5. ВПФ и их мозговая организация.

Строение и мозговая организация высших психических функций (впф)

5. ВПФ и их мозговая организация.

В отечественной нейропсихологии психические функции, рассматриваются как функциональные системы, которые не могут локализоваться в узких ограниченных участках мозга.

Для их осуществления необходимы “сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга” (А.Р.Лурия, 2002, с.77).

Таким образом, вывод, касающийся локализации психических функций можно сформулировать следующим образом. Материальной основой для любой психической функции является “весь мозг в целом, но мозг как высокодифференцированная система, обеспечивающая различные стороны целого” (А.Р. Лурия, 1969,с.34).

Поскольку каждый участок мозга вносит дифференцированный вклад в работу функциональной системы, то вопрос о локализации превращается в вопрос не о том, где локализуется психическая функция, а о том, как локализуются отдельные части, звенья целой функциональной системы и каков вклад каждого звена в осуществление психической функции. В нейропсихологии «собственная функция» каждой зоны мозга и вклад, вносимый ею в обеспечение психических функций, описывается с помощью термина «нейропсихологический фактор».

Нарушение работы каждой зоны мозга (разная локализация мозгового повреждения) будет приводить к страданию разных компонентов психической функции, и проявляться в разных симптомах ее нарушения.

Для установления соотношения симптома и локализации А.Р. Лурия разработал процедуру синдромного анализа, опирающуюся на качественную квалификацию симптома, т.е.

“детальный анализ психологической структуры возникающего нарушения”, позволяющую выявить те ближайшие причины и тот нейропсихологический фактор, которые лежат в основе распада функциональной системы (А.

Р. Лурия, 2002, с.77).

Нейропсихологический синдромный анализ состоит из ряда этапов:

1. выявление симптомов нарушения разных психических функций;

2. квалификация симптомов, то есть анализ психологической картины наблюдаемых симптомов, выявление их первичного или вторичного характера;

3. определение первичного дефекта, поиск нейропсихологического фактора, объединяющего выявленные симптомы в нейропсихологический синдром;

4. определение локализации мозгового повреждения в соответствии с обнаруженным фактором.

Системная организация психических процессов проявляется в том, что каждый раз нарушение функциональной системы носит специфический характер, оно зависит от того, какой дефект является первичным, какие системные следствия он вызвал. Эта специфика описывается с помощью понятий «первичные нарушения», «вторичные или системные следствия нарушения», «функциональные перестройки или третичные следствия нарушения».

«Первичный симптом» – нарушение психической функции, непосредственно связанное с поражением определенного участка мозга, вносящего определенный вклад в работу функциональной системы, иными словами, нарушение психической функции, связанное с выпадением определенного фактора.

«Вторичный симптом» – нарушение психической функции, возникающее как системное следствие первичного дефекта по законам их системных связей.

«Третичный (или компенсаторный) симптом» – изменение в работе психической функции, связанное с функциональной перестройкой патологически работающей системы (Лурия А. Р., 1969).

Основные виды нейропсихологических факторов можно классифицировать в соответствии с концепцией трех функциональных блоков мозга (А.Р.Лурия, 2002).

1 блок – регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга выполняет функцию общей, генерализованной и избирательной, специфической активации всего мозга и отдельных мозговых структур. Материальным субстратом этого блока мозга выступают структуры ретикулярной формации подкорковые образования и медиальные отделы лобной и височных областей мозга.

Работа различных структур этого блока мозга отражается в нейродинамических характеристиках психических процессов.

2 блок — приема, переработки и хранения информации выполняет функцию приема и сохранения информации, поступающей от разных анализаторных систем, и занимает задние отделы мозга.

На уровне коры представительство каждой модально-специфической системы включает в свой состав первичные, вторичные и третичное поля.

Функцией первичных (ядерных, проекционных) полей, в которые по проводящим путям поступает информации от рецепторов, является отображение физических параметров стимулов.

Функция вторичных (гностических) полей заключается в синтезе поступающей из первичных полей информации в целостный, перцептивный образ соответствующей анализаторной системе модальности.

Третичное поле или задняя ассоциативная область находится на стыке теменной, височной и затылочной областей. В функцию этого поля входит синтез информации, идущей от разных анализаторных систем, результатом которого становится полное отображение и речевое опосредование окружающей субъекта действительности во всех ее связях и отношениях.

Работа различных структур этого блока мозга связана с нейропсихологическими факторами, обеспечивающими модально-специфические, пространственно-временные и символические (речевые) синтезы поступающей информации.

3 блок— программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания выполняет функцию организации и регуляции поведения человека. Префронтальные отделы (передняя ассоциативная область) связаны с формирование программ психической деятельности.

Премоторная и моторная области обеспечивают координированные и целенаправленные действия в окружающем мире в ответ на поступающую информацию. Премоторная область выполняет функцию вторичной моторной коры, отвечая за правильную последовательную реализацию целостных действий в соответствии с общей программой деятельности.

Моторная область (первичная моторная кора) работает по соматотопическому принципу и адресует нервные импульсы конкретным группам мышц для выполнения тех или иных операций.

Осуществление деятельности контролируется на основе обратных афферентаций, которые сопоставляются с исходной программой и при необходимости регулируется за счет внесения изменений в эту программу.

Работа различных структур этого блока мозга связана с нейропсихологическими факторами, обеспечивающими программирование, контроль, регуляцию выполняемой психической деятельности, включая серийную организацию движений и действий.

Для осуществления любого вида психической деятельности необходима совместная работа всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в целостное поведение. Нарушения психических функций могут возникать, таким образом, при поражении структур каждого их трех блоков мозга и проявляться в виде симптомов, отражающих «собственные функции» этих блоков.

В неврологической и нейропсихологической литературе также получил широкое распространении термин «когнитивные расстройства», применяемый как зонтичное понятие, указывающее на общее снижение познавательных способностей при различных поражениях головного мозга, приводящее к изменению функционального статуса пациента.

Источник: https://cyberpedia.su/15x473b.html

Мозговая организация ВПФ

5. ВПФ и их мозговая организация.

Первые идеи по клинической психологии и нейропсихологии принадлежали Л. С. Выготскому. Он указал, что отдельные участки коры головного мозга имеют значение для построения ВПФ, а также впервые внес генетическую концепцию в вопросе локализации ВПФ в мозге.

Нейропсихология это наука, которая изучает мозговые основы высших психических процессов и вклад различных мозговых зон в их осуществление.

Клиническими задачами нейропсихологии является изучение механизмов нарушения ВПФ и связь нарушений ВПФ с определенными зонами мозга.

В течение длительного времени в психологии, педагогике и педагогической психологии существовали только ссылки на мозг как орган психики.

Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия писали о необходимости проникновения в структуру мозга и, о изучении законов работы мозга. Они говорили, что психика это ни что иное, как функция головного мозга.

Т. о. встал вопрос о взаимоотношении психики и мозга, решение которого стало необходимым не только для психологии, но и для медицины, дефектологии и педагогики. Нейропсихология как раз и могла ответить на все поставленные вопросы.

Первые нейропсихологические исследования ВПФ и их нарушений были исследованы у бойцов, раненых во время ВОВ (нарушения, памяти, мышления, речи и т.д.).

В настоящее время происходит рост различных СС заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей и.т.д. все эти заболевания сопровождаются и нарушениями ВПФ. По этому на данный момент нейропсихология является очень востребованной наукой, как в теоретическом плане (для накопления новых знаний) так и в практическом (диагностика и реабилитация).

Одной из важнейших характеристик нейропсихологии является то, что она представляет собой не только аналитическую, но и интегративную науку, которая изучает и нейропсихологический, и психологический, и социальный пласт психических явлений (т.е. изучаются все уровни иерархического строения психики). Т. О. нейропсихология изучает не один какой-нибудь уровень в структуре ВПФ, а интеграцию всех 3 уровней в контексте личности и сознания.

А. Р. Лурией были разработаны специфичные для нейропсихологии методы диагностики ВПФ. Т.к.

нейропсихология интегративная наука, то и методы исследования представляют собой не набор изолированных методик, а структурно-динамическую систему методов, в которой все методы взаимосвязаны и каждый тест, направленный на исследование какой-либо ВПФ, при его правильном использовании может показать состояние и других ВПФ, системно связанных между собой.

Следует заметить, что изначально нейропсихология развивалась как клиническая наука, потому что основные исследования проводились на больных людях.

В настоящее время нейропсихология выходит из клинической зоны и из зоны патологии в сферу изучения психики здоровых взрослых людей, а также и детей с проблемами развития психики, обучающихся в общеобразовательных школах. (Т.о.

к новым сферам приложения нейропсихологии можно отнести — педагогику, обучение детей с задержкой развития «ЗПР», дефектологию. В современных школах резко возросло количество детей, отстающих в обучении в массовой школе, причины отставания сами педагоги установить не в состоянии т.к.

не имеют нужного инструментария. Установлено, что 85% детей д/с и школ нуждаются в помощи специалистов медицинского и психологического профиля, а 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.)

Почему нейропсихология стала столь популярной и востребуемой наукой?

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области.

С одной стороны, нейропсихология сама черпает новые знания из смежных научных областей, например нейрохирургии и неврологии (в свою очередь и они не могут существовать без знаний нейропсихологии), с другой – накопленные к настоящему времени нейропсихологические данные можно смело применять к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людейв особых или экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).

Но очень важно заметить, что дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при нейропсихологическом обследовании, могут быть результатом не только изменений деятельности мозга на структурном уровне, но и на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровняхобеспечения деятельности мозга.

При этом значение приобретают не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры ее изменений.

Получаемые при этом данные дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Это представляется весьма важным в рамках профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

А. Р. Лурия, рассматривает отечественную нейропсихологию в ключе культурно-исторического подхода (т.н. Луриевский подход в нейропсихологии). Этот подход ориентируется на поиск причин нарушения психических функций и способов их компенсации в истории культуры и социальных отношений.

Наиболее популярное и общее определение нейропсихологии — это наука о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека.

Но отечественная нейропсихология пытается заменить «статическую» нейропсихологию, которая жестко связывает поведение индивида с определенными областями мозга на «динамическую» нейропсихологию, которая анализирует динамику взаимодействия различных мозговых структур и психического функционирования субъекта.

В западной нейропсихологии главенствующей является формула, согласно которой поведение в целом обеспечивается работой мозга. В отечественной нейропсихологии речь идет не о поведении, а о конкретных психических функциях.

А.Р. Лурия сумел показать на клиническом материале, что каждая психическая функция может быть связана с работой разных участков мозга, которые организуются в систему; эта система и обеспечивает работу той или иной психической функции.

Так что Луриевская нейропсихология занимается не просто изучением соотношения работы мозга с поведением в целом, а тем, какую роль каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении той или иной психической функции.

Подразумевается, что каждый участок мозга отвечает за что-то свое, и это «свое» Лурия определил как «нейропсихологический фактор».

Цель отечественной нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ (включает в себя 3 взаимосвязных этапа)

Локализационизм, антилокализационизм, теория динамической системной локализации.

Акцент делается на роли отдельных мозговых структур в осуществлении психической деятельности. Основная задача – понять работу мозга в связи с поведением.

Изучение данного этапа явилось мощным импульсом для пересмотра основных представлений о внутреннем строении психических процессов и важнейшей предпосылкой для создания теории мозговых основ психической деятельности.

Развитие данного этапа идет в 2 основных направлениях:

А) Исследование межполушарного взаимодействия (исследования были начаты А. Р. Лурией и продолжены его ученицами Э. Г. Симерницкой, Н. К. Корсаковой, Л. И. Московичуте).

Изучались межполушарные различия в мнестических процессах и специфический вклад каждого полушария в гностическую, речевую и мыслительную деятельность, а также в общую регуляйию психических процессов и эмоциональных состояний.

Б) Исследование подкорковых структур мозга (концепция трех функциональных блоков мозга)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_7329_mozgovaya-organizatsiya-vpf.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий