51 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

Развитие предметной деятельности в раннем детстве

51 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

Определение 1

Предметная деятельность – это один из способов обучения ребенка раннего возраста тем навыкам и действиям с различными предметами, которые закреплены негласными правилами общества.

Посредством предметной деятельности, у ребенка происходит формирование навыков действий с разнообразными предметами, развиваются психические процессы, формируется мышление, сознание, речевой аппарат. Такая деятельность предполагает развитие навыков пользования предметами, исходя из их функционального назначения и, принятым в обществе порядком его применения в практической жизнедеятельности.

Активная деятельность играет важную роль на любом этапе развития личности. С раннего возраста осуществляется формирование индивидуального опыта, развиваются способности к элементарным разновидностям детской деятельности. она оказывает огромное влияние на развитие интеллекта ребенка.

Это происходит за счет того, что при взаимодействии с предметами, он учится определять и различать их параметры и признаки, пространственное положение, выделяет их функциональную роль. Таким образом складываются волевые качества личности, вернее закладывается фундамент для их последующего развития.

Ребенок учится ответственности, стремится выполнить действие до конца и получить определенный результат.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

предметной деятельности составляет формирование и закрепление в сознании ребенка способов применения предметов, ранее установленных обществом. Так ребенок не просто познает предметы, изучая их форму, цветовые характеристики, функции, но и изучает приемы их применения, способы осуществления разнообразных действий с ними.

Замечание 1

Ключевым аспектом предметной деятельности являются предметные действия. Они составляют основу этой деятельности и от эффективности их усвоения зависит темп развития, качество освоения, результативность предметной деятельности.

Особенностью данного направления деятельности является то, что в ее ходе ребенок знакомится с назначением предметов и их функциональной ролью.

Чтобы процесс освоения деятельности был более продуктивным необходимо организовать систему взаимоотношений между детьми и взрослыми. Ребенок раннего возраста не может освоить предметные действия самостоятельно.

Ему необходима помощь людей, которые знают, как с ними обращаться, для чего они нужны и какую роль они несут т.е. взрослые должны проводить обучение ребенка пользованию предметами.

Стадии развития предметной деятельности

Процесс формирования навыков выполнения предметных действий не является одномоментным и быстрым. Он требует определенных временных затрат, грамотного обучения. Предметная деятельность проходит несколько стадий развития:

  • Первая стадия – выполнение манипуляций с предметами. Она охватывает возрастной период 5-6 месяцев ребенка. Он характеризуется простым манипулированием предметов, без осознания их реального назначения и функциональной роли, а также, не имеющих нацеленности на достижение конкретного результата. В 7-8 месяцев манипулирование превращается в ориентировочные действия. По сути, предметные действия ребенок еще выполнять не может.
  • Вторая стадия – выполнение предметно-специфических действий. Такие действия уже имеют более осознанное значение. Она выполняются для чего-то т.е. являются нацеленными на получение какого-то эффекта от их выполнения. При этом, ребенок уже обучается и сам начинает осознавать необходимость правильного взаимодействия с тем или иным предметом. Возрастным периодом прохождения стадии является второй год жизни. Ребенок уже выделяет какие-то особенности предметов, не делая акцента на значимости и степени важности каждого из них.
  • Третья стадия – выполнение предметно-опосредованных действий. Здесь осуществляется выполнение орудийных задач и процессов. Ребенок уже не просто так выполняет свои действия, а осознает, какие инструменты и орудия можно применять для их реализации т.е. он понимает, что зубы нужно чистить зубной щеткой, капать-лопатой, кушать из тарелки. В этот период, в сознании ребенка начинают формироваться общие понятия.

Осваивая предметные действия, первоначально ребенок усваивает только тесную связь предмета с его непосредственным назначением.

Он не представляет себе его применение в другом качестве и другом направлении деятельности. Действие и предмет находятся в тесной взаимосвязи друг с другом в сознании ребенка.

Например, ребенок не представляет, как салфетку можно применить не для вытирания рук, а в качестве половой тряпки.

В последствие направление предметных действий ребенка развивается и расширяется. Он осваивает назначение предметов и варианты его практического использования.

С ростом и развитием ребенка, предметные действия приобретают характер орудийных т.е. предметы начинают использоваться, как инструменты для выполнения каких-то действий.

Замечание 2

Полностью навыки предметной деятельности складываются в трехлетнем возрасте.

Условия эффективного обучения предметной деятельности

Поскольку предметная деятельность очень важна для развития личности ребенка, его сознания и мышления, то ее организации отводится значимое место. Чтобы процесс обучения взаимодействию с предметами был результативным, необходимо соблюдать следующие условия ее формирования:

  • Начинать с малого количества предметов, постепенно его увеличивая и, создавая условия для заинтересованности ребенка ими, их применением и вариантами действий с ними;
  • Формирование предметных действий должно носить пошаговый характер и производится при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;
  • Развивать активность, самостоятельность, любознательность, проявление инициативы ребенка в выполнении действий с предметами;
  • Взрослый должен проявлять терпимость и выдержку, не навязывать своего мнения ребенку, давая ему возможность выбирать и проявлять активность в деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/razvitie_predmetnoy_deyatelnosti_v_rannem_detstve/

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

51 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная.

Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе.

Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста.

В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов.

В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов.

Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними.

Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка.

При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности.

После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни.

Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением.

Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс.

Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов.

Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми.

Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого.

Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу.

Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие.

Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия.

Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов.

В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение.

Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому.

Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).

Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется.

Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д.

В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры.

Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра.

К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши.

Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.

Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности.

Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности.

многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами.

Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода.

Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами.

В рамках предметной деятельности зарождается игра.

Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-predmetnoi-dejatelnosti-detei-ranego-vozrasta.html

Предметная деятельность в раннем возрасте

51 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

К числу важных новообразованийраннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.

Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. Предметная деятельность является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельностьребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца.

Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек.

Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.

Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.

В формировании самостоятельной предметной деятельностиребенка, как показали исследования С. Л. Новоселовой (1978), можно выделить три этапа.

Первый этап — это предметные манипуляции детей 5-6 месяцев, которые превращаются к 7-9 месяцам в ориентировочные действия.

К концу 1-го года жизни эти действия переходят в предметно-специфические(второй этап).

Они отличаются от манипуляций с мячом (схватывание, удерживание, сжимание, грызение) и ориентировочных (ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание), катание мяча или сильные удары мячом об пол (чтобы он подпрыгнул) — это уже действия, направленные на получение определенного результата. Постепенно ребенок осваивает правильные действия с предметами — мяч он катает, автомобиль толкает, куклу кладет на кровать, пирамиду собирает и разбирает.

Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков).

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия.

Она проходит несколько этапов.

Первый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Этапы формирования таких закреплений были выявлены П.Я. Гальпериным. Он считал, что на первой стадии ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, а из свойств самого предмета. Данную стадию он назвал «целенаправленные пробы».

На второй стадии – «подстерегание» – ребенок находит эффективный способ действия с предметом и пытается повторить его.

На третьей стадии – «стадии навязчивого вмешательства» – он старается воспроизвести эффективный способ воздействия и овладеть им, на четвертой стадии открывает способы регулирования и изменения действия, учитывая условия, в которых его придется выполнять.

Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Например, в исследованиях Е. И.

Кисленко детям двух лет предлагалось выполнить следующие действия с носовым платком: использовать его по прямому назначению, в качестве полотенца, салфетки или тряпки для вытирания стола.

Дети стремились использовать носовой платок по его функциональному назначению: 95 % детей не допускали возможности использовать его в другом качестве.

Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметной деятельностью меняется характер ориентировки ребенка при знакомстве с новым предметом.

Если младенец действует со знакомым предметом всеми известными ему способами, то ребенок раннего возраста выясняет, для чего этот предмет служит, как его можно употребить.

Ориентировка типа «Что такое? » сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?».

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действиясостоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов.

  Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую.

Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдёт нужную деталь.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например,  подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами,основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением.

Малыш пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр.

Такие действия психологи называют орудийными, поскольку они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определенного результата.

Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребенка и предметами, на которые нужно воздействовать, и то, как происходит это воздействие, зависит от устройства орудия.  Копать песок совочком или набирать кашу ложкой нужно совсем не так, как рукой. Поэтому овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия.

Смысл орудийных действий ребенок не может понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. И выполнить такие действия малышу бывает чрезвычайно трудно.

Поэтому он постоянно обращается к взрослому за помощью или приглашает к совместной игре.

Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого, который показывает действие, направляет руку ребенка, обращает его внимание на результат.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы.

Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый.

Если на втором году жизни, подражая старшим, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину их действий, например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя мусор, не обращая на это внимание, то к концу раннего возраста главным для него становится получение правильного результата: теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы он стал чистым.

Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

Источник: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/816-predmetnaja-dejatelnost-v-rannem-vozraste.html

51.Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

51 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

Предметноедействие разв-ся в 2направл-ях:1.переходот совместного со взр исполнения ксамост. 2.разв-еср-в и способов ориентации самого реб-ка.

Разв-е предметнойдеят-ти:7-8мес–слюбыми предметами действуетодинаково(постукивает, выбрасывает).10-14мес–манипулятивныедействия(катать коляску, кормить куклу).

2года–формир-сяорудийные действия(действия с предметами,строго фиксированные назначениемпредметов(еда ложкой)).

2,5года–формир-сязамещающие действия(использ-е палочкивместо градусника).

52.Развитие познавательной сферы и речи в раннем возрасте

Разв-еречи:2направл-яразв-я речи: 1.пассивное(совершенствуетсяпонимание речи взр) и 2.активное(самост).Разв-е речи связ с общением со взр.

1-1,5года–переходнаяфаза от доречевого этапа к собственномуречевому. С2лет–появлситуативная речь. 2-2,5года–ребенпонимает почти все обращен к нему словаи действия. Формир-ся описательная речь.К3 годам–пониманиеи активное использ-е речи. Словарн запасдостигает 1200-1500 слов.

Познавателдеят-ть: Выготский:Восприятие–важнейшновообраз-е дан возр.

У реб-ка формир-сяпредметное воспр-е. Продолж ращв-сязрител и слуховое воспр-е. Мышлениевозн на основевоспр-я и разв-ся в предметной деят-ти.К 3 годам начин формир-ся эл-тынаглядно-образного мышл-я. Память:1.

происх количесвен(возрастает прочностьсохр-я материала) и качествен(появлузнавание и воспроизведение) измен-я.2.доминирует непроизвольная память.3.преобл механическое запомин-е. Внимание:1.происх при освоении ходьбы, предметнойдеят-ти и речи. 2.к 3годам начин формир-сяпроизвольное вним-е.

Воображ-е:1.появл-ся в игре. 2.к 3 одам появл собствен1-е сочинительства.

53.Развитие эмоциональной сферы в раннем возрасте

Эмоционсфера: 1.хар-ныэмоцион р-ции, связ с непосредственжеланиями реб-ка. 2.к3 годам формир-ся чувство стыда за ошибки.

Эмоционсост-е на протяж-и 1-ых 3 лет жизни оченьнеустойчиво. Повед-е сопровожд-ся яркимиэмоцион р-циями. Возникает эмоционзавышенная самооценка. В этот периодразв-я у реб имеется очень сильнаяпотр-ть в положительном образе «Я».Очень рано проявл-ся спос-ть к сопереживанию.Новообраз-ми явл формир-е «внешнего Я- сам», кот хар-ся появл-ем и разв-емсамооценки, самоуважения, самосозн-я.

54.Развитие мотивационно-потребностной сферы в раннем возрасте

Мотивы:1)познавателмотивы–интерес к окр миру. 2)мотивысотрудничества–проявл-ся в общении совзр.

В возр 2 лету реб наступпериод интенсивного формир-я егомотивацион сферы.

Структуру мотивацииребенка 2-3 летобычно хар-юткак достаточно аморфную, ибо доступныереб мотивы и потр-ти сменяются др за дрв относит-но случайном порядке. Жизненноважные потр-ти и капризы нередко еще недифференцируются и приобретают иногдаодинаково высокую значимость для реб.Мотивы сменяются во вр, не подчиняясьеще единому сознательно-волевомуконтролю реб.

Просоциальныемотивы–мотивы,направленные на позитивное, конструктивное,социально полезное повед-е.

55.Развитие личности в раннем возрасте

Формир-еличности в ран возр связано со стан-емсамосознанияреб.Самосознание:1)разв-е самосозн-я связ с тем, что реб-котделяет скбя от своих действий. 2)разв-сясамост-ть. 3)важнейш личностное новообраз-е–гордость за свои достижения.

Самосознание:с12месреб-к начин узнавать себя в зеркале, нафотогр. С18месначин интенсивно формир-ся образ«Я»(называет себя в 3-ем лице «Петя хочетспать»). С2летреб-к начин усваивать внешние нормы иценности. Появл-ся эл-ты саморегуляцииповедения.

Возн феномен«собственничества»(пытается распространить«Я» на игрушки). С2,5летпоявл-ся местоимение «Я», происх выделениеи одушевление частей собствен тела(«ручкиболят», «глазки устали»). Появл первичнаясамооценка(«Я хороший!»). В3греб-к пытается влиять на повед-е дрлюдей(капризы).

Осознает себя как субъектасвоих желаний («Я сам!»-часто повторяет).

Общениесо взр:1-2,5г–ситуативно-деловое.2,5-3г–внеситуативно-деловое.До 2,5лет ведущие–деловые мотивы. К 3годам важнейш мотивом в общении со взрстанов познавател мотивы.

Общение сосверстниками:–приприближении сверстинка чувствуетбеспокойство. 2,5г–реб-кобщается с др детьми, чувства симпатии,любопытства переносятся на них.3г–спокойноиграет рядом с др детьми.

Источник: https://studfile.net/preview/5766000/page:16/

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

51 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

МБДОУ «Детский сад №2»

Выполнила: Гаврилова Н.В.–

воспитатель высшей категории

г. Губаха. 2015г.

Предметная деятельность – ведущий вид деятельности детей раннего возраста, в процессе которого происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов. И как мы, взрослые, правильно и грамотно, со знанием теоретического и практического материала организуем эту работу с детьми, будет зависеть дальнейшее развитие игровой деятельности дошкольников.

Ребёнок открывает предметный мир очень рано, ещё в младенчестве. В I полугодии жизни у малыша складываются элементарные предметные действия, их очень мало и они очень примитивны, но с каждым днём их становится всё больше, а к году их около 50.

В этом возрасте малыш неутомимый исследователь. Любой попавшийся на глаза предмет он старательно рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает манипуляции: потряхивает как погремушку, катает как мячик, пытается разорвать в клочки.

Манипуляции, которые малыш проделывает с предметами на первом году жизни, порой весьма сложны, разнообразны: он может научиться отдельным действиям, которые показывает ему взрослый, может даже переносить действие с одного предмета на другой (научился катать шарик – катает всё круглое).

Но, во всех манипуляциях детей в младенческом возрасте есть одна общая черта – он использует лишь внешние свойства предмета. Ложкой действует так же, как палочкой, карандашом или совочком. А во всяком предмете главное – как данный предмет используют люди.

Свойство это не внешнее, оно скрыто; сам ребёнок до него «добраться» не в состоянии. Он бесконечное число раз может открывать и закрывать дверцу шкафа; долго стучать ложкой об пол, но от этого он ни на шаг не продвинется в понимании того, зачем нужны эти предметы, в чём их назначение.

Именно открытие назначения предметов с помощью взрослого как раз и превращает простое манипулирование в предметную деятельность.

К году действия ребёнка можно разделить на две группы: неспецифические и специфические. К неспецифическим относят такие действия ребёнка, которые не свойственны данному предмету. Например, предложив впервые расчёску, ребёнок потянет её в рот или начнёт потряхивать ею как погремушкой. Специфические, т.

е направленные на выявление свойства предмета, использование его по назначению. Например, пользуется расчёской как мама, прикладывает её к голове, имитируя причёсывание.

Иногда специфические действия называются действиями в логике предмета: круглое катают, ёмкость заполняют, колечки с отверстиями посередине нанизывают на стержень.

В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые простые уроки действия с предметом, но эти уроки бесценны для его дальнейшего полноценного развития.

Благодаря предметной деятельности в раннем возрасте у ребёнка развиваются: речь, интеллект, воображение, память, сознание, личность.

Взрослый, в ситуации предметного взаимодействия с ребёнком, активно участвует в действии малыша.

Для успешного осуществления действия ребёнку раннего возраста необходимо тесное сотрудничество с взрослым, без него ребёнок не в состоянии получить нужный ему, заинтересовавший его предмет, он не может сам прояснить для себя назначение этого предмета и возможности его использования. Ребёнок долго усваивает образец действия, и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца. Также он не в состоянии самостоятельно оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребёнком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.

Психологи и педагоги выделяют возраст от года до трёх лет, когда в деятельности ребёнка главную роль играет предметная деятельность. Предметная деятельность – процесс, при котором ребёнок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Она протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничества с взрослыми.

К полутора годам у ребёнка накапливается характерный опыт действия с предметом. Для ребёнка от 1г. до 1г.6мес.

показателем достаточного уровня развития предметных действий является умение правильно определять назначение предложенного предмета и стремиться к совершенствованию специфического действия с ним.

Ребёнок должен иметь отличное представление о назначении всех окружающих его повседневных предметов. Формируются некоторые ритуалы поведения: класть одежду в определённое место, ставить обувь под стульчик.

Во втором полугодии второго года жизни изменения в предметной деятельности идут по нескольким направлениям, но в основе — речевое развитие ребёнка.

  1. Ребёнок понимает инструкцию взрослого и сам практикует речевые средства общения (помоги, покажи, дай, я сам).

  2. Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам: кормление, приготовление еды, стирка.

  3. Развитие речи вносит в жизнь ребёнка ещё один способ овладения предметным действием, основанный на объяснении, а не на показе действия.

В раннем возрасте появляется ещё один вид действия с предметами – действия с игрушками. Они закладывают основу будущей сюжетно – ролевой игры и имеют огромное значение для общего психического развития детей.

Через игру ребёнок развивается физически, умственно и эмоционально.

Игра проходит свой путь развития:

  1. На первом году жизни игрушка – это предмет, с которым можно манипулировать (малыш перекладывает её с места на место, стучит ею, изучает её физические свойства). Если взрослый не переводит эти действия на более высокий игровой уровень, ребёнок застревает на долгие годы на таком способе использования предметов.

  2. На втором году жизни игрушек больше, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Такой перенос производится только в рамках наглядной ситуации. Элементы игры переплетаются с манипуляциями, действие логически не следует из другого и не доводится до конца. В игре нет её упорядочивающего момента — замысла и планомерного его разворачивания.

Таким образом, на протяжении второго года жизни действия с предметами меняются по «рисунку» и содержанию. Вначале ребёнок выявляет физические и динамические свойства объекта, подвергая их механическим воздействиям в процессе манипулирования, затем выполняет действия, подражая взрослому.

Как считает Светлана Леонидовна Новосёлова, так возникают отобразительные и сюжетно – отобразительные игры. Наконец, ребёнок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, т.е. присваивает социальный опыт их употребления.

Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойств предметов, характерны именно для раннего периода детства.

В целом второй год жизни – период зарождения интереса к игре, формирования простых игровых навыков в совместной игре с взрослым и постепенный перенос игровых действий на новые предметы.

Используемая литература:

  1. Павлова Л. Н. «Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. Второй год жизни». — «Дошкольное воспитание»,№4 /2002.

  2. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. «Воспитание малыша в семье от рождения до трёх лет. Советы психолога».- М.:АРКТИ, 2004.

  3. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. «Дети раннего возраста в детском саду». Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Источник: https://infourok.ru/razvitie-predmetnoy-deyatelnosti-v-rannem-vozraste-1381245.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий