5. Конфуцианство как социально-философская концепция

2. 3. Социальные идеи в философии конфуцианства

5. Конфуцианство как социально-философская концепция

Всередине IVвека до н. э. из всех сравнительно крупныхи независимых государств древнего Китаявыделяется царство Цинь. К этому времениотносится распад общины, что приводитк изменениям в характере общественныхотношений. Происходящие процессы былиследствием экономических изменений,введением института частной собственностина земельные угодья и расширениемкупли-продажи земель.

Продолжающиесянепрерывные войны и мобилизация сотентысяч крестьян на строительство Великойкитайской стены подрывали экономическуюжизнь империи, вызывали неудовлетворенностьнародных масс условиями жизни. Мощноенародное восстание привело к гибелиЦиньской династии и установлениюправления новой династии Хань (примерно206 до н. э. – 220 н. э.).

ВVIвеке до н. э. Китай оставался конгломератомпостоянно враждующих династий. Однипретендовали на гегемонию, другиестарались выжить. Нестабильным было иположение

34

самих правителейцарств, внутри каждого из них шла борьбав среде высшей аристократии, отдельныепредставители которой претендовали нацарский престол.

Вэтот бурный исторический периоднаибольшее распространение получаютидеи Конфуция (551-479 до н. э.). Он был широкоизвестен как создатель этико-политическогоучения. Составленная его ученикамикнига «Лунь юй» является отражениемсодержания взглядов Конфуция. КитаеведЛ. С.

Переломов отмечал, что во временаКонфуция во всех без исключения китайскихцарствах происходил все нарастающийпроцесс внедрения государства в общину,подчинения общинника, минуя аристократиюи общинные органы управления.

Процессэтотбыл долгим,мучительным и сложным, так как аристократияне хотела расставаться со своей властью.В сложившейся ситуации правителинеоднократно обращались за советом кпредставителям различных этико-политическихи философских школ.

Спрос породилпредложения, и современник КонфуцияЦзы Чань выдвинул идею ввести средиземледельцев систему круговой поруки,основанную на поголовном доносительстве.

Нестабильнаяситуация в стране в условиях жесточайшегокризиса борьбы за власть привела кпадению нравов, подмене истинныхценностей их суррогатами.

Все этоналожило глубокий отпечаток наформирование личности молодого Конфуция,стремящегося к поиску идеальной моделиличности, следование которой должнобыло привести к согласию в обществе, коздоровлению политической и социальнойситуации в стране. Таким образом, егоучение имело вполне социологическиеоснования и цели.

Основнымпонятием этики Конфуция является «жэнь»(гуманность), нравственный принципкоторой определяет все отношения междулюдьми и в обществе, и в семье, а одно изцентральных мест в его учении занимаетпонятие «благородный муж», которомуотведена роль идеального человека,наглядного примера для подражания.Конфуций проповедовал любовь к старшимпо возрасту и социальному положению, апоэтому каждый человек должен действоватьв соответствии со своей ролью и своимместом в обществе. Он полагал, что людидолжны быть великодушны и свято почитатькульт предков.

Помнению Конфуция, во главе государствадолжны стоять мудрые люди, так как ихглавная задача – личным при

35

мером воспитыватьсвоих граждан, сохранять мир идоброжелательность человеческихотношений.

Онпридавал большое значение образованностии нравственному совершенствованиюличности.

Каким же должен быть «благородныймуж»? В книге «Лунь юй» он указывает:«Благородный муж всегда исходит изчувства справедливости, котороевыражается в том, что в делах он следуетправилам поведения, в речах скромен,при завершении дел – правдив.

Именнотаков и есть благородный муж». Опираясьна социальный опыт и знания предшествующихпоколений, Конфуций вносит в теориюсоциальных институтов и социологиюличности ряд важных положений.

СозданнаяКонфуцием социальная модель личностиоказала огромное влияние на формированиенационального характера и духовнуюжизнь китайской нации. Этими теоретическимиположениями Конфуций в определенноймере достиг своей реальной цели – нашел«ключ» к созданию гармоническогокитайского общества.

Своиидеи Конфуций воплощал в жизнь. Впервыев истории Китая он создал частную школу,занимался собиранием и записью народныхпесен, преданий и исторических рукописей,упорядочением древних книг, редактировал«Книги песен», «Книги историческихпреданий», составил комментарии к «Книгеперемен» и летопись царства Лу.

Понятия(или категории) конфуцианской этики исегодня близки и созвучны нравственнымобщечеловеческим ценностям. Например,каноническая трактовка категории жэньобязывает: «Чего не желаешь себе, тогоне делай и другим».

Конфуцианская жэньявлялась критерием упорядоченияотношений между представителями родовойзнати в Древнем Китае.

Категория Ли(буквально «почитательность», «приличие»,«церемония», «ритуал») в конфуцианскойэтике объединяла широкий круг правил,регулирующих отношения между правителямии подчиненными, между всеми общественнымигруппами (сословиями, родами, семьями)и внутри их, а также отношения междуотдельными людьми.

Социологическиеидеи Конфуция о построении идеальноготипа личности, путях его достиженияможно и сегодня назвать этическимиценностями человеческой жизни, которыеявляются вечными. «По природе все людисходны, — писал Конфуций, — и лишьпривычки и воспитание делают людейотличны

36

ми друг от друга…Лишь высшая мудрость и крайняя глупостьнеизменчивы» («Лунь юй»). Конфуцийвпервые в истории цивилизации отделяетэтические нормы от религиозных,рассматривает мораль как формусовершенствования реальных общественныхотношений.

Идеи Конфуция, особенно онравственном воспитании человека,регулировании человеческих отношений,сыграли прогрессивную роль не тольков истории китайской культуры, но и всегоцивилизованного мира.

Известныйсовременный мыслитель-богослов АлександрМень писал, что «конфуцианский идеал –не просто экзотическая философия, апервая попытка сформулировать учениео том, что конечная цель человека –чисто земная, что нравственность можетбыть укреплена независимо от религии,а трагичность жизни преодолена созданиемгармоничного общества».

Послесмерти Конфуция среди его последователейразгорелась идейная борьба. Ряд егоучеников склонялись в сторону мистикии идеализма, базируясь на социально-философскихидеях Конфуция о культе предков иотстаивании традиционных религиозныхцеремоний, другие – развивали его идеио близости людей друг другу по своейприроде, его гуманистические взглядына мир, человеческие отношения.

Религиозно-философскиевоззрения мыслителей Индии и Китая далинаглядные образцы социологическоймысли, особенно ярко выраженные вконфуцианской этике, не столькообъясняющей общественные отношения,сколько пытающейся их исправить, показатьчеловеку, какими они должны быть, какимипутями можно этого достичь. Здесь человекне только религиозное, но и мирскоесущество, обязанное освоить нравственныенормы и строить по ним повседневнуюжизнь. Это •— непреходящий этическийидеал.

Источник: https://studfile.net/preview/3924861/page:9/

Конфуцианство — основные идеи и принципы

5. Конфуцианство как социально-философская концепция

Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

Распространение в Европе

В середине 18-го века в Европе началась мода на восточную экзотику. Аристократы пытались освоить китайскую философию, они покупали предметы искусства и устраивали тематические вечера. В 1687 году появился латинский перевод книги «Лунь юя».

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Основные принципы

Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

Основатель конфуцианства прививал идею уважения ко всем людям, вне зависимости от их статуса. Конфуцианское учение создало золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Главный принцип — это человеколюбие. Оно выражается в следующих навыках:

  • умение держаться достойно в любых ситуациях;
  • способность грамотно править людьми;
  • милосердие.

Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

Конфуцию приписывают авторство множества литературных произведений. Доподлинно удалось подтвердить, что книга «Лунь Юй» основана на цитировании его идей. Она была составлена его учениками на основе школьных записей. Наравне с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» она относится к «священным» текстам Азии.

Пять постоянств

Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.

«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.

«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.

«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.

Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.

Этические проблемы

В современном мире есть разные книги, где изложено кратко конфуцианство. Основные идеи в таких источниках можно почерпнуть, но они не дадут полного представления об учении. Желательно внимательно изучить «Лунь юй».

Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть.

Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости.

Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.

В книге «Лунь Юй» содержится информация об управлении государством и правилах поведения в обществе. Жизненный путь человек делится на несколько этапов. В 15 лет появляется стремление к образованию, в 30 лет — к самостоятельности, в 40 лет — формируются твердые убеждения и мировоззрение.

В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.

Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.

Источник: https://nauka.club/filosofiya/religiya/konfutsianstvo.html

Основные идеи конфуцианства кратко

5. Конфуцианство как социально-философская концепция

Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы.

Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций.

Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией.

На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом.

Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись.

Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь.

Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм.

Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу.

Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим.

Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя.

Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию;
  • 30 лет – приобретение самостоятельности;
  • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
  • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков.

В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих.

Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.

https://www.youtube.com/watch?v=-IQPPH2dv9I

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Ответ справочной службы русского языка

Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/

Этическое и социальное в философии Конфуция

5. Конфуцианство как социально-философская концепция

Определение 1

Конфуций – это один из величайших философов древнего Китая, создавший социально-этическое учение, принципы которого лежали в основе административной системы Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

Кун-Фу-Цзы, более известный в европейской традиции как Конфуций жил в древнем Китае на рубеже VI — V веков, но н.э. Данный период известен в истории Китая как эпоха воинствующих царств, когда вся поднебесная была разделена на множество самостоятельных царств ведущих постоянных конфликты друг с другом и претендующих на право объединения всего Китая под своим началом.

В это непростое время происходит настоящий расцвет китайской философской мысли и формируются ее основные течения:

  • даосизм,
  • конфуцианство,
  • маоизм,
  • легизм.

Потребность в философском переосмыслении настоящего была крайне велика, Китая требовался новый взгляд на его судьбу, на проблемы взаимоотношения между людьми, на строение государства и общества, по этой причине все перечисленные концепции значительное внимание уделяют социально-этическим вопросам, либо полностью посвящены им.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Конфуций происходил из знатного аристократического рода, однако в раннем детстве его отец погиб, и мать воспитывала сына в одиночку, так что будущий философ познал все тяготы положения беднейших слоев общества. Однако происхождение и воспитание, высокая образованность открывали перед ним значительные перспективы и Конфуций с помощью старательной службы постепенно продвигался по административно-карьерной лестнице.

Царившие в современном ему Китае порядке совершенно не удовлетворяли Конфуция, отмечавшего повсеместное падение нравов, хаос и разруху, бесплодные войны и конфликты.

По мнению Учителя китайскому обществу требовалось нравственное обновление, источником которого должны были выступить добродетели старины, нормы и правила патриархального Китая, тех взаимоотношений, которые выстраивались в рамках семьи.

Занимая должности крупных сановников Конфуций неоднократно предпринимал попытки реализации и продвижения в жизнь своих философских идей, однако раз за разом наталкивался на непонимание и сопротивление правителей.

Великий Учитель много путешествовал по стране, поступая на службу то к одному, то к другому правителю, однако ему до конца жизни так и не удалось реализовать свои идеи на практике.

Тем не менее учение Конфуция приобрело значительную популярность в народе, особенно среди отпрысков различных благородных семей которые стекались со всего Китая к нему в качестве учеников.

Учение о благородном муже

Замечание 1

Главной целью своего учения Конфуций видел воспитание и нравственное преображение населения, в первую очередь его высших слоев – правителей, аристократии, а также создание гармоничных социальных отношений.

Для этого им был создан нравственный идеал человека, к которому должен стремиться, и которому должен соответствовать каждый, в особенности тот, кто наделен значительной властью, т.е. правители, вельможи и чиновники. Эту концепция получила название цзюнь-цзы – «благородный муж».

Благородный муж должен был обладать рядом нравственных качеств:

  • «Сяо» — сыновья покорность,
  • «Жэнь» — человеколюбие,
  • «Ли» — соблюдение ритуалов,
  • «И» — долг,
  • «Чжи» — разумность,
  • «Синь» — благонадежность.

Сяо является одной из центральных категорий концепции цзюнь-цзы.

Поскольку Конфуций рассматривал все государство в качестве единой семьи с верховным отцом-правителем, то социальные отношения внутри государство строились на системах вертикального соподчинения, при которых более младшие должны были выказывать сыновью почтительность более старшим, и сами в тот же момент являлись старшими, по отношению к еще более младшим членам общества. Конфуций верил, что когда каждый начнет относиться к окружающим как членам своей семьи настанет гармония в обществе и разрыв между крестьянством и правящей элитой исчезнет.

Не менее важным качеством является жэнь. Жэнь – это гуманизм в самом широком его понимании, включающий в себя и милосердие, и доброту, и справедливость, и человеколюбие, и понимание и многое другое. Список качеств, охватывающих жэнь невероятно велик, в связи с чем данной добродетели достичь крайне сложно, однако она обязательна для всякого истинного правителя.

Ли – это этическая категория предполагающая неукоснительное соблюдение правил и ритуалов, нравственно предписанных образцов поведения во всех жизненных ситуациях для каждого члена общества от крестьянина до царя.

И – это долг, который благородный муж, познавший жэнь сам накладывает на себя из сознания своих обязанностей. Чжи понимается как разумное, сознательное отношение к жизни, себе, обществу и нравственным правилам, не бездумное следование, но разумное подчинение.

Наконец, синь или благонадежность – это своеобразное вместилище всех добродетелей цзюнь-цзы, точка его завершенности.

Социальная концепция Конфуция

Конфуция рассматривал общество как большую семью, отношения в которой между социальными группами должны строится не на насилии и произволе, но на нравственных правилах.

Конфуций отрицал силовые методы решения проблем в любом направлении, он отрицал даже внешнюю экспансию, полагая что отдаленные народ ы могут быть приведены под власть истинного правителя исключительно путем культурной экспансии, распространения и привития им нравственно-этических ценностей.

В отношении правителя, являвшегося сыном Неба, как высшего проявления космического закона, и одновременно отцом своего народа, Конфуций выдвигал два требования, на которых должно было основываться его правление – это принципы переписывания имен и «правитель должен быть правителем».

Переписывание имен предполагало, что каждая вещь, каждое сословие и каждый человек должен обладать тем именем, которые соответствует ему, отражает его сущность, поскольку в Китае имени(наименованию) объекта придавалось особое значение и несоответствие имени его сущности могло навлечь значительные беды.

Принцип «правитель должен быть правителем» вытекал из предыдущего и предполагал, что правитель должен оправдывать свое имя и быть превосходным во всех областях и добродетелях.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/eticheskoe_i_socialnoe_v_filosofii_konfuciya/

Философия конфуцианства (стр. 1 из 2)

5. Конфуцианство как социально-философская концепция

ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИАНСТВА

Введение

1 Человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства

2 Поднебесная как главное условие человеческой жизни

3 Конфуцианство о познании

4 Историческое развитие конфуцианства и проблема человека

Вывод

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Конфуцианство, собственно Жу-цзя (буквально – школа ученых-книжников), одно из самых влиятельных философских и религиозных течений Китая. Основано Конфуцием (латинский вариант), Кун-цзы (китайский вариант), т. е. учитель Кун. Другие имена – Кун Фуцзы; Кун Цю, Кун Чжунни.

Конфуций родился в 551(2) году до н.э. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ), отец скончался.

Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и женщина вернулась в свой родной город.

Мальчик рос, отличался от своих сверстников обостренным восприятием несправедливости, чувством особой любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов (его мать, выполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу). Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие.

Узнав об опыте своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя во многих областях человеческой деятельности, он сделал вывод, что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны и другие достоинства.

Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать. С огромным трудом он разыскивает могилу отца ( ни его, ни даже его мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядом мать. Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один.

Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. О том, как Конфуций относился к работе, не соответствовавшей его происхождению, разные источники сообщают по-разному, но более вероятно, что отвращения к «низкому» труду он не испытывал.

В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и усиленно занимался самообразованием. Позднее он скажет: » В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность.

В сорок лет я освободился от сомнений, в шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала «. Судьба, словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь, наделила его здоровьем, недюжинной силой, природным умом.

В девятнадцать лет он женится на девушке, которая сопровождала его всю свою жизнь, и вскоре у них рождается сын.

С юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании идеального справедливого государства, где всем было бы хорошо. Пытаясь воплотить свою идею в реальность, он много путешествовал по стране, предлагая свои услуги в качестве министра китайским царям и князьям.

Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца — то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов. Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками.

Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался: «Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником». Мудрец умер в апреле 478(9) г. до н.э. со словами: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить мое учение?» Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания».

Большое влияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы(313-238гг.до н.э.).

1 Человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства

Конфуцианцы — прежде всего общественники и человековеды. В школе Конфуция преподавались: мораль, язык, политика и литература. характеристика школы и направления Конфуция может быть определена как принципиальный традиционализм. Сам Конфуций говорил о своем учении: «Излагаю старое и не создаю нового».

Из природных явлений конфуцианцев интересует лишь небо, как высшая сила, управляющая земной жизнью.

Причем характеристика «быть управляющей силой» — несопоставимо более значимая для конфуцианцев характеристика неба, чем его природность. Эта управляющая сила мало походит на бога-творца религий Запада.

Небо не вне мира, а над миром, который, несмотря на все тяготы, не «юдоль скорби и греха», а Поднебесная. Небо – это судьба, рок, Дао Поднебесной. Небо – это закон.

Главной проблемой для Конфуция является рационализация общего для всей китайской культуры культа предков. Конфуций предпринимает парадоксальную с точки зрения европейца и естественную для китайца попытку сохранить традицию, сделав ее немножко меньше традицией и несколько больше обоснованным убеждением.

То, что заповедано традицией, должно быть глубоко укоренено в человеке посредством тщательного личного размышления над ней. Важно осознанное, а не слепое следование установленным в Поднебесной порядкам. Человек должен жить достойно, и это будет лучшим способом следовать предкам.

И, наоборот, ради своей достойной жизни нужно следовать издревле заповеданному.

Эта проблема звучит у Конфуция в виде вопроса: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» Человеку предопределено всё сугубо человеческое, и неестественно «зарывать голову в песок небесных и спиритуалистических дел», «скитаться за пределами мира пыли и грязи».

Всё тайное и невыразимое – за границами человеческого рассмотрения: суть неба и Дао, тайна рождения и смерти, суть божественного и высшего. Но жизнь человека, с ее реальным течением, – это его дело. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» — спрашивает Конфуций.

И вот ведать, что такое жизнь, человек может и обязан, чтобы быть человеком, и человеком достойным.

Жизнь – это служба людям. Это является важнейшей и фундаментальнейшей этической идеей конфуцианства, определяя как его достоинства, так и недостатки.

Сосредоточившись на подробном рассмотрении «службы людям», как нравственной, так и государственной, конфуцианство не испытывает потребности к отвлечениям, абстракциям и т. п.

Их место занимает тщательность «анализа» общепринятых правил организации жизни людей.

Область размышлений Конфуция – по преимуществу практическая нравственность. Основные этические понятия-заповеди, на которые опирается это размышление: «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина». В целом они составляют «правильный путь» — Дао, которым должен следовать всякий, кто стремится жить в согласии с самим собой, другими людьми и Небом, а значит, жить счастливо.

«Взаимность» — это любовь к людям, как исходная приветливость, открытость, сердечность, вежливость по отношению к тому, с кем вступаешь в общение; любовь к ближнему в прямом смысле слова. Нравственное отношение «к дальним» — это «человеколюбие». Это любовь и уважение к человеку вообще и к человеческим нормам жизни.

Поэтому «человеколюбие» предполагает, прежде всего, почтительность и уважение по отношению к родителям, и в целом старшим, и стоящим выше по социальной лестнице. Правило «золотой середины» предполагает умение находить меру между несдержанностью и осторожностью.

Выполнение этих заповедей позволяет осуществлять главный этический принцип: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Эти заповеди могут быть выполнены с помощью пяти «простых и великих» добродетелей: 1. мудрость, 2. милосердие (гуманность), 3. верность, 4. почитание старших, 5. мужество. Обладание этими добродетелями практически означает добросовестное отношение и глубокое уважение к себе и другим. А это главное в проявлении человеколюбия и милосердия, которые в конфуцианстве почти совпадают.

Милосердие – суть человеколюбия. Оно имеет место тогда, когда у человека «сердце как у людей», сердце, живущее по правилам людей и потому «милое».

Милосердие – необычная форма любви, «сублимация» (используя современный термин) непосредственно переживаемого чувства симпатии, сердечности. Милосердие коренится в этом непосредственном чувстве, но значительно превосходит его.

Милосердие – это радость жизни, мудрость доброты, добрая и спокойная совесть. «Знающему далеко до любящего, любящему далеко до радостного». В этом качестве милосердие становится нравственным императивом, имеющим, возможно, и огромную общественную пользу.

«Милосердный находит в милосердии покой, мудрый находит в милосердии пользу». Кроме того, милосердие, важнейшая «несущая конструкция» Поднебесной, сила, являющаяся антиподом зла в мире.

Через понятия милосердия этические координаты человеческой жизни естественно перетекают в координаты социальные. Политическая структура человеческой жизни определяется степенью осуществления милосердия в жизни людей.

По мнению конфуцианцев, лишь избранные и полноценные люди способны на милосердие, т. е. обладают «сердцем как у людей», сердцем тех, кто достоин называться человеком.

Именно на этих людях держится социальный порядок и иерархия Поднебесной.

Человек, способный на милосердие и следующий заповедям, – «благородный муж», и он резко отличается от «низкого человека», для которого милосердие недостижимо. «Благородный муж» и «низкий человек» — это одновременно этические и политические понятия.

Только тот, кто выполняет заповеди и осуществляет милосердие, может быть достойным высшим сановником и государем, поскольку точно соответствует имени «государь». «Если государь должным образом относится к родственникам, то в народе процветает человеколюбие». Мораль благородного мужа дает ему право на власть.

Если верхи будут вести себя должным образом, то «со всех четырех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной».

Источник: https://mirznanii.com/a/231290/filosofiya-konfutsianstva

Философские концепции конфуцианства и даосизма — История религий Библиотека русских учебников

5. Конфуцианство как социально-философская концепция

В времен. Конфуция стародавньокитайська религия уже окончательно сформировалась, это было учение о. Небе, духов и души предков. Была разработана соответствующая система религиозного культа. Конфуций все это воспринял как неизменную истину. Он не считал себя религиозным реформатором.

В систему анимистических и фетишистских представлений очень бедная мифологией, но с развитой магией он внес идеи, которые требовали с успильство, постоянно испытывало социальное напряжение и остроту социальных противоречий. Его учение не столько философское и религиозное, сколько этико-политическое.

Иначе говоря, в религиозно-философском учении он сделал ударение на этико-политических проблемаблемах.

Конфуций ничего не изменил в обрядах той религии, которая существовала до него. Напротив, он бережно собирал все обрядовые правила и нормы вместе, важно отнесся к мелочей традиции, считался зн исполнителем культа, ревностно исполнял все обряды сам и учил этому друх.

Национальный менталитет китайцев, их любовь к порядку и нормирования сделали религиозный культ хорошо упорядоченным

Историк религии. А. Мензис замечал, что в одной другой религии в мире не находим такого образцового порядка и, добавим от себя, стабильности, как в китайской

Но, с другой стороны, уровень развития этой религии был невысок. У нее застывшие, очень древние верования, нет никакой организации и духовенства, нет священного писания и богословия. Главное в этом ре елигии — внешние воздействия, которые определяются обычаем и переводом.

Очевидно, ее развитие прежде остановился, она застыла и в таком виде существовала во времена. Конфуция. Но. Конфуций не считал нужным вдоскона алюваты ее. Отдавая должное культа. Неба, он ничего конкретного не сказал о духах, избегал проявлений своей религиозности.

Он пунктуально выполнял религиозные церемонии и обряды, подчеркивал свою преданную ость традиции и смотрел на это, как на строгое соблюдение порядка. Историк. АМензис отмечает, что в конце жизни он заявил, что не молился уже много лет. Возможно, это так.

Но это не было отрицание ям религийям релігії.

Вера в сверхъестественное неизменно присутствует во всех рассуждениях. Конфуция о природе, обществе и человеке. Он скептически относился к некоторым религиозных норм, которые считал нужным заменить

Никто из китайских философов древности или средних веков не создал такой удачной картины общественной гармонии, как. Конфуций, — отмечает известный китаевед. СЛТихвинський

Религиозно-философская концепция. Конфуция имеет отчетливое социальное направление, ее центральная тезис — соотношение человека, государства и общества

Исходное конфуцианство, по мнению известного востоковеда. МЙ. Конрада, составляет морально-политическое учение

Конфуций признает существующий общественный строй незыблемым и совершенным. Никаких изменений быть не может. Человек должен познать существующий строй и строго следовать его порядков

Государство, которое организует этот строй, выше всего, лицо — ничто перед государством. Это и должна утверждать и поддерживать религия

Таким образом, конфуцианский консерватизм выступал за неизменность феодальных порядков, их укрепления

Конфуций не отрицал применение войны в решении межгосударственных проблем, но он считал возможной альтернативы ей — распространение на эти страны учение, которые обеспечили бы бесконфликтную гармонию во эгидой китайских императоре.

Основой всех общественных отношений. Конфуций считает. Жень — гуманность. Очень важным, по. Конфуцию, является учение»об именах»: любой тем; кто ты по своему положению в обществе, — земледелец должен быть земледелец бом, чиновник — чиновником, раб — рабомаб — рабом;

Для каждой социальной группы есть свои нормы поведения — ли, каждый должен соблюдать своего ли. И надо уважать предков.

Государство должны возглавлять мудрые люди, чтобы личным примером воспитывать подчиненных. Пр ри необходимости они должны»исправлять имена»: ставить каждого на свое место в обществе. Как видим,.

Конфуций стоял за стабильность и неизменность общественного жизненнопільного життя.

Конфуций не скрывал социальной направленности и своих взглядов. Вий учил, что разница между аристократами и простым народом не может быть стерта, а как же тогда показать величие и авторитет господ? уде за государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?

Знатные люди — мудрые люди. Само. Небо предоставило им власть. А простые люди — глупцы. Они должны работать на полях и кормить благородных господ. По учению. Конфуция, общество делится на»благородных муж жив»(цзюньцзы), которые имеют высокие моральные качества, и»ничтожных людей»(сяожэнь), обязанностью которых является приверженность первым — чжувідданість першим — чжун.

Чтобы общество было упорядоченное, а государство действовало безупречно, нужно последовательно внедрять принципы гуманности — жень. Конфуций детально рассматривает сущность жень

Это, во-первых, сяо — уважение родителей. Затем — те — уважение к старшим по возрасту и общественным состоянием. Далее следуют: чжун — верность, преданность; шу — прощение; далее — добродетель; чжи — знания; юн — храбрые ость; гун — почтительность;.

Куан — великодушие; синь — верность; минь — сообразительность; чуй — доброта. Как видим, все это совсем неплохие нравственные качества, они, безусловно, украсят человека, создадут раз умни условия человеческого существования.

В них четко выступают принципы общечеловеческой морали. И это утверждение принципов общечеловеческой морали является несомненным весомым вкладом конфуцианства в человеческий программы с, в общечеловеческую цивилизацию.

Именно это обеспечило конфуцианству стабильный успех на протяжении двух с половиной тысяч. Роки років.

Религиозно-философское учение. Конфуция за двести-триста лет прочно укоренилось в сознании китайского общества, но у него были серьезные оппоненты. Так, оппонентом.

Конфуция был философ следующего п поколения (он родился в год смерти. Конфуция) -. Моцзы (479-381 г до не)»Энциклопедия. Нового. Китая», изданная в. Пекине в 1987 г, сообщает другие годы жизни.

Моцзы — 468-376 г до н- 468-376 р. до. н.е.

Моцзы отрицал учение. Конфуция об именах и о ли. Он учил, что в основе всего должен быть принцип всеобщей любви — цзянь-ай. Но он также оправдывал общественное разделение на бедных и богатых и признал вал власть. Небоба.

Последователи. Моцзы — моисты (мочже), развивая материалистические тенденции его учения в области теории познания, вели идейную борьбу с конфуцианцами

Критиковали конфуцианство так называемые законники, или легисты. Один из них,. Шан. Ян (390-338 г до не) написал в IV в до не трактат»Шан цзюнь. Шу»(«Книга правителя области.

Шан»), которую посвятил обоснованию ю принципов неограниченной монархии, осуждению народного образования, одобрению войны как наилучшего способа решения экономических и политических проблем. Легизм стал идейной основой диктаторских императорских режимов. Древний китайский император. Цин.

Шихуан (259-210 г до не), известный как деспот, правивший государством посредством произвола и террора, одобрял легизм и был ярым антиконфуцианцем. В 213 г до не он закопал живьем 460 конфуцианцев и сжег конфуцианские книгціанців і спалив конфуціанські книги.

И все же конфуцианская проповедь покорности, строгого соблюдения общественной иерархии, общественного консерватизма обеспечивала ему соответствующий авторитет в глазах правящей верхушки. Уже во II в до не кон нфуцианство сближается с легизмом. В дальнейшем оно вступает абсолютно четких идеологических черт, которые сделали его официальной идеологией феодального. КитайКитаю.

За хранение запрещенной конфуцианской литературы во времена. Цинь. Ши. Хуана преступника подвергали наказанию на горло типа. Цзу, т.е. уничтожали весь род преступника

Лаоцзы, согласно преданию, жил одновременно с. Конфуцием, может чуть раньше. Современная историческая наука не фиксирует даты его жизни. Полагают, что он родился в царстве. Чу, настоящее его имя. Дань. Линер и он был архивариусом при дворе чжоуского царей, даже встречался с. Конфуцием.

Но все это не имеет исторических подтверждений. Полагают, что именно он является автором труда»Дао децзы»(«Книга пути и добродетельно сти»), более распространена ее название -«Лаоцзы»(«Старый философ»). В этой книге изложено учение даосизмquot;).. У цій книзі викладено вчення даосизму.

Анализ языка и стиля трактата»Дао децзы»дает основания предполагать, что он создан в IV-III вв до не

О том, что даосизм создан после конфуцианства, свидетельствует его четко подчеркнут нравственный характер. Акцентирование на моральном аспекте религиозного учения — это черта второй половины I тыс. до не

Более реальным даосистськпм мыслителем был. Чжуанцзы (около 369 — 286 гг до не)

Моральные принципы даосизма заслуживают внимания. Считают, что они до некоторой степени даже превосходят конфуцианство своей гуманностью

До наших дней дошел предание о дискуссию между. Лао и. Конфуцием»Плати за несправедливость добротой», — заявил. Лао. Конфуций на это ответил, что за доброту нужно платить добротой, а за обиду — справедливостью, причем ом право на определение справедливости он оказывал государству. Такие наставления.

Лао, как:»Не желай мстить за надругательство»,»Тон, кто побеждает себя — мощный»,»Тот, кто знает, что у него достаточно — богатый»,»наибы ильш слабые вещи в мире подчиняют себе сильные»- свидетельствуют о высоком моральном уровне ощущение добра, согласия, мира в обществе, настойчиво предлагает своим последователям даосистське ученияхгливо пропонує своїм послідовникам даосистське вчення.

Источник: http://uchebnikirus.com/religiovedenie/istoriya_religiy_-_lubskiy_vi/filosofski_kontseptsiyi_konfutsianstva_daosizmu.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий