52. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система общества: понятие, структура, функции

52. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система общества — это конкретно-историческая со­вокупность права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты: 1) право (законодательство); 2) юридическая практика; 3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое.

Если под правом понимается система общеобязательных формально определенных юридических норм, устанавливаемых обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществ можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Правовая система (правовая семья) — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Элементы правовой системы:

— система права — внутреннее строение права, деление его на отрасли, на частное и публичное;

— система законодательства — комплекс нормативно-правовых актов высшей юридической силы, отражающих систему права;

— правовые институты» и учреждения;

— правовые понятия, принципы, символика;

— правовая политика, идеология, культура;

— юридическая практика.

Основные правовые системы (семьи):

1. Романо-германская правовая система (Россия, ФРГ, Франция, Япония, Латинская Америка): — исторически сложилась в результате рецепции (заимствования и приспособления) римского права; основным источником является нормативно правовой акт; система права четко делится на отрасли, выделяется частное и публичное право.

2.

Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия): — исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополненная правом справедливости и толкованием статутов; основной источник — норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах; отрасли права почти не выражены, нет деления на частное и публичное право, хотя приоритет остается за частным правом. «Зачем такое публичное право, в котором нет частного интереса?» — вопрошают англосаксонские юристы

3. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан): исторически сложилась на основе мусульманской религии — ислама; основными источниками являются религиозные тексты — Коран. Сунна, иджма, кияс; в системе права выделяются уголовное, семейное и судебное право (шариат), деление на публичное в частное право отсутствует, хотя в праве преобладают коллективные (публичные) начала.

4.

Обычное право стран Африки:сложилось в результате санкционирования правовых обычаев, которые являютсяосновным источником права; характеризуется дуализмом (двойственностью): обыччое право действует параллельно с заимствованным правом бывших колонизаторов, имеет тенденцию к слиянию, отрасли не выделяются. Не имеет четко выраженной внутренней структуры, выражает коллективные интересы.

В современную эпоху глобализации общественных отношений все большее значение приобретает система международного права, которая устраняет и сглаживает различия между национальными правовыми системами различных государств и правовых систем.

Функции правовых систем:

1. коммуникативная (правовая система отражает существующие правовые взаимосвязи между элементами правовой действительности)

2. регулятивная (её элементы оказывают правовое воздействие, посредством них осуществляется правовое регулирование)

3. охранительная (элементы правовой системы способствуют стабильности, защищённости правовых взаимосвязей)

4.

оценочная (анализ элементов правовой системы позволяет оценить уровень развития государственно-правовых явлений отдельной страны)

5. прогностическая (анализ элементов правовой системы позволяет выявить закономерности развития государственно-правовых явлений, определить направление их наиболее вероятного развития)

Источник: https://cyberpedia.su/13x64e5.html

Правовая система общества: понятие и структура

52. Правовая система общества: понятие и структура.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система — более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это — интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений».

Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система», для того чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею.

Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным

Современную правовую действительность стало трудно отражать с помощью старых, подчас слишком узких конструкций.

Требуются более широкие построения (комплексы), позволяющие производить соответственно и более гибкие и адекватные научные операции, достигать более высоких уровней обобщения, абстракции.

Одна из таких категорий — правовая система, которая дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства.

Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки.

Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества.

Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.

Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства — тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе — единственно возможный.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Естественно, что функционирование такой системы — сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Во-первых, отдельные компоненты юридической среды уже достаточно хорошо изучены (право, правоотношения, правосознание, законность, правопорядок, субъективные права, нормативные акты и т.д.).

Пришло время синтезировать все это в одном понятии — правовая система общества.

Это дает возможность лучше отразить и представить общую картину с учетом постоянно происходящих в указанной системе сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Во-вторых, возникли новые задачи, в решении которых должны быть задействованы все правовые рычаги в их согласованном, а не разобщенном виде. Только комплексное, совокупное их воздействие на общественные отношения может дать желаемый социальный эффект, привести к достижению поставленных целей.

В-третьих, рассматриваемое понятие дает возможность творчески применить системно-структурный подход к исследованию правовой действительности, а также использовать сравнительный метод. Системное же видение любого явления — залог его адекватного и глубокого осмысления.

Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же широкими системами — экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений.

Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех компонентов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система — более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки «раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры» (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев).

Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости — со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами — правовая сфера жизни общества.

Понятия правовой надстройки и правовой системы охватывают в принципе одинаковые рамки правовой реальности, однако они не могут заменить друг друга, ибо характеризуют, во-первых, различные аспекты одного и того же момента реальности, во-вторых, разный уровень проникновения в нее. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы, поэтому здесь внимание концентрируется на наиболее обобщенных проявлениях правовой действительности (Л.Б. Тиунова).

Право, как уже подчеркивалось, — эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом.

Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом.

Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями — это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право — тоже система и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии.

Это — базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы.

Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора, «центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или, по крайней мере, во многих ее частях. Тем не менее это не тождественные понятия.

Конечно, в историко-политическом, общесоциологическом и общекультурном плане право и правовую систему нередко отождествляют, когда, например, рассматривают сравнительные типы права, национальные правовые системы различных стран (аналогично тому как в обыденной жизни не всегда проводят различие между обществом и государством, не вдаваясь в научное содержание этих терминов).

Конечные цели правового регулирования достигаются только с помощью всей совокупности юридических средств, находящихся в распоряжении государства, а не за счет отдельных из них, например правовых норм, санкций, субъективных прав и обязанностей, правоотношений и т.д. Поэтому важно, чтобы все звенья правовой системы работали четко и безотказно, активно выполняли свои функции.

В разрозненном виде, вне взаимосвязи, они не приводят к желаемым результатам — необходима их синхронизация, с тем чтобы они дополняли и усиливали друг друга.

Иными словами, речь должна идти о комплексном (согласованном) правовом воздействии на общественные отношения, их объекты и субъекты.

Правовая форма должна чутко и своевременно реагировать на возникающие новые тенденции и симптомы, улавливать пульс общественной жизни. А законодатель должен постоянно «отлаживать», совершенствовать ее.

Любопытную характеристику правовой системы и ее роли в жизни общества дает американский юрист Л. Фридмэн. По его представлениям, в современном американском обществе правовая система сопровождает человека во всех его делах.

Не проходит и дня — даже часа — без взаимодействия личности с правом в самом широком смысле слова. Автор пишет, что правовая система вездесуща, хотя зачастую ее присутствие человек не замечает.

Не ощущает, что правовая система, подобно «Большому брату», пристально наблюдает за ним, заглядывая через плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас.

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая.

В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы — принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени.

Они придают необходимую форму и определенность целому.

Термин «право» относится обычно только к нормам. Но необходимо проводить демаркационную линию между нормами как таковыми и теми институтами и процессами, которые вдыхают в них жизнь.

Эта расширенная сфера и есть правовая система. Ясно, что эта система — нечто большее, нежели просто набор норм. Право — это способ правительственного социального контроля.

Субъект не совершит ошибки, если включит в него правила поведения.

Необходимо разграничивать понятия «право», «правовая система» и «правовой процесс». Дать точное определение праву — достаточно сложная задача. «Право» — слово для ежедневного употребления, часть разговорного словаря. Оно имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время.

Сказанное не означает, что мы постоянно ощущаем на себе свинцовую тяжесть права. Право — атмосфера; оно легко, как воздух, когда все идет нормально. Неправильно было бы считать право паутиной запретов. Большинство законов предназначено для того, чтобы сделать жизнь легче, безопаснее, счастливее. Правовая система — часть общесоциальной системы.

В современном мире существует поразительное многообразие правовых систем. Каждая страна имеет свою систему; в США, кроме того, каждый штат — собственную и все это венчает общегосударственная (федеральная) система. Нельзя назвать ни одной пары полностью адекватных правовых систем.

Но это не значит, что каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой

Современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждом субъекте Федерации — своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты.

Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках — ныне суверенных государствах.

В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.

В Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15).

Это и понятно — право любого государства тысячами нитей связано с международным правом как сгустком длительного коллективного опыта.

Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a76918.html

52. Правовая система общества: понятие и структура

52. Правовая система общества: понятие и структура.

Понимание права как системы правовыхнорм, наделенных характеристиками,признаками, рассмотренными в предыдущейтеме, позволяет выделить и такие чертыправа в целом, как его системность иструктурность. Изучение системы иструктуры права становится важным нетолько в научных, но и в чисто практическихцелях.

Действительно, если право как социальныйинститут не просто механическаясовокупность правовых норм, а некоеорганическое образование, нечтосистемное, то тогда и в правотворческом,и в правоприменительном процессахследует учитывать это качество права.

Ведь системные свойства того или иногообъекта означают обязательное наличиев этом объекте элементов, органическисвязанных друг с другом, взаимодействующихмежду собой. Кроме элементов и их связей,системный подход выделяет и характерэтих связей, их содержание, изучаетсистемообразующие факторы, определяетуровни системы, ее сложность и т. п.

И это значит, что в правотворческомпроцессе учет системных свойств прававедет к требованию разрабатывать ипринимать нормативно-правовые акты вкомплексе, в системе, которые регулировалибы общественные отношения всесторонне,наиболее эффективно, социально полезно.

Это значит, что при принятии закона надопрослеживать всю цепочку его взаимодействияс другими законами, вносить соответствующиеизменения в эти другие законы, или,напротив, установив противоречия сдругими законами, признать, что подготовкаи принятие нового закона является деломневозможным или нецелесообразным.

Вариантов тут много, но системностьправа обязательно накладывает своиограничения на правотворческий процесс.

В правотворческом процессе учетсистемности права означает такжепонимание недопустимости произвольныхэкономических, социальных решений.

Являются иллюзиями представления многихэкономистов, политиков, что они могутпринимать любые экономические илисоциальные решения, которые потом, де,оформят юристы.

Если эти решенияпротиворечат системе права, ееосновополагающим началам, эффективностьтаких экономических, социальных решенийбудет ничтожна или даже, наоборот,окажется социально вредной.

Например, длительное время существовало,да и сейчас еще существует, противоречиемежду трудовым контрактом как формойучастия работника в производстве итрадиционным трудовым договором с егочеткими, установленными в законодательствеусловиями и правилами труда.

Контракткак будто расширяет свободу выбора иусловий труда у работника, но не можетухудшать эти условия труда, закрепленныезаконодательно, не может заменять одноусловие на другое — может быть, лучшеес точки зрения работника.

Но тогда вообщевозникает вопрос, а зачем вообще нужновведение контрактной системы работы,учебы, службы?

В правоприменительном процессе учетсистемности права означает возможностьнайти и применить наиболее точную нормудля решения гражданско-правового спора,рассмотрения уголовного дела.

Эти нормы находятся в систематизированномсостоянии, помещены в определенныеструктурные подразделения права(отрасли, подотрасли, правовые институты),что и позволяет их отыскивать,реализовывать, словом, приводить вдействие.

Такую возможность предоставляет такженаличие в системе права двух крупныхблоков — материального и процессуальногоправа. Материальное право — этообозначение тех правовых норм, которыеобеспечивают регулятивные и охранительныефункции права: уголовно-правовые,гражданско-правовые, административно-правовыеи иные нормы.

Процессуальное право -обозначение тех норм, которые определяютпроцедуры, процессы примененияматериального права. Это все те нормы,которые регламентируют порядок проведенияуголовного процесса, гражданскогопроцесса, или иначе, уголовногосудопроизводства, гражданскогосудопроизводства, арбитражного,административного процессов.

Инымисловами, недостаточно иметь в системеправа лишь нормы материального права,надо иметь еще и соответствующие,взаимосвязанные с ними нормы, определяющиепорядок, процедуры применения нормматериального права.

И обеспечиваетэто важнейшее свойство права — взаимосвязьматериальных и процессуальных начал —именно системность права.

Только в сочетании материальное ипроцессуальное право обеспечиваютрегулятивную роль права, позволяет внеобходимых случаях реализовать санкцииправовой нормы, иных элементов.

Системаправа включает в себя и иные крупныевзаимодействующие блоки, например, блоквнутригосударственного (национального)права и блок тех общепризнанных принципови норм международного права, которыевключены (имплантированы) в соответствующуюсистему права.

В целом эти два блока в системе правасоответствуют друг другу. Но отдельныенормы этих двух блоков могут оказатьсяи противоречивыми, пребывать в коллизии,тогда возникает вопрос о том, какойнорме следует отдавать предпочтение.

Ответ однозначен: если имплантацияпроизошла в установленном порядке(межгосударственный договор ратифицирован,общепризнанные принципы и нормыМеждународного права содержатся вдекларациях, конвенциях, протоколах ииных нормативно-правовых актах, признанныхгосударством), то тогда приоритет замежгосударственным договором, конвенцией,декларацией и т. д. В случае коллизиидействуют нормы, содержащиеся в этихактах.

К крупным блокам в системе права относятсятакже публичное и частное право — членениесистемы права на нормы, регламентирующиегосударственные (конституционные)отношения, касающиеся общественно-значимыхсоциальных интересов (публичное право),и нормы, регламентирующие частныеинтересы: лично-имущественные,семейно-брачные и т.

п. (частное право).Это членение системы права на правопубличное и частное предложили ещеюристы Древнего Рима. Но они же отмечалии известную условность такого членения,т.к. многие «публичные» правовые решенияоказывают неизбежное влияние и на личныеинтересы, а последние так или иначесвязаны с общесоциальными отношениями.

Однако история правового развитияпоказывает, что признание частногоправа (гражданского права в современномпрочтении) имеет большое социальноезначение, т.к.

на первый план выдвигаетгражданина, индивида, утверждает о егоэкономических, личных, культурныхправах, не заслоняет эти правагосударственно-правовым блоком.

Наличиечастных прав делает их носителя активнымучастником общественной, прежде всегоэкономической жизни, делает егополитически самостоятельным, способствуетстабильности, предсказуемости общественныхотношений.

Следует отметить, что развитие частногоправа — это общепланетарная тенденция.В современной России она получила своевоплощение в принятии Гражданскогокодекса (первой и второй частей), многихдругих нормативно-правовых актов.

Размышляя о системе права, следует такжеиметь в виду, что во все времена юристытого или иного общества стремились ксозданию четкой, непротиворечивойсистемы права. Однако это почти никогдане удавалось: противоречивость законовявлялась скорее правилом, чем исключением.

Причин этому было и остается много. Однаиз них заключается во внеправовыхфакторах, когда систему права взламываютэкономические, социальные перемены,например, переход от социалистическогостроя к социально-регулируемой рыночнойэкономике. Иной фактор — запаздывание,медлительность системы права.

Многочисленность связей в системе праване позволяет ее оперативно перестраивать,даже при радикальных переменах остаютсяреликты предыдущего правового состояния.Еще важной является и характеристикаправа как очень сложной системы. Сложность— это отличительная черта права в целом.

Все это никак не позволяет ту или инуюсистему права считать идеальной.

В теории права уже много столетий идетпоиск системообразующего фактора. Напредыдущем, марксистско-ленинском этапеотечественная теория выдвигает вкачестве такового тип права, его привязкук социально-экономическому строю, ктипу государства.

И надо отметить, чтоправо социалистического общества имело,пожалуй, действительно четкую системнуюхарактеристику.

Государственное право,гражданское право обеспечивалиогосударствление экономики, преждевсего собственности, распределительнуюсистему — планирование и управлениенародным хозяйством.

Уголовное правообеспечивало фактическую трудовуюповинность, закрепляло рабочих и крестьянсоответственно на предприятиях и вколхозах. Иные правовые нормы устанавливалипределы заработной платы, даже количествоналичных денег на предприятиях и ворганизациях (так называемый кассовыйплан).

Система социалистического правапозволяла властным структурамрасправляться с политическими оппонентами,устанавливать государственную идеологию,устранять инакомыслящих и т. п. Еезависимость от экономических отношенийпрослеживается весьма четко. Идействительно, стоило в 1965 г.

принятьправовые решения об экономическойреформе — частичной, половинчатой, новсе же расширяющей правомочия исамостоятельность предприятий, — каквся система права постепенно сталанеустойчивой, нестабильной и в процессеизменений, прежде всего через развитиеарендных отношений, кооперативногохозяйства и иных явлений, противоречащихдействующей системе права, сталамедленно, противоречиво поворачиватьсяк рыночной экономике, демократическимпреобразованиям.

Однако в другие времена и у другихнародов системообразующими факторамимогут быть иные общественно-значимыеявления и состояния, религиозныеубеждения, этнокультурные влияния. Этоотносится, например, к системам правав мусульманских странах.

Подчеркну, что речь идет именно о системе,а не о типе права. Типологическаяхарактеристика права, например, вмарксистско-ленинской концепции, говорито содержании той или иной системы права,ее привязке к социально-экономическомустрою, а не к ее системной характеристике.Системная же характеристика права —это его определение с точки зренияорганизации права, внутреннего устройства.

Следовательно, правильным будет выводо наличии многих системообразующихфакторов, действующих по-разному в техили иных обществах, как самостоятельно,обособленно, так и в совокупности, вкомплексе.

Источник: https://studfile.net/preview/2441648/page:9/

2. Вопросы по теории права

52. Правовая система общества: понятие и структура.

В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах
Таганрог: ТРТУ, 2005.

Предыдущая

2.16. Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

—  право (законодательство);

—  юридическая практика;

—  господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое.

Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии в правовую систему входят и другие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества, дает дополнительные возможности для обобщенного исследования значительной части юридического бытия той или иной страны.

Точно так же как в политологии, наряду с понятием «политическая система» существует понятие «политическая жизнь» и в юриспруденции наряду с категорией « правовая система» необходимо «прописать» и категорию «правовая жизнь».

В юридической науке понятие «правовая жизнь» и «правовая система» во многом должны соотноситься подобно соотношению в политологии понятий «политическая жизнь» и «политическая система» (а в экономической науке понятий «экономическая жизнь» и «экономическая система»).

Правовая система создает условия для нормального протекания правовой жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализации и вытеснения из нее негативных юридических явлений (правонарушений, злоупотреблений и иной «злокачественной юридической опухоли»).

Другими словами, она по отношению к правовой жизни играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала.

Отсюда важно совершенствовать и укреплять элементы правовой системы российского общества, что будет содействовать обогащению и оптимизации его правовой жизни.

Между тем правовая система выступает лишь составной нормативно-упорядочивающей частью самой правовой жизни, ибо последнее явление (и понятие) шире первого.

Элементами правовой системы выступают, прежде всего, те, которые необходимы для процесса правового регулирования, для целенаправленного воздействия на сознание и поведение субъектов.

Негативные же правовые явления — преступность, правонарушения, деформации и т.п., тоже имеющие отношение к бытию права и обладающие определенной юридической окраской, к элементам правовой системы не относятся.

В этой связи понятие «правовая жизнь» позволяет гораздо объемнее взглянуть на правовую действительность как позитивного, так и негативного плана. Такой взгляд необходим, ибо придает правовым реалиям определенную целостность.

Ведь важно видеть в правовой жизни не только плюсы, но и минусы. Именно с последними право и вся правовая система призваны бороться.

Данная категория дает возможность смотреть на существующий юридический быт не через «розовые очки», а, наоборот, видеть его со всеми его достижениями и недостатками, успехами и неудачами, свершениями и ошибками, сильными и слабыми сторонами.

Кроме всего прочего, она характеризует собой не только совокупную упорядоченную и неупорядоченную (стихийную) правовую действительность, но и процесс исторического развития права в целом, основные этапы его эволюции.

Ценность понятия правовой системы заключается в следующем.

Во-первых, отдельные компоненты юридической среды достаточно хорошо изучены (право, правоотношения, правосознание, законность, правопорядок, субъективные права, нормативные акты и т.д.).

Пришло время синтезировать их в одно понятие правовая система общества, чтобы получить возможность лучше отразить и представить общую картину, с учетом постоянно происходящих в указанной системе сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Во-вторых, возникли новые задачи, в решении которых должны быть задействованы все правовые рычаги в их согласованном, а не разобщенном виде. Только комплексное, совокупное их воздействие на общественные отношения может дать желаемый социальный эффект, привести к достижению поставленных целей.

В-третьих, рассматриваемое понятие дает возможность творчески применить системный подход к исследованию правовой действительности, а также использовать сравнительно-правовой метод. Системное же видение любого явления — залог его адекватного и глубокого осмысления.

Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же емкими системами — экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений.

Познание сущности и социальной природы права обусловливает поиск общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права.

Понятие «национальная правовая система является одним из наиболее широких по содержанию и включает в себя всю, без исключения, совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране действует свое право — своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности.

Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области сравнительного изучения права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи», «семьи систем права. Это наименование широко используется и в нашей литературе.

В своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») Р.

Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в их совокупности: 1) юридико-технического критерия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т.д.

) и 2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Такой подход позволяет понимать под национальной право вой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.

С учетом приведенных критериев была предложена следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) романо-германская правовая семья; 2) семья общего права (англо-саксонская); 3) семья социалистических систем права; 4) религиозные системы (мусульманское право).

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Правовая основа местного самоуправления
Правовая культура: понятие, структура (Батычко В.Т., 2005)
Право: понятие, признаки и сущность
Правовая среда бизнеса в России
Правовая форма бюджетов — ст.11 БК РФ
Правоведение. Заключение

Источник: http://www.konsalter.ru/biblioteka/b28/2_16.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий