6. Общая характеристика и классификация субъектов административного права.

Общая характеристика системы субъектов административного права

6. Общая характеристика и классификация субъектов административного права.

Ихдеятельность распространяется на всеобласти государственного управленияи местного самоуправления. Субъектыадминистративного права могутрассматривать дела и о правонарушениях,совершаемых физическими и юридическимилицами в предпринимательской, налоговой,финансовой, таможенной, бюджетнойсферах, в строительстве, в сфереобщественного порядка и т.д.

Существуети другая классификация субъектовадминистративного права — индивидуальныеи коллективные. К индивидуальнымсубъектам относят: граждан России,иностранцев и лиц без гражданства;государственных служащих или должностныхлиц.

Коллективными субъектамиадминистративного права считаютсягруппы людей, объединенные в различныеорганизационно-правовые формы, которыепозволяют им действовать во внешнихправоотношениях самостоятельно отсвоего имени.

При этом законодательствовозлагает на них определенные обязанности(например, нести юридическую ответственностьза свои неправомерные действия).

Административнаяправосубъектность предполагаеттакие качества физических и юридическихлиц, которые в соответствии с действующимзаконодательством дают им право бытьучастника­ми (сторонами) регулируемыхадминистративным правом управ­ленческихобщественных отношений. Административнаяправо­субъектность слагается из двухэлементов: правоспособности идее­способности.

Вотличие от частного права (гражданскогозаконодательства), нормативноустанавливающего понятия гражданскойправо- и дееспособности, в административномправе термин «административнаяправосубъектность» лишен правовогорегулирования и анализируется ученымив целях выяснения правовой природы иобщих вопросов административно-правовогостатуса участников административно-правовыхотношений.

Вместес тем реализацию правоспособности какфизических, так и юридических лиц(например, органов исполнительнойвласти) невозможно представить безволеизъявления самого физического лицалибо представляющего орган публичногоуправления должностного лица.

Проявленнаяволя субъекта по использованию прав иисполнению обязанностей способствуетнаполнению правосубъектности юридическимсодержанием.

Таким образом, административнаяправоспособность — это потенциальнаявозможность субъекта воспользоватьсяустановленными для него правами,свободами, а также исполнить обязанности,осуществить компетенцию и полномочия.

С практической точки зрения правоспособностьсубъекта административного правасоздает лишь предпосылки для реализацииего правового статуса. Иначе говоря,правоспособность характеризует субъектаправа как лицо, которое может воспользоватьсяпри наличии соответствующих условийконкретными правами, свободами и накоторое можно в действительностиналожить обязанности (запреты,ограничения), а также привлечь кюридической ответственности.

Административнаядееспособность имеет «активное» и«творческое» начало, позволяющееосуществить нормативно установленнуюза субъектом административного праваправосубъектность, т. е.

использоватьпринадлежащие субъекту права и свободы,полномочия и компетенцию, обеспечиватьзаконность в сфере публичного управления,исполнять управленческие функции,применять административно-правовыеформы и методы управления, мерыадминистративного принуждения.

  1. Конституционные основы административно-правового статуса гражданина

Административно-правовойстатус гражданина это юридическоезакрепление положения гражданина вобществе, комплекс субъективных прав,юридических обязанностей, гарантий иответственности граждан, закрепленныхадминистративно-правовыми нормами.

Элементы административно-правовогостатуса граждан:

1)принципы административно-правовогостатуса граждан; 2) гражданство; 3)административная правосубъектность(право-, дееспособность) граждан; 4) праваи обязанности граждан в сферегосударственного управления; 5)административная ответственностьграждан; 6) юридические гарантииадминистративно-правового статусаграждан.

Основныенормативные правовые акты, закрепляющиеадминистративно-правовой статус граждан:

• Конституция,принята на всенародном референдуме 12декабря 1993 г.;

• Декларацияправ и свобод человека и гражданина,принята 22 ноября 1991 г.;

• ФКЗот 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдумеРоссийской Федерации»;

• ФКЗот26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченномпо правам человека в РоссийскойФедерации»;

• ФЗот 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественныхобъединениях»;

• ФЗот 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации»;

• ЗаконРФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан»;

• ФЗот 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотренияобращений граждан»;

• ФЗот 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме гражданРоссийской Федерации»;

• ФЗот 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспеченииконституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранным ворганы местного самоуправления»;

• ФЗот 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;

• ЗаконРФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденныхпереселенцах»;

• ФЗот 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовомположении иностранных граждан вРоссийской Федерации»;

• ФЗот 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»;

• ФЗот 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободесовести и религиозных объединениях»;

• Уголовныйкодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФи другие нормативные правовые акты,закрепляющие права и свободы граждан.

Видыадминистративно-правовых статусовграждан:

1)общий административно-правовой статусграждан – общее статусное положениегражданина в сфере государственногоуправления, которое закрепляетсяосновополагающими нормативными правовымиактами;

2)родовой (специальный) административно-правовойстатус – отражает особенности правовогоположения отдельных категорий гражданв сфере государственного управления(вынужденные переселенцы, беженцы,врачи, военнослужащие и т. д.);

3)индивидуальный административно-правовойстатус – конкретизирует (фиксирует)правовое положение индивидуальногофизического лица в сфере государственногоуправления с учетом пола, возраста,образования, профессии, семейногоположения и других особенностей.

5.Права и обязанности граждан в сфереисполнительной власти. Их реализация

Праваграждан в сфере государственногоуправления это мера возможногоповедения граждан в сфере деятельностиорганов исполнительной власти. Виды правграждан в сфере государственногоуправления:

1)на участие в управлении государствомкак непосредственно, так и через своихпредставителей;

2)на поступление на государственнуюслужбу;

3)на обращение в органы государственнойвласти, органы местного самоуправленияи к их должностным лицам как индивидуально,так и коллективно;

4)на свободу передвижения;

5)на неприкосновенность личности;

6)на неприкосновенность жилища;

7)на объединение, включая право создаватьпрофессиональные союзы для защиты своихинтересов;

8)на проведение собраний, митингов,демонстраций, шествий и пикетирований;

9)на изменение фамилии и имени;

10)на свободу передвижения;

11)на тайну переписки, телефонных переговорови телеграфных сообщений;

12)на обжалование действий и решенийорганов, учреждений, организаций и ихдолжностных лиц, нарушающих права исвободы граждан;

13)на поиск, получение, передачу, производствои распространение информации любымзаконным способом, за исключениемсведений, составляющих государственнуютайну;

14)на образование;

15)на охрану здоровья;

16)вносить в государственные органы, органыместного самоуправления предложенияоб улучшении их деятельности, критиковатьнедостатки в их работе;

17)на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями(или бездействиями) органов государственнойвласти или их должностными лицами;

18)на реализацию юридических свобод.

Обязанностиграждан в сфере государственногоуправления – это предусмотреннаяадминистративно-правовыми нормами меранеобходимого, должного поведения гражданв сфере государственного управления.

В сфере государственного управленияграждане обязаны: соблюдатьзаконность и дисциплину в сферегосударственного управления, соблюдатьспециальные запреты (заниматьсяопределенными видами деятельности,например оказывать медицинские услугибез соответствующего образования),получать разрешение (лицензию) от органагосударственного управления, местногосамоуправления на совершение рядадействий (например, на осуществлениегрузопассажирских перевозок).

Источник: https://studfile.net/preview/3579285/page:2/

Административное право Российской Федерации

6. Общая характеристика и классификация субъектов административного права.

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, принимающих непосредственное участие в решении задачи и осуществлении многочисленных функций исполнительной власти.

По сложившейся многолетней традиции в учебниках административного права и других научных публикациях субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством РФ нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти.

Они предназначены и уполномочены решать многообразные задачи, используя разнообразные методы координации, распоряжения, контрольно-надзорные. Их деятельность распространяется на все области государственного управления и местного самоуправления.

Субъекты административного права могут рассматривать дела и о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в предпринимательской, налоговой, финансовой, таможенной, бюджетной сферах, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.

д.

Существует и другая классификация субъектов административного права — индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относят; граждан России, иностранцев и лиц без гражданства; государственных служащих или должностных лиц.

Коллективными субъектами административного права считаются группы людей, объединенные в различные организационно-правовые формы, которые позволяют им действовать во внешних правоотношениях самостоятельно от своего имени.

При этом законодательство возлагает на них определенные обязанности (например, нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия).

Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений.

В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления.

Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

В силу различных обстоятельств некоторые категории граждан (недееспособные или не полностью дееспособные) не могут в полной степени обладать возможностью самостоятельно реализовывать свой административно-правовой статус.

На высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) возлагается обязанность определять структуру исполнительных органов государственной власти на подведомственной ему территории в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству. Основными задачами органов опеки и попечительства являются (ст. 7 Закона):

  • защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  • надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  • контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее российское законодательство и, в частности, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (вступил в силу с 1 сентября 2008 г.

) регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над этой категорией граждан.

На государство в процессе регулирования деятельности по опеке и попечительству возлагаются следующие организационные и правоприменительные задачи (ст. 4 Закона):

  • обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
  • защита прав и законных интересов подопечных;
  • обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
  • обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
  • обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Под опекой понимается «форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (п. 1 ст. 2 Закона).

Под попечительством

Источник: https://isfic.info/admrf/melena09.htm

6.Общая характеристика и классификация субъектов административного права

6. Общая характеристика и классификация субъектов административного права.

Субъектадминистративного права — лицо илиорганизация, которые в соответствии сдействующим законодательством РФ могутбыть участниками (сторонами) регулируемыхадминистративных управленческихобщественных отношений. Главное, чтообъединяет многообразные субъектыадминистративного права, — этоадминистративная правоспособность.

Административнаяправоспособность – проявление общейправоспособности, т. е. установленнойи охраняемой государством, правовыминормами возможность данного субъектавступать в различного рода правоотношения.Административная правоспособность -способность приобретать соответствующийкомплекс юридических обязанностей иправ и нести ответственность за ихреализацию.

Субъектыадминистративного права могут бытьиндивидуальными и коллективными.

Киндивидуальным субъектам относятся:

-граждане РФ;

-иностранные граждане;

-лица без гражданства.

Специфическиминдивидуальным субъектом административногоправа считают государственного служащего,так как, проявляя себя индивидуально,он фактически является официальнымпредставителем того или иного органаисполнительной власти. К коллективнымсубъектам относятся различные объединенияграждан — государственные и негосударственныеорганизации.

Государственныеорганизации как субъекты административногоправа:

-органы исполнительной власти(государственного управления);

-государственныепредприятия, учреждения и их различногорода подразделения;

-структурные подразделения органовисполнительной власти, наделенныесобственной компетенцией.

Негосударственныеорганизации как субъекты административногоправа:

-общественные объединения;

-органы местного самоуправления;

-коммерческие и другие структуры.

Интересносоотношение субъектов административногоправа и субъектов административныхправоотношений. Внешне они совпадают,но чтобы стать субъектом административныхправоотношений, субъект административногоправа должен обладать административнойдееспособностью.

Административнаядееспособность — процесс практическойреализации административнойправоспособности в условиях управленческойдействительности. То есть правоспособностьи дееспособность соотносятся какстатическая и динамическая категории,являясь элементами административно-правовогостатуса.

7. Административно-правовой статус гражданина рф: понятие и структура

административно-правового статусачеловека и гражданина составляют:

-комплекс прав и обязанностей, закрепленныхнормами административного права,

-гарантии реализации этих прав иобязанностей, включая их охрану закономи механизм защиты органами государстваи органами местного самоуправления.

Вправовых актах не отождествляетсяправовой статус человека и гражданинаРФ, так как гражданин обладает большимобъемом прав и обязанностей ввидунахождения в состоянии гражданства РФ.

Значительнатакже и роль органов исполнительнойвласти и местного самоуправления вформировании и реализацииадминистративно-правового статусагражданина. В пределах предоставленнойкомпетенции они:

-издают правовые акты, влияющие насодержание административно-правовогостатуса гражданина;

-реализуют их исполнение;

-содействуют гражданам в реализации ихсубъективных прав;

-осуществляют охрану прав и свободграждан.

Административно-правовоеположение граждан определяется, преждевсего, объемом и характером ихадминистративной правосубъектности,которую образуютадминистративная право- и дееспособность.

Подадминистративной правоспособностьюгражданина понимается признаваемаязаконом возможность быть субъектомадминистративного права, иметь праваи обязанности административно-правовогохарактера. Она возникает с моментарождения гражданина и прекращается сего смертью.

Административнаяправоспособность граждан не может бытьотчуждаема или передаваема.

Ее объемизменяется лишь законом: она может бытьвременно ограничена в случаях и впорядке, определяемых законодательством,например в связи с совершением уголовногоили административного правонарушения,за которые закон предусматривает санкциив виде лишения свободы, лишения специальныхправ и других правоограничений.

Административнаяправоспособность граждан служит основойих административной дееспособности,являющейся необходимым условиемреализации этой правоспособности.

Административнаядееспособность гражданина — признаннаяза ним способность своими личнымидействиями: приобретать права иобязанности административно-правовогохарактера; осуществлять их. Момент еевозникновения единообразен и четко неопределен законодательством. В полномобъеме она возникает по достижениигражданином 18-летнего возраста,ограниченная — с 16 лет, частичная — с 7лет.

Праваи обязанности граждан в сферегосударственного управления

Административноеправо в основном влияет на осуществлениеправ и обязанностей человека и гражданина,процесс которого предполагаетвзаимодействие граждан с управленческимиструктурами, контроль с их стороны засоблюдением конституционного принципа:≪Осуществлениеправ исвободчеловека и гражданина не должно нарушатьправа и свободы других лиц≫(ст. 17 Конституции РФ). Это следующиеправа, свободы и обязанности:

-право граждан участвовать в управлениигосударством как непосредственно, таки через своих представителей;

-правограждан на объединение, включая правосоздавать профессиональные союзы длязащиты своих интересов;

-право граждан проводить собрания,митинги, демонстрации, шествия ипикетирование;

-право граждан обращаться лично, а такженаправлять индивидуальные и коллективныеобращения в государственные органы иорганы местного самоуправления;

-право граждан на свободу и личнуюнеприкосновенность (не касается случаев,когда поведение граждан являетсяпротивоправным);

-право на неприкосновенность жилища;

-право на передвижение;

-право свободно искать, получать,передавать, производить и распространятьинформацию, за исключением сведений,составляющих государственную тайну;

-право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями(или бездействием) органов государственнойвласти или их должностных лиц (ст. 53Конституции РФ).

ГражданеРФ, имея права, вместе с тем исполняюти обязанности. Конституция РФ относитк ним следующие обязанности:

-соблюдать Конституцию и законы РФ;

-платить законно установленные налогии сборы;

-сохранять природу и окружающую среду;

-бережно относиться к природным богатствам;

-защищать Отечество.

Важнейшейобязанностью граждан как субъектовадминистративного права являетсясоблюдение ими административно-правовыхнорм и основанных на них требованийгосударственных органов, органовместного самоуправления и их должностныхлиц. Несоблюдение гражданами обязанностей,уклонение от их выполнения, злоупотреблениесвоими правами влекут возможностьприменения мер правового воздействия.

Гражданинреализует свои права и обязанностипосредством следующих правомерныхдействий: фактического использованияправ; приобретения законных прав; защитынарушенных прав.

Неправомерныедействия являются административнымиправонарушениями.

Источник: https://studfile.net/preview/5645544/page:4/

Понятие и виды субъектов административного права

6. Общая характеристика и классификация субъектов административного права.

В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Субъект административного права — это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.

Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты:

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).

Коллективные субъекты — различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.

Государственные организации — это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).

Негосударственные организации — это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения. Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:

-Граждане.

-Иностранцы.

-Лица без гражданства.

-Президент РФ.

-Президенты субъектов РФ.

-Федеральные органы исполнительной власти.

-Органы исполнительной власти субъектов РФ.

-Федеральные государственные служащие.

-Муниципальные служащие.

-Государственные предприятия, учреждения, организации.

-Негосударственные предприятия, учреждения.

-Органы местного самоуправления.

-Муниципальные предприятия, учреждения.

-Общественные организации, объединения.

-Религиозные объединения.

-Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды.

Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, призванное регулировать общественные управленческие отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации исполнительной власти.

Черты :

· направлены на обеспечение публичных интересов, укреплению законности и дисциплины

· несут организующее начало в хаос общественной жизни

· односторонность властного воздействия, юридическое неравенство сторон, принудительность

· регулируют отношения, прежде всего в сфере ИВ

· их цель обеспечение — функционирования системы ИВ

· закрепляют правила поведения всех участников управленческих отношений. Меры должного и возможного поведения участников

· огромное количество этих норм, не поддающееся учёту и кодификации

· в основном, устанавливаются ИВ, а не законодательной

· имеют собственный арсенал средств принуждения

· широко регулируют отношения других отраслей права (ФП, ЗП, ТП и др.)

· особенности их структуры : в них , как правило, отсутствует гипотеза, а в некоторых отсутствует санкция (отсылочная норма).

Виды :

По содержанию :регулятивные ; охранительные

По форме предписания : императивные, диспозитивные

По юридической направленности:

· Материальные – закрепляют права, обязанности и ответственности субъектов АП

· Процессуальные – устанавливают механизм реализации материальной нормы, её правила, порядок, процедуру.

По юридическому содержанию:

· Обязывающие – предписание на определённое действие

· Запрещающие – требование к воздержанию от определённого действия

· Разрешительные – возможность выбора между определёнными действиеми

· Уполномочивающие – предоставляют уполномоченному органу государственно-властные полномочия

· Стимулирующие – их реализация которых связанна с материальным или моральным поощрением

· Рекомендательные – предлагают адресату тот или иной вариант поведения

По адресату нормы : нормы для ОИВ ; МСУ ; гос. служащих ; должностных лиц ; общественных организаций ; предприятий и учреждений ; некоммерческих организаций ; граждан

По масштабам действия : федеральные ; региональные ; территориальные ; местные

По объёму регулирования : общие ; межотраслевые ; отраслевые ; внутриотраслевые

По времени действия : срочные ; бессрочные

По способу реализации : соблюдение, исполнение, использование, применение

Структура АП норм : всё как обычно : гипотеза, диспозиция, санкция. Как правило, нет гипотезы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_303493_ponyatie-i-vidi-sub-ektov-administrativnogo-prava.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий