54.Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др.

Просветительская деятельность Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева

54.Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др.

 XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.

Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества.

Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке.

С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития.

Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.

1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.

Ибрагим (Ибрай> Алтынсарин (1841-1889 гг.) широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик.

Им впервые в казахской стели была открыта женская школа и написаны учебники для казахских детей: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку» (1869).

Как выдающийся и образованнейший человек своего времени Ибрай внес неоценимый вклад в развитие народного образования.

Абай Кунанбвев . предлагал сначала обучать детей родному языку, обучать действитель­ным научным знаниям, а потом уже приступать к обу­чению другим яз., в частности, арабскому и персид­скому. Изучение богословских книг, написанных на непонятном араб, яз.

, отупляет ум детей и превращает их в начётчиков. Он считал необходимым дать детям общее образование, подразумевая под этим развитие их ума, мировоззрения и общей культуры.

Изучение науки должно способствовать правильному позна­нию материального мира, оно должно вести человека к совершенству. А. К. предостерегал молодёжь от верхоглядства, несерьёзного и поверхностного отношения к науке.

Советовал молодёжи учиться полезному ремеслу, не быть склочными и мстительными, отречься от ребяческого безделья, беспечности и трудиться не покладая рук («Восьмистишье»).

Участие казахов в деятельности I-II Государвтсвенных дум России.

О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы.

После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи.

Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев».

Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки.

Казахи были все же допущены на выборы.

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области — Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии — Салимгерей Жанторе, Акмолинской области — Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области — Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан.

Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов.

В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».

Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа.

Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».

Другой депутат Шаймерден Косшегулулы одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он был весьма почитаем среди своих земляков. Был истинным патриотом казахской земли, ярым защитником мусульманства в крае. Он являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Хазрета.

Несмотря на свою популярность в народе, он не был зарегистрирован депутатом из-за незнания им русского языка. Царское правительство проводило политику дискриминации казахов по языковому принципу. На самом же деле царизм опасался радикальных взглядов дважды избранного депутата-акмолинца.

Впоследствии за ним была установлена слежка и со стороны региональных властей. Он подвергался неоднократным гонениям со стороны полиции. Он был не только религиозным деятелем, но и одним из дальновидных политиков своего времени.

Он посетил Турцию, где встречался с государственными и религиозными деятелями этой страны по вопросу будущего казахского народа.

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1467;

Источник: https://studopedia.net/1_22382_prosvetitelskaya-deyatelnost-chvalihanova-ialtinsarina-a-kunanbaeva.html

Казахские просветители (Ш.Уалиханов, А.Кунанбаев, Ы.Алтынсарин)

54.Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др.

Класс 5 Дата: Тема: Казахские просветители (Ш.Уалиханов, А.Кунанбаев, Ы. Алтынсарин). Цель: формирование знаний об ученых XIXвека, живших на территории Казахстана. Задачи: Образовательная: знакомство с жизнедеятельностью и трудами данных ученых.

Развивающая: развитие умений выделять главное, классифицировать. Воспитательная: привить осознание ценности научного и литературного наследия наших предков и уважение к нему. Тип урока: комбинированный Ход урока: I.

Организационный момент (приветствие, проверка готовности учеников к уроку, проверка школьных принадлежностей)II.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях III.Объяснение новой темы План: 1.Шокан Валиханов 2.Абай Кунанбаев 3.

Ыбрай Алтынсарин

Шокан Валиханов (1835-1865гг) родился в ноябре 1835 года на территории современной Костанайской области, в Кусмурунском укреплении. Шокан- потомок Абылая. Его настоящее имя Мухаммед Ханафия. Вместо игр со сверстниками предпочитал слушать рассказы свей бабушки Айганым. В 5 лет он научился читать.

Бабушка прозвала его Шоканом. Его отец Шынгыс также оказал значительное влияние на воспитание и обучание Шынгыса. Шынгыс знал многих русских ученных. Многие из них бывали в ауле Шынгыса, гостили у него. Начальные знания Шокан получил в казахской школе. Там его обучили арабскому письму и он освоил искусство рисования.

Также он изучил арабский, персидский, шагатайский языки. Он был знаком с произведениями великих восточных ученых. В 1847 году его отец Шынгыс отдал сына в Сибирский кадетский корпус в г.Омске.Здесь он проучился 7 лет и, в 1853 г. закончив его, получил звание корнета ковалерии.

С молодых лет Шокан участвовал во многих экспедициях по изучению Средней Азии. В 1856 г. он побывал на Иссык-Куле, в 1857 году посетил алатауских кыргызов, а в 1858-1859 годах был в Кашгарии. Во время поездки к алатауским кыргызам он первым записал кыргызский эпос «Манас».

В Кашгарии Шокан был первым ученым после Марко Поло и иезуита Гоеса. Самым интересным периодам его жизни было время пребывания в Петербурге 1859-1861 годах. Шокан был знаком с русским писателем Ф.М.Достоевским и со многими деятелями культуры и науки.

Кроме восточных, он знал немецкий, английский, французский языки и изучал научные труды и карты на них. В этот период он написал несколько интересных статей об истории и этнографии казахского народа. В 1861 году из-за болезни легких по совету доктора он вернулся в родной край. Но тем не менее, продолжал упорно трудиться.

В апреле 1865 года болезньобострилась и Шокан ушел из жизни в 30-летнем возрасте в местности Алтынемель(ныне Алматинская область, Кербулакский район, аул Шокан). По ходу заполняем таблицу

Годы жизни, место рождения

Какое учебное заведение окончил

Куда совершил научные путешествия

Какое научное наследие оставил

1835-1865, родился на территории современной Костанайской области, в Кусмурунском укреплении.

Сибирский кадетский корпус в г.Омске. закончив его, получил звание корнета ковалерии.

В 1856 г. он побывал на Иссык-Куле, в 1857 году посетил алатауских кыргызов, а в 1858-1859 годах был в Кашгарии.

Эпос «Манас»

Абай Кунанбаев— великий казахский акын, философ, основатель казахской письменной литературы. Он родился в 1845 году в Восточно-Казахстанской области на территории современного Абайского района у подножья гор Шынгыстау. Настоящее его имя-Ибрагим. Его мать Улжан называла сына Абаем.

Отец Кунанбай был правителем рода тобыкты. Его бабушка Зере положительно повлияла на воспитание внука. Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполни лось 10 лет, отец отдал его в семипалатинское медресе имен Ахмета Ризы.

Маленький Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. Участвуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей из народной среды.

Абай часто общался с русскими учеными, с которыми познакомился в Семипалатинске. В 1883 году в этом городе открылась общественная библиотека, и Абай стал ее постоянным читателем. Абай начал сочинять стихи рано, но как к серьезным занятию к поэзии начал относиться только тогда, когда ему исполнилось 40 лет.

Его произведения призывали молодежь к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные условия жизни казахского народа. Вместе с его стихами до нас дошли 45-слов назиданий Абая. Это его произведение полно глубокого философского содержания о смысле жизни и о духовных ценностях человека. А.

Кунанбаев переводил на казахский язык произведения русских писателей, таких как А.С. Пуушкин, М.Ю.Лермонтов, М.Е.салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой. А. Кунанбаев был не просто акыном, он был и композитором. Избранные места поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил на эти стихи песни («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

Его сыновья Абдрахман и Магауйя рано ушел из жизни. Абай глубоко переживал их раннюю смерть. В 1904 году Абай покинул этот мир. Сегодня бесценное наследие поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры.

Годы жизни, место рождения

Какие его стихотворения, песни ты знаешь

Сколько слов назиданий его известно

К чему призывают произведения поэта и мыслителя

1845-1904 гг. Восточно-Казахстанской области на территории современного Абайского района у подножья гор Шынгыстау.

45-слов назиданий

Его произведения призывали молодежь к искусству и знаниям.

Ыбырай Алтынсарин- просветитель, педегог, ученый, основоположник казахской дестской литературы. И.Алтынсарин родился в 1841 году в Костанайской области, в местности Аракарагай. Ибрай рано лишился отца, поэтому его воспитал дед Балгожа би. В 1857 году он с золотой медалью закончил школу Оренбургской пограничной комиссии.

В школе Ибрай в совершенстве овладел русским, арабским, татарским и персидским языками. В том же 1857 году он работает у деда- бия Балгожи в качестве переводчика. В 1864 году в Торгае открылась казахская школа, и Ибрай стал учить там казахских детей. Его дух не смогли сломать все трудности и невзгоды, связанные с организацией системы образования.

Ибрай ездил по аулам и призывал казахский народ к учению. Он собирал средства на строительство школ, покупку учебников. В первую очередь он продавал скот, оставшийся по наследству от деда, и потратил все средства на строительство новой школы. Когда недоставало мест для школьников, Ибрай размещал их у себя дома.

В то время главными центрами образования были Петербург и Казань. И.Алтынсарин часто ездил в эти города, знакомился с произведениями русских ученых, с особенностями образовательной системы России. На этой основе он писал учебники. В 1879 году Ибрай стал инспектором школ Тургайской области.

В этом году увидела свет его первая книга «Казахская хрестоматия», вышедшая в Оренбурге. «Казахская хрестоматия» была поучительна и носила воспитательный характер. Например, «Приходите, дети, учиться!», «Искусство и знания для всех людей» не теряют значения и сегодня. Ибрай одним из первых призвал казахских девушек в овладению знаниям.

В 1887 году Иргизе открылась школа для девочек с проживанием в интернате. И.Алтынсарин состоялся как писатель. Он писал рассказы для казахских детей, учитывая их возрастные особенности. И.Алтынсарин переводил книжки с русского на казахский язык.

Он внес огромный вклад в развитие народного образования и покинул мирв возрасте 48 лет, оставив после себя много трудов. Деятельность И.Алтынсарина сыграла значительную роль в культурном и духовном развитии казахского народа, способствовала приобщению казахов к передовым достижениям мировой культуры.

Годы жизни, место рождения

Какое учебное заведение окончил

Автор каких трудов

К чему просветитель призывал детей, молодежь

1841-1889 гг. в Костанайской области, в местности Аракарагай.

В 1857 году он с золотой медалью закончил школу Оренбургской пограничной комиссии

«Казахская хрестоматия»; «Приходите, дети, учиться!»; «Искусство и знания для всех людей».

К овладению знаниям

Рефлексия:

1.Разгадай кроссворд «Шокан»

1

3

2

4

5

6

Вопросы к кроссворду. 1.Кыргызский эпос, записанный Ш,Уалихановым («Манас») 2. Русский писатель, с которым был знаком Ш.Уалихановым (Достоевский) 3.

Регион, который Шокан посетил после Марко Поло и Гоестена (Кашгария) 4. Место смерти Ш.Уалиханова (Алтынемель) 5. Имя отца учёного (Шынгыс) 6. Звание, полученное Ш.

Уалихановым после окончания Сибирского кадетского корпуса (корнет) 2.Разгадай кроссворд

2

3

1

4

7

6

5

8

Вопросы к кроссворду 1. Отец Абая. (Кунанбай) 2. Русский поэт, произведения которого перевёл Абай. (Пушкин) 3. Горы, у подножия которого родился Абай.(Шынгыстау) 4.Мать Абая (Улжан) 5.

Настоящее имя Абая (Ибрагим) 6. Имя одного из сыновей Абая. (Магауйя) 7. Человек, оказавший положительное влияние на воспитание Абая. (Зере)8. Ещё один сын Абая.

(Абдрахман)

3.Правильны ли утверждения ( «да» или «нет»)

И.Алтынсарин родился в 1841 году в местности Торгай

нет

Он знал русский, арабский, татарский, персидский, английский

нет

В 1857 году Ибрай окончил школу с золотой медалью

да

В 1864 году стал инспектором школ в Тургайской области

нет

И.Алтынсарин написал стихотворение «Приходите, дети, учиться!»

да

М.Е Салтыков-Щедрин

А.С.Пушкин

Абай Кунанбаев перевёл на казахский язык произведения

4. Заполни схему:

Л.Н.Толстой

М.Ю.Лермонтов

5.Соотнеси содержание граф таблицы.

1

Настоящее имя Шокан

1-2

1

Шокан родился в крепости

2

Шокан был потомком

2-3

2

Мухаммед Ханафия

3

Кусмурун

3-1

3

Абылай

4

Айганым

4-5

4

Годы жизни Шокана

5

Шокан учился

5-6

5

Бабушка Шокана

6

1835-1865 гг.

6-4

6

Сибирский кадетский корпус

6. Составь предложение из данных слов. Внесла народа значительный и вклад И.Алтынсарин в культурное развитие казахского духовное деятельность. (Деятельность И.Алтынсарина внесла значительный вклад в культурном и духовном развитие казахского народа)

7. Подчеркни в списке учебник, который написал И.Алтынсарин «Казахская хрестоматия»; «Словарь тюркских слов»; «Приходите, дети, учиться!».

Домашнее задание: параграф 35, 36, 37 читать выполнить работу в тетради. Оценки за урок.

Источник: https://infourok.ru/kazahskie-prosvetiteli-shualihanov-akunanbaev-ialtinsarin-436168.html

Лекция № 5. Евразийские взгляды казахских просветителей (Ш.Уалиханов, А.Кунанбаев, А.Букейханов, М.Шокай и др.)

54.Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др.

Цель:рассмотреть взгляды и деятельность казахских просветителей.

Задачи: изучитьевразийские убежденияЧ. Валиханова и его исследования

Евразийство в мировоззрении Абая

Евразийские взгляды Ы.Алтынсарина

евразийская идея деятельности и трудах тюркской интеллигенции

Основные понятия:тюркизм, комплиментарность, джадидизм.

В развитии тюркской мысли в России, в Евразийском регионе с сере­дины XIX века, со времен Чокана Валиханова существенное место занимает национальная казахская мысль. Феномен Ч.

Валиханова в конце 1850-х — первой половине 1860-х годов свидетельствует, что мысль европеистской направленности стала развиваться в казахском обществе даже раньше, чем мысль аналогичной направленности у других тюркских народов. Так как Ч. Валиханов, например, старше И.

Гаспринского на 16 лет. И когда Ч. Ва- лиханов в 1859-1860-м годах, достигнув известности, жил и творил в Петер­бурге, И. Гаспринский восьмилетним мальчиком еще только начинал свою учебу в традиционном мусульманском мектебе.

Каковы были пути развития тюрко-казахской мысли в начале XX века? В каком соотношении находятся воззрения казахской интеллигенции с евро­пеизмом, тюркизмом, с евразийскими идеями?

В 1910 году лидер общественно-политического движения казахского народа Алихан Букейханов опубликовал в Петербурге, в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» обобщающую ра­боту «Киргизы»54. Он указывает, что с началом 1905 года «вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движе­ния».

Указ Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веро­терпимости и вероисповедальной принадлежности» «еще более приподнял настроение».

В результате на летних стоянках и степных ярмарках начались «политические съезды», на которых «обсуждались местные нужды и нужды 170 всей киргизской народности», где «киргизы обсуждали и подписывали, по­данные потом на Высочайшее имя, петиции».

В связи с летними съездами казахов 1905 года А. Букейханов характери­зует расклад идейных сил в казахском обществе и отмечает, что в дискусси­ях того времени, в составлении петиции принимали участие представители двух мыслительных течений.

С одной стороны, это «интеллигенция, воспи­танная на русской литературе, верующая в европейскую культуру, видящая счастье родины в здравом претворении плодов западной культуры и считавшая религиозные вопросы второстепенными, при наличии обещанной 17 апреля свободы веротерпимости».

С другой стороны, пишет он, «вы­ступала и интеллигенция, воспитанная в духе восточной ортодоксии и национально-религиозной исключительности.

Эта последняя выдвига­ла религию на передний план: в мусульманской схоластике она видела и продолжает видеть науку, которой никто и никогда не превзойдет; киргизский народ, и вообще магометан, она ставит выше всех других народов, искренне и сознательно отождествляя религиозное единство с единством национальным»55.

Были ли эти тенденции в казахском обществе чем-то совершенно но­вым? Здесь можно вспомнить, что Г.Н. Потанин, вспоминая еще рассказы Ч.

Валиханова и осмысливая ситуацию в казахском обществе, сложившую­ся к середине' XIX века, отмечал, что «степь тогда разделилась на две пар­тии: русскую и национальную» и что «антагонизм двух партий являлся во всех проявлениях жизни», даже в состязаниях певцов-акынов56.

Несмотря на схематизм такого подхода, эти интеллектуальные тенденции в той или иной форме продолжали иметь место и в последствии, во второй половине XIX века. При этом, как отмечает С. Зелинский, к концу XIX века влияние собственно «промусульманских казахских лидеров не увеличилось».

Таков, с точки зрения А. Букейханова, расклад сил в казахской интелли­генции, характерный, надо сказать, не только для казахского общества, но для многих азиатско-сибирских этносов конца XIX — начала XX века.

Ис­следователи отмечают, что приобщение традиционных обществ к «западной модели цивилизационного развития приводит к социокультурному расколу внутри формирующихся национальных элит, отстаивающих альтернатив­ные варианты национального самосознания»57.

В целом, следует согласить­ся с данной позицией, хотя со второй половины XIX века па востоке Рос­сийской империи происходит не просто «раскол», но формирование новых мыслительных, культурных тенденций, само параллельное сосуществова­ние которых имело глубокий позитивный смысл для развития националь­ной общественной мысли.

Важно то, что часть традиционной элиты делала «сознательный выбор» в пользу ориентации «на западную цивилизацию». Именно такой личностью, не случайно попавшей в водоворот истории, а со­знательно сделавшей свой выбор и был A. Букейханов. Он же сам стал и первым интерпретатором путей развития казахской общественной мысли.

Свои оригинальные доктрины евразийства выдвигали в это же время и первые казахские просветители, такие как Чокан Валиханов и Ибрай Алтынсарин. Молодые казахи могли получить в середине XIX века начальное образование в мектебах, которые имелись при каждой мечети, естественно, только для мальчиков.

Следующая ступень обучения — медресе — позволяла продвинуться в изучении арабского языка, древнетюркской и персидской литературы. Создание в Степи русских или «русско-киргизских школ» мотивировалось утверждением здесь русского и православного влияния. Но казахские просветители тянулись не к православию, а к русской культуре.

Они не хотели и не могли полностью порвать с исламом. Им были близки как русская азбука, так и арабский алфавит.

Приобщение к современной европейской культуре было возможно для народов прикаспийских и заволжских степей только через русский язык и русскую культуру. Другой великий казахский просветитель Абай Кунанбаев, памятник которому стоит сегодня и в Москве на Чистопрудном бульваре, писал: «Нужно учиться русской грамоте.

Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре, стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир.

Просвещение полезно и для религии (Там же, с. 12.). Говоря о религии, А. Кунанбаев имел в виду, конечно же, ислам, но ислам «рациональный». А так же среди них были казахские общественные и политические деятели, публицисты такие как Ыбрай Алтынсарин, Шакарим Кудайбердиев и др.

Ярким представителем своего времени был Мустафа Шокай.

Список литературы:

Гумилев Л.Н. Черная легенда.-М.,Айрис-Пресс, 2007.-576 с.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

6

| 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Источник: https://studall.org/all2-173163.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий