6. Адм-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация

Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация

6. Адм-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация

Источники административного права.

Источники АП– это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.

Виды источников:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников АП:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.

Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).

Признаки админ.правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;

– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений.

Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.

правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура:

– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;

– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юр.обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация.

Административно-правовая норма — установленное гос-ом, обеспеченное возможностью применения админ.принуждения и закрепленное в источниках АП правило поведения, регулирующее отношение в сфере гос.управления.

Структура нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету: а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;

2) По предмету воздействия на субъекты административного права:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию: а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

5) по содержанию регулирования:

-общие — регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

-особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной).

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;

3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_113149_administrativno-pravovie-otnosheniya-ponyatie-priznaki-struktura-klassifikatsiya.html

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура

6. Адм-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация
Определение 1

Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.

Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.

Пример 1

Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами.

Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание.

Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих.

Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права.

Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения.

Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности.

И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.

Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.

На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

Определение 2

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений

Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.

Замечание 1

В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правовых отношений

В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:

  • конкретные действия и поведение лиц;
  • личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
  • предметы, относящиеся к области духовного наследия;
  • права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;

Замечание 2

Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.

Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:

  • рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
  • метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
  • метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
  • административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.

Юридические факты

В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.

Определение 3

Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.

Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью.

В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта.

Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativno-pravovye-otnoshenija/

Административно-правовые отношения, их структура, виды

6. Адм-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация

Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом.

Административное правоотношение есть:

  • результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
  • регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
  • корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
  • установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.

Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она — основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку.

Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой — вид и меру должного поведения.

Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти.

Структура административно-правовых отношений

Современная юридическая наука и практика признает, что правоотношение нельзя рассматривать в отрыве от тех фактических общественных отношений, которые облекаются в правовую форму. Возникая на основе правовых норм, они становятся особой формой действий и поступков людей. Юридическая форма и фактическое содержание общественного отношения — это цельное социальное явление.

Структура правового отношения имеет 3 необходимых элемента:

  1. субъекты;
  2. объект;
  3. содержание (права и обязанности).

Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним относятся:

  • органы исполнительной власти;
  • предприятия;
  • учреждения;
  • организации;
  • государственные служащие;
  • граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность

Сущность административной правоспособности органов государственного управления предопределяется их специфическим назначением.

Она означает способность данных органов иметь и осуществлять в том или ином объеме задачи государственного управления, вступать в связанные с реализацией этих задач административно-правовые отношения.

Ей соответствует объем государственно-властных полномочий, которыми наделяется данное звено системы органов государственного управления, т.е. его компетенция.

Для общей административной правоспособности органа государственного управления характерна его способность самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций.

Административная правоспособность органов государственного управления наступает с момента их образования и определения их компетенции; одновременно наступает административная дееспособность этих органов, т.е.

способность практически реализовать свою правоспособность.

Административная правоспособность государственных служащих определяется тем, что они фактически осуществляют повседневную исполнительно-распорядительную деятельность, являясь служебным аппаратом органов государственного управления. Естественно, что речь в данном случае идет о тех служащих, которые входят в состав административно-управленческого персонала, обладая с момента назначения и административной дееспособностью.

Административная правосубъектность служащего обусловлена занимаемой им должностью в аппарате управления.

В более общем плане она определяется и предопределяется компетенцией данного органа управления, его административной правоспособностью.

Конкретно его административная правоспособность закрепляется должностными инструкциями, а если таковых не имеется — общими или специальными нормами государственного и административного права.

Административная правоспособность граждан возникает с момента их рождения. Их частичная дееспособность в административно-правовой сфере наступает, как правило, с 14 лет, например получение паспорта, а полная — с 18  лет, т.е. с совершеннолетия.

В административно-правовых отношениях споры, которые могут возникать между их участниками, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица).

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает ряд случаев судебного рассмотрения таких споров.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativno-pravovie-otnosheniya-ich-struktura-vidi

Административно-правовые отношения

6. Адм-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация

Административные правовые отношения – регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (властной и подвластной), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением (законным) этими субъектами функций и задач государственного управления.

В административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников (субъектов) управленческих отношений.

Эти правовые отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат согласованности управляющего, упорядочивающего и преобразовывающего воздействия со стороны властного субъекта управления на подвластные субъекты управления в процессе реализации функций и задач государственного управления и правового регулирования.

Право само по себе не может быть реализовано без применения соответствующих способов и средств его обеспечения, поэтому органы исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченные должностные лица, осуществляя повседневные функции и задачи государственного управления и правового регулирования, наделяются государственно-властными полномочиями стимулировать добровольное исполнение управленческих решений или применять меры государственного принуждения.

Признаки административно-правовых отношений

1. В отличие от гражданско-правовых административно-правовые отношенияимеют односторонний, публичный, государственно-властный характер.

2. Административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства.

Напр., ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления.

Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности.

3. Общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, например объект авторского права, а также нематериальный объект – честь и достоинство человека и гражданина.

4. Административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес.

Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-экономической защиты или осуществлении эффективной правоохранительной деятельности.

5.

Административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управления и правового регулирования, а также по инициативе подвластных субъектов управления в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц).

6. Административно-правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Напр., при заключении административных договоров между органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.

7. Административно-правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно-правовыми, т. е. с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления.

Элементы и содержание административно-правовых отношений

Основные элементы административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъектами административно-правовых отношений являются стороны; по инициативе одной из них на основании нормы права и юридического факта возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.

Субъектами административно-правовых отношений являются как юридические, так и физические лица.

Объект – это то, по поводу чего возникают правоотношения.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Юридические факты имеют осознанный, волевой характер. Это правомерные и неправомерные действия (бездействие) людей. Юридические факты имеют простой и сложный состав.

Юридическое событие – не зависящее от воли людей событие, требующее государственной регистрации и в связи с которым наступает изменение объема административной правосубъектности. Напр., гражданину исполнилось 18 лет, он приобрел активное избирательное право и обязанность встать на учет для решения вопроса о прохождении военной службы по призыву.

административно-правовых отношений определяется, как правило, объемом административной правосубъектности сторон отношений, связанным с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, установленным в судебном порядке, социальным статусом и другими условиями.

Правосубъектность – общее понятие правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность – закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер.

У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц – с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом.

Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.

Административная дееспособность – это закрепленная за субъектами права возможность своими действиями приобретать субъективные права и исполнять обязанности, предусмотренные законодательством.

Административно-правовые отношения носят двусторонний характер: например, праву властного субъекта управления соответствуют обязанности подвластного субъекта управления, и наоборот. Напр., праву подачи жалобы соответствует обязанность субъекта управления рассмотреть эту жалобу в срок и по существу и в срок сообщить результат по жалобе.

Классификация административных правовых отношений

1. По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальными административно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права.

Административно-процессуальные нормы регламентируют равноправное отношение сторон – например, в процессе производства по обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, а также в процессе разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях. Отношения административно-договорного характера – особый вид административно-правовых отношений, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По соотношению прав и обязанностей участников отношения делятся на властные или субординационные (по вертикали) и взаимодействия или согласования (по горизонтали). Властные отношения (субординационные) возникают между руководящими и подвластными субъектами, являются вертикальными отношениями (соподчи-ненности), реализующими управляющее воздействие.

3. По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами (действием или бездействием).

Административно-правовые отношения обусловливают такое поведение их участников, которое соответствует принятому закону или другому нормативному акту (предписанию или требованию).

В преобладающих случаях административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются на основании юридических фактов, порожденных правомерными действиями. Если же эти предписания и требования нарушаются, то их защита гарантируется и осуществляется в административном или судебном порядке.

Значительное большинство административно-правовых отношений защищается в административно-процессуальном порядке. Процедура защиты реализуется в установленном законом порядке полномочными органами по предметам ведения и в объеме полномочий. Большой объем административных правонарушений защищается в судебном порядке.

Этот способ является более квалифицированным и лишен субъективного фактора ведомственной необъективности. Административно-правовые отношения, защищаемые в судебном порядке, определены Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Особо большой объем административно-правовых отношений, связанных с правомерными и неправомерными действиями участников, возникает между правоохранительными органами и физическими и юридическими лицами. В зависимости от характера этих отношений они могут быть отношениями властными (рассмотрение дел об административном правонарушении) или характеризоваться равенством сторон (регистрация граждан, выдача лицензии и т. п.).

Источник: http://be5.biz/pravo/a017/5.html

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды

6. Адм-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация

Уникальность административно-правовых отношений заключается в том, что с одной стороны является элементом механизма административно-правового регулирования, а с другой стороны – целью функционирования данного механизма.

Предназначение механизма административно-правового регулирования состоит в переводе управленческих отношений в административно-правовые.

Административно-правовые отношения – это управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Административно-правовым отношениям присущи следующие особенности:

– являются властеотношениями, т. е. обусловлены неравенством участников;

– выступают результатом реализации административно-правовых норм;

– для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного полномочиями государственно-властного характера;

– возникают в связи с практической деятельностью органов государственного управления;

– могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны не является обязательным;

– споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;

– при нарушении требований административно-правовой нормы стороны несут юридическую ответственность перед государством с учетом тяжести наступивших последствий;

– по своей сути являются организационными, т. е. направлены на организацию совместной деятельности субъектов государственного управления.

Важное значение при характеристике административно-правовых отношений имеют их предпосылки, которые предваряют их возникновение. К числу предпосылок административно-правовых отношений относятся: наличие административно-правовой нормы, правосубъектность участников общественного отношения, юридический факт.

Административно-правовые отношения относятся к сложным юридическим явлениям, которым присуща определенная структура. К числу структурных элементов административно-правового отношения относятся: субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения.

Субъект административно-правовых отношений – это участник административно-правовых отношений (физическое или юридическое лицо), обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Административная правосубъектность представляет собой единство двух элементов – административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правосубъектность физических лиц и организаций имеет существенные различия. Правосубъектность физических лиц, в отличие от юридических лиц, включает такие элементы, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Административная правоспособность – это способность физического лица, в силу норм административного права, быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Она не может передаваться, быть объектом купли-продажи или отторгаться каким бы то ни было способом.

Административная дееспособность физического лица – способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность предопределяется рядом факторов, к числу которых относятся: возраст, состояние здоровья, уровень профессионального образования, квалификация, семейное положение и др.

Различают полную, частичную и ограниченную административную дееспособность. Полная дееспособность наступает с момента достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. Частичная дееспособность подразделяется на дееспособность малолетних, лиц в возрасте от шести до четырнадцати лет и несовершеннолетних – от четырнадцати до восемнадцати лет.

Малолетние и несовершеннолетние вправе совершать действия, определенные в п. 2 ст. 29 ГК РФ.

Дееспособность может быть ограничена полностью или частично. Правом ограничения дееспособности обладает исключительно суд.

Ограничение дееспособности лишает физическое лицо права быть полноценным участником управленческих отношений.

Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Объекты административно-правовых отношений – это то, на что направлено воздействие субъектов отношений. К ним относятся самые разнообразные блага и явления, на которые распространяются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. К их числу относятся следующие: предметы материального мира (земля, вода, недра, здания, сооружения, деньги и др.);

– личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.); продукты духовного творчества (произведения литературы, живописи, кино и др.); поведение участников правоотношений, т. е.

взаимодействие физических лиц и их коллективов с окружающей действительностью, которое может осуществляться в активной форме (действие) или пассивной (бездействие); результаты поведения участников правовых отношений, т. е.

итоги действия или бездействия, которые могут быть как правомерными, так и противоправными.

Объектами административных правовых отношений являются все качественные разновидности объектов, которые перечислены выше.

административно-правовых отношений образуют субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право – это мера возможного поведения участника административно-правовых отношений, принадлежащая управомоченному лицу. Это потенциально возможное поведение, реализация которого определена административно-правовой нормой.

В этой связи при характеристике субъективного права используется слово «мера», что понимается как количественно-качественная характеристика определенного варианта поведения участника управленческого отношения. Управомоченный субъект может отказаться от реализации субъективного права без опасения за наступление негативных правовых последствий.

Реализация субъективного права предполагает активность, инициативу управомоченного лица.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта в интересах управомоченного лица. Носитель юридических обязанностей не вправе отказаться от возложенной на него юридической обязанности.

Отказ от необходимого поведения или неполная реализация обязанности влечет наступление негативных юридических последствий для их носителя. Юридическая обязанность имеет определенные рамки, которые ограничены административно-правовой нормой.

Требование исполнения юридической обязанности сверх меры – это нарушение законности.

Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей административно-правового отношения всегда конкретна.

Например, государственные гражданские служащие наделены общими правами и обязанностями, закрепленные в статьях 14, 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица в сфере государственного управления образует его административно-правовой статус, который содержит закрепление юридического положения лица в сфере публичного администрирования.

Обязательными условиями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, его предпосылками является наличие административно-правовой нормы, правосубъектности его участников, юридического факта.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма административного права связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Посредством юридического факта запускается в действие административно-правовые отношения.

Он выполняет роль своеобразного катализатора, благодаря которому происходит правовая «реакция» под названием «административно-правовое отношение».

Учитывая разнообразие административно-правовых отношений, целесообразно рассмотреть проблемы классификации юридических фактов. В ее основу могут быть положены следующие признаки: порождаемые последствия, связь с волей участников, форма проявления.

В зависимости от порождаемых последствий различают правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Правообразующие юридические факты влекут за собой возникновение административно-правовых отношений (например, поступление на государственную службу).

Правоизменяющие – преобразуют (изменяют) реально существующие отношения (например, назначение на вышестоящую государственную должность).

Правопрекращающие юридические факты влекут за собой прекращение существующих административно-правовых отношений (увольнение государственного служащего).

По отношению к воле людей юридические факты подразделяются на действия и события. Действиями признаются такие юридические факты, которые связаны с волей их участников. В зависимости от их соотношения с правовыми нормами различают правомерные и противоправные действия.

Правомерные действия также могут быть классифицированы с учетом направленности воли субъектов права.

Действия, которые совершены с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами (постановление по делу об административном правонарушении, приказ о назначении на должность государственного служащего и т.п.).

Событиями признаются такие юридические факты, которые влекут наступление юридических последствий независимо от воли субъектов. К числу событий относятся стихийные бедствия, рождение, смерть человека, достижение им определенного возраста. Они имеют юридическое значение, так как оказывают влияние на управленческие отношения.

По форме проявления различают положительные и отрицательные юридические факты.

Положительными юридическими фактами являются такие факты, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Отрицательные юридические факты связывают возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений с отсутствием определенного действия или события.

Административно-правовые отношения отличаются многообразием, поэтому для уяснения их сущности важным является видовая классификация. В зависимости от направленности различают внешневластные и внутриорганизационные административно-правовые отношения.

Внешневластные отношения направлены на реализацию тех задач, для разрешения которых создан субъект государственного управления, т. е. связаны с реализацией внешневластных полномочий органов исполнительной власти.

Например, отношения по поводу привлечения к административной ответственности, которые возникают между органами внутренних дел и лицом, совершившим административное правонарушение.

С учетом функций административно-правовых норм различают регулятивные и охранительные административно-правовые отношения. Регулятивные административно-правовые отношения представляют собой результат воздействия норм административного права на позитивные управленческие отношения.

Охранительные административно-правовые отношения возникают в силу возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство административных отношений – это регулятивные отношения.

Только в тех случаях, когда положительным управленческим отношениям причиняется вред, в действие вступают охранительные нормы административного права, что предопределяется необходимостью защиты позитивных управленческих отношений.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, различают административно-правовые отношения, порождаемые правомерными и неправомерными действиями, событиями.

В подавляющем случае административно-правовые отношения являются результатом действия правомерных фактов, которые предусматриваются нормами административного права и выступают итогом реализации регулятивной функции административного права.

Вместе с тем имеют место и нарушения правовых предписаний, изложенных в административно-правовых нормах. Тогда в основе возникновения административно-правовых отношений выступают неправомерные (противоправные) факты.

Источник: https://studopedia.su/14_157329_administrativno-pravovie-otnosheniya-ponyatie-osobennosti-struktura-vidi.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий