57. Каркаралинская петиция.

Вопрос №34. Каркаралинская петиция — FINDOUT.SU

57. Каркаралинская петиция.

В июле 1905 года группа представителей национальной элиты, в последующем принявшая либеральные позиции национально-освободительного движения, на ярмарке, проходившей в поселке Коянды Каркаралинского уезда, организовала петицию от имени казахского народа, адресованную императору Николаю II и составленную на имя председателя Совета Министров С. Ю. Витте. Этот не имеющий аналога документ вошел в историю Казахстана под именем «Каркаралинской петиции».

«Каркаралинская петиция» была подписана огромным количеством людей — 14500 человек официально выразили согласие с необходимостью решать в Казахстане земельный вопрос, поднимать проблемы образования, религии, равноправия женщин, самостоятельности казахского народа. После подписания петиция почтой была отправления на имя царя.

В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.

Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе.

Были составлены несколько вариантов Каркаралинской петиции, наиболее полно отражала проблемы казахов начала XX в. петиция, направленная в адрес министра внутренних дел. Её перевёл на русский язык Т.Нурекенов.

Она состояла из 47 пунктов. Копии Каркаралинской петиции к царю были посланы в редакции российских газет. В петиции предлагалось решить религиозные вопросы, вопросы образования и судопроизводства, земельные вопросы.

Требования казахов:

Выборная система

· Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должность мировых посредников.

· Предлагалось обязательное участие казахов в высшем законодательном органе империи.

Религиозные вопросы

· Предлагалось подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию.

· Казахи требовали запретить посещение казахских аулов православными миссионерами.

· Казахи требовали наложить запрет на недостигших совершеннолетия казахов переход в другую религию.

· Казахи просили о назначении сборщиков для сбора религиозных налогов для стипендии ученикам из бедных семей.

· Образование и казахский язык Предлагали обязательное преподавание в школах азов мусульманства, только затем обучение русской грамоте.

· Против обучению казахов христианству в школе.

· Перевод делопроизводства на казахский язык.

· Добиться того, чтобы начальники знали казахский язык.

· Писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного населения.

Суд

· Были против административной высылки степняков без суда и следствия.

· Предлагали подчинить суд биев не местным властям, а Министерству юстиции.

· Казахи предлагали изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников бракоразводные дела.

Земельный вопрос

· Казахи в решении земельного вопроса требовали оставить в ведении хозяев зимние и летние стоянки.

· Вернуть отобранные у степняков за последних 20 лет земли.

· Допустить свободное пользование лесов, соляных и рыбных озер.

· Казахи требовали свободные земли в районе казахских кочевий передавать только мусульманам-башкирам.

Историческое значение

· Царизм требования и предложения Каркаралинской петиции не выполнил, но допустил казахов в состав I и II Госдум России.

· Петиция в концентрированной форме выразила наиболее значительные проблемы казахов.

· Показала рост политического самосознания казахов.
Свидетельствовала о решимости народа защитить свои ущемленные права.

№35 Создание Кир гизского (Казахского) рев олюционного ком итета и его состав , ц ели и задачи .

По мере освобождения территории Казахстана от белогвардейцев восстанавливалась советская власть. 10 июля 1919 г. декретом СНК РСФСР был организован Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком).

В первый его состав вошли: С. Пестковский (председатель), А. Байтурсынов, В. Лукашев, А. Джангильдин, М. Тунганчин, С. Мендешев, Б. Каратаев. В разное время членами Казревкома были А. Айтиев, С. Аргыншиев, А. Авдеев, Г. Алибеков, Б. Каралдин.

В ведении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Торгайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели ктому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под фактическим управлением Сибирского ревкома.

Казревком сосредоточил в своих руках «высшее военно-граждан­ское управление краем», а его главной задачей явилась подготовка условий для созыва Учредительного съезда Советов края с целью образования советской государственности казахского народа. Так сложилось, что этому по существу чрезвычайному органу революци­онной власти в Казахстане пришлось осуществить огромный объем работы различного плана, подготовить и провести Учредительный съезд Советов Казахстана.

Функции чрезвычайности Казревкому навязала сложная обста­новка гражданской войны. Именно она определила военно-граждан­ский характер Казревкома. Другой важной задачей Казревкома являлась задача собирания всех исконно казахских земель воедино, т. е. формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности.

Одновременно Казревкому пришлось включиться в решение продовольственных проблем снабжения дей­ствующей армии, поставки хлеба и других продуктов питания в центр, Туркестанскую АССР, т. е. главного элемента политики «военного коммунизма». Казревком функционировал 15 месяцев — с июля 1919 г. по октябрь 1920 г.

С момента своего возникновения Казревком вел огромную работу подготовительного характера по провозглашению советской автономии казахского народа.

Источник: https://findout.su/2x47158.html

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Каркаралинская петиция 1905 г

57. Каркаралинская петиция.

Так как Казахстан был местом не только активной переселенческой политики царского правительства, но и местом ссылки политических, революционных деятелей, эти люди играли важную просветительскую, организационно-революционную роль и крае.

Оформилась организация РСДРП. Стали возникать профессиональные союзы (1905 год профсоюз железнодорожников). Влиятельной организацией рабочих был «Русско-киргизский Союз против капитала» на Успенском руднике, им руководили П. Топорнин, Л. Байчагаров, С.

Невзоров и другие.

Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла Казахстана. В феврале 1905 года в ряде населенных состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами.

Под воздействием выступлений рабочих Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стало нарастать революционное движение среди рабочих, все активнее оно распространялось на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном, Кустанае.

Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того периода во весь голос заявила о себе, как о выразительнице интересов казахского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов.

Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Кояндинской ярмарке собрались представители казахского населения различных волостей и приняли петицию к царю, известную как Каркаралинская. Под ней подписалось более 14500 человек.

Она содержала требования незамедлительного решения жизненно важных вопросов и прежде всего аграрного вопроса, связанного с изъятием казахских земель, а также с русификацией в области духовной культуры.

Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, которая прошла в октябре, стачечные комитеты на Успенском руднике, в Уральске. Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября прошли массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-телеграфцых служащих в Семипалатинске.

К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западно-Сибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона, Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов.

Руководил забастовкой «Русско-киргизский союз против капитала». Ее поддержали рабочие Караганды, всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, где были требования повышения заработной платы, улучшения условии труда и быта, отстранение чинивших произвол служащих.

10 декабря некоторые из их требований были частично удовлетворены, забастовка была ослаблена, продолжалась она 12 дней, после чего ее подавили, а организаторов арестовали.

В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населенных пунктов, в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других.

Требования участников революционного движения все более становились политическими, наряду с лозунгами повышения зарплаты, улучшения условий труда также раздавались призывы свержения самодержавия, изменения существующего строя.

В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который выдвинул требования о прекращении переселения в край, признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования па родном языке.

3 июля 1906 года состоялась крупная стачка рабочих в Семипалатинске, число ее участников достигло 500. В это время проходит подъем крестьянского движения против аграрной колониальной политики.

Революционные события в России длились около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России учреждалась Государственная Дума «чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» — говорилось в нем. I Государственная Дума по своему составу кадетско-либер.

действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года, от Казахстана в нес было избрано 9 депутатов; 4 от казахского и 5 от русского населения. Особую остроту в Думе приобрел аграрный вопрос, который стал причиной ее роспуска.

II Государственная Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, как и в первой, центральное место в ее работе занял аграрный вопрос. По своему составу она опять оказалась кадетско-либеральной. От Казахстана в ней было 13 депутатов, в том числе 5 от казахского населения.

Спад революционного движения позволил царю 3 июня 1907 года распустить II Думу. Это означало поражение революции.

Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов было большой школой, обретением опыта в борьбе за национальное и социальное освобождение.

51. Развитие национально-демократического движения в крае. Движение Алаш, партия Үш жүз, религиозные движения.

Первый всеказахский съезд сост. в г. Оренбурге 21-26 июля 1917г. На нем были рассмотрены след. Вопросы: система гос. управления, автономия каз. областей, земельный вопрос, народное образование, а также образование казахской полит. партии.

Первый всеказахский съезд, по существу, конструировался в каз. нац. полит. партию «Алаш». Лидерами партии стали А.Букейханов, А.Байтурсынов и др., это была партия либерального байства и мелкобуржуазной демократии.

В партию «Алаш» вошди также представители научной и творческой интеллигенции: М.Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев и др.Абсолютное большинство из них в условиях лета 1917г. не восприняли социалистическую программу, поскольку каз. общество не было готово к этому.

Они объединились под лозунгом: «Освобождение каз. народа из-под колониального ига».

Проект программы партии «Алаш»: 1) Гос. устр.-во. Россия должна быть федеративной республикой, а К.-н – член федерации, автономия. 2)Местная свобода. 3)Основное право. Равноправие без различия вероисповедания, происхождения, пола. 4)Религия.

Религия отделяется от гос.-ва, все религии равноправны. 5)Власть и суд. Они должны строиться в соответствии с особенностями каждого народа. 6)Защита народа.7) Налог – по степени богатства и имущественного состояния.

8)Рабочие должны защищаться законом.

Радикально настроенная настроенная часть каз. общества объединилась вокруг партии «Уш Жуз», ее лидерами были М.Айпеков и К.Тогусов. «Уш-Жуз» расходилась с «Алаш» по ключе­вым проблемам. Относительно характера автономии каз.

обла­стей «Уш-Жуз» была за тюрко-татарскую федерацию, аргументируя это кровным родством тюркских народов. По вопросу о земле «Уш-Жуз» выступала против муниципализации земли, предложенной «Алаш». В вопросе взаимоотношения религии и государства «Уш-Жуз» была за включение «справедливых требований шариата в закон каз.

суда», отказавшись от его жестких мер. Кроме этого, «Уш-Жуз» противопоставляла себя «Алаш», в программных тезисах ее отмечалось, что она при­держивается политической платформы социалистов-революционеров. После отставки М.

Айтпекова и с приходом к руководству пар­тией Кольбая Тогусова, представлявшего непримиримое левое крыло «Уш-Жуз», к весне 1918 года партия приняла сторону большевиков. Таким образом, по мере поляризации политических сил в К.

-не «Уш-Жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и про­тивопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания Алаш-Орды, Во время гражданской войны в марте 1919 года был каз­нен как советский деятель К. Тогусов. С потерей лидеров партия «Уш-Жуз» прекратила свое существование.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/38737.html

Основные проблемы жизни казахов в каркаралинской петиции

57. Каркаралинская петиция.

В начале XX века в казахском обществе заметно обострились проблемы языка, культуры, религии, а также различных сторон социально-экономической жизни. Безусловно, они не могли быть отражены впервых петициях, обращенных к местным и центральным властям.

Наиболее грамотная часть общества от имени всего народа пыталась решить через них свои самые насущные проблемы, которые формировались за годы нахождения степняков в составе Российской империи.

В петициях содержались различные требования: земельные, религиозные и образовательные [1, с.271].

Известно, что первые петиции были составлены и отправлены в вышестоящие инстанции в 1902-1903 годах. В них содержались требования остановить политику христианизации казахского населения, создать условия для развития мусульманских учебных заведений и деятельности мулл.

Инициаторами создания первых обращений были религиозные деятели, но со временем ситуация стало кардинально меняться. В годы первой русской революции инициатива по составлению петиции стала переходить к образованнейшей части казахского общества: во главе народа оказались А. Букейхан, Ж.

Акпаев, А. Байтурсынулы, Т. Нурекен и другие. Эти документы были адресованы уездным начальникам, военным губернаторам, генерал-губернаторам, Министру внутренних дел и даже российскому императору Николаю II.

Они отправлялись из Казани (манифест), Уральска, Лепсы, Каркаралинска и других местностей.

Пожалуй, одним из крупных и содержательных петициий, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская петиция. В июле 1905 года на Кояндинской (Ботовской) ярмарке (вблизи г.

Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Его подписали 42 влиятельных казахов Каркаралинского уезда Семипалатинской области.

Позднее к ней присоединились казахи других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей.

Обращение было оформлено в виде телеграммы. Была составлена в Омске и послана в г.

Каркаралинск по почте, откуда 22 июля 1905 года, за подписью 42, именовавшими себя доверенными от казахов Каркаралинского уезда Семипалатинской области, была отправлена на имя царя через местную почтово – телеграфную контору.

В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Букейхан, А. Байтурсынулы, Ж. Акпайулы, Т. Нурекен и другие.

Основное ее содержание состояло в том, что чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. В частности, здесь содержались следующие строки: «Его Императорскому величеству Государю Императору.

В Омске совещание Чиновников различных ведомств во главе с генералом Сухотиным высказались против допущения представителей от киргизов в земском соборе в духе проекта Министра А.Г.

Булыгина; подобное недальновидное решение объяснимо лишь незнакомством с характером развития и стремлением главной массы населения степного края, на которое это устранение произвело удручающее впечатление…… Какие же могут быть серьезными основания, не греша против элементарной справедливости и истины, выделять шестимиллионных киргизов в особую бесправную группу.

Правда — мы занимаемся скотоводством и интересы скотоводческого хозяйства заставляют нас кочевать, а не бродить, как думают, летом 3-4 месяца, но следует ли из этого лишать такого важного драгоценного политического права участвовать в земском соборе.

Почему занятия скотоводческой культурой должно лишать киргиза избирательного права, когда такового права не лишает занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами? …Не доказано, чтобы киргизы общественные и государственные задачи понимали хуже русских крестьян, не говоря уже о других оседлых инородцах… Кто будет защищать интересы киргизов? Кто может правильно выяснить назревшие их нужды и способы их удовлетворения, если не будут участвовать в земском соборе избранные нашим народом на общепринятых теперь основаниях представители?…Нас не желают знать, считают чем-то низшим, бюрократия смотрит на нас с высока и пренебрежительно… Во всяком случае мы не повинны в том, что нас не знают те, кому сие подлежит знать…Подписана 42 доверенными от Каркаралинского уезда, 22 июля 1905 года» [2].

Государственные чиновники к составлению подобного рода документов относились крайне отрицательно. Об этом свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области Степному генерал – губернатору от 19 июля 1905 года: «составление киргизскими обществами подобных выше приведенному приговором петиции ни в каком случае не может быть допускаемо».

Существовали различные варианты текста Каркаралинской петиции, адресованные не только на имя российского царя. Копии петиции были посланы в редакции центральных российских газет «Сын отечества» и «Русские ведомости» для публикации.

Так, 22 июля 1905 года один из вариантов такой петиции в переводе на русский язык Темиргалия Нурекена был адресован и в адрес министра внутренних дел, состоявший из 47 пунктов.

петиции наиболее полно отражало накопившиеся проблемы в жизни казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религий, образования и так далее.

В обращении предлагалось на должности волостных управителей, аульных старшин и писарей назначать исключительно грамотных казахов.

При вступлений на свои должности они должны были давать присягу во избежание злоупотреблений. Вместо крестьянских начальников предлагалось введение должностей мировых посредников.

По мненью авторов петиции на эту работу должны были быть назначены казахи с достаточным уровнем образования.

С целью искоренения борьбы различных группировок при выборах на должности местной администрации также предлагались некоторые меры.

Во-первых, предлагалось заменить выборных, которые отличались чрезмерной необъективностью и заинтересованностью в выборе того или иного кандидата. Во-вторых, вместо выбывших выборных следовало заменить таковыми из других волостей уезда.

В-третьих, было выдвинуто предложение о недопуске ранее отстраненных выборных. Предлагалось и участие представителей от казахов в высшем законодательном органе страны.

В своем обращении казахи просили Министра внутренних дел подчинить казахов Оренбургскому Духовному собранию как это было до введения административных реформ 1868 года, разрешить им сооружать мечети и медресе, свободно открывать типографии для издания газет и книг, в том числе и религиозных.

Содержалось и требование свободного совершения хаджа в Мекку, запрета посещения казахских аулов православными миссионерами, наложения запрета перехода казахам, не достигшим совершенолетия, в другую религию. В то же время считалось логичным беспрепятственный обратный переход в лоно ислама из других конфессий.

В медресе просили разрешить преподавание арабского, персидского и турецкого языков, осуществлять ремонт обветшавших или постройку новых мечетей и медресе в степи. Предлагалось в каждой волости назначить специальных сборщиков, которые должны собирать религиозные налоги (закят, фытыр и т д.), собранные суммы которых использовать для стипендий ученикам из бедных семей.

В петиции предлагалось обязательное преподавание в школах азов мусульманства, а только затем обучение «русской грамоте», но с запретом обучения христианству.

Казахские представители добивались, чтобы «начальники над киргизским народом знали бы киргизского языка». Одним из прогрессивных пунктов петиции можно отметить предложение о введении делопроизводстваь на казахском языке, когда, к примеру, следствие осуществлялось без переводчика и все писаря, рассыльные и стражники должны были быть из числа казахов.

Жители степи выражали открытый протест по вопросу административной высылки степняков без суда и следствия. Как известно, генерал-губернатор Степного края получил возможность ссылать казахов по одному только подозрению. Бракоразводные дела просили изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников.

При убийстве наряду с законным наказанием оставить выплату куна согласно прежних казахских обычаев. При окружном суде обязательно должны быть присяжные заседатели, а обвиняемые получают право иметь защитников.

Составители петиции считали нужным суд биев подчинить Министерству юстиции, а не местным колониальным властям как это стало во время проведения административных реформ 60-90-х годов XIX века.

К началу XX века заметно обострился и земельный вопрос. Поэтому в петиции этой проблеме было уделено особое внимание. Во-первых, авторы петиции требовали возвращение 10-верстного пространства, а также кабинетных (горнозаводских) земель.

Отобранные в течение последних 20 лет у казахов земли должны были быть возвращены прежним ее хозяевам.

А свободные земли в районе казахских кочевий исключительно предлагалось передавать мусульманам-переселенцам из Кавказа и России, а зимние и летние стоянки оставлять во введении самих законных хозяев.

В петиции содержались и требования, связанные с допуском казахов к пользованию лесом, передачи в пользование казахов соленых и рыбных озер, находящихся в районе их кочевий.

Предусматривалась и сдача этих озер в аренду через доверенных и уполномоченных от местного населения, а вырученные от аренды деньги предполагалось аккумулировать в депозитах, которые можно было использовать для заготовки запасов продовольствия.

В промышленном деле казахи просили разрешения самим заниматься горным делом, также как и открытием собственных заводов, а в случае нежелания ими самим заняться горнорудным делам – разрешить сдачу своих земель, где находились полезные ископаемые, в аренду.

Казахские доверенные просили уравнять казахов в правах приобретения недвижимости в любом регионе Российской империи с остальными жителями края и была выражена надежда и на свободное занятие государственной службы без каких-либо ограничений.

Составители петиции продемонстрировали высокую степень решительности и организованности. Но царизм на выполнение этих требований не пошел, так как они не отвечали колониальной политике Российской империи. В то же время она сыграла свою положительную роль при допуске казахов в состав I и II Государственных Дум России.

Во главе народных масс, в том числе и в вопросе организованной подачи в адрес властей письменных обращений, встала наиболее грамотная и передовая часть казахской национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером А. Букейханом.

В частности, лидер алашского движения Алихан Букейхан весьма жестко отзывался об обрусительной политике царизма и истинном лике царских чиновников, не знающих языка, религии, традиции и обычаев местного населения:

«Как и в других окраинах России, и в киргизской степи искони ведется обрусительная политика…Чиновники здесь не блещут ни образовательным цензом, ни знанием местных условий.

Обычные спутники обрусительной политики – грубость, произвол, бесцеремонное третирование всего того, что составляет святыню населения, усугубляются в степных областях тем, что правители не знают языка народа и сносятся через переводчиков, также лишенных всякого образовательного ценза.

Наиболее ловкие переводчики захватывают в свои руки всю неограниченную власть уездного или крестьянского начальника и являются настоящими диктаторами своего уезда или участка.

Не только бывшие армейские офицеры, променявшие службу на должность уездного или крестьянского начальника, или разного рода неудачники, не окончившие даже средней школы, попавшие случайно в правители киргиз, но даже следователь и судья нередко становятся игрушкой в руках своих переводчиков.

Штатные должности переводчиков киргизского языка занимали (до 17 октября 1905 г.) в учреждениях, ведающих киргизские дела, русские, не знающие ни киргизского языка, ни киргизской грамоты.

Это делалось нарочно, как говорил пишущему эти строки старший делопроизводитель канцелярии степного генерал-губернатора: «сами киргизы должны возвыситься до нас; мы же не обязаны учиться их языку!». Еще при Плеве крестьянские начальники не принимали прошений на киргизском языке, и лишь дни свободы положили этому конец.

В степных областях вся переписка и делопроизводство, даже в канцелярии волостного управления, ведутся на русском языке. Вся волость и сам управитель в руках малограмотного писаря-дельца…Как видно из приведенных народных поговорок, киргизы отождествляют с чиновниками-волками (волк как главный враг скотовода) не только русское правительство, но и всех вообще русских… С другой стороны, все возрастающее переселение русских в степь, борьба за землю между киргизом и переселенцем и грубые формы, в которых эта борьба протекает, немало углубляют и обостряют установившийся и без того на почве беззакония национальный антагонизм» [4] .

Таким образом, подача петиции, в том числе и Каркаралинской, стала одним из важных моментов в политической жизни Казахстана начала XX века.

В них в концентрированной форме были выражены наиболее насущные проблемы казахского общества: язык, религия, образование, вопросы переселения крестьян, делопроизводство и т.д.

Подача подобных обращений в адрес вышестоящих государственных органов демонстрировало заметный рост политической зрелости казахской нации. Оно же свидетельствовало о решимости народа защитить свои ущемленные права в ходе колониальных акции царского самодержавия.

Зиябек Кабульдинов,

д.и.н.я. профессор 

Список использованной литературы:

1. Асфендияров С. История Казахстана (с древнейших времен).- Второе издание. – Алма-Ата, 1993.- 304 с.

2  ЦГА РК (Центральный государственный архив Республики Казахстан), Ф.537, Оп.1 Д.2, ЛЛ.14-14 об.

3. Озганбай О. Государственная Дума России и Казахстан (1905-1917) — Алматы, 2000.- 284 с.

4. Бөкейханов Ә.Н. Қазақтар: тарихи-этнографиялық еңбектер (Қазақ этнографиясының кітапханасы, 14-ші том). – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006, — 304 б.-стр 19-22

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/osnovnie_problemi_zhizni_kazahov_v_karkaralinskoi_petitsii__8003

Каркаралинская петиция. Участие представителей казахской элиты в общероссийских мусульманских съездах

57. Каркаралинская петиция.

Каркаралинская петиция. Участие представителей казахской элиты в общероссийских мусульманских сьездах.

В июле 1905 года группа представителей национальной элиты, в последующем принявшая либеральные позиции национально-освободительного движения, на ярмарке, проходившей в поселке Коянды Каркаралинского уезда, организовала петицию от имени казахского народа, адресованную императору Николаю II и составленную на имя председателя Совета Министров С. Ю. Витте. Этот не имеющий аналога документ вошел в историю Казахстана под именем «Каркаралинской петиции».

В «Каркаралинской петиции» от 22 июля 1905 года Ахмет Байтурсынов и его единомышленники (А. Букейханов, М. Дулатов, Ж.

Акбаев и другие казахские интеллигенты) писали: «… когда вся Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские (казахские) степи, связанные судьбою с Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах…».

Далее обстоятельно излагалось тяжелое положение народа и указывалось на его причины: «введение в стране „Степного положения“, созданного бюрократическим путем без всякого соображения с истинными потребностями населения, неуважение к закону со стороны администрации, ставящей на место закона свое усмотрение, полное пренебрежение к духовным и экономическим интересам, искусственно поддерживаемое невежество народной массы». В петиции предлагались пути устранения недостатков в управлении киргизским (казахским) краем и выражалась просьба «принять соответствующие современным условиям жизни населения меры».

В «Каркаралинской петиции» были выдвинуты требования, касающиеся предоставления свободы совести, организации обучения населения на его родном языке, отказа от переселенческой политики, принятия специального законодательного акта о принадлежности земельного фонда коренному населению, пересмотра «Степного положения» и системы административного управления краем, законодательного закрепления права ведения гражданского и судебного делопроизводства на казахском языке, сокращения числа чиновников колониального аппарата, отказа от практики назначения генерал-губернаторов из центра, предоставления квоты в верховных органах власти для депутатов от колониальных окраин.

Петиция, составленная совместными усилиями выдающихся политических деятелей, положила начало оформлению местной организации конституционно-демократической партии (кадетов). А ее пункты стали основой для программы будущих алашординцев.

Несмотря на противодействие властей, «Каркаралинская петиция» была подписана огромным количеством людей — 14500 человек официально выразили согласие с необходимостью решать в Казахстане земельный вопрос, поднимать проблемы образования, религии, равноправия женщин, самостоятельности казахского народа. После подписания петиция почтой была отправления на имя царя.

В конце 1905 года по инициативе авторов «Каркаралинской петиции» в городе Уральске был созван и проведен съезд полномочных представителей пяти областей казахского края. Полгода спустя в Семипалатинске прошло еще одно собрание местных кадетов, в котором участвовало около 150 человек.

Таким образом, подача «Каркаралинской петиции» стала одним из важных моментов в политической жизни Казахстана начала XX века. В ней впервые были программно изложены чаяния казахского народа и выставлены требования к царскому правительству о равноправии, свободе совести, печати, судопроизводства и об обуздании колонизаторов.

Подача петиции в адрес вышестоящих государственных органов демонстрировала политическую зрелость и рост самосознания казахского народа, свидетельствовала о его решимости защитить свои ущемленные права.

Царское правительство было вынуждено с этим считаться. На выполнение всех требований оно не пошло. Правда некоторым казахам удалось войти в состав I и II Государственных Дум Российской империи.

Во главе народных масс встала наиболее грамотная и передовая часть казахской национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером Алиханом Букейханом.

Формирование мировоззрения казахской интеллигенции происходило также под влиянием крупных событий общественной и государственной жизни империи, рождения политических партий и организаций. Многие из них пришли к этнополитическим приоритетам через участие в мусульманских (В. Таначев (1888 или 1882 — ?), М. Чокаев (1891-1941)), эсеровских (М.

Тынышпаев (1879-1937(), кадетских (А. Букейханов (1870-1937), Х. Досмухамедов (1883-1839), Ж. Сейдалин) организациях.

Для этой группы деятелей наиболее характерной чертой было стремление сохранить национальную самобытность в условиях объективно необходимой модернизации, соединить традиционные духовные ценности с началами европейской демократии, достижениями общечеловеческой цивилизации.

В 1905 году каз-ие религиозные участвовали в всероссийских мусульманский съездах и образовали мусульманский союз.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1567;

Источник: https://studopedia.net/2_14468_karkaralinskaya-petitsiya-uchastie-predstaviteley-kazahskoy-eliti-v-obshcherossiyskih-musulmanskih-s-ezdah.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий