5. Понятие государства: разнообразие подходов.

Материалы

5. Понятие государства: разнообразие подходов.

В современном мире накоплено достаточно много подходов к вопросу о том, как, и в связи с чем, происходило государство, а отсюда и накопилось довольно много представлений о том, что собой представляет государство. Все это объясняется как сложностью проблемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в античности. Аристотель понимал государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни.

С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, рода, которые для лучшей жизни расширяются до государства. Государство же выступает средоточием всех интеллектуальных и нравственных интересов граждан.

Взгляды Аристотеля вошли в историю как патриархальная концепция возникновения и понимания государства.

Римский юрист Цицерон государство представлял как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Он дошел до понимания такого государства, в котором все предоставлено самому народу (народоправство).

В средневековье, когда в общественной жизни усилилась роль и влияние религии, утвердились идеи божественного происхождения государства.

Представители так называемой теологической (теократической) концепции государства (Августин, Фома Аквинский) проповедовали вечность, незыблемость государства как продукта божественного творения.

По их представлению, государство является божественным созданием.

Весьма интересным и привлекательным до настоящего времени остается теория договорного происхождения государства. Ее идеи высказывали еще древнегреческие философы (Эпикур и другие). Основательное развитие это идея получила в период разложения феодального строя.

Представители этой теории (Т.Гоббс, Д Локк, Г.Гроций, Ж.Ж.Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного договора: люди сами создают государство своим разумом для решения своих же жизненных проблем.

Государство, по их мнению,- это договорное творение самих людей.

В XIX веке появилась органическая теория происхождения и понимания государства. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс и др.) считали, что государство появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы.

Достаточно распространенной теорией происхождения государства является теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский и др.). В соответствии с этой теорией государство появилось в результате военно-политических причин, и ради этого оно существует: одни племена смогли одержать победу над другими и для удержания побежденных создали государство.

В историю вошла также психологическая теория, которая объясняет надобность в государстве осознанием массой своей зависимости от власти (Н.М.Коркунов), невозможности существования без государства (Л.И.Петражицкий).

Имеются также волевая теория понимания государства, которая объясняет происхождение и понимание его в качестве волевой деятельности сильной личности (Ф.

Мейтленд-Джонс); гидравлическая теория, в соответствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений, и является инструментом общественной необходимости.. Так, по мнению К.

Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т.д.

Представляет определенный интерес понимание государства русскими юристами дореволюционного периода. Например, И.М Коркунов писал, что «государство — это общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»[1].

Другой русский юрист, В.М.Хвостов, считал: «…государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти»[2].

Довольно интересным и сегодня представляется понятие государства, сформулированное известным русским государствоведом А.Д.Градовским.

Он писал: «Государство — есть оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния»[3].

Во второй половине XIX и в начале XX вв. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. В работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также в произведениях В.И.

Ленина «Государство и революция», «О государстве» утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в повиновении одного класса прочие, подчиненные классы.

Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подход к объяснению происхождения, социального назначения и понимания государства.

Отечественные юристы советского периода, пытаясь выйти из чисто классового объяснения понятия государства, в связи с объявлением советского государства общенародным, начали отыскивать универсальные функции государства.

Однако, в конечном счете, в понимании государства у них получилось раздвоение: одно понятие они применяли к так называемым буржуазным государствам, а другое — к социалистическим. Единого, научного понятия государства, с их точки зрения, не было и не могло быть.

Получалось, что если встретились бы советский юрист и его коллега, скажем из Франции, то они вряд ли могли найти общий язык относительно понятия «государство». Конечно же, это было ненормальным явлением.

Представители отечественной науки о государстве и праве постсоветского периода также выдвигали различные определения государства. Российская школа этой науки не только еще не выработала единого подхода к понятию государства, но и не предпринимает шагов в этом направлении. Некоторые юристы все еще не могут освободиться от марксистско-ленинского учения.

Классовый подход еще цепко держит их в понимании государства, хотя вряд ли они сами смогут точно сказать: кто к какому классу сегодня в России относится, и даже к какому классу можно отнести их самих. Так, В.А.Ржевкий пишет: «…

государство есть организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме»[4].

Примерно такое же определение государства мы встречаем в учебнике В.В.Лазарева «Общая теория права и государства». «Государство — пишет В.В.

Лазарев, — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока, классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»[5].

Нам, например, такое определение не совсем нравится. Оно слишком громоздкое, да и изрядно запутанное. Давайте попробуем разобраться, как говорится, по порядку:

во-первых, слово «особая» к этому определению не подходит, можно вполне обойтись без него. Ведь в принципе любая организация она особая, иначе это и не есть организация. Более того, термин «особая» напоминает времена, когда люди боялись государственных органов как какой-то особой организации, малоизвестной (в силу именно особенности) простым людям;

во-вторых, слово «публичной» тоже лишнее. Политическая власть она не может не быть публичной. Политическая власть — публичная, официальная, декларированная, содержащаяся на налоги и сборы с населения;

в-третьих, ссылка на господствующий класс показывает только на явные остатки влияния классового подхода к пониманию государства. Нельзя все государства объявлять классовыми.

Если сегодня попытаться выяснить какой класс, где господствует и кто к этому классу относится, то довольно трудно будет четко разобраться;

в-четвертых, выражение «располагающая специальным аппаратом управления и принуждения» в таком контексте не совсем понятно. Ведь государство, по существу, и есть аппарат управления и принуждения; если же оно только располагает ими, то, что же представляет собой сама эта организация;

в-пятых, в словах «представляя общество, осуществляет руководство этим обществом» гипертрофируется роль и место государства по отношению к обществу. Между тем любое государство — это продукт общества. Каково общество — таково и государство.

Общество все же формирует государство и контролирует его деятельность. Если же государство, как пишут авторы, управляет обществом, то такое государство теоретически является нежелательным. Скорее всего, речь идет о тоталитарном государстве.

Хотелось бы сослаться еще на один источник.

Так, в Кратком словаре-справочнике по теории государства и права понятие государства определяется следующим образом: «Государство — всеохватывающая организация общества, служащая главным орудием подавления эксплуатируемых классов или средством решения коренных проблем, стоящих перед обществом»[6].

Такое определение: во-первых, не позволяет точно сказать, что же такое государство, потому что понятие государства дается через союз «или»: государство — это орудие подавления или средство решения коренных проблем.

Таким путем все же трудно выйти на понятие государства; во-вторых, в таком определении не охвачено самое главное: что государство является продуктом общества, порождением общества, учреждаемой обществом властью.

Без упоминания в самом определении понятия государства его рукотворной зависимости от общества мы закладываем возможность теоретического оправдания тех государств, которые на самом деле возвышаются или стараются возвышаться над обществом. Понятно, что этого делать нельзя. Напротив, нам необходимо всегда подчеркивать, что цивилизованное государство — это есть, созданное гражданским обществом, средство управления его делами, что государство не может отклониться в своей деятельности от интересов общества, его граждан.

Кроме того, в юридической литературе выделяются подход к государству как к совокупности трех слагаемых: власти, территории и населения. Такой подход, на наш взгляд, больше раскрывает признаки государства, нежели объясняет то, что оно представляет.

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.

Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (государство как совокупность трех слагаемых — власти, территории, населения); юридический — (государство — юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями)[7].

Таким образом, подходов к понятию государства, с точки зрения его происхождения, очень много. Это объясняется и тем, что и представлений о путях происхождения государства довольно много.

Однако науке «Теория государства и права» необходимо выработать единственный, но соответствующий науке подход к пониманию государства.

Ведь на самом деле нельзя же серьезно говорить о том, что сегодня много подходов к понятию государства, а наука не может выработать более или менее однозначного ответа.

[1] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1994. С.240.

[2] Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914. С.15.

[3] Градовский А.Д. Курс общего государственного права. СПб., 1879-1880. С.1.

[4] Ржевский В.А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 1995, С.35.

[5] Общая теория права и государства: Учебник. М, 1995. С.36-37.

[6] Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994. С.9.

[7] Подробнее см.: Чиркин В.Е. Три ипостаси государства//Государство и право. 1993. №8. С. 107-115.

Источник: http://www.pravgos.ru/knigi/teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik-dlya-vuzov/razdel-2.-teoriya-gosudarstva.-glava-5.-osnovnye-podhody-k-ponyatiyu-gosudarstva.-5.1.-razvitie-predstavleniy-o-ponyatii-gosudarstva-v-svyazi-s-ob-yasneniem-ego-proishozhdeniya

Понятие и признаки государства. Разнообразие подходов к понятию и определению государства

5. Понятие государства: разнообразие подходов.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая госсуверенитетом, спец.аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.Признаки государства:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет госвласть и тем самым делает ее легитимной, определяет юррамки и формы осуществления функций гос-тва и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях 11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

В науке ТГП сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это: — «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.

— «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой. — «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.

— «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель. — «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.

— «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.

— «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк. — «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон. — «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.

15/2. Основные правовые системы современности.В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы:1. Англосаксонская правовая система.2. Романо-германская (континентальная) правовая система. 3. Система мусульман (религиозного) права. 4.Система традиционного (обычного) права.

— Англосаксонская правовая система.

Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США,

Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости.

То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а непосредственно решениям придала главенствующий характер.

В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.

— Романо-германская (континентальная) правовая система.

В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия.

Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Основной закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме.

Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражданское, уголовное трудовое и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей.

— Система мусульманского (религиозного) права.

Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы.

Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению.

Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения.

Система традиционного (обычного) права.

Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т.

д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/5-151781.html

Многообразие подходов к пониманию государства

5. Понятие государства: разнообразие подходов.

Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли.

До ϶ᴛᴏго ис­пользовались более конкретные понятия: полис (государст­во-город), сщаа (государство-город), геа риЬИса (дело наро­да), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии данными терминами стали обозначать пре­имущественно формы государства.

При этом следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом, или страна как не­кое геофафическое пространство.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной науч­ной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Остается актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению, государство — божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», — сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»).

«Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, кᴏᴛᴏᴩая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти будет не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок.

Государство должно оберегать частную собственность, уважат ь права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.

Другой разновидностью теологического подхода будет мусульманское учение, согласно кᴏᴛᴏᴩому глава государства халиф -— наследник пророка Мухаммеда.

Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.

Суверен {халиф, имам, правительство) — не госпо­дин, а слуга мусульманского права, кᴏᴛᴏᴩое он изменить не может.

Юридический подход к государству состоит по сути в том, что го­сударство рассматривается как юридическое лицо, юридиче­ская персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен (см. гл. 13) рассматривает государство как воплощение права, пер­сонифицированного права народа. Власть есть само право.

При классическом подходе к государству последнее пони­мается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход в общем никем не отрицается, так как государство действует на определенной территории, оно — орудие политической власти, власть его распространяется на все население.

Кибернетический подход к государству состоит по сути в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках ко­торой движется информация с прямыми и обратными связя­ми.

Такой подход, безусловно, демонстрирует определенные реаль­ности, связанные с государством, так как осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде пря­мой связи государства с обществом — издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общест­ва, я в виде обратной связи — информация о состоянии уп­равляемых государством систем, процессов.

Социологический подход состоит по сути в том, что государст­во — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. При этом здесь наблюдается два течения.

Согласно первому государство о) ождсствляется с обществом, государство есть само общест­во, особым образом организованное. По Аристотелю, госу­дарство — «сообщество равных, имеющих цель совершенст­вования жизни».

Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным пра­вом. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что большинство населения (часть ϲʙᴏбод­ных и рабы тем более) исключается из государства. Государ­ство выступает как власть меньшинства.

Отождествление об­щества и государства мы видим у Канта: государство — объ­единение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз ϲʙᴏбодных людей с принудительным правопорядком.

Второй вариант социологического подхода состоит по сути в том, что государство — относительно самостоятельная организа­ция, не совпадающая с обществом, самостоятельный инсти­тут.

Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государ­ства.

Государство — ϶ᴛᴏ организация особого рода, отвечаю­щая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?

Либеральная концепция государства — ϶ᴛᴏ концепция «го­сударства — ночного сторожа». Государство не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

Особое место занимает марксистское понимание государ­ства. Марксизм рассматривает государство как особую орга­низацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда.

Источник: https://cyberpedia.su/1x3ae4.html

Билет № 2. Понятие и признаки государства. Разнообразие подходов к понятию и определению государства

5. Понятие государства: разнообразие подходов.

Понятиегосударства.

1. Государство –самодовлеющее общение граждан, ни вкаком другом общении не нуждающееся ини от кого другого не зависящее;сосредоточение всех умственных инравственных интересов граждан(Аристотель).

2. Государство –союз людей, объединенных общими началамиправа и общей пользой (Цицерон).

3. Г – обществолюдей, которое само распоряжается иуправляет собой (И. Кант).

4. Г – общая воля,является выражением преобладающей силы(Локк).

5. Г – отношениеволь множества людей, союзное единствооседлых людей, обладающее первичнойгосударственной властью; корпорациянаселяющего определенную территориюнарода (Еллинек).

6. Г – юридическаяперсонификация, юридическое воплощениенации (Эсмен).

7. Г – результатестественной дифференциации в обществемежду властвующими и подвластными, т.е.те люди, которые располагают властьюблагодаря тому, что сильнее других(Дюги).

8. Г – естественновыросшая организация господства,призванная поддерживать правопорядок(Гумплович).

9. Г – соединениелюдей под одной властью и в пределаходной территории. (Шершеневич).

10. Г – общественныйсоюз, представляющий собою самостоятельноепризнанное принудительное властвованиенад свободными людьми (Коркунов).

11. Г – юридическийинститут, который выступает как факторинтеграции общества в единое целое(Кокошкин).

12. Г – подавлениеодного класса другим и выражение волиправящего класса. (Ленин и Маркс).

13. Г – организацияполитической власти, необходимая длявыполнения как сугубо классовых задач,так и общих дел, вытекающих из природывсякого общества (Матузов, Малько).

14. Г –политико-территориальная сувереннаяорганизация публичной власти классовогообщества, охватывающая все населениена определенной территории, устанавливающаяправопорядок и располагающая аппаратомпринуждения для его обеспечения.

15. Г – историческисложившаяся, сознательно организованнаясоциальная система, управляющая обществом(проф. Гойман-Червонюк).

С давних временмыслители пытались ответить на воп­рос,что такое государство.

Еще древнеримскийоратор, философ и политический деятельМарк Туллий Цицеронспра­шивал иодновременно отвечал: «Да и что такоегосудар­ство, как необщий правопорядок?»У Цицерона было нема­ло последователейв разное время и в различных странах —основатель нормативистской теорииправа Г.

Кельзен, рус­ский экономисти философ П.Струвеи т.д. Несколькоиной позиции придерживался крупныйправовед Н. М.Коркунов.

Он утверждал,что«государство есть общественныйсоюз свободных людей с принудительноустановленным мирным порядком посредствомпредоставления исключительного правапринуждения только органам государства».Словом, многие ученые характеризовалигосударство как организа­циюправопорядка (порядка), усматривали втом его суть и главное назначение. Ноэто только один из признаков дан­ногофеномена.

В буржуазную эпохуширокое распространение полу­чилоопределение государства как совокупности(союза) людей, территории, занимаемойэтими людьми, и власти. Известныйгосударствовед Л.

Дюгивыделяетчетыре эле­мента государства: 1)совокупность человеческих индивидов;2) определенную территорию; 3) сувереннуювласть; 4) пра­вительство.«Подименем государства, — писал Г. Ф.

Шершеневич,— понимаетсясоюзлюдей, осевших в известных границах иподчиненных одной власти».

Рассматриваемоеопределение, верно отражающее не­которыечерты (признаки) государства, послужилоповодом для различных упрощений.

Ссылаясьна него, одни авторы отождествлялигосударство со страной, другие — собще­ством, третьи — с кругом лиц,осуществляющих власть (пра­вительством).В. И.

Ленинкритиковал это определениеза то, что многие его сторонники в рядуотличительных при­знаков государстваназывали принудительную власть:»При­нудительная власть есть вовсяком человеческом общежи­тии, и вродовом устройстве, и в семье, ногосударства тут не было».

Не согласны сприведенным понятием и сторонникипси­хологической теории права.»Государство не совокупность людейопределенного рода,— утверждал Ф.Ф.Кокошкин,а отношения междуними, форма общежития, изве­стнаяпсихическая связь между ними».Однако «форма об­щежития», формаорганизации общества — тоже лишь одиниз признаков, но не все государство.

Трудности выработкидефиниции анализируемого слож­ногои изменяющегося явления породили в тегоды неверие в возможность ее формулированиявообще. М. Вебер, в част­ности,писал: «Ведь государство нельзясоциологически оп­ределить, исходяиз содержания его деятельности.

Почтинет таких задач, выполнение которыхполитический союз не брал бы в свои рукито здесь, то там; с другой стороны, неттакой задачи, о которой можно было бысказать, что она во всякое время полностью,то есть исключительно, присуща темсоюзам, которые называют «политическими»,то есть в наши дни — государствам илисоюзам, которые исторически предшествовалисовременному государству».

Не один разобращались к определению государстваК. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали,что эта «та форма, в которой индивиды,принадлежащие к господствующему классу,осуществляют свои общие интересы и вкоторой все граж­данское обществоданной эпохи находит свое сосредоточе­ние».Много лет спустяФ.

Энгельссформулировал краткое, но, пожалуй,самое конфронтационное определение,соглас­но которому«государствоесть не что иное, как машина для подавленияодного класса другим».В. И.Ленинвнес в приведенное определение некоторыеизменения.

Он писал:«Государство— это есть машина для поддержаниягоспод­ства одного класса над другим»'.

Обе формулировкибыли широко распространены и в науке,и в официальной пропаганде. Однако ониприменимы только к таким государствам,в которых возникает высокая классоваянапряженность и политическое противоборствогрозит разрушением общества.

Иначеговоря, эти определе­ния походят ктираническим и диктаторским государствам.Выводя на первый план их насильственнуюсторону, ука­занные определения мешаютувидеть в государстве ценные феноменыцивилизации, культуры и социальногопорядка.

В современнойучебной литературе государство обыч­ноопределяется как политико-территориальнаясуверенная организация публичнойвласти, имеющая специальный ап­парат,способная делать свои веления обязательнымидля всей страны.

Данная дефинициясинтезирует наиболее су­щественныечерты и признаки государства и в целомпри­емлема, но в ней слабо отраженасвязь государства и обще­ства.

Поэтомумы (Корельский и Перевалов) считаем,что более точной будет следую­щаяформулировка:государство — этополитическая орга­низация общества,обеспечивающая его единство и целост­ность,осуществляющая посредством государственногоме­ханизма управление делами общества,суверенную публич­ную власть, придающаяправу общеобязательное значе­ние,гарантирующая права, свободы граждан,законность и правопорядок.

Приведенноеопределение отражает общее понятиего­сударства, но больше подходит ксовременному государ­ству. В немподчеркивается, что государство естьполитическая организация всего общества,всех его граждан.

Оно выполняет жизненнонеобходимые для общества функции,обеспечивает его единство и целостность,управляет важ­нейшими общественнымиделами.

В то же время государ­ство(особенно правовое) призвано всестороннегарантиро­вать права и свободы граждан,поддерживать надежный и гуманныйправопорядок в обществе.

Признакигосударства:

1. Публичная власть,специальный аппарат управления ипринуждения.

2. Система налогови займов, наличие государственной казны.

3. Территориальноеделение населения.

4. Право.

5. Суверенитет.

*6. Общеобязательныйхарактер актов государства. (МорозоваЛ.А.)

*7. Символы, атрибуты,памятные даты. (Марченко)

Источник: https://studfile.net/preview/6187729/page:2/

Основные подходы к понятию государства

5. Понятие государства: разнообразие подходов.

Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство — это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных.

Макиавелли отошел от представления о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж. Боден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д.

Локк), «организация совместной народной ЖИЗНИ на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Орну, А. Геленц).

5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе (Е. Ланг, К. Дойч).

6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления.

Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р.

Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.

В отечественной науке государство понимается как форма правовой организации и деятельности политической власти. Иногда в широком смысле государством считается политически организованное общество, а в узком — государственный аппарат, т. е. совокупность государственных органов.

13. Государственная власть, её понятие и свойства

Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных — семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.

Современные западные политологи не проводят существенных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть — это способность воздействовать на поведение индивидов.

Власть рассматривается как реализация интересов, выражение политической активности, участие в принятии решений.

отношений власти (властеотношений) составляют навязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.

Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в отношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая сила, сила убеждения, сила красоты и др.).

В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:

1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения.

2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возможность осуществления определенных целей.

3. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возможность применения средств принуждения.

4. Структурное. Власть — это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.

5. Конфликтное. Власть — это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

6. В советской науке власть понималась как способность подчинять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью. Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (носителям) государственной власти.

Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторонники элитаристских концепций — элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями.

» Во многих современных конституциях закреплена теория народного суверенитета, согласно которой источником и верховным носителем государственной власти признается народ.

Государственная власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нравственно-идеологическую основы.

Важнейшим требованием к государственной власти в демократическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е.

власть, образованная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами.

В широком смысле легитимность — это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жизнью, готовность населения подчиняться такой власти.

М. Вебер выделил три типа легитимной власти: харизматическую, традиционную и рациональную.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация — это насильственный, противозаконный захват власти либо присвоение чужих властных полномочий.

Традиционными методами осуществления государственной власти являются убеждение и принуждение.

При этом государственное принуждение должно быть законным, обоснованным и справедливым и может осуществляться лишь специально уполномоченными органами в пределах своей компетенции.

В современных условиях среди методов осуществления государственной власти возрастает роль морального и особенно материального стимулирования.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 10413; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-6816.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий