58.Нормотип. Качества личности, ее проявления в различных социальных группах. Частные типы личности. Нормотипичные личности, отличающиеся по полу и возрасту.

Содержание
  1. Тема 6. Личность и социальное поведение
  2. Классификация людей по типам личности: какие бывают, характеристика, 4 психотипа
  3. Что такое личность
  4. Структура личности
  5. Причина разделения людей на типы
  6. Соционические типы личности
  7. Типы личности в конфликтной ситуации
  8. Типы личности по Холланду
  9. Типы личности в психологии
  10. Психологические типы личности по Юнгу
  11. Качества, характеризующие личность человека
  12. Список качеств
  13. Структура индивидуальных качеств
  14. Черты людей, характеризующие их темперамент
  15. Индивидуальные черты характера
  16. Индивидуальные способности людей
  17. Волевые черты людей
  18. Человеческие чувства
  19. Мотивации личности
  20. Как проявляются и как распознать свойства личности
  21. Структура и особенности портрета социальной личности
  22. Понятие
  23. Типы
  24. Социально-психологический портрет
  25. Свойства и качества
  26. Структура
  27. Особенности
  28. Параметры анализа
  29. Зрелость
  30. Теория психосоциального развития Э. Эриксона
  31. Личность и среда

Тема 6. Личность и социальное поведение

58.Нормотип. Качества личности, ее проявления в различных социальных группах. Частные типы личности. Нормотипичные личности, отличающиеся по полу и возрасту.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Социология исследует процесс формирования личности, связь личности и общества, личности и группы, закономерности социального поведения личности. Задача социологии — выделить в личности типичное.

Социология личности устанавливает зависимость свойств личности от объективных экономических, социокультурных и деятельностных особенностей социализации индивидов.

Ролевая теория описывает социальное поведение понятием “статус” и “роль” (см. тему 5). Представители: Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Шибутани, Я.Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.

Личность характеризуется усвоенными и выполняемыми ею социальными функциями, образцами поведения — ролями, которые обусловлены социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Статус человека оказывает большее влияние на его социальное поведение, чем личные качества.

Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся наиболее существенной характеристикой его личности.

Человек стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Окружающие ждут поступков в соответствии со статусом и не ждут тех, которые не вяжутся с представлениями о данном статусе.

От этого зависит отношение к нему, но и сам обладатель статуса знает, что от него ждут окружающие. Поведение людей, занимающих определенные статусы, задается в большей мере этим статусом, чем их индивидуальными характеристиками.

Особенно сильный отпечаток накладывает профессиональная роль.

Если люди не играют роли в соответствии с ожиданиями, применяются санкции. Реакции на нарушения ролевых ожиданий: формальные — штрафы, формальные наказания; неформальные — ухмылки, неуважение, замечание, отказ от общения. Санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Когда человек действует в соответствии с ролевыми ожиданиями, он получает социальное вознаграждение (уважение, деньги). Однако награда не всегда адекватна социальной позиции. Это называется “статусная несовместимость”. Многолетние исследования выявили ряд закономерностей:

1) индивидуальная реакция человека на статусную несовместимость, как правило, характеризуется наличием стрессовой реакции человека, переживающего несправедливую оценку своего труда;

2) поведение избирателей во время выборов показали, что такие люди чаще выражают радикальные политические взгляды, оказывая поддержку кандидатам либерального и радикального толка.

В теме 5 уже было дано понятие ролевого конфликта. Конфликт личностно-ролевой — ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли (например, человек не любит свою профессию).

Следствия этих конфликтов – ролевая напряженность, которая выражается в плохом выполнении роли, стрессах, нервно-психических расстройствах, деморализации и попытках найти утешение в алкоголе, наркотиках и т.п.

Психоаналитическая ориентация в социологии — направление, включающее в себя социально-философские и социологические идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов (А. Адлер, К Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм и др.

), конкретные социологические исследования, основанные на принципах психоанализа. Основная проблема во всех концепциях — конфликт личности и общества.

По мнению большинства сторонников психоаналитической социологии, цивилизация, социальные, моральные нормы, запреты, санкции, искажая, подавляя исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.п. Вместе с тем социальные нормы являются необходимым условием выживания общества. Для разрешения этой ситуации существует психоаналитическая терапия.

Интеракционизм(от англ. interaction — взаимодействие). В центре внимания — процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Г. Блумер. Поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида.

Личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие — это система коммуникаций и межличностного общения.

Чем разнообразнее и шире система взаимодействий личности, тем богаче и своеобразнее реакции, способы деятельности личности.

Считали, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми.

Теория “зеркального “я” — одна из первых концепций личности, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Представители: Дж. Мид, Ч. Х. Кули.

Социальное “я” человека сводится к тому, каким признают данного человека окружающие. Обязательным условием существования социального “я” является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Другие люди — это «зеркала», в которых формируется образ “я” человека. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. В зависимости от мнений окружающих у человека возникает или гордость (самоуважение) или унижение.

“Я” выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Необихевиоризм (от англ. вehavior – поведение). Распространен в американской социологии. Представители: Э. Толмен, К. Халл и др. Поведение человека описывается совокупностью реакций на те или иные стимулы внешней среды. Меняя стимулы, можно получить определенные реакции.

Таким образом поведение человека в значительной степени управляемо. Не проводят качественного различия между поведением человека и животных, считая, что социология и психология должны изучать поведение, доступное для непосредственного наблюдения, а не сознание.

Поэтому основными методами исследования, с точки зрения бихевиористов, является наблюдение и эксперимент.

Концепции социального характера. Э. Фромм определяет социальный характер как форму связи между психикой человека и социальной структурой общества.

Социальный характер выступает как “ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер — это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга”.

Например, Фромм определяет черты социального характера человека в условиях рынка: стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность, чувство неуверенности, отчужденность.

В социологии встречаются разные типологии личности. Выделяют следующие типы личности: 1) идеальный, 2) нормативный и 3) реально распространенный тип личности.

Идеальный тип личности выражает требования общественного идеала, манифестированного в политических, нравственных концепциях, в религиозных верованиях.

Нормативный тип личности выражает черты личности, формирование которых объективно необходимо для функционирования и развития данного социума и реально возможно в конкретных исторических условиях.

Реально распространенный тип личности – это эмпирически обнаруживаемый, регистрируемый исследованиями статистически доминирующий тип личности, который, как правило, заметно отличается от нормативного и идеального.

Р. Линтон, один из основателей теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности.

В результате социализации, реализуемой образованием, воспитанием, поддержанием культурных стандартов жизни людей, достигается относительная унификация членов общества.

Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это своеобразный идеал личности данной культуры. Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций.

И чем более нестабильным становится общество в переходные периоды, тем больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. В стабильных же обществах культурное давление на личность столь велико, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях сближается с “идеальным” стереотипом.

Основываясь на таком подходе, Р. Мертон разработал типологию моделей социальной адаптации, выступающую основой для типологии личностей.

Наиболее органичным типом личности выступает активная личность, которая естественно разделяет и активно поддерживает цели общества, органична культуре этого общества. Такая личность инициативно реализует свои цели и цели общества общепринятыми и одобряемыми средствами.

Описанная модель социальной адаптации именуется активной или социальной. Тип личности, осуществляющий такую модель, именуется, социальным.

Наряду с основным типом адаптации и основным типом личности Р. Мертон выделяет пять отклоняющихся типов адаптации и соответствующих им пять отклоняющихся типов личности.

1. Если личность подчиняет себя целям данной культуры и общества, не сумев в полной мере освоить их, сделать “своими”, если личность стремится осуществлять свои цели и цели общества лишь общественно одобряемыми средствами, то она демонстрирует конформистскую (приспособленческую) модель адаптации. Человек с таким типом личности именуется конформистом.

2. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, зачастую, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения характеризуется направленностью “цель оправдывает средства”. Такой модели соответствует инновационный тип личности.

3. Ритуализм, как форма личностной адаптации, проявляется в том, что человек, даже не признавая цели и ценности своего сообщества, соблюдает “правила игры” и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. Тип личности, соответствующий такой модели, естественно называть, ритуальным.

4. Эскейпизм (уход от социальной реальности) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это модель “параллельного существования”, признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам. В этом случае речь идет об эскейпизме как личностном типе.

5. Бунт также является специфической моделью поведения. Поведение такого типа направлено на активное противостояние и опровержение норм общественной организации. Такая модель поведения характерна для бунтарского типа личности.

Таким образом, личность в социологии — это социальный тип, освоивший окружающую его культуру, адаптирующийся к обществу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_208666_tema--lichnost-i-sotsialnoe-povedenie.html

Классификация людей по типам личности: какие бывают, характеристика, 4 психотипа

58.Нормотип. Качества личности, ее проявления в различных социальных группах. Частные типы личности. Нормотипичные личности, отличающиеся по полу и возрасту.

Психологические типы личности возникли в результате систематизации личностных качеств людей и их способностей взаимодействовать с внешним миром. Они позволяют отличать одних людей от других, объясняют разницу между ними.

Типы личности

В психологии принято выделять психотипы людей, характеризующие их с разных сторон, объясняющие поведение. Они исследуют темперамент, характер, способности и волевые качества.

Что такое личность

Личность – это человек, вступающий во взаимоотношения с окружением и проявляющий себя в процессе деятельности. Также это совокупность свойств, качеств, умственных способностей, физических и эмоциональных характеристик. Они делают человека индивидуальным и раскрываются в процессе взаимодействия с социумом.

Личность проявляется через привычки и предпочтения, использование накопленных знаний. Разные ситуации приводят к изменению поведения, человек определяет тактику, опираясь на опыт, полагаясь на эмоции.

В зависимости от этого существуют разные типажи людей. Например, они разделяются по способности воспринимать информацию. Визуалы больше доверяют глазам, аудиалы – слуху, кинестетики – тактильным ощущениям.

Структура личности

Соционика — типы личности людей

Структура личности – это свойства человека, его реакции на ситуации, характеристика поведения, манеры, поступки, определяющие его позицию и влияющие на деятельность.

По теории русского врача и психолога Лазурского, долгие годы занимавшегося научными исследованиями, структуру личности определяют:

  • Психические функции (восприятие, память, речь, мышление, воображение);
  • Внешние механизмы (отношение к окружающей действительности и коллективу).

Советский педагог и психолог Ковалев рассматривал личность как взаимосвязь следующих элементов:

  • Темперамента, представляющего собой свойства, обусловленные человеческой природой. Это душевное и психическое состояние, которое влияет на поведение и отношение с окружением;
  • Совокупности потребностей и идеалов;
  • Способностей, к которым относятся как интеллектуальные возможности, так физическое и эмоциональное развитие.

Исходя из научных подходов, для характеристики личности требуется оценить ее составляющие:

  • темперамент;
  • волю;
  • эмоциональное развитие;
  • физические и умственные способности;
  • мотивацию;
  • черты характера;
  • социальные установки.

Разные люди

Причина разделения людей на типы

Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия

В психологии принято выделять типы людей, разделяя их на группы, в зависимости от поведенческих реакций, эмоциональных проявлений, склонности к возбудимости и интеллектуальных способностей. Существует множество онлайн тестов, позволяющих оценить темперамент или характер, помогающих определить, как человек поведет себя в нестандартной критической ситуации.

Обратите внимание! Данными опросов пользуются при приеме на работу, чтобы понять, подходит ли соискатель на выбранную должность. Полезно замечать человека, которого называют «нарциссом». С ним тяжело работать, ведь он никого не видит вокруг, не уважает чужое мнение.

Некоторые опираются на данные тестов, чтобы найти вторую половинку. Разработаны теории о совместимости людей, обладающих схожими или различными чертами характера, социальными установками.

Для подбора сотрудников важно оценить взаимосвязь между инициативой и ответственностью, оценить активность людей.

Опираясь на этот признак, Ксения Александровна Славская, психолог и философ, создала классификацию видов личности, где, например, к гармоническому типу относились люди, предлагавшие план действий и отвечающие за его выполнение.

Созерцательные – выдвигали идею, но справиться с ней самостоятельно не могли. Типология личности применяется педагогикой с целью исключить конфликты, нормализовать атмосферу в коллективе.

Детский коллектив

Дополнительная информация. Существует направление в психологии, изучающее коррупционное поведение, это важно при допросе подозреваемых. Краткая характеристика таких разновидностей личности – использование методов психологической защиты, быстрота в принятии решений, чувство безнаказанности.

Соционические типы личности

Гипертимный тип личности — что это в психологии

Соционика – наука, призванная изучать личностные типы и отношения между ними. Она уделяет много внимания восприятию и использованию информации, с которой человеку приходится ежедневно сталкиваться.

Существуют следующие виды личности:

  • Достоевский. Отличается сильно развитой интуицией и способностью сопереживать. При этом никогда не поставит собеседника в неудобное положение. Врожденная вежливость и чувство такта не позволят ему обидеть человека;
  • Есенин способен заранее просчитать исход события, он действует на несколько шагов впереди остальных;
  • Дон Кихот живет вне рамок и времени. Он находит несколько путей решения задач и может оценить выгоду от каждого действия;
  • Джек Лондон. Человек этого типа холоден, действует, опираясь на логику. Для достижения цели замечает все, что его окружает, используя информацию и людей как ресурсы;
  • Штирлиц замечательно организует работу группы, выступив ее руководителем. Каждый при этом будет чувствовать себя комфортно. Штирлиц также сам способен выполнить стоящие перед ним задачи;
  • Гамлет живет эмоциями, искусно ими управляя, чтобы создать нужную ему атмосферу;
  • Робеспьер добросовестный, ответственный и исполнительный. Власть и слава находятся для него на последнем месте;
  • Бальзак способен подмечать детали и не забудет сделать колкое замечание, поэтому его часто считают циником;
  • Габен любит комфорт и размеренность во всем. Он выберет уют и спокойствие, оградится от шума и суеты;
  • Гексли любопытен и внимателен. Он может читать между строк и видеть то, что другим кажется фантазией. Он склонен мечтать, что помогает ему достигать небывалых высот;
  • Горький мыслит рационально, ставя во главу угла причинно-следственные связи;
  • Драйзер живет, опираясь на моральные принципы. Если что-то идет в разрез с ними, впадает в негодование, никогда не поступится своим мнением;
  • Дюма – истинный интроверт, создающий собственный уютный мир;
  • Наполеон – лидер, борец, стремящийся показать свое превосходство при каждой возможности. Он упрям и всегда добивается своего;
  • Жуков тоже уверенно идет к цели. Руководствуется хитростью, проявляя эгоизм, не считаясь с людьми и их желаниями;
  • Гюго харизматичный и позитивный. Он заряжает положительным настроем всех вокруг.

Наполеон как образ социотипа

Каждый из типов личности в психологии относится к одной из четырех групп:

  • родители;
  • инфантильные личности;
  • агрессоры или виктимы;
  • жертвы.

Обратите внимание! По мнению психологов, противоположности образуют крепкие пары, они притягиваются и дополняют друг друга. Например, Джек Лондон и Драйзер, как жертва и агрессор, или Дон Кихот и Дюма, инфантильная личность и родитель.

Типы личности в конфликтной ситуации

Конфликты – неотъемлемая часть жизни. Зачастую обойтись без них невозможно, а избегание только усугубит напряжение и отдалит цель. Какие бывают типы личности, в зависимости от поведения при конфликте:

  • Демонстративный. Стремится быть в центре внимания, поэтому создает конфликты, чтобы заставить окружающих вспомнить о нем. Таких людей лучше не оставлять в стороне, а делать им комплименты, хвалить. Это успокоит их, желание конфликтовать уменьшится;
  • Ригидный. Конфликты возникают из-за обидчивости человека. Ему постоянно кажется, что его недооценивают или обижают. Он склонен все воспринимать на свой счет и не терпит поражения. Для него важно, чтобы его правда была признана, сам он от нее никогда не откажется. Лучше не провоцировать такого человека, проще сгладить неприятную ситуацию и извиниться. Конструктивный диалог с ним вряд ли получится;
  • Неуправляемый тип опирается на эмоции. Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию;
  • Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов;
  • Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение. Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор;
  • Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.

Конфликтная ситуация

Типы личности по Холланду

По Холланду выделяют следующие типы личности:

  • Реалистичный. Он ориентирован на реальность, у него развиты моторные навыки и пространственное мышление;
  • Интеллектуальный вид предпочитает развивать умственные способности. Он активен, во время работы не отвлекается, погружен в процесс;
  • Социальный. Он общительный, пытается занять позицию лидера. Сопереживает коллективу, но не упустит возможность преподать урок;
  • Конвенциальный тип отличается консервативностью и старомодностью. Действует, опираясь на алгоритмы и стандартные схемы;
  • Предприимчивый вид изобретательный, склонен загораться идеями вплоть до проявления агрессии. Не может сидеть на месте и концентрироваться на деталях;
  • Артистический тип верит своей интуиции, любит фантазировать. Игнорирует правила, предпочитает творческие занятия.

Типы личности в психологии

В психологии существует классификация людей по типам личности:

  • Взрывчатый. Человек бурно реагирует на события или слова, отличается повышенной возбудимостью. Он угрюм, обычно жесток и слишком импульсивен;
  • Истерический тип хочет быть признанным, заметным. Для него основное – презентация себя и собственных эмоций. Он экстравагантен, поведение отличается театральностью. Такой человек непостоянен, его нельзя назвать искренним. Он переигрывает, пытаясь приумножить свою значимость;
  • Астенический тип имеют боязливые, слишком ранимые люди. Они обладают слабой выносливостью и быстро устают. Человек всегда чем-то озабочен, склонен придумывать болезни, накручивать проблемы. Тоскливое настроение скрывает за маской равнодушия, иногда кажется слишком развязным;
  • Психастенический тип чрезмерно тревожен и нерешителен. Он всегда сомневается в поступках и сожалеет о содеянном. Такие люди все перепроверяют, склонны к педантизму, точно следуют инструкциям;
  • Шизоидный тип избегает контактов, ему тяжело наладить общение, не способен сопереживать. Человек находит себя в творчестве, сбегая от реальности. Он холоден, угловат, неловок, боится нового.

Психологические типы личности по Юнгу

Карл Густав Юнг – известный швейцарский психиатр и педагог. Персоналия о нем гласит, что он работал вместе с Фрейдом. Он разделил людей на экстравертов и интровертов. Тип зависит от особенностей восприятия. Экстраверты стремятся познать окружающий мир, всячески взаимодействуя с ним. Интроверты пытаются отгородиться от окружения. Их энергия направлена «внутрь себя».

Экстраверты дружелюбны, открыты, активны. Им необходимы общество и энергия толпы. Интроверты отличаются замкнутостью и стремятся к уединению. Они не прочь приобщиться к коллективу, но быть в центре внимания им не нужно.

Экстраверт и интроверт

Обратите внимание! Каждый из типов соответствует определенному темпераменту. Так, к экстравертам относятся холерики и сангвиники, а к интровертам – меланхолики и флегматики.

Такое распределение легко понять, узнав характеристику типов темперамента. Широко используется следующая типология людей:

  • Холерик неуравновешен, его действия подчиняются импульсам. Он быстро загорается, но энергия его моментально иссякает. Настроение скачет;
  • Сангвиник также характеризуется постоянной сменой настроения. Он живо реагирует на все происходящее и с жаром хватается за дело. Работать он может долго, энергии его нет конца. Не имеет свойства расстраиваться из-за неудач, быстро забывает о промахах, превращая их в бесценный опыт, чтобы пройти дальше;
  • Флегматик действует медленно, почти не проявляет эмоций, мимика его невыразительна. Он медленно загорается, но работает усердно и всегда стремится к высокому результату. Он отличается усидчивостью и упорством;
  • Меланхолик всегда переживает, его легко ранить и выбить из колеи. Переживания выплескиваются наружу. Его тяжело вдохновить, работа движется с большим запозданием.

Существует множество классификаций типов людей в психологии, позволяющих охарактеризовать их качества, взаимоотношения с социумом и способы достижения целей. Именно взаимодействие с людьми и внешним миром помогает оценить личность.

Источник: https://srazu.pro/lichnost/tipy-lichnosti-v-psixologii.html

Качества, характеризующие личность человека

58.Нормотип. Качества личности, ее проявления в различных социальных группах. Частные типы личности. Нормотипичные личности, отличающиеся по полу и возрасту.

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Качества, характеризующие личность человека Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost/

Структура и особенности портрета социальной личности

58.Нормотип. Качества личности, ее проявления в различных социальных группах. Частные типы личности. Нормотипичные личности, отличающиеся по полу и возрасту.

Каждому человеку свойственны определенные индивидуальные черты.

Социальные и психологические характеристики личности являются важным предметом научного изучения.

Примеры социальных ролей в обществе вы найдете здесь.

Понятие

Человек не может существовать вне общества.

В этом его главное отличие от животных.

Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.

У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.

Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.

Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.

На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.

Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.

Типы

В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:

  1. Традиционалисты. Для них на первом месте законопослушность, исполнительность, дисциплинированность и ответственность. Подобные черты наблюдаются на фоне отсутствия стремления к самореализации, самостоятельности.
  2. Идеалисты. Они являются полной противоположностью традиционалистов. Стремятся проявить себя и действовать в соответствии с собственными установками, принципами. Не признают авторитетов и традиционных взглядов на вопросы.
  3. Фрустрированный тип. Эти люди не чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь, в принятие важных общественных решений. Им свойственна низкая самооценка, постоянное состояние подавленности и пассивности.
  4. Реалисты. Подобные личности грамотно сочетают стремление к самореализации с осознанием чувства долга.

    Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства.

  5. Гедонистические материалисты. Являются типичными потребителями, которые стремятся к получению сиюминутных удовольствий, не задумываясь о завтрашнем дне. Собственные желания для них всегда на первом месте.

Типы личности:

Социально-психологический портрет

Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.

Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:

  • темперамент;
  • характер;
  • навыки и умения;
  • уровень интеллекта;
  • эмоциональность;
  • волевые качества;
  • коммуникабельность;
  • уровень самооценки;
  • степень самоконтроля.

В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.

По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.

Свойства и качества

Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.

Данные свойства делятся на четыре группы:

  • свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.);
  • свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.);
  • свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.);
  • свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).

Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.

В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:

  1. Атлетики. Люди с активной жизненной позицией, которые стремятся всегда доминировать и управлять.
  2. Пикники. Люди с хорошо развитыми адаптивными механизмами, позволяющими им легко вступать в коммуникации и успешно избегать конфликтных ситуаций.
  3. Астеники. Классические интроверты, предпочитающие уединение.

Структура

Личность человека имеет определенную структуру:

  • психологическая сторона отвечает за функционирование всех психических процессов;
  • социальная сторона отражает качества, необходимые для успешного функционирования в обществе;
  • мировоззренческая часть отвечает за формирование системы взглядов и представлений об окружающей действительности.

Особенности

С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:

  • является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора;
  • является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик;
  • формируется под влиянием социума (процесс социализации);
  • осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам;
  • осознает свои потребности, желания и цели;
  • стремится к самореализации;
  • самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации;
  • полностью включена в отношения с окружающей действительностью;
  • занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.

Параметры анализа

Социально-психологические параметры анализа личности следующие:

  1. Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
  2. Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.

    При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.

  3. Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
  4. Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.

Зрелость

Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.

Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.

Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.

Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.

Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.

Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.

Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.

При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.

Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.

От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:

  • младенчество (0-1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • детство (3-6 лет);
  • школьный возраст (6-12 лет);
  • отрочество и юность (12-20 лет);
  • ранняя зрелость (20-25 лет);
  • средний возраст (25-65 лет);
  • поздняя зрелость (после 65 лет).

Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.

Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.

Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.

Личность и среда

Все социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между личностями, группами, социальной средой.

Под средой понимается весь спектр общественных отношений и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни.

Социальная среда формируется на основании экономических показателей, классовой и национальной принадлежности, бытовой и профессиональной деятельности

Без социальной среды человек не смог бы стать личностью. Сам факт существования человеческого организма не обеспечивает усвоение необходимых общественных навыков и моделей поведения.

Для формирования социальных черт человек должен жить в социальной среде и усвоить общественно-исторический опыт прошлых поколений.

Не раз появлялись научные свидетельства того, что выросшие вне общества дети остаются на уровне развития животных.

Они не обладают осознанным мышлением, воображением, не умеют говорить. Только участвуя в общественной деятельности, вступая в социальные контакты, выполняя трудовые обязанности человек способен стать полноценной личностью.

Итак, социальная личность формируется у любого человека, живущего в обществе. Этой личности присущи определенные особенности, свойства и качества.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/sotsialnaya-lichnost.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий