51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

56. Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов. Законодательство о ценах и ценообразовании

51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

Вкачестве экономической категории ценапредставляет собой денежное выражение(форму) товара. По отношению к работами услугам употребляется термин «тариф»(далее — цена).

При формулировании ценыкак экономической категории учитываетсяее взаимосвязь с различными факторамирыночной среды.

Речь идет о взаимосвязицены с потребителями, с государством,с другими производителями, с конкуренцией,с расходами на производство и т. д.1.

Действующеезаконодательство предусматриваетсистему цен, включающую следующие ихвиды:

1.В зависимости от участия государствав процессе ценообразования выделяютсясвободные и регулируемые цены. Свободнаяцена — цена, складывающаяся под воздействиемспроса и предложения в условиях свободнойконкуренции.

Регулируемая цена — цена,устанавливаемая соответствующимигосударственным органами, осуществляющимирегулирование ценообразования, илиопределяемая субъектом предпринимательскойдеятельности с учетом установленныхэтими органами определенных ограничений.

2.В зависимости от наличия контроля заприменением предусмотренного порядкаценообразования цены делятся наконтролируемые и неконтролируемые. Приэтом установление контроля зависит оттого, является цена регулируемой илисвободной. Установление и применениерегулируемых цен подлежит контролю состороны государственных органов.

Контроль за установлением и применениемсвободных цен осуществляется, какправило, в отношении отдельных субъектовпредпринимательской деятельности.Например, ст.

9 Закона о противодействиимонополистической деятельностипредусматривает контроль за уровнемцен, устанавливаемых хозяйствующимисубъектами, занимающими доминирующееположение на товарном рынке.

3.В зависимости от рынка выделяются ценыоптовые и розничные. Оптовая ценауплачивается организацией розничнойторговли производителю или оптовомупосреднику. Розничная цена — цена, покоторой товар продается конечномупотребителю.

4.В зависимости от территории формированияи применения цены можно разделить нагосударственные и мировые. Государственныеформируются и применяются в соответствиис законодательством Республики Беларусь,а мировые — на основе данных биржевыхкотировок. Последние имеют значениедля субъектов, осуществляющихвнешнеэкономическую деятельность.

6.В зависимости от отрасли выделяютоптово-отпускные цены — применяются впромышленности, тарифы — применяются втранспортной деятельности, сметнаястоимость — в строительстве, закупочныецены- цены, применяемые в сельскомхозяйстве.

57. Государственное регулирование цен и тарифов и его формы

В целом государственноерегулирование ценообразования

представляетсобой воздействие на процессы установленияи применения цен со стороны государственныхорганов путем принятия законодательных,административных, бюджетно-финансовыхи других мер с целью стабилизации истимулирования развития экономикиреспублики.

Приэтом такое регулирование можетосуществляться на основе способовпрямого и косвенного регулирования. Кпрямым способам относятся:

1) фиксированиецен. Фиксированная цена — регулируемаяцена, установленная субъектомценообразования в твердо выраженнойденежной величине.

2)установление предельных цен. Предельнаяцена — регулируемая цена, величинакоторой ограничена верхним и (или) нижнимпределами.

3)установление предельных торговыхнадбавок (скидок). Они представляютсобой ограничения к регулируемой цене,устанавливаемые государственнымиорганами, осуществляющими регулированиеценообразования в сфере обращения.

4)установление предельных нормативоврентабельности. Указанные нормативыявляются предельными показателямиотношения прибыли к затратам, выраженнымв процентах.

6)декларирование цен. Имеется в видурегистрация цен субъектамипредпринимательской деятельности,занимающими доминирующее положение натоварных рынках республики, всоответствующих органах, осуществляющихрегулирование ценообразование;

7)регистрация цен. Под п. 1.4 предусматриваетправо организаций и индивидуальныхпредпринимателей, за исключениеминдивидуальных предпринимателей,уплачивающих единый налог или применяющихупрощенную систему налогообложения,осуществлять экономически обоснованноеповышение отпускных цен на производимыетовары (работы, услуги) при условиисоблюдения ими предельных индексовизменения отпускных цен.

Косвенное(экономическое) государственноерегулирование процесса ценообразованияосуществляется посредством льготногокредитования, налоговой, тарифнойполитики. Эти способы применяются сцелью создания экономических условий,стимулирующих субъектов предпринимательскойдеятельности к снижению цен на производимыеими товары.

В соответствии сЗаконом о ценообразовании государственнымиорганами, осуществляющими регулированиеи контроль за ценообразованием вРеспублики Беларусь, являются:

-Департамент антимонопольной и ценовойполитики, действующий в структуреМинэкономики с правами юридическоголица;

-другие республиканские органыгосударственного управления, на которыевозложены функции регулирования иконтроля за ценообразованием, например,Комитет государственного контроляРеспублики Беларусь, Национальный банк,отраслевые министерства;

— областные и Минскийгородской исполнительные и распорядительныеорганы.

Источник: https://studfile.net/preview/2491166/page:32/

Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании

51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

Основной целью предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, следовательно, договоры, в сфере предпринимательства заключаемые субъектами хозяйствования, должны быть возмездными.

Субъект хозяйственной деятельности, поставивший товары, выполнивший работы или оказавший услуги, в счет встречного предоставления должен получить деньги или другие товары, либо предоставить другую выполненную работу или оказать другие услуги.

Статья 2 ГК Республики Беларусь предусматривает, что обмен, происходящий между участниками гражданского оборота, предполагается возмездно-эквивалентным, т.е. равным по стоимости. Деньги выполняют функцию всеобщего эквивалента в экономике. Следовательно, цена есть стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах.

Цена — категория экономическая, так как определяет денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг. Она используется в законодательстве, поэтому является и правовой категорией. Так, в соответствие со ст.

394 ГК Республики Беларусь расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. Пункт 3 ст.

364 ГК Республики Беларусь, указывает, что если иное не предусмотрено законодательством или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска. Руководствуясь обстоятельствами, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения. Следовательно, цена определяет стоимостную меру должного поведения лица.

Определение цены дано в ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании», причем цена определяется, как денежная оценка стоимости единицы товара (далее – Закон о ценообразовании) [54]. Денежная оценка стоимости единицы работы или услуги — есть тариф.

Цены в зависимости от условий их формирования и применения подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободная цена (тариф) — цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы), за исключением случаев, предусмотренных Законом о ценообразовании.

Регулируемая цена (тариф) — цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений.

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» [77].

Регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

Фиксированная цена (тариф) – это регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердой денежной величине.

Предельная цена (тариф) — регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

В законодательстве используется понятие учетной цены — это цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях.

Законодательство, регулирующее основы ценообразования в Республике Беларусь является весьма объемным и включает в себя не только Конституцию Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также:

· Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. [54];

· Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» от 19 мая 1999 г. № 285 [77];

· постановление Министерством экономики Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» от 22 апреля 1999 г. № 43 [123];

· постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен» от 1 февраля 1993 г. № 51 [90];

· постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства» от 7 апреля 1999 г. № 478 [97];

· постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» от 10 февраля 1999 г. № 209 [98];

· и др..

Предыдущая29303132333435363738394041424344Следующая

Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1899; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-51100.html

Цена как экономическая и юридическая категория

51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

1.Цена как экономическая и юридическая категория.

 
 Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу).

Цена формируется под влиянием спроса и предложения, а также цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости.        Цена как юридическая категория имеет несколько значений.   Во-первых, цена является существенным условием договора.

   Во-вторых, при свободных ценах, и при обязательных ценах, цена является базой для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов.             В-третьих, цена является точкой отсчета для применения надбавок и торговых наценок.           В-четвертых, уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг).

         Необходимо различать правовое регулирование ценообразования и правовое регулирование цен. Первое касается процесса формирования цены с последующими надбавками. Второе — директивного установления цен при их государственном регулировании.

        В странах развитой рыночной экономики стабилизация финансовой системы и поддержание процессов нормального функционирования рынка осуществляются посредством целой системы экономических рычагов, ключевое место среди которых занимают цены.     Цены выступают одновременно как в качестве важного инструмента управления, так и объекта государственного регулирования.

Россия, осуществив либерализацию цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранения государства от регулируемого воздействия на цены.  Российская Федерация является одной из немногих стран, где практически отсутствует комплексное правовое регулирование ценообразования.

1.1 Система ценообразования

Система ценообразования была установлена Временным Положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденного по статьям Правительством.

Виды цен

Система ценообразования, введенная со 2 января 1992 года, основана на применении свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения.

Государственное регулирование цен и тарифов вводится для ограниченного круга товаров, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Все установленные ранее нормативы рентабельности отменяются. Свободные цены — устанавливаются соглашением взаимодействующих сторон, они распространяются на все товары и услуги, кроме установленного перечня и бывают двух видов:

Оптовые и отпускные цены — они формируются по соглашению изготовителя с потребителем, включая в себя суммы НДС и акцизов, и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме населения.

Розничные цены — определяются юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров населению. Они состоят из отпускной цены с НДС и торговой надбавки.1

Регулируемые цены — устанавливаются уполномоченными органами государства или местного самоуправления на товары и услуги по установленному перечню.

Оптовые цены и розничные цены — состоят из тех же элементов, что и свободные, но устанавливаются уполномоченным органом.

1.2 Цены, регулируемые государством

Правовые основы государственного регулирования цен составляют: Федеральный закон от 10 марта 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г.

№ 221″, «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также Постановления правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г.

№239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», утвердившего три перечня государственно-регулируемых цен на продукцию:

1. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

2. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

2. Правовое регулирование ценообразования

2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов

Правовое регулирование ценообразования предполагает активное участие в этом процессе государства. Именно государство в лице образованных им органов осуществляет выбор инструментария ценового и тарифного администрирования, использует иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой.

Общий режим публично-правового регулирования ценообразования (за исключением субъектов естественных монополий, организаций ТЭК и участников рынка алкогольной продукции) определяется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации. Государство определяет общие принципы ценообразования, разрабатывает административно-юридические методы его регулирования.

Статьей 55 Конституции Российской Федерации утверждено положение о том, что для введения определенных ограничений свободы в области ценообразования необходимо наличие фактических оснований, которые должны быть закреплены в соответствующих законах.

Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы ценообразования.

Статьей 28 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливается исключительное право Правительства Российской Федерации формировать номенклатуру цен, в отношении которых применяется государственное регулирование.

Однако на сегодняшний день отсутствует единая концепция законодательного ценового регулирования. Хотя в отдельных странах (в Австрии, Дании, Норвегии) существуют специальные законодательные акты, а в США и Канаде вопросы регулирования цен отражаются антимонопольными законами.

Источник: https://www.referat911.ru/Cenoobrazovanie/cena-kak-jekonomicheskaya-i-juridicheskaya/322780-2714674-place1.html

Цена как экономическая и правовая категория Жека Виды цен и товаров 1 — уср № 4

51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

1. Цена как экономическая и правовая категория — Жека 1

2. Виды цен и товаров 1

3. Законодательство о ценах и ценообразовании. 2

Вопрос 4 Права субъектов хозяйствования в области ценообразования 3

5. Государственное регулирование цен и тарифов и его формы. – 3

6. Контроль за соблюдением законодательства о ценах и ответственность за его нарушение.- Дяков 4

доп2. Понятие ценообразования. Принципы ценообразования. Субъекты ценообразования. 5

3. Государственная политика в области ценообразования. 5

доп4. Правовое регулирование свободного ценообразования, сфера его применения 6

доп5. Сфера применения регулируемых цен и тарифов. 7

доп6. Прямое и косвенное регулирование цен и тарифов: понятие и способы 7

доп7. Государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль за ценообразованием. Их полномочия. 8

доп 8. Права и обязанности юридического лица, предпринимателя в области ценообразования – нету, похож на 4 основной. 9

Доп 9. Какие акты законодательства предусматривают ответственность за нарушение законодательства о ценах и ценообразовании? 9

Доп 10. Какие органы осуществляют производство по делам, возникающим вследствие нарушения законодательства о ценах и ценообразовании? 9

Доп 11. За какие нарушения законодательства о ценах и ценообразовании предусмотрена ответственность? 10

Доп 12. Субъекты ответственности: 10

Доп 13. Какие санкции применяются за нарушение законодательства о ценах и ценообразовании? (вопрос какой-то аутистский) 11

14. Охарактеризуйте основные изменения в законодательстве Республики Беларусь о ценообразовании за период с января 2011 года по текущий год – gg нету. 11

1. Цена как экономическая и правовая категория — Жека

Хозяйственная деятельность ведётся с целью получения прибыли. В связи с этим субъект, поставивший товар, выполнивший работу, оказавший услугу должен получить встречное предоставление. Функцию всеобщего эквивалента выполняют деньги.

В качестве экономической категории цена – это денежное выражение (форма) товара. По отношению к работам и услугам используется термин «тариф» – денежное выражение стоимости единицы товара, услуги.

При формировании цены как экономической категории учитывается её взаимосвязь с различными факторами рыночной среды: потребителями, государством, иными производителями, конкуренция, расходы на производство и т.д.

Как юридическая (правовая) категория цена – денежная сумма, в которой уплачивается исполнение договора (ст.394 ГК).

Так, расчёты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства.

В предусмотренных законодательством случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами.

По общему правилу, цена не является существенным условием договора . В случаях, когда цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обязательствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги.

Легальное определение – статья 3 Закона от 10 мая 1999 «о ценообразовании» ( в редакции закона Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 192-З)

Так, цена – денежное выражение стоимости единицы товара; тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;

2. Виды цен и товаров

Нормы действующего законодательства предусматривают систему цен (товаров), включающую следующие виды:

  • В зависимости от участия государства в процессе ценообразования:

— свободные – цена (тариф) складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции

— регулируемые – цена (тариф), устанавливаемая субъектами ценообразования, осуществляющими регулирование цен (тарифов)

Регулируемые бывают:

— фиксируемая – установлена в твердо выраженной денежной величине

— предельная – величина ограничена верхними и/или нижними пределами

  • В зависимости от контроля за применением порядка ценообразования:

— контролируемые

— неконтролируемые

Усиление контроля зависит от того, является цена регулируемой или свободной. Контроль осуществляется государственными органами за установлением и регулированием свободных цен, как правило, в организации отдельных субъектов хозяйственной деятельности.

До 23 октября 2014 г. (вступление в силу Закона, вносящего изменения и дополнения в Закон 1999 г.) основным принципом ценообразования среди прочих был государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (товаров).

— оптовые – цены, уплачиваемые организацией розничной торговли производителю / торговому посреднику

— розничные – цена продажи товара конкретному потребителю

  • В зависимости от территории формирования и применения:

— государственные – формируются и принимаются в соответствии с нормами внутреннего права.

— мировые – для субъектов ВЭД – формируются на основе данных биржевых котировок

  • В зависимости от отрасли:

— оптово-отпускные – промышленность

— тарифы – транспортная деятельность

— сметная стоимость – строительство

— закупочные – с/х

  • По способу получения информации об уровне цены:

— публикуемые – сообщаются в специальных и фирменных источниках (биржевые, котировки, цены аукционов)

— справочные – цены, публикуемые в различных печатных изданиях, газетах, журналах.

3. Законодательство о ценах и ценообразовании.

1. закон от 10.05.1999 г. « о ценообразовании»

Источник: https://nashuch.ru/cena-kak-ekonomicheskaya-i-pravovaya-kategoriya-jeka-vidi-cen.html

Цена как правовая категория, ее значение и функции. Виды цен. Тарифы и сфера их применения

51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, работы, услуги. В отсутствие в РФ единого законодательного акта о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг.

Цена как правовая категория представляет собой окончательно определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав.

Цена обладает сложной объективно-субъективной природой и формируется в результате взаимодействия ценности и стоимости.

Ценность, участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую сторону цены, в то время как стоимость — производственную.

Цена как юридическая категория имеет несколько значений:

1. цена является существенным условием договора.

2. при свободных ценах и при обязательных ценах цена является базой для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов.

3. цена является точкой отсчета для применения надбавок и торговых наценок.

4. уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг).

Цена выполняет следующие функции в правовой сфере:

1. информационную (измерительную) функцию, заключающуюся в том, что цена определяет количественную характеристику субъективных прав и, соответственно, корреспондирующих субъективных обязанностей участников гражданского оборота;

2. функцию классификации, выражающуюся в том, что цена в силу ее денежного характера и обязательной определимости широко используется при правовом регулировании в качестве основания классификации различных действий и объектов;

3. распределительную функцию, состоящую в том, что в зависимости от цены осуществляется выбор контрагентов по договору, а следовательно, и распределение товаров, работ и услуг, а также прав на заключение определенных договоров;

4. функцию конкретизации прав и обязанностей сторон обязательства предполагающую четкое определение количественного и качественного (в деньгах) содержания действий, подлежащих совершению обязанной стороной.

В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:

Свободными — цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль.

Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены;

Регулируемыми — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Различают цены:

Контролируемые — установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях;

Неконтролируемые — в основном свободные цены;

Существует деление цен на:

Оптовые — (оптовая торговля — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием; мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке, производителя для розничной торговли); элементы оптовой цены: себестоимость, налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость, прибыль изготовителя или другого поставщика;

Розничные — (розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью); элементы розничной цены: оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), торговая надбавка (издержки обращение, НДС, акцизы и прибыль).

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

По территории действия цены классифицируют:

Внутригосударственные — определяются законодательством РФ;

Мировые — устанавливаются на основе данных биржевых котировок;

По условию наличия или отсутствия в правовом акте условия о периоде действия цены подразделяют:

Временные — в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения;

Источник: https://cyberpedia.su/3x2efc.html

Понятие и формы государственного регулирования цен и тарифов

51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

Цена как экономическая и правовая категория.

И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

1. Цена как экономическая и правовая категория.

2. Понятие и формы государственного регулирования цен и тарифов.

3. Субъекты ценообразования: понятие, права и обязанности субъектов ценообразования.

4. Ответственность за нарушение порядка установления и применения цен и тарифов.

Цена как экономическая категория – это денежная оценка стоимости единицы товара, состоящая из стоимости следующих компонентов: издержек производства и обращения товара и прибыли, которую предполагает получить продавец за единицу товара, скорректированная с учётом спроса и предложения на соответствующий товар.

Определение цены как правовой категории содержится в законе Республики Беларусь от 10 мая 1999 г.«О ценообразовании». Цена – это денежная оценка стоимости единицы определённого товара, сформированная в соответствии с законодательством. Иными словами цена как правовая категория предусматривает наличие правовых норм, устанавливающих порядок формирования цен.

Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» закрепил определениетарифа. Под тарифом понимается денежная оценка стоимости работы или услуги, сформированная в соответствии с законодательством.

Если законодательством прямо не установлено иное, цена формируется под воздействием только экономических регуляторов, главным образом, закона спроса и предложения. Такая цена именуется свободной. Цены на товары являются свободными, если регулируемая цена прямо не установлена законодательством.

Регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений.

Регулируемые цены подразделяются на виды в зависимости от способа их установления, предусмотренного законодательством.

Государственное регулирование цен и тарифов – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Существует две формы государственного регулирования цен и тарифов:

косвенное (экономическое) регулирование цен. Оно осуществляется путём воздействия на ценообразующие факторы посредством установления изменения и отмены объектов налогообложения, налоговых баз (единиц измерения объектов налогообложения), налоговых ставок и налоговых льгот;

прямое (административное) регулирование цен. Оно реализуется посредством установления государственными органами уровней цен либо ограничений к ценам.

Прямое (административное) регулирование цен может реализовываться посредством следующих способов:

— установление фиксированных цен (тарифов). Фиксированная цена (тариф) – цена, устанавливаемая уполномоченным государственным органом в твердо выраженной денежной величине;

— установление предельных цен (тарифов). Цена с предельной величиной (предельная цена) (тариф) — регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;

— установление предельных торговых надбавок (скидок). Предельная надбавка (скидка) – это ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, посредством ограничения не всего размера цены, а только его части: надбавки или скидки. Цена, обремененная предельной торговой надбавкой (скидкой), состоит из двух компонентов: основная цена и надбавка (скидка).

Основная цена служит базой для определения размера надбавки или скидки. В качестве основной (базовой) цены законодательством могут быть приняты различные виды цен, например, цена первой сделки с соответствующим товаром или цена, сформированная, исходя из условия «франко-завод» и т.п.

Размер надбавки или скидки устанавливается в процентах от основной (базовой) цены и полностью зависит от порядка ее определения;

— установление предельного норматива рентабельности. Предельный норматив рентабельности – это устанавливаемый уполномоченным государственным органом предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах на единицу продукции. Например, «размер прибыли должен составлять не более 45% суммы затрат, включаемых в себестоимость продукции.

3 Субъекты ценообразования: понятие, права и обязанности субъектов ценообразования.

Субъектами ценообразования являются субъекты хозяйствования при формировании ими свободных цен, а также при формировании цен в рамках установленных законодательством пределов (границ).

Наряду с субъектами хозяйствования субъектами ценообразования являются государственные органы, наделенные компетенцией по установлению регулируемых цен.

Перечень товаров, работ и услуг, на которые могут устанавливаться регулируемые цены (тарифы), определяется Президентом Республики Беларусь. На сегодняшний день, данный перечень установлен указом Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999 г. «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Установление регулируемых цен на продукцию, включенную в данный перечень, может осуществляться:

— Советом Министров Республики Беларусь;

— Министерством экономики Республики Беларусь;

— республиканскими органами государственного управления (отраслевыми министерствами): Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и др.;

— областными и минским городским исполнительными комитетами.

Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» устанавливает следующие права субъектов хозяйствования при формировании и применении ими цен и тарифов:

— самостоятельно или по согласованию с покупателем устанавливать цены (тарифы) на реализуемую ими продукцию, если законодательством в отношении нее не установлены регулируемые цены;

— обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании.

Закон Республики Беларусь. «О ценообразовании» и указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» устанавливают следующие обязанности субъектов хозяйствования при формировании и применении ими цен и тарифов:

— выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

— соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок отнесения расходов к затратам на изготовление и реализацию продукции;

— учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством;

— не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

— представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования;

— составлять плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат при формировании отпускных цен и тарифов на вырабатываемую продукцию. В течение срока действия установленной и согласованной отпускной цены плановая калькуляция не пересчитывается;

— подтверждать расчетами обоснованность формируемых отпускных цен на импортированную в Республику Беларусь продукцию;

— осуществлять регистрацию цен (тарифов) на новые, ранее не известные статистике виды продукции;

— соблюдать установленные Светом Министров предельные индексы изменения отпускных цен при формировании цен. Предельный индекс изменения отпускных цен (ПИИОЦ) – это предельный уровень, на который цена может быть увеличена за определённый период времени, по отношению к цене, установленной в предыдущем аналогичном периоде.

Периодом, на который устанавливается предельный индекс изменения отпускных цен, как правило, является квартал. Данный индекс может устанавливаться как на продукцию, на которую установлены регулируемые цены, так и на продукцию, на которую субъекты хозяйствования вправе устанавливать свободные цены.

Установление предельного индекса изменения отпускных цен является мерой статистического характера. Она направлена на получение оперативных статистических данных о тенденциях изменения цен в тех или иных отраслях экономики.

Достижение оперативности получения статистических данных обеспечивается обязанностью субъектов хозяйствования осуществить регистрацию цены (тарифа), при формировании которой указанный индекс не соблюден.

Таким образом, предельный индекс изменения отпускных цен, не может рассматриваться как один из способов установления регулируемых цен, поскольку уровень регулируемой цены не может быть превышен (понижен) ни при каких обстоятельствах, а предельный индекс может быть не соблюден, но при условии регистрации цены, сформированной с нарушением предельного индекса. Таким образом, субъекты хозяйствования обязаны осуществить регистрацию цены (тарифа), сформированной с нарушением предельного индекса изменения отпускных цен.

Данная обязанность не распространяется на следующие категории цен (тарифов):

— цены на товары, реализуемые через торговую систему ОАО «Белорусская универсальная товарно-сырьевая биржа»;

— цены на продукцию (товары, работы и услуги), реализуемые индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог и применяющими упрощенную систему налогообложения.

Регистрация цен, сформированных с нарушением предельных индексов изменения отпускных цен, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 944 от 18 июня 1999 г.

«Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)».

Регистрацию цен (тарифов), сформированных с нарушением предельных индексов изменения отпускных цен, осуществляют следующие государственные органы и организации:

— республиканские органы государственного управления (Министерство промышленности, Министерство архитектуры и строительства, и др.) осуществляют регистрацию цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые подведомственными им организациями республиканской собственности (республиканскими унитарными предприятиями);

— иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (Республиканские концерны, союзы), осуществляют регистрацию цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые организациями всех форм собственности, входящими в их состав;

— облисполкомы и Минский горисполком осуществляют регистрацию цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые организациями коммунальной и негосударственной форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями;

— Департамент ценовой политики Министерства экономики осуществляет регистрацию цен (тарифов) на товары, производимые организациями республиканской собственности, не подчиненными республиканским органам государственного управления, а также на электрическую энергию, вырабатываемую всеми производителями, не входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;

— Управление делами Президента Республики Беларусь осуществляет регистрацию цен на товары (работы, услуги), производимые организациями, находящимися в его ведении;

— исполком Совета Федерации профсоюзов Белорусской осуществляет регистрацию цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые организациями, находящимися в собственности Федерации профсоюзов Белорусской и некоторыми другими органами и организациями.

Для регистрации цен (тарифов) субъекты хозяйствования представляют в соответствующие органы уведомление об уровне сформированных отпускных цен (тарифов) по форме, утверждаемой Министерством экономики Республики Беларусь.

Отпускная цена (тарифы) должна быть подтверждена соответствующими экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат) на бумажных носителях, заверенными руководителями и главными бухгалтерами субъектов хозяйствования, которые несут ответственность за правильность обоснования цен (тарифов).

Вышеуказанные органы государственного управления и объединения (учреждения) осуществляют регистрацию цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые субъектами хозяйствования, в десятидневный срок с даты получения уведомления об уровне сформированных отпускных цен (тарифов).

При необходимости в трехдневный срок после получения уведомления регистрирующие органы имеют право запросить у субъектов хозяйствования калькуляции с расшифровкой статей затрат. Срок регистрации цен на товары (работы, услуги) может быть продлен не более чем на 10 дней со дня представления этих расчетов.

Не подлежат регистрации в соответствии с Порядком регистрации цен, установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 944:

— цены (тарифы) на товары (работы, услуги), реализуемые за пределы республики;

— цены (тарифы) на товары (работы, услуги), используемые субъектами хозяйствования для собственных нужд;

— цены на продукцию предприятий общественного питания;

— цены на товары (работы, услуги), производимые учащимися и студентами в учреждениях образования и их структурных подразделениях;

— цены на товары, изготавливаемые по договору подряда из сырья заказчика;

— цены на опытные партии товаров;

— цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые по разовым заказам. К разовым заказам относятся отдельные экземпляры или отдельные партии однородных изделий, не предназначенные к серийному производству, единовременно изготовляемые по индивидуальным чертежам (проектам) для одного заказчика и не повторяющиеся в производстве в течение одного года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_102767_ponyatie-i-formi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-tsen-i-tarifov.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий