5. Юридические коллизии и способы их разрешения

5. Юридические коллизии и способы их разрешения

5. Юридические коллизии и способы их разрешения

Под юридическимиколлизиямиследует понимать расхождение илипротиворечие между отдельными нормами,актами, регулирующими одни и те же илисмежные общественные отношения, а такжепротиворечия, возникающие в процессеправоприменения и осуществлениягосударст­венными органами идолжностными лицами своих полномочий.

Суще­ствуютследующие видыколлизий:

а) между нормамиправа;

б) между нормативнымиправовыми актами, в том числе внутрисистемы законодательства; между законамии подзаконными актами; между федеральнымиактами и актами субъектов федерации;

в) компетенции илиотдельных полномочий государственныхор­ганов и должностных лиц;

г) при реализацииодних и тех же правовых предписаний, втом числе между актами правоприменения;

д) актов толкования;

е) юридическихпроцедур;

ж) между национальными международным правом.

Наибольшуюразработку в юридической литературеполучили коллизии норм права. Былапредложена следующая классификацияколлизий норм права: темпоральные,иерархические (субординационные),содержательные.

Темпоральныеколлизииимеют в виду расхождение норм вовремен­ных пределах. Они возникают врезультате издания в разное время поодному и тому же вопросу двух и болеенорм, содержащих разные пра­вовыепредписания.

Чаще всего эти коллизиивозникают из-за ошибок в юридическойтехнике: принята новая норма права, аранее действо­вавшая не отменена.

Способом разрешения темпоральныхколлизий служит правило, установленноееще римскими юристами, согласно ко­торомупозже принятая норма права отменяетранее действовавшую.

Иерархическиеколлизииесть несогласованность норм разнойюридической силы.

Эти коллизии появляютсятогда, когда на регули­рованиеконкретного общественного отношенияодновременно пре­тендуют нормы разногоуровня, содержащие различные предписания.

Данные коллизии разрешаются также наоснове правила, разработан­ногоримскими юристами, которые отдавалипредпочтение нормам более высокогоуровня, более высокой юридической силы.

Содержательныеколлизиивозникают между общими и специаль­ныминормами права, т.е. между нормами,регулирующими род и вид общественныхотношений, если они регулируют одну иту же ситуа­цию. Данного вида коллизиивозникают в одном пространстве и в однои то же время между нормами одинаковойюридической силы.

Но раз­личие междуними состоит в объеме регулирования.Общая норма призвана регулироватьобщественные отношения в целом, аспеци­альные нормы — подвид или частьэтих отношений. Специальная норма делаеткак бы изъятие отдельных обстоятельствиз действия общей нормы.

Для преодоленияэтого вида коллизий существует правило:специ­альная норма отменяет действиеобщей нормы.

В литературеназывают несколько способовразрешения юриди­ческих коллизий иих устранения.Среди них первое место отводится принятиюнового акта взамен коллизирующих илиотменуодного из противоречащих друг другуактов.

Другой способ —разработка коллизионныхнорм и принципов,уста­навливающих юридическиеприоритеты, которым должны следоватькак правотворческие, так и правоприменительныеорганы.

Еще один радикальныйспособ устранения коллизий — судебныйпорядокрассмотрения споров в коллизионныхситуациях, в том числе конституционноеправосудие, арбитражное, третейское.

Данный спо­соб считается одним изэффективных, так как судебные решенияносят императивный характер,общеобязательны.

Особенно эффективнымипредставляются решения КонституционногоСуда РФ, которые вступают в действиенемедленно после оглашения и не подлежатобжалованию.

Важное средстворазрешения коллизий — судебныетолкования.Они позволяют устранить коллизионностьнорм, актов, процедур и т.д.

Толкованияконституционных норм со стороныКонституцион­ного Суда РФ имеютпрецедентное значение как для самогоСуда, так и других государственныхорганов и должност­ных лиц.

Большоезначение имеют также толкованиядействующего за­конодательстваВерховным Судом и Высшим АрбитражнымСудом РФ.

В качестве средствразрешения юридических коллизий называютзаконодательное закрепление возможностиобжаловатьте или иные акты или действия в судебномили административном порядке. Целямустранения коллизий служит и опротестованиеактов органами проку­ратуры вустановленном порядке.

К средствамразрешения коллизий, как уже указывалось,относят­ся и согласительно-примирительныепроцедуры.Они наиболее эффек­тивны при разрешенииколлизий компетенции, при различныхпози­циях спорящих сторон и др.

Предлагают такжев качестве средства разрешения коллизийвво­дить временныеили специальныережимы. Этирежимы могут вклю­чать приостановлениедействия какого-либо акта илифункциониро­вания отдельного органаили должностного лица. В международнойпрактике таким специальным режимомявляются экономические санкции,экономические блокады, режим чрезвычайногоположения и др.

К превентивныммерампредотвращения коллизий можно отне­сти:

1) действие субъектовстрого в рамках конституционныхустанов­лений, в рамках законов, атакже в пределах закрепленной компетен­ции;

2) предварительныеюридические экспертизы актов исогласова­ния для предотвращенияколлизий в законодательстве;

3) систематизациюдействующего законодательства, чтоделает его обозримым и позволяетсвоевременно выявлять коллизии;

4) периодическуюинвентаризацию правотворческимиорганами своей продукции для выявлениянесогласованностей норм и другихколлизий;

5) анализ эффективностинормативных правовых актов, что спо­собноустановить коллизии в праве;

6) предвидениеконфликтной ситуации в нормативномматериале, что позволяет предотвратитьколлизии в праве.

Источник: https://studfile.net/preview/4066073/page:61/

Юридические коллизии и способы их разрешения

5. Юридические коллизии и способы их разрешения

Предыдущая26272829303132333435363738394041Следующая

Законодательство —является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии– это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:
1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений.

В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии– это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ: 1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон); 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже); 5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм.

Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан.

Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие.

Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

52. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование. Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования. Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выраженияправоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права,различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.
По функциональному признакувыделяют: 1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования(по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношенийи применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные; 2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятияакты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решенияправоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значениюакты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времениразличают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

53. Толкование права: понятие и виды по субъектам

Толкованием норм правасчитают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.
Виды толкования права:
1) аутентичное (авторское) толкованиевыражается в форме разъяснения смысла правовых ном.

Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет).

Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;
2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные.

Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;
3) казуальным толкованиемназывают разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.Официальное толкованиедается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.
Неофициальное толкование– это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.
Виды неофициального толкования: 1) обыденное; 2) профессиональное; 3) научное.

Обыденное толкование– пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.

Профессиональное толкованиебазируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.
Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.
Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.).

54. Акты официального толкования: понятие и виды

Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.
Акт толкования– это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами.

Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности: 1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы; 2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы; 3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует; 4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права; 5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

1) по отраслям права; 2) в зависимости от субъекта издания; 3) в зависимости от внешней формы; 4) по юридической значимости; 5) в зависимости от органов, дающих толкование; 6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм; 7) по своей юридической природе; 8) по структурным элементам. Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые. В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент). В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными. По юридической значимости можно выделить акты: 1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю. В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты: 1) органов государственной власти; 2) органов управления; 3) судебных, прокурорских органов и т. д. В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть: 1) материальные; 2) процессуальные. По своей юридической природе различаются интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения. По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Предыдущая26272829303132333435363738394041Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-55345.html

19.5 Юридические коллизии и способы их разрешения

5. Юридические коллизии и способы их разрешения

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

В практической жизни постоянно складываются такие ситуации, которые сразу подпадают под действие ряда норм. Возникают нежелательные юридические дилеммы и альтернативы. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, пересекаясь в одной точке правового пространства и «претендуя» на регулирование одного и того же отношения.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств дела, выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложная аналитическая задача.

Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Когда на один и тот же случай приходится два, три и более актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность (предлог, зацепку) не исполнять ни одного. Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение является важнейшей задачей юридической науки и практики.

После распада Союза в нашем законодательстве стали одновременно развиваться, тесно переплетаясь и противоборствуя, как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Такое положение характерно и для других постсоветских республик.

Не случайно жизнь продиктовала необходимость создания единого правового пространства СНГ.

С этой целью были приняты ряд модельных рекомендательных кодексов – своеобразных аналогов Основ бывшего союзного законодательства (гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный, таможенный и др.).

Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие.

Немаловажную роль играет также отставание («старение», «консерватизм») права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Здесь то и дело возникают «нештатные» ситуации, требующие государственного реагирования.

Право поэтому постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями.

В результате одни нормы отпадают, другие появляются, но, будучи вновь изданными, не всегда отменяют старые, а действуют как бы наравне с ними.

Кроме того, общественные отношения неодинаковы, и разные их виды требуют дифференцированного регулирования с применением различных методов. Свое влияние оказывают несовпадение и подвижность границ между правовой и неправовой сферами, их расширение или сужение.

Наконец, любое национальное право должно соответствовать международным стандартам, нравственно-гуманистическим критериям, принципам демократии.

Все это делает юридические коллизии в какой-то мере неизбежными и естественными. Более того, по мнению ряда учёных — правоведов, было бы упрощением оценивать их только как сугубо негативные явления. Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат свидетельством нормального процесса развития или же выражают законное притязание на новое правовое состояние.

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти.

Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченнбсть правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба и др.

Причем одни из них возникают и существуют внутри самой правовой системы – внутрисистемные, другие привносятся извне – внесистемные.

Существует несколько видов юридических коллизий и способов их разрешения: 1) прежде всего юридические коллизии можно подразделить на четыре группы: а) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; б) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); в) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); г) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований; 2) коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов, поскольку законы обладают верховенством и высшей юридической силой. Особенность данных противоречий в том, что они носят наиболее распространенный, массовый характер и причиняют интересам государства и граждан наибольший вред; 3) коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в пользу Конституции, так как имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РК. Конституция – основной закон любого государства, поэтому обладает бесспорным и абсолютным приоритетом. Это закон законов; 4) коллизии между актами высшей и центральной власти и управления и актами местных государственных органов. Приоритет имеют республиканские; 5) на уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление Правительства и акт отраслевого министерства), т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов; в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. Подобные акты или нормы иногда называют конкурирующими.В целом способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого акта; 4) внесение изменений или уточнений в действующие акты; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов.

Литература [1, 25, 26, 27, 36].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «реализация права» «правоприменение»

2. Назовите формы реализации права и дайте им характеристику

3. Чем отличается применение права от других форм реализации права по субъектному составу?

4. Перечислите признаки применения норм права

5. Охарактеризуйте стадии процесса применения права по содержанию осуществляемых действий, деятельности

6. Что такое «акт применения права» и его характерные особенности

7. Приведите классификацию актов применения права

8. Что понимается под пробелом в праве и способы его восполнения

9. Юридические коллизии и способы их разрешения

Источник: https://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/195-yuridicheskie-kollizii-sposobyi-74093.html

Причины возникновения юридических коллизий:

    1. наличие в законодательстве всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов;
    2. возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов;
    3. одновременное действие актов разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности (в частности, старые, союзные, и новые, российские); 
    4. правовой тупик, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

Российское законодательство — сложное, многоотраслевое, иерархическое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Будучи по своему характеру территориально обширным и федеральным, оно уже в силу этого содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов, учета национальных и региональных особенностей, интересов центра и мест.

В общем законодательном массиве одновременно действуют акты разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности, в частности, старые, союзные, и новые, российские; протекают процессы унификации и дифференциации, объединения и обособления; переплетаются вертикальные и горизонтальные связи и тенденции. Это динамически напряженная и во многом изначально противоречивая и асимметричная система.

С другой стороны, в практической жизни постоянно возникают такие «замысловатые сюжеты», которые сразу подпадают под действие ряда норм и порождают нежелательные юридические дилеммы и альтернативы. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, пересекаясь в одной точке правового пространства и «претендуя» на регулирование одних и тех же отношений.

Коллизия может выражаться также в виде правового тупика, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

Способы  разрешения юридических коллизий

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, процедуры их устранения.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

    1. если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т. е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
    2. если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
    3. если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные;
    4. если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы.

Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем:

    • толкования;
    • принятия нового акта;
    • отмены старого;
    • внесение изменений или уточнений в действующие нормативные акты.

В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противоречий в юридической сфере (согласительные — для преодоления разногласий; судебные процедуры — для рассмотрения и разрешения споров сторон).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/iuridicheskie-kollizii-i-sposobi-ich-razresheniya

Uchebnik-free
Добавить комментарий