5. Экономическая мысль раннего средневековья. Августин.

Экономическая мысль средневековья. августин. фома аквинский

5. Экономическая мысль раннего средневековья. Августин.

Августин Блаженный (353-430) — епископ Гиппона (Северная Африка), был выразителем экономиче­ской мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения.Главные труды Блаженного Августина — “О граде Божием” и “Исповедь”.

Августин усматривал два противоположных вида человеческой общно­сти: “град Земной”, то есть государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу”, и “град Божий” — духов­ная общность, которая основана “на любви к Богу, доведенной до пре­зрения к себе”.

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на поло­жение

человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) “справедливая цена” есть цена товара, которая соответствует затра­там на

его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Августин считал необходимым ориентировать хо­зяйственную деятельность на удовлетворение по­требностей людей. Опираясь на Библию, он доказы­вал необходимость заниматься трудом, трудовой деятельностью.

При этом физический труд, который в рабовладельческом обществе был в основном уде­лом рабов, Августин оценивает также высоко, как и умственный. Его учение служило интересам нарож­дающегося класса феодалов.

Трудом, согласно уче­нию Августина, надо создавать только необходимое; создание же излишнего богатства Августин осуждал: «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, неже­ли богатому войти в царство небесное»[12].

Крупная торговля и ростовщичество осуждались. В отрицательном отношении Августина к торговле, ростовщичеству отразились свойственные его эпохе неразвитость товарно-денежных отношений, преоб­ладание натурального хозяйства.

Итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274) — крупный представитель экономической мысли Средневековья.

В его время феодальная сис­тема отношений уже сложилась, и значительное раз­витие получили товарно-денежные отношения.

Фома Аквинский был известным богословом, учение кото­рого стало официальной философией Ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословии», в котором изложены его экономические воззрения.

В средние века католическая церковь, обладая колоссальным богатством и экономическим могуществом, оправдывала господство крепостничества и для его за­щиты использовала церковные правила (каноны). Фома Аквинский был завершителем теории канонистов.

Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными, и что на этом основаны общественное разделение труда и де­ление общества на сословия.

«Как у пчел, — писал он, — одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в мате­риальных трудах, так и у людей; одни должны возде­лывать землю, другие — строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных».

Собственность — естественное и необходимое ус­ловие человеческой жизни. Частная собственность — основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле, хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента.

Справедливая цена — соответствующая трудовым затратам. Однако отступление от этой цены право­мерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению суще­ствование.

В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оп­равдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.

1.3.4. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ РУСИ. «РУССКАЯ ПРАВДА», ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

Главной особенностью формирования экономических идей и принципов экономической политики в нашей стране является наличие периода феодализма, который составил временной отрезок длинною почти в 1000 лет.

В то же время процесс становления и развития отечественной экономической науки связан со спецификой социально-экономического развития и экономико-географического положения России.

Экономическая мысль Русского государства, как и в других стра­нах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями.

Поэтому при изучении экономиче­ской мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры, грамоты князей, церковную литературу.

В каждый период отечественной истории появлялись оригинальные документы, отражающие определенные экономические взгляды. Среди них:

· законодательные установления Киевской Руси в «Русской Правде»;

· нравоучительные послания и программы протопопа дворцового собора Ермолая-Еразма, предлагавшего земельные реформы, осуждавшего ростовщичество, «ибо расти может только животное и растение, а не серебро» (XVI в.).

Эти документы отражали идеи справедливости, нормы хозяйственных отношений, принципы укрепления централизованной власти. Важное место среди них занимает «Русская правда» — первый в истории кодекс законов Русского государства. ее отражало существовав­шие в Киевской Руси в XI-XIII вв. производственные отношения.

«Русская Правда»— сборник установлений правды, закона. Это своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления.

Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Источник: https://studopedia.su/13_27334_ekonomicheskaya-misl-srednevekovya-avgustin-foma-akvinskiy.html

Экономическая мысль средневековой Европы

5. Экономическая мысль раннего средневековья. Августин.

Однако не нужно думать, будто из-за неизменности религиозных принципов экономическая мысль не могла развиваться. Она не только развивалась, но в ней даже стали появляться элементы анализа, т.е. науки в современном смысле.

В качестве вывода можно сказать следующее. Для средневековых богословов принципы христианства были «правилами», а экономическая мысль – «задачами».

Когда они вырабатывали нормы экономического поведения христианина в каких-то случаях, они как бы применяли правила математики для решения задач.

Менялись «условия задач» — требовалось отыскивать новые решения на основе тех же «правил». Примерно так развивалась экономическая мысль в средние века.

2.2 Учение схоластов и Ф.Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) – один из самых ярких мыслителей средневековой Европы. Поэтому, мы считаем необходимым осветить кратко основные моменты его биографии [1, c. 132].

Фома Аквинский — знаменитый итальянский схоластик (дословно «схоласты» — «люди школы»), сын графа Ландольфа Аквинского. Родился в 1225 или 1227 близ Аквино.

Первоначальное воспитание получил у бенедиктинских монахов в монте Кассино; с 11 до 17 лет был послушником в Неаполе в ордене доминиканцев.

Доминиканцы послали его в Париж, но по дороге он был перехвачен своими братьями и привезен в родовое имение: семья хотела заставить его выйти из ордена. Ему удалось бежать в Неаполь, где он и принял пострижение.

Орден послал его в Кельн к Альберту Великому, с которым Фома был в Париже в 1245. Уже в школе Альберта Аквинский обратил на себя внимание своими выдающимися способностями.

В 1252 орден вновь послал философа в Париж для приобретения докторской степени, ради чего он написал сочинение «De ente et essentia» и «De principio naturae».

Степень доктора Аквинский получил лишь в 1257, ибо Парижский университет в то время был в ссоре с доминиканцами. Докторат был приобретен им одновременно со знаменитым Бонавентурой.

Долгое время Аквинский учил с большим успехом в Париже и начал там свое главное произведение «Summa philosophiae, de veritate fidei catholicae contra gentiles» («Сумма философии, об истине католической веры против язычников»), оконченное в Италии (в 1264), куда его вызвал папа Урбан IV, назначив профессором в Болонье. Умер Фома на пути в Париж в 1274. Папа Иоанн XXII канонизировал его в 1323 году. Полное собрание его сочинений издано в Риме в 1570 — 1571 в 17 томах.

Основная заслуга Ф.Аквинского состояла в систематизации и попытке научного истолкования огромного многообразия фактических данных, что дало ощутимую пользу для многих областей знаний, в том числе, для экономики.

Например, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.

Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании».

Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где даже экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни — спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью.

И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.

В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф.Аквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время — это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени.

Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов.

Интересно, тем не менее, что впоследствии теория процента и временной стоимости денег все-таки легла в основу классической экономики.

В отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и Аквинский, были убеждены, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением.

Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, «измененной к лучшему».

Но в то же время торговля — это опасное дело (в плане искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.

Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться.

В соответствии с давними традициями христианства труд у Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие.

Значительные трудности возникают с проблемой оправдания частной собственности. Отходя от идей раннего христианства, мыслители средневековья утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям — люди больше работают и меньше спорят.

Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости, но в тоже время сама по себе она отнюдь не желательна. Господствовало мнение, по крайней мере, в области нормативной этики, что имущество, даже в наилучшем случае, представляет собой некоторое бремя.

При этом оно должно быть добыто законным путем, принадлежать как можно большему числу людей и давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты.

Философским обоснованием этих положений являются: идея справедливого Бога и идея ограниченности количества материальных благ. Последняя своими корнями уходит в язычество, к господствующим в период распада родовой жизни представлениям, что чрезмерно удачливый земледелец или охотник — колдун и вор.

Если кто-то получил лучший урожай, значит, он украл его у соседа и этот урожай – «духов урожай». Здесь мы видим идею замкнутой вселенной с постоянной, не изменяющейся суммой благ. Отсюда и желание поровну разделить, вследствие чего у всех будет все необходимое и ни у кого не будет излишка.

Неприятие чрезмерного богатства связывает средневековых схоластов, в том числе, Ф.Аквинского не только с Аристотелем, но и с Платоном.

У последнего целью идеального государства является «изгнание неблагородной страсти к наживе», поскольку именно излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность.

И именно от древнегреческих мыслителей в средневековую схоластику вошло убеждение, что стать очень богатым, оставаясь добродетельным — невозможно.

Однако, несмотря на негативное отношение в целом к частной собственности, торговле, и тем более к проценту, они в реальной экономической жизни существовали и не считаться с этим было невозможно.

И возникает вопрос — а каковы в этих условиях критерии справедливости, в том числе справедливого обмена и справедливой цены? Еще Аристотель, в противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства общины свободных, выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, то есть «по достоинству». Это означало, в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства. Идею Аристотеля воспринял и развил Ф.Аквинский. В его представлении общество мыслилось как иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. В свою очередь, принадлежность к сословию определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его социальному положению. Но стремление к большему — это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех. 

Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского о справедливой цене. В период средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

— первая — справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

— вторая — справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующее их сословию благосостояние.

Ф.Аквинский в своей теории справедливой цены вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену «сообразно вещи», то есть сообразно затрат труда и расходов (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек).

Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той доли благ, которая соответствует достоинству обменивающегося.

Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена [4, c. 221].

Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Ф.Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы и потому присваемого земельным собственником. Именно получение ренты, по мнению Ф.Аквинского, дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных».

Выводы по главе 2

Наиболее значимые представители экономической мысли Европы в среднем и позднем средневековье — представители школы канонистов: ранней школы святой Августин Блаженный (353-430г.г.) и поздней школы Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 г.г.).

Следует признать Фому Аквинского наиболее крупной фигурой экономической мысли на позднем этапе ее развития. Его воззрения в работе «Сумма теологии» существенно разнятся от положений основателя раннего канонизма Августина. Это связано с его учетом реалий своего времени.

Он выискивает новые объяснения социального неравенства и сословного деления общества.

Не оспаривая святого Августина, Фома Аквинский двойственными характеристиками, схоластическими суждениями в целях компромисса и примирения с ранней школой, сумел диаметрально изменить суть первоначальных трактовок хозяйственных явлений и экономических категорий Августина.

Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его работах нашли отражение специфические вопросы товарного производства.

Наиболее важным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена Аквинат считал равенство пользы обмениваемых вещей.

Выражением этого принципа у него выступает «справедливая цена», которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара «количеств труда и издержек». Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво.

Постановка проблемы «справедливой цены» у Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.

В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения.

Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с другой – обосновывал благопристойность ссудных операций осуществляемых церковью.

Он осуждал торговлю с целью получение барыша, но в целом – оправдывал ее.

Заключение

Сформулируем основные выводы по задачам, поставленным в работе.

Экономическая мысль в Европе в период раннего средневековья развивались на фоне постепенного перехода от натурального хозяйства и обмена к более производительной аграрной экономике, эпохе возникновения денег, зарождения ремесел и торговых отношений.

Первоначальные экономические принципы хозяйствования устанавливались монархами в легально-нравственных документах — «правдах». Такова, например, «Салическая правда» («Салический закон») — сборник экономико-юридического права салических франков, которая отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной.

Отличительные особенности видятся в том, что основные экономические проблемы, актуализировавшиеся в период раннего средневековья в Европе, сводились к проблемам отношений к земле, зарождению института купли-продажи, разделению населения на сословия, появлению и вхождению в обиход металлических денег как средства обмена.

Следует признать, что первичные истоки экономической мысли в период средневековья представлены церковнослужителями (Св. Августин). Это обусловлено тем, что в Европе существовала единая религия – христианство, которая стала единой философской базой как в области установления правопорядка, так и в сфере хозяйственной деятельности.

Основные идеи канонического учения применительно к экономике провозглашали единые ценности:

— вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

— нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

— «справедливая цена» — есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Тем не менее, систематическое истолкование и развитие идей канонизма, следует приписать итальянскому монаху Фоме Аквинскому (1225-1274).

Эволюцию экономических взглядов от Августина до Аквинского можно выразить следующими тезисами:

Источник: https://www.stud24.ru/history/jekonomicheskaya-mysl-srednevekovoj-evropy/485260-1887691-page3.html

Экономическая мысль средневековья (стр. 1 из 2)

5. Экономическая мысль раннего средневековья. Августин.

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Костанайский инженерно-экономический

Университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История экономических учений

на тему: Экономическая мысль средневековья

выполнил: студент гр. Э-41

по специальности

Бухучет и аудит

Качеткова В.И.

проверил:________________

________________

________________

Костанай 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Экономическая мысль средневековья 4

Список используемой литературы 10

ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое.

Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.

Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер.

По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы.

И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

Ибн-Хальдун (1332-1406).

Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения.

Причем с тех пор, как в начале 7 в.

На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е.

в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274).

Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития.

Ее воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430).

При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества.

В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах.

Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами.

Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных Аретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф.

Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок, которые в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма:

Таблица

Продолжение таблицы

Источник: https://mirznanii.com/a/15101/ekonomicheskaya-mysl-srednevekovya

Экономические воззрения канонистов (Августин Блаженный и Фома Аквинский)

5. Экономическая мысль раннего средневековья. Августин.

Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) является представителем позднего феодализма. Основные труды: «О правлении государей» (излагает представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти); «Сумма теологии» (дает оценку товарно-денежным отношениям).

Ключевые догмы Фомы Аквинского:

· деньги не могут порождать деньги;

· необходимо сословное деление общества;

· богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

· признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:

— цену, которая сообразна издержкам;

— цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Сравнительный анализ раннего и позднего канонизма

Ранний канонизм (Августин Блаженный) Поздний канонизм (Аквинат)
Разделение труда
Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе Деление людей по профессиям и сословиям обусловлена божественным проведением и склонностями людей
Богатство
Труд людей создает богатство, в виде материальных благ включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом. Золото и серебро — источник приумножения частной собственности и умеренного богатства
Обмен
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей Субъективный процесс, не всегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы, насколько в результате этого акта выходит, что вещь поступает на пользу одному, и в ущерб другому
Справедливая цена
Ценность товара устанавливается в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу справедливой цены. Процесс установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб.
Деньги
Деньги являются искусственным изобретением человека и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке, благодаря внутренней ценности монет. Ценность денег на внутреннем рынке должна устанавливать не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.
Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу
Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемый из ссудных и торговых операций превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления. Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными прочими издержками, а также с риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

ТЕМА 4. Меркантилизм

Первой школой экономической науки был меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» – торговец, купец), получивший распространение и занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран до конца XVII в.

Меркантилизм выражал прежде всего экономическую полити­ку государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы пер­воначального накопления.

Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами.

Источником богатства меркантилисты считали внешнюю торговлю. Такое толкование не было случайным. Оно являлось неотъемлемым звеном всей концепции меркантилистов.

Отсюда вытекает одна из ведущих идей меркантилистов: чтобы привлечь в страну деньги, торговля с другими странами должна да­вать активный баланс.

Государству и его гражданам надлежит как можно больше товаров вывозить за границу и как можно меньше покупать заморских товаров (превышение экспорта над импортом).

Умножению богатства нации способ­ствует не только выгода внешнеторговых связей, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства. Меркантилисты, как правило, сторонники сильной государствен­ной власти. Они ратуют за поддержку торговли, ремесел.

В своём развитии меркантилизм прошел две стадии.

Первая – ранний меркантилизм (XVI в), связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия – развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы (XVII в.).

Для раннего меркантилизма(монетаризма) характерно:

· всестороннее ограничение импорта товаров;

· вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

· установление высоких цен на экспортируемые товары;

· система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.

Характерные черты развитого меркантилизма:

· снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;

· доминирует идея «торгового баланса»;

· протекционизм экономической политики государства;

· определяющей функцией денег признается функция средства обращения;

· система монометаллизма.

Для развитого меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

ВЫВОД: Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры. Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли.

Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги.

В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения.

Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капитал.

Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита металлистическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.

Источник: https://cyberpedia.su/13xb35.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий