5 вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.

Государство усуней и канглов. Политический строй. Этническая история

5 вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.

Во II веке до н.э. племена, населявшие Казахстан, образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и канглов – этнокультурных преемников саков.

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями.

Политическая история усуней в некоторых источниках прослеживается до 3 века н.э., повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. По данным китайских источников количество усуней во времена их рассвета достигало 630 тысяч человек.

Если начинались военное действие усуни могли выставить до 18 тысяч конной армии.

Письменные источники указывают на довольно сложную государственную иерархию усуней, состоявшую из родоначальников и племенных вождей, над которыми возвышался великий бек — гуньмо.

Гуньмо имел право наследования верховной власти. Этническая принадлежность усуней до конца не выяснена.

Одни считают, что усуни принадлежат к восточно-иранским племенам, другие — что они предки тюрок и говорили на тюркском языке.

Впервые кангюи упоминаются в китайских источниках во 2 веке до н.э. Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимали не менее могущественный племенной союз Кангюй. Столица находилась в городе Битянь.

Материальная культура кангюйских племен имела значительное сходства с культурой усуней. В русских источниках известны как печенеги. Правителем кангюй был хан, за ним в иерархической лестнице правителей стояли его заместители.

По данным письменных источников, государство кангюй подразделялось на пять основные территориальные деления. Каждая территория возглавлялось своим ханом, которые подчинялись великому хану кангюй.

Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось.

В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо-запад на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток и в Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей кангюйцев и жителей Яньцай-Аланья: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни-инталио из Ирана.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бсрнштама, кангюйцы были тюркоязычным народом.

Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводчес­ких племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б. А. Литвинский считает, что кангюй­цы были потомками ираноязычных саков.

Название Кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен — «люди в кожаных одеждах» (или доспехах)

5.Хозяйство усуней и канглов. Социальные отношения.

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в еде и воде».

Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определя­ющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, расположенных в Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму.

Расстояние между зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах.

Там они строили стационарные жили­ща, заводили рядом поля и огороды.

Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационар­ными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посу­ды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.

По археологическому материалу прослежено, что роль земледе­лия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.

Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золо­та, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.

Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов.

О том, что некото­рые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золо­тые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества.

Наряду со свободными общинниками в общес­тве усуней были рабы, в основном из военнопленных.

Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимали не менее могущественный племенной союз Кангюй. На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна.

Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки которых обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство.

Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнезсмледельческих поселени­ях — достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотовод­ства.

В жизни поселенцев большую роль играла охота. При раскопках найдены кости косули, тау-теке, архара, сайгака. Часто встречаются рога архара и марала, служившие для изготовления разнообразных изделий. Охотились на водоплавающую птицу — уток, гусей, пеликанов.

Было развито рыболовство, о чем свидетельствуют находки рыбных костей и чешуи. Рыбу били гарпунами, ловили различными рыболовными снастями. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорас­тущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки. Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода.

Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы.

Общество канглов, как и усуней, не было однородным, существовала частная собственность на скот и землю. Были свободные общинники и рабы.

6.Образование державы хунну, гуннов. Их роль в этногенезе казахского народа.

Гос-во хунну распол. на тер-ии совр.К-на между III в. до н э и III в. н э. Гунны под предв-ом шаньюя Модэ подчинили множество кочевых племен каз.степей. Кит.историография считает гуннов, как они их называли хунну или сунну, предшественниками тюрков. Император гуннов Модэ, жив. в 230-174 г до нэ оказ.первым тюрк.правителем, чья диплом.

переписка была исп.в др.Китае, попала в скрижали самого 1 истор.сочинения. Во гл.с Атиллой производили опустошительные набеги на европ.страны. В 55 г. до н.э. произошло разд. Гунн.гос-ва на Юж.и Сев.части. 2 волна переселения хунну нач. в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни пл.

, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центр. и Зап.К-н. В IV веке до н.э. хунну дошли до южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гунну.Гл.роль в жизни хунну играло скот-во, особенно коневодство. У них существовала оседлость и земледелие.

О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева.

В хун.общ-ве были сильны черты патриархально-род.отн. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и нар.собр.Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общест. отн. В основе этого процесса лежало развитие произ­-ва и произв-ных отн.

Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие инозем­ные товары, найденные при раскопках, свид. о возро­сших потребностях верхушки общества. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю.

У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и населения подвластных областей. Они исп. в качестве дом.прислуги, в качестве пастухов. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. они являлись сыновьями, братьями или близкими род­ственниками шаньюя.

Всего темников было 24, и каждый из них имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упомина­ние о налогах, как средстве эксплуатации низов.

Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократ.аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распростр.письм., знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.

Империя Хунну, основанная Модэ просуществовало свыше пяти веков. Она образовала четыре ветви. Одна из них отошла через степи современного Казахстана в междуречье Урала и Волги. Тысячи километров шли гунны по сибирским и уральским степям сквозь земли угроязычных и тюркских народов. Это перемещение заняло свыше 200 лет.

В 78 году они перевалили через Кавказ, вошли в Азербайджан, Ирак.По мнению большинства исследователей, хунну были протюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой пол.I тыс. н. э. меняется антропол.

тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

7.Древняя культура на территории Казахстана (племен эпохи бронзы, саков, канглов, хуннов).

Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами.

Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства — ювелирного, ковроткачества, гончарного.

Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.Существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля». Скорее всего, в начале I тыс. до н.э.

на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. Так сложилось искусство Ахемединского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра Изображения хищных орлов тоже были символами бога Солнца.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы.

Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба.

У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.

У канглов из кости изготавливались накладки для сложносоставных лу­ков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы.

Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау.

До раско­пок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитны­ми стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища.

Большое количество обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством.

Наличие в погребениях гуннов керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/29688.html

Государство усуней

5 вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.
3 Древние государства Казахстана (VII в. до н.э. — V в. н

Государственное устройство усуней.


В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как «Страна Усунь». Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э.

под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э.

собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.

Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек — «великий правитель», передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников.

Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.

п.

Политическая история усуней.
С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона.

Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая.

После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.

Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом.

Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая.

Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого — в северной части страны, в Жетысу.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые — на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э.

Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу — город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э.

брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков.

Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.

Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии.

Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй.

После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним «усунь» сохранился и по сей день.

Один из родов Старшего жуза казахов называется «уйсун».

Хозяйство усуней
Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей.

Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля.

Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках площадью до 150 кв.м. снабженных оросительными системами.

Земледелие и оседлость древних усуней зафиксированы в письменных источниках.

Так, китайский историк Банк Гу сообщает, «что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж заусуньского правителя, раздала подарки усуньским оседлым владетелям», жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Другой источник XIX в.

Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не «устраивают полей», но «сеют деревья».

Таким образом, археологический материал и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э и более широко в III-V вв. н.э. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство. К. Акишев утверждает, что у древних усуней на всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим.

Социальный строй усуней.В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком-тамгой.

Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.

О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу по богатству захоронения неодинаковы.

Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы-насыпи.

Источник: http://www.elimai.kz/gosudarstvo-usunej.html

Политическая история, хозяйство и культура усуней, кангюев и хунну

5 вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.

. Усуни основали в 177 г. до н.э. собственное государство на территории Семиречья. Во главе гос-ва стоял правитель- титул гуньмо, передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников.

Столица усуней Чигучен на берегу Иссык-Куля владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Хозяйство усуней -комплексным. Они разводили различные виды животных. В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля.

разрабатывали месторождение меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали предметы обихода и оружие. Из цветного камня и благородных металлов делали украшения.

Письменные источники подтверждают также существование у усуней имущественного и социального расслоения, частной собственности на скот.

Государство кангюй. Государство кангюев возникло в III в. до н.э.

в среднем течении реки Сырдарьи, в районе КангхиВ “Повествовании о западном крае” в “Истории старшего дома Хань” о кангюе говорится, что поселение составляет 120000 семейств, 600000 душ, стрелкового войска 120000 человек.

По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул “би” или “ябгу”. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении Сырдарьи. Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя были либо тюркоязычным народом,или потомками ирано-язычных саков.

Основное занятие-полукочевое скотоводство Кангюйцы умели выплавлять железо, делали из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. В жизни кангюйцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов.

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э. В 209 г. до н.э. вождь Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну — племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили своих западных и южных соседей. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э.

поражением ханьских войск. В 47 г. до н.э. хунну из-за междоусобиц разделились на две части — северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость.// Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание. Иерархия чиновников была очень громоздкой и сложной.

Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию К. и вскоре оказалась между Волгой, Доном и Аральским морем.

Здесь образовался новый этнос, который мы будем называть гуннами. Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. В 445 г. Аттила стал единоличным правителем.

Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи. Битва, произошедшая в 451 г.

между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Существовала частная семейная собственность на скот.

Материалы раскопок указывают на имущественное неравенство. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти.

Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Титул правителей – Шаньюй – бывший неогранич монархом. Его заместит – темники – их количество 24 (князья, котор являлись сыновьями, братьями родственник шаньюя). Должности и чины имели наследственный характер. Гунны делились на 24 рода, во главе кот стояли старейшины. Народное собрание проводилось три раза в год.

Совет старейшин решал государственные дела. Для содержания управленческого аппарата взимались налоги. В 3-5вв у степных племен развивиается полихромный стиль, основной материал – золото, были разные приемы украшения предметов: инкрустация — вставка из цветных камней, зернь – запаивание золотых шариков на основу, скань – запаивание витой проволочки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_69313_politicheskaya-istoriya-hozyaystvo-i-kultura-usuney-kangyuev-i-hunnu.html

5 Вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура

5 вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.

Характеристика

ГосударствоУсуней

ГосударствоКангюев

Письменные ис­точники

Свидетельствакитайского историка Сыма Цань и китайскогопутешественника Джань Цань. Джан Цаньпо заданию китайского императора Удив 138 году до н.э. отправился в путешествиена запад от Китая. После тринадцатилетнегопутешествия он оставил свидетельствао народах, проживающих к западу от Китая,в том числе об усунях икангюях._________________________________________________________

Происхождение

Предположительнопрототюрксикие племена. Пришли натерриторию Семиречья из глубинЦен-тральнойАзии.________________________________

ПотомкиСаков, проживающих в Приаралье.

Времяформиро­вания государст­ва.

III- IIвв. до нашей эры.

Территория рас­селения

Семиречье,Илийская долина — центр владений.

Междугорами Каратау и рекой Сырдарья.

Политическаяистория

Известноочень мало. Согласно китайским ис­точникамгосударство основали потомки массагет-скихи исседонских племен в IIIвеке до н.э. в среднем течении Сырдарьи.

Обиталипервоначально в долине реки Данхэ. ВIIIвеке до н.э. были разгромлены Гуннами ивошли в состав их империи. С помощьюГуннов подчинили себе Саков в Семиречье.

В177 году до н.э. основали в Семиречьегосу­дарство под протекторатом Гуннов.В середине IIвека до н.э. государство Усуней отделилосьот им­перии Гуннов. В середине Iвека до н.э. государст­во разделилосьна две части: Великий и Малый Куньбек.

ВIII- Vвеке н.э. государство распадается намножество владений, быстро теряющихсвою само­стоятельность. В VIв. н.э. Усуни вошли в состав Тюркскогокаганата.

Главноедля этих государств во внешней политике- это стремление сохранить под своимконтролем караванныедороги Великого Шелковогопути.____________________________________________________

Наивысшегомогущества государство достигло во II- начале Iвв. до н.э. В этот период под властьюкангюев оказываются огромные территорииЦен­трального Казахстана и СреднейАзии. В III- Vвв. н.э. государство Кангюев распадается.

Общественно-политическоеустройство

1. Появление частной собственности,имущественное неравенство.

2. Формируется социальная иерархия искладываются классовые отношения.

3. Эксплуатация рядовых общинников,использование труда рабов в домашнемхозяйстве.

4. Появлениепризнаков государственности с властью,передаваемой по наследству.______

Титулверховного правителя_______

Гуньмо(князь князей — китайское.)

Ябгу,либо би?

Ставка

Чигучен(на берегу Иссык-Куля) (город Краснойдолины- китайск.)____________________________

Битянь(Сырдарья)

Хозяйственно-экономическийуклад

1. Скотоводство (лошади, овцы, крупныйрогатый скот);

2. Ирригационное (оросительное) земледелие.Носило вспомогательный характер;

3. Садоводство;

4. Ремесла: гончарство, ювелирное дело,металлообработка;

5. Загонная охота;

6.Обменная торговля.

6.Зарождение товарно-денежных отношений.С Iвека до н.э. выпуск собственныхмонет._________

Духовнаякульту­ра, археологиче­ские памятники

Развиткульт природных явлений, культ предков,погребальный культ.

Наиболеекрупная археологическая находка -кладювелирных украшений, обнаруженный вКар-галинскомущелье близ Алматы._________________

Памятникисосредоточены в Отрарском и Таш­кентскомоазисах.

Хунну

Политическаяистория:ВIV- IIIвв. до н.э. произошла консолидация племен,живших у северных границ Китая. Сло­жились2 племенных объединения — сюнну и дунху,первое из которых сыграло заметную рольв исторических событиях сво­ей эпохи,оказывая влияние на историю сопредельныхстран.

Сюнну(хунну, гунны) усилились к IIIвеку до н.э. Происхождение названия этойгруппы племен неясно. Вопрос об этни­ческойпринадлежности хуннов остаетсяневыясненным. Большинство исследователейсчитает их прототюрками. Объединениехуннских племен стимулировала ожесточеннаяборьба с Китаем, длившаяся более четырехвеков.

СIIIвека до н.э. начинается процесс усиленияхуннов. Во IIвеке до н.э. они образовали мощноегосударство на террито­рии от Забайкальядо Тибета, от Восточного Туркестана дореки Хуанхэ. Наивысшего могуществагосударство хуннов достигло в годыправления Модэ шаньюя.

В55 году до н.э. государство Хуннов распалосьна 2-е части: Южных и Северных. ЮжныеХунны приняли подданство ди­настииХань и попали под китайское влияние;Северные Хунны осели на территорииСеверо-Западной Монголии.

*Во второй половине Iвека до н.э. правитель северных хунновЧжи-Чжи ступил на территорию современногоКазахстана, заключив союз с кангюямипротив усуней. Это было первое вторжениехуннов на территорию Казахстана. Союзкангюев и хуннов быстро распался. Впоследствии Чжи-Чжи погиб в результатевоенного похода со стороны Китая.

С93 года н.э. начинается вторая волнавторжения хуннов на территорию Казахстана.Теснимые китайскими войсками гунныдвинулись на Запад, вовлекая в этодвижение многочисленные другие племена.Постепенно хунны утратили свое этни­ческоесвоеобразие. К IV- Vвв. н.э. гунны под общим собирательнымназванием Гунны достигли Восточной иЦентральной Европы.

Социальноеустройство:1.Основу общества хуннов составляло 24рода. Во главе каждого рода стоял свойстарейшина. У Хуннов была очень сложнаясистема управления, кроме многочисленныхчиновников заметную роль в управлениигосудар­ством играли Совет старейшини Народное собрание.

2. Общество Хуннов было раннеклассовым,в котором сохранялись пережиткипатриархально-родовых отношений.Зарождалось имущественное неравенство.

3. Характерно домашнее рабство.

Хозяйство:1.Скотоводство (лошади, овцы, крупныйрогатый скот);

2. Ирригационное (оросительное) земледелие.Носило вспомогательный характер;

3. Садоводство;

4. Ремесла: гончарство, ювелирное дело,металлообработка;

5. Загонная охота;

6. Обменная торговля.

«»*»Эпохавеликого переселения народов и еезначение в мировой истории:«Великоепереселение народов» в значи­тельноймере изменило этническую и политическуюкарту Казахстана, Средней и ПереднейАзии, а также Европы.

На террито­рииКазахстана с миграцией восточных племенпод давлением хуннов связаны одна изпервых сильных волн проникновениямонголоидных элементов в антропологическийтип автохтонного населения и, видимо,широкое распространение тюркских языковпо всей территории края.

Движениецентрально-азиатских племен было однойиз причин перемещения части саков vусунейна запад.

Источник: https://studfile.net/preview/5555368/page:4/

Социальноэкономическая история усуней канглы и гуннов Вопросы

5 вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.

Социальноэкономическая история усуней, канглы и гуннов

Вопросы лекции n 1. Социально-экономическая история усуней n 2. Социально-экономическая история канглы n 3. Социально-экономическая история гуннов (хунну)

1. Социально-экономическая история усуней n В конце I-го тысячелетия до н. э. (с III-II вв. до н. э. ) возникли новые племена, пришедшие на смену сакским − усуни, канглы. n Племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, занимали территорию от р. Чу на западе до Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге.

1. Социально-экономическая история усуней

1. Социально-экономическая история усуней n Союз племен усуней состоял из множества родов во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг − князь над князьями).

n Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на южном берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. n Китайский посол, посетивший земли усуней, констатировал о том, что «…численность населения 120 тыс.

дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс. » .

1. Социально-экономическая история усуней n На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. n Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек.

Как правило, они представляют собой цепочки курганов, вытянутых по течению рек. n Большинство курганов имеют диаметр 6— 20 и высоту 0, 5— 1, 5 м, состоят из земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей.

1. Социально-экономическая история усуней n Хозяйство усуней было комплексным — n n скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов.

В стаде преобладали овцы и лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали до 500 голов лошадей.

Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, на огородах и в садах выращивали овощи и фрукты.

1. Социально-экономическая история усуней n Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел.

Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды.

n Большую ценность представляет собой диадема, найденная в Каргалинском ущелье недалеко от Алматы − золотая пластинка 35 см длиной и около 5 см шириной, украшенная изображениями зверей, птиц и людей

1. Социально-экономическая история усуней

2. Социально-экономическая история канглы n Впервые канглы (Кангюй) упоминаются в письменных источниках II в. до н. э. n В 138 г. китайский император Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. n Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжань Цянь вернулся.

2. Социально-экономическая история канглы n В составленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. n Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя которого Чжан Цяну удалось побывать лично. n Столица правителей Кангюй называлась Битянь.

2. Социально-экономическая история канглы

2. Социально-экономическая история канглы n С I-го века до н. э. начались серьезные разногласия между усунями и канглы, перераставшие в вооруженные конфликты из-за территорий и контролем над ними.

n Одним из крупных центров концентрации памятников культуры Кангюй являлся Отрарский оазис. На левом берегу р. Арысь на сравнительно небольшой территории (около 100 кв.

м) находятся остатки двух десятков бугров — тобе — различной величины.

2. Социально-экономическая история канглы n Важной отраслью хозяйства племен канглы являлось скотоводство.

n Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнеземледельческих поселениях достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотоводства.

n Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n Населявшие степи северного Китая кочевники в IV-м веке до н. э. образовали мощную державу. n Китайцы называли этот народ хунну. n В державу входило 24 рода, которые делились на две части – северных (правых) и южных (левых). n Возглавлял это объединение избранный вождь – шаньюй.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n В начале III-го века до н. э. во главе хуннов встал молодой вождь Модэ. n Китай, правители которого зорко следили за тем, чтобы хунны не укрепились, в это время переживал тяжелые времена – падение власти Цинь и начало династии Хань. n Это сопровождалось восстаниями и междоусобицами в Китае.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n Воспользовавшись этим, Модэ объединил под своей властью всех хуннов. n Это был талантливый, но жестокий правитель. n Больше всего Модэ ценил независимость, а главным богатством считал землю.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну).

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n В 57 году до н. э. китайцы, с помощью соседних племен, разгромили войска хуннов. n После поражения хунны разделились на несколько частей. Некоторые подчинились Китаю, другие, не желая этого делать, покинули родные степи и отправились на запад.

n Ушедшие племена скоро снова разделились. Одни остались в горах Тарбагатая (Восточный Казахстан) и в Семиречье. Другие отправились дальше и добрались до Волги, Дона и южного Урала. За короткий срок им пришлось пройти почти 2600 километров.

n Об ушедших дальше на запад почти ничего не было слышно почти двести лет.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n Оставшиеся на своих территориях хунны попали в тяжёлое положение. Начавшаяся в III-ем веке нашей эры засуха заставила их покинуть свою территорию и прейти на юг. n.

В 350 году усыновлённый шаньюем китаец произвел переворот. Он приказал убить всех хуннов. n Отличали хуннов от остального народа по внешним признакам – это высокорослые, бородатые люди с высокими носами.

После этого ослабевшие хунны были разбиты другими пришедшими народами.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n В конце V-го века с восточными хуннами было покончено. n Хунны, остановившиеся на Волге и Южном Урале смешались с местным населением. Даже внешне это были уже не те хунны, что пришли с востока. n Европейцы вспоминают их как людей небольшого роста, коренастых, с коротким носами. Их они и назвали гуннами.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n В 445 году вся полная власть над западными гуннами перешла к Атилле. n Вначале он покорил соседние племена. Затем, он направил свои войска в Восточную Римскую империю. n Он дошёл до самого Константинополя и вынудил его императора к уплате громадной дани.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n Дальше Аттила начинает военные действия против Западно-Римской империи. n Решающее сражение между гуннами и римскими войсками произошло в июне 451 года на Каталаунских полях в Галлии. n Это была битва Азии и Европы.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну).

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n Постепенно гунны исчезают как народ, хотя их имя ещё долго встречается в качестве общего наименования кочевников Причерноморья. n Обратите внимание, что государства восточных хуннов и западных гуннов погибли почти одновременно. И точно так же как и на востоке, на западе народзавоеватель исчез.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n Главную роль в жизни хунну играло скотоводство, особенно коневодство. n Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n У них существовала оседлость и земледелие. n В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли» . n Охота также играла в жизни гуннов большую роль.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. n Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства.

3. Социально-экономическая история гуннов (хунну). n Археологи обнаруживают в гуннских погребениях изумительные золотые и серебряные украшения. n Гунны умели напаивать на изделия золотые шарики или витые проволочки. n Такая техника называется «полихромный стиль» , что свидетельстует о высоком уровне искусства среди гуннского народа.

Источник: https://present5.com/socialnoekonomicheskaya-istoriya-usunej-kangly-i-gunnov-voprosy/

Uchebnik-free
Добавить комментарий