57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

Толкование права: понятие, цели, способы, виды

57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

Толкование права — мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм.

В толковании выделяются два аспекта — внутренний (уяснение) и внешний (разъяснение). Сначала требуется понять, осмыслить правовую норму, затем — объяснить свое понимание нормы третьим лицам. Уяснение есть толкование для себя, разъяснение — толкование для других.

цель толкования — обеспечить правильное и единообразное (унифицированное) понимание и реализацию права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности. При этом выявлению подлежит не только содержание (буква), но и смысл (дух) правовой нормы.

Способы толкования права:

1.Грамматическое толкование — анализ юридического текста с использованием правил языкознания — грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п.

Речь идет об исследовании юридического языка закона. Выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т. д.

Правила грамматического толкования:

1) словам и формулировкам придается общеупотребительное значение. Придание словам и формулировкам иного, специального значения должно быть обоснованно;

2) если в законодательстве существует нормативное определение термина (формулировки), следует использовать термин (формулировку) именно в этом значении;

3) значение термина, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Это особенно актуально, если речь идет об отраслях публичного и частного права;

4) если значение термина нормативно не определено, следует руководствоваться юридической (прежде всего судебной) практикой и правовой доктриной;

5) придание разным терминам одного значения, равно как и одинаковым терминам разного значения, не допускается без достаточных на то оснований;

6) ни одно слово, формулировка, суждение или знак препинания не могут толковаться как излишние.

2.Систематическое толкование — выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.

3. Логическое толкование — использование логического анализа, то есть исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.

4. Историческое толкование — изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта. Речь здесь идет об изучении политических аспектов правотворчества.

5. Функциональное толкование — изучение сложившейся практики реализации (применения) правовых норм. Этот способ особенно актуален при анализе оценочных правовых категорий.

Виды толкования:

1.Официальное — толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.

Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное (авторское) и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. Eius est interpretari legem, cuius est condere (с лат.

) — тот вправе толковать закон, кто вправе его устанавливать (Цельс). В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом.

Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.

По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное (казуальное). Первое распространяется на все юридические ситуации определенного рода, второе — на конкретную юридическую ситуацию (казус). Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству.

Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер.

«Правоприменительное толкование представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и своей основной целью имеет правильное решение именно данного дела»

2. Неофициальное — толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме — устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности — доктринальное, профессионально-юридическое и обыденное.

По объему выделяют буквальное, расширительное и ограничительное толкование. При буквальном результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы; при расширительном — они шире текстового содержания нормы; при ограничительном — толкование сужает текстовое содержание нормы.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 8; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-87937.html

Толкование права: понятие, способы, виды

57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒

Толкование права — это интеллектуальная и волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

1) уяснение смысла юридической нормы; это внутренний мыслительный процесс;

2) разъяснение смысла юридической нормы;

3) как уяснение, так и разъяснение права.

Таким образом, толкование права — уяснение и разъяснение смысла правовой нормы

Объект-отдельные НПА и их совокупность

Предмет-воля законодателя, выраженная в законе

Способы толкования: методы, которые используются при толковании права. Разделение их носит условный характер, так как обычно пользуются несколькими способами:

а) филологический (грамматический) — речь идет о толковании правовых норм с точки зрения языка, на котором может быть изложена эта норма. Используя этот способ, вначале изучают грамматику, синтаксис, стилистику этой нормы (например, «казнить нельзя помиловать»);

б) исторический — интерпретатор выясняет, в каких условиях и чем было вызвано появление юридической нормы и соответствует ли она современным условиям (например, в начале 1960-х годов создают статью, в которой скармливание хлеба животным каралось законом);

в) систематический (чисто юридический) — используя этот способ, выясняют место правовой нормы и ее значение;

г) логический — данный метод анализирует правовую норму с точки зрения правовой нормы.

Виды толкования права:

I) по объему:

1) расширительное (интерпретатор придает более широкий смысл, чей тот, который вложил в норму законодатель. Это толкование надо применить осторожно;

2) адекватное (объем не изменяется)

3) ограничительное (правовая норма трактуется в более узком смысле, чем а том, который вкладывал в нее субьект правотворчества).

II) по субъекту (индивид или коллектив, который уясняет и разъясняет смысл правовой нормы):

1) официальное толкование или легальное (даваемое официальными государственными организациями и должностными лицами):

а) аутентичное (дает тот государственный орган или должностное лицо, которые являются субъектами правотворчества);

б) неаутентичное — когда субъекты и толкование права не совпадают;

в) нормативное (когда ему придается характер юридической нормы, т. е. тол кование распространяется на неограниченный круг адресатов правовой нормы и может быть использовано бесконечное число раз);

г) казуальное (еспи толкование не носит нормативного характера, а относится к отдельному делу (казус — случай);

2) неофициальное:

а) доктринальное (доктрина—наука) или догматическое толкование — это толкование дает ученые-юристы;обыденное,компетентное

26. Предмет и метод правого регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.

Метод правового регулирования показывает как, каким образом регулируются данные отношения.Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Основными признаками, характеризующими метод правового регулирования являются,

во-первых, правовое по положение участников правоотношений:

во-вторых, характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распределение между ними:

в-третьих виды и характер санкций, т. е. государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения.

В основе всех отраслевых методов лежат два основных приема юридического воздействия:

а) централизованное, императивное регулирование (метод субординации);

б) децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации).

Первый характерен для блока отраслей публичного права (прежде всего административного, где превалируют отношения власти и подчинения), а второй — для отраслей частного права (прежде всего для гражданского, субъектам которого присуще равенство правового положения).

В зависимости от сочетании дозволении и запретов выделяют два типа правового регулирования:

а) общедозволительный — «дозволено все, кроме прямо запрещенного»;

б) разрешительный — «запрещено все, кроме прямо дозволенного».

Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, частного права. Второй — сфере публичного права, регулированию государственно-властных отношений.

Иногда в литературе наряду с императивным и диспозитивным методами выделяют поощрительный (метод вознаграждения за правомерное поведение) и рекомендательный (метод совета, рекомендации определенного социально полезного поведения).

Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений:

1) отношения людей по обмену ценностями;

2) отношения по властному управлению обществом;

3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах.

Единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.

Публичное право включает административное; конституционное; финансовое; уголовное; земельное и др.

Публичное право занимается регулированием отношений государства с гражданами и другими субъектами права.

В систему частного права входят семейное; гражданское; трудовое.

В частном праве царят личные интересы граждан и частных объединений.

К материальным отраслям относят:

1. административное;

2. конституционное;

3. уголовное;

4. семейное;

5. трудовое право и др.

Процессуальные отрасли определяют порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел. Связь материальных и процессуальных отраслей права взаимная и двусторонняя.

Это означает, что материальные отрасли обусловливают правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

Процесс рассмотрения конкретного предмета и доминирующий метод правового регулирования дает характеристику отраслей права.

Система права Российской Федерации включает следующие отрасли:

1) конституционноеправо представляет собой отрасль, нормы которого закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан;

2) административное право представляет собой отрасль права, регулирующую отношения, которые складываются в процессе государственного управления;

3) финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению государственных финансов;

4) земельное право связывает нормы, регулирующие отношения, которые складываются по поводу владения, пользования и распоряжения землей;

5) гражданское право связывает нормы, регулирующие имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения;

6) трудовоеправо – это система норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями;

7) семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отношения, связанные со вступлением в брак, его прекращением, алиментированием и усыновлением;

8) уголовное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, которые предусмотрены Уголовным кодексом;

9) уголовно-исполнительное право является пенитенциарной отраслью, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказаний;

10) в уголовно-процессуальное право входят нормы, которые регулируют порядок производства по уголовным делам;

11) гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

В системе права отдельное место занимает международное право – частное и публичное. Поскольку это право устанавливается не отдельным государством, а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения, то можно сказать, что эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права.

Различные отрасли права стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений увеличивается, а у других – сужается. Понемногу формируются банковское право, предпринимательское, жилищное и др.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x82dc.html

Понятие и необходимость толкования права. Виды толкования права по субъектам, приемам и объему

57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

Французский философ Р. Декарт советовал: «Употребляйте правильно слова, и вы избавите мир от половины недоразумений». А его соотечественник Вольтер сказал однажды своему собеседнику: «Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах».

Толкование — древнейший правовой институт. Он является частью более широкого понятия — герменевтики, которая в переводе с греческого означает объяснение, разъяснение, интерпретация какого-либо предмета, явления.

В научном плане герменевтика представляет собой теорию и искусство толкования не только законов, но и текстов литературных памятников, книг, рукописей, художественных произведений, материальных объектов, реликвий, раритетов, других исторических, религиозных и культурных ценностей.

Толкование — это уяснение и разъяснение подлинного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях действия нормы права (договора). Это сложная интеллектуальная деятельность, ко­торая ведется по определенным правилам. При ее осуществлении используется целый набор приемов, способов, методов толкова­ния.

Не будь толкования, весь сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен.

Объектом толкования является соответствующий данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором выражена толкуемая норма.

Задача толкования:

    • установление подлинной воли законодателя, выраженной в данной норме.

Цель толкования:

    • правильное применение норм права.

При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более — не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.

Проблема толкования — это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Очень важно, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга.

Юридическая деятельность (судебная, прокурорская, следственная, адвокатская и иная), как никакая другая, требует скрупулезной точности, определенности, однозначности.

Толкование во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц, их профессиональной подготовки, компетентности, культуры, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как толкует, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Народное наблюдение гласит: «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло».

Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, они порой находятся на разных полюсах идеологического спектра, имеют свои социальные пристрастия и предпочтения. А это не может не отражаться на понимании и толковании права. Так что толкование может быть и предвзятым.

Особенно это касается нечетких, двусмысленных законов, которые действительно при желании можно повернуть по-разному, т.е. они допускают множественное толкование, возможность вкладывать в них различный смысл. Подобных случаев в современной юридической практике немало.

Толкование носит как объективный, так и субъективный характер.

Вообще, толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса, о какой бы норме речь ни шла. Прежде чем применить ту или иную правовую норму, ее надо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно. Кроме того, необходимо выяснить действие нормы по времени, в пространстве и по кругу лиц.

Основные причины необходимости толкования норм права:

    • сложность или нечеткость юридических формулировок (излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность);
    • несовершенство законодательной техники (поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность);
    • несовпадение норм и статей правовых актов (наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний);
    • специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
    • неясное и неточное выражение воли законодателя в правовой норме (различие духа и буквы закона);
    • действие нормы права не изолированно, а в системе других норм.

Различают два аспекта толкования:

    1. уяснительный (норма права толкуется субъектом для себя);
    2. разъяснительный (толкование не только для себя, но и для других; имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц).

Иными словами, следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению, а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение.

Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств.

При толковании-уяснении оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.

При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление.

Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают.

Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.

Виды толкования права по субъектам, приемам и объему

Официальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридиче­ские последствия. Различают

    1. аутентичное (издавшим органом) и
    2. судебное официальное толкование.

Неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы. Оно не регламентировано законом и осуществляется в сво­бодной форме.

Виды толкования права по субъектам

Субъект толкования — это государственные органы и физи­ческие лица, разъясняющие уголовный закон.

Виды толкования права по субъекту:

    1. легальное — это официальное толкование уголовного закона, которое дает орган, специально на то уполномоченный законом;
    2. судебное — дается судом при применении правовой нормы по конкретному делу. Оно обязатель­но только по этому делу. Разновидностью судебного толкования является толкование, даваемое в постановлениях Пленума Вер­ховного Суда РФ;
    3. научное (доктринальное) — даваемое учеными, практическими работниками в статьях, учебниках, монографиях по проблемам уголовного права, обязательной силы не имеет, но способствует развитию правового сознания, а также может быть использовано при разработке новых законов.

Виды толкования права по приемам (способам)

Способ толкования — это совокупность мыслительных опера­ций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте.

К основным способам толкования относятся:

    1. языковое;
    2. логическое;
    3. систематическое;
    4. специальное юридическое.

Кроме того, выделяют историческое, телеологическое (целевое), функциональное толкование.

Языковое толкование предполагает уяснение смысла нормы права на основе анализа ее текста.

Логическое толкование основано на использовании средств формальной логики. Его суть состоит в исследовании логического построения нормативного материала. Здесь применяются такие логические инструменты, как понятие, суждение, умозаключение, закон логики, аксиома и др.

Систематическое толкование предполагает анализ и сравнение не отдельных слов, а связей между частями нормы права (гипоте­зой, диспозицией, санкцией), между разными нормами права од­ного закона, а иногда между нормами, находящимися в различных нормативных актах. Поэтому требуется установление места нормы права в системе отрасли или даже в системе права в целом. мыслительная операция здесь — сравнение.

Специальное юридическое толкование многие ученые по-прежнему отдельно не выделяют, а считают разновидностью систематического толкования. Оно предполагает прежде всего исследование приемов юридической техники, при­меняемых для выражения воли законодателя.

Виды толкования права по объему

По объему толкование бывает

    • буквальным,
    • ограничитель­ным и
    • распространительным.

Буквальное — это толкование в точ­ном соответствии с текстом, оно предполагает совпадение содержа­ния нормы со словесной формулировкой.

Ограничительным назы­вается толкование, дающее основание применять закон к более узкому кругу случаев, чем это вытекает из буквального смысла закона (например, по возрасту привлечения к ответственности, хотя в тексте нормы это не указано).

Распространительное (расширительное) толкование, наобо­рот, придает закону более широкий смысл, когда закон применя­ется к случаям, непосредственно в тексте закона не названным. Этот вид толкования применяется лишь в исключительных ситуа­циях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-neobchodimost-tolkovaniya-prava-vidi-tolkovaniya-prava-po-subektam-priemam-i-obemu

Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.

Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы.

Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса.

Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.

Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.

Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.

Различают следующие способы:

1) грамматический.

Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.

2) логический.

Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.

3) систематический.

Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.

4) историко-политический.

Во внимание принимаются те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, — не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Используются материалы, которые были в момент подготовки данного нормативно-правового акта. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.

5) специально-юридический.

Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.

6) Телеологический (целевой).

Толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативно-правовой акт.

7) функциональный.

Правовые нормы неодинаковы по своему характеру действия, функциональному содержанию. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные и т.д. У них разные функции. Это важно иметь ввиду при толковании. Также здесь учитываются тип и механизм, направленность правового регулирования.

Существуют классификации видов толкования по различным основаниям.

Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:

1) Буквальное (адекватное) толкование.

Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.

2) Ограничительное толкование.

Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».

3) Расширительное толкование.

Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.

6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст.

62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

Кроме того, различают виды толкования по субъектам:

1) Официальное толкование.

Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.

Оно подразделяется на ряд подвидов:

— нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.

— казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.

— аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.

— легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.

— судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.

2) Неофициальное толкование.

Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.

Неофициальное толкование делится на виды:

— профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.

В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.

— обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.

Таким образом, акты толкования – один из важнейших видов правовых актов. Их функциональное значение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь.

Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, их роль в механизме правового регулирования очень велика. Без них этот механизм оказался бы ослабленным. Ведь если норма неправильно понята, то за этим последует неправильное её применение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_127293_bilet--tolkovanie-prava-ponyatie-sposobi-vidi-znachenie.html

Понятие и значение толкования права. Способы и виды толкования

57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

⇐ Предыдущая29303132333435363738Следующая ⇒

Толкование норм права— это интеллектуальная деятельность по выявлению подлинной воли законодателя, выраженной в нормах права.

Значение толкования норм права:

· является важным условием эффективной реализации норм права;

· обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны;

· неправильное истолкование нормы права есть грубое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения;

· выступает в качестве активного средства правового воспитания и повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;

· способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства.

Необходимость толкования норм права вызывается рядом причин:

· норма права носит общий характер, а применять ее надо к конкретной жизненной ситуации;

· юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, оценочных категорий, понятий естественных наук;

· толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными;

· толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем, смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права;

Процесс толкования права включает в себя два этапа:

1. уяснение содержания норм права (лицо уясняет содержание норм для себя);

2. разъяснение содержания норм права (лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других).

Толкование различается по субъектам на:

· официальное(дается специально уполномоченным на то органом и является обязательным с точки зрения следования ему лиц, которым оно адресовано)

· неофициальное(исходит от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм; они не имеют юридической силы, и их значение может состоять исключительно в их логической убедительности).

Официальное толкование в свою очередь (в зависимости от толкующих субъектов) делится на:

· легальное (разъяснение, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц, либо в некоторых случаях даже общеобязательным);

· аутентичное (это официальное разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму).

Кроме этого, официальное толкование делится (в зависимости от степени общности и распространенности издаваемых правоположений) на:

· нормативное (общее) (разъяснения, имеющие общий характер и обязательные для рассмотрения всех дел определенно категории);

· казуальное(индивидуальное) (разъяснение, имеющее обязательный характер только для конкретного дела).

Неофициальное толкование, в свою очередь, делится на три вида:

· обыденное (дается людьми, не имеющими специального образования и исходящими из собственного опыта);

· профессиональное(дается профессиональными юристами);

· доктринальное (научное) (дается учеными-юристами).

На все эти виды толкования нельзя ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения, однако оно может помочь глубже разобраться в содержании применяемых норм, предотвратить возможные ошибки.

В зависимости от объема толкование делится на:

· буквальное (адекватное) — толкование нормы в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта;

· расширительное (распространительное) — содержание нормы права шире ее словесного выражения;

· ограничительное— содержание нормы права уже ее словесного выражения.

Способы толкования права — это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.

Толкование достигается при помощи определенных приемов (способов):

· грамматического (филологического) (состоит в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними);

· логического (исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта, предмет анализа – не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой);

· систематического (состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение);

· историко-политического (историко-целевого) (состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие; обычно цели нормы формулируются в самом тексте закона в преамбуле или в виде отдельной статьи);

· специально-юридического (исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и юридической техники);

· функционального (толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права; здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям, типа «добросовестность», «производственная необходимость», «интересы детей» и др.).

47. Акты официального толкования норм права: понятие, особенности и виды.

⇐ Предыдущая29303132333435363738Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1679 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-78351.html

57)Толкование права: понятие, способы и виды

57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

Толкование: способы, виды и результат

Толкование права (интерпретация) — это деятельность по установлению содержания правового акта для его практической реализации. Исходное в толковании нормативных актов состоит в том, чтобы познать, выявить и тем самым установить тот смысл, то содержание, которые заключены в нормативных юридических предписаниях.

Способы толкования — это относительно обособленные совокупности приемов, которые в соответствии с особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний для их реализации.

Выделение того или иного способа толкования обусловлено двумя факторами.

Во-первых, особенностями права как объекта познания, наличием специфических «моментов жизни» права и, во-вторых, особенностями содержания данной совокупности приемов познания, позволяющих использовать для установления воли законодателя специфическую область знаний, понятий, правил (филологии, логики, специальных юридических знаний, истории и др.).

Каковы же способы толкования?

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить особенности объекта толкования – главные моменты, через которые выражается жизнь права и; следовательно, осуществляется его познание.

Здесь принципиально важно различать два слоя в предмете толкования: во-первых, осязаемую реальность права – внешнюю его форму, иные внешние обстоятельства и, во-вторых, то, что относится к логической и технико-юридической организации содержания права, к его структуре, т, е. к внутренней форме.

Первый слой: а) словесный, грамматически организованный текст нормативного акта, б) выраженная в тексте связь данного предписания с другими, в) обстоятельства генезиса и функционирования права, выражающие социально-политическое содержание правовых предписаний; второй слой: г) логическая структура мысли, в которой заключена воля законодателя, д) специально-юридические средства и приемы выражения воли законодателя.

В юридической литературе была предпринята попытка связать способы толкования лишь с внешними моментами (формами) проявления воли законодателя. Однако не все широко признанные способы толкования (например, логическое толкование) имеют свои особые внешние формы.

Да и такие способы (например, систематическое толкование), которые, казалось бы, опираются на специфические внешние формы, на поверку затрагивают в значительной мере внутреннюю форму права, его структуру. Вместе с тем есть такие внешние обстоятельства, используемые при толковании (политика, мораль, обстоятельства издания и т.д.

), которые вообще не являются внешними формами жизни права.

Главное же – качество объективной реальности имеют в праве не только внешние формы, но и самая материя права, другие его характеристики, в том числе особое логическое построение, специфическое технико-юридическое выражение (технико-юридическое, специально-юридическое содержание права), которые не в меньшей мере, чем внешние формы, являются его «моментами жизни».

С таким подразделением «моментов жизни» права в полной мере согласуется подразделение основных сфер знаний, которые включаются в процесс интерпретации правовых предписаний.

В сущности, каждому «моменту жизни» права соответствует специфическая сфера знаний, понятийный аппарат которой участвует в толковании нормативных предписаний.

Это – филология, логика, история, специальные юридические знания и др.

С учетом указанных факторов в качестве наиболее общих и специфических можно указать на такие способы толкования: грамматический, логический, специально-юридический (технико-юридический), систематический, историко-политический (функциональный).

Виды толкования

Толкование норм права имеет два направления (процесс): уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). Уяснение смысла нормы права яв­ляется необходимой предпосылкой для правильного понимания и реали­зации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тог­да, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержа­нии.

В зависи­мости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется наофициальное и неофициальное.

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы пра­ва, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выра­жение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

Официальное толкование по объему подразделяется на норма­тивное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение, кото­рое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой.

Тем самым обес­печивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требова­ний. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентич­ным. Например, разъяснение президентом изданных им указов.

В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут да­вать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указан­ных норм.

Так, законодательный орган может поручить соответствую­щим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством.

Так, министерство фи­нансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса).

Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда реше­ния нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юри­дическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении кон­кретного дела.

Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм праяа в деятельности судов.

В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уго­ловного законодательства.

Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и долж­ностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспе­чения и подобных.

Толкование норм права в пределах своей компетенции могут да­вать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомствен­ной территорией

Неофициальное толкование

Источник: https://studfile.net/preview/2792816/page:48/

Uchebnik-free
Добавить комментарий