53.СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.2. Сущность понятий: научение, обучение, учение, учебная деятельность. Структура учения и учебной деятельности. Мотивация учения

53.СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это – научение, учение, обучение.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой [15, с. 120].

Учение — это вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность [29, с. 159].

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыт деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыт через его восприятие, осмысление, преобразование и использование [44, с. 29].

Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точка зрения А. К. Марковой такова:

• научение рассматривается как приобретение индивидуального опыта, обращая внимание автоматизированный уровень навыков;

• обучение трактуется как совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;

• учение представляется как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний [23, с. 3].

Итак, научение/обучение/учение – это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации.

На основе работ Л. Б. Ительсона разработана классификация различных типов научения, представленная В. Д.

Шадриковым, согласно которой все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное (образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов) и интеллектуальное (предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности).

Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:

• рефлекторный;

• когнитивный.

В каждом подвиде В. Д. Шадриков выделяет несколько классов научения.

1. Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное (усвоение новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира), моторное (выработка новых биологически полезных реакций) и сенсомоторное (выработка новых или приспособление имеющихся реакций к новым условиям восприятия).

2. Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям [52, с. 118–124].

Существуют различные трактовки понятия «учение». Например, С. Л.

Рубинштейн так раскрывает суть учения: «Основная цель учения, применительно к которой приноравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества; осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготавливается к собственной трудовой деятельности. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося» [38, с. 495].

3 аспекта учения [48]:

• усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения – знания;

• овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности – умение;

• овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности – это навыки (автоматические умения).

Учение как процесс имеет следующую структуру [48]:

• уяснение информации (ощущение и восприятие);

• осмысление (мышление);

• запоминание (память);

• применение (решение задач);

• контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной);

• оценка (промежуточная и итоговая).

Свойства процесса учения [48]:

• время (продолжительность);

• напряженность работы;

• результат работы (ЗУНы и развитие личности).

Учение как деятельность включает в себя: мотив – цель – план – предмет – операции – контроль – результат.

Согласно Д. Б. Эльконину, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий… такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

Ими могут быть… мотивы приобретения обобщенных способов действий или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования.

Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [53, с. 245].

Сущность учебной деятельности (УД) состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося.

По В. В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:

• актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;

• определение конечной учебной цели – мотивы;

• предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;

• выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;

• действия контроля;

• действия оценки [36, с. 3–7].

По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру УД входят: учебная цель, учебные действия, действия контроля процесса усвоения, действия оценки степени усвоения.

Таблица 1

Обобщенные характеристики учебной деятельности [44, с. 64]

Окончание таблицы 1

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью [15, с. 130–134; 22].

Итак, рассматриваемые понятия имеют непосредственное отношение к приобретению опыта человеком в различных условиях. Но при этом они могут иметь разный психологический смысл для обучающегося, а именно: действительно отвечать познавательной потребности, выступающей в качестве мотива учения и служить средством достижения других целей.

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

1. Различные подходы к определению научения, учения, обучения, учебной деятельности.

2. Типы и виды научения. Теории научения.

3. Различные подходы к определению структуры учения и учебной деятельности.

4. Учебная мотивация. Виды, уровни и формы проявления мотивов учения.

5. Формирование и изучение учебной мотивации.

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=364888

Учение как разновидность человеческой деятельности

53.СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Определение 1

Учение – это вид человеческой деятельности, связанной с получением, освоением, переработкой и последующим применением различной информации, а также приобретением определенных навыков.

Учение связано с выработкой индивидом различных форм поведения, ориентированных на получение новых знаний и навыков в той или области деятельности.

Учение стало следствием развития трудовой деятельности человечества.

Поскольку, труд стал более совершенным и развитым, то знаний и умений, заложенных человеку природой, стало недостаточно для выполнения самостоятельных трудовых операций.

Возникла необходимость обучения выполнению различных действий и операций, усвоения исторического опыта развития предыдущих поколений. Так стало развиваться учение.

Существуют две основные разновидности учения:

  1. Учение, ориентированное на получение конкретных знаний и умений.
  2. Учение, происходящее в процессе выполнения различного рода деятельности, при которой человек осваивает какие-то новые процессы, получает новые знания и навыки деятельности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Учение может носить организованный характер т.е. реализовываться в специализированных образовательных заведениях, а может быть результатом получения знаний и навыков в различных сферах жизнедеятельности человека. Таким образом, оно выступает в качестве дополнительного достижения по итогам какой-то деятельности.

Замечание 1

Учение является процессом двустороннего взаимодействия, связанного с передачей знаний и умений одной стороной, их принятием и освоением – другой.

Учение в современном обществе имеет важное значение для личностного развития. Оно ориентируется на раскрытие творческого потенциала личности, стимулирования ее познавательной заинтересованности. Без учения невозможно психическое развитие личности. Все психические процессы ориентированы на непрерывное развитие за счет учебной деятельности.

Рисунок 1. Учение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своей структуре, процесс учения состоит из следующих компонентов:

  1. Получение знаний о мировом устройстве, функционировании природы и общества, необходимых для выполнения различных видов практической деятельности, а также научных и интеллектуальных работ;
  2. Развитие навыков выполнения конкретных действий и операций, необходимых для выполнения того или иного вида деятельности;
  3. Получение знаний и навыков практического применения информации о мире в различных сферах жизнедеятельности и ориентированных на определенные цели и задачи.

Процесс учения является важнейшим видом деятельности человека. Его сущность сводится к получению знаний и навыков решения разнообразных задач.

Учение необходимо для развития и совершенствования своих познавательных процессов. Оно является еще и активной мыслительной работой, в ходе которой происходит преодоление сложностей, возникших из-за различного рода проблем.

Процесс учения отражает внутреннюю сторону педагогического процесса. Он включает в себя разнообразные приемы и способы получения жизненного опыта, его практического применения и передачи между поколениями.

Побуждение к учению

Процесс учения не всегда является простым, хаотичным, самостоятельным и спонтанным. учение имеет определенное целевое назначение. Оно возникает как необходимость, потребность в получении какой-то определенной информации. Учение имеет определенные мотивы своего развития. Получение конкретных знаний и навыков является целевым назначением учения.

На мотивацию к учению оказывают воздействие многие факторы внешнего и внутреннего характера. К ним относятся следующие:

  1. Порядок организации учебно-воспитательного процесса;
  2. Особенности устройства и функционирования системы образования;
  3. Специфика обучающегося: возрастные особенности развития, личностные свойства, способности, навыки и развитие психических процессов;
  4. Специфические черты педагога: его мастерство, профессионализм, творческий потенциал;
  5. Особенности прохождения учебной деятельности в том ином заведении образования.

К учению необходимо побуждать. А для этого учащийся должен подходить к процессу усвоения знаний осознанно, понимая его важность и необходимость.

В задачу педагога входит развитие мотивации к учению, включающее обоснование необходимости тех или иных направлений деятельности и донесение до сознания социально значимых мотивов.

Кроме того, педагог должен уметь сделать мотивы более действенными, особенно если в сознании учащегося зафиксирована важность данного мотива, но на его поведении, действиях это никак не отражается.

К учению побуждает интерес к получению знаний, потребность в какой-то информации или определенных навыках, желание освоить какие-то действия, которые понадобятся в дальнейшей бытовой и профессиональной деятельности. кроме того, мотивами к учению выступают желания человека определить на что он способен, выявить свои максимальные возможности, раскрыть таланты, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Мотивы к учению не являются устойчивыми. Они могут меняться на разных стадиях возрастного развития личности и на разных уровнях и этапах обучения. Здесь важно наличие педагогической помощи. Педагог должен выявлять приоритетные мотивы на каждом этапе обучения, уметь преобразовывать задачи, которые ставятся в процессе обучения и видоизменять их смысловое назначение.

Такие задачи должны быть ясны учащемуся. Он должен правильно понимать их смысл и видеть важность их достижения. Эффективность учения зависит от познавательной заинтересованности учащихся. Заинтересовать можно к непосредственно учению, либо через опосредованный интерес к учебной деятельности, обусловленный пониманием ее значимости и важности итогов для учащегося.

Рисунок 2. Учение с увлечением. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Побуждение к учению может проявляться на разных уровнях:

  1. Высокая мотивация. Она предполагает активное стремление к учебной деятельности, добросовестное выполнение всех заданий, соблюдение всех требований, несение ответственности.
  2. Хорошая мотивация. Процесс учения находится на достаточно неплохом уровне.
  3. Положительная мотивация. Она связана с тем, что учение находится на относительно нормальном уровне, но учащийся не стремится к нему, а его привлекают иные аспекты. Например, учебное заведение, коллектив, клубы по интересам, спортивные занятия.
  4. Низкая мотивация. Учение находится на очень слабо развитом уровне, имеются проблемы с обучением и посещаемостью учебного заведения.
  5. Негативная мотивация. Учебная деятельность практически отсутствует. Учащийся с ней не справляется, и вообще не любит учебное учреждение, испытывает сложности в коммуникативных связях, трудности во взаимоотношениях с коллективом.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/uchenie_kak_raznovidnost_chelovecheskoy_deyatelnosti/

Сущность учения как деятельности

53.СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Сущность учения как деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Выполнила учитель начальных классов Гершуненко Н.М. 2020

2 слайдОписание слайда:

Понятие учебной деятельности, ее основные категории Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, …такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

3 слайдОписание слайда:

Ими могут быть …мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования.

Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

4 слайдОписание слайда:

Категории: 1 предметность 2 мотивированность 3 целенаправленность 4 осознанность

5 слайдОписание слайда:

Концепция учебной деятельности В.В. Давыдова Рассчитана она на усвоение учащимися младших классов научных понятий.

Индуктивный способ изложения учебного материала рассчитан на формирование у учащихся только одной и не основной стороны мыслительного процесса, а именно- логических рассуждений по типу «восхождение от конкретного к абстрактному».

В результате такой логики мышление ребенка развивается односторонне, а сами научные понятия и законы не усваиваются как следует.

6 слайдОписание слайда:

Для того, чтобы сформировать теоретическое мышление, а таким является индуктивно-дедуктивное мышление, способное переходить от частного к общему и обратно, анализировать и обобщать, необходимо обеспечить на занятиях учащемуся возможность свободного мыслительного движения в 2 указанных взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и обратно, с приоритетом первого над вторым. частное общее анализировать обобщать конкретное абстрактное над

7 слайдОписание слайда:

«одна из задач теоретического мышления состоит в выделении существенной связи (в ее абстрагировании), а затем и в мысленном сведении к ней всех проявлений объекта (в их обобщении).

Настоящее, глубокое понимание учащимся того общего, что содержится во включенных в него конкретных фактах, в умении на основе всеобщего находить и предсказывать частное.

На основе всеобщего Находить и предсказывать частное

8 слайдОписание слайда:

Для того чтобы развить у учащихся подлинно теоретическое мышление; учебные предметы необходимо, по В.В.Давыдову, перестроить следующим образом. В первую очередь в процессе обучения учащимися должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета.

9 слайдОписание слайда:

Эти понятия должны именно усваиваться учащимися, а не даваться им в готовом виде. Усвоение понятий должно предшествовать знакомству с конкретными фактами.

Частные знания, в свою очередь, должны выводиться из всеобщих и представляться как конкретное проявление всеобщего закона.

При изучении (усвоении) понятий и законов на основе тех или иных материалов учащиеся в первую очередь должны обнаружить в них генетически исходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии.

10 слайдОписание слайда:

Эту связь, пишет В.В.Давыдов, необходимо воспроизвести в графических, предметных и знаковых моделях, позволяющих изучить ее в «чистом» виде.

Для этого у учащихся нужно сформировать специальные предметные действия, посредством которых они смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести искомую существенную зависимость, изучая ее собственные свойства.

Это предполагает постепенный переход учащихся от внешних предметных действий к их выполнению в умственном плане.

11 слайдОписание слайда:

Структура учебной деятельности Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. мотивация мотивация Учебные задачи в различной форме заданий Учебные задачи в различной форме заданий Учебные действия Контроль, переходящий в самоконтроль Оценка, переходящая в самооценку

12 слайдОписание слайда:

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.

В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, А.А. Леонтьев). мотив план исполнение контроль

13 слайдОписание слайда:

Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, И.И. Ильясов отмечает, что «…учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса.

14 слайдОписание слайда:

Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.

Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами.

Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач».

15 слайдОписание слайда:

Общая психологическая характеристика понятий «обучение» и «учение». Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

16 слайдОписание слайда:

Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая.

17 слайдОписание слайда:

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение.

18 слайдОписание слайда:

Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

19 слайдОписание слайда:

Однако большинство исследователей этой проблемы (И. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.

) используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных.

«Учение, как одна из форм деятельности организмов, по своему существу едино, но эволюционно оно разрозненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности,— отмечает И. Лингарт.

20 слайдОписание слайда:

Основные характеристики усвоения знаний Усвоение прежде всего характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от времени, различия ситуаций и условий их применения.

21 слайдОписание слайда:

В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у ученика.

22 слайдОписание слайда:

Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывает чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки эффективности усвоения. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.

23 слайдОписание слайда:

Важная характеристика усвоения — его управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий; оно может реализоваться «классическим» (традиционным) путем, программированным или проблемным обучением и т.д. Важно только, чтобы усвоение было объектом управления, а оно само было специфичным для каждого учебного предмета.

24 слайдОписание слайда:

Авторы подчеркивают личностную обусловленность усвоения (и в то же время влияние усвоения, учебной деятельности на формирование личности школьника). Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения, оценивания и т.д.

25 слайдОписание слайда:

Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) актуализации знаний и их полнотой и системностью.

26 слайдОписание слайда:

Важной характеристикой усвоения является и то, что его показателем служит действие, характер которого свидетельствует об усвоении. Другими словами, характер действий свидетельствует обо всех характеристиках усвоения. Поэтому последние могут быть не только непосредственными, но и опосредованными через действия.

27 слайдОписание слайда:

Основные положения психологической теории поэтапного формирование умственных действий. П.Я.

Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок.

28 слайдОписание слайда:

П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить.

29 слайдОписание слайда:

Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая — исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой». В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:

30 слайдОписание слайда:

«…а). Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса.

Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предполагаются определенные свойства его предмета.

31 слайдОписание слайда:

Б). Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия.

32 слайдОписание слайда:

В). Действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете превращается в двигательный навык.

33 слайдОписание слайда:

Г). Перенос действия в идеальный, в частности в умственный план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия.

34 слайдОписание слайда:

Д). Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений. Другие, неизбежные и не менее важные линии составляют изменения: полноты звеньев действия, меры, их дифференцировки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показателей.

35 слайдОписание слайда:

Эти изменения обусловливают, во-первых, смену способов исполнения и форм обратной связи, во-вторых, определяют достигнутые качества действия.

Первые из этих изменений ведут к преобразованию идеально выполняемого действия в нечто, что в самонаблюдении открывается как психический процесс; вторые позволяют управлять формированием таких свойств действия, как гибкость, разумность, сознательность, критичность и т.д.»

36 слайдОписание слайда:

Основной характеристикой выполняемых действий П.Я. Гальперин считал разумность. По сравнению с традиционным обучением по типу проб и ошибок, П.Я. Гальперин обосновал преимущества второго и особенно третьего типа учения, где реализуется полная ориентировочная основа действия обучающегося.

37 слайдОписание слайда:

Этапы формирования умственных действий мотивационный ориентировочный включающий в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению материальный / материализованный внешне речевой беззвучной речи умственного (внутри речевого) действия

38 слайд

Источник: https://infourok.ru/sushnost-ucheniya-kak-deyatelnosti-4111264.html

Сущность учения и его закономерности

53.СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сущность учения. Учение — один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности школьника.

Учение — это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике.

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Учение — это деятельность ученика по:

■ освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

■ самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

■ осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

■ овладение системами знаний и оперирование ими;

■овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

■развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

■овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Дидактика как наука имеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения

Закономерности обучения, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерности» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формам

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

К внешним закономерностям относятся:

■ социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

■ воспитывающий и развивающий характер последнего;

■ обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

■ зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

■ зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

■ отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

■ подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

■ задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от учения – к навыку.

4. Сущность и соотношение понятий: подражание, познание, научение, обучение, учение, учебная деятельность.

Подражание — следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребёнка П.

— один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребёнок раннего и дошкольного возраста посредством П.

усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Познание — постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей неких явлений, процессов и пр.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН(знания, умения, навыки) развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Учение — это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике.

Учебная деятельность, мотивирована, целенаправленна, предметна, имеет свои средства осуществления, свои специфические продукт и результат.

Уучебная деятельность выделяется тем, что ее субъект и предмет совпадают: она направлена на самого обучающегося – его совершенствование, развитие, формирование как личности благодаря осознанному, целенаправленному освоению им общественного опыта.

Деятельность обучающегося ориентирована на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и умение адекватно и творчески применять их в разнообразных ситуациях.

Выделяются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм активности человека:

1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач

2. в ней осваиваются обобщенные способы действий и научные понятия (в отличие от понятий житейских, усваиваемых вне специально направленной на это деятельности)

3. освоение общего способа действия опережает по времени практическое решение задач.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 94 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-163141.html

§ 4. Сущность учения

53.СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Понимание открывшейся сущности обучения позволяет увидеть нечто, обескураживающее наше сложившееся педагогическое сознание.

Обратившись к практике обучения с позиции открывшейся сущности обучения, мы обнаружили, что те деятельности, посредством которых специально реализуется обучение, как необходимые и обязательные деятельности в системе учебной деятельности, не организуются и не выполняются.

Наиболее часто не исполняются два вида деятельности: деятельность ученика по самостоятельному изготовлению урочного продукта и деятельность учителя по обработке продукта ученика. Эти виды деятельности в современной практике не воспринимаются, не осознаются и не рассматриваются как самостоятельные виды учебной деятельности.

Конечно, нельзя утверждать, что ученик вообще не изготовляет продукта, любой работник сферы образования укажет на домашние задания, самостоятельные, проверочные и контрольные работы. Разумеется, выполнение всего этого учеником можно отнести к его деятельности по самостоятельному изготовлению продукта.

Но, во-первых, частично такое изготовление происходит за пределами учебной деятельности; во-вторых, часть остальных работ выполняется далеко по времени от момента, когда изготовленный учеником продукт позволяет своевременно установить неправильные действия, непонимания, ошибки, чтобы организовать и осуществить деятельность обучения.

Поскольку деятельность ученика по изготовлению продукта выполняется с нарушением указанной последовательности или не исполняется, то с нарушением указанной последовательности выполняется и деятельность учителя по обработке продукта ученика или не исполняется.

Следовательно, нарушена должная регулярность поступления продукта ученика к учителю и его обработка, учитель оказывается лишенным необходимых объективных оснований для того, чтобы начать организацию деятельности обучения, в которой происходит и процесс обучения.

При такой системе учитель, организуя деятельность ученика с учебным материалом, обычно не преследует цели, чтобы ученик изготовил свой продукт.

Но так как на этом практическая деятельность учителя и деятельность ученика в учебных заведениях не прекращаются, а продолжаются, то продолжаются они с теми же нарушениями последовательности учебной деятельности: дело до организации и осуществления деятельности обучения не доходит. Это приводит всю систему учебной деятельности к состоянию неуправляемости.

Если предложить учителю или учебному учреждению представить результаты обучения за урок, неделю, четверть, год, то нам представят оценки, выставленные ученику по пятибалльной системе, но не объективные данные, на основе которых может и должна быть организована и осуществлена деятельность обучения.

Итак, есть две деятельности: ученика по изготовлению продукта, от качества которого зависит обоснование организации обучения, и учителя по обработке (измерению и оценке) продукта ученика, от объективности которой зависит качество организованного обучения.  Они оказываются если не отсутствующими в современной практике общеобразовательной школы, то не позволяющими учителю полноценно использовать их для организации деятельности обучения.

Несмотря на нарушение последовательности исполнения и даже на отсутствие исполнения видов учебной деятельности, что не позволяет организовать деятельность обучения, в обществе традиционно считается, что в школах ведется именно обучение.

А в качестве доказательства обычно предъявляются положительные результаты: учащиеся, успешно окончившие школу, поступившие в высшие учебные заведения, достигшие тех или иных успехов на олимпиадах по различным учебным дисциплинам, изучаемым в школе и т. д.

Это утверждение может показаться парадоксальным: деятельность обучения из-за указанных причин не может быть организована в общеобразовательной школе, а положительные результаты приписывают обучению. Но парадокса здесь нет. Если продолжить рассуждения, исходя из понятой сущности обучения, то обнаружим следующий факт.

Предположим, что выделенная совокупность деятельностей учителя и ученика и их последовательность выполняется.

Тогда, осуществив всю совокупность деятельностей, в том числе и деятельность ученика по изготовлению своего продукта, учитель остается с продуктом ученика.

Перед тем, как приступить к выполнению следующей совокупности деятельностей, учитель должен обработать продукт ученика, определяя его качество, или получить иным способом данные о качестве продукта.

Предположим теперь, что, обработав продукт ученика или получив данные о его качестве, учитель удостоверится, что продукт ученика совпадает с данным эталоном. Такой результат означает, что учитель может перейти к новому элементу культуры, определенному программой учебного предмета, и на его основе подготовить продукт (учебный материал) для ученика.

Совершив следующую учебную деятельность с новым элементом культуры, учитель вновь остается с продуктом ученика и устанавливает, что продукт ученика вновь соответствует данному эталону.

Это значит, что для очередного осуществления учебной деятельности (деятельностей учителя и ученика) учитель может взять следующий элемент культуры, представленный учебной программой, и т. д.

Предположим теперь, что точно так же происходит осуществление совокупности учебной деятельности, пока не исчерпано время, отведенное для данного учебного предмета.

Если все происходило так, как представлено выше, следует констатировать, что в осуществленной учебной деятельности не было деятельности обучения и процесса обучения, что овладение элементами культуры, или знаниями и умениями пользоваться ими, произошло, минуя организацию деятельности обучения, за пределами процесса обучения.

Таким образом, обнаруживается, что в системе учебной деятельности имеется совокупность деятельностей учителя и ученика, которая не может быть отнесена к деятельности обучения, но результатом выполнения которой может быть овладение учеником знаниями и умением пользоваться ими.

Несколько выше была выделена совокупность деятельностей учителя и ученика, названная деятельностью обучения, посредством которой реализуется процесс обучения.

Здесь же выделена другая совокупность деятельностей учителя и ученика, назовем ее деятельностью учения[1], посредством которой реализуется процесс учения и приводит к овладению представленного учителем материала.

Если же никакого овладения не оказалось, то не состоялся и процесс учения, хотя деятельность учения была осуществлена. Это вынуждает пополнить иерархию понятий еще одним понятием, представляющим вид учебной деятельности, – деятельность учения.

Рис. 9. Деятельность учения

Рис. 9.  Деятельность учения

Учение – это вид учебной деятельности, выполняемый деятельностями учителя и ученика и направленный на овладение новым для ученика элементом культуры (рис. 9).

Место этого понятия должно находиться перед понятием деятельность обучения, так как деятельность обучения не может быть организована (осуществлена) прежде, чем совершится деятельность учения.

Но и по завершении деятельности учения деятельность обучения не начинается автоматически: для этого необходим соответствующий результат деятельности учения, поскольку не любой результат учения обусловливает деятельность обучения.

[1] Деление учебной деятельности на деятельность обучения и деятельность учения представлено в книге Т. В. Габай «Учебная деятельность и ее средства», но в книге эти понятия имеют психологическое содержание и несколько иные значения: деятельность учения – это «акт познания», а деятельность обучения – это обеспечение условий осуществления акта познания, или деятельности учения [32, c. 81].

Источник: http://teoria.ru/glava-3-uchebnaya-deyatelnost/4-sushhnost-ucheniya

Uchebnik-free
Добавить комментарий