5.Бронзовый век на территории Казахстана: периодизация, хозяйство, быт, ремесло.

ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ПЛЕМЕН БРОНЗОВОГО ВЕКА В КАЗАХСТАНЕ

5.Бронзовый век на территории Казахстана: периодизация, хозяйство, быт, ремесло.

Инфоурок › Всеобщая история ›Конспекты›ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ПЛЕМЕН БРОНЗОВОГО ВЕКА В КАЗАХСТАНЕ

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ПЛЕМЕН БРОНЗОВОГО ВЕКА

2 слайдОписание слайда:

Ювелирные украшения

3 слайдОписание слайда:

При обследовании памятников эпохи бронзы были найдены многочисленные украшения, сделанные из бронзы: кольца, браслеты, подвески, серьги, бусы. Браслеты и кольца иногда делали из золота. Часто встречаются серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом. Образцом ювелирного искусства служат золотые височные подвески. Андроновцы носили на шее амулеты из зубов и клыков диких животных.

4 слайдОписание слайда:

В бронзовом веке было освоено производство изделий из металлов. Доказательством освоения обработки металлов служат бронзовые ножи, наконечники стрел и копий, бронзовые топоры, кинжалы. В эпоху бронзы на гончарном круге изготавливали кувшины. Сосуды отличаются совершенством форм, они тонки и изящны.

Орнамент, нарисованный или прочерченный либо нанесенный штампом (треугольники, заполненные штрихами), расположен тремя полосами. Это является доказательством того, что культурные традиции племен, населявших территорию Казахстана в бронзовом веке, и современных казахов имеют много общего.

Сосуды украшались лепными валиками, шишечками, «жемчужинами».

5 слайдОписание слайда:

Скотоводство

6 слайдОписание слайда:

Основным источником существования многих племен в бронзовом веке было скотоводство. Животные давали мясо, молоко, шерсть, кость для поделок. Приручение диких животных началось еще в эпоху мезолита. Первым прирученным животным была собака.

Затем в эпохи неолита и энеолита были одомашнены коровы, лошади и бараны. Увеличение поголовья баранов и лошадей свидетельствовало о постепенном переходе от придомного скотоводства к кочевому.

В развитии скотоводства особое место занимали приручение лошадей для езды, использование их в качестве тягловой силы и транспорта. В эпоху бронзы приручили верблюдов. Об этом свидетельствуют верблюжьи кости, найденные около жилищ в Центральном и Западном Казахстане.

Среди одомашненных животных у андроновцев не числились свиньи. К концу бронзового века во многих регионах Казахстана было хорошо развито кочевое скотоводство, возросло поголовье скота.

7 слайдОписание слайда:

Земледелие

8 слайдОписание слайда:

С эпохи неолита в Казахстане стало развиваться земледелие. Свидетельством тому служат находки каменных серпов с острым лезвием в некоторых поселениях. Серпы в основном изготавливались из дерева и кости, в качестве лезвия использовались острые камни — микролиты.

Во всех регионах Казахстана были найдены каменные мотыги, серпы, зернотерки, песты для дробления и растирания зерна на муку, каменные ступы. Племена, населявшие территорию современного Казахстана с начала бронзового века занимались не только скотоводством, но и отдельными видами земледелия.

В самом начале земледелие развивалось в низинах, на берегах мелких речушек, около водных источников, озер, так как это давало возможность орошать обрабатываемые земли. В регионах Семиречья и Южного Казахстана, где природно-географические условия были более благоприятными для ведения земледелия, чем скотоводства, оно хорошо развивалось.

В поселениях, относящихся к бронзовому веку, встречаются бронзовые и медные серпы. В поселении Шагалалы, около Кокшетау, была найдена бронзовая коса. Таким образом, земледелие развивалось также в других регионах с благоприятными природными условиями.

9 слайдОписание слайда:

Поселения

10 слайдОписание слайда:

На территории Казахстана обнаружено много посе­лений, относящихся к бронзовому веку, на территории более чем 60 из них были проведены раскопки. Поселения обычно состояли из 5—10, а иногда 20 домов. Жилища строились двух видов: землянки и дома, построенные на земле. Стены землянок наполовину были врытыми в землю, в некоторых случаях укреплялись большими плоскими камнями.

Крыши домов закрывали шестами в четыре ряда, между ними укладывали траву или ветки. Стены домов — это сложные сооружения из двух рядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей. Четыре или шесть рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты и хозяйственные отсеки.

Широко использовалось дерево для укрепления стен, из него делали опоры балок и стропила перекрытия. По своим антропологическим данным андроновцы являлись европеоидами. В настоящее время основным регионом формирования андроновского историко-культурного объединения считают терри­торию Казахстана.

Можно с уверенностью констатировать, что андроновские племена, населявшие территорию Казахстана в I тысячелетии до н. э., были прямыми культурно-этническими предками ранних кочевников.

11 слайдОписание слайда:

Заключение В эпоху бронзы человек расселился по всей территории Казахстана. Археологические памятники этого периода относятся к андроновской и бегазы-дандыбаевской культуре. Андроновская культура в каждом из регионов Казахстана имеет свои особенности. Это связано с различными природными условиями проживания.

Важное значение в жизни этих племен занимала металлургия. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и украшения. С развитием производственных сил в обществе усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют археологические исследования поселений и могильников.

Племена эпохи бронзы занимались комплексным хозяйством (скотоводство, земледелие), в котором ведущее место занимало отгонное скотоводство, на втором плане стояло мотыжное земледелие. В последующий период, в эпоху железа, скотоводческое хозяйство получило дальнейшее развитие.

Сформировались все условия для перехода к кочевому скотоводству.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/hozyaystvo-bit-i-obschestvennoe-ustroystvo-plemen-bronzovogo-veka-v-kazahstane-418505.html

Хозяйство в эпоху бронзы. Общественный строй

5.Бронзовый век на территории Казахстана: периодизация, хозяйство, быт, ремесло.

Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов-бактриан.

 Палеозоологи по найденным костям эпохи бронзы смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры:

  • Быки отличались массивностью, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога;
  • Овцы были крупные, высотой до 70 см и весом до 50 кг;
  • Лошади были трех пород:
    • 1. Малорослые лошади, высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие, были похожи на современных монгольских лошадей;
    • 2. Наиболее многочисленными в табунах были лошади высотой 160 см, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей;
    • 3. Кони-тяжеловозы, высотой до 200 см.
  • Верблюд был приручен в III тыс. до н. э. в южных районах Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана, во II тыс. до н. э. — в Казахстане.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовье и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно выпатывались и скудели пастбища.

Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. В Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км.

В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличивалось число овец и лошадей. В X-IX вв. до н. э. у андроновцев преобладает коневодство.

2. Земледелие

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тыс. до н. э. Их хозяйство было смешенным: скотоводческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным.

В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений найдены горшки с остатками пригоревшей каши из проса, также на жертвенниках найдены остатки сожженной пшеницы.

Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

3. Металлургия

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза — сплав меди и олова.

Основные приемущества бронзы по сравнению с медью:

  • Низкая температура сплава;
  • Крепче, тверже
  • Красивый золотистый цвет.

Территория Казахстана богата полезными ископаемыми.

Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в основном в Центральном и Восточном Казахстане.

  1. Жезказган. Зырянов — медь. В Жезказгане добывали 100 тыс.тонн меди;
  2. Атасу, районах Калбинского и Нарымского хребта — олово;
  3. Степняк, Акжал, Балажал — золото.

Разработка этих месторождений велась за IV-II в. до н.э.

Методы определения, добычи и сплава руды:

  • Путем закладывания выработок определяли места залежей руды и приступали к добыче;
  • Рыхлые ( мягкие) руды добывали методом «кайлования» с помощью отбойников и молотков из камня;
  • Плотные (твердые) породы добывали методом «огневой проходки», при котором на поверхности жилы разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой. В результате резкой смены температуры рудное тело давало трещины.
  • При глубинных породах использовали метод «подкоп» или шахтный метод;
  • Рядом с шахтой добытую руду дробили и промывали, чтобы отделить ее от пустой породы. Мелкодробленную руду сгребали деревяными лопатами и относили в кожаных мешках к местам плавок. Выплавка металла яро изводилась на местах поселений в специальных плавильных печах. Остатки таких печей обнаружены при раскопках поселений на Атасу, Суыкбулак, Канай, где Рядом с печами найдены шлаки, слитки меди, литейные формы.
  • Из полученного метала изготовляли орудия труда, оружия и ювелирные украшения. Использовались ковка, литье, тиснение и чеканка.

Например, путем литья — бронзовые кинжалы, наконечники стрел, копий, а путем ковки- шилья, иглы, скрепки для ремонта посуды.

Основные орудия горняка — каменные молоты и отбойники, ступки, песты, колотушки, терки, бронзовые кайла, деревянные и костяные лопаты, клинья, рудодробилки.

4 Ремесло

Гончарное дело. Если у древних земледельцев Индии, Ирана, Афганистана, Средней Азии посуду изготовляли на гончарном круге специальными мастерами, то в Казахстане каждая семья сама делала посуду для себя.

Посуда изготовлялась ленточным способом, вручную. Вначале изготавливалось дно, а затем к нему прилепливались кольцо туловища,кольцо плечика, кольцо венчика.

При такой технике лепки на месте перехода тулова в шейку образовывалось ребро-уступ, являющейся характерным признаком андроновской культуры.

Основной орнамент керамических посуд — геометрический.

Основные типы керамической посуды:

  • На раннем этапе эпохи бронзы были горшки с округлым плечиком, одного размера и украшали ее — треугольниками, линиями, различными их сочетаниями при помощи гревенчатого штампа. Орнамент наносился только в верхней части горшка, от венчика до середины тулова.
  • В эпоху средней бронзы — горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной формы. Орнамент распологается по венчику, верхней части тулова и у дна.
  • В позднюю бронзу появляются — горшки с прямым венчиком и шаровидным туловом. Орнамент — налепные валики, шишечки, подковообразные фестоны покрывают большую часть тулова. Способы нанесения орнамента: гладкий штамп, нарезка, защипы пальцами.

Гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл:

  1. налепной поясок-валик символизировал наполненность сосуда;
  2. налепные шишечки — сосцы коровы-кормилицы, дающей молоко;
  3. узоры в виде свастики — символ солнца;
  4. менадры — олицетворяли воду и ее движение;.
  5. орнамент оберегал содержимое сосуда от «сглаза» и «порчи».

5. Ювелирное искусство.

Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во II тыс. до н. э. (XVI-XIV вв.). Они немногочисленны и в основном найдены в относительно богатых захоронениях:

  • Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами;
  • Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом;
  • Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством;
  • Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривны, иногда одетыми в них золотыми колечками, на руках — браслеты и перстни;
  • В качестве амулета носили, клыки диких животных, раковины с берегов Аральского и Каспийского морей.

Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской ГОЛОВЫ»

 6. Ткачество

В андроновской семье могли делать все необходимое для жизни — прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, расшивая их узорами аппликацией и бисером. Уже был известен ткацкий станок и веретено.

Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных деталей от веретен в поселениях Атасу, Канай, Алексеевское. Нитки пряли из шерсти и пуха животных, также использовали коноплю, дикий лен, крапиву.

Общественный строй

Природно-климатические условия Казахстана — малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Переход к кочевому скотоводству положило начало:

  •   переходу общества к патриархальной общине;
  •   зарождению семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенства;
  •  появлению социальных слоев — родовые вожди, жрецы, военачальники

Андроновское общество не было однородным:

  •  Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций;
  •  В особую группу выделяются — войны, что свидетельствуют богатые захоронения воинов;
  •  Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка;

Об имущественном расслоении свидетельствует могильники.

Так в эпоху бронзы появились одиночные погребения с большей величиной и глубиной могил, сложными деревянными конструкциями,большим количеством керамических горшков с пищей, остатки колесниц, кости коней, украшения, оружия и каменные булавы, служившие знаком власти. Среди рядовых захоронений выделяются грандиозные курганы диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м, обнесенные двойным или тройным кольцом ограды из монументальных плит.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/uchebshyn/kazaxstan-v-drevnosti/457-str9-kazaxstan-v-drevnosti.html

Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана. — Образовательный сайт Казахстана | ЕНТ 2019 шпоры

5.Бронзовый век на территории Казахстана: периодизация, хозяйство, быт, ремесло.

Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана.

» История Казахстана » Древнейшая история Казахстана. » Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана.

Особенности эпохи бронзы.

В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.

Эпоха бронзы делится на три периода:
1) Ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.
2) Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.
3) Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э.

В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э.

у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.

э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.

В конце 2-го — нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.

В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело.

Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зырьяновска (медь), в горах Атасу, реке Калбы и Нарыма (олово), в Казангункуре, Степняке и Акджале (золото). Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы.

Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).

Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.

Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй.

Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя.

В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические1) культы.

Андроновская культура эпохи бронзы.

В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры , охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии.

Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана.

Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.

В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской (установил А.Я.Тугаринов). Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек.

Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов.

Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.

Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.

Одни из центров Андроновской культуры обнаружены в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Нуртай, Беласар), Восточном Казахстане (Трушниково, Канай, Малокрасноярка), Северном Казахстане (Степняк, Боровое, Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово в Прииртышье).

Одно из них г. Аркаим (на границе Кустанайской и Челябинской областей), в Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.
В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолей Тегискен, Таутары.

В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. Исследователи Андроновской культуры – А.Я.Тугаринов, С.А.Теплоухов, М.П.Грязнов, К.В.Сольников, казахстанские ученые – А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, А.Г.

Максимова, С.С.Черников, А.М.Оразбаев.

Андроновская культура ранней бронзы (ХVІІІ-ХVІ вв.) носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального-нуринского.

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (ХV – ХІІІ вв. до н.э.). Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.

) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.

В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры. 1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве. 2) Строительство особого типа надгробных сооружений. 3) Своеобразный погребальный обряд. 4) Появление новых форм глиняной посуды.

5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Хозяйство.

Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.

Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища.

Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км.

В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, это увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотовдческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления
орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Она оличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом.

Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой.

Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра.

Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.

В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаметировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.). Они немногочислены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пласти, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.

Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.

Общественный строй.

В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация.

Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения.

Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны – колесничие. В особую группу выделяются жрецы.

Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно.

Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание. Оно решало все дела- избирало и смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций.

Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом.

Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи
неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев.

По одной из них, они принадлежали к финно – угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность.

Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики археологических материалов.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия.

От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей.

Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессее повседневного труда человека.

Источник: http://testent.ru/index/0-28

Казахстан в эпоху бронзы. Хозяйство, быт, ремесло андроновской общности

5.Бронзовый век на территории Казахстана: периодизация, хозяйство, быт, ремесло.

Исторические источники и их классификация.

Предмет и значение курса истории Казахстана.

История — наука, наход. в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени.

Один из таких примеров вариантов периодизации, согласно учебнику Аманжолова «История Казахстана» выглядит следующим образом: 1. Доисторический период (3 млн. — 8 век до н.э.) 2. Протоисторический (древний) период (8 век до н.э. — 5 век н.э.) 3. Средневековый период (5 — 16 века н.э.) 4. Новое время (с начала 17 века — 1868) 5.

Колониальный период (1868 — 1991) 6. Суверенный Казахстан (с 1991 года) В целом ИК состоит из трех больших периодов: Древнейший и древний период (2,5 млн. – появление первых орудий труда) А. Эпоха камня Б. Эпоха бронзы В. скифо-сакская эпоха Средневековый период (великое переселение народов) А. Эпоха гуннов Б. Древнетюркская эпоха В.

Золотая Орда Новое время (Образование Казахского Ханства)

А. Казахское ханство 15-18 века Б. Казахстан в 19 веке В. Казахстан в 20 веке

Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть истор. источниками. Истор. Ист. разделяются на письм. и вещественные. Письменные источники:старинные книги,летописи, указы, всевозможные док-ты, худ. лит. Письм. Ист.

в Каз-не: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литер. и научные произ-ия др. писателей, ученых, путеш-ов. Сюда же отн. военные или мирные договоры, диплом. протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных сторон, посетивших К-н.В трудах древнегр.

историка Геродота и географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиака Марцелпина, византийского историка Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Каз-на в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в Кит. династийных хрониках.

Китайские историки с интересом следили за событиями в Каз-их степях, и скурпулезно записывали их. След. группу составляют ирано-язычные п.п. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни каз-их племен первого тыс. до н.э. Богатым и ярким письм. Ист.

по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, напис. на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья.

Вещественные источники: всевозможные предметы или объекты, сделанные человеком. Это жилища и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и т.д.

3.Эпоха камня на территории Казахстана: периодизация, археологические памятники.

Гл. инф-ию о мат. стороне и дух. К-ре др-го челов-ва дает каменное орудие труда. Эпоха др.о каменного века — вр. Стан. Чел-ва и его хоз-ва — харак-ся низким уровнем произв-ых сил. Примитивная хоз. деят. заключалась в исп. готовых продуктов природы. Первоб.ч-к собирал дикораст. злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотн. людей строились на эк.

равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему хар-ру коллективистскими. Общест. Орг-ия людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Нач. ее этапом было первобытное стадо — объед. для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Затем на смену первобы. стаду пришла первоб. община.

Челов-ий коллектив позднего палеолита в соц. Отн.и характе­ризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в челове­ка современного физического типа (Homo sapiens). Каменный век делится на 4 периода : палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

Палеолит, в свою очередь, делится на ранний, средний, поздний. Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашельскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьерскую (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). В течение всего каменного века главенствующая роль в изгот.

орудий труда принадлежала камню. Ч-к хорошо знал св-ва камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В завис. от формы и характерных типов каменные изделия подразд. на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, про­колки и т. д. Стоянки раннего палеолита находятся на С-В от города Каратау Жамбыл. области.

Например, Борыказган, Танирказган. В центр. К-не – это стоянка Кудайколь, Жаман-Айбат и др.
Средний палеолит (140 – 40 тыс. лет назад).Главен-ая роль в изгот. орудий труда продолжает принадлежать камню. Памятники среднего палеолита – стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды Южно-Каз-ой области. В центр. К-не — находки в ср.

течении реки Сарысу, в урочище Батпак (сев. Караганды), в З Казахстане – на пол-ве Мангышлак.

Поздний палеолит (40 – 12 тыс. лет назад). Это время шир. расселения ч-ка, началось формир. рас и расовых групп. Возник. рода – первая специфическая форма общест. Орг-ии человеч. колл-ва. Женщина занимает главенствующее полож. в обществе. Мировоззрение человека позднего палеолита усложнилось. Получил распростр.

культ магии (охоты) в основе которого лежала вера в получ. власти над животными через овладение его образом, символом. Памятниками позднего палеолита являются – стоянка Ачисайская (Ю Каз-н), Пещера (В Каз-н), Канай, Свинчатка (В Каз-н).
Мезолит (12 – 5 тыс. лет назад) – хар-ся потеплением климата.

Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Изобр. лук и стрелы. Появление микролит. Тех-ии обработки камня (микролиты – миниатюрные пластины). Мезолит. стоянки располагались на берегах рек, озер. Это бассейны Иртыша, Ишима, Тобола, Урала.
Неолит, энеолит (5 – 3 тыс. лет назад). Это время рассвета техники обработки камня.

Происходит все б-ая спец-ия в изгот. орудий труда. Наряду с соверш-ем техники отжимной ретуши появились новые технолог. приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: ис­п. все труднообраб. породы камня, изгот. каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия.

Возникли зачатки горного дела, ткачества, керамики. Эпоха неолита – время родовых общин, образ. племен, племенных объединений. Для энеолита характерно внедрение в жизнь людей металла, в частности, медных орудий. Наиболее четко энеолит представлен в Южной зоне. Происходи эк. и общест. подъем, расшир. область труд.

Деят-ти ч-ка, качественно изменяется ее хар-р. Памятники: стоянка Караунгур, Кульсары, Кызыл су и др.

На рубеже первой-второй четв.II тыс. дон.э. в евразийских степях была изобр. бронза. Археолог. памятники пл. К-на эпохи бронзы отн. к андрон. культуре. Зона ее распростр. Охват. обширное простр-во Ю. Сибири, К-н, прилегающие р-ны Урала, Ср. Азию до Ю. Тадж-на, Афганистана, Сев. Пакистана. Андрон. Кул-ра делится на три периода: ранняя бронза — 18 — 16 вв. до н.э., средняя — 15 — 12 вв.

до н.э., поздняя — 12 — начало 8 вв. до н.э. В Ц.К-не ранний этап — нуринский, назв. по находкам в долине реки Нура, средний — атасуский, назв. по группе мог-ов в долине реки Атасу, поздний — бегазы-дандыб. по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в сев. Прибалхашье. В п-д ранней бронзы появился Аркаим-один из 1 прообразов города, на границе Челяб-ой и Куст-ой обл.

В п-д ср. бронзы значит. Изм. домостр-во, орг. поселений. Племена бронз. века образ. исходный культурный пласт, на осн. Кот. происходило формир. К-ры ранних кочевников. Осн. занятием людей было пастушеское скот-во и мотыжное земледелие. В скот-ве постепенно изменялся состав стада, увелич. доля животных, приспособ.к коч. образу, таких как лошади, овцы, верблюды.

Получило распр-ие отгонное скот-во, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооруж. из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок–предшест-ки юрт. Появ. и войлочные кибитки, присп-ые для кочевья, устан-ые на четырехколесных телегах. Важную роль в жизни племен того времени играла метал-ия. В эпоху бронзы К-н был одним из первых произв-ей бронзы в мире.

Объемы выплавленного металла были огромны. Осн. сырьем для изгот. орудий труда и оружия была бронза — сплав меди и олова. Центрами мет-ии были Центр. и Вост. К-н. Мат.род сменил отцовский. Первобытнообщинные отн. постепенно разлагались, усиливалась имущ-ая дифференциация. По своему антрополог. складу андроновцы были представителями европеоидной расы — широколицы, с откр.

глазами, развитым надпереносьем, резко выступ. носом. В языковом отн. они относились к индоиранской группе. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, свящ. огню, верили в загробную жизнь, гл. жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты. Андроновцы жили род. общинами, сост. из нес-их б-их патриархальных семей. Нес-ко родственных общин составляли племя. Свящ.

книга «Авеста» называет племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии. В Ц. К-не комплексная землед.-скот-ая андрон. К-ра ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыб. К-ой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличит. черта этой к-ры — монументальные погребальные сооружения, им.

сложную планировку.

Хоронили умерших в каменных ящиках, образ. из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над кот. насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота.В З. К-не иссл. могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы.

В Центральном — могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай-атасуского. В В. К-не исследованы могильники Канай, Сарыколь, Койтас. В Сев. К-не к федоровскому этапу отн. могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому — могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский.

Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.

5.Союзы сакских племен: расселение, хозяйство, общественный строй.

В 1 тыс до н. э в степях К-на, по свед. Др.источников, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греч.

авторов фигурируют под именем скифов, которое широ­ко вошло в обиход, как синоним кочевников. По мнению ряда иссл-ей, саки-парадарайя рассел. в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Сев.

Причерноморье; саки-тиграхауда — в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга — в долине Мургаба.

Известны войны саков с персами. В ист., например, освещается б-ба Кира с сакской царицей Томарис. В 519—518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Другая страница истории саков связана с б-ой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и под­чинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330—327 гг. до н. э. А.

Македонский захватил столицу Согда Мараканду и направился к Сырдарье. По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Асхата. Постройка его вызывала беспокойство у саков. Неудачей закончилась попытка Александра Македон­ского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). С сакским вр.

связана эпоха освоения степных и горных простр-в, господство скот-ва, в его различных формах, в сочет. с зем-ем. Кочевое скот-во, для кот. были хар-ны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще зап. и отчасти центр. К-ну. Кон-во было одним из важнейших направлений скотовод­ства саков. Выращивали просо, ячмень, пшеницу.

На юге, в долине Сырдарьи рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабищ-мулла, Баланды посевы орошались с помощью каналов. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. дсче­ты специалистов показывают огромные масштабы горнорудных разработок. Так, в Имантауском месторождении извлечено 3 млн.

пудов медной руды, а из Джезказганского и Успенского — соответ­ственно 10000 и 20000 тыс., причем большая часть добычи прихо­дится на сакское время. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются замеча­тельными произведениями искусства.

Для отливки изделий ис­пользовались формы, сделанные из камня, глины.

В сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов (древнее индоиранское название воина «ратайштар» — «стоящие на колеснице»); сословие жрецов, атри­бутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников, «восьминогих», т. е. имеющих двух волов для запряжки в плуг.

Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам — белый, общинни­кам — желтый и синий. Царь принадлежал к сосло­вию воинов, он же был и избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания.

Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на сословия, или группы. Это заметно, прежде всего, по разнице в размерах погребальных курганов. В могильнике Бесшатыр особенно четко видна принадлежность огромных курганов — вождям, средних — воинам и мелких — рядовым общинникам.

Источник: https://studopedia.su/14_50175_kazahstan-v-epohu-bronzi-hozyaystvo-bit-remeslo-andronovskoy-obshchnosti.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий