55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

Воспитание волевых качеств у детей

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

Определение 1

Волевые качества – это психические новообразования, относительно независимые и устойчивые к конкретным ситуациям, которые представляют личностный уровень развития и характеризуют сознательную саморегуляцию поведения человека.

Определение 2

Воля – это сознательное регулирование собственного поведения (общения и деятельности), связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.

В современной науке нет единой теории воли, несмотря на то, что учеными неоднократно предпринимались попытки разработки целостного учения о воле с ее терминологией и однозначностью.

Воля является сложным процессом, в связи с чем, сложны и многообразны волевые качества личности.

К волевым качествам личности относятся:

  1. Инициативность – умение самостоятельно взяться за решение проблемного вопроса, задачи, выполнение определенной деятельности или работы, без внешней стимуляции. Большое значение в проявлении инициативности имеет интенсивность и яркость побуждений, а также индивидуальные интеллектуальные данные. Именно они обуславливают наличие планов, идей, мыслей и т.д., а самое главное их воплощение в реальность.
  2. Самостоятельность и независимость – являются начальными этапами проявления воли, проявляются в виде твердости принятого решения, упрямства, сознательной мотивированности и обоснованности совершаемых действий, неподверженность чужому влиянию и внушениям.
  3. Решительность – качество, которое проявляется непосредственно при принятии решений. Выражается в уверенности и быстроте, с которыми принимается решение, а также с уверенностью в правильности выбора.
  4. Энергичность – является завершающим актом решительности, представляет собой концентрированную силу, которая вносится в выполняемое действие. Энергичность – это, своего рода, настойчивость, с которой человек приводит в исполнение принятое решение, а также осуществляет борьбу с различными видами препятствий при достижении поставленной цели.
  5. Настойчивость – длительное сохранение энергичности и решительности, при осуществлении действий, не взирая на сложности и трудности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Настойчивость и решительность являются одними из существенных волевых качеств. Говоря о воле или безволии, в первую очередь, подразумевают именно эти качества личности.

Таким образом, волевые качества личности являются основными качествами, которые проявляются во всем, что делает человек в процессе свой жизнедеятельности, во всех его достижениях и поступках.

Развитие и воспитание волевых качеств

Развитие волевых качеств человека связано с выполнением следующих действий:

  1. Процесс преобразования непроизвольных психических процессов, протекающих у ребенка, в произвольные процессы.
  2. Формирование контроля над собственным поведением.
  3. Выработка основных волевых качеств личности.

Данные процессы связаны с тем, что с возрастом ребенок ставит перед собой все более сложные и трудные задачи, выполнение которых требует от него значительных волевых усилий, а также их проявление в течение достаточно длительного времени. Течение всех процессов начинается с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и формирует умения и навыки использования её как наиболее эффективного средства поведенческой и психической саморегуляции.

Формирование и развитие волевых качеств внутри каждого из направлений осуществляется по мере укрепления воли и перехода ее на следующие, более высокие уровни. Например, изначально воля проявляется в форме внешнеречевой регуляции, а затем уже в виде внутриречевого процесса.

Процесс развития и воспитания волевых качеств у детей соотносят с процессом обогащения их нравственной и мотивационной сфер. Осуществляется это посредством включения в регуляцию деятельности более значимых и высоких ценностей и мотивов, а также за счет повышения их статуса в иерархии стимулов ребенка.

Иерархия стимулов управляет деятельностью ребенка, формирует способность выделять и оценивать нравственную сторону тех поступков, которые ребенок совершает. Все это является важным моментом в процессе воспитания у детей волевых качеств.

Это связано с тем, что мотивация поступка, в которую включена волевая регуляция, становится более сознательной, а совершаемый ребенком поступок – произвольным.

Данное действие может совершаться только на базе произвольной иерархии мотивов, где верхняя ступень представлена высоконравственными побуждениями, дающими морально удовлетворении от успешности совершенной деятельности.

Процесс совершенствования волевой регуляции поведением детей находится в тесной взаимосвязи с их интеллектуальным развитием, а также с появлением личностной и мотивационной рефлексии.

Именно поэтому невозможно воспитывать у ребенка волевые качества в отрыве от его общего психологического развития.

Это связано с тем, что в противном случае у ребенка будут воспитаны ни воля и настойчивость, а их антиподы: ригидность и упрямство.

Особую роль в развитии волевых качеств детей во всех перечисленных областях играют игры, и каждый вид игровой деятельности вносит свой конкретный вклад в улучшение волевого процесса. Конструктивные объективные игры, которые появляются первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

Сюжетно-ролевые игры приводят к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами: усиление саморегуляции действий.

Обучение, которое появляется в последние годы дошкольного детства и превращается в ведущую деятельность в школе, вносит наибольший вклад в развитие добровольной саморегуляции познавательных процессов.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitanie_volevyh_kachestv_u_detey/

Воспитание нравственно-волевых качеств У детей дошкольного возраста в процессе занятий физической культурой

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Уважаемые родители!

«Мы не знаем, нужно ли воспитывать мужество. А вдруг это «непедагогично»? А вдруг это опасно для здоровья? Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество — в сдержанности, в терпимости, в смелости».

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.

Ее формированию способствуют игры и физические упражнения, в которых ребенок часто ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях.

Для воспитания смелости очень важны занятия физкультурой, спортом. Воспитывается бесстрашие не только в преодолении физических преград. Хороший спортсмен умеет не только выигрывать, но он умеет сохранять мужество при поражении. Это очень важно в жизни: не падать духом при неудачах, а бороться с ними и побеждать.

Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Родители должны сообщить детям некоторые правила предосторожности.

Родители нередко сталкиваются с проявлением у детей страха: боязнью темноты, злых существ. Это следствие неправильного воспитания в семье, где пользуются запугиванием ребенка, добиваясь его послушания, разрешают детям смотреть ТВ без учета возрастных особенностей.

Необходимо тактично, спокойно, разъяснять детям несостоятельность причин боязни, приводить примеры, убеждать, а в беседах со старшими дошкольниками использовать шутку, юмор. Не следует допускать насмешки, иронические замечания в адрес робких детей.

Вся обстановка в семье и в детском саду должна способствовать воспитанию у детей честности и правдивости.

Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенной проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослого.

Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать.

Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в семье обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, чего не может быть осуществлено.

В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. Для этого родителям нужно использовать литературные произведения, раскрывающие

красоту честных, правдивых поступков, приводить известные детям примеры из жизни.

Большим достоинством человека является скромность. Это качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей.

Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими.

Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы.

Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.

Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнайство.

Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных качеств личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.).

Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение физических упражнений или заданий взрослого не представляет особых трудностей.

Источник: https://sad-leskovka.schools.by/pages/vospitanie-nravstvenno-volevyh-kachestv-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-zanjatij-fizicheskoj-kulturoj

Воспитание нравственно – волевых качеств у дошкольников

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

«Воспитание нравственно – волевых качеств у дошкольников»

Значительную часть своего времяпровождения дети старшего дошкольного возраста заняты игрой, как и в остальных видах деятельности, в ней идет процесс воспитания.

Подвижные игры — основополагающая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании морально — волевых качеств.

Рассмотрим несколько волевых качеств личности и пути их формирования посредством различных игр.

Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности. Например, в физических упражнениях  добиться сразу высокого результата невозможно, нужна длительная тренировка.

Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Проявляется в играх – эстафетах, играх – соревнованиях, когда не ты лично, а твоя команда проигрывает, нужно найти в себе силы  не прекратить игру, а продолжить её и выиграть.

Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Волевые качества можно развить у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований.

Признаки решительности:

1. Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

2. Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

3. Отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

4. Проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми. Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.

В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, характеризующаяся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для развития волевых качеств дошкольников представляют подвижные игры и игровые упражнения (с мячом и без него, с ракеткой, клюшкой, обручем и т.д.

), которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в подвижных играх и эстафетах способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление.

Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра – достижение).

Работа по физическому развитию детей включает широкое использование подвижных игр. Они способствуют формированию таких волевых качеств учащихся как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Игры проводятся на игровой площадке или в спортивном зале. Это такие  игры: «Зайцы в огороде», «Космонавты», «Хитрая лиса», «Мы – весёлые ребята», «Горелки», «У медведя во бору» и другие.

Использование подвижных игр формирует выдержку, дисциплинированность, самостоятельность.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.

Источник: https://infourok.ru/vospitanie-nravstvenno-volevih-kachestv-u-doshkolnikov-3431842.html

Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

 «Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От тог как будет воспитан дошкольник в нравственно – волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но  формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственно недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Как часто мы видим в раздевалка ребенка, вольготно сидящего на диванчике, а бабушку – стоящей перед ним на коленях и одевающую ненаглядное дитя. А этому ребенку уже 6 лет. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду.

В присутствии  родителей становятся  беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Постоянные нравоучения и опека родителей наталкивает ребенка на простое решение проблемы – что делай, что не делай – все равно будут ругать и учить: проще ничего не делать вообще.

Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль.

Для нормальной благополучной семьи,  характерны атмосфера родственных эмоциональных связей. Насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте.

Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Очень часто мы слышим от детей вопрос: «Ты меня любишь?».

Для малыша жизненно важно услышать в ответ: «Да, очень люблю!». Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишённый  этого чувства. Позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослым, которые оценивают его положительно или отрицательно.

Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должно фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

         Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо  желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

         Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

         Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. «Я сам!» взрослый слышит уже в полтора – два года жизни ребенка. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию.

Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи,  не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает,  что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых.

Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработка настойчивости, повышает самооценку. Очень часто в раздевалке ребенок уже умеющий застегивать пуговицы помогает застегивать пуговицы другу.

Похвала сверстников и сам факт обращения за помощью способствуют большей уверенности ребенка в себе, повышают статус ребенка в детском сообществе.

         Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно – волевых качеств, как самостоятельность, повышения самооценки  и настойчивость.

         Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка – дошкольника к труду.

Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно – бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них помочь, доставить им радость.

В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно – волевое развитие.

 Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

         Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд.

Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему.

В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

 В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века.

Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными и нравственными принципами.

Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Задача педагогов и родителей  — помочь ребенку стать таким человеком.

Использованная литература:

1.      «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Москва 1996г.

2.      «Нравственное воспитание в детском саду» В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. Москва 1978г.

3.      «Дошкольная педагогика» С.А. Козлов, Т.А. Куликова Москва 2000г.

4.      «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцакова, Москва 2007г.

5.      «Нравственное воспитание дошкольников в семье» Т.М. Татаренко Киев 1985г.

 Подготовила педагог-психолог Ибрагимова Л.Х.

Источник: https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou66/page2438465.htm

Консультация для воспитателей «Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников»

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

Татьяна Скрягина
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников»

«Воспитание нравственно – волевых качеств у дошкольников»

Большую часть своего времени дети старшего дошкольного возраста заняты игрой, в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и в остальных видах деятельности.

Подвижные игры — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании морально-волевых качеств.

Рассмотрим несколько волевых качеств личности и пути их формирования посредством различных игр.

Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности. Например, в физических упражнениях добиться сразу высокого результата невозможно, нужна длительная тренировка.

Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Проявляется в играх- эстафетах, играх – соревнованиях, когда не ты лично, а твоя команда проигрывает, нужно найти в себе силы не прекратить игру, а продолжить её и выиграть.

Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Волевые качества можно развить у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований.

Признаки решительности:

1. Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

2. Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

3. Отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

4. Проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми. Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.

В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, характеризующаяся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для развития волевых качеств дошкольников представляют подвижные игры и игровые упражнения (с мячом и без него, с ракеткой, клюшкой, обручем и т. д.

, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в подвижных играх и эстафетах способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление.

Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств,это должна быть : игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

Работа по физическому развитию детей включает широкое использование подвижных игр.

Они способствуют формированию таких волевых качеств учащихся как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Игры проводятся на игровой площадке или в спортивном зале.

Это такие игры: «Зайцы в огороде», «Космонавты», «Хитрая лиса», «Мы – весёлые ребята», «Горелки», «У медведя во бору» и другие.

Использование подвижных игр формирует выдержку, дисциплинированность, самостоятельность.

Пришла к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-vospitanie-nravstveno-volevyh-kachestv-u-doshkolnikov.html

Консультация

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

Воспитание  нравственно-волевых качеств дошкольников посредством различных видов игр.

Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность.

В этот период начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность.

Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для эмоционально-волевого развития ребенка. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы».

Одни из них  развивают у детей ловкость, меткость, быстроту; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности. Игра формирует высокую нравственность

 Игры – не пустое занятие.  Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.

   Для игры характерно особое, свойственное только ей, — растущее напряжение, радость, сильные переживания и интерес к успеху.

Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов, которых в других условиях, вне игры, он возможно бы не добился. 

 Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть  игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение). К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры.

В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.

Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения. Правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен, включает свой интеллект: восприятие, память и мышление, контролирует процесс игры и свои действия.

Так он приобретает опыт сосредоточенности, элементарного управления своим поведением и поступками.

Так же большое значение для развития нравственно- волевых качеств способствует проведение подвижных  игр.

Они создают условия, требующие от ребенка опреде­ленных волевых усилий, необходимых для дости­жения личного успеха, кроме того, стимулируют до­брожелательные отношения со сверстниками.

Игры формируют согласованность движений, которая яв­ляется средством достижения игровой цели, способ­ствуют повышению активности сознания дошкольни­ка, что, безусловно, сказывается на его поведении.

Организовывать их следует в порядке возрас­тания сложности обучающей задачи, причем каж­дая игра является ступенькой последовательного волевого и нравственного развития.

Например, та­кие игры, как «Догонялки» и «Лохматый пес», учат дошкольников преодолевать нерешительность, ро­бость, страх перед новым, неизвестным. Помогает им в этом поддержка сверстников. Так, держась за руки, дети все вместе направляются к «опасной чер­те».

Эмоциональный подъем, который они испыты­вают при этом, также является опорой для преодо­ления страха.

В последующих играх дети действуют уже не од­новременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходит­ся немного подождать, что приучает дошкольников считаться не только с собой, но и с другими.

Дей­ствие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для такого произвольного поведения в играх стано­вятся роль и воображаемая ситуация, а средством выполнения игровых задач — движение.

Игры «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?» содержат элементы соревнования, что тре­бует от ребенка мобилизации своих усилий.

В более сложных играх («Ай, гу-гу», «Салочки-вы­ручалочки», «Я принес тебе подарок») дошкольники учатся помогать сверстникам и делать приятное друг другу. Иногда приходится отдавать другому то, что нравится самому, — а это очень непросто, особенно детям младшего дошкольного возраста.

Взрослому нужно создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребен­ком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди раз­ные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение ана­лизировать и свои действия.

Во многих подвижных играх правила могут устанавливать самими дети.

И это имеет большую воспитательную ценность, дисциплинирует детей, помогает воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно.

Например, начиная играть, дети договариваются, что следует считать ошибкой («Ловишка на одной ножке», «Выше ноги от земли», «Вышибалы» и т.д.). В каждом случае уговор считается правилом для всех играющих. 

Играя в подвижные игры, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе  волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность.

Дошкольникам необходимо создавать такие условия, которые формировали бы у  них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. 

Примеры игр: «Мышеловка». Развивает дисциплинированность (раньше времени не опускать руки, выдержку (некоторые «мышки» не пробегали в круг, боясь быть пойманными).

«У медведя во бору». В этой игре у детей вырабатывается решительность (учим не бояться подходить близко к медведю),  выдержка (не убегать от медведя раньше времени),  дисциплинированность (не  кричать).

 «Узнай по голосу». Игра  направлена на формирование выдержки, дисциплинированности.

 Игра «Найди и промолчи». Здесь воспитывается целеустремленность (найти спрятанный предмет), выдержка (промолчать, если нашёл и не показывать никаких признаков). 

Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства. («Волк во рву», «Гуси-лебеди»)

 Руководство играми надо осуществлять не только указаниями, разумеется, тактичными, не унижающими личность ребенка, но и поощрением тех, кто поступает правильно и честно. Оценка воспитателя – это высшая оценка для ребенка, так как воспитатель, безусловно, авторитет для него.

Итак, использование различных видов игр оказывает влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывает стремление доводить начатое дело до конца, воспитывает умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.

Источник: http://51-madou33.eduruza.ru/kollektiv/personalnye-stranitsy/lebedeva-vera-nikolaevna/materialy/konsultatsiya-vospitanie-nravstvenno-volevykh-kachestv-posredstvom-razlichnykh-vidov-igr-1116/

«Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников»

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

Турченко Людмила Михайловна, воспитатель второй квалификационной категории МДОУ – Центра развития ребенка – N 22 «Клеверок» Московской области, Луховицкого района, п. Красная Пойма.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеки последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

В беседах с родителями мы замечаем, что взрослых волнуют проблемы подготовки детей к школе, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, родители не придают большого значения. Поэтому нам необходимо разъяснять родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружать их педагогическими знаниями и методами.

Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к школе. Не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике недостаточно. Не менее важно воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе.

Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создается путем постоянного упражнения. Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку.

Для участия в нем дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и учебной.

Что может делать ребенок 6-7 лет по самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде? Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду.

Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес.

Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко не каждый ребенок будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее.

А если ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость.

Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить работу? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными и эгоистическими.

Как же следует организовывать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности? Прежде всего, вы взрослые, должны определять, какие обязанности по дому будет выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было обязанностей, то надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком.

Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения. Необходимо учитывать особенности его нервной системы и физические возможности. Давая поручения ребенку, разъясните ему цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный результат его.

Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки. К преодолению трудностей побуждает ребенка одобрение родителей, выражение им радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как он хорошо справился с трудностями. Но слишком захваливать ребенка нельзя. Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.

Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.

Источник: https://www.moi-detsad.ru/konsultac691.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий