50. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

Школа как педагогическая система и объект научного управления

50. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

Система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения.

Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции.

Педагогическая система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система.

Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.

Компоненты педагогических систем (школы):

объекты ПС – личность, коллектив, зона ближайшего социального окружения – органически включены в саму педагогическую систему, являются главными ее элементами, их взаимодействие определяет логику и динамику развития целостного воспитательного процесса.

субъекты ПС – ребенок, педагоги, родители, педагогический и детский коллективы, семья, детские объединения – обладают двумя признаками – способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и самодостаточностью структуры для выполнения ведущих педагогических функций.

педагогические отношения — третий элемент педагогической системы. Воздействие на целостную личность и коррекция индивидуального развития осуществляется через формирование социальных потребностей и направленности индивида.

индивидуальное своеобразие участников, которое находит отражение в творчестве педагога и воспитанника, в их Я – концепции (жизненный план, самопредставление, самоотношение, самоактуализация, самосовершенствование и т.д.)

педагогическая система, являясь частью жизни общества, в тоже время имеет свою внутреннюю структуру, свои особенности. И одной из важнейших является направленность воспитательного процесса; в воспитании все связано друг с другом, но при этом цели и задачи определяют содержание, средства и методы воспитания и самовоспитания.

Функции педагогической системы школы:

формирование я — концепции индивида, что включает в себя самопознание, самопонимание, самоотношение, самоуправление, самокоррекцию, самостимулирование, самосовершенствование.

субъект – субъектные отношения в ПС отражены в такой функции, как обеспечение сотрудничества, взаимодействие и сотворчество между участниками воспитательного процесса.

обеспечение культуры управления. ОУ на основе НОТ учителя и ученика, связи управления и самоуправления, взаимодействие частных воспитательных акций с целостным воспитательным процессом.

обеспечение саморазвития ПС, т.е. творческий рост и развитие педагогического потенциала воспитательного коллектива.

Реализация всех функций делает педагогический процесс эффективным, целесообразным и предельно гуманистичной системой.

Прогнозирование коллектива и личности требует выполнения некоторых педагогических правил:

Нужна точная диагностика всех факторов;

Педагогические меры направляются, прежде всего, на сплочение, создание эмоционального единства коллектива и формирование зрелого общественного мнения;

Цели коллектива должны обеспечивать реализацию целей его членов, удовлетворение их устойчивых интересов и потребностей;

Планировать надо то, что требует от коллектива напряженной жизни, но привлекает их конечной целью и личной перспективой.

При прогнозировании развития школьного коллектива важно ответить на ряд вопросов:

какие цели могут сплотить коллектив, обеспечить взаимодействие и сотрудничество педагогов и воспитанников, различных групп школьников?

Какие ценностные ориентации в коллективе являются всеобщими, какие вызывают споры и противоречия, антагонизм или сотрудничество групп?

Насколько устойчива сплоченность коллектива, способность преодолевать трудности?

Какова зрелость общественного мнения: способность вырабатывать общие позиции по основным направлениям общественной жизни и сотрудничества? Существуют ли единые нравственные критерии в оценке других и самооценке, в анализе и самоанализе деятельности и общения?

Отличаются ли отношения в коллективе гуманностью, доброжелательностью?

Состоит ли коллектив из отдельных изолированных или враждующих групп, способен ли он самостоятельно решать противоречия между группами, имеет ли устойчивый актив, поддерживаемый всеми или большинством учащихся?

Способен ли коллектив согласовать свою жизнь с жизнью общешкольного коллектива, объединяться с другими коллективами при достижении общих социально значимых целей?

Целеобразование завершается созданием учебно-воспитательного процесса.

Целеобразования как внешняя деятельность педагогов предполагает учет вида направленности обеспечивает ребенку правильное восприятие и усвоение педагогических целей, переход в цели самовоспитания.

Целеобразование как сознательная деятельность педагогов предполагает мотивацию как деятельность по сознательному восприятию педагогических явлений и требований и стимуляцию.

основным объектом педагогического воздействия выступает коллектив и личность как взаимодействующие и саморегулируемые подсистемы. Коллектив при этом представляет собой педагогически управляемую социальную среду. Саморегулируемое поведение коллектива (самоуправление) и является своего рода посредником между двумя системами – человеком и обществом.

Источник: https://students-library.com/library/read/56833-skola-kak-pedagogiceskaa-sistema-i-obekt-naucnogo-upravlenia

Школа как объект научного управления

50. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

Страница 1

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.

Школа – исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно.

Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций.

Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов.

Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой – позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов.

Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 – 11 лет).

Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования.

На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов.

Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функционирования – социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты – управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты – педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоническое развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.

Цель школы – сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы.

Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

Другая информация:

Цвет в рисунках 1 класса учащихся специальной школы
Способность ребенка воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Занятия рисованием во многом содействуют формированию умения правильно пользоваться цветом в быту, учебной, трудовой и игровой деятельности. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Дети с удовольствием …

Методическая деятельность педагога Орской гимназии №2
Методическая деятельность педагога есть деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемая посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательский характер и н …

Новый взгляд христианства на человеческую личность
Прежде всего, Христианство принесло с собой новый взгляд на человеческую личность. В античном мире человек расценивался, если не исключительно, то преимущественно, — особенно в те первые времена, — с точки зрения полезности его для государства, для общества. Человек здесь имел свою цену, прежде все …

Источник: http://www.grandeducator.ru/gamivs-431-1.html

Лекция № 5. Тема «Школа как педагогическая система и объект научного управления»

50. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

Любое образовательное учреждение представляет собой динамичную педагогическую систему.

Школа, являясь учебно-воспитательным учреждением, обеспечивает обучение и воспитание подрастающего поколения в обществе и государстве.

Она представляет собой целостную систему, в состав которой входят обязательные компоненты: коллективы учителей, учащихся и родителей, и происходят процессы: педагогический, образовательный, воспитательный процессы. 

В школе множество систем разного порядка. Например, процесс обучения является подсистемой целостного педагогического процесса, а

урок — подсистемой процесса обучения. В то же время сам урок — это сложная целостная система. Эту иерархию построения сложных систем должен хорошо знать руководитель школы и каждый педагог.

Руководителю любого ранга необходимо уметь делить систему на части, подсистемы и структурообразующие элементы для правильного управленческого воздействия. В управлении образовательным учреждением надо учитывать взаимосвязи всех подструктур, явлений и процессов. Опора на этот общий признак систем лежит в основе всей его аналитической деятельности как руководителя.

Каждый компонент, входящий в систему, сам состоит из отдельных элементов. От их набора и связи зависит, какую роль данный компонент будет играть в получении запланированного результата.

Так, если педагог правильно сформулировал учебно-воспитательную задачу в учебно-воспитательном моменте занятия, но не сумел подобрать под нее учебный материал соответствующего содержания, то какие бы методы обучения и формы организации познавательной деятельности он ни применял, получить высокий положительный результат уже невозможно. Или же когда под данную задачу и содержание отбираются неадекватные методы и формы организации познавательной деятельности. Тогда данный учебно-воспитательный момент в системе других моментов учебного занятия не может играть отведенную ему роль, и реальный результат такого занятий будет незначительным.

Таким образом, уровень целостности системы зависит от ее целеустремлённости, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей как между компонентами, так и между каждым из них и целым.

Современный взгляд на школу как социальную организацию предполагает применение к ней общих для социальных систем принципов управления. Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Школа входит в более широкие образовательные системы и одновременно она является частью всей социальной системы. Связь школ с внешней средой двусторонняя.

Каждое учреждение образования испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий.

Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться к тем или иным изменениям или, напротив, активно влиять на окружающую её среду. 

Особенностью школы как системы является её теснейшая связь с внешней средой. Выделяется шесть основных внешних подсистем: общественно-политическая, производственно-экономическая, социально-

бытовая, природно-экологическая, культурная, духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности этих подсистем для воспитания личности.

Школа как система имеет и свою внутреннюю среду, которая представлена системами взаимодействия: учащиеся — учащиеся, учителя — учащиеся, учителя — родители и т. д. Кроме того, это система взаимодействия определяется направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой — адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Эти факторы вызывают изменения внутреннего состояния системы. 

Учреждения образования выступают в следующих аспектах системного подхода: 

1. Системно-целевой аспект. 

2. Структурный аспект системности.

3. Системно-функциональный аспект.

4. Исторический аспект.

5. Коммуникативный аспект системности.

6. Информационный аспект.

7. Управленческий аспект.

Приведенные аспекты являются основополагающими при характеристике процесса управления образовательными учреждениями в системе образования.

Единую систему непрерывного образования в стране составляет базовое и дополнительное образование. Базовое образование представлено иерархией самоуправляемых систем, начиная от яслей-сада и завершая высшими учебными заведениями, а дополнительное образование — системой внешкольных учреждений, а также учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации и др.

При определении учреждений образования как педагогической системы учитываются ее особенности, главная из которых состоит в том, что продуктом их является формирующаяся личность.

Поэтому под педагогической системой понимается социально обусловленную целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, а также духовных и материальных факторов, направленных на формирование личности, способной как к саморазвитию, так и к развитию окружающей действительности.

Результативность деятельности школы как системы обеспечивается единством понимания задач всеми участниками педагогического процесса, единством их действий на основе идеи сотрудничества.

Цели образования. 

Результат системной деятельности в образовании, присваивание качеств человеку в процессе образования закладывается целями образования. Они многообразны и ориентированы на разные группы населения.

В зависимости от масштабов реализации целей образования различают массовые и индивидуальные тенденции в образовании. Это осложняет систему управления им и повышает ответственность управленцев образованием в понимании специфики целей и их направленность для каждого сектора образования, умении их согласовывать и систематизировать

На современном этапе существует нескольких групп целей, которые затрагивают пространства культуры, социума, человека, аксиологии и др. и несут определенную ответственность за их выполнение.

Образование должно транслировать и обеспечивать усвоение знаний, норм общемировой культуры; должно подготовить человека к жизни в обществе, к профессии, выстраивать свою деятельность и постоянно развиваться; должно обеспечить развитие индивидуальности, удовлетворять культурные познавательные потребности; научить человека самоопределяться в мире культуры, жить по принципам, руководствоваться духовными основаниями. 

Система образования должна обеспечивать передачу знаний различного уровня сложности, основываясь на опыте предшествующих поколений, и готовить молодежь к решению принципиально новых проблем, встающих перед обществом.

Управление, обеспечивающее развитие сферы образования, направлено на выявление противоречий и поиск путей их разрешения. 

Развитие национальной системы образования предполагает, что:

— образование станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности;

— образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фактором совершенствования правового демократического государства;

— образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Достижение цели предполагает сохранение и развитие лучших качеств системы образования; обеспечение опережающего и адекватного реагирования системы образования на социокультурные преобразования; формирование системы обучения и воспитания, отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Важнейшим условием реализации поставленных задач является повышение престижности образования.

Это обуславливает необходимость формирования в общественном сознании представления об образовании как ведущем факторе развития общества, признания образования приоритетом государственной политики, осознания того, что инвестиции в образовании являются одним из самых перспективных и эффективных способов вложения интеллектуальных и материальных ресурсов.

Решение комплекса стоящих перед образованием задач требует определения направлений и проведения согласованных мероприятий по развитию каждого звена системы образования.

Проводимые в системе школьного образования преобразования направлены на создание условий для подготовки молодого поколения к полноценной жизни в изменяющемся мире, гармоничного развития личности, овладению ею основами национальной и мировой культуры.

Достижение этой цели предполагает:

— повышение общеобразовательного уровня населения страны;

— совершенствования структуры и содержания общего образования;

— создание эффективной системы патриотического, гражданского, физического и духовно-нравственного воспитания.

Совершенствование образовательного процесса направлено на создание в начальной школе условий, обеспечивающих адаптацию ребенка

к процессу обучения с учетом его реальных возможностей, придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно завершенного характера, осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что предполагает:

— обновление содержания;

— внедрение современных методик и технологий обучения;

— обеспечение обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

— установление научно-обоснованной недельной нагрузки, создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учащихся;

— переход к вариативным формам организации учебного процесса.

Совершенствуется содержание обучения за счет расширения культурологической, экономической, экологической подготовки.

Осуществляется периодическое обновление стандартов образования, учебных программ, учебных пособий и других средств обучения.

Совершенствование системы внешкольного образования направлено на создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения интересов, склонности и дарований учащихся, их самообразования, творческого труда, профессионального самоопределения и укрепления здоровья. Для этого необходимо дальнейшее развитие сети внешкольного образования и воспитания; создание условий для развития детского и молодежного движения; обеспечение единства учебно-воспитательного процесса в системах школьного и внешкольного образования.

Решение указанных задач предполагает: 

— согласование образовательных программ общеобразовательной школы и внешкольных учреждений

— введение критериев, определяющих требования к качеству внешкольного образования и воспитания

— создание системы государственной аттестации учреждений внешкольного образования и воспитания,

— создание условий, способствующих привлечению внебюджетных средств на развитие внешкольного образования и воспитания.

Совершенствование системы воспитательной работы направлено на активизацию деятельности всех звеньев системы образования по формированию духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитанию патриотизма, ответственности, трудолюбия, формированию активной гражданской позиции, профессиональной культуры специалиста.

Реализация этой цели предполагает:

— совершенствование воспитательной работы в учебных заведениях

— создание условий для включения детей и молодежи в различные виды социально-значимой деятельности

— повышение роли самоуправления и степени участия в жизнедеятельности учебного заведения

— согласование программ воспитания на всех уровнях образования.

Предполагается проведение организационных преобразований, направленных на создание в учебных заведениях комплексной системы воспитательной работы на основе принципа непрерывности и единства обучения и воспитания; использование индивидуальных и коллективных, учебных и внеучебных форм работы; взаимодействия учебных заведений с семьей и молодежными организациями. Широко используются воспитательные возможности учебных дисциплин. Повышается ответственность учебных заведений за результаты воспитательной работы.

Решение всех этих задач требует реализацию комплекса мероприятий по следующим направлениям:

— Совершенствование системы управления. Это предполагает проведение необходимых структурных изменений республиканских и местных органов управления образованием, переориентация их деятельности на режим управления развитием инновационных процессов, совершенствование системы управления учреждениями образования. 

— Кадровое обеспечение реформирования системы образования. Структура и содержание подготовки педагогических кадров приводится в соответствие с состоянием педагогической науки, а также с требованиями общества и общеобразовательных школ по квалификационным требованиям и компетентностям учителей и менеджеров образования.

— Ресурсное и материально-техническое обеспечение всех звеньев системы образования, соответствие национальных стандартов образования мировым или европейским.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 992;

Источник: https://studopedia.net/4_16137_lektsiya---tema-shkola-kak-pedagogicheskaya-sistema-i-ob-ekt-nauchnogo-upravleniya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий