5. Понятие государства в узком и широком смысле. Признаки государства. Основные подходы к пониманию сущности государства

Об

5. Понятие государства в узком и широком смысле. Признаки государства. Основные подходы к пониманию сущности государства
Bredikhin A.L. About «narrow» and «broad» understanding of the state.

Бредихин Алексей Леонидович, старший преподаватель Белгородского филиала МЭСИ, кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор анализирует узкий и широкий подход к определению понятия государства, обосновывает несостоятельность узкого подхода, дает собственное определение государства.

Ключевые слова: государство, государство в узком смысле, государство в широком смысле, государственный механизм.

In the present article the author analyzes the narrow and wide approach to definition of concept of the state, proves an inconsistency of the narrow approach, makes own definition of the state.

Key words: the state, the state in narrow sense, the state in a broad sense, machinery of government.

Вопросу понимания государства уделялось значительное внимание в юридической науке на протяжении многих веков. За это время предложено множество определений государства, основанных на разных научных позициях, учитывающих различные признаки и качества, однако ставить точку в исследовании этого вопроса рано. Универсального понятия государства не существует и в настоящее время.

Через понятие государства происходит рассмотрение содержания множества политико-правовых категорий, и отсутствие единого подхода к пониманию государства влияет на достоверность выводов по наиболее значимым научным проблемам.

В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле понятие государства составляет совокупность трех элементов: территория, население (народ, нация), публичная (государственная) власть .

См., например: Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития: Моногр. М., 2009. С. 11; Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Учеб. пособие. Ч. 1. Иркутск, 2004. С. 46 — 51.

Государство в узком смысле — это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка . Такое понимание очень близко к понятию механизма (аппарата) государства или тождественно ему.

Пьянов Н.А. Указ. соч. С. 51.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.И. Абдулаева «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Магистр-Пресс, 2004.

Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Финансовый контроль, 2004. С. 56.

Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.

Так, часто государство рассматривается как основной элемент политической системы общества. В частности, А.В. Мелехин в разд.

4 учебника по теории государства и права рассматривает государство в качестве основного звена политической системы общества, уделяет внимание отношениям государства с политическими партиями, религиозными организациями, предпринимательскими структурами, органами местного самоуправления . Подобный подход встречается и в работах других ученых.

Мелехин А.В. Теория государства и права: Учеб. М.: Маркет ДС, 2007. С. 77 — 92.

С точки зрения удобства рассмотрения вопросов отношения государственной власти, выраженной в системе органов государственной власти, с элементами гражданского общества и иными институтами такой подход можно признать целесообразным, но с позиции науки это является недопустимым.

Государство как единство публичной власти, населения и территории (в широком своем значении) не может быть основным элементом политической системы, так как политическая система формируется внутри государства. Значит, в вышеназванном случае государство понимается в узком смысле как система органов государственной власти, т.

е. как механизм или аппарат государства.

В то же время, когда рассматриваются признаки государства, характеризуются такие качества, как территория, население, суверенитет, публичная власть, система налогов и сборов и др.

Указанными качествами не может обладать государство в узком смысле.

Следовательно, использование при научном исследовании как узкого, так и широкого понимания государства позволяет избежать противоречивости положений отдельных институтов теории государства.

Многие авторы дают понятие государства без указания на то, в каком — широком или узком — смысле они рассматривают это явление. Так, А.А.

Диденко указывает, что «государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом, органами принуждения и системой законодательства» . Р.Т.

Мухаев определяет государство как особую форму организации политической власти в обществе, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление с помощью специальных органов . Е.М.

Гиляров понимает государство как особую структурную политико-территориальную организацию общества, обладающую суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих для общества дел, специальным аппаратом, обеспечивающую управление обществом с помощью правовых велений и существующую на налоги .

Диденко А.А. Теория государства и права: альбом схем. Белгород, 2003. С. 14. Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для вузов. 2-е изд. М.: Приор-издат, 2003. С. 418.

Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МИФИ, 2004. С. 14.

Названные определения близки больше к характеристике государства в узком смысле. В данных определениях отображаются общепринятые признаки государства, но сам термин «государство» раскрывается через организационную структуру, которая осуществляет государственную власть. Тем самым первичным и главным выделяется именно государственно-властный механизм.

На наш взгляд, совместное сосуществование двух смыслов понимания государства является спорным. С точки зрения формальной логики определение любого понятия, в т.ч. понятия государства, должно быть исчерпывающим. Таким образом, существование узкого понимания государства противоречит правилам логики и не может быть приемлемым для юридической науки.

Государство в узком смысле есть не что иное, как структурно организованный государственный механизм, сопряженный с волевым компонентом носителя государственной власти. Иными словами — это государственная власть.

По нашему мнению, термин «государственная власть» может выступать адекватной заменой государства в узком смысле.

Тем самым удастся избежать путаницы, связанной с определением государства, с наличием различных его смыслов.

Узкий подход к пониманию государства вступает в противоречие с демократической формой организации власти. Если органы государственной власти формируются населением, то они не могут существовать обособленно от него.

Источник государственной власти не может быть оторван от конкретных ее носителей, воплощенных в системе органов власти, ведь в интересах населения и выражен волевой компонент государственной власти. Простая совокупность элементов механизма государства без волевого компонента не может составлять государство даже в узком его значении.

Отсюда — при узком подходе — бессмысленно противопоставление государства и гражданского общества, которое и формирует органы власти.

Наиболее приемлемым для юридической науки является широкий подход к пониманию государства как единства населения, территории, публичной власти, а также суверенитета, который является непременным атрибутом публичной власти.

Население, территория и публичная власть — это взаимосвязанные элементы в едином понятии государства. Связи между этими элементами также формируют содержание понятия государства и определяют специфику данного института.

В то же время следует отметить, что определение государства через совокупность таких элементов, как население, территория, публичная власть и суверенитет, достаточно упрощено.

Современный тип государства несколько видоизменился, большое значение приобрели нормы международного права и международные организации, которые влияют как на наличие самой государственности, так и на ее качественное своеобразие.

Так, например, международную правосубъектность приобретает только признанное государство. Международное признание — это акт, которым государство признается таковым иными государствами.

С одной стороны, акт международного признания — это своевольное решение признающего государства, а с другой, международное признание — это необходимое решение, лишь удостоверяющее то, что определенное государство является таковым фактически.

То есть наличие всех признаков государственности непременно должно привести к признанию государства со стороны других (хотя на практике не всегда такое происходит). Осуществить международное признание тем самым можно только в отношении государства в широком его понимании.

Подводя итог вышеизложенному, следует предложить определение государства.

Государство — это общество, образованное в пределах относительно обособленной территории, в котором существует политически и территориально организованная суверенная публичная власть.

Определение государства через общество означает, что оно является первичной предпосылкой существования государства, обособлено в первую очередь территориально и организовано посредством деятельности публичной власти, действующей через свои политико-территориальные институты. Если же определять государство через организационную структуру, то элементы материального содержания государственности (население, территория) уходят на второй план, становятся второстепенными, что, на наш взгляд, не соответствует действительности.

Вместе с тем следует сделать оговорку на то, что такое определение более применимо к современным демократическим государствам и сформулировано на основе юридической науки, основанной на демократическом мировоззрении.

Таким образом, рассматривать государство можно только в широком смысле. Узкий подход неприемлем ввиду того, что рассматривает государство как государственную власть, выраженную в государственно-властном механизме.

Исходя из этого, необходимо предложить следующее определение государства. Государство — это общество, образованное в пределах относительно обособленной территории, в котором существует политически и территориально организованная суверенная публичная власть.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/59371-uzkom-shirokom-ponimanii-gosudarstva

Понятие и основные подходы к пониманию государства

5. Понятие государства в узком и широком смысле. Признаки государства. Основные подходы к пониманию сущности государства

Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жиз­ни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон оп­ределял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические кон­цепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство— это политическое со­стояние общества, состояние властвующих и подвластных.

Маки­авелли отошел от представления о государстве как вечном и неиз­менном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Воден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д.

Локк), «организация со­вместной народной жизни на определенной территории и под од­ной высшей властью» (Р. фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объе­динить в несколько направлений.

1.Теологический подход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.

2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом ре­шающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

3. Юридический подход. Представители данного подхода ука­зывали, что государство — это особое юридическое лицо, осо­бая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

4. Нормативистский подход. Его наиболее известный предста­витель Г. Кельзен считал, что государство — это определен­ный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

5.Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).

6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспре­рывно меняющемся обществе, как структура, связанная с ин­формацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).

7. Либеральный подход еще называют концепцией «государства — ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

8. Социологический подход. Сторонники этого подхода счита­ют, что государство — это, прежде всего, орудие в руках опре­деленных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления.

Если для марксистов государство — это орудие в руках экономи­чески господствующего класса, то сторонники немарксистс­кого направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р.

Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их од­носторонность и создать комплексное понимание.

Плюрализм (множественность) в понима­нии государства активизировал поиск новых подходов к государству, способствовал более гибкому проникновению в его сущность.

Однако преодоление идеологического монизма (моно — один) в понимании государства оберну­лось, в известной мере, нечеткостью, размытостью в интерпретации его содержания.

Таким образом, государство есть особая форма организации поли­тической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механиз­ма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_10837_vopros--ponyatie-i-osnovnie-podhodi-k-ponimaniyu-gosudarstva.html

Основные подходы к понятию государства. Признаки государства

5. Понятие государства в узком и широком смысле. Признаки государства. Основные подходы к пониманию сущности государства

В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:

    1. сложностью проблемы;
    2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство», например:

    • общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов);
    • естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович;
    • союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);
    • союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);
    • союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин).

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

    1. государство — это продукт общественных отношений;
    2. государство — это форма существования общества;
    3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с опреде­ленного момента развития общества государство является необходимым спо­собом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизне­деятельности»;
    4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
    5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.

Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой.

Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:

    • теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
    • классический (государство как совокупность трех слагаемых — власти, территории, населения);
    • юридический (государство — юридическая персонификация нации);
    • социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);
    • кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .

А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:

    1. государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;
    2. государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;
    3. государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;
    4. государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;
    5. государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;
    6. государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно высту­пать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.

Признаки государства

К признакам государства можно отнести:

    1. наличие публичной власти;
    2. организация общества (населения) в границах определенной территории;
    3. налоги и сборы;
    4. суверенитет;
    5. издание общеобязательных правил поведения;
    6. государственный язык;
    7. символы государства (герб, гимн, флаг).

При этом превые три признака отличают государство от организации первобытного общества, а остальные — от других организаций.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-podchodi-k-ponyatiiu-gosudarstva-priznaki-gosudarstva

§ 2. Понятие и признаки государства. Современные подходы к пониманию

5. Понятие государства в узком и широком смысле. Признаки государства. Основные подходы к пониманию сущности государства
[142] [143].

По мнению Т. Н. Радько: «…это суверенная политико­территориальная организация публичной власти определенных социаль­ных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои волеизъявления общеобязательными и ре­шающая как классовые, так и общесоциальные задачи»131.

По определению Л. А. Морозовой «государство — это властно­политическая организация общества, обладающая государственным суве­ренитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государ­ственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории»132.

Не все приведенные определения государства можно признать безупречными. Указание, например, на классовый характер государства нельзя применить к современному государству, так как сегодня в боль­шинстве стран общество не имеет четко выраженного деления на классы.

Ссылка Е. И. Темновым на то, что государство исторически возник­ло из общества, представляется излишней, так как все общественно- политические институты исторически возникли из общества. Этим госу­дарство не отличается от политических партий, общественных движений, избирательных блоков, средств массовой информации, профсоюзов, церк­ви и т. п.

Приведенное определение Л. А. Морозовой достаточно полно рас­крывает суть государства, однако страдает на наш взгляд существенным недостатком. Определение государства дается посредством синтеза его общих признаков, в случае исключения из комплекса признаков государ­ства хотя бы одного из них определяемый институт перестает быть госу­дарством.

Поэтому, по мнению автора к числу наиболее удачных трактовок государства можно отнести определение В. Д. Перевалова, что «государст­во — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе»133.

Возвращаясь к анализу отечественной теории государства и права, мы можем выделить два подхода к определению государства: широкий (общесоциальный, общечеловеческий) и узкий (политический).

В широком (общесоциалъном) смысле государство — это высокораз­витое общество, имеющее свои институты публичной власти, через кото­рые оно осуществляет управление населением на всей территории его проживания.

В узком (политическом) смысле — это особая политическая органи­зация, располагающая специальным аппаратом управления и принужде­ния, которая руководит обществом.

Рассматривая понятие и признаки государства в широком значении можно взять за основу точку зрения Н. А.

Пьянова, который рассматривает государство в широком смысле как политико-территориальный союз лю­дей, представляющий собой принципиально новый тип общества, управ­ляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения, и выделяет следующие основные признаки.

Во-первых, это определенный союз людей. Как и любой союз, госу­дарство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то начал, принципов.

Во-вторых, это союз людей, который представляет собой принци­пиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала прак­тически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей.

В-третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно це­лое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое пред­шествовало государству, людей в одно целое связывало, как известно, кровное или предполагаемое родство.

В-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно-организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т. д. [144]

Отношения, которые складываются между этими различными социальны­ми группами, классами и т. д. являются уже не родоплеменными отноше­ниями, а политическими.

В-пятых, это союз, которым управляет не потестарная, а особая публичная, политическая власть. В отличие от первой эта власть не совпа­дает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей — управляющих. Реально она выра­жена в системе органов управления и принуждения, которые в единстве

своем составляют определенную организацию, тоже именуемую государ-

154

ством .

Государство в широком его значении близко к понятию «страна», то есть определенной территории, населенной людьми, организованными в общество, со своими органами публичной власти. Несмотря на определен­ную схожесть, эти понятия не тождественны друг другу, т. к.

страна — это государство в его физико-природном, географическом понимании и, по мнению большинства государствоведов, не рассматривается в политико­юридическом смысле.

Так, например, на территории страны Италия нахо­дится сразу три государства: Итальянская республика, Ватикан, Сан- Марино.

Государство в узком смысле характеризуют следующие признаки, отличающие его от других организаций:

Территория (территориальная организация). Государство осущест­вляет свою власть в пространстве, включающей сушу (землю и недра), внутренние, территориальные и морские воды, континентальный шельф, атмосферу.

При этом государство отличает наличие не только четко опре­деленных внешних границ, но и внутреннее, административно- территориальное деление (например, территория Российской Федерации включает в себя территории республик, краев, областей, автономных окру­гов, автономной области, городов федерального значения, которые в свою очередь состоят из территорий муниципальных образований).

Население. Предполагающее проживание и нахождение на террито­рии государства людей: граждан (подданных), лиц без гражданства, ино­странных граждан, лиц с двойным гражданством, беженцев и иных катего­рий населения.

Публичная власть. Наличие такой власти является признаком, ха­рактеризующим государство как политическую организацию, осуществ­ляющую властное воздействие (управление, принуждение, регулирование) на общество.

Суверенитет. Это верховенство государства на своей территории и независимость в международных отношениях. Суверенитет позволяет осуществлять полноту власти внутри страны на все население и выступать от имени народа в межгосударственных отношениях, представлять страну на международной арене.

Понятие «государственный суверенитет» не сле­дует отождествлять с «народным суверенитетом», который является пока­зателем самостоятельности и независимости населения в решении наибо­лее важных вопросов в жизни общества и государства, рассматривает на­род как единственный источник власти, в т. ч.

государственной.

Наличие казны, которая включает в себя финансово-денежную сис­тему, бюджет, налоги, сборы и займы.

Считается, что государство в боль­шинстве случаев не является производителем материальных благ и не име­ет собственных доходов (хотя наличие в нашей стране таких госкорпора­ций как «Газпром», «Роснефть», «Росвооружение», «Рособоронэкпорт», «Ростехнологии» доказывает обратное).

Поэтому для содержания государ­ственного аппарата, армии, полиции, разведки и других силовых структур оно устанавливает налоги, пошлины и другие денежные сборы. Кроме то­го, путем эмиссии денег и контроля за их оборотом, установлением валют­ного курса государство осуществляет воздействие на финансовую и эко­номическую систему общества.

Наличие специального аппарата управления и принуждения. Госу­дарство обязательно должно обладать аппаратом управления и принужде­ния для осуществления руководства обществом и оказания на него необ­ходимого воздействия. В аппарат управления и принуждения входят госу­дарственные органы, предприятия, учреждения, чиновники, армия, поли­ция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения.

Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государ­ства и права. С момента своего возникновения государство и право взаи­мосвязаны через социальную среду общества, его культуру, экономику и политику.

При этом взаимозависимость государства и права заключается в том, что они не могут существовать друг без друга, поскольку всегда су­ществует необходимость регулирования общественных отношений с по­мощью права с одной стороны и защиты прав и свобод человека, и граж­данина, поддержания правопорядка силой государственного принуждения с другой стороны. Взаимодействие между ними носит постоянный и мно­госторонний характер. Государство в лице своих органов власти участвует в правотворчестве, правоприменительной деятельности, обеспечивает реа­лизацию права. Право в свою очередь обеспечивает легитимность государ­ственной власти, юридически закрепляет систему государственных орга­нов, учреждений, предприятий, их компетенцию, государственное прину­ждение и его пределы.

Право издания общеобязательных велений. Г осударство — это поли­тическая организация, обладающая правом издавать правовые акты (зако­ны и подзаконные акты), а также требовать и обеспечивать их исполнение.

Только государство обладает прерогативой издавать законы, имея для это­го законодательные органы власти, а также исполнительные для их реали­зации и правоохранительные для защиты.

В случае неисполнения или на­рушения правовых актов государство может применить к виновным меры государственного принуждения.

Международное признание. Международное признание не является обязательным признаком государства, так как история знает немало при­меров того, как государство нормально функционировало без признания другими государствами (например, РСФСР после своего создания в 1917 г. или Абхазия, Южная Осетия в 2009 г.).

Между тем ряд авторов включают его в перечень признаков госу­дарства[145].

Государственная символика — герб, флаг, гимн. Символы государ­ства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлеж­ность чего-либо к государству.

Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на фор­менной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.).

Фла­ги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся ме­ждународные конференции, символизируя присутствие на них официаль­ных представителей соответствующего государства

В. Е.

Чиркиным был выделен такой признак государства как «един­ственная универсальная организация»[146] [147], включающий такие элементы, как: охват всего населения страны, в частности, путем установления адми­нистративно-территориального деления, а также благодаря институтам гражданства и негражданства, и подчинение всех лиц, находящихся на территории государства его власти.

Эти элементы соответствуют выделен­ным нами признакам территориальной организации населения и суверени­тета. Признак, сформулированный тем же автором как «регулятивный по­литический институт» выражает назначение государства — управление об­ществом.

В литературе по теории государства и права мы можем встретить упоминания также о следующих признаках государства:

1) устойчивые правовые связи с населением137;

2) объединение людей на основе гражданства (подданства)[148];

3) монополия на правотворчество[149];

4) система нормативного регулирования[150];

5) предназначено для управления обществом160 [151];

6) общественный характер[152];

7) монополия на легальное и легитимное применение силы[153];

8) способность принуждать[154] [155];

9) монополия на официальное представительство всего общест-

„165

ва

На основании изложенных признаков, можно дать следующее оп­ределение государству в узкой его трактовке. Государство — это суверен­ная политико-правовая организация общества, осуществляющая публич­ную власть по управлению и регулированию обществом, обеспечивающая его единство и территориальную целостность с помощью правовых средств, гарантированных силой государственного принуждения.

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/ponyatie-priznaki-gosudarstva-sovremennyie-72618.html

6. Понятие и признаки государства. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства

5. Понятие государства в узком и широком смысле. Признаки государства. Основные подходы к пониманию сущности государства

Гос-во представляет собойсложное явление.

И. Кант воспринимал гос-вокак «общество людей,кт само распоряжается и управляетсобой».

По мнению Л. Дюги,»гос-во обозначает всякое человеческоеобщество, в кт сущ-ет полит-ая дифференциациямежду правящими и управляемыми, однимсловом — политическая власть».

Л. Гумшювич определялгос-во как естественно выросшуюорганизацию господства, призваннуюподдерживать правопорядок.

Марксистская теориярассматривает гос-воисходя исключительно из его классовойприроды и видит его назначение восуществлении организованного насилияодного класса над другими.

Рассматривая гос-во с разныхпозиций — философской, исторической,социологической, юрид-ой и проч., можновыделить лишь те или иные аспекты егохарактеристики, но невозможносформулировать универсальное егопонятие.

В современной отечественнойюридической литературе понятиегосударства определяется черезперечисление его признаков.Это общепринятый прием. В наборе данныхпризнаков среди ученых практически нетсерьезных разногласий.

К признакам гос-ва принятоотносить:

1) Наличие публичнойполит-ой власти, располагающей спец-ымаппаратом управления и принуждения.Публичная полит-ая власть — один изглавных признаков гос-ва.

Гос-ая властьосущ-ся комплексом учреждений, спец-ыхслужб, органов, кт образуют госуд-ыйаппарат.

Итак, гос-во — это прежде всегополит-ая организация, объединяющая всеобщество, призванная управлять егоделами, устранять возникающие соц-ыеконфликты, обеспечивать правопорядоки опред-ый режим властвования.

2)Территориальную организацию населения.Территориальнаяорганизация гос-ва отличается оттерритории, на кт проживала первобытнаяобщина, прежде всего тем, что появляютсягос-ые границы. Отсюда органы гос-гоаппарата имеют, как правило, территориальныепределы выполнения своих полномочий иуправляют опред-ми административно-территориальнымиединицами.

3) Гос-ый суверенитет.Означает верховенствогос-ой власти внутри страны, т.е. еесамост-сть в определении содержаниясвоей деят-ти, ее полноправие в установлениирежима жизни общества в пределах своейтерритории, и независимость вовзаимоотношениях с др. гос-вами.

4) Всеобъемлющий,общеобязательный характер актов гос-ва.Опред-ся исключительнымиполномочиями гос-ва в сфере правотворчества,т.е. правом принимать, изменять илиотменять юрид-ие нормы, кт распространяютсвое действие на все население страны.

Только гос-во посредством общеобязательныхактов может устанавливать правовойпорядок в обществе и принуждать к егособлюдению.

Нормативные правовые идругие юрид-ие акты (например, решениясудов, административных органов) явлодной из важнейших форм деят-ти гос-ва,основополагающим способом реализациигос-ной власти.

5) Наличие гос-ой казны,что связано с налогообложением ивзиманием налогов и иных средств насодержание гос-го аппарата и иные нуждыгос-ва. Гос-ная казнасоставляет один из ключевых признаковгос-ва, поск содержание гос-ного аппарата,развитие экономики, культуры, поддержаниежизнедеятельности общества невозможнобез их финансирования из гос-ой казны.

В литературе данный признак гос-ваиногда именуют налогообложением ивзиманием налогов. Однако налоги — толькоодин из источников доходов гос-ва, хотяи очень важный.

Понятие же гос-ной казнызначительно шире и включает в себяпомимо налогов и обязательных платежейгос-ные кредиты, внутренние и внешниезаймы, таможенные пошлины, ценные бумаги,валютные ценности, золотой запас и др.

Названные признаки составляютполитико-юридическую харак-ку гос-ва.Иногда среди основныхпризнаков государства указывают единыйязык общения, наличие армии, а такжеединой системы обороны и внешней политикии др. Однако данныепризнаки нельзя отнести к важнейшим.Они скорее вспомогательные, дополнительные.

С учетом перечисленныхпризнаков гос-воможно определить как властно-политическуюорганизацию общества, обладающуюгос-ным суверенитетом, специальнымаппаратом управления и принуждения,гос-ной казной и устанавливающую правовойпорядок на определенной территории.

2. В настоящее времясложились два основных подхода ктрактовке сущности любого гос-ва. Первыйподход (так называемый классовый)состоит в том, что сущность гос-ваопределяется как выражение интересови воли экономически господствующегокласса и навязывание воли этого классавсему обществу.

Данный подход присущмарксистскому пониманию гос-ва, котороерассматривается как классовая организациятех, кто стоит у власти, и осуществляеторганизованное насилие в отношениидругих классов общества.

Следовательно,гос-во трактуется как аппаратнасилия, принуждения, подавления, а егосущность составляет диктатура (господство)экономически господствующего класса.

Второй подход исходит изобщесоциальной сущности гос-ва,его назначения служить обществу.Соответственно сущность гос-ва видитсяв его способности объединять всеобщество, разрешать возникающиепротиворечия и конфликты, выступатьсредством достижения соц-го согласияи компромисса

Рассматриваемый подходк сущности гос-ва обладает несомненнымидостоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых,он основывается на общечеловеческой,общесоциальной природе гос-ва, рассмотренииего как властной системы, управляющейобществом в интересах отдельного чел-каи общества в целом.

Во-вторых,он ориентирует на демократическиеметоды управления обществом, посколькусоц-го компромисса невозможно достичьпосредством принуждения и насилия.

В-третьих,подчеркивает ценность для обществагос-ной организации, поск человечестводо сих пор не придумало более совершеннойи рациональной организации жизнедеятельностилюдей.

В юридической литературеутвердилось мнение о двойственнойприроде сущности государства.

В нейприсутствуют начала как классовости,так и значительная приверженностьсовременного гос-ва общечеловеческимидеалам, выполнение своего общесоциальногоназначения.

Следовательно, обе харак-киприсущи сущности любого гос-ва, ноудельный вес того или другого началанеодинаков в различных гос-ах и на разныхэтапах их развития.

Источник: https://studfile.net/preview/5000345/page:5/

Понятие и признаки государства в широком смысле

5. Понятие государства в узком и широком смысле. Признаки государства. Основные подходы к пониманию сущности государства

Государство в широком смысле – политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Признаки:

1. Определенный союз людей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то общих начал, принципов;

2. Союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, который пришел на смену первобытнообщинному устройству;

3. Территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория.

4. Политическийсоюз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях.

5. Союз, которым управляет особая публичная, политическая власть. Это власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих.

Понятие и признаки государства в узком смысле.

Государство в узком смысле — это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Признаки:

1. Определенная организация, существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть. В данном случае под организацией мы подразумеваем определенное общественное объединение, выступающее в качестве одного из структурных элементов общества.

2. Политическая организация, организация, деятельность которой носит политический характер и всегда связана с политикой. Государство – это особая политическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций, и которые выделяют государство из их среды.

3. Организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения и состоит из них. Процесс возникновения государства связан с выделением из общества специального аппарата управления и принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.

4. Организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества.

В государственно-организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют.

Только в отдельных случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, путем референдума).

5. Территориальная организация. Государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Кроме того, само государство оформляется по территориальному принципу.

6. Суверенная организация, т. е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

Верховенство государственной власти внутри страны состоит в том, что государство — это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится.

Независимость государственной власти на международной арене выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями.

7. Организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок.

8. Организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Сущность государства.

Вопрос о сущности государства не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.

Классовый подход к пониманию сущности государства.Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство — явление классовое.

По марксизму государство возникает с расколом общества на классы с непримиримыми интересами и существует только там, где существуют такие классы.

Классовый характер государства марксистская теория видит в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам, и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, «машина» для систематического подавления одних классов другими.

Надклассовый подход к пониманию сущности государства.Надклассовый подход к пониманию сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства.

1. Теория Элит. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества — «лучшим людям», элите. (Конец 19 в., Г. Моски, В. Парето и др.).

2. Технократическая теория.По мнению сторонников этой теории, управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общества, принимать наиболее оптимальные политические решения и эффективно их осуществлять. (Начало 20 в., Т. Веблен, Д. Бернхейм и др.).

3.

Теория «государства всеобщего благоденствия» утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т. п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие. (После Второй Мировой войны, Д. Кейнс).

4. Теория «плюралистической демократии». В современном обществе классы перестали существовать и вместо них возникли различные «страты», т. е. социальные прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т. д.

Для обеспечения интересов этих групп создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. В результате власть начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями.

По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества. (20 в., Г. Ласки, М. Дюверже и др.).

Современный подход.

Государство можно рассматривать в широком и узком смыслах. Это надо учитывать и при характеристике сущности государства. В связи с этим следует говорить о сущности государства как определенным образом организованного общества и о сущности государства как определенной политической организации.

1. Сущность государства как организованного общества, состоит в том, что государство – это наиболее приемлемая форма объединения людей, которая естественным путем пришла на смену родоплеменной организации общества.

2. Сущность государства как определенной политической организации видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/18855.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий