50) «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений эпохи Горбачева. Отношения СССР с западными странами.

26. «Новое политическое мышление» в международных отношениях

50) «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений эпохи Горбачева. Отношения СССР с западными странами.
В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику.

Были определены следующие традиционные для советской внешней политики задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами, прежде всего со странами «социалистической ориентации»; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

а

и

а

ч и

326

Эти задачи были одобрены XXVII съездом КПСС в начале 1986 г. Однако в 1987—1988 гг. в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (осень 1987 г.).

Активное участие в определении и реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел, член Политбюро ЦК КПСС Э.А. Шеварднадзе и секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев. Смену курса символизировала замена многоопытного министра иностранных дел А.А. Громыко первым секретарем ЦК компартии Грузии Э.А.

Шеварднадзе, имевшим до этого лишь опыт комсомольской и милицейской работы и не владевшим никакими иностранными языками.

«Новое политическое мышление» (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации «идей перестройки» на международной арене.

Основные принципы НПМ сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую, и признание современного мира единым, взаимосвязанным; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса

интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т. п.).

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.

В качестве решающего шага на этом пути Политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987 г. «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций.

Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г.

, в сороковую годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия, предложив другим ядер- 327 ным державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. В 1990 г. к нему вернулись.

15 января 1986 г. генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI в. В феврале 1987 г.

в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, соединить нравственность и политику, заменить древний принцип «хочешь мира — готовься к воине» современным «хочешь мира — борись за мир».

а в а л

и

328

Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж.

Бушем-старшим способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности).

Он положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в том числе 2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г.

в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия.

Источник: https://uchebnikfree.com/russia-history/novoe-politicheskoe-myishlenie-mejdunarodnyih-9954.html

Внешняя политика СССР в 1985-1991 года. Новое политическое мышление Горбачева. Завершение холодной войны

50) «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений эпохи Горбачева. Отношения СССР с западными странами.

Сложившееся сложное экономическое положение в СССР к 1985 г. явилось стимулом для поиска новых, компромиссных решений. Необходимость внутренних перемен заставила руководство страны пойти на радикальные реформы.

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.

Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров,

урегулирование региональных конфликтов,

расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям.

Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности.

В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений.

Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе.

Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена — символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики — «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО.

В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира.

Выросло доверие к СССР.

Таким образом, новое мышление привело к кардинальному изменению ситуации в мировой политике, окончанию холодной войны и признанию общности интересов и ценностей между Советским Союзом и Западом. Признанием личного вклада М. Горбачева в эти процессы стало присуждение ему Нобелевской премии мира в 1990 году.

Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря. Политическое поражение СССР.

В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы.
Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.

В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении.

К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность.

В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Западные страны не оказали СССР серьезной финансовой помощи. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм. Это тоже стало одной из причин развала СССР.

После крушения Советского Союза в мире осталась лишь одна сверхдержава – США. Вторая сверхдержава, СССР, потерявшая старых друзей, не обрела на Западе тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Она распалась под влиянием внешних и внутренних факторов. В декабре 1991 года президент США Джордж Буш-старший объявил об окончании «холодной войны» и поздравил американцев с победой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_63353_vneshnyaya-politika-sssr-v---goda-novoe-politicheskoe-mishlenie-gorbacheva-zavershenie-holodnoy-voyni.html

Новое политическое мышление 1985-1991 годов

50) «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений эпохи Горбачева. Отношения СССР с западными странами.

Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике.

И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов.

 Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.

Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:

  • Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим.
  • Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами.
  • Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась.  Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности  не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.

Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины.

Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными. Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности.

Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США.

Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство.

 Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.

Первые шаги новой политики

До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет.

Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно). Поэтому со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства.

Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе. И сразу обозначим 3 главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления:

  1. Поиск партнерства с США. То есть – идти на существенные уступки в одностороннем порядке только ради одобрительного взгляда Америки. Это и есть начало сдачи своих позиций.
  2. Разблокирование региональных конфликтов. На первый взгляд разумная вещь, но именно здесь лежат истоки таких региональных конфликтов, как Приднестровья, Чечня, Южная Осетия и другие конфликты.
  3. Помощь другим странам без навязывания им социалистического режима в качестве приоритетного.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.

Поиск партнерства с Соединенными Штатами

Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог.

В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987,  и президента США в Москву в 1988 году. тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран.

В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве

Новое политическое мышление подтолкнуло СССР к подписанию соглашения с США об уничтожении ядерного оружия до 2000 года. Как мы знаем – эти соглашения выполнены не были.

Историческая справка.

Начиная с 1988 года СССР оказывается в крайне серьезном положении. В стране образовался «застой», но не экономический, как нам часто говорят, а застой элиты и Горбачев решил сделать ставку на американский капитал. Для этого ему пришлось идти американцам на любые уступки.

Практически все двусторонние договора подписывались на крайне невыгодных условиях для СССР, но таков был уже мир к тому моменту. Советская элита перестала делать ставку на развитее страны, и стала делать ставку на становления собственников (буржуа) из самой сея (из элиты).

Разблокирование региональных конфликтов

Противостояние СССР и США до 1985 года очень часто сводилось к региональным конфликтам, когда каждая из держав пыталась установить контроль за третьей строй или географическим регионом. Горбачев решил от этого отказаться.

В некоторых случаях это привело к положительным моментам, но глобально – это был страшный удар по СССР, который «в раз» потерял влияние над многими важными регионами.

Причем это ослабление было односторонним, поскольку США что тогда, что сейчас, крайне неохотно идет на ослабление своих позиций, где бы то ни было.

В этой ситуации многие историки находят положительный аспект – вывели армию из Афганистана, прекратили тем самым бессмысленную гибель советских граждан (напомню, что вывод войск произошел 15 февраля 1989 года). После этого в декабре того же года последовало осуждение со стороны ЦК КПСС введение войск в Афганистан. Партия объявила это ошибкой.

С точки зрения обывателя – все хорошо, война закончилась. Но с глобальной точки зрения эти события как раз в лучшей степени характеризуют новое политической мышление и перестройку. То, что раньше представляло собой государственные интересы, теперь стало ошибкой. И то, что раньше считалось ошибкой, — теперь стало государственным интересом.

К чему привело это изменение позиции руководства СССР мы знаем…

Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:

  • Вывод советских войск из Монголии в 1989 году. Формально это вело к нормализации отношений с Китаем.
  • Полны отказ от вмешательства во внутригосударственные дела африканских стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик, и другие).
  • Попытка наладить отношение Израиля и Палестины. В 1991 в Мадриде были подписаны соглашения, стабилизации ситуации на Ближнем Востоке не случилось (нет ее и до сих пор).
  • Дружественные СССР правительства Ливии и Ирака были лишены социалистической опеки. Но это было только начало. Весь ужас заключается в том, что во время «кризиса в Персидском заливе» СССР выступило на стороне Запада, против государств, всего год назад были дружественными.

Новое политическое мышление в СССР привело к тому, что некоторые локальные конфликты были разрешены, и было снято международное напряжение.

Но какой ценой этого удалось добиться? Фактически СССР «сдает» Ливию, Ирак, Африку, Ближний Восток, Монголию, а в замен не получает ничего! Происходит сознательное ослабление своих позиций для того, чтобы вызвать одобрение Запада.

И это также стало лакмусовой бумагой окончания власти Советов. Горбачев фактически во всеуслышание заявил, что сделает все для одобрения Западом, в том числе и откажется от своих геополитических интересов, и оставит в сложном положении союзников.

Ведь в Ливии и Ираке были правительства дружественные СССР, и вот от этих самых правительство СССР просто отворачивается! И это только вершина айсберга, куда масштабнее и трагичнее оказались дела в Европе, но об этом чуть ниже…

Отказ от поддержки социалистического лагеря

После победы во 2-ой мировой войне Советский Союз получил свою зону влияния – Восточную Европу (Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания, Венгрия, Польша). В этих странах (напомню, что все они, кроме Польши, против Германии не воевали, а против СССР – воевали) были установлены советские военные части, шла поддержка социализма, интеграция экономик и другие процессы.

И вдруг в 1989 году, из-за взглядов новой политики, это все сворачивается – армия выводится, поддержка социализма прекращается, экономическая связь обрывается. К чему это привело? Ко вполне логичному результату на рубеже 1989-1990 годов во всех странах прокатились революции в поддержку капитализма, против социализма.

То есть Горбачев «кинул» Восточную Европу и вызвал ее праведный гнев.

В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса.

Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США).

Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.

Фактически Горбачев перечеркнул все плоды Великой Победы.

Все рычаги влияния, которые СССР получил в результате победы над Германией, и в результате освобождения стран Европы, — были потеряны! Не прошло и 50 лет, а результатов победы не оказалось! За что погибали советские солдаты в Европе? За то, чтобы Горбачев и его команда наплевали на свою историю и начали развал страны? Но история еще назовет все имена мерзавцев, которые за это ответственны.

Историческая справка.

Итоги нового политического мышления

Новое политическое мышление имело следующие результаты:

  1. Поражение в «холодной войне». После того, как Горбачев пошел на всевозможные уступки США – глобальная напряженность в мире иссякла. С одной стороны это позитивно, но куда важнее, что в результате СССР перестал котироваться на мировой арене, а в течение всего нескольких лет деятельности Горбачева – страны такой не стало.
  2. В результате в мире сохранилась одна сверхдержава – США.
  3. Ослабление военной мощи России, в результате распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь процесс перестройки и распада Союза.
  4. Как следствие предыдущего пункта – обострение региональных конфликтов . Самый известный – Северный Кавказ, истоки которого лежат именно в новом политическом мышлении.
  5. СССР утратил контроль и экономическую связь с восточноевропейскими странами.
  6. СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Они утратили контроль над Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать партнерским отношениям с Западом. Но этого не случилось! В результате Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.

Какова была роль экономики?

Закончить данный материал я хочу опровержением широко распространенного мифа, что новое политическое мышление было необходимо, поскольку экономика СССР задыхалась, находилась в глубоком кризисе, и вот-вот должна была рухнуть.

Ведь, если спросить сегодня у большинства людей «Почему случилась перестройка и изменение курса СССР?» — многие будут кивать на экономику.  В том числе на это кивает огромное число экспертов и журналистов.

Но все они тем самым показывают собственную некомпетентность, и вот почему…

  • Кризиса в СССР не было. Можно поднять горы финансовых отчетов того времени – в лучшем случае там находится «застой». Но между застоем и кризисом разница гигантская.
  • Кризис был на в СССР, а в США, где в октябре 1987 года рухнул фондовый рынок и последовал страшный экономический кризис, который многие сравнивают с «великой депрессией».
  • В 1991 году, после распада СССР, Маргарет Тэтчер сказала: «Советский Союз не представлял для нас угрозы в военном плане, у нас был для них достойный ответ. Но Советский Союз представлял для нас угрозу в плане экономики, поскольку плановая экономика, помноженная на энтузиазм, неизбежно привела бы к тому, что западные странные потеряли бы мировой рынок».

Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.

Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/novoe-politiheskoe-mishlenie.html

Новое политическое мышление и международные отношения Советского Союза

50) «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений эпохи Горбачева. Отношения СССР с западными странами.

Как повлияла смена власти в СССР на его международное положение?
2. Какие доктринальные основы новой внешнеполитической стратегии Советского Союза предложило советское руководство во главе с М. С. Горбачевым? 1. 10 марта 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко. Новым генеральным секретарем был избран М. С. Горбачев.

В руководстве СССР, наконец, состоялась смена поколений. Новому лидеру было 54 года.

Он представлял относительно молодое поколение партийных руководителей и на первых порах пользовался его поддержкой, которая сочеталась с помощью со стороны наиболее дальновидных, патриотически мыслящих и ответственных представителей когорты ветеранов, которые осознавали необходимость обновления в Советском Союзе — кадрового, экономического и научно-технического. СССР нужно было срочно выводить из кризиса, в котором он оказался. Ясной программы обновления не было. Но было понятно, что необходимо отказаться от конфронтации с Западом, выйти из международной изоляции и сосредоточиться на решении задач экономической модернизации с учетом передовых мировых достижений. Это предполагало проведение гибкой внешнеполитической линии. Ее признаки стали заметны при прежнем генеральном секретаре. В январе 1985 г. СССР и США смогли согласовать вопрос о предмете и целях переговоров о космических и ядерных вооружениях. Переговоры начались в Женеве в марте 1985 г. Это было первым шагом к возобновлению диалога по стратегическим вопросам, прерванного в 1983 г. Ранее, в феврале 1985 г., Советский Союз пошел на беспрецедентный для себя шаг, подписав с МАГАТЭ соглашение о постановке под международный контроль некоторых реакторов советских атомных электростанций. В апреле того же года новое советское руководство заявило о введении моратория на принятие ответных мер в связи с размещением американских ракет среднего радиуса действия и крылатых ракет в Европе. Москва демонстрировала желание улучшить отношения с Западной Европой и США. В дипломатических кругах стал обсуждаться вопрос о проведении советско-американской встречи на высшем уровне. Западноевропейские союзники США с облегчением и некоторой надеждой встретили перемены во внешней политике Москвы, убеждая администрацию Р. Рейгана отнестись к ним со вниманием. В марте 1985 г. в Москве после похорон К. У. Черненко состоялись краткие встречи М. С. Горбачева с канцлером ФРГ Гельмутом Колем (блок ХДС/ХСС) и премьер-министром Великобритании М. Тэтчер. Вскоре вслед за тем, в мае 1985 г., в Москве побывал премьер-министр Италии Беттино Кракси. Особый интерес к диалогу с Москвой проявляла британская дипломатия. Глава правительства Великобритании М. Тэтчэр, имевшая возможность познакомиться с М. С. Горбачевым в декабре 1984 г., когда тот находился с визитом в Великобритании, среди западных лидеров была одним из наиболее убежденных сторонников диалога с руководством М. С. Горбачева с момента его прихода к власти.

В октябре 1985 г. новый советский руководитель отправился с официальным визитом в Париж. Эта поездка не преследовала конкретной политической цели. Москве было важно начать работу по размыванию стереотипа военной угрозы для Западной Европы со стороны СССР. Требовалось восстановить доверие к договоренностям с СССР.

Во время пребывания в Париже в октябре 1985 г. М. С. Горбачев в одной из парадных речей огласил ставшую позднее широко известной идею строительства «общего европейского дома» (соттоп Еигореап Ноте), сославшись на высказывавшуюся еще президентом Ш. де Голлем мысль о Европе «от Атлантики до Урала». Заявление об «общем европейском доме» было воспринято с интересом, поскольку оно могло подразумевать революционную по тому времени идею преодоления раскола Европы, хотя понять, что конкретно имел в виду М. С. Горбачев, было невозможно. Во всяком случае, внимание средств массовой информации к личности нового советского руководителя было обеспечено. Ввиду назначенной на ноябрь 1985 г. встречи М. С. Горбачева с Р. Рейганом в Женеве советской стороне было важно показать Вашингтону готовность европейцев вести диалог с Москвой с опережением по отношению к Соединенным Штатам. В ноябре 1985 г. М. С. Горбачев и Р. Рейган встретились. Их переговоры в Женеве стали началом серии советско-американских саммитов, которые стали проводиться в последующие годы, и были посвящены вопросам контроля над вооружениями. Гражданские руководители обеих держав, таким образом, резко повысили уровень диалога по стратегическим вопросам, фактически подчинив его своему непосредственному контролю. Поскольку саммиты следовали один за другим, фактически стороны отказались от практики длительных, занимавших несколько лет предварительных проработок соглашений на уровне военных экспертов, как это происходило в 1960-х и 1970-х годах. Прежде такой практики ведения военно-поли- тических переговоров не было. Она указывала на молчаливое согласие сторон подчинить военно-технические вопросы обсуждения политическим. Ключевое слово

Саммит —встреча на высшем уровне (глав государств или правительств).

На позицию М. С. Горбачева влияли внутриполитические обстоятельства. Внутри правящей партии его курс разделяли не все. Новому лидеру требовался крупный внешнеполитический успех, который мог укрепить его авторитет в глазах советской элиты и простых граждан. Между тем, в декабре 1985 г. с одобрения М. С. Горбачева первым секретарем Московского городского комитета КПСС стал Б. Н. Ельцин, спустя несколько лет оказавшийся его главным политическим конкурентом. Советско-американский саммит в Женеве не дал практических результатов, но он позволил Советскому Союзу начать с США диалог, результаты которого в последующие пять лет полностью изменили направленность международно-политических тенденций. 2. В феврале — марте 1986 г. в Москве состоялся XXVII съезд КПСС. В его решениях содержались новые оценки международной обстановки. Во-первых, советское руководство призывало великие державы прийти к согласию о неприемлемости ядерной войны как средства решения международных споров. Во-вторых, Советский Союз фактически предлагал Западу отказаться от попыток добиться силового превосходства над СССР, обещая со своей стороны тоже не стремиться к превосходству над Западом. Эта идея была воплощена в тезис об одинаковой безопасности, которая, как говорилось в докладе М. С. Горбачева, должна была прийти на смену концепции «одинаковой опасности», определявшей логику взаимоустрашения на базе доктрины взаимно гарантированного уничтожения. В-третьих, в материалах съезда была дана позитивная оценка политики Китая и провозглашена линия на улучшение советско-китайских отношений. В целом в документах съезда было непривычно мало критики внешней политики США, государств НАТО и рассуждений о росте опасности новой мировой войны, как то было характерно для начала 1980-х годов. Общая тональность материалов настраивала на режим диалога с Западом. Сами по себе решения XXVII съезда не были революционными. Терминологически они напоминали материалы XXIV съезда КПСС, «легализовавшего» разрядку 1970-х годов. Но, добившись от съезда одобрения своей политики в целом, новое руководство СССР получило возможность действовать в сфере международных отношений более смело. «Отталкиваясь» от решений съезда, М. С. Горбачев и его сотрудники в последующие годы разработали систему взаимоувязанных тезисов и положений, образовавших основу того, что в литературе стало называться концепцией «нового политического мышления». В развернутом виде ее положения были представлены в речи М. С. Горбачева на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Ныо-Йорке 8 декабря 1988 г. концепции определялось двумя принципиальными положениями. Ключевое слово

Новое политическое мышление — внешнеполитическая концепция СССР при М. С. Горбачеве, в которой провозглашалось, что общечеловеческие ценности — важней классовых, а выживание человечества и его избавление от угрозы ядерной войны — важней победы социализма и коммунизма во всемирном масштабе.

Во-первых, она утверждала приоритет общечеловеческих ценностей, их преобладающее значение по отношению к интересам отдельных держав и социальных групп. Советский Союз отказывался от тезиса о том, что в международной политике главенствуют классовые ценности и интересы классовой борьбы во всемирном масштабе. По сути, это означало призыв к деидеологизации международных отношений, разрыв с традицией противопоставления Востока и Запада по принципу будто бы присущей им ориентации на защит)' противоположных классовых интересов. Во-вторых, в ряду общечеловеческих ценностей главной провозглашалось выживание человечества. В центр международных отношений помещалась проблема обеспечения мира и избежания мировой ядерной войны. Этот интерес провозглашался всеобщим и объединяющим (синтезирующим) для всех стран мира, независимо от их общественного строя, идеологии, силы, величины. Из концепции нового политического мышления для внешней политики СССР следовали важные установки, главными из которых во второй половине 1980-х годов были: 1) достижение компромисса с США в вопросах сокращения стратегических вооружений; 2) экономическое и политическое сближение с западноевропейскими странами — в том числе ценой возможных уступок в вопросах объединения Германии; 3) нормализация межгосударственных отношений с КНР и расширение советско-китайского сотрудничества; 4) сотрудничество с Западом в урегулировании региональных конфликтов в Азии, Латинской Америке и Африке; 5) содействие реформированию политических режимов стран Восточной Европы по образцу реформирования СССР; 6) изменение политики в отношении прав человека и приведение внутреннего законодательства и политической практики СССР в большее соответствие с международными нормами.

Минимум знаний

1. Обновление руководства СССР, а также быстро ухудшавшееся социальноэкономическое положение страны подготовили смену внешнеполитического курса. Вместо конфронтации был выбран путь сотрудничества с западными странами. В 1905 г. генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев начал переговоры с западными лидерами по комплексу вопросов международной безопасности. Был выработан новый подход к переговорам: политическое руководство стало непосредственно направлять ход переговоров по стратегическим вопросам, меньше полагаясь на военных экспертов.

2. В 1985-1988 гг.

были сформированы основные положения «нового политического мышления»: приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от главенствующей роли массовых интересов, диалог с Западом, компромисс по ядерным вооружениям, экономическое и политическое сближение с Западной Европой, урегулирование отношений с КНР, разрешение конфликтов в Центральной Америке, Африке и Азии, реформирование восточноевропейских режимов по образцу перестройки в СССР

Источник: https://textbooks.studio/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/novoe-politicheskoe-myishlenie-mejdunarodnyie.html

86. Международные отношения в 1985 – 1991 гг. Новое политическое мышление и окончание холодной войны

50) «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений эпохи Горбачева. Отношения СССР с западными странами.

Внешняяполитика СССР в 1985-1991 гг. Новое мышление

В первыедва года правления Горбачева внешняяполитика СССР основывалась на традиционныхидеологических приоритетах. Но в1987-1988 в них были внесены серьезныекоррективы. Горбачев предложил миру«новое политическое мышление».

Оносерьезно изменило к лучшему международныеотношения, существенно снизилонапряженность в мире.

Однако некоторыесерьезные просчеты советского руководстваи экономический кризис в СССР привелик тому, что от нового политическогомышления больше всего выиграл Запад, аавторитет СССР в мире заметно упал. Этостало одной из причин крушения СССР.

Причиныперемен во внешней политике СССР.

В середине80-х годов внешняя политика СССР по многимпозициям зашла в тупик.

1) Существовалареальная опасность нового витка «холоднойвойны», что еще сильнее накалило быситуацию в мире.

2) «Холоднаявойна» могла окончательно разоритьсоветскую экономику, которая переживалатяжелый кризис.

3) СССР немог дальше оказывать безвозмездную«интернациональную помощь» различнымантиимпериалистическим силам и«дружественным» странам. Эта помощьбыла разорительна для слабеющей экономикиСССР.

4) идеологические«табу» ограничивали внешнеэкономическуюдеятельность самого СССР, мешаяполноценному развитию советскойэкономики.

Новоеполитическое мышление.

Предложения,выдвинутые Горбачевым в рамках новогополитического мышления, имели революционныйхарактер и в корне противоречилитрадиционным основам внешней политикиСССР.

Основныепринципы «нового мышления»:

— отказ отидеологического противостояния, отделения мира на две враждующие политическиесистемы и признание мира единым, неделимыми взаимозависимым;

— стремлениерешать международные проблемы не спозиции силы, а на основе балансаинтересов сторон. Это свело бы на нетгонку вооружений, взаимную вражду исоздало атмосферу доверия и сотрудничества;

— признаниеприоритета общечеловеческих ценностейнад классовыми, национальными,идеологическими, религиозными и др. Темсамым СССР отказывался от принципасоциалистического интернационала,признавая высшие интересы всегочеловечества.

В соответствиис новым политическим мышлением былиопределены три основных направлениявнешней политики СССР:

— нормализацияотношений с Западом и разоружение;

— разрешениемеждународных конфликтов;

— широкоеэкономическое и политическое сотрудничествосо различными странами без идеологическихограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результатыполитики «нового мышления».

Напряженностьв мире существенно ослабла. Речь зашладаже об окончании «холодной войны».Образ врага, который формировалсядесятки лет по обе стороны «железногозанавеса», был фактически разрушен.

Впервые вистории произошло не просто ограничениеядерных вооружений – началась ликвидацияцелых классов ядерного оружия. Европаосвобождалась и от обычных вооружений.

Началсяпроцесс более тесной интеграции СССРи соцстран Европы в мировое хозяйствои в международные политические структуры.

ОтношенияСССР с Западом

Важнымследствием «нового политическогомышления» явились ежегодные встречиМ. С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатомэтих встреч стали важные решения идоговоры, которые заметно снизилинапряженность в мире.

В 1987 годумежду СССР и США заключен договор обуничтожении ракет средней и меньшейдальности. Впервые две сверхдержавыдоговорились не о сокращении этогооружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 годуподписано соглашение о сокращенииобычных вооружений в Европе. В качествежеста доброй воли СССР в одностороннемпорядке снизил свои оборонные расходыи уменьшил численность вооруженных силна 500 тысяч человек.

В 1991 годуподписано соглашение об ограничениистратегических наступательных вооружений(ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращениеядерного оружия в мире.

Параллельнос политикой разоружения началиформироваться новые экономическиеотношения с США и другими западнымистранами. Идеологические принципыоказывали все меньше влияния на внешнююполитику СССР и на характер еговзаимоотношений со странами Запада. Ноу дальнейшего сближения с Западом вскорепоявилась и весьма неблагоприятнаяпричина.

Ухудшение экономическогоположения Советского Союза делало еговсе более зависимым от Запада, от которогоруководство СССР рассчитывало получитьэкономическую помощь и политическуюподдержку. Это заставляло Горбачева иего окружение идти на все более серьезныеи нередко односторонние уступки Западу.

В конечном итоге это вело к падениюавторитета СССР.

СССР ирегиональные конфликты

В 1989 годуСССР вывел свои войска из Афганистана.На II съезде народных депутатов СССРафганская война была признана грубойполитической ошибкой.

В том жегоду начался вывод советских войск изМонголии. Одновременно СССР содействовалвыводу вьетнамских войск из Кампучии(Камбоджи). Все это привело к улучшениюотношений с Китаем. Между двумя великимидержавами была восстановлена приграничнаяторговля, подписана серия важныхсоглашений о политическом, экономическоми культурном сотрудничестве.

СССРотказался от прямого вмешательства вконфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии,Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбоджеи Никарагуа прекратилась гражданскаявойна, представители противоборствующихсторон образовали коалиционныеправительства.

СоветскийСоюз значительно снизил безвозмезднуюпомощь союзным режимам и идейнымединомышленникам. Перестал поддерживатьрежимы в Ливии и Ираке. А во время кризисав Персидском заливе в 1990 году впервыеподдержал действия Запада.

В 1991 годубыло заключено международное соглашение,которое способствовало улучшениюотношений Израиля с соседними арабскимистранами. Большую роль в этом событиисыграл СССР.

Все этишаги существенно снизили напряженностьв мире, способствовали оздоровлениюмеждународного политического климата.Однако воспользоваться плодами своихусилий Советскому Союзу не было суждено.

Отношенияс соцстранами. Распад соцлагеря.Политическое поражение СССР.

В 1989 годуСССР начал вывод своих войск изсоциалистических стран Восточной иЦентральной Европы.Одновременно вэтих странах усилились антисоциалистическиенастроения. 

В 1989-1990годах здесь произошли «бархатные»революции, в результате которых властьперешла мирным путем  от компартийк национально-демократическим силам.Только в Румынии во время смены властипроизошли кровопролитные столкновения.

Югославияраспалась на несколько государств.Хорватия и Словения, входившие в составЮгославии, объявили себя независимымиреспубликами. В Боснии и Герцеговиневспыхнула война за территории инезависимость между сербской, хорватскойи мусульманской общинами. В составеЮгославии остались лишь Сербия иЧерногория.

В 1990 годудве Германии объединились: ГДР вошла всостав  ФРГ. При этом объединеннаяГермания сохранила членство в НАТО.СССР особых возражений против этого невысказал.

Курс наотход от СССР и сближение с Западомвзяли и практически все новые правительствастран Центральной и Восточной Европы.Они выразили полную готовность вступитьв НАТО и Общий рынок.

Весной 1991года прекратили свое существованиеСовет экономической взаимопомощи (СЭВ)и военный блок соцстран ОрганизацияВаршавского договора (ОВД). Социалистическийлагерь окончательно распался.

РуководствоСССР заняло позицию невмешательства впроцессы, которые кардинально менялиполитическую карту Европы. Причина былане только в новом политическом мышлении.

К концу 80-х годов экономика СССР переживалакатастрофический кризис. Страна катиласьв экономическую пропасть и была слишкомслаба, чтобы осуществлять сильную идостаточно независимую внешнеполитическуюдеятельность.

В результате СоветскийСоюз оказался в большой зависимости отзападных стран.

Оставшисьбез старых союзников и не приобретяновых, оказавшись в тяжелой экономическойситуации, СССР быстро терял инициативув международных делах. Вскоре страныНАТО все чаще стали игнорировать мнениеСССР по важнейшим международнымпроблемам.

Западныестраны не оказали СССР серьезнойфинансовой помощи. Они все большесклонялись к поддержке отдельных союзныхреспублик, поощряя их сепаратизм. Этотоже стало одной из причин развала СССР.

Послекрушения Советского Союза в мире осталасьлишь одна сверхдержава – США. Втораясверхдержава, СССР, потерявшая старыхдрузей, не обрела на Западе тех союзническихотношений, на которые рассчитывала. Онараспалась под влиянием внешних ивнутренних факторов. В декабре 1991 годапрезидент США Джордж Буш-старший объявилоб окончании «холодной войны» и поздравиламериканцев с победой.

Источник: https://studfile.net/preview/5899299/page:74/

Uchebnik-free
Добавить комментарий