50. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация

Нормы права: понятие, признаки и виды. — ТГП ответы

50. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация

Нормаправа — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения,установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующееобщественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственногопринуждения.

Кпризнакам нормы права относятся:

 1. Общеобязательность

 2. Формальная определенность — выражается вписьменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четкоопределять рамки деяний субъектов.

 3. Выраженность в видегосудраственно-властного предписания устанавливает государственными органамилибо общественными организациями и обеспечивается мерами государственноговоздействия — принуждением, наказанием, стимулированием

 4. Неперсонифицированность — она воплощается вбезличностное правило поведения, которое распространяется на большое количествожизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права неконкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.

 5. Системность

 6. Неоднократность или многократность действия

 7. Возможность государственного принуждения

 8. Представительно-обязательный характер

 9. Микросистемность, т.е упорядоченностьэлементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Видынорм права:

 1) в зависимости от содержания ониподразделяются на:

 исходные нормы, которые определяют основыправового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы;дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, ит.п.);

 общие нормы, которые присущи общей части тойили иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтовсоответствующей отрасли права;

 специальные нормы, которые относятся котдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либоопределенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностейи т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственныеусловия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

 2) в зависимости от предмета правовогорегулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские,административные, земельные и т.п.;

 3) в зависимости от их характера — наматериальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

 4) в зависимости от методов правовогорегулирования делятся на:

 императивные (содержащие властныепредписания);

 диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

 поощрительные (стимулирующие социальнополезное поведение);

 рекомендательные (предлагающие наиболееприемлемый для государства и общества вариант поведения);

 5) в зависимости от времени действия — напостоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введениичрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

 6) в зависимости от функций — на регулятивные(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан,президента, правительства и т.

д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенныхсубъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванныевосстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридическихсредств защиты);

 7) в зависимости от круга лиц, на которыхраспространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют вотношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специальнораспространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц -пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

 8) в зависимости от степени определенностиэлементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие праваи обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствиянесоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный иисчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительноопределенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкциистатей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределыуголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможныхвариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретныхобстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания -лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

 9) в зависимости от сферы действия — наобщефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормыУголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территориисубъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют натерритории конкретного предприятия, учреждения, организации);

 10) в зависимости от юридической силы — направовые нормы законов и подзаконных актов;

 11) в зависимости от способа правовогорегулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершатьопределенные действия, например принять завещание, требовать исполненияобязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иныеположительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату,возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производитьопределенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершатьхищения);

 12) в зависимости от субъектов правотворчества- на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органамиместного самоуправления).

 Таким образом, нормы права многообразны. Этосвязано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призванырегулировать.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/normy-prava-ponatie-priznaki-i-vidy

Нормы Права: понятие, структура, классификация

50. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация

(англ.

norm of law, legal norm) -правило поведения общего характера, рассчитанное на многократное применение, установленное или санкционируемое государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов права юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения и предусматривающее в случае нарушения ответственность. Н.п. определяют правила поведения граждан, должностных лиц, гос-ных органов, общественных организаций, т.е. всех субъектов права, оказавшихся участниками того вида общественных отношений, по поводу которых государство проявило свою волю, издав данные правила поведения.

Классификация Н.п. проводится по различным основаниям: а) по времени действия — обычные (действуют до их официальной отмены) и временные (в которых или в отношении которых установлено определенное время действия); б) по кругу лиц, на которых распространяется действие Н.п.

, — общие (относятся ко всем лицам на данной территории), специальные (действуют лишь в отношении определенной категории субъектов, напр., пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и т.п.); в) по характеру содержащихся в них предписаний, т.е. по диспозиции — императивные, диспозитивные (восполнительные), бланкетные и отсылочные.

Н.п. классифицируются также по ряду др. оснований.

Особенности, содержание и назначение большей части Н.п. тесно связаны с их структурой. Н.п.

устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица; устанавливает последствия нарушения данной нормы.

Этому содержанию Н.п. ее внутренняя структура, определяемая единством и взаимосвязью составляющих ее элементов: диспозиции, гипотезы и санкции. См. также Диспозитивная норма права; Императивная норма права.

СИСТЕМА ПРАВА

Система права — это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой — их специализацию.

В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:

· Принцип верховенства прав и свобод человека;

· Принцип законности;

Принцип компетентности;

· Принцип формализованности;

· Принцип общедоступности;

· Принцип приоритета международно-правовых источников;

· Принцип перспективного действия нормы и ряд других.

При этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической силе. Отметим также принцип сочетания единства и специализации правовых норм.

Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права — это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт — это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица — все это правовые институты отрасли гражданского права.

Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ — это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты.

Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..

Подотрасль права — это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права.

В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве — избирательное право, в гражданском — предпринимательское, авторское, жилищное право.

В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права — это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.

Отрасль формируют разнообразные нормы — определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие.

В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная — специализированные правовые институты.

Правовые отрасли — это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям — предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права — это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Разнообразие, общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право — в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Метод регулирования отрасли права — это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод — как, каким образом это регулирование осуществляется.

Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли — например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д.

Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные.

СИСТЕМ А ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность иормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.

Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно.

В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Систематизация законодательства

Систематизация законодательства — это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Систему права и систему законодательства не следует смешивать. Система права — это упорядоченная совокупность правовых норм, а система законодательства — это совокупность источников права, прежде всего нормативно-правовых актов.

Один и тот же источник права может иметь комплексный характер, включая нормы различных отраслей.

Например, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и многие другие одновременно содержат нормы административного, гражданского, природно-ресурсного права.

Наиболее распространены два вида систематизации.

Первый вид — это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.

Второй вид — это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством источников права. Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения.

В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной.

В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором — о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.

Виды систематизации:

Учет — это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета:

журнальный или картотечный — это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

автоматизированный — это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

Инкорпорация — это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:

  • исключение положений, утративших юридическую силу;
  • исправление различного рода опечаток, ошибок;
  • изложение актов в последней, исправленной редакции.

Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники — Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие — представляют собой разновидности инкорпорации.

Особый вид инкорпорации — Свод законов. В царской России существовал Свод законов Российской Империи. Сложный пример инкорпорации представлял Свод законов СССР. В настоящее время Указами Президента РФ от 6 февраля 1995 г.

и 14 февраля 1998 г. предусмотрена подготовка к изданию Свода законов Российской Федерации — официального, систематизированного и полного собрания действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации федерального уровня.

Различают генеральную — полную и выборочную — специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами.

В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.

Консолидация — это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.

Примером конолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

Консолидация способствует реализации принципа экономичности права. Правовые нормы в процессе консолидации собираются вместе, в одном нормативном акте, обеспечивая целостность правового регулирования. Устраняется разбросанность правового института по нескольким нормативным актам.

Это облегчает поиск и применение соответствующих норм. Редакционная правка позволяет переработать нормативный материал, изложить его логически последовательно, устранить повторы, противоречия. Все это, в конечном счете, повышает эффективность правоприменения, реализации права.

Кодификация — это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в структурированп отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут быть различны — это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.



Источник: https://infopedia.su/8x10920.html

Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация

50. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация

Норма права — это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.

Признаки нормы права:

1. Норма права это абстрактный образец (критерий) поведения людей в обществе.

2. Общая направленность действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права, многократностью применения к неограниченному их числу.

3. Общеобязательность. Нормы права, это правила которые строго обязательны для всех людей и организаций, всех субъектов права. Другие нормы не имеют такой обязательности для всех.

4. Обязательность норм права обеспечивается государственным принуждением. Только правовые нормы охраняются государством.

5. Источником права всегда является государство.  Норма права признается им или прямо издается государственными органами.

6. Формальная определенность. Нормы права официально фиксируются государством в письменном виде, в специальной форме – в форме закона, судебного прецедента.

7. Системность. Нормы права существуют и действуют не поодиночке, а в комплексах, в составе целых правовых институтов, которые, в свою очередь, объединяются в более обширные подразделения – отрасли права. Из отраслей права складывается система права.

8. Двусторонний представительно — обязывающий характер норм права. Нормы права устанавливают для одних участников общественных отношений меру возможного поведения (субъективное право), а для других меру должного поведения (юридическую обязанность). Но каждый из субъектов права обладает и субъективными правами, и юридическими обязанностями.

Структура правовой нормы показывает, из каких частей, элементов состоит норма права и как эти части связаны между собой. Принято различать логическую (идеальную) и реальную структуру нормы.

Логическая структура – эта такая структура нормы, когда норма независимо от своего словесного изложения выступает в качестве общеобязательного правила поведения.

В этой логической структуре выделяют три элемента:

1. гипотеза  — указание на условия, при которых вступает в действие данная норма. Здесь приводятся те обстоятельства, факты, при наступлении или не наступлении которых норма права действует;

2. диспозиция — указание на сами права и обязанности, т.е. правило поведения;

3. санкция — указание на меры, обеспечивающие осуществление правила поведения, указанного в диспозиции.

Моделью такой логической структуры является словесная схема: если, — то, — иначе (в противном случае).                                                                                                               Классификация  элементов норм права.

Гипотезы классифицируют по степени определенности:

— определенная гипотеза — условия настолько ясны и очевидны, что для применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (ст.19 УК РФ);

— относительно определенная гипотеза описывает условия, наличие или отсутствие которых не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом (п.1; 2 ст.37 УК РФ).

По объему гипотезы бывают

— простые — описывают одно определенное условие (п.2 ст.339 ГК);

— сложные, когда применение нормы зависит от обязательного наличия двух или более условий;

— альтернативные гипотезы описывают несколько вариантов условий, при которых действует данная норма. Для ее применения достаточно наличия хотя бы одного из условий.

Диспозиции по степени определенности бывают:

— абсолютно определенные — содержат в себе указание на однозначный вариант поведения, права и обязанности определены предельно четко и не допускают уточнения, добавления (п.2 ст.339 ГК);

— относительно определенные — диспозиция, устанавливая права и обязанности участников общественных отношений, дает им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае (ч. 1 ст.404 ГК РФ);

— бланкетная диспозиция — называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Сами правила, их содержание необходимо искать в отдельном нормативно-правовом акте (ст.263; 264; 269; 349; 350 УК РФ).

Санкции по степени определенности бывают:

— абсолютно определенные – имеют одну четкую меру наказания;              

— относительно определенная санкция, как правило, указывает высший и низший пределы одного определенного вида наказания (например, только вид наказания: лишение свободы на срок от 2 до 6 лет) с учетом тяжести совершения преступления, личности обвиняемого, других обстоятельств дела (ст.131 УК РФ);

— в альтернативных санкциях дается указание не на один, а на два и более вида наказания и может быть применен только один вид наказания с учетом тяжести совершенного преступления, всех обстоятельств дела (ст.163 УК);

— норма с кумулятивной санкцией допускает или обязывает применение к правонарушителям, помимо основного, дополнительного наказания (ст.200; 202; 203; 209; 210 УК РФ).

Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям:

По социальному назначению и роли в правовой системе (или по способу воздействия на поведение людей):

1) регулятивные нормы (правила поведения) – определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия:

а) управомочивающие нормы предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий, возможности поведения, гарантированные обязанностями других (п.1.2. ст.37 УК, п.1 ст.38 УК);

б) обязывающая норма возлагает на субъекта права обязанность совершать действия определенного характера. Например, ст.31. Семейного кодекса РФ, п.2 ст.67 ГК РФ;

в) запрещающая норма устанавливает запрет на совершение определенных действий, которые признаны законом как правонарушения (ст.575 ГК РФ  Запрещение дарения, Правила дорожного движения Российской Федерации: приложение № 1 п.3 «Запрещающие знаки»).

2) охранительные нормы – являются как бы продолжением запрещающих норм. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение неправомерных поступков, а охранительные – фиксируют меры принуждения и пресечения за нарушение запретов. Они также могут содержать условия и порядок освобождения от наказаний, например, большинство норм УК РФ (ст.44 УК РФ, ст.79-83 УК РФ, ст.279 УК РФ).

3) Обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования (ст.12 ГК РФ описывает способы защиты гражданских прав).

4) Учредительные нормы (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя. Это конституционные нормы (2 глава Конституции РФ), нормы, закрепленные в кодексах (ст.1 ГК РФ, ст.3 УК РФ).

5) Декларативные нормы (нормы-объявления) – содержат положения программного характера, определяют цели и задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления, например: ст.7 Конституции РФ, ст.2 УК РФ.

6) Дефинитивные нормы – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (ст.14, 15 УК РФ, ст.48, 107, 153, 195, 330, 420, ГК РФ).

7) Коллизионные – устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями (п.5 ст.3 ГК РФ, ст.7 ГК РФ, ст.15 Конституции РФ).

8) Оперативные – устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действий (ст.168 СК РФ).

По предмету правового регулирования различают нормы отраслей права.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют содержание прав и обязанностей субъектов права. Процессуальные нормы – регулируют порядок, процедуру исполнений материальных норм.

По методу правового регулирования нормы различают: императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные.

Императивные (авторитарные) – повелительные, строго обязательные предписания. Действуют независимо от усмотрения субъектов права (большинство норм УК РФ).

Диспозитивные – действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Эта норма права дает сторонам регулируемого отношения возможность в отдельных случаях самим определять права и обязанности. Если стороны их не определили, то действует норма (ст.223, 334, 382, 384 ГК РФ, ст.37, 38, 39 УК РФ).

Рекомендательные  нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. Например, главы 4 и 6 ГК РФ содержат рекомендательные нормы в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Поощрительные нормы – для поощрений добросовестного и продуктивного труда.                                                                             По действию в пространстве: различают нормы общего действия, которые распространяют свое действие на всей территории, (например, УК РФ действует на всей территории РФ) и нормы местного действия (Устав Оренбургской области).

По кругу лиц: общие, действуют в отношении всех граждан (УК РФ), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц (нормы о ветеранах труда), нормы, касающиеся конкретного субъекта права, например, Президента РФ.

По действию во времени нормы права подразделяются на: нормы постоянного действия и нормы временного действия (на время чрезвычайного положения).

Абстрактные и казуистические. Например: ст.401 ГК РФ.

п.1. абстрактная норма формулирует обобщающее абстрактное положение.

п.3. казуистическая норма прямо указывает тот единственный конкретный случай, при доказанности которого лицо не несет ответственности и указываются случаи, которые к категории непреодолимой силы не относятся.

Источник: https://students-library.com/library/read/76459-normy-prava-ponatie-priznaki-struktura-klassifikacia

Uchebnik-free
Добавить комментарий