59. Понятие исполнительного производства и его место в системе российского права. Предмет, метод и система исполнительного производства. Стадии исполнительного производства.

І.Понятие исполнительного производства: предмет, метод, система

59. Понятие исполнительного производства и его место в системе российского права. Предмет, метод и система исполнительного производства. Стадии исполнительного производства.

Исполнительное производство в своём развитии прошло три основных этапа:

— на первом этапе, когда суд как орган для разрешения споров только зарождался, имело место самоосуществление пострадавшей стороной своего нарушенного права, которое выражалось в форме саморасправы, самопомощи, самозащиты;

— на втором этапе уже имеет место исполнение судебного решения, однако исполнение осуществлялось органом вынесшим решение, то есть самим судом;

— на третьем этапе происходит образование специального органа, задачей которого стало исполнение судебных решений в соответствии со специальным регламентом, то есть формируется самостоятельный гражданско-процессуальный институт — исполнительное производство .

До настоящего времени в российской правовой науке не выработано единообразного подхода к доктрине исполнительного производства (права) эти вопросы были и остаются дискуссионными.

Многообразие точек зрения на место исполнительного производства в системе юридических дисциплин в общем виде, можно разделить на три основные группы:

1) Г ражданская процессуальная теория исполнительного производства;

2) Административная теория исполнительного производства;

3) Теория самостоятельности исполнительного производства.

Представители первого направления (В.К. Пучинский, Ю.К. Осипов,

А.К. Сергун и другие) рассматривают исполнительное производство в качестве заключительной стадии гражданского (арбитражного) процесса.

По мнению представителей административной теории исполнительного производства: «в исполнительном производстве возникают отношения близкие по своей сути к административным отношениям, так как они во многом являются «властеотношениями».[1]

На наш взгляд, исполнительная деятельность возможна в административных правоотношениях, но без относительно к исполнительному производству, так как в административном праве необходимо соблюдение и исполнение специальных административно — правовых режимов (режима секретности, чрезвычайного, военного положения и т.п.), исполнение административных пресечений (административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административное задержание гражданина, другие).

В указанных примерах осуществляется исполнительная деятельность уполномоченных законом субъектов, но исполнительное производство в непосредственном его понимании отсутствует.

В последнее время значительно возросло число сторонников теории самостоятельности исполнительного производства (М.К. Юков, В.В. Ярков,

О.В. Исаенкова, Г.Д. Улетова, А.П. Вершинин, другие)

Это отдельное научное направление, объясняющее сущность исполнительного производства, в свою очередь делиться на два основных подхода.

Первый, рассматривает исполнительное производство в качестве комплексной отрасли права (В.В.Ярков, Н.А. Панкратова, В.Ф.Кузнецов) и предлагает называть ее гражданское исполнительное право либо исполнительное право.

Второй, рассматривает исполнительное производство как самостоятельную процессуальную отрасль права (Д.Х. Валеев, О.В. Исаенкова).

Разделяя и поддерживая позицию ученых и практиков о самостоятельности исполнительного производства, нами отдано предпочтение теории процессуальной сущности исполнительного производства, в пользу которой говорят следующие обстоятельства:

1. Как известно, правовые нормы могут быть поделены на две большие группы: материальные и процессуальные, отсюда в предмете правового регулирования следует различать два вида отношений — организуемые и организационные.

Организуемые составляют предмет регулирования норм материального прав, а одна из разновидностей организационных — организационно-процессуальные отношения — составляет предмет регулирования процессуального права (В.М. Горшеев).

2. В законодательстве понятие «процессуальная норма», «процессуальное отношение» используется применительно к нормам и отношениям, которые регулируют определенный порядок применения норм права или возникают по поводу применения этих норм судом.

Поэтому некоторые ученые пришли к выводу, что процессуальными нормами права могут быть лишь те, которые определяют порядок деятельности суда и связанных с ним органов (И.В.Решетникова).

В тоже время, в науке было высказано справедливое мнение, что под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового результата (Н.Е. Недбайло), а также, что процессуально-правового регулирования требуют, прежде всего, случаи правоприменения, которые состоят из множества действий и отношений (Р.В. Шагаева).

В связи с этим, как представляется, не будет особой ошибки в обобщении различной деятельности юрисдикционных органов под эгидой единой деятельности — юридического процесса (в широком его понимании).

Эти положения позволяют использовать термин «процессуальная форма» для характеристики деятельности не только судов, но и характеристики процессуальной деятельности всех органов государства, их должностных лиц, к числу которых относиться судебный пристав-исполнитель.

Деятельность судебного пристава-исполнителя облекается в особую процессуальную форму и только в этом случае может быть призвана правомерной. Подтверждением этому служит наличие стадий исполнительного производства, сроков, порядка осуществления исполнительных действий, форма исполнительных документов и постановлений судебного пристава-исполнителя.

Исполнительное производство по нашему мнению, относиться к процессуальной отрасли права, предмет которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, других органов исполнения, облеченные в особую процессуальную форму.

Главной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Предметом исполнительного производства являются отношения, возникающие в связи с исполнением решения юрисдикционных органов по реальному восстановлению субъективных прав участников гражданского оборота.

В исполнительном производстве действует императивнодиспозитивный метод, то есть работает правило: «разрешено все то, что не запрещено законом».

Исполнительное право шире и включает в себя исполнительное производство.

Российское исполнительное право есть система процессуальных правовых норм, регулирующих исполнительное производство в Российской Федерации, которое представляет собой установленный законом порядок деятельности судебных приставов-исполнителей и иных органов по принудительной реализации актов, указанных в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Предметом правового регулирования исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства.

Исполнительное право характеризуется особыми принципами, составляющими, нормативно установленные основополагающие начала исполнительного производства. Оно регулирует деятельность специальных субъектов — участников исполнительного производства.

Система исполнительного права состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: задачи исполнительного производства, принципы

исполнительного праа и гарантии их реализации, органы принудительного исполнения, лиц, участвующих в исполнительном производстве, и систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполнительным производством,

ответственность в исполнительном праве, общие правила фиксации исполнительных действий и т.д.

Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до окончания, а также особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов.

2.

Источник: https://sci-book.com/proizvodstvo-rossii-ispolnitelnoe/iponyatie-ispolnitelnogo-proizvodstva-predmet-52444.html

Вопрос 1. Понятие, предмет, метод и система исполнительного права

59. Понятие исполнительного производства и его место в системе российского права. Предмет, метод и система исполнительного производства. Стадии исполнительного производства.

Введение

Тема 1. ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО права

Вопросы:

1. Понятие, предмет, метод и система исполнительного права

2. Принципы исполнительного права

3. Правовые источники исполнительного права

4. Правовая основа деятельности судебных приставов

Исполнительное право, представляя собой одну из самых молодых отрас­лей российского права, в настоящее время проходит период становления. Этот период особенно важен, так как заложенные в исполнительное законо­дательство на данном этапе основные принципы и аксиомы будут влиять на все последующие преобразования правовой надстройки нашего общества.

В процессе занятий нам предстоит уяснить основополагающие моменты, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: принципы исполнительного производства и гарантии их реализации, правовое положе­ние органов принудительного исполнения, лиц, участвующих в исполни­тельном производстве, изучить систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполни­тельным производством, ответственность по исполнительному праву. Необ­ходимо также разобраться в вопросах движения, развития исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до прекращения, а также осо­бенностях реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов.

В современной процессуальной науке существуют различные точки зрения о том, какое место занимает исполнительное производство в системе права Российской Федерации.

Все мнения можно подразделить на три группы, в соответствии с которыми исполнительное производство рассматривается в качестве:

1) стадии гражданского (арбитражного) процесса;

2) части административного права

3) самостоятельной отрасли права.

Такая разноплановость связана с тем, что до вступления в силу 6 ноября 1997 года Федеральных Законов «О судебных приставах» и «Об исполни­тельном производстве» исполнительное производство регулировалось граж­данским процессуальным законодательством (V разделом ГПК РСФСР 1964 г.) и являлось частью гражданского процесса, его заключительной стадией.

Исполнение судебных актов, урегулированное нормами исполнительного права, – это конечный результат, по которому можно судить об эффективности всей правоохранительной деятельности.

Исполнительный процесс происходит в установленной законом процес­суальной форме, с предоставлением определённых процессуальных прав участвующим в нём заинтересованным лицам.

Исполнительное право есть система процессуальных право­вых норм, регулирующих исполнительное производство в Российской Феде­рации, которое представляет собой установленный законом порядок деятель­ности судебных приставов-исполнителей и иных органов по принудительной реализации исполнительных документов.

Таким образом, исполнительное право процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводупринудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму.

Предметом правового регулирования исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства.

Основу предмета исполнительного права составляет совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения, с одной стороны, и взыскателем, должником и иными участниками исполнительного производства – с другой. В предмет регулирования входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей.

Методом исполнительного права является совокупность юридических приёмов и средств, при помощи которых российское государство воздействует на общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства.

Метод правового регулирования отношений, возникающих в ходе испол­нительного производства, характеризуется сочетанием императивных и диспозитивных начал.

Диспозитивность метода исполнительного права определяется тем, что у сторон исполнительного производства существует определенная свобода распоряжения собственными правами.

Они вправе в конкретном право­отношении выбрать один из возможных вариантов поведения, совершать или отказаться от совершения каких-либо действий.

В частности, взыскатель вправе отказаться от взыскания, должник может определить имущество, на которое взыскание будет обращено в первую очередь и т.д.

Императивность метода правого регулирования проявляется в отношениях власти и подчинения. Во всех процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда участвует с одной стороны судебный пристав-исполнитель – представитель власти.

Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

Невы­полнение требований судебного пристава и действия, препятствующие ис­полнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в ус­тановленном законом порядке (ст. 14 Федерального Закона «О судебных приставах»).

Система исполнительного права (как и большинства других отраслей российского права) состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть исполнительного права включает основополагающие поло­жения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: принципы исполнительного производства и гарантии их реализации, органы принудительного исполнения, лица, участвующие в исполнительном произ­водстве, и систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполнительным производст­вом, ответственность в исполнительном праве, общие правила фиксации ис­полнительных действий и т.д.

Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до прекращения, а также особенности реализа­ции различных исполнительных документов по отдельным категориям взы­сканий и в отношении различных субъектов. В этой части регулируется так­же исполнение решений иностранных судов и реализация исполнительных документов, выданных в Российской Федерации, за её пределами.

Источник: https://studopedia.su/8_43080_vopros--ponyatie-predmet-metod-i-sistema-ispolnitelnogo-prava.html

Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения

59. Понятие исполнительного производства и его место в системе российского права. Предмет, метод и система исполнительного производства. Стадии исполнительного производства.

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником.

Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение.

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. — М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству.

А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала.

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудитель­ном исполнении судебных актов и актов других органов.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Важно отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует по­рядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Цели исполнительного производства:

  • защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
  • обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

О добровольном исполнении

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ispolnitelnoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Понятие и цели исполнительного производства

59. Понятие исполнительного производства и его место в системе российского права. Предмет, метод и система исполнительного производства. Стадии исполнительного производства.


ВРоссии в последнее время намечается тенденция по усугублению проблем исполнительного производства. Особо остро стоят вопросы о сущности исполнительного производства, о его месте и целях в системе российского права.

Правильное определение места исполнительного производства в системе российского права имеет важное практическое значение.

Так как от правильного разрешения этого вопроса зависит круг тех источников, которые могут быть включены в систему законодательства об исполнительном производстве.

Ключевые слова:исполнительное производство, исполнение судебных решений, правовая природа, самостоятельность, отрасль права, стадия правосудия.

In Russia recently there is a tendency to aggravate the problems of enforcement proceedings. Particularly acute are questions about the nature of enforcement proceedings, its place and purposes in the Russian law.

The correct determination of the place of enforcement proceedings in the system of Russian law is of great practical importance.

Since the correct resolution of this issue depends on the range of sources that can be included in the system of legislation on enforcement proceedings.

Key words: enforcement proceedings, execution of court decisions, legal nature. independence, branch of law, stage of justice.

В системе российского права исполнительное производство занимает важное место.

Несмотря на это, статус его на данный момент остаётся неопределённым, поскольку среди исследователей не существует консенсуса по поводу его самостоятельности как отдельного вида юридического процесса, по поводу его правовой природы и природы правоотношений, возникающих в данном процессе. Также по сей день продолжаются дискуссии о роли и месте исполнительного производства в системе права, регулирующих исполнение судебных решений [1].

В соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» обязанность по реализации функций исполнения актов юрисдикционных органов в России возложена на службу судебных приставов.

Однако судебные приставы не полностью справляются с большим объемом взыскания.

На одного пристава — исполнителя приходится более 300 открытых исполнительных производств, что препятствует эффективному исполнению конкретных исполнительных производств.

В России в последнее время намечается тенденция по усугублению проблем исполнительного производства. С каждым годом снижается процент фактического исполнения решений судебных и несудебных органов. В 2015 г. фактическим исполнением было окончено 45,4 % исполнительных производств, в 2016 г. — 41,4 %, в 2017 г. — 40,1 %.

Как видно, сами показатели не так велики, больше половины юрисдикционных решений остаются неисполненными. К примеру, в 2006 г. фактически исполнялось 63,1 % исполнительных документов, а в 2007 г. — 59,7 %. Одновременно растет и нагрузка судебных приставов-исполнителей, если в 2006 г. она в среднем составляла 1,6 тыс.

исполнительных производств, то в 2017 г. — 2,9 тыс. [2].

Неэффективность исполнительного производства в России, подрывающая доверие населения ко всей правовой системе государства, является предметом постоянного обсуждения членами профессионального юридического сообщества [3].

Проблема исполнения судебных актов на сегодняшний день является одной из наиболее дискуссионных в юридической литературе.

Особо остро стоят вопросы о сущности исполнительного производства, о его месте в системе российского права.

В настоящее время можно говорить об относительной самостоятельности данного правового образования, которое, по мнению многих исследователей, является предметом регулирования исполнительного производства как одной из отраслей российского права. Эта самостоятельность обусловлена наличием специфических предмета и метода, собственной правовой базы, особенностью правового статуса субъекта исполнительного производства и другими факторами.

Анализ действующего законодательства и имеющихся точек зрения относительно места и роли исполнительного производства в системе российского права, позволяет выделить три основные концепции.

Первая концепция подразумевает, что исполнительное производство является стадией правосудия, а нормы, регулирующие его, являются институтом (подотраслью) гражданского либо административного права.

Вторая концепция подразумевает неоднородность исполнительного производства и его комплексный характер.

И, наконец, третья концепция называет исполнительное производство самостоятельным юридическим процессом, а исполнительное право — самостоятельной отраслью права, находящейся на стадии становления.

Сторонники первой концепции, соглашаясь, что исполнительное производство является стадией правосудия, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от того, к какому процессу относится исполнительное производство — гражданскому или административному. Представители первой группы, а именно Р. Е.

Гукасян, М. С. Шакарян, Е. Г. Стрельцова, А. Н. Чечиной, Д. М. Чечота и другие ученые, считают, что гражданский процесс и исполнительное производство имеют общие цели и задачи, общий объект и субъект, которым является суд [8].

По их мнению, исполнительное право является подотраслью гражданского процессуального права. Данная точка зрения являлась основной, когда действовало советское право, а деятельность судебных исполнителей, которые формально подчинялись органам юстиции (исполнительная власть), контролировалась судами.

Так, по мнению Д. М. Чечота, исполнительное производство имеет своей целью судебную защиту нарушенных прав [9].

Из этого ученый делал вывод, что исполнительное производство и гражданский процесс соотносятся друг с другом как часть и целое, оговариваясь о важности стадии исполнительного производства в гражданском процессе, поскольку только она обеспечивает торжество правосудия [4].

В. В. Ярков является представителем второй группы, согласно которой исполнительное производство является комплексным правовым образованием, объединяющим нормы, относящиеся к различным отраслям права.

По его мнению, исполнительное производство и обладает чертами административной процедуры, и является частью гражданского (арбитражного) процесса, поскольку на стадии исполнения существуют гарантии прав должника, свойственные судебной процессуальной форме правоотношений [5].

Также, по мнению ученного, исполнительное производство носит внепроцессуальный характер, поскольку не является состязательным, не является единым, представляя собой систему производств по реализации юрисдикционных актов, а стадии исполнительного производства носят иной характер по сравнению, например, с гражданским процессом. М. А.

Клепикова согласна с вышеизложенным мнением, однако отмечает, что исполнительное производство обладает сложной комплексной природой, являясь как сферой деятельности государственной власти, так и частью гражданского процесса. Она указывает, что подобная двойственная природа исполнительного производства сложилась исторически [10].

Существует ещё одна точка зрения, которой придерживается В. Ф.

Кузнецов, он полагает, что необходимо вести речь об исполнительном производстве либо как о комплексной отрасли, которая имеет юридическую целостность и отличается определённой спецификой, либо признать внепроцессуальный характер данного правового образования, как сложной системы производств по конкретным исполнительным документам, относящейся к компетенции исполнительной власти. Ученый отмечает наличие многих специфических черт, признаков и принципов, характерных именно для исполнительного производства [11].

Позицию В. Ф. Кузнецова о самостоятельности исполнительного производства по отношению к другим отраслям права поддерживает большое количество исследователей, таких как: Д. Х. Валеев, О. В. Исаенкова, Г. Д. Улётова. Ещё в семидесятых годах прошлого века М. К.

Юков пришёл к выводу, что нормы, регулирующие исполнение судебных решений, составляют отдельный институт — исполнительное правоизводство. Его обособленность исследователь обуславливал наличием специфического метода и предмета, определённых принципов.

В то же время он считал преждевременным выделение исполнительного производство как отдельной отрасли права, рассматривая его как вторичное образование гражданского процессуального права, подчёркивая (в отличие от В. Ф.

Кузнецова) его процессуальный характер и называя в качестве одного из субъектов, складывающихся в процессе исполнительного производства правоотношений, суд [12].

Однако О. В. Исаенкова считает исполнительное производство автономной отраслью права, оговариваясь, что оно находится на данный момент в процессе становления [13].

Исследователь аргументирует свою точку зрения тем, что исполнительное производство обладает собственным предметом, к которому относятся общественные отношения и действия, возникающие в процессе исполнительного производства.

В связи с этим, по её мнению, необходимо рассматривать исполнительное производство не как комплексную область права, регулирующую широкий спектр правоотношений, возникающих в процессе реализации юрисдикционных актов, а как отдельную отрасль [6].

Следует согласиться с данной точкой зрения, согласно которой исполнительное производство является отдельной отраслью права, имея свой предмет правового регулирования и соответствующий метод. Вследствие этого исполнительное производство выходит за рамки подвида какого–либо из процессов, а исполнительное право — за рамки подотрасли какой–либо из существующих отраслей права.

В связи с этим следует сделать вывод о том, что исполнительное производство является формирующейся отраслью российского права. В свою очередь оно является самостоятельной отраслью права, играющей большую роль в правоприменительной деятельности.

роль исполнительного производства заключается в том, что оно, являясь завершающей стадией правоприменительного процесса, непосредственно направлено на реализацию судебных решений, а, следовательно, восстановление нарушенных прав и интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство является гарантом осуществления правосудия путём применения принудительных мер (в случае отказа от добровольного исполнения), а также гарантом исполнения основополагающих принципов права (например: принцип исполнимости судебных решений.).

Своевременное и чёткое исполнение постановлений юрисдикционных актов способствует повышению авторитета государственной власти и формирует в обществе уважение к закону [7].

Таким образом, наличие у исполнительного производства специфических предмета и метода правового регулирования, субъектного состава, сложившейся структуры, приводит к выводу об самостоятельности исполнительного производства в системе российского права.

Литература:

  1. Чудинцева Е. В., Широкопояс Ю. А., Исполнительное производство как самостоятельная отрасль российского права// Современная наука: Актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 4 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. Изд-во: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018.с. 67.
  2. Ведомственная статистическая отчетность за 2017г. Федеральная служба судебных приставов. URL: http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращения 06.06.2018 г.).
  3. Слепченко, Е. В. Некоторые проблемы осуществления исполнительного производства / Е. В. Слепченко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика современной юридической науки». — СанктПетербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013.– С. 33–38.
  4. Рассохина А. А., Проданова А. А. Некоторые проблемы исполнительного производства в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 656–658. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/125/34868/ (дата обращения: 25.06.2018).
  5. Ярков В. В. Исполнительное производство: современное состояние // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 12. С. 22–26.
  6. Исаенкова О. В. Дискуссия об исполнительном производстве // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве / под ред. М. К. Треушникова. — М., 2004. — С. 306
  7. Мурзин, А. Е. Актуальные проблемы судебного контроля и прокурорского надзора в исполнительном производстве / А. В. Мурзин, А. В. Галустова, Е. Д. Литвина // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Open innovation». В 2-х частях. — Пенза: Наука и Просвещение, 2017. — С. 292–297.
  8. Шевчук П. П. Природа правоотношений в исполнительном производстве // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2011. — № 4. — С. 21.
  9. Чечот Д. М. Субъективное право и формы его защиты. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — С. 28.
  10. Клепикова М. А. Проблемы правового положения органов принудительного исполнения в исполнительном производстве: Автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.15. — Екатеринбург, 2001. — С. 14.
  11. Кузнецов В. Ф. Исполнительное производство в системе исполнительной власти // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 9. Право. — 2001. — № 2. — С. 71.
  12. Юков М. К. Самостоятельность норм, регулирующих административное право // Проблемы совершенствования ГПК РСФСР. — Свердловск, 1975. — С. 93.
  13. Сборник материалов 7-й международной практической конференции, 09–11 июня 2016г., г. Уфа, Республика Башкортостан//отв. Ред. Д. В. Аристов., В. А. Гуреев-М: Статут, 2017.

Основные термины(генерируются автоматически): исполнительное производство, гражданский процесс, Россия, отдельная отрасль, исполнительная власть, государственная власть, последнее время, правовая природа, правовое образование, внепроцессуальный характер.

Источник: https://moluch.ru/archive/224/52782/

Место исполнительного производства в системе российского права

59. Понятие исполнительного производства и его место в системе российского права. Предмет, метод и система исполнительного производства. Стадии исполнительного производства.

Семинарское занятие по теме № 22.

Исполнение судебных решений

1. Место исполнительного производства в системе гражданского процессуального права

2. Субъекты исполнительного производства и их права

3. Основания исполнения и исполнительные документы

4. Исполнительные действия. Общие правила исполнительного производства

5. Сроки исполнения. Отложение и приостановление исполнения. Отсрочка и рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения

6. Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве

7. Расходы по исполнению. Исполнительский сбор. Распределение взысканных сумм между взыскателями

8. Исполнение актов о взыскании денежных сумм

9. Исполнение актов, обязывающих должника совершить определенные действия

Место исполнительного производства в системе гражданского процессуального права

Место исполнительного производства в системе российского права

Определяя исполнительное право как относительно самостоятельную процессуальную отрасль права, важным является установить ее взаимосвязи с иными отраслями права Российской Федерации.

Учитывая процессуальный характер указанной молодой отрасли нрава, наиболее тесная связь наблюдается с иными процессуальными отраслями и в первую очередь с гражданским процессуальным правом и арбитражным процессуальным правом.

Для исполнительного права, гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права характерны некоторые общие принципы, задачи, близкие институты.

Все вышеназванные отрасли, опосредуя юрисдикционную деятельность, преследуют в качестве своих основных целей защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, охрану общественных и государственных интересов; укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений. Несмотря на это, необходимо говорить о взаимодействии полностью самостоятельных правовых образований в рамках общей для них системы права Селезнев В.А. Исполнительное производство М., 2007 — С.36.

Исполнительное право обнаруживает связь с конституционным правом, которое без преувеличения выступает нормативной основой для всего правового регулирования, устанавливая, в частности, такие фундаментальные принципы, как равенство перед законом, охрана достоинства личности, права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда и др. Кроме того, ст. 71 Конституции РФ определяет, что установление системы федеральных органов исполнительной власти, к которым и относятся органы принудительного исполнения, является прерогативой Российской Федерации.

Исполнительное право тесно взаимодействует и с гражданским правом.

Последнее дает правовую характеристику объектам, в отношении которых могут быть применены меры принудительного исполнения (вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права, охватываемые общей категорией «имущество»); обеспечивает правовое регулирование обязательственных отношений; устанавливает правовые основы проведения торгов при реализации арестованного имущества и т.д.

Нельзя не отметить определенную связь исполнительного права с семейным правом, жилищным правом, трудовым правом, правом социального обеспечения.

Соприкосновение с указанными отраслями наблюдается в части принудительного исполнения решений (нотариально удостоверенных соглашений), связанных с уплатой алиментов; принудительным вселением взыскателя в жилое помещение или принудительным выселением должника из жилого помещения; обращением взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина; определением видов доходов (в основном это социальные выплаты), на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, а также в ряде других случаев.

Тесное взаимодействие исполнительного права также прослеживается с административным правом. С одной стороны, исполнительное производство может возникнуть на основании актов государственных органов и должностных лиц об административных правонарушениях, которые в силу закона признаются исполнительными документами.

С другой стороны, являясь органами принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы входят в структуру федеральных органов исполнительной власти (которая была утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г.

№ 724), что в известной степени предопределяет именно административно-правовое регулирование организации и функционирования названной службы. К тому же с административным правом исполнительное право сближает и метод правового регулирования. Императивность проявляется в отношениях между вышестоящими и нижестоящими органами принудительного исполнения, где господствует субординация.

В частности, главный судебный пристав Российской Федерации или субъекта Федерации в целях полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (ч. 9 ст.

33 Закона об исполнительном производстве); стороны исполнительного производства вправе обжаловать постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, которое вправе при наличии к тому оснований отменить полностью или частично вынесенное постановление, признать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя неправомерными (ст. 127 Закона об исполнительном производстве). Императивность проявляется и в обязательности требований судебного пристава-исполнителя по отношению не только к участникам исполнительного производства, но и ко всем государственным, муниципальным органам, гражданам и организациям на территории Российской Федерации.

В некоторых случаях нарушение действующего законодательства в сфере исполнительного производства может повлечь за собой наступление уголовной ответственности.

К правонарушениям такого рода, в частности, можно отнести неисполнение решения суда (ст. 315 УК РФ), незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ).

В подобных ситуациях оттеняется связь исполнительного права с уголовным правом.

Следовательно, место исполнительного права в системе права характеризуется его относительной самостоятельностью и тесной связью с другими отраслями права, относящимися как к процессуально-правовым, так и к материально-правовым отраслям.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_221282_mesto-ispolnitelnogo-proizvodstva-v-sisteme-rossiyskogo-prava.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий