6. Механизм государства

6 Механизм государства

6. Механизм государства

Лекция № 6. Механизм государства

План учебного занятия:

  1. Понятие механизма государства.

а) Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Признаки механизма государства.

б) Принципы организации и деятельности механизма государства.

в) Структура механизма государства.

  1. Понятие государственного органа.

а) Различные подходы к классификации государственных органов.

б) Основная система государственных органов.

Актуальность темы:

В предыдущих лекциях мы рассматривали государство в статике. Статика государства – это то постоянное стабильное, устойчивое, что характеризует государственно организованное общество (сущность и социальное назначение государства, его устройство и политический режим). Но познание государства предполагает изучение его в динамике, т.е.

как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, выполняет свое социальное назначение (функционирование государства). В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций.

Такой обеспечивающей структурой является система государственных органов, реализующих функции государства – другими словами, это механизм государства.

1. Понятие механизма государства

а) Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат».

Признаки механизма государства

Слово «механизм» выработано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует.

Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Государственный аппарат – система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства и взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, располагающими материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.

В юридической науке данные понятия употребляются как синонимы – первая точка зрения.

Но существует вторая точка зрения, где данные понятия имеют свои различия.

Механизм государстваГосударственный аппарат
Это не только система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями (государственный аппарат), но и государственные учреждения и организации, а также материальные средства принуждения (Вооруженные силы, милиция, учреждения исполнений наказаний и пр.)Это система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями
Все органы государства в динамике (непосредственная деятельность органов, их взаимосвязь между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства)Все органы государства в статике (назначение, порядок избрания, компетенция государственного органа)

Признаки механизма государства:

1)                     Механизм государства состоит из органов государственной власти и управления (законодательная власть – парламент), исполнительная власть (правительство, министерства, ведомства), судебная (суды: конституционные, верховные, арбитражные и пр.), а также прокурорские и надзорные органы, милиция, вооруженные силы и т.д. Вместе они составляют единую систему властвования.

2)                     Целостность механизма государства обеспечивается едиными целями и задачами. Именно эти цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, именно цели и задачи ориентируют государственные подразделения на решение общих проблем.

3)                     Основным элементом государственного механизма являются государственные органы, обладающие властными полномочиями

4)                     Государственный механизм является организационной и материальной силой (рычагом власти), с помощью которой государство осуществляет свою власть.

б) Принципы организации и деятельности механизма государства

Принципы организации и деятельности механизма государства — это те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Другими словами, это такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства.

Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина, принцип разделения властей, принцип законности и пр.). Также эти принципы находят отражение и в текущем законодательстве.

Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, определяются им.

Основные принципы организации и деятельности механизма государства:

1.Принцип разделения властей. Впервые идею разделения властей глубоко и подробно разработал в своем фундаментальном труде «О духе законов» Ш. Монтескье (18 в.). Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютистской монархии.

Данная идея означала создание в сфере организации государства систему сдержек и противовесов которая:

— обеспечивала власть народа

— не позволяла той или иной ветви власти (конкретным ее представителям) стать коллективными или единоличными диктаторами, подмять под себя все иные органы государственной власти, осуществить антиреспубликанский переворот.

По данному принципу происходит разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную. Данные власти самостоятельны, независимы друг от друга, выполняют только свойственные ей одной функции и задачи, и не имеют права вмешиваться в деятельность другой власти.

Теория разделения властей на практике довольно широкое применение получила в США. Данный принцип, с одной стороны, определяет верховенство законодательной власти, а, с другой, — подзаконность исполнительной и судебной властей.

2.Принцип верховенства права и Конституции. Право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция (все это обычно закреплено в Конституции – основном законе, а также в федеральных конституционных законах, подзаконных актах и пр.)

3.Принцип законности – обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов. Это означает что:

а) органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (только Дума может издавать законы, только суд осуществлять правосудие)

б) органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (президент издает указы и распоряжения; Государственная дума – законы, судебные органы – приговоры, судебные решения, судебные постановления). Другими словами, суд не может издать закон, а президент – подписывать приговор.

в) все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительными (например, конституция и регламент Государственной думы определяют процедуру принятия закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что принятый акт не будет являться законом).

4.Принцип разграничения функций между органами государства

5.Принцип демократизма (участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть)

6.Принцип научности (в организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика и пр.)

7.Принцип компетенции и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование и пр.).

Обратим внимание на то, что рассмотренные принципы являются одновременно принципами организации и деятельности органов государства.

в) Структура механизма государства

Структура механизма государства – это его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

2. Понятие государственного органа

а) различные подходы к классификации государственных органов

По способу возникновенияПервичные – никакими другими органами не создаются. Возникают либо в порядке наследования (монархия), либо избираются в соответствии с определенной процедурой и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы – депутаты)Производные – создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы: правительство, областная администрация, органы прокуратуры)
По объему властных полномочийВысшие (федеральные, центральные, республиканские) – наиболее полно олицетворяют государственную власть, которая распространяется на территорию всего государства.Местные – функционируют в административных единицах, их полномочия распространяются только на определенный регион (графство, округ, уезд, провинция и т.п.)
По широте компетенцииОбщая компетенция – органы данной компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (правительство)Специальная (отраслевая) компетенция – выполняют какую-то одну функцию одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
По порядку принятия решенийКоллегиальные – принятие решений коллегиально (парламент коллегиально принимает законы)Единоначальные – принятие решений единолично (указ императора, указ президента)
По срока полномочийПостоянные – создаются без ограничения срока (суд, прокуратура, милиция)Временные – создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения)
По принципу разделения властейЗаконодательные – обладают правом издания законов (высший представительный орган) — парламентИсполнительные – непосредственно управляют страной, призваны обеспечить реализацию принятых законов и подзаконных актов (правительство)Судебные – осуществляют правосудие, рассматривают имущественные споры, обеспечивают защиту прав и свобод человека (суды)

б) Основная система государственных органов

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий. В соответствии с этим государственные органы подразделяются на:

1)      Представительные (законодательные) органы – осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Думы субъектов РФ (областная Дума (Воронежской области), думы краев (Дума Приморского края), представительные органы республик.

2)      Исполнительно-распорядительные органы (исполнительные) – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля – Госгортехнадзор, госторгиспекция и пр.), а также областная администрация в Воронежской области.

3)      Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции (рассматривают споры, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон) – Верховный суд и подчиненные ему суды (мировые суды, областные и т.п.

) – занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел). Арбитражные суды – Высший арбитражный суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий (юр.лиц) и граждан-предпринимателей).

Конституционный суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами).

4)      Органы надзора – прокуратура. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). Следует различать понятия надзора и контроля.

Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений.

Контроль – ведомственное понятие – предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области (например Рострудинспекция – орган ведомственного контроля – осуществляет проверку законодательства о труде РФ). Прокуратура же осуществляет общий надзор.

5)      Ораны местного самоуправления. Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Конституция РФ гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Органы МСУ не являются органами государственной власти (но являются органами государства).

Их отличие от органов государственной власти – в объеме полномочий (полномочия органов МСУ распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер).

Например: Воронежская областная Дума – орган государственной власти на местах, а Городская Дума – орган МСУ. Мэр г. Воронежа (орган МСУ), а губернатор Воронежской области (орган государственной власти на местах).

Источник: https://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1767-teorija-gosudarstva-i-prava/34438-6-mehanizm-gosudarstva.html

Механизм государства: понятие и структура. — ТГП ответы

6. Механизм государства

Механизм государства – это системагосударственных органов, осуществляющих государственную власть, функциигосударства.

Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют сгосударственным аппаратом, другие считают механизм государства более широкимобразованием и включают в него не только государственные органы, образующиегосударственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), атакже методы осуществления власти.

Понятие механизма государства является болееузким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входятне только государственные органы, но и негосударственные организации,учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

Влитературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечаетследующие признаки механизма государства:

-это система государственных органов, основанная на единстве принциповорганизации и деятельности;

-характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, котороезанимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношениеми взаимосвязями;

-междугосударственным механизмом и функциями государства существует тесная обратнаясвязь.

Функции осуществляются при помощи государственного механизма,посредством деятельности всей системы государственных органов.

Вместе с тем отфункций государства зависит структура государственного механизма, онинепосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности техили иных органов государства;

-механизмгосударства для обеспечения возложенных на него задач управления деламиобщества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимымифинансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

Структура механизмагосударства– это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность,соотношение и взаимосвязь.

Структурамеханизма государства включает:

·        Государственные органы, находящиеся в теснойвзаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властныхфункций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

·        Государственные организации, подразделения механизмагосударства, призванные осуществлять охранительную деятельность данногогосударства (вооруженные силы, милиция).

·        Государственные учреждения, подразделения механизмагосударства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением ихадминистраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функцийгосударства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры,научно-исследовательские институты).

·        Государственные предприятия, подразделения механизма,не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций,осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию,оказывают услуги для извлечения прибыли.

·        Государственные служащие (чиновники), занимающиесяуправлением.

·        Организационные и финансовыесредства, атакже принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельностигосударственного аппарата.

Механизмгосударства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретныхзадач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития.Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

Механизмгосударства – это система специальных органов, с помощью которых государствоосуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через системуорганов государства носящее название государственный аппарат.

Традиционно подгосударственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляютсязадачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурнообособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, котораяосуществляет от имени государства его задачи и функции посредствомопределенного вида деятельности в порученной области).

Деятельность государствапо осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество,исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны напринципе разделения властей.

Соответственно и функции государстваподразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные,что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причемкаждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственныхорганов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/mehanizm-gosudarstva-ponatie-i-struktura

Механизм государства: понятие, признаки, структура

6. Механизм государства

Для осуществления задач и функций государства существует ряд специальных учреждений и органов, а также особый штат лиц, профессионально выполняющих работу, направленную на выполнение полномочий государственных органов.

Все эти государственные служащие, учреждения и государственные органы представляют собой механизм государства. С помощью данного механизма государство обеспечивает правопорядок и законность, гарантирует свободы и права рядовых граждан, занимается урегулированием спорных ситуациях при несовпадении интересов различных групп населения.

Способность государства удовлетворять различные виды насущных потребностей граждан и своевременно реагировать на появляющиеся проблемы в большей мере зависит от того, насколько грамотно организована работа государственных учреждений и органов. Одна из основных особенностей таких органов заключается в том, что их деятельность опирается на возможность государственного принуждения и носит властный характер.

Замечание 1

Данная особенность реализуется с помощью законов и специальных органов: полиция, тюрьмы, армия, суд.

Естественно, в демократическом государстве политическая власть может осуществляться непосредственно самими гражданами, посредством выборов, референдумов и т. д. Это также является одной из составных частей механизма государства.

Однако главное место в механизме государства все-таки занимает государственный аппарат, который представлен совокупностью связанных между собой государственных органов и работающих в них государственных служащих, которые занимаются осуществлением государственной власти.

Отсюда можно сделать вывод, что признаком каждого государства является наличие механизма государства, который представляет собой систему учреждений и органов государства, которые наделяются властными полномочиями и создаются для осуществления государственных задач и функций.

Замечание 2

Само государство не может существовать без государственного механизма, так как его олицетворяют именно государственные органы, через которые производится руководство обществом и осуществляется государственная власть.

Структура механизма

Понятие «механизм государства» допускается использовать в узком и широком смысле.

В узком понимании «механизм государства» тождественен понятию «государственный аппарат».

В широком смысле в данное понятие включается вся система государственных органов, с помощью которых осуществляются функции и задачи государства. В таком рассмотрении механизм государства состоит из государственных предприятий, государственных учреждений и государственного аппарата.

Государственные предприятия являются неотъемлемой частью структуры государственного механизма и существуют для ведения хозяйственной деятельности, например, для осуществления различных услуг населению или изготовления товаров (предметов) первой необходимости.

Деятельность государственных учреждений направлена, в первую очередь, на выполнения функций государства в сфере здравоохранения, образования (школы, институты), в сфере науки, экономики и т. д.

Определение 1

Государственный аппарат – это система государственных органов, которая занимается осуществлением государственной власти и наделяется для этого властными полномочиями.

Понятие, признаки и элементы механизма государства

Отличить механизм государства от прочих политических институтов возможно по его характерным чертам, которые влияют на государственную власть или участвуют в ее осуществлении.

Признаки механизма государства:

  • наличие необходимых средств для осуществления функций и задач государства (возможность государственного принуждения, материальные, организационные и информационные средства);
  • обособленность и самостоятельность каждого органа (элемента) механизма государства (создается государством, наделен правами и властными полномочиями, осуществляет конкретную функцию);
  • присутствие особой группы людей, которые подготовлены к управлению обществом, выделены из него, осуществляют свою деятельность на постоянной основе, профессионально;
  • строгая иерархия – все государственные органы, входящие в механизм взаимодействуют как составные части одного целого, руководствуясь подчинением нижестоящих органов вышестоящим;
  • целостность – система органов государства основывается на единстве принципов его деятельности и организации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/mehanizm-gosudarstva/

Тема 6: Механизм государства

6. Механизм государства

1. механизм государства его понятие и структура.

2. принципы организации и деятельности механизма государства. Теория разделения властей.

3. понятие, признаки и виды гос органов.

4. структура современного аппрета Российского государства

Любое государство практически действует через специально созданный аппарат – механизм государства, именно он обеспечивает осуществление функций, решение задач и управление обществом. В научной и учебной лит-ре используются 2 понятия: механизм гос-ва и аппарат гос-ва.

Одни считают что эти понятия тождественны, другие различают их как а) пологая что аппарат это гос орган находящийся в статике, а механизм — это те же органы, но взаимодействующие и динамично действующие; б) механизм гос-ва более широкое понятие, и включает в себя все органы гос-ва, а аппарат только органы исполнительной власти.

Признаки механизма государства:

1. Это целостная система взаимодействующих и взаимосвязанных между собой гос органов и учреждений

2. Механизм гос-ва отличается единством и целостностью, которые обеспечиваются общностью их эконом основы, целей, задач и принципов, на которых они организованы.

3. Мех. гос. – это средство осуществлению функций.

4. Мех. гос-ва имеет возможность использовать в своей деятельности материальные средства.

5. Мех, гос – является олицетворением гос власти, он наделен полномочиями.

Структура механизма государства:

1) Гос органы, которые от имени гос-ва осуществляют властные полномочия.

2) Гос служащие, которые профессионально занимаются управлением и входят в гос органы.

3) Гос организации, предприятия, учреждения: они властными полномочиями не обладают, функции управлений не осуществляют, а заняты реализацией социально-культурных функций.

4) Материальные ресурсы (придатки), обеспечивающие надлежащую работу механизма государства (здания, сооружения, денежные средства).

Механизм гос-ва – специально созданная и постоянно действующая единая система гос органов, организаций и служащий, находящихся в зависимости друг с другом и с государством, осуществляющих от его имени цели, задачи и функции. Механизм государства не является величиной постоянной и изменяется.

Принцип механизма государства: наиболее важные и основополагающие идеи и положения, которые определяют способы, порядок, процедуру формирования и функционирования механизма государства.

1. социально-политические (гуманизм, демократизм, гласность, законность, принцип федерализма и национальное равноправие)

2. организационные (профессионализма, сочетание единоначалия и коллегиальности: целесообразность определяет необходимость в некоторых случаях принятие единоличного решения, а в некоторые коллегиально; заподчененности и иерархичности(найти орган), сочетания выборности и назначаемости)

Принцип разделения властей: Локк, Монтескье:

суть: чтобы исключить злоупотребление властью, ее нужно поделить на 3 ветви, которые бы занимались строго определенным кругом вопросов.

Эта теория стала принципом в современном государстве.

Современная трактовка – состоит не в буквальном понимании разделения властей, а в 2х моментах:

1) необходимо организовать такое распределение полномочий, при котором создается эффективная система контроля и ограничений между властями (механизм сдержек и противовесов)

2) необходимость обеспечения сотрудничества между властями в целях повышения эффективности управления обществом.

Основным звеном механизма гос-ва являются государственные органы. От них зависит решение задач и функций гос-ва.

Признаки государственных органов:

1) Его формирование осуществляется государством и по его воле. В отношении каждого государственного органа создается нормативно-правовой акт, в котором определяются полномочия и порядок формирования гос органа.

2) Государственные органы осуществляют свою деятельность от имени всего гос-ва.

3) Наличие у каждого гос органа юридически закрепленной структуры, масштаба его деятельности, а так же порядка его взаимоотношения с другими органами и организациями.

4) Гос органы наделены государственно властными полномочиями, они выражаются в издании органами от имени гос-ва обязательный нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения и контроля за соблюдением требований, содержащихся в указанных актах, а так же в применении, воспитания, убеждения и принуждения в случи не выполнения требований данного органа.

5) Гос орган характеризуется организационной обособленностью. Состоит из государственных служащих.

6) Для осуществления функция гос-ва и решения задач, органы гос-ва наделяются необходимыми финансовыми средствами и иной материальной базой.

Орган государства – это самостоятельное юридически оформленное подразделение механизма гос-ва, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее структурой, состоящее из гос служащих, наделенное властными полномочиями и осуществляющее от имени гос-ва его функции и задачи.

По порядку образования:

1) первичные

2) производные

По способу принятия ими решений:

1) Коллегиальными

2) Единоначальными

В зависимости от характера компетенции:

1) Общей компетенции

2) Специальной компетенции

По положению в иерархической структуре гос аппарата:

1) Высшие

2) Центральные

3) Местные

По характеру подчиненности

1) вертикального подчинения

2) Горизонтального подчинения

3) Двойного подчинения.

По сроком полномочий:

1) Постоянно действующие (бессрочного действия)

2) На определенном этапе созданные.

По принципу разделения властей:

1)Законодательные

2)Исполнительные

3)Судебные

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_10956_tema--mehanizm-gosudarstva.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий