5Понятие и сущность процесса развития

Сущность и содержание процесса развития человека

5Понятие и сущность процесса развития

План ответа:

—           дать определение процесса развития;

—           назвать факторы, обусловливающие течение и результат развития;

— дать характеристику основных факторов развития человека;

Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются фи¬зические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.

Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движе¬нию от низшего к высшему.

Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Факторы, обусловливающие течение и результат развития:

Что оказывает  влияние на развитие личности?

Социальные факторы

развития: среда

обитания,

политические,

географические.

Развитие личности

Биологические факторы:

генетика,

наследственность,

задатки, способности.

Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание.

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воз¬действий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз, кожи. Жестко генети¬чески запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы-крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обу¬словливающие характер, особенности протекания психических процессов.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение 3 главных проблем -наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодей¬ствия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое разви¬тие происходить не может. Огромную важность среды признают педагоги всего мира, не совпада¬ют взгляды при оценки степени влияния среды.

Влияние среды по оценкам социогенного направления достигает 90%; влияние наследст¬венности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимое — 80-90%.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание — главная сила, спо-собная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость воспитания в том, что оно основывается и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, сис¬темный подход.

Параметры развития — способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрос-лых, фонды развития, фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности).

Задача педагога — создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия; несправедливые обвинения, унижения; нервное напряжение, стрессы; одиночество; тотальную не успеш¬ность.

Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Пози¬тивная роль взрослого — помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%).

Вопрос 48. Сущность и содержание процесса воспитания человека.

План ответа:

—           дать определение воспитания в:

а) широком педагогическом смысле;

б) в узком педагогическом смысле;

—           перечислить основные особенности процесса воспитания — охарактеризовать три основные

особенности процесса воспитания (по выбору студента);

Краткий ответ:

Основные особенности процесса воспитания:

            * Целенаправленность;

            * Многофакторность;

            * Длительность;

            * Непрерывность;

            * Комплексность: комплексный подход реализует одновременно три функции

1) целостного решения всех задач воспитания; 2) повышение эффективности воспитательного

процесса, 3) оптимизация воспитания;

            * Двусторонность.

Источник: https://students-library.com/library/read/62661-susnost-i-soderzanie-processa-razvitia-celoveka

Сущность понятия «развитие» в философии

5Понятие и сущность процесса развития

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества

привлекали внимание ученых с самого начала становления науки. Особую актуальность они приобретают в настоящий момент, поскольку в сферу научно-исследовательской деятельности вовлечены сотни тысяч людей, а результаты этих исследований становятся непосредственной производительной силой.

Объектом исследования данной работы является не само научное открытие, как нечто уже свершившееся и статичное, а процесс, в результате которого это открытие свершилось. Научная деятельность включает в себя, как одну из составляющих, творческую деятельность. Поэтому мы будем использовать

результаты, полученные в области творческой деятельности и считать их не только полезными, но и необходимыми при исследовании процесса научного открытия.

Целью данной работы является выявление особенностей процесса научного открытия, анализ тех составляющих, без которых получение новых научных истин не представляется возможным.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— определить сущность понятия «развитие» в философии и провести его

теоретический анализ;

— изучить историческое развитие философских взглядов на процесс

научного творчества;

— исследовать процесс научного творчества и сформировать собственные

выводы из проведенного исследования.

В философских словарях «развитие» трактуется как качественные, в

основном, необратимые, направленные изменения системы. Направленность

изменений может иметь следующие векторы: прогрессивный, регрессивный и горизонтальный. Пример последнего — качественные изменения в химии, в таблице Д.И. Менделеева, где изменения развертываются на одном горизонтально-структурном уровне организации материи. Развитие может иметь различные формы: прямолинейную, лестнично-поступательную, ломаную, волнообразную, спиралевидную и др.

Развитие в философии понимается также как закономерное качественное

изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т.е.

циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа.

Таким образом, обобщая философское понимание развития, можно сказать, что развитие есть процесс качественных изменений, характеризующихся необратимостью, многомерностью, направленностью и возникновением качественно новых образований.

ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Сущность понятия «развитие» в философии

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.

Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека .

Единый мировой процесс развития – это непрерывное усложнение

организации, происходящее в результате взаимодействия объективной

необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. Реальность такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.

Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество.

Все это – звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор.

Изменчивостью называются любые проявления стохастичности и

неопределенности. Они составляют естественное содержание всех процессов микромира, но имеют место и на макроуровне.

Неопределенность и стохастичность лежат в основе функционирования всех механизмов нашего мира и порождают многочисленные проблемы философского и социально-научного характера.

Их далеко не всегда можно объяснить – далеко не всегда ясны причины возникновения стохастичности и неопределенности. Но изменчивость является фактом – одним из основных «эмпирических обобщений», с которыми исследователям непрерывно приходится сталкиваться.

Вместе с тем изменчивость – случайность и неопределенность –

проявляется не сама по себе, а в контексте необходимости, т.е. законов,

управляющих движением материи и развитием ее организационных форм.

По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего

турбулентнообразного движения материи – как непрерывное образование новых форм организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от одних состояний к другим.

Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в степени детализации анализа и характере интерпретации результата.

Таким образом, все наблюдаемое нами – это единство случайного и необходимого, стохастического и детерминированного.

Случайность и неопределенность – это понятия не тождественны –

пронизывают все уровни организации материи. Процессы, протекающие в неживой природе (броуновское движение и т.д.), процессы биологические (мутагенез и др.), социальные процессы (конфликты и др.) – все они подвержены действию случайностей, которые мы далеко не всегда можем проследить так, чтобы понять их источник, а тем более правильно учесть, делая анализ или прогнозируя события.

Второй важнейший фактор, определяющий процессы развития, –

наследственность. Этим термином обозначается не только способность материи

сохранять свои особенности, но и ее способность изменяться от прошлого к

будущему, способность будущего зависеть от прошлого. Таким образом,

наследственность – это термин, отражающий влияние прошлого на будущее.

Третий фактор – отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те

особенности, которые, возникнув в результате действия случайных факторов,

затем передаются в будущее за счет действия механизмов наследственности .

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/48339.html

Сущность процесса развития. Онтогенез и филогенез. Развитие как эволюция и инволюция

5Понятие и сущность процесса развития

Результатом процесса развития чаще всего рассматривают определённые изменения в психологии и поведении человека, происходящие непрерывно на протяжении всей его жизни.

Однако важно ответить на вопрос, что и как изменяется? При попытке ответить на этот вопрос обнаруживается несколько вариантов (для этого воспользуемся схемой, предложенной Ю.Н.

Карандашевым).

Первый: развитие как рост. Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п.

Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешнийпоказатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

Второй: развитие как созревание. Такое определение развития ис­пользуется преимущественно в повседневном мышлении.

Под созреванием понимается редукция, свертывание развития кморфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата.

Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.

Третий: развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, (Сапогова, с.

18) непонятно, кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат). И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совер­шенства»?).

Четвертый: развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития.

При понятной очевидности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные.

И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вообще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.

Пятый: развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем самым возвращаемся к определению развития через совершенствование, сохраняя его недостатки.

Разница лишь в том, что сужается предмет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то теперь — лишь о совершенствовании только его структуры.

Иначе говоря, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.

Шестой: развитие как количественно-качественное изменение. Впредыдущем случае за основу был взят качественный характер изменений, а количественный нивелировался. Однако сама идея их связи присутствует во всех вариантах определений.

Так, например, рост можно рассматривать как количественное изменение, но и в нем выделяются какие-то качественные переходы. Созревание ближе к качественному изменению, но и в нем содержится количественный аспект. Ограничиваясь только количественными изменениями, мы делаем безусловный шаг назад в понимании развития.

Однако исключая количественные изменения из определения развития, мы теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качественные изменения.

Седьмой: развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Так, Г.-Д. Шмидт постулирует наличие тесной, экзистенциальной связи (Сапогова, с.

19) между изменениями, следующими друг за другом. А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.

Изменения, происходящие в развитии, могут быть: 1) количествен­ными/ качественными, 2) непрерывными/дискретными, скачкообразными, 3) универсальными/индивидуальными, 4) обратимыми/необратимыми, 5) целенаправленными/ненаправленными, 6) изолированными/интегрированы-ми, 7) прогрессивными (эволюционными)/регрессивными (инволюционными). Кроме того, развитие может рассматриваться в разной временной размерности, образуя изменения на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях. Это значит, что развитие как процесс можно представить во времени, в котором происходят соответствующие изменения

Филогенез, или развитие вида, – это предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всюбиосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

В сравнительных исследованиях поведения, основывающихся на филогенетическом методе анализа, рассматривается видотиповое поведение разных организмов на предмет выделения их общности и различий.

Результатом этого анализа является вывод об их общих биосоциальных закономерностях развития.

Антропогенез, или развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, – это часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез, или индивидуальное развитие, – это временная дистанция длиной в человеческую жизнь: она начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма. Изменения отдельных индивидов (или определенных их групп) в ходе онтогенезасоставляют существенную часть предмета психологии развития.

Очевидно, что понятие онтогенеза человека является частным в логическом отношении, но центральным с точки зрения содержания психологии развития.

Микрогенез, или актуальный генез, – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задач) и т.п. Сегодня эти процессы рассматриваются общей психологией и, в принципе, не требуют того, чтобы ими занимались возрастные психологи. Однако для психологии развития они важны в аспекте преобразования микрогенеза в онтогенез (Сапогова, с. 24).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_33370_sushchnost-protsessa-razvitiya-ontogenez-i-filogenez-razvitie-kak-evolyutsiya-i-involyutsiya.html

Сущность понятия личности и процесс её формирования

5Понятие и сущность процесса развития

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

Введение

1. Сущность понятия «личность»

2. Факторы формирования личности

Заключение

Список использованной литературы

fВведение

Проблема личности — проблема, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения личности, многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

По мере развития человечества все более настоятельно необходимым становилось построение таких теорий личности, которые, с одной стороны, были бы достаточно легко реализуемы в плане определения характеристик реального человека и, с другой стороны, ориентированы на решение вполне определенных прикладных задач.

Наиболее распространенные области применения теорий личности — это психотерапия, психическая коррекция, обучение и воспитание (педагогика). Как правило, на базе наиболее глубоких психологических теорий человека быстро формировались опирающиеся на них концепции обучения.

Цель работы — раскрыть сущность понятия личности и процесса ее формирования.

f1.Сущность понятия «личность»

Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик — это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

В науке различаются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек — биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.

Индивид — это отдельная особь, человеческий организм с только ему присущими особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) — это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность — особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей [9, с.25].

Становление понятия «личность» связано с возникновением в Древней Греции определенного слоя людей (ремесленников, купцов, мастеров искусств и др.

), которые в результате использования своих особых способностей смогли выделиться из античного общества. Их отличие от окружающих людей стало их отличительной, хоть и нелестной, личной характеристикой.

Само же название понятие «личность» имеет латинское происхождение и означает маску, маскирующую человеческое «Я», роль, данную индивиду обществом.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности [3, с.34]:

— биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

— духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность — это разнопорядковые понятия. Духовность, на наш взгляд, формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;

— социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.

Личность — это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

2. Факторы формирования личности

Развитие личности — одна из главных категорий в психологии, педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях: физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.

), социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает.

С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил.

Значит, определяющим фактором развития являются задатки — анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков [5, с.81].

Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З.Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо — полового влечения.

Многие психологи, биологи утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств.

Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой.

Однако у науки нет ясного ответа на вопрос о том, что именно биологически наследует человек.

Социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда — это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В. Мудрик).

К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы — отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы — семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией.

В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении [2, с.40].

Отечественная наука понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности.

Они развиваются по воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями.

И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие.

Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации.

Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие. Этот главный закон развития личности, сформулированный Л.С.

Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр.

Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.

С середины 20 века, однако, активно развивается несколько иной взгляд на развитие личности. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.

) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека.

Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность.

А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей стране.

В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутренним факторам развития личности.

Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными.

Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.

fЗаключение

Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера.

Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса.

Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования.

Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.

Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую.

Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагогов.

fСписок использованной литературы

личность индивидуальность наследственный духовный

1. Григорович Л.А. Педагогика и психология. — М.: Гардарики, 2003. — 475 с.

2. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.

3. Зарецкая И. Цель воспитания — личность, готовая к взаимодействию со средой // Директор школы. — 2003. — №1. — С.33-41.

4. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1997. — №4. — С.126-137.

5. Ларцев В.С. Социальные и культурные детерминанты формирования личности. — Киев: Принт-Экспресс, 2003. — 430 с.

6. Мехонцева Д. Проблемы воспитания // Народное образование. — 2002. — №9. — С.143-151.

7. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

8. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 283 с.

9. Филонов Г.Н. Свобода личности и воспитание // Педагогика. — 2005. — №9. — С.25-33.

10. Шевченко И.П. Образование — формирование личности в системе функциональной связи Семьи-Школы-Государства // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — №3. — С.12-19.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00244104_0.html

Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развитие

5Понятие и сущность процесса развития

Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развитие.

(Понятие развития.Категории, характеризующие процесс развития.)

Развитие— изменение образующее ветвящийся процесс содержания с одной стороны узды качественных изменений, преемственно соединяющих друг за другом, и с другой, линии количественных изменений соединены эти узлы между собой.

Рост, созревание, научение, дифференциация, интеграция, запечатление, социализации, индивидуализация, идентификация. Рост- процесс количественных изменений. Созревание- процесс управляемый эндогенными факторами приводящими к биологической организации и системах и обеспечивает психические изменения.

Научение- из вне регулируемый процесс, благодаря ему человек приобретает что-то новое для себя. Дифференциация— процесс разделения определенной психической функции, свойства, вида поведения чел-ка.

Интеграция— централизация психических структур, приводит к возможности осуществить сложные виды деятельности. Запечатление-процесс непосредственного неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо способов поведения.

Социализация-двусторонний процесс, который содержит в себе социальное становление человека и социальное формирования в человеке. Индивидуализация- процесс выделения человеком своей непохожести, уникальности и дт. Идентификация- процесс усвоения человеком своей человеческой сущности посредством приобщения себя к др.людям и отождествления с самим собой.

Понятие возраста в психологии развития.

Возраст бывает: абсолютный и условный.

Абсолютный–(календарный, хронологический) выражается количеством временных единиц в психологического развития называется­ — датировкой. Датировка используется для обозначения хронологических границ возрастных периодов.

Условный — в Ψ развития имеет большое значение. Этот возраст определяется путем установления места положения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития на основании каких-то качественных и количественных признаков.

Результатом определенного условного возраста является помещение объекта в определенную периодизацию. Признаки по которым определяется условный возраст называются возрастными свойствами, т.е.

каждый период отличается своими свойствами(характеризуют среднестатистического человека).

У человека несколько условных возрастов: психологический, биологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст личности.

Основные методологические принципы психологии развития. (Возрастная стратификация общества.Возрастной символизм культуры)

Возрастная стратификация общества включает:

Возрастной состав и структуру населения; возрастную структуру общественной деятельности; возрастную структуру общественных организаций и принципы институтов.

В Ψ и психодиагностике известен эффект когорты, т.е. если проводится исследование любой психической деятельности результаты не могут быть одинаковыми.

Для обозначения возрастных страт используется возрастная степень(стадия жизни от младенчества до старости), возрастной класс(выделяется и символизируется данной культурой), возрастная группа.

Переход от одной степени к другой определяется ощутимыми изменениями. Возрастной класс занимает особое место в возрастной стратификации. Возрастная группа – постоянная совокупность людей, признающая между собой определенную степень единства, которая признается другой группой.

Возрастной символизм культуры – система представлений в котором общество воспринимает жизненный путь индивида и возрастную стратификацию. Возрастные стереотипы-свойства, кот общество приписывает лицам данного возраста.

Символизация возрастных процессов- представление общества о протекании процессов развития. Возрастные обряды- ритуалы.

Возрастная субкультура- специфический набор ценностей, по которым, представители данного возрастного слоя, осознают себя в качестве «мы».

Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов.

Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развитие.

(Понятие развития.Категории, характеризующие процесс развития.)

Развитие— изменение образующее ветвящийся процесс содержания с одной стороны узды качественных изменений, преемственно соединяющих друг за другом, и с другой, линии количественных изменений соединены эти узлы между собой.

Рост, созревание, научение, дифференциация, интеграция, запечатление, социализации, индивидуализация, идентификация. Рост- процесс количественных изменений. Созревание- процесс управляемый эндогенными факторами приводящими к биологической организации и системах и обеспечивает психические изменения.

Научение- из вне регулируемый процесс, благодаря ему человек приобретает что-то новое для себя. Дифференциация— процесс разделения определенной психической функции, свойства, вида поведения чел-ка.

Интеграция— централизация психических структур, приводит к возможности осуществить сложные виды деятельности. Запечатление-процесс непосредственного неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо способов поведения.

Социализация-двусторонний процесс, который содержит в себе социальное становление человека и социальное формирования в человеке. Индивидуализация- процесс выделения человеком своей непохожести, уникальности и дт. Идентификация- процесс усвоения человеком своей человеческой сущности посредством приобщения себя к др.людям и отождествления с самим собой.

Источник: https://cyberpedia.su/17x66b9.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий