5. Принцип гласности в работе органов прокуратуры: содержание, значение, пределы.

Цели и задачи прокурорского надзора в РФ

5. Принцип гласности в работе органов прокуратуры: содержание, значение, пределы.

Понятие и значение принципа единства и централизации органов прокуратуры.

Назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ. Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность.

Принцип единства прокурорского надзора выражается в единстве принципов организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей, задач, правовых средств осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по реагированию на правонарушения.

Единство прокурорской системы находит свое выражение также и в установлении единого срока полномочий для всех прокуроров.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему.

Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени РФ в целом.

Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации.

5. Принцип гласности в работе органов прокуратуры: содержание, значение, пределы.

Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне (информируют население о состоянии законности).

Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Федерации, местного самоуправления.

Все прокуроры представляют информацию радио, телевидению, газетам, иным средствам информации, выступают в печати, с лекциями и докладами перед населением.

Статья 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает пределы гласности в деятельности органов прокуратуры. Они, в частности, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации. Согласно ч.

1 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Органы прокуратуры должны действовать в соответствии с законодательством РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

В то же время согласно п. 2 ст.

5 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал, что эта норма закона является важной гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации.

6. Понятие и содержание принципа независимости органов прокуратуры.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений.

состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Цели и задачи прокурорского надзора в РФ.

Цели прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция – прокурорский надзор.

Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре.Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре.

Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина:4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями.

Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов.

Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов гражданРФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.В качестве примера специальных задач можно назвать такие как:1) обеспечение законности актов;

2) обеспечение точного исполнения законов субъектами.Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора.

Частные задачи различаются в зависимости от направления прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства. В числе частных задач в качестве примера могут быть названы такие, как получение полной информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания.

2.Правовые основы деятельности органов прокуратуры.1.Конституция РФ (Статья 129). Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2.Федеральный закон «О прокуратуре РФ». Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.3.ГПК РФ.4.УПК.5.Уголовный кодекс РФ.

3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.Общие принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается, во-первых, в определении наиболее существенных черт и требований и, во-вторых, в обязательности их для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.Принципы прокурорского надзора можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры – это наиболее общие руководящие положения, определяющие существенные черты деятельности прокуроров Общие принципы закреплены в Конституции РФ и в Законе «О прокуратуре РФ».

К ним относятся:1) законность – выполняя государственно-правовую функцию надзора, прокуратура действует в строгом соответствии с принципом законности, функционирует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности.2) единство и централизация органов прокуратуры.3) независимость.4) обязательное исполнение требований прокуратуры;5) гласность.

6) взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.

7) политической независимости закона о прокуратуре запрет прокурорам на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокурора в процессе осуществления прокурорского надзора.Наряду с общими принципами действуют и внутриорганизационные принципы, к которым можно отнести зональный, предметный и предметно-зональный принципы.

Источник: https://cyberpedia.su/3x2f32.html

81 (Гласность в деятельности прокуратуры)

5. Принцип гласности в работе органов прокуратуры: содержание, значение, пределы.

Принципгласности. Этот принцип также закрепленв ст. 4 Закона о прокуратуре.

В ней сказано,что органы прокуратуры действуют гласнов той мере, в какой это не противоречиттребованиям законодательства РФ обохране прав и свобод граждан, а такжезаконодательства РФ о государственнойи иной, специально охраняемой закономтайне; информируют федеральные органыгосударственной власти, органы властисубъектов РФ, органы местногосамоуправления, а также население осостоянии законности.Одна из формреализации названного принципапрокурорского надзора закреплена в п.6 ст. 12 Закона о прокуратуре. Согласноэтой статье Генеральный прокурор РФежегодно представляет палатам ФедеральногоСобрания Российской Федерации докладо состоянии законности и правопорядкав РФ и отчет о проделанной работе по ихукреплению. Из этого закона вытекает,что прокуратура информирует органыгосударственной власти не только осостоянии законности в РФ, но и орезультатах своей работы по ее укреплению.В названных статьях Закона говоритсяо деятельности только Генеральногопрокурора РФ, но на практике всеподчиненные ему прокуроры, действующие,естественно, на своем уровне полномочий,также постоянно информируют местныеорганы власти о результатах своейработы.Реализация принципа гласностиобеспечивается созданием в органахпрокуратуры специальных структурныхподразделений (в Генеральной прокуратуреРФ) или помощников прокурора, отвечающихза связь со средствами массовойинформации, организующих эту работу наместах.Важность принципа гласностиопределяется тем, что его реализацияспособствует информированности органовгосударственной власти и общества осостоянии законности и правопорядка встране, повышению уровня правосознаниянаселения и в конечном итоге — укреплениюзаконности. Последнее имеет особо важноезначение для самой прокуратуры. Отчетностьпрокуратуры о проделанной работе поукреплению законности в целом, доступностьинформации о работе прокуратуры поконкретным уголовным и гражданскимделам, разрешению материалов опреступлениях и правонарушениях длясредств массовой информации способствуютнедопущению нарушений законности вработе самой прокуратуры. Однако следуетиметь в виду, что не вся информация оработе прокуратуры может быть преданагласности. В тех случаях, когда преданиегласности информации о работе прокуратурыпо конкретным делам и материалам можетпричинить вред интересам государстваи граждан, такая гласность не допускается.Сказанное не изменяет вывода о том, чтопринцип гласности — необходимое условиепрокурорского надзора, значимостькоторого существенно возросла насовременном этапе развития демократиив РФ.

82(Понятие отраслей прокурорского надзора,их система)

14.Понятие и система функций органовП.

ФункцииП–вид ее деятельности, который предопределяетсясоциальным предназначением П, выраженнымв ее задачах; характеризуется определеннымпредметом ведения; направлен на решениеэтих задач и требует использованияприсущих ему полномочий и правовыхсредств.

функция П – надзорза исполнением законов(статья 1 ФЗ «О прокуратуре»). Надзорнаяфункция разделяется на подфункции взависимости от сфер правовых отношений,в которых осуществляется деятельностьП. Подфункции П:

  • надзор за исполнением законов государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие.
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, администрациями мест задержанных и заключенных под стражу.

Втораясамостоятельная функция – координацияпрокуратурой деятельности правоохранительныхорганов по борьбе с преступностью. Третья –правотворческая деятельность.Прокурор может вносить субъектам правазаконодательной инициативы соответствующегои нижестоящего уровня предложения обизменении, дополнении, отмене илипринятии законов и иных нормативно-правовыхактов.

15.Основные направления (отрасли) ПН.Опрокурорском надзоре говорится в ФЗ «Опрокуратуре» в Разделе III и некоторыестатьи Раздела IV. Основными направлениямиПН являются:

  • надзор за соблюдением Конституции и исполнение законов РФ, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Он же называется общий надзор.
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу
  • надзор за исполнением законодательства судебными приставами
  • участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, административных, арбитражных дел судами
  • иные полномочия: -координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

-рассмотрениеи разрешение жалоб, заявлений и иныхобращений граждан.-участие впрофилактической работе-уголовноепреследование.

Источник: https://studfile.net/preview/2093967/page:38/

Принцип гласности деятельности прокуратуры. Пределы гласности

5. Принцип гласности в работе органов прокуратуры: содержание, значение, пределы.

Важным принципом деятельности органов прокуратуры является принцип гласности. Гласность и открытость деятельности государственных органов — непременный признак демократического общества. Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации, информированность населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, поощряет граждан и средства массовой информации сообщать об известных им фактах правонарушений и способствует укреплению законности. На принципе гласности основаны и многие формы и методы прокурорского надзора.

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Так, статья 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает пределы гласности в деятельности органов прокуратуры.

Они, в частности, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Органы прокуратуры должны действовать в соответствии с законодательством РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Существуют также различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п.).

Специально охраняется законом коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская, тайна страхования и др. Специально охраняется законом военная тайна. Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом материальную (в судебном порядке), дисциплинарную или уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны», ст.

284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну», ст. 155 УК РФ «Разглашение тайны усыновления (удочерения)» и др.).

В то же время согласно п. 2 ст.

5 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал, что эта норма закона является важной гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с приказами и указаниями Генеральной прокуратуры РФ органы прокуратуры обеспечивают взвешенный подход к отбору материалов, подлежащих преданию гласности с учетом требований закона, гарантирующего право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени граждан, следят за тем, чтобы в них не содержались сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информация конфиденциального характера. Материалы предварительного следствия органы прокуратуры могут предавать гласности лишь в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

В целях обеспечения принципа гласности органы прокуратуры информируют граждан и общественность через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) о состоянии законности, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, иными нарушениями законности, готовят для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, в частности о проводимых ими мерах по охране конституционных прав и свобод граждан, борьбе с преступностью. В результате надзорной деятельности органы прокуратуры осведомлены о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений. Прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления.

Прокуратура Рутульского района во исполнение вышеуказанных требований закона и ведомственных приказов и указаний Генерального прокурора РФ строит свою работу так, чтобы повысить доверие граждан к своей деятельности.

С этой целью работники прокуратуры района регулярно выступают в республиканской газете «Рутульские новости» в рубрике «Вести прокуратуры» с актуальными статьями о выявленных фактах нарушений законности и принятых мерах к их устранению, о возбужденных уголовных делах, результатах их расследования, о прокурорских проверках и т. д.

Так, в 2012 году работники прокуратуры района более 10 раз выступили в печати, информируя население района об итогах работы прокуратуры района за истекший год, в порядке правового просвещения рассказали о правовых аспектах борьбы с наркоманией, о правовых формах противодействиях экстремизму и терроризму, о новых нормах ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, о практике соблюдении избирательного законодательства, о нарушениях при содержании дорог местного значения и т. д.

В порядке обратной связи призываю граждан активнее обращаться в прокуратуру района по вопросам нарушений своих прав, в частности права на труд и оплату труда, права на образование и качественную медицинскую помощь, информировать о всех случаях ненадлежащего рассмотрения обращений граждан государственными и муниципальными органами и учреждениями, сообщать о случаях ущемления прав незаконными действиями государственных и муниципальных служащих и т. д. Особо прошу граждан сообщать в прокуратуру района о всех случаях отказа гражданам в приеме или уклонения от приема и регистрации сообщений о преступлениях органами, обязанными принимать и регистрировать указанные сообщения (органы полиции, органы службы судебных приставов, органы пожарной инспекции и другие). Такая активная позиция граждан будет препятствовать укрытию преступлений от учета, обеспечению неотвратимости наказания за совершенные преступления и правонарушения, в целом послужит укреплению законности и правопорядка в районе.



Источник: https://infopedia.su/17x725c.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий