58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Возрастные границы от 3 до 6-7 лет

Особенностисвязаны с тем, что:

1. Изменяется место ребенка в системе отношений

2. Развивается способность к самоидентификации себя с другими людьми

3. Происходит усвоение поведения

4. Ребенок осознает, что он индивидуальность

5. Интерес перемещается от мира предметов к миру взрослых людей

Социальная ситуация развития характеризуется схемой «ребенок-взрослый обобщенный, ответственный»

Ведущая деятельность – игра
В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых

Центральные новообразований:

1. Когнетивная сфера
-наглядно-образное мышление

2. Личностная сфера -соподчинение мотивов -самооценка -новая внутренняя позиция

-осознание своего места в системе обществнных отношений

Игра как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Ведущий вид деятельности – игра

Сущность игры по Выготскому состоит в том, что она может исполнять общественные желания ребенка, основным содержанием которого является система отношений со взрослыми.

Особенности игры: — ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия, в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии — ребенок принимает роли, которые соответствуют общественно-трудовым функциям взрослого — ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Ребенок обнаруживает, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения

-ребенок начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны жизни взрослых и своей особенности жизни. Открывает у себя переживания и ориентируется в них. Это обобщенные чувства или по Выготскому аффективные обобщения, у ребенка появляется логика чувств

Линии влияния игры:

1. Развитие мотивационно-потребностной сферы

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов

3. Развитие индивидуальных плана сознания

4. Приодаление познавательного эгоцентризма ребенка

5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения

6. Развитие речи

7. Развитие воображения

8. Развитие личности

9. Развитие рефлексии(самоанализ)

10. Внутри игры возникаю другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность)

Структура игры:

1. Тема – область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре

2. Сюжет – сценарий игры, определяющий последовательность действий

3. Роль – обязательный набор действий и правил их выполнения

4. игры – то, что ребенок выделил как основной момент отношений

5. Игровой материал и игровое пространство – игрушки и предметы

6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету, а вторые отношения к качеству

Предметная игра носит процессуальных характер. Смысл в самом процессе игры. Ребенок овладевает функциями предмета. Обозначение в игре условных предмет действий. Например, резать хлеб, расчесывать и тд.

Ролевая игра. Главное место – выполнение роли. Этап обусловлен овладеванием отношений в мире взрослых. Напри мер, игра во врача, дочки-матери, милиционера.

Игра с правилами. Важно реалистичное выполнение. Повышение требований к игре, правдивости. Этот этап связан с выделение ребенком скрытых отношений между людьми задач и правил действия. Сдвиг мотивов игры с процесса не результат.

Взаимоотношения детей:

1. Игровые – отражает отношение детей по роли, по сюжету

2. Реальные – взаимоотношение детей как партнеров, выполняющих общее дело, создающих сюжетный замысел

Координация игровых взаимодействий:

1. Игра в одиночку

2. Игра-наблюдение

3. Параллельная игра – игра рядом, но не вместе

4. Ассоциативная игра, игра-сотрудничество

5. Совместная игра

Тематика игр:

Эльконин: -взрослые, их работа, отношение с другими людьми

-эмоционально значимые события

Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Восприятие.

-Утрачивает свой характер первоначально аффективный характер. — Перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. -Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

-Восприятие превращается в особую познавательную деятельность. — Зрительное восприятие становится одним из ведущих.

 – воспринимая предметы и действий с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов).

-Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаиморасположение предметов.

Внимание.
Значительно возрастает концентрация, объём и усточивость внимания.Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

Память.

1. Начинает формироватся произвольная память.

2. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальнй характер.

3. Формируются элементы словесно-логической памяти.

Воображение

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

1. Замысел в форме наглядной модели

2. Образ воображаемого объекта.

3. Образ действия с объектом.

Мышление

1. Переход от наглядно-действенного к наглядно образному и в конце периода – к словесному мышлению.

2. Основным видом мышления является наглядно образное, что соответствует репрезентативному интеллекту по терминологии Жана Пиаже.

3. Дошкольник мысли образно, но не приобрел взрослой логики рассуждения.

4. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным.

5. Складывается предпосылки для таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

6. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

Интеллект. По данным Ж. Пиаже период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным логическим формам мышления. Основное интеллектуальное достижение возраста – ребёнок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане.К 6-7 годам возникает творческое воображение.

Внимание, восприятие и память становятся высшими психическими функциями, приобретают опосредованный характер. Основные средства, которыми овладевает ребёнок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны. наглядные модели, представления и схемы.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 771;

Источник: https://studopedia.net/3_64308_obshchaya-harakteristika-psihicheskogo-razvitiya-v-doshkolnom-vozraste.html

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация.

Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.

Развитие речи – одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь.

В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога.

Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Мышление в дошкольном возрасте

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.

Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает.

Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека.

Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам.

К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций.

Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.

Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.

Развитие памяти с помощью дидактических игр

  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными.

И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия.

Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях.

Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная.

Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.

Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.

Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты.

В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен.

Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.

Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность.

Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль.

К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.

Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста.

Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения.

Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

Развитие творческого мышления – важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.

Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.

Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/psihicheskoe-razvitiya-u-detej-doshkolnikov.html

Общая характеристика психического развития ребенка от 3 до 7 лет

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений” Урунтаева Г.А.- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может.

Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре.

Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации.

Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша.

В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль.

Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы.

Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем.

К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», — то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться.

Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность — учебную.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности.

Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер.

Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Литература

Аксарина Н.М . Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.

Авдеева Н., Мещерякова С . Вы и младенец. — М., 1991.

Бениаминова М.В. Воспитание детей. — М., 1981.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

Источник: https://fusionpiter.ru/articles/characteristic-age-3-7

Uchebnik-free
Добавить комментарий