6. категориально – понятийный аппарат

Содержание
  1. Категориально-понятийный аппарат юриспруденции
  2. Виды понятий юриспруденции (условно, по Н.Н. Тарасову):
  3. Категориальный аппарат — это… Понятие, значение, виды, плюсы и минусы применения
  4. Тезис
  5. Понятие
  6. Зачем нужен категориальный аппарат?
  7. Конфликт понятий в педагогике
  8. Категории в образовании
  9. Категории в психологии
  10. Действие
  11. Мотивация
  12. Общение
  13. Личность
  14. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики — Педагогическая деятельность, педагогический процесс и общие основы педагогики — Сидоров Сергей Владимирович
  15. Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1 | Страница 6 | Онлайн-библиотека
  16. 2. Категориально-понятийный аппарат педагогики
  17. 3. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук
  18. Категориальный аппарат педагогики: определение и категории
  19. Общее понятие о категориальном аппарате педагогики
  20. Основные категории педагогики
  21. Персональная терминология
  22. 6) Категориально-понятийный аппарат тгп
  23. 1) Специфика Теории Государства и права как науки
  24. 3) Место и роль теории государства и права в системе гуманитарного знания

Категориально-понятийный аппарат юриспруденции

6. категориально – понятийный аппарат

Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие есть результат применения категории к восприятию. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями.

Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.

Категория (от греч. kategoria — высказывание; признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Образно говоря, категории — это те очки, через которые человек смотрит на мир и без которых он не способен действовать в мире.

Аристотель выделил такие категории, как «сущность (субстанция)», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «положение», «состояние», «действие» и «страдание».

Кант подразделил категории на следующие разряды:

    • качество (реальность, отрицание, ограничение),
    • количество (единство, множество, цельность),
    • отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие),
    • модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность).

Гегель выделял в качестве категорий «бытие» (качество, количество, мера), «сущность» (основание, явление и действительность, включающая субстанцию, причину и взаимодействие), «понятие» (субъект, абсолютная идея, объект).

Современная философия ввела в число категорий такие понятия, как «вероятность», «рациональность», «объяснение», «понимание», «содержание», «форма», «редукция», «жизненный мир», «страх», «заброшенность», «забота», «сомнение», «языковые игры» и т.д.

Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о системе категорий следует говорить с большой осторожностью. 

Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Категориально-понятийный аппарат юриспруденции формирует исходную логико-методологическую базу теоретического познания, образует основной познавательный инструментарий общетеоретической науки о государстве и праве. Это своеобразный предельно обобщающий категориальный строй юриспруденции, строй научного правового сознания юриста.

Квалификация юриста, способного эффективно и качественно решать как научные, так и практические задачи непосредственно связана с тем насколько он успешно освоил и умело пользуется политико-правовыми категориями и понятиями, их определениями.

категорий современной юриспруденции складывается из системы знаний о государстве, о правовом регулировании. Сюда же включается правовая доктрина, которая сводится к системе знаний о том, как надлежит толковать и применять действующие юридические нормы. Важной частью юриспруденции является правовая культура, то есть выработанное в обществе отношение людей к праву, его роли.

Понятийный состав юриспруденции можно структурировать по разным основаниям. Например, по принадлежности понятий к отраслевым наукам и общей теории права, понятия делят на:

    • фундаментальные и прикладные,
    • абстрактные и конкретные,
    • закрепленные в законодательстве и не закрепленные и т.д.

Предметную организацию общей теории права как конструкцию «понятийных рядов» рассмотрел Л.М.Васильев («Правовые категории». М., 1976). Исследуя проблему, автор говорит о четырех основных вариантах изменения понятийного аппарата теории права:

    1. формирование новых правовых категорий;
    2. уточнение, углубление и развитие имеющихся категорий теории права;
    3. отпочкование от теории права категорий, не соответствующих ее логическому уровню;
    4. исключение устаревших, исчерпавших себя категорий.

Виды понятий юриспруденции (условно, по Н.Н. Тарасову):

    • «органические» (составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически);
    • «консолидированные» (возникая и существуя в собственных областях, содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики);
    • «ассоциированные» (все специальные понятия других наук, приобретающие значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями).

Понятия юриспруденции могут возникать в рамках юридической деятельности и на собственно правовых основаниях (условно называются «органическими»); составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически. Данные юридические понятия по своей природе, по отношению к предмету юриспруденции принципиально не отличаются от понятий естественных наук.

Однако, в отличие от последних, да и от многих гуманитарных дисциплин, юриспруденция включает в свой состав и иные понятия, отличающиеся от органических как по генезису, так и по содержанию.

В понятийном строе правоведения можно выделить понятия, генетически возникающие в других областях знания, но в связи с практическими целями или исследовательскими задачами «втянутые» в сферу права, правоведения, получившие собственно юридическое содержание и приобретшие статус правовых в силу их укоренения в понятийном строе юридической науки. Возникая и существуя в собственных областях, они содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики, приобретают отличный от своего прототипа объем, включаются в систему юридических понятий, т.е. участвуют в формировании предмета науки. Примером может послужить понятие «аффект» в уголовном праве и уголовно-правовой науке, «ночное время» в трудовом праве и науке трудового права и др.

Такие понятия, подвергшиеся соответствующим преобразованиям, можно условно именовать «консолидированными», поскольку они включаются в юридический оборот не механически, а претерпевают серьезные изменения, «адаптируются» к задачам юридических исследований и приобретают новое содержание. Через данные понятия нередко осуществляется расширение проблемного поля юриспруденции, обозначение новых подходов к исследованию права, возникновение новых концептуальных идей и научных парадигм.

Наконец, третья группа — понятия других наук и областей знания, вовлекаемые в «понятийный оборот» юриспруденции для получения представлений о явлениях, имеющих или практическое юридическое значение, или обеспечивающие смысловые переходы юридического исследования в иные науки и области знания.

Примером могут служить все специальные понятия других наук, работающие, например, в юридической экспертизе и позволяющие юристам относиться к иным, в частности естественно-научным, техническим и др.

объектам, или в процессе юридического исследования привлекаемые юристами для сопряжения с правом важных неюридических обстоятельств правового регулирования.

Такими являются взятые без изменений категории психологии, социологии, философии и т.д. Для удобства их можно условно именовать «ассоциированными», как не имеющих самостоятельного правового содержания, а приобретающих значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/kategorialno-ponyatiyniy-apparat-iurisprudentsii

Категориальный аппарат — это… Понятие, значение, виды, плюсы и минусы применения

6. категориально – понятийный аппарат

Категориальный аппарат – это то, что мы используем постоянно, но не всегда задумываемся об этом. Для начала определимся с понятиями, которые мы будем здесь употреблять. Начнем с «тезиса» и «понятия» в научном контексте. В обыденной жизни в эти слова вкладывается одинаковое значение. Они являются синонимами в разговоре, но в науке употребляются отдельно.

Тезис

Тезис – это как бы «ярлык», который вешается на идею или объект. Просто слова, в которые заключено какое-либо значение. Например, тезис «плохой человек».

Каждый понимает под этим что-то свое, но в целом это описание человека, который не вписывается в наши понятия добра и зла. Мы вешаем этот «стикер» на определенных людей, чтобы вписать их в свою систему отношений.

Прямо пропорциональная ситуация с тезисом «хороший человек».

Понятие

Понятие – это как раз то значение, которое мы вкладываем в тезис. Именно понятие, значение, которое заключено в тезис и дает нам возможность приписывать те или иные качества идее или объекту. Возьмем предыдущий пример с «плохим человеком».

Один знакомый говорит, что ваш друг — плохой человек, ведь он напивается каждый вечер. Он повесил на него «ярлык», приписал ему тезис. Но ваше и его понятие «плохого человека» не совпадают, вы не считаете, что напиваться по вечерам – плохо.

Это применение одного и того же тезиса, но конфликт понятий.

Категориальный аппарат – это, не удивляйтесь, набор категорий. А что такое категории? Это просто совокупность тезиса и понятия. Слово и его значение в симбиозе порождают понятие, которое приписывается некой категории.

Например, мы знаем тезис «птица» и знаем, что под ним подразумевается. И даже Платон, пытаясь прикрепить этот тезис к человеку, использовал то же самое понятие. Отдельно они не существуют, а вместе образуют категорию. Летает? Летает. Перья и когти есть? Есть.

Клюв есть? Есть. Значит, приписываем существо к категории «птицы».

Зачем нужен категориальный аппарат?

На понятии категориального аппарата строится любая система подачи информации. Даже вот весь текст до этого объяснял категории всего последующего текста.

Их необходимо определять, ведь, если бы в тексте говорилось «спутник» в плане небесного тела, а читатели понимали бы «спутник» как «товарищ», возникла бы путаница.

Итак, категориальный аппарат – это инструмент для правильного понимания друг друга в разговоре, без него общение было бы очень трудным.

Если мы возьмем времена рабства в Соединенных Штатах Америки, то получим яркий пример конфликта тезиса и понятия. В то время общество не считало негров людьми. Наука, конечно, говорила: чернокожие – это такие же homo sapiens, как и белые.

Но ученые вкладывают свой смысл в тезис «человек», для них человеческое существо – вопрос физиологии. Большинство же обычных людей вкладывали в этот тезис различные морально-этические качества. Негры, по мнению общества того времени, не вписывались в эти рамки и нормальным было сказать: «Негр – это не человек».

Вот так и произошел конфликт тезиса и понятия между различными сферами.

Конфликт понятий в педагогике

Отвечает ли учитель за этическое воспитание учащихся? Этот вопрос не новый, из-за него спорят уже много лет. С точки зрения теории, ответ очень прост: да, отвечает.

Тезис «учитель» прикрепляется всем, кто тем или иным образом связан с педагогикой. Если взять понятие, то оно предполагает обучение не только дисциплинам, но и воспитанию личности. Для доказательств проведем небольшое исследование категориального аппарата педагогики.

Категории в образовании

ЮНЕСКО говорит об образовании:

Образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которых она достигает зрелости и индивидуального роста.

Схожим образом отзывается и закон РФ «Об образовании»:

Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного государством уровня (образовательного ценза).

Итак, во всех этих определениях мы видим, что образование – это не просто обучение наукам, а главным образом совершенствование личности. Общим для понятий является формирование личности – воспитание. На этом этапе доказательства того, что любой учитель в ответе за этическое воспитание учеников, неоспоримы. Нам отчетливо показывает это категориальный аппарат науки и педагогики, в частности.

Но неоспоримы они только в теории. На практике же мы крайне редко получаем педагога, который, помимо собственного предмета, знает, как правильно воспитывать этические качества и развивать ученика как личность.

Многие учителя фактор воспитания попросту игнорируют, другие делают так, что лучше бы не делали. Есть исключения, но это педагоги по призванию, если не сказать больше – гении в своей деятельности.

Их крайне мало, особенно, учитывая условия работы педагогов в школах, университетах и так далее.

Категории в психологии

Категориальный аппарат психологии имеет такое же важное значение, как и в любой другой дисциплине.

Четкое его понимание необходимо, ведь часто в обыденной жизни мы подменяем понятия, говоря о «популярной» психологии. Ничего криминального в этом, конечно, нет, но такая путаница порождает большое непонимание.

Люди говорят одними и теми же терминами, но понятия подразумеваются совершенно разные. Точно, как в примере со «спутником».

Для наглядности возьмем пять категорий. Конечно, их намного больше, но охватить их все в рамках формата статьи невозможно. Итак, пять базисных категорий по версии М. Г. Ярошевского: образ, действие, мотивация, общение и личность.

Образ – это субъективное восприятия мира. Человек принимает внешнюю информацию и формирует собственную картину мира. Все действия, мысли и эмоции проходят через этот «внутренний мир».

Например, когда человек оценивает моральность или аморальность некоего поступка, он первым делом пропускает его через образ своего мышления, как этот поступок котируется в его сознании.

Само образное мышление формируется на протяжении всей жизни, меняясь под влиянием внешних происшествий. Фактически, образ – это то, как мы видим окружающий мир и свое место в нем.

Действие

Действие – это процесс взаимодействия с миром с целью достижения неких целей. Само воздействие на предмет или конечная цель действия могут не осознаваться человеком. Например, когда мы решаем устроиться на работу, то совершаем действие. Мы осознаем сам процесс поиска вакансий, понимаем желаемую конечную цель, осознаем само действие.

Мотивация

Мотивация – это импульс к действию. Главное понятие в категории «мотивация» — мотив. Именно мотив является начальной стадией действия. Прежде чем что-то сделать, у человека должно присутствовать побуждения к активности.

Именно такое побуждение и будет называться мотивацией. В примере с поиском работы мотив человека – материальное благополучие.

То есть человек осознает, что ему необходимо больше материальных благ, и появляется мотивация – достичь поставленной цели.

Общение

Общение – это процесс взаимодействия с другими людьми. Все общение происходит в формате образного мышления. Другие люди, а вернее, наше представление о них, является непосредственной частью образа в нашем мышлении.

На основе этого образа строится мотивация к общению. Например, если нам интересен человек как личность, то у нас появляется мотив для общения. Сам процесс разговора и взаимодействия является действием.

В совокупности все эти стадии названы общением.

Личность

Личность – это внутренний мир человека, внутреннее «Я». Фактически, это все вышеописанные факторы, которые применимы к одному единственному и неповторимому индивиду – личности.

Физиологически мы все одинаковы: кровь бежит по венам у всех, сердце выполняет одну и ту же функцию у всех людей.

В плане же личности все мы разные, мы всегда различаемся в деталях, и невозможно во всем мире найти двух одинаковых людей.

Источник: https://FB.ru/article/418907/kategorialnyiy-apparat---eto-ponyatie-znachenie-vidyi-plyusyi-i-minusyi-primeneniya

Категориально-понятийный аппарат современной педагогики — Педагогическая деятельность, педагогический процесс и общие основы педагогики — Сидоров Сергей Владимирович

6. категориально – понятийный аппарат

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций.

В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые одинаково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям.

Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.

Категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Эти категории очень сложны, а потому и само их толкование в педагогической науке неоднозначно. Перечень категорий педагогики также не является общепринятым, поскольку… — все научно-педагогические понятия, так или иначе, связаны между собой, вследствие чего не общепринята та граница, которая отделила бы категориальные понятия от всех прочих; — многие базовые педагогические понятия активно используются и другими науками о человеке и обществе, вопрос отнесения их к «чисто педагогическим» не имеет однозначного ответа.

Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.

Часто к ним добавляют формирование личности.

Наряду с формированием, многие относят к категориям педагогики развитие и социализацию личности. Наконец, среди категорий педагогики можно встретить базовые понятия, присущие только педагогической науке: педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.

Определим сущность этих понятий.

Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой ученики приобретают научные знания и практический опыт их применения.

Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.

Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

1) всестороннее развитие человека как индивида; 2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.; 3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.); 4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.

Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.

Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения личности в общество, «встраивания» человека в систему общественных отношений.

И здесь тоже есть несколько вариантов трактовки понятия, ведь в обществе человеку надо уметь адаптироваться к социальным условиям, но важно и уметь использовать ресурсы социальных отношений для реализации своих потребностей, своей уникальности.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.

Педагогическая система – социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Определить категории педагогики – это лишь часть их понимания их сущности. В категориально-понятийном аппарате все они взаимосвязаны, образуя целостную систему (именно «аппарат», а не разрозненные детали). Характер связей между категориями разнообразен. При рассмотрении разных вопросов педагогики они могут быть связаны вертикально (иерархически) – например, одна категория является более общей по отношению к другой, представляющей частный случай первой – или горизонтально (когда категории равны по своей значимости). Например, в педагогической науке широко распространено и обстоятельно обосновано мнение, что образование как процесс служит формированию личности. Таким образом, формирование личности является более широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека. Вот еще несколько примеров связей в структуре категориально-понятийного аппарата педагогики. Развитие личности тесно связано с её социализацией, поскольку социально значимые качества личность приобретает и совершенствует по мере своего развития. В то же время успешная социализация личности является одной из важнейших задач педагогического процесса. В свою очередь, педагогический процесс может быть учебным, воспитательным или объединять в себе обучение и воспитание, приобретая сущностные характеристики образования как процесса. В учебном процессе реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции, тем самым связывая между собой образование, воспитание и развитие и иерархически подчиняя их обучению.

Приведённые примеры – лишь часть разнообразных связей, формирующих структуру категориально-понятийного аппарата. Можно проследить связи между любыми категориями и убедиться в том, что категориально-понятийный аппарат педагогики – это не просто совокупность категорий, а их целостное единство, система взаимодействующих между собой компонентов.

Один из подходов к определению структуры категориально-понятийного аппарата педагогики (Л.М. Кадцын) показан на рисунке.

Схематичное изображение выполнено по материалам источника: Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учебное пособие. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 185 с.

  Роботу удалось вычислить, что со статьёй «Категориально-понятийный аппарат современной педагогики» тематически связаны: Для ссылки:
Сидоров С.В. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-194 (дата обращения: 06.03.2020).

Источник: https://si-sv.com/publ/20-1-0-194

Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1 | Страница 6 | Онлайн-библиотека

6. категориально – понятийный аппарат

диагностическом, заключающемся в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом, состоящем в проведении экспериментальных исследований педагогической действительности и построении на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень педагогики связан с раскрытием сущности педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений.

На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику;

рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии теории и практики.

2. Категориально-понятийный аппарат педагогики

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, конструирующих предмет данной науки. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями.

В понятийном аппарате каждой науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет понятие «педагогический процесс», который представляют как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств.

В отличие от любого другого взаимодействия педагогический процесс (или взаимодействие) представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их мировоззрении, поведении, деятельности и отношениях.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны с содержанием и средствами (педагогические — формы, методы, приемы и материально-технические) педагогического взаимодействия.

Взаимосвязь педагогов и воспитанников, содержания и средств воспитания порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. В роли систематизирующего фактора этой системы выступает цель, с ориентацией на которую и создается педагогическая система.

Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание, обучение, преподавание, учение, развитие.

С точки зрения православной педагогической мысли каждое из приведенных выше понятий требует своего осмысления и определения.

Так, понятие «воспитание» трактуется весьма неоднозначно в секуляризованной и православной педагогической среде, а, потому, необходимо остановиться на его рассмотрении достаточно подробно (что будет сделано нами в разделе «Теория и методика воспитания»).

В рамках указанной темы достаточно будет сказать, что воспитанием мы назовем целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, то есть ее правильному становлению как для жизни на земле, так и к жизни в вечности.

Особенностью процесса воспитания является то, что им занимаются не только профессионалы (педагоги образовательных учреждений), но и родители, представители Церкви. Определенное воспитательное влияние на личность оказывают трудовые и ученические коллективы, органы правопорядка, средства массовой информации и т. п.

Воспитательная работа направлена на организацию педагогического процесса и педагогической среды. Одним из видов воспитательной работы, связанным с педагогической поддержкой детей в их стремлении к познанию является процесс обучения. В отличие от процесса воспитания, обучением, как правило, занимаются исключительно специально подготовленные к этому люди — учителя.

С точки зрения светской педагогической мысли обучение — это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями [24, с. 15].

Таким образом, основой обучения здесь являются знания, умения и навыки, что необходимо прежде всего для профессионализации человека. Священник Евгений Шестун отмечает по этому поводу, что обучение в таком смысле тождественно приспособлению. «В процессе такого приспособления не происходит изменение духовного опыта, а именно оно служит показателем: протекает процесс обучения или нет.

Православный смысл такого изменения определяется словом „покаяние“» [31, с. 35]. Поэтому с точки зрения православной педагогической мысли главным результатом обучения должно стать изменение, совершенствование духовного опыта человека.

Тогда деятельность учения можно трактовать как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя, деятельность преподавания — как помощь кающемуся, стремящемуся к святости человеку, а обучение — как специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс поддержки детей в их стремлении к познанию, результатом которого является совершенствование и изменение духовного опыта человека.

Развитие личности является сложнейшим процессом, поэтому современная наука обычно дифференцирует составные компоненты развития, выделяя в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны.

Православная педагогическая мысль склонна понимать процесс развития как поиск и обретение ребенком форм духовного бытия во взаимосвязи с другими его компонентами (физическим, психическим, социальным, интеллектуальным, эмоциональным и др.

) в традиции и Предании Церкви.

Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием. С точки зрения секуляризованной педагогической мысли, в буквальном смысле слово «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека, владеющего системой (не объемом или набором) сведений.

Главным критерием образованности здесь считается системность знаний и системность мышления. Православная педагогическая мысль не отвергает важность систематизации знаний и системности мышления для образованного человека. Однако на первое место она ставит духовную природу человека.

С православной точки зрения только того можно назвать образованным человеком, кто способен преодолевать свою чувственную природу, находиться в разумных отношениях с Богом и другими людьми, с самим собой, кто умеет правильно распорядиться своей свободой, кто способен отвечать за свои поступки и творения.

Только такой человек способен, в конечном итоге, обрести Образ Божий, то есть быть истинно образованным. Таким образом, православная педагогическая мысль рассматривает образование как «восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека.

Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте» [31, с. 31].

3. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук

Педагогика как наука развивается благодаря творческому использованию других наук. Общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов указывает педагогике философия. От системы философских знаний, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит постановка цели, разработка содержания воспитания, определение его методологии.

6

Источник: http://litrus.net/book/read/88866?p=6

Категориальный аппарат педагогики: определение и категории

6. категориально – понятийный аппарат
Определение 1

Педагогические категории (категориально понятийный аппарат) – это основные педагогические понятия, выступающие научными обобщениями. Они представляют собой самые общие и содержательные понятия, в которых отражается сущность науки, ее характерные черты.

В любой науке категории играют важную роль, так как пронизывают все научные познания и объединяют в совокупность. Рассмотрим что представляет собой категориальный аппарат.

Общее понятие о категориальном аппарате педагогики

В педагогике существует множество подходов к описанию ее понятий и категорий (понятийного аппарата педагогики). Нужно отметить, что в центре педагогического познания заложена личность, а вернее, факторы и процессы, оказывающие влияние на ее развитие. Выделяют следующие основополагающие значения педагогики:

  • Воспитание;
  • Образование;
  • Развитие;
  • Обучение;
  • Формирование.

Основные категории педагогики

Определение 2

Обучение представляет собой целевой, регулярный процесс координированной работы педагога с учеником, концентрированный на развитие у воспитанника системы ЗУН и совершенствование индивидуальных и психологических особенностей.

Определение 3

Воспитание является процессом направленного формирования личности в условиях намеренно созданной системы, обеспечивающей связь преподавателей и учеников.

Определение 4

Развитием называется процесс количественных и качественных преобразований наследственных и приобретенных особенностей человека.

Определение 5

Формирование представляет собой процесс и результат совершенствования личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Категориальный аппарат педагогики – это система, включающая 4 категории:

  1. Философские категории отражают наиболее полные черты и связи, особенности и свойства реальности, способствуют осознанию и отображению закономерностей и тенденций развития самой педагогики и той части действительности, которую она познает. Педагогика немыслима без таких слов, как социализация, явление, сущность, действительность, закон, закономерность, противоречие, общее, практика и др.
  2. Общенаучные категории – это общие для множества отдельных наук категории, однако отличающиеся от философских. При педагогическом исследовании трудно обойтись без таких понятий, как полнота, элемент, строение, функция, модель, оптимальность, состояние, уровень и др.
  3. Частно-научные категории представляют собой персональные понятия в педагогике. К ним относятся следующие понятия: образование, самообразование, развитие, ситуация, педагог, ученик, учебный материал, учитель, студент и т.д.
  4. Категории из других наук: кибернетики – обратная связь, динамическая система, психологии – усвоение, умственное развитие, восприятие, навык, умение. Рассмотрение общенаучных терминов используемых в педагогической науке приводит к появлению таких понятий, как педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическая действительность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Охарактеризуем данные понятия.

Персональная терминология

Система представляет собой неделимую совокупность элементов, взаимосвязанных таким образом, что при изменении одного меняются и другие.

Определение 6

Педагогическая система определяется как множество взаимозависимых структурных элементов, объединенных общей образовательной целью формирования личности.

С позиции философии, деятельность характеризуется как специфическая форма предприимчивого взаимоотношения к окружающей среде, содержимое которой образует эффективные преобразования и изменения.

Определение 7

Педагогическая деятельность представляет собой совокупность видов деятельности, выполняющих функцию приобщения личности к жизни общества.

Определение 8

Педагогическая действительность – это доля реальности, взятая для научного наблюдения в аспекте педагогической деятельности.

Определение 9

Педагогический процесс представляет собой изменение положений системы образования как деятельности.

Определение 10

Педагогическое взаимодействие – это оценка педагогического процесса, которая изображает намеренный контакт (длительный либо временный) воспитателя и ученика, вследствие чего появляется обоюдная смена в поведении, работе и взаимоотношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя совокупность педагогического влияния, его активность восприятия и понимания воспитанником собственной активности последнего, выражающуюся в ответных непосредственных или опосредованных воздействиях на учителя и самого себя (самовоспитание).

Такой подход к педагогическому воздействию выделяет в педагогическом процессе 2 главных элемента: преподавателей и учеников. Активность участников педагогического взаимодействия говорит о них, как о субъектах педагогического процесса, которые воздействуют на его развитие и результаты.

В общепринятом подходе педагогический процесс сравнивается с работой преподавателя и преподавательской деятельностью, то есть с особым видом профессиональной деятельности, нацеленным на выполнение планов обучения:

  • Передачу старшим поколением накопленного опыта младшему;
  • Образование условий для персонального формирования личности;
  • Подготовку к выполнению конкретных общественных задач в мире.

Данный подход закрепляет отношения субъекта и объекта педагогического процесса.

Вывод

Таким образом, в педагогике справедливо высказывание: “Если существует субъект управления, то обязательно должен быть и объект”.

В педагогике субъектом является преподаватель, а объектом – ребенок, школьник или обучающийся взрослый.

Понятие преподавательского процесса в отношениях между субъектом и объектом укрепилось с момента утверждения в образовательной системе такого социального события, как авторитаризм.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/kategorialnyj-apparat-pedagogiki/

6) Категориально-понятийный аппарат тгп

6. категориально – понятийный аппарат

Это система общенаучныхи частнонаучных категорий и понятий,образующих главный и исходный компонентпознавательного инструментария общейТГП.

Правовые понятия – форма человеческогомышления, которая отражает в специфическомвиде специфическим образом свойства ичерты явлений, процессов, состояний иотношений государственно – правовойдействительности. Выделяют: общеправовые,межотраслевые, отраслевые.

Правовыекатегории – предельно широкие правовыепонятия, в которых отражаются существенныесвойства и черты определяемого явления.В процессе познания гос-правовых явленийв ТГП используются не только общеправовыекатегории и понятия, но и категории ипонятия других наук.

Правовые термины– это слова или словосочетания,обозначающие смысловое значение правовойкатегории или правового понятия. Выделяют: общеупотребительные термины,специальные юридические термины итермины не юридического характера.

1) Специфика Теории Государства и права как науки

Предметтеории права и государства можнообозначить как закономерности, свойства,стороны ихарактеристики, общие для всехгосударственно-правовых явленийи процессов. Предмет ТГП как науки –вся совокупность общих закономерностейвозникновения и функционирования,развития государственно правовыхявлений.

Специфическиечерты Теории Государства и Права.

1)ТГП изучает государственно-правовыеявления целиком, в комплексе. Остальныеюридические науки являютсяузкоспециализированными, исследуютлишь отдельные юридические аспектыгосударства и права.

2)ТГП- общетеоретическая наука, закладывающаяконцептуальный «фундамент» всех иныхюридических наук.

3)ТГП обладает высоким уровнем абстракции,изучает основные, глобальные, общиезакономерности возникновения и развитиягосударственно-правовых явлений.

4)Большинство юридических наук изучаетгосударственно-правовые явления напримере конкретного государства. Вотличие от них ТГП анализирует все безисключения государственно-правовыеявления в общемировом масштабе.

5)Теория государства и права исследуетодновременно и исторический, и современный«разрез» государственно-правовыхявлений, в отличие от др. юр. наук к-еизучают либо отдельные историческиеаспекты гос-ва и пр. либо современность.

3) Место и роль теории государства и права в системе гуманитарного знания

Плюрализмв понимании государства. Основныеподходы к понятию.

Основныетеории государства.

Понятиегосударства. Это вопрос о том, что такоегосударство, ибо любое понятие отражаетсоответствующие предметы или явленияв их существенных признаках и создаето них определенное представление. Сразуже хочу подчеркнуть, что вопрос о понятиигосударства относится к числу дискуссионныхи не имеет единообразных трактовок нив отечественной, ни в зарубежнойлитературе.

Это объясняется в значительнойстепени многообразием подходов, которыесложились в науке относительно пониманиягосударства. Поскольку таких подходовдостаточно много, остановимся лишь натех из них, которые имеют наибольшеераспространение в современной науке.К ним, в частности, относятся: теологический,арифметический, юридический, кибернетическийи социологический.

Теологическийподход зародилсяеще в глубокой древности и получил своевыражение в различных теориях, сложившихсяв христианстве, исламе, индуизме, иудаизмеи т.д.

Несмотря на некоторые особенности,суть этих теорий одна: государствосоздано богом и его деятельность естьпроявление божественной воли.

В настоящеевремя данный подход можно встретитьглавным образом в сочинениях мусульманскихюристов (особенно мусульманскихфундаменталистов), которые трактуютгосударство и всю его деятельность спозиции воли Аллаха. Присутствует он ив работах ученых западных католическихуниверситетов.

Арифметическийподход (егоназывают также классическим) возник вантичную эпоху, т.е. тоже достаточнодавно. Он трактует государство как суммутрех элементов: территории, населенияи публичной власти. В настоящее времяшироко используется в работах западныхполитологов, особенно специалистов помеждународному публичному праву.Встречается и в работах отдельныхроссийских исследователей.

Юридическийподход наиболееширокое распространение получил в ХIХ- начале ХХ вв.

Государство с его позициитрактуется как юридическое явление,как субъект права, деятельность которогосвязана правовыми нормами и преждевсего конституцией.

Например, наиболееизвестный представитель этого подходаавстрийский, а затем и американскийисследователь Г.Кельзен рассматривалгосударство как установленный в масштабенации или страны правовой порядок.

Кибернетическийподход сформировалсясравнительно недавно (в 60-е гг. прошлогостолетия). Государство с точки зренияэтого подхода является определеннойинформационной системой с прямыми иобратными связями. Осуществлениегосударственной власти мыслится какдвижение информации от государства кобществу (прямая связь) и от общества кгосударству (обратная связь).

Социологическийподход зародилсяв XVII-XVIII вв. (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). Всовременной науке относится к числусамых распространенных.

Представленмножеством научных школ и направлений,причем как марксистского, так инемарксистского толка.

Сторонники этогоподхода при всем многообразии взглядовна понятие государства чаще всеготрактуют его либо как особым образоморганизованное общество, либо какопределенную политическую организацию,не совпадающую с обществом.

Всовременной отечественной теориигосударства и права наибольшеераспространение имеет социологическийподход, но говорить о единстве взглядовна понятие государства здесь тоже неприходится. Не вдаваясь в анализ имеющихсяпо данному вопросу позиций, считаю, чтопонятие государства целесообразнеевсего трактовать в широком (илиобщесоциальном) и узком (или политическом)смыслах.

Подгосударством в широком (общесоциальном)смысле следует понимать определенным(особым) образом организованное общество.Это общество, в котором людей в одноцелое объединяет не родственная связь,что имело место в первобытном обществе,а территория.

Кроме того, для такогообщества характерна не потестарнаявласть (так называют публичную властьв первобытном обществе), которая быласлита с обществом и им же осуществлялась,а особая публичная власть — политическая,которая уже не совпадает с обществом иосуществляется при помощи выделившегосяиз общества специального аппаратауправления. Такого рода общество именуюттакже государственно организованнымобществом.

Государствов широком смысле близко к понятию«страна». Страна — это тоже государство,но в географическом его понимании.Вместе с тем каждая страна имеет своютерриторию, которая населена людьми,организованными в общество, и котораяуправляется особой публичной (политической)властью.

Государствов узком (политическом) смысле — это ужене само особым образом организованноеобщество, а только его часть, представляющаясобой определенную политическуюорганизацию. В любом государственноорганизованном обществе (государствев широком смысле) существует, как правило,множество различных политическихорганизаций, одной из которых являетсягосударство (в узком смысле).

Кстати,если обратиться к словарям русскогоязыка, то можно обнаружить, что слово«государство» обычно имеет два значения.Во-первых, под государством подразумеваетсяопределенная форма организации общества,а, во-вторых, основная политическаяорганизация общества, осуществляющаяего управление, а также охрану егоэкономической и социальной структуры.

Отсюда:

Государствов широком смысле (государственноорганизованное общество) — этополитико-территориальный союз людей,представляющий собой принципиальноновый тип общества и управляемый особойпубличной властью, выраженной вспециальном аппарате управления ипринуждения.

Государствов узком смысле -это состоящая из органов управления ипринуждения суверенная политико-территориальнаяорганизация, которая существует за счетобщества, выражает его власть иосуществляет ее в целях создания иподдержания в обществе определенногопорядка.

Источник: https://studfile.net/preview/2441551/page:4/

Uchebnik-free
Добавить комментарий