55 Функции права (общесоциальные, специально-юридические) :понятие и классификация

Общесоциальные и специально-юридические функции правоприменительной практики

55 Функции права (общесоциальные, специально-юридические) :понятие и классификация

Среди общесоциальных функций ПП ведущее место занимает экономическая функция. Дело в том, что реальное включение нормативно-правовых предписаний в экономический механизм осуществляется в процессе их реализации, в частности, правоприменения.

В связи с этим весьма актуальны как в науке, так и на практике вопросы о принципах, пределах и методах правового регулирования экономических отношений, о допустимых средствах и способах юридического воздействия на строго определенные сферы экономической жизни общества.

От правильного сочетания правовых и неправовых, гражданских и административных, поощрительных и принудительных мер воздействия на экономические отношения зависит эффективность социального (государственного) управления различными сферами хозяйственной жизни, степень влияния на интенсификацию экономики, повышение производительности и качества труда, выполнение договорных обязательств и т.д.

политической функции ПП выражается в том, что она выступает одним из важнейших орудий осуществления политической (государственной) власти, “юридически материализуя“ государственную волю, закрепляя и охраняя основные политические институты, обеспечивая реализацию компетенции государственных органов и иных субъектов политической системы, функций государства, способствуя решению многих других важнейших политических задач в обществе. “Правосудие укрепляет власть“ (justitia firmatur solium), – считали римские юристы.

Сущность социальной функции ПП наиболее полно выражается в том, что по своей природе она относится к социально-преобразующей деятельности, которая направлена на обработку “людей людьми“ (К. Маркс). Объектом социальной функции являются распределительные отношения и социальное обеспечение, многие жилищные вопросы и отношения в области образования, культуры, здравоохранения и т.п.

Главный акцент в процессе реализации экологической функции при более или менее разработанном экологическом законодательстве должен быть сделан на повышение эффективности ПП.

В современных условиях необходимо осуществлять жесткий контроль за претворением в жизнь требований природоохранительного законодательства, должны пресекаться любые действия хозяйственных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, которыми наносится вред природе; компетентные органы должны привлекать к строгой уголовной, административной и материальной ответственности лиц, виновных в подобного рода правонарушениях.

К числу основных в системе общесоциальных функций ПП относится идеологическая функция.

задача, стоящая перед всеми субъектами ПП, заключается в формировании привычек, навыков, стойких установок и ориентиров, личного убеждения каждого гражданина и должностного лица в объективной необходимости и полезности правомерного поведения, во вредности правонарушений и необходимости активной борьбы с ними в обществе.

Как уже было отмечено выше, специфическая природа и роль ПП в ПСО прежде всего проявляется в ее специально-юридических функциях. Значение регулятивно-ориентационной функции обусловлено тем местом, которое занимает ПП в процессе реализации права.

С ее помощью осуществляется правовая ориентация участников общественных отношений, индивидуальное регулирование конкретных социально-правовых ситуаций.

Суть регистрационно-удостоверительной функции заключается в юридическом закреплении уже существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверении прав и законных интересов субъектов, договоров, сделок в официальном регистрировании и свидетельствовании подлинности и верности документов и т.д.

В литературе идет спор о том, осуществляется ли в процессе ППД конкретизация права или здесь следует говорить о его индивидуализации.

Под конкретизацией мы понимаем деятельность, направленную на уменьшение объема понятий и общих юридических предписаний на основе расширения их содержания с целью повышения четкости и определенности (конкретности) правового регулирования.

Ее объектом могут быть нормативные, правоприменительные, интерпретационные акты, отдельные нормы и их части.

Разновидность же конкретизации на уровне правоотношения (конкретизацию субъективных прав и обязанностей) следует рассматривать в качестве индивидуализации. Поэтому в процессе ППД происходит и конкретизация, и индивидуализация правовых предписаний.

Таким образом, правоконкретизирующая функция любой ПП включает преобразование, перевод абстрактного содержания правового предписания на более конкретный уровень, осуществляемый путем операции ограничения понятий, содержащихся в данном предписании.

Правоохранительная функция ПП состоит из ряда подфункций: правообеспечительной, превентивной, правовосстановительной, компенсационной, карательной и др.

Иногда в литературе отождествляются правоохранительная и правообеспечительная (под)функции, что представляется не совсем правильным. Правообеспечительная подфункция – одно из важных, но не единственное направление правоохраны.

В данном случае с помощью той или иной разновидности ПП создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие (иногда принудительно) нормальное функционирование общественных отношений, достижение соответствующих целей, осуществление требований права.

Так, в целях эффективного исполнения закона или иного правового акта, решения стоящих перед судом, органом дознания, следствия и т.п.

задач в уголовном судопроизводстве применяются, например, такие правообеспечительные меры, как подписка о невыезде, личное поручительство, залог; в гражданском судопроизводстве – наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц, и т.п.

ПП – важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений.

Римские юристы считали, что “правосудие истинно предупреждающее предпочтительнее, чем сурово карающее“ (melior est justitia vere praeveniens quam severe puniens). Поэтому вызывает некоторое недоумение позиция А.

Тамаша, когда он пишет, что “предупреждение не является целевой задачей применения права, но оно дано как возможность и как допустимое, имеет социальное действие“ [61. С. 60].

Правовосстановительная подфункция связана с реализацией соответствующих мер правовой защиты, отмены неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.

Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности ПП должны быть нацелены на возмещение любого материального или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу в целом. Суть карательной подфункции проявляется в ПП к правонарушителю таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного или иного характера.

Правовосполнительная функция ПП обусловлена неполнотой законодательства и практическими потребностями оперативного восполнения пробелов с помощью аналогии закона и аналогии права в процессе правоприменения (см. п. 14.8).

Контрольная функция ПП выражается в том, что определенные компетентные в своей области органы осуществляют проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов отдельными лицами, их коллективами и организациями (государственными и негосударственными). Например, в соответствии со ст. 1 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ“ он является судебным органом конституционного контроля, а на основании ст. 1 ФЗ “О прокуратуре РФ“ на эти органы возлагается функция надзора за исполнением действующих подзаконных актов.

Суть координационной функции ПП заключается в устранении параллелизма, дублирования в работе соответствующих организаций и учреждений, установлении целесообразного и оптимального соотношения между действиями органов (органа) в целом и их звеньями (структурными подразделениями), позволяет полнее и эффективнее использовать имеющиеся средства и приемы, налаживать учет, обмен полученными результатами и информацией, ликвидировать значительное распыление сил, сокращать материальные, трудовые и иные издержки при решении одних и тех же вопросов, перейти от экстенсивных к интенсивным формам и методам деятельности (подробнее см. [46]).

Правотворческая функция в ПП является выражением ее связей с процессом создания права, развитием и совершенствованием законодательства. Она служит одновременно и социальным, и юридическим источником права.

Однако в романо-германской семье ПП не относится к форме права, т.е. не должна выражать и закреплять нормы права и иные нормативно-правовые предписания.

Здесь “обязанность судьи отправлять правосудие, а не издавать законы” (judicis est jus dicere non dare).

ПП сигнализирует правотворческим органам о недостатках, неполноте законодательства, о неэффективности норм права или отдельных нормативных актов.

В определенных случаях разнообразные правоположения (особенно те, которые сформулированы в процессе казуального восполнения пробелов) и другие материалы судебной и иных разновидностей ПП служат первичной основой для форирования нормативно-правовых предписаний.

Функция социально-правового согласия и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (национальных, межгосударственных и т.п.).

В зависимости от юридических последствий ПП функции бывают правонаделяющими, правоизменяющими и правопрекращающими. В отличие от аналогичных по названию функций правотворческой практики здесь речь идет о наделении (прекращении и т.п.) конкретными, индивидуализированными правами и обязанностями, правомочиями и пр. персонально определенных участников общественных отношений.

Таким образом, каждая из рассмотренных нами функций и подфункций показывает отдельные направления, стороны, аспекты социально-преобразующей природы ПП. В совокупности функции ПП могут дать более или менее цельное представление о ее месте и роли в ПСО.

Предыдущая54555657585960616263646566676869Следующая

Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1469; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-85130.html

Функции права: понятие и классификация

55 Функции права (общесоциальные, специально-юридические) :понятие и классификация

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует нескольковидов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

Теория государства и права в системе юридических и иных наук.

Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности.

Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.

В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды.

Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами — партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества.

С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).

Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь.

Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия — общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д.

, так и сугубо специальные — гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место.

Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.

е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод — это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

Общая характеристика теорий правопонимания.

ПРАВОПОНИМАНИЕ — сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др. Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основного.

1. Позитивистская теория (Р. Йеринг, И. Бентам, Г.Ф. Шершеневич):

а) право и закон тождественны – право не делится на позитивное и естественное, оно существует исключительно в виде позитивного, то есть утвержденного государством, права;

б) правом признается любаяпо содержанию норма права, закрепленная в нормативно-правовом акте;

в) исследовать законодательство с точки зрения естественнойприроды человека бессмысленно, т.к. всегда будет влиять субъективизм человека;

г) источник прав человека находится в законодательстве, которое создаетсягосударством.

2. Нормативистская теория («теория чистого права») (Г. Кельзен, А. Фердроссе, К. де Мальберт) идеологически выросла из позитивистской:

а) право является особой социальной сферой, независимой от политических и экономических условий;

б) оно представляет собой иерархическуюсистему норм;

в) необходимо соподчинение норм права по степени их юридической силы;

г) в основании располагаются индивидуальные нормативно-правовые акты, выше –подзаконных, еще выше законы, а в самой вершине – конституционные нормы.

3. Классовая теория (историко-материалистическая) (К. Маркс, Фр. Энгельс):

а) право, по сути, есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой, в основном, определяется материальными условиями жизни этого класса;

б) содержание, выраженное в праве классовой воли, определяется в итоге характером общественных отношений, носителем которых является класс собственников;

в) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение;

г) право – это система правовых норм, установленных либо санкционированных государством;

д) право исчезнет с исчезновением классов.

4. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи):

а) право есть историческое явление, оно представляет собой выражение духа народа и формируется, подобно языку, постепенно и независимо от государства;

б) законодатель не может творить право по своему усмотрению, он лишь фиксируетто, что сложилось в обществе в виде обычаев;

в) законы производны от обычаев, которые произрастают из недр национального духа, из глубин народного сознания.

5. Социологическая теория права (Р. Паунд, С.А. Муромцев):

а) право и закон не тождественны, право воплощается в реализации законов (есть право в книгах и право в жизни);

б) право в действии – «живое право» – сложившиеся в обществе фактические общественные отношения; таким образом, право – это юридическая практика, реальное поведение субъектов правоотношения, а не система норм права;

в) живое право формируется, прежде всего, судьями в процессе правоприменительной деятельности;

г) возможно изменение права судьями в процессе ее применения.

6. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье) впервые получила нормативное закрепление в «Декларации независимости» в США (1776 г.) и «Декларации прав и свобод человека и гражданина» во Франции (1789 г.). В XX в. эти идеи получили закрепление в конституциях большинства развитых государств.

а) кроме позитивного права, создаваемого государством, существует стоящее над нимвысшее настоящее право, причем нормы позитивного права должны соответствовать естественному праву;

б) естественным правом являются лишь такие нормы, которые соответствуютестественной природе человека и вытекают из нее: право на жизнь; на свободу; на собственность.
в) источник прав человека находится в самой природечеловека, естественные права человек приобретает от рождения, они не могут дароваться государством;

г) государство обязано признавать, соблюдать и защищать естественные права человека;

д) право и закон не тождественны: не всякий закон содержит в себе право, как нормативное закрепление идеи свободы и справедливости, меры свободы личности, содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиции его соответствия праву.

6. Понятие и признаки гражданского общества.

Гражданское общество — такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

1. Индивид независим от государства,

2. Наличие частной собственности,

3. Многоукладная экономика,

4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

7. Самоуправляемость общества,

8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_98500_funktsii-prava-ponyatie-i-klassifikatsiya.html

Функции права: понятие, классификация, формы реализации

55 Функции права (общесоциальные, специально-юридические) :понятие и классификация

Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений; это наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.

С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Классификация функций права

Альтернативная классификация

1) основные собственно юридические функции права:

    • регулятивная;
    • охранительная.

2) неосновные собственно юридические функции права:

    • компенсационная (право как инструмент социальной справедливости);
    • восстановительная (возврат прежнего правового положение субъектов права);
    • ограничительная  (ограничения, накладываемые правом, пресекают анархию, произвол, вседозволенность).

Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.

Эта функция подразделяется на:

    1. регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
    2. регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся обще-ственные отношения).

Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на:

    1. карательную (наказательную) функцию (выражается в применении карательных, «штрафных» санкций);
    2. компенсационную (правовосстановительную) функцию (выражается в применении правовосстановительных санкций, т.е. применение мер защиты в восстановлении нарушенных прав и интересов).

Выделяют 2 группы функций права:

    • общесоциальные;
    • специально-юридические.

Общесоциальные функции права:

    1. экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.

      );

    2. политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.

      );

    3. воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
    4. коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

Специально-юридические функции права:

1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Формы осуществления регулятивной функции:

    • определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм;
    • установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования;
    • закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений;
    • фиксация моделей правоотношений.

2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер.

Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

Специфика охранительной функции:

    1. характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;
    2. служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;
    3. является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве.

Формы осуществления охранительной функции:

    • установление обязанностей, запретов, приостановлений;
    • установление мер пресечения, мер принуждения;
    • фиксация негативных санкций — наказаний и процедуры их реализации.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/funktsii-prava-ponyatie-klassifikatsiya-formi-realizatsii

1) Общесоциальные;

55 Функции права (общесоциальные, специально-юридические) :понятие и классификация

Общесоциальныефункции – этофункции, посредством которых правовыражается в качестве социальныхрегуляторов отношений в различныхсферах общественной жизни:

1)политическая функция – этофункция, которая направлена на правовоерегулирование между субъектамиполитической власти;

2)экономическая функция – этофункция, которая направлена на юридическоеобеспечение надежности и справедливостиэкономических отношений;

3)культурно-историческая функция – этофункция, которая направлена на собраниеи развитие культурно-духовных ценностей;

4)функция социального контроля – этофункция, которая заключается в исполнениивоздействия права на поведение субъектовс помощью поощрения, стимулирования,удержания от неправомерных действий ит. д.;

5)воспитательная функция – функция,посредством которой складываетсяубежденность в целесообразном исправедливом порядке правовогорегулирования.

Специально-юридическиефункции – этофункции, посредством которых определяютсясредства и приемы регулированияобщественных отношений:

1)регулятивная функция – этофункция, которая направлена наосуществление правового воздействия,которое устремлено на организациюсоциально значимых отношений посредствомформально определенных правил поведения,требований общественного развития,особенностей обстановки как внутригосударства, так и на международнойарене;

2)регулятивная динамическая функция –это функция,с помощью которой осуществляетсявоздействие на общественные отношенияс помощью их оформления и стимулирования;

3)регулятивная статическая функция –это функция,с помощью которой реализовываетсявоздействие на общественные отношенияс помощью закрепления их состояния винститутах права;

4)охранительная функция – этофункция, которая состоит в охранеположительных, правомерных и вытесненииотрицательных явлений общественнойжизни, а также пресечении, предупреждениии восстановлении нарушенных прав:

5)компенсационная функция – этофункция, с помощью которой обеспечиваетсяпредоставление компенсаций за причиненныйвред или нанесенный ущерб;

6)восстановительная функция – этофункция, которая направлена навосстановление нарушенного права либоположения;

7)ограничительная функция – этофункция, которая направлена на ограничениев общественных отношениях общественноопасного поведения;

8)карательная функция –это функция, которая состоит в назначениинаказания за совершенные правонарушения.

Сферыдействия права и морали не совпадаютлишь частично, т. е. значительнаясовокупность общественных отношенийи является предметом регулирования иправа, и морали. Моральные требованиядают больший простор для толкования иприменения, при этом право и моральрассматриваются по времени введения вдействие и их историческим судьбам.

20. Правовое регулирование: понятие и виды

Правовоерегулирование— это целенаправленное воздействие наобщественные отношения с помощьюправовых (юридических) средств.

Человеческоеобщество характеризуется той или инойстепенью организованности, упорядоченности.Это вызвано потребностью и необходимостьюсогласования потребностей, интересовотдельного человека и сообществ людей(больших или малых социальных групп).Достижение такого согласия осуществляетсясоциальным, в том числе правовым,регулированием.

Регулированиеможет быть как внешним по отношению кчеловеку (кто-то каким-либо образомвоздействует на человека), так и внутренним(саморегулирование). На протяжениисвоего развития общество выработаломногообразную систему средств и способоврегламентации поведения людей. Средстваотвечают на вопрос, чем регулируетсяповедение людей, а способы – какосуществляется это целенаправленноевоздействие.

Ксредствам социального регулированияотносят, прежде всего, социальные нормы:правовые (юридические), моральные,корпоративные, обычаи и др.

Норма— основное, но не единственное средствовоздействия на поведение людей.

Ксредствам регулирования относятсятакже индивидуальные властные предписания,меры физического, психического,организационного принуждения и др.

Всистеме социального регулированияважнейшая роль принадлежит правовомурегулированию, под которым в узкомсмысле понимается воздействие нормправа (системы правовых норм), другихспециально-юридических средств наповедение людей и на общественныеотношения для их упорядочения ипрогрессивного развития.

Позитивноеправо характеризуется свойствами имеханизмами, обеспечивающими егореализацию в жизни общества. Нормативность,общеобязательность, формальнаяопределенность, обеспеченность силойгосударственно-правового принуждения— эти свойства права позволяют перевестиправовые нормы из сферы должного в сферусущего, в повседневную практическуюжизнь человека и общества.

Правовымрегулированием можно назвать толькотакое воздействие, при котором ставятсядостаточно ясно обозначенные цели.Например, в целях упорядоченияиспользования земли, обеспечения еесохранности, повышения эффективностиземлепользования издается закон оземле. Воздействие норм земельногоправа, в результате которого реализуютсяпоставленные цели, можно назвать правовымрегулированием.

Неявляется правовым регулированиемвоздействие, осуществляемое неюридическимисредствами. Так, пропаганда даже правовыхидеалов через средства массовойинформации не может быть отнесена кправовому регулированию какспециально-юридической организующейдеятельности.

Безусловно,в реальной жизни духовное, идеологическое,психологическое воздействие правапересекается, сочетается соспециально-юридическим правовымрегулированием. Воздействие наобщественные отношения, поведение людейспециально-юридическими способами исредствами, в свою очередь, оказываетвлияние на духовно-нравственную,идеологическую стороны жизни человека.

Выделениеправового регулирования какцеленаправленной, результативной,нормативно-организационной деятельностис помощью специфических юридическихспособов и средств имеет смысл в планеподготовки профессионалов-правоведов.Это позволит будущим юристам детальноознакомиться с инструментарием ихпрофессиональной деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/6265104/page:11/

Uchebnik-free
Добавить комментарий