, Отрар. В городах выделяются арк (цитадель), шахристан (внутренний город), рабад (пригород). В юго-западном Семиречье 27 городищ. 2 типа домов: квадратные или прямоугольные в плане однокомнатные наземные, двухкомнатные дома, имеется кладовая.

Получила развитие местная торговля.

В 15-17в в Казахском ханстве продолжало развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о (30 крепостях Туркестана). Это были города:

1 Яссы, Отрар, Сайрам, Сауран – на правобережье Сырдарьи

2 Аркук, Ак-Курган, Узгент — на левом берегу Сырдарьи

3 Сузак, Кумкент — на северных склонах Карату

Источник: https://mirznanii.com/a/346251-2/shpargalka-po-istorii-kazakhstana-2-2

Uchebnik-free
Добавить комментарий