54. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская)

Современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, британская

54. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская)

Континентальная модель.

К представителям конт. модели можно отнести системы соц. защиты, сложившиеся в таких странах, как Германия, Франция, Австрия и Бельгия, которые затрачивают относительно много средств на соц. защиту. Конт. модель акцентируется на предоставлении пособий. Роль гос-ва здесь в первую очередь – выдача пособий получателям, а не организация соц. услуг.

Скандинавская модель.

Наиболее типичными представителями сканд. модели являются Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. Доля соц. расходов в этих странах очень высока. Центральный элемент сканд. модели – это широкая сеть общ. услуг. В отличие от конт.

модели здесь гос-во явл. главным производителем соц. услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых) в большинстве случаев организ-ся муниципалитетом. Муниц.

автономия всегда была важна в скандинавских странах.

Британская модель.

Британская модель хар-ся примерно равным распределением расходов на соц. обеспеч-е между частным сектором, основными эл-ми которого являются предприятия и домашние хоз-ва, и гос-вом в лице центрального правительства и местных органов власти. Помимо Великобритании данная модель нашла применение в Италии, Португалии и Люксембурге.

26. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты

Человек – с биологической точки зрения, индивид с физиологическими свойствами, представитель живого мира.

Личность – с социальной точки зрения, осознающий себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.

Гражданин – с юридической точки зрения, находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Отражение проблемы «государство – личность» в двух крайних подходах:

1. этатистском – государство – высшая ценность, растворение личности в государстве; тоталитаризм как законченное воплощение этатистского подхода;

2. индивидуалистическом (автоматическом) – государство – есть совокупность граждан, оно подчинено интересам личности; анархизм как крайнее проявление индивидуалистического.

Дилемма «приоритет личности или приоритет государства» – необходимость сочетания индивидуальных и государственных интересов.

Политическая обязанность– долг гражданина перед государством (соблюдение законов) и государства перед гражданином (обеспечение безопасности, защита жизни и имущества, создание условий для пользования правами, компенсация ущерба). Расширение возможностей мирного воздействия на государство в связи с успехами демократии и введением всеобщего избирательного права.

Связь личности и государствапроявляются во взаимном влиянии друг на друга – во взаимных правах и обязанностях.

Влияние личности на государство происходит через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения) и непосредственно.

Государство обладает большими возможностями влияния на личность (роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране).

Правовой статус личности– совокупность ее прав и обязанностей. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия (равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины).

Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности (КРФ устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина).

Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием.

Права человека– универсальная категория – вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Признаки прав человека:

 возникают и развиваются на основе природной сущности человека с учетом изменяющихся условий жизни общества;

 существуют объективно и не зависят от государственного признания;

 принадлежат индивиду от рождения;

 имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

 являются непосредственно действующими;

 признаются высшей социальной ценностью;

 выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания;

 представляют собой принципы и нормы взаимоотношений людей и государства;

 их признание, обеспечение и защита – обязанность государства.

Право гражданина – охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, находящегося в устойчивой связи с государством.

Свобода личности – совокупность прав гражданина, символизирующая отсутствие непреодолимых препятствий, качественное состояние свободного человека.

Сбалансированность общественных отношений предполагает наличие у субъектов не только прав, но и обязанностей (связаны с фактом существования человека). Официально признанные в государстве обязанности – обязанности гражданина.

Признаки обязанностей человека: направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей; служат для реализации личных и общественных интересов; имеют высшую юридическую силу.

Принципы конституционных прав, свобод и обязанностей (определяют основные направления политики РФ в области прав и свобод):

 всеобщность и неотчуждаемость (государство не может изъять или ограничить, сам человек не может взять обязательство не осуществлять права);

 равенство (наделение всех без исключения);

 непосредственное действие (независимо от существования законодательных актов органы власти обязаны их соблюдать);

 гарантированность, защищенность государством (создание условий для их реализации и механизма их защиты).

Права человека и гражданина классифицируются по следующим критериям:

 исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод – три поколения (гражданские и политические; социальные, экономические и культурные; коллективные или солидарные);

 в зависимости от содержания (гражданские или личные; политические; экономические; социальные; культурные);

 в зависимости от соподчиненности (основные; дополнительные);

 в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству (права граждан РФ; иностранных граждан; бипатридов; апатридов);

 в зависимости от степени распространения (общие; специальные);

 в зависимости от характера субъектов (индивидуальные; коллективные);

 в зависимости от роли государства в их осуществлении (негативные (государство воздерживается от конкретных действий); позитивные);

 в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах (права в сфере безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной жизни).

Личные права и свободы граждан занимают первое место в системе конституционных прав и свобод.

Основное назначение личных прав и свобод: – гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; – индивидуализировать гражданина, создать ему условия неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; – гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений.

Политические права и свободы занимают важное место в системе конституционных прав и свобод.

Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к первому поколению прав и свобод (они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах западных государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека). Особенности политических прав и свобод:

 тесно связаны с личными правами (личные наполняют их конкретным содержанием);

 в отличие от личных, принадлежащих каждому человеку и члену гражданского общества, политические принадлежат только гражданам государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

 непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

 являются способом привлечения гражданина к народовластию.

Права личности— это ее соц. возможности, детерминированные экон-ми условиями жизни общества и зак-но закрепленные гос-вом. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Субъективное право— форма зак-го выражения прав человека во внутригос-ных отношениях.

Если с этих позиций подходить к оценке сущности суб. права, то очевиден его не только юридический, но и соц.-полит., идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Суб. право выражает соц.

возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Права личности— не «дар» законодателя, а соц возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» пли «завышать» объем прав и свобод; он связан условиями соц взаимосвязей людей.

Права личности (суб. права)всегда связаны с удовлетворением ее интересов в матер. или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав.

Демократическое общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в зак-ве возможности; они заинтересованы в соц.

активности личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического самоуправления народа.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/19723.html

Скандинавская модель социального государства

54. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская)

Контрольная работа на тему:

«Скандинавская модель социального  
государства»

                                     Сыктывкар 2013

Введение

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.

В Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

История становления

Исторически значимый шаг был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).

С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

         В 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.

Таким образом, период с 80-х годов ХIХ века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты.

Скандинавская модель

         В Скандинавии социальная защищенность считается одним из гражданских прав. Главным принципом распределения социального обеспечения в модели этого типа является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом).

Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами.

Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока.

Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении.

Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости», «солидарная система зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.

Отличительная черта модели — широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Подход к решению базируется на следующих принципах:

1) Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности, Общество не может «выбросить» слабых и должно предоставить возможности слабым «респектировать» свои потребности.

2) Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3) Социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека.

Для реализации этих принципов в социальных службах занято множество государственных служащих. Уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет избежать стигматизации социального обеспечения и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.

Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения.

Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления.

Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.

Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.

Социальное обеспечение предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства.

Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми.

В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска.

Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда.

Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.

Заключение

Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение общего уровня благосостояния населения и создание эффективной системы социальных гарантий.

Задачи социальной политики: стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности, сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем приведения антиинфляционных мер и индексации доходов, развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура и искусство).

Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.

Скандинавская модель. Характеризуется высоким уровнем перераспределения налогов через бюджет, высокими налогами и чрезвычайно развитой систем пособий и льгот.

Список использованной литературы

1)Баликоев В.Т. Реализация моделей социальной политики: мировая практика / Экономические интересы и социальная политика. – Ростов-на-Дону. Изд-во СКАГС, 2006.

2) Сайт http://www/politvektor.ru

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/152479_2173738_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

30.2. Мировые модели социального государства

54. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская)

Анализ социальной политики ряда зарубежных государств позволил выделить некоторые модели социального государства. Наибольшее распространение получила классификация социальных государств по трем основным моделям: скандинавской, континентальной и американо-британской. Охарактеризуем каждую из названных моделей.

В скандинавской модели значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство. Оно же перераспределяет доходы населения через бюджет.

На государство возложена ответственность за социальное благополучие своих граждан и оказание социальных услуг (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т. д.). Организатором этих услуг являются в большинстве случаев муниципалитеты.

Источниками финансирования социальных программ государства служат государственный бюджет и социально-страховые фонды. Этой модели придерживаются такие государства, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

В континентальной модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий нуждающимся, но не организует оказание социальных услуг населению.

Социальное обеспечение финансируется за счет бюджетных отчислений и страховых взносов работника и работодателя, при этом социальные расходы государства и страховые взносы примерно одинаковы. Следовательно, социальные расходы несут как государство, так и частные социально-страховые фонды.

Последние же находятся под контролем государства. Данная модель присуща Германии, Австрии, Бельгии, Франции.

Американо-британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальных расходах. Финансовую основу социальной политики составляют прежде всего частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета.

Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов своих граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения.

Вместе с тем государство максимально стимулирует развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов повышения гражданами своих доходов. Рассмотренная модель присуща таким государствам, как Англия, США, Ирландия.

В зарубежной науке разработана еще одна классификация моделей социального государства. Здесь также выделяется три модели (типа):

1)    либеральная, к которой относятся Австралия, Англия, Ирландия, Канада, Новая Зеландия, США;

2)    консервативная, охватывающая Германию, Италию, Францию, Швейцарию и другие страны;

3)    социально-демократическая (Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).

Основным критерием приведенной классификации является возможность поддержания индивидом достойной жизни независимо от его участия в создании материальных благ. Таким образом, государство в максимальной мере поддерживает индивида только потому, что он является его гражданином.

Данная классификация очень близка делению моделей социального государства на скандинавскую, континентальную и американо-британскую. В частности, для либерального типа характерны минимальные затраты государства на социальные расходы и обязательная проверка нуждаемости в социальной помощи.

Главный источник социального благополучия граждан — гарантированный доход, получаемый каждым за работу или занятие предпринимательской деятельностью. Социально-демократический тип социального государства соответствует скандинавской модели, поскольку он основан на приоритете государственных расходов на социальные нужды и перераспределении среди населения материальных благ.

То же относится к консервативному типу, который в целом идентичен континентальной модели.

Обращает на себя внимание, что типология социальных государств проводится применительно к европейским странам. Однако в последнее время некоторые исследователи стали выделять восточноазиатский тип социального государства, который базируется на участии группы (семьи, частной корпорации, фирмы и т. п.

) и общественных фондов в социальной защите индивида. Среди стран восточноазиатского типа называется в первую очередь Япония. Здесь семейные обязательства обусловлены историческими и культурными традициями, а сам человек рассматривается как часть семьи.

Отсюда стабильная система семейной поддержки, что не вызывает необходимости государственной социальной помощи и системы социального страхования. Неотъемлемой составляющей социальной политики в Японии являются профессиональные и корпоративные программы социальной поддержки постоянных работников.

Аналогичная система сложилась в Южной Корее и на Тайване.

В целом можно констатировать, что приведенные классификации социальных государств обладают определенной долей условности, поскольку они изменяются под влиянием процессов глобализации в сторону их унификации. Все большее число государств проводят социальную политику, направленную на скорейшую активизацию трудоспособных граждан, о нетрудоспособных же государство продолжит заботиться.

Ни в одной из зарубежных классификаций Россия не рассматривается как принадлежащая к какой-либо из моделей социального государства. Отечественные исследователи больше склоняются к тому, что для современной России более предпочтительна скандинавская модель с большой долей государственных расходов на социальные нужды населения.

Источник: http://oprave.ru/?p=447

19. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, британская

54. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская)

Первоначальныеидеи о социальном государстве исследователиусматривают в теориях Т. Гоббса,Дж. Локка и Ж.- Ж. Руссо. Но наиболееотчетливо положения о социальной ролигосударства сформировались в 30-40-х гг.ХIХ века. В 1832 г Р.

 фон Моль, даваяопределение полиции, указал нанеобходимость содействия гражданам вдостижении ими разумных и дозволенныхцелей, охраняя при этом их свободу путемпринятия общих мер и создания учреждений,которыми может воспользоваться всякий.

Однако родоначальником термина«социальное государство» принятосчитать Лоренца фон Штайна, которыйввел его в научный оборот в 1850 году.Появление представлений о социальномгосударстве предопределено объективнымипроцессами развития экономики странЗапада. Ряд авторов (В.А. Торлопов,В. Дзодзиев и др.

) выделяет несколькопричин к формированию социальногогосударства. Индустриализация общества,резко снизившая роль традиционныхинститутов (гильдий, цехов, семьи) воказании социальной помощи.

В ситуации,когда государство выполняло роль«ночного сторожа», развитие «дикого»капитализма привело к ужесточениюэксплуатации и обеднению большинстванаселения. Социальный вопрос не простообострился, он получил политическиезначение и вырос в рабочее движение.

Наряду с этим, идеи социального равенствастали следующим этапом в формированииправового государства, позволили создатьматериальные условия для реализацииформально закрепленных прав и свобод.Наконец, катализатором процесса развитияидеи социального государства и воплощенияее в жизнь на Западе можно считатьвозникновение Советского государства,постоянно декларировавшего социальнуюориентированность политики.

Сразупосле появления идеи социальногогосударства была сделана первая попыткаосуществления некоторых социальныхреформ в Кайзеровской Германии. Вимперскую конституцию 1871 года вошлазапись о заботе государства «о благенемецкого народа». В этот период вводятсяпособия по болезни (1883), страхование отнесчастных случаев на производстве(1884), элементы пенсионного обеспечения(1889) и др.

Примеру Германии в начале XXвека последовали Великобритания, Швеция,Италия, в которых также были введеныаналогичные социальные гарантии. Впервой трети ХХ века были реализованысерьезные социальные реформы. Пенсионноеобеспечение было введено в Италии(1919), Канаде (1927) и США (1935). Страхованиепо безработице ввели в Италии (1919), Швеции(1934), Канаде (1940) и т.д.

На конституционномуровне принцип социального государствавпервые был закреплен в ст.ст. 20 и 28Конституции ФРГ 1949 г. Однако к томувремени уже многие государства в своихконституциях, так или иначе, закреплялианалогичные положения. Тем не менее,все это не означает, что само по себеконституционное закрепление принципасоциального государства означалореальное его воплощение.

О социальномгосударстве как особой политико-правовойреальности можно говорить лишь тогда,когда социально ориентированная политикафактически становится основнымнаправлением его деятельности ираспространяется на широкий кругобъектов.

Кроме того, социальным можетбыть только государство, имеющее высокийуровень экономического развития, причемв структуре экономики должна быть учтенасоциальная ориентация государства. Вэтой связи момент реального возникновениясоциальных государств следует отнестик 60-м годам XX в.

В каждой же конкретнойстране начальную стадию формированиясоциального государства следуетсвязывать с установлением ответственностигосударства за предоставление каждомугражданину прожиточного минимума, чтов дальнейшем трансформируется вобязанность государства обеспечитькаждому гражданину достойный уровеньжизни.

Характернымипризнаками социального государстваявляются: 1) Демократическая организациягосударственной власти. 2) Высокийнравственный уровень граждан и, преждевсего, должностных лиц государства.

3) Достаточный экономический потенциал,позволяющий осуществлять меры поперераспределению доходов, не ущемляясущественно положения собственников.

4) Социально ориентированная структураэкономики, что проявляется в существованииразличных форм собственности созначительной долей собственностигосударства в соответствующих областяххозяйства. 5) Существование гражданскогообщества, в руках которого государствовыступает инструментом проведениясоциально ориентированной политики.

6) Ярко выраженная социальнаянаправленность политики государства,что проявляется в разработке разнообразныхсоциальных программ и приоритетностиих реализации.

7) Наличие у государстватаких целей, как установление всеобщегоблага, утверждение в обществе социальнойсправедливости, обеспечение каждомугражданину: а) достойныхусловий существования; б) социальнойзащищенности; в) равныхстартовых возможностей для самореализацииличности. 8) Наличие развитогосоциального законодательства(законодательствао социальной защите населения, напримерКодекса социальных законов, как этоимеет место в ФРГ).9) Закрепление формулы «социальноегосударство» в конституции страны.

Говоряо функциях социального государства, неследует акцентировать внимание толькона собственно социальной функции.Реализуяразные по содержанию функции (политическую,экономическую, экологическую, международнуюи т.д.

) государство решает и социальныезадачи, ведь в каждой из них обязательноприсутствует социальная составляющая.Цели, которые ставит перед собойсоциальное государство, достигаютсяне только методами социальной политики.

Собственно социальная функция государстваможет быть представлена как совокупностьнескольких подфункций. ПрофессорМ.Грушевский выделяет:

1)защитную функцию (обеспечение социальнойбезопасности человека, его жизни,здоровья и достоинства, поддержка семьии материнства, забота о безработных илицах преклонного возраста, молодежи);

2)регулирующую функцию (проведениеструктурных реформ в экономике с цельюее большей социальной ориентации,укрепление правовых основ негосударственныхформ собственности, нормированиепроцессов ценообразования, перераспределениедоходов между слоями населения черезгосударственный бюджет, бюджетноефинансирование социальных про­грамм,нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);

3)стабилизирующую функцию (обеспечениесоциального согласия и партнерства,социальной справедливости, правачеловека на «собственный этническийпуть» и т.д.);

4)контрольно-охранительную функцию(контроль соответствия общественнымнормативам использования собственникомсвоих прав, за соблюдением существующегозаконодательства).

Особое значение вэтом плане приобретает реализацияконституционных требований осоциально-правовой ответственностисобственников за последствия эксплуатациисвоей и общенародной собственности, занесоблюдение соответствующих правовыхтребований.

Вмировой литературе выделяют несколькоподходов к классификации социальныхгосударств1.Немецкий историк Г. Риттер выделялпозитивное государство, собственносоциальное государство, государствоблагоденствия. Сходную классификациюпредлагают Н. Фернис и Т.

 Тилгон:«позитивное государство социальнойзащиты», «государство социальнойзащиты», «социальное государствовсеобщего благосостояния». Кроме того,распространение в зарубежной литературеимеет подразделение социальных государствна три модели: либеральную, консервативную,социал-демократическую.

Сравнительныйанализ приведенных классификацийпозволяет увидеть сходство позитивногогосударства социальной защиты илиберального социального государства,государства социальной защиты иконсервативного, социального государствавсеобщего благосостояния исоциал-демократического социальногогосударства.

При этом в либеральномсоциальном государстве предпочтениев политике отдается обеспечению равенствасоциальных шансов (возможностей), вконсервативном — достижению равновесногобаланса социальных шансов (возможностей)и условий, в социал-демократическом -предпочтение отдается социальномуравенству граждан.

Различияв социальной политике разных государствпозволяют выделить также следующиемодели социального государства:скандинавская, континентальная,американо-британская. Скандинавскаямодельсоциальной политики (Швеция, Финляндия,Дания, Норвегия) предполагает выделениегосударством значительных средств насоциальные нужды.

Именно государствообеспечивает организацию образования,здравоохранения, заботу о детях ипрестарелых и т.п. В рамках континентальноймоделигосударство стремится к созданию равныхвозможностей и условий. задачасостоит в помощи нуждающимся (выплатаразличных пособий).

Так на пенсиирасходуется во Франции— 46%, в Германии — 54%, наздравоохранение во Франции— 30%, в Германии — 25%. Социальная помощь:Франция — 9%, Германия — 4% от всехсоциальных затрат. Британскаямодельхарактеризуется минимальным участиемгосударства в социальной сфере.

Прямаягосударственная помощь оказываетсянаиболее незащищенным слоям населения,гарантируется минимальный прожиточныйуровень. Краеугольным камнем социальнойполитики в Великобритании являетсяздравоохранение, затраты на котороесоставляют 32 % от всех расходов. Тогдакак на пенсии тратится 42 %, на прямуюсоциальную помощь – 17 %.

Государствостимулирует создание и деятельностьнегосударственного страхования,способствует развитию различных способовповышения гражданами своих доходов.

Впоследние годы получила распространениеидея «Workfare State» («трудовое государство»,«государство, благоприятствующеетруду»). Подобное социальное государстводолжно, по мысли его идеологов, обеспечиватьтолько основные нужды человека(прожиточный минимум, образование,здравоохранение, инфраструктуру) в техобъемах, которые обусловлены реальнымиэкономическими возможностями общества.

Во всем остальном человек долженопираться на собственный труд. Ставкуследует делать на личную ответственность человека засобственноеблагополучие.

Всвязи с этим современное социальноегосударство стремится отказаться отсвоей патерналистской роли, ориентируетсяна устранение иждивенчества и созданиеблагоприятных социальных условий,прежде всего, путем формированиясоциально ориентированного рыночногохозяйства.

Источник: https://studfile.net/preview/5912318/page:22/

Современные модели соц. Гос-ва (скандинавская, континентальная, британская)

54. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская)

Современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, британская.

Континентальная модель.

К представителям конт. модели можно отнести системы соц. защиты, сложившиеся в таких странах, как Германия, Франция, Австрия и Бельгия, которые затрачивают относительно много средств на соц. защиту. Конт. модель акцентируется на предоставлении пособий. Роль гос-ва здесь в первую очередь – выдача пособий получателям, а не организация соц. услуг.

Скандинавская модель.

Наиболее типичными представителями сканд. модели являются Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. Доля соц. расходов в этих странах очень высока. Центральный элемент сканд. модели – это широкая сеть общ. услуг. В отличие от конт.

модели здесь гос-во явл. главным производителем соц. услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых) в большинстве случаев организ-ся муниципалитетом. Муниц.

автономия всегда была важна в скандинавских странах.

Британская модель.

Британская модель хар-ся примерно равным распределением расходов на соц. обеспеч-е между частным сектором, основными эл-ми которого являются предприятия и домашние хоз-ва, и гос-вом в лице центрального правительства и местных органов власти. Помимо Великобритании данная модель нашла применение в Италии, Португалии и Люксембурге.

41. Светское государство: понятие и основные признаки

Светское государство — государство с устройством, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, нерелигиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.

Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами[1], в конституцияхбольшинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной.

В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и ряд стран СНГ.

Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и т.д).

Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнерства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства.

Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни),контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Просмотров 813

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/4-50234.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий