49. Младотурецкая революция 1908-1909, причины, ход, историческое значение

Шпаргалка по Истории стран Азии и Африки в новое время (стр. 16 из 19)

49. Младотурецкая революция 1908-1909, причины, ход, историческое значение

49. Младотурецкая революция 1908-1909, причины, ход, историческое значение

Новый подъем движения младотурков был связан с русской революцией 1905-1907 гг. и иранской революцией 1905-1911 гг. Но главные причины революционного подъема обусловлены внутренними проблемами страны (Абсолютная власть Абдул-Хамида II, отсутствие конституции, парламента и проч.).

Три периода движения:

Первый период – июль 1908 г. (до 24 июля). В этот период началось восстание в Македонии, была восстановлена конституция 1876 г., в стране установилось двоевластие.

Второй период – с 24 июля 1908 г. по 13 апреля 1909 г. Для него характерен подъем революционного движения, оживление общественно-политической жизни в стране, обострение борьбы за власть.

Третий период – с 13 апреля по 27 апреля 1909 г. Открытое выступление реакции. Разгром младотурками контрреволюционного мятежа. Установление единовластия младотурок.

В июне 1908 г. младотурецкая организация в Македонии начинает вооруженную борьбу против турецкого правительства и привлекает на свою сторону албанские части османской армии.

Первый период революции закончился тем, что султан признал победу младотурок, но был оставлен у власти. Зарубежных наблюдателей революция поразила своей внезапностью и мирным, почти бескровным характером.

Нужно отметить, что быстрота и «бескровность» в данном случае проистекали не из силы революции, а из того потрясающего развала, к которому пришел абдулхамидовский режим.

На втором этапе (24 июля 1908 г. – 13 апреля 1909 г.) идет «триумфальное шествие» новой власти. Из тюрем освобождают политических заключенных, всюду проходят манифестации в поддержку младотурок. На улицах Стамбула и ряда других городов скандируются лозунги свободы, равенства, братства. Мусульмане братаются с немусульманами. Однако это внешние атрибуты победы.

Что же конкретно сделали младотурки?

Во-первых, они сохранили власть султана и старый управленческий аппарат, только убрали из него наиболее реакционных деятелей. Правда, наряду со старыми государственными структурами младотурки создали младотурецкие комитеты. Таким образом, установилось двоевластие.

Младотурки, если бы захотели, могли бы уничтожить прежний госаппарат, но они этого не сделали. Султан Абдул-Хамид II использовал ситуацию для укрепления своих позиций. Уже в августе 1908 г. он издал указ, в котором, в дополнении к восстановленной конституции, расширяет свои права.

По указу только султан мог назначать великого везира, военного и военно-морского министров.

Во-вторых, младотурки не пошли на уничтожение традиционных форм земельной собственности и крупного землевладения.

В-третьих, в программе говорилось об ограничении власти шаха, расширении компетенций парламента, необходимости провозглашения свободы слова, печати и т.д. Что же касается положения рабочих, то младотурки обещали подумать о рабочем законодательстве, но быстро забыли о своем обещании.

В-четвертых, официальной государственной идеологией Империи провозглашался османизм. Формально он означал равенство перед законом всех народов, населяющих Империю. Но фактически османизм отрицал наличие национального вопроса в Турции, лишал национальные меньшинства элементарных прав и насильственно ассимилировал их.

Итоги революции:

Во-первых, младотурки не решили антиколониальные задачи. Чем дальше, тем больше страна попадает в зависимость от Запада. Правительство раздает направо и налево новые концессии, делая очередные долги.

Во-вторых, не был решен национальный вопрос. Общая эволюция младотурецкой идеологии шла от османизма к пантюркизму.

В-третьих, младотуркам не удалось сохранить Империю. В ходе самой революции Болгария провозгласила независимость. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину.

Младотурки оказались не в состоянии решить аграрный вопрос, не были приняты законы о положении наемных рабочих.

Все очевиднее становилась оторванность революционеров от тех сил, которые их поддерживали в ходе революции. Вместо былой революционности – диктаторство, авантюризм, стяжательство.

Честные патриоты были или оттеснены, или сами отошли от политической деятельности. Неудачи революции отбросили Турцию назад, к средневековью.

Тем не менее, младотурецкая революция не прошла даром, она способствовала пробуждению нации, формированию политического сознания, появлению опыта политической борьбы, росту политической активности общества и т.д.

50. Возникновение вахаббитского учения. 1 гос-во Саудидов

Ваххабиты – это последователи учения Мухаммада б. Абд ал-Ваххаба. Он родился в 1703-1704 г. на Аравийском полуострове в семье кади, получил религиозное образование.

Стержнем доктрины ваххабитов было учение о единобожии (таухид): Аллах – единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей; однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества. Ваххаб считал, что необходимо очищение ислама, возврат к его истокам.

В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов раннего ислама, осуждали роскошь, стяжательство и т.д.

В учении ваххабитов важное место занимала идея джихада не только против язычников, но и против мусульман, которые «отступили» от принципов раннего ислама. Уже для раннего ваххабизма был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике политической борьбы. Ваххабиты встретили поддержку среди шейхов Аравии, в том числе представителей рода Ал Сауд – эмиров ад-Дирии. Саудиды сделали ваххабизм знаменем своей борьбы за независимость.

Правитель города Ад-Дирийя Мухаммад ибн Сауд и исламский проповедник Мухаммад Абдуль-Ваххаб объединились с целью создания единого мощного государства. Этот союз, заключенный в XVIII веке, положил начало правящей по сей день династии Саудов.

Через некоторое время молодое государство со столицей в Ад-Дирийе подверглось давлению со стороны Османской империи, обеспокоенной усилением арабов у своих южных границ и завоеванием ими Мекки и Медины.

В 1817 году османский султан отправил на Аравийский полуостров войска под командованием Мухаммеда Али-паши, которые разгромили относительно слабую армию Имама Абдаллы. Таким образом, Первое Саудовское государство просуществовало 73 года.

51. Второе государство Саудидов

После того как египтяне покинули Аравийский полуостров, страна вновь распалась на ряд областей.

Во главе восстановленного саудовского государства встал эмир Фейсал (1843 г.), бежавший из египетского плена. В сравнительно короткий срок ему удалось восстановить фактически распавшийся эмират. Правда, до прежнего могущества было далеко. В 1846 г.

обессиленная страна признала даже турецкий сюзеренитет, обязавшись выплачивать 10 тысяч талеров ежегодно в качестве дани. Далеко не были восстановлены и прежние границы ваххабитского государства.

Под властью риадского эмира находились лишь собственно Неджд и аль-Хаса.

Стремление Саудидов восстановить свою власть в Касыме втянуло их в затяжную борьбу с Хиджазом. Мекканских шерифов отнюдь не устраивала перспектива ваххабитского господства в этом важнейшем торговом центре Аравии. Да и само купечество Касыма было против ваххабитской власти.

Оно быстро богатело на развивающейся аравийской торговле. Касымские купцы сосредоточили в своих руках значительную долю растущего товарообмена как между различными областями Аравии, так и с соседними арабскими странами.

Касымские купцы тяготились феодальными поборами и суровыми обычаями ваххабитского государства. Они выступали за самостоятельность своих городов-государств. Благодаря поддержке мекканских шерифов население Касыма в конечном счете успешно отражало все ваххабитские походы.

Дальнейшие попытки Саудидов подчинить себе касымские города ничего не давали. Лишь временами им удавалось принудить их к уплате дани.

В Восточной Аравии ваххабиты встречали противодействие Англии. Они дважды пытались овладеть своими старыми позициями на берегах Персидского залива и оба раза были отражены английским флотом. Наконец, в 1866 г. по англо-недждийскому договору Саудиды отказались от попыток распространить власть на Договорный Оман и Бахрейн и ограничились получением с них дани.

Внутренняя жизнь возрожденного ваххабитского государства была проникнута духом воинствующего фанатизма. Религиозная нетерпимость достигла крайних пределов.

Новому государству ваххабитов не хватало внутренней сплоченности. Центральная власть была слаба. Племена поднимали оружие не только друг против друга, но и против эмира. После смерти Фейсала (1865 г.) феодально-племенной сепаратизм дополнился династическими распрями. Наследники Фейсала, который поделил Неджд между тремя старшими сыновьями, начали ожесточенную борьбу за единоличную власть.

Борьба претендентов и феодально-племенные междоусобицы ослабляли и без того непрочное ваххабитское государство. Этим не преминули воспользоваться турки, захватившие аль-Хасу, и шаммарские эмиры, которые боролись с Сауди-дами за гегемонию в Северной Аравии. К 1870 г. риядский эмират распался.

52.Ирак в составе Османской империи

Ирак представлял один из важных объектов в турецко-персидских завоевательных устремлениях. Исключительно выгодное стратегическое положение этой страны с выходом в персидский залив издавна привлекало внимание внешних завоевателей. Огромное значение имели мировые торговые пути, проходившие через Ирак и соединявшие Восток и Запад.

В целом вековая борьба между Османами и Сефевидами закончилась только в 1638 г. победой Османской империи. По мере включения Ирака в состав Османской империи были созданы следующие эйалеты: Багдадский, Басрийский, Мосульский, Шахризурский.

Статус эйалетов, их внутреннее устройство, их права и обязательства были определены в специальных канун-наме (законоположение), составленных османскими властями с учетом местных особенностей, сложившихся отношений и институтов, а также положений обычного права. Во главе каждой области стояли бейлербеи, назначаемые из Стамбула, которые носили титул паши.

Ниже на иерархической лестнице стояли государственные чиновники, тоже назначаемые непосредственно из Стамбула и подчинявшиеся центральному ведомству. По всем эйалетам были расквартированы янычарские корпуса, командующих которыми — ага назначали также из Стамбула.

Источник: https://mirznanii.com/a/342685-16/shpargalka-po-istorii-stran-azii-i-afriki-v-novoe-vremya-16

Младотурецкая революция: причины, характер и историческое значение

49. Младотурецкая революция 1908-1909, причины, ход, историческое значение

Через несколько лет после начала иранской революции развернулись события в Турции. Русская революция 1905 г. ускорила наступление революционного кризиса в Турции. Были приняты меры, чтобы не пропустить революционный броненосец «Потемкин» в проливы. Была запрещена продажа русских газет, а турецким газетам вообще запрещалось использовать слово «русский».

Но все это не помешало воздействию России на турецкий народ. Русская революция оказала глубокое влияние на младотурок. Турецкие революционеры призывали народ следовать примеру России и Ирана, где уже началась революция. Наиболее значительным выступлением этого периода было Эрзурумское восстание 1906г. Более года султанские власти не могли овладеть положением в городе.

На юге Албании были созданы национальные революционные комитеты. В течение 1906-1907 гг. боевая деятельность вооруженных отрядов албанских повстанцев значительно расширилась. В Македонии еще летом 1903 вспыхнуло народное восстание. Турецкая армия очень долго жестоко подавляла это выступление. Но это лишь накаляло обстановку.

Складывание в Османской империи революционной ситуации способствовало росту активности младотурок. Комитет «Единение и прогресс» приобрел значительное влияние среди офицерства. Центр деятельности младотурок переместился из-за границы на родину.

В конце 1907 в Париже состоялся съезд младотурок и буржуазно-революционных организаций других национальностей Османской империи, который принял решение о подготовке вооруженного восстания с целью восстановления конституции 1876 г. Восстание намечалось на август 1909 г. Революционный подъем в Македонии и других областях и угроза потери Македонии активизировали младотурок.

С середины 1908 началась непосредственная подготовка к восстанию под руководством Салоникского комитета «Единение и прогресс». 23 июля революционные отряды вступили в Салоники. Комитет «Единение и прогресс» направил султану требования в трехдневный срок издать указ о восстановлении конституции. 24 июля Абдул-Хамид II объявил о созыве парламента.

В декабре 1908 собрался турецкий парламент. Большинство получили сторонники комитета «Единение и прогресс», который в октябре 1908 провозгласил себя политической партией. Но в состав правительства его представители не входили хотя и оказывали решающее влияние на управление страной. В апреле 1909 г.

при активном участии партии «Ахрар» и «Мусульманской лиги» начался контрреволюционный мятеж стамбульского гарнизона. Младотуркам пришлось бежать из столицы. Революция 1908 г. была первым крупным проявлением полит. пробуждения турецкого народа.

Буржуазно-либеральный характер политики младотурок определил и то, что буквально с 24 июля 1908, когда султан объявил о созыве парламента, младотурецкая революция развивалась по нисходящей и в конечном счете закончилась поражением, ибо ни одна из коренных задач революции не была решена.

Накануне первой мировой войны резко осложнилось международное положение Османской империи. Неудачи в войне 1911-1912 г. с Италией подорвали престиж младотурок. Этим воспользовались их противники, объединившиеся в партию «Свобода и согласие». В июле 1912 г. им удалось отстранить младотурок и захватить власть.

Не успело турецкое правительство заключить мир с Италией, как началась 1-я Балканская война. Коалиция балканских стран — Болгарии, Сербии, Греции и Черногории — нанесла поражение турецким армиям. Теперь младотурки воспользовались неудачами правительства партии «Свобода и согласие». В январе 1913 г.

отряд офицеров — сторонников младотурок во главе с Энвером совершил в столице государственный переворот. Правительство партии «Свобода и согласие» пало. Новое правительство сформировали младотурки. Но возвращение к власти младотурок не улучшило военного положения Турции. Подписанный в Лондоне с коалицией балканских государств мирный договор (май 1913 г.

) лишил Османскую империю ее европейских владений, за исключением Стамбула и примыкающего к нему района. Во время 2-й Балканской войны Турции удалось вернуть себе Адрианополь (Эдрине) и прилегающий округ. Болканские войны и их исход свидетельствовали о провале политики младотурок в национальном вопросе.

Война показала, что нетурецкое население европейских областей Османской империиотнюдь не считает себя «османами». Оно стремилось к освобождению от турецкого ига. Не считали себя «османами» и угнетенные народы азиатских областей империи.Турция пришла к кануну первой мировой войны крайне ослабленной.

Младотурецкое правительство проводило шовинистическую политику по отношению к нетурецкому населению и жестоко преследовало малейшие проявления демократического движения турецкого народа. В 1913 г. В Турцию прибыла германская вооруженная миссия во главе с Лиманом фон Сандерсом. Она получила широкие полномочия и фактически установила свой контроль над турецкой армией. Война должна была решить, будет ли Турция поделена между странами Антанты или станет колонией германского империализма. После июльского кризиса 1914 г. развернулась борьба за то, какая из двух коалиций использует в своих интересах выгодное стратегическое положение Турции и поставит себе на службу ее сырьевые и людские ресурсы. Сильную заинтересованность в вовлечении Турции в войну на своей стороне проявляла Германия.

5.Афганистан во второй половине XIX — начале XX веков: особенности исторического развития.Первое гос-во на территории А. (Дурранийская держава) образовалось в середине XVIII в. Попытки Великобритании подчинить его в XIX в. окончились провалом. По соглашению 1893 г. ряд районов были отторгнуты по т.н.

«линии Дюранда» и присоединены к Британской Индии (ныне в составе Пакистана). В 1919 г. провозглашена независимая монархия В 90-х годах 19 в.

Англия в своей среднеазиатской политике ставила себе две главные задачи: во-первых, она стремилась вынести границы Афганистана возможно дальше на север, поощряя афганцев к захвату тех памирских земель, на которые в свою очередь имела виды Россия; во-вторых, Англия хотела обеспечить себе стратегически выгодное положение, позволяющее оказывать давление на Афганистан угрозой вторжения. Попытка правителя мелкого княжества Хунза (на крайнем севере Индии) в 1891 просить покровительства России дала Англии желанный повод для полного подчинения этого княжества и установления точных границ Афганистана как на севере (со стороны России), так и на юге (со стороны Индии). При этом Англия стремилась овладеть всей спорной территорией афганских «независимых» племён, не допуская тем самым проникновения туда влияния России, и господствовать над всеми горными проходами из Индии в Афганистан. Англия рассматривала решение вопроса о территории племён в свою пользу как непременную предпосылку для возможного урегулирования не только англо-афганских отношений, но и англо-русских споров в Средней Азии. Англо-индийское правительство считало своё требование настолько важным, что грозило Афганистану войной в случае отказа эмира Абдуррахмана подписать соглашение о границах. «История Афганистана уже с начала 19 в. (т.е. ранее, чем сложился в современных его границах Афганистан) и до самых последних лет [это написано в 1926] определялась той ролью, которая выпала ему в борьбе английского и русского империализма в Средней Азии. Английский империализм, стремясь остановить продвижение русского к Индии, ценою войн, сложной дипломатической игры, подкупов и пр., обратил Афганистан в буферное государство, роль которого Афганистан выполнял до 1919. В целях создания этого буфера, Англия в течение 19 в. добилась, путем дипломатического и военного давления на царскую Россию, присоединения к коренным афганским областям – Кандагару и Кабулу – ряда областей к северу от Гиндукуша, ни по этническому составу, ни по экономике ничем не связанных с подлинным Афганистаном. С другой стороны, в результате двух кровопролитных войн (1841 и 1880) Англия отбила у Афганистана и присоединила к своим индийским владениям чрезвычайно важную в стратегическом отношении полосу земель по южной границе Афганистана с 2-миллионным, почти чисто афганским населением. Этим достигнута была тройная цель: расширение буферного пояса между Индией и русским Туркестаном, усиление естественной обороны границ Индии и облегчение руководства буферным государством, поскольку государство это явилось искусственным конгломератом национально и хозяйственно не связанных между собой областей. Царская политика в течение десятилетий бессильна была порвать создавшуюся зависимость Афганистана от Англии. Афганистан, сохраняя внешнюю независимость, фактически обратился в колонию Англии: положение это было закреплено конвенцией 1907 между Россией и Англией, по которой царское правительство признало Афганистан «вне сферы своего влияния». Афганистан служил Англии надежным «буфером» вплоть до 1919, когда происшедший в Кабуле переворот сбросил английского ставленника, и Афганистан, путем объявления войны Англии, добился признания своей независимости, закрепив ее союзом с СССР.С этого времени история Афганистана выходит на новые пути.» Стратегическая роль Афганистана определяется тем, что он стоит на путях, ведущих в Индию – драгоценнейшую колонию Англии, и является единственным плацдармом для ее захвата, короче, представляет собою ворота в Индию. Отсюда вытекает стратегическая роль Афганистана – быть передовым театром Индии. Афганистан представляет собою высоко поднятый треугольник с вершинами в Файзабаде, Герате и Кандагаре; посредине треугольника проходит первоклассная твердыня Гиндукуша, разветвленного на западе тремя раструбами. Центром обороны Афганистана как в старину, так и теперь является Кабул, узел важнейших путей страны и политический центр ее. Наиболее сильным фасом указанного треугольника и в то же время исторически наиболее важным является северный, обращенный к Туркестану; он имеет четыре оборонительных рубежа: Аму-дарья, ряд степных городов с цитаделью в лице крепости Дей-Дади, группа укрепленных пунктов в предгорьях Гиндукуша и сам Гиндукуш. Рубежи эти обороняют Кабул, центр жизни всей страны, и вместе с тем прикрывают пути в Индию. Операционное направление, идущее с севера через Кабул и далее к реке Инду, называется Кабульским.

46.Южная Африка во второй половине XIX — начале XX века. «Второе открытие» юга Африки.

Во второй половине XIX века, особенно после 1885, процесс колонизации Африки приобрёл такой масштаб, что получил название «гонки за Африку»; практически весь континент (кроме остававшихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 был разделён между рядом европейских держав: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия.С 70-х гг. 19 в. началось быстрое капиталистическое развитие ряда районов страны, главным образом Капской колонии и Трансвааля. Притязания европейских держав на Южную Африку усилились в связи с открытием в конце 60-х — середине 80-х гг. крупнейших месторождений алмазов к З. от Оранжевого Свободного государства и золота в Трансваале. Алмазно-золотой бум, привлекший крупные капиталы и вызвавший широкую иммиграцию европейцев, обусловил рост горнодобывающей промышленности, торговли, строительства железных дорог (т. н. «второе открытие Южной Африки»). В горнорудном деле возникли монополистические компании, тесно связанные с европейской (в первую очередь с британской) финансовой олигархией. Ускорились процессы формирования пролетариата и интеллигенции. Для работы на сахарных плантациях Наталя с 60-х гг. 19 в. вербовали индийцев; по окончании срока контракта многие из них оставались на Ю. Африки. Белый пролетариат рос как за счёт притока рабочих из Европы, так и в результате разорения бурских фермеров. В 40—50-е гг. возникли профсоюзы рабочих-европейцев. В 1882 произошла первая забастовка рабочих-африканцев, в 1907 — первая крупная забастовка белых рабочих. К началу 20 в. относится возникновение социалистических организаций в среде белого населения.Стремясь создать в Южной Африке сплошной массив британских колониальных владений и превратить их в трамплин для продвижения в глубь континента по линии Кейптаун — Каир, Великобритания в 70—80-х гг. захватила последние независимые территории южноафриканского банту, развязала ожесточённые войны против зулу, коса, басуто. Многократные попытки английских колонизаторов аннексировать бурские республики привели, в конечном счёте, к англо-бурской войне 1899—1902 (Англо-бурская война 1899-1902), закончившейся захватом Великобританией Трансвааля и Оранжевого Свободного государства.

Просмотров 628 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-36041.html

Младотурецкая революция

49. Младотурецкая революция 1908-1909, причины, ход, историческое значение

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. движение «МЛАДОТУРКОВ» 5

Глава 2. ПРЕДПОСЫЛКИ и этапы РЕВОЛЮЦИИ 14

2.1. Первый период революции (3-24 июля 1908 г.) 15

2.2. Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1909 г.) 17

2.3. Третий период революции (13–27 апреля 1909 г.) 19

Глава 3. ХАРАКТЕР МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 23

Глава 4. ИТОГИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

ВВЕДЕНИЕ

К концу XIX в. в Османской империи усилился кризис феодального строя, обострились все антагонистические противоречия. Турки составляли в стране лишь четверть населения (28 млн. человек).

Будучи господствующей нацией, они, однако, по уровню своего развития намного отставали от многих покоренных ими народов. В империи был установлен режим черной реакции, получивший название «зулюм». По словам В. И. Ленина, происходило «гниение страны».

Наиболее жестоко Абдул-Хамид II подавлял национально-освободительные движения христианских народов империи.

Самодержавная султанская власть была последовательным врагом прогресса. Она душила культурное развитие народов страны. Ее социально-классовой опорой были наиболее отсталые и реакционные классы и слои турецкого общества.

Развитие экономических отношений всячески тормозилось и деспотическим феодально-монархическим режимом, и засильем иностранного капитала. Более или менее прогрессивные инициативы душились на корню.

Влияние экономического и социального развития Европы сказывалось в первую очередь на греческой, еврейской, славянской, армянской буржуазии и лишь затем на верхушечных торгово-хозяйственных прослойках турок и представителей других мусульманских национальностей.

С точки зрения активности в торгово-экономической деятельности зарождавшаяся турецкая буржуазия заметно отставала от своих конкурентов. В этих условиях она рассчитывала на поддержку султанской власти и государственных органов с тем, чтобы грубой силой свести на нет явное экономическое превосходство немусульманской буржуазии.

Младотурки были представителями зарождавшейся турецкой буржуазии. Большинство из них были выходцами из рядов турецкой мелкой буржуазии, «жадно рвущейся к власти, чтобы сделать ее рычагом своего экономического возвышения и господства»[16, с. 132].

Младотурецкая революция 1908 г., первая буржуазная революция в Турции. Произошла под влиянием русской Революции 1905-1907 гг. в эпоху, названную В. И. Лениным «пробуждением Азии». Имела целью свержение деспотического режима султана Абдул-Хамида II, введение конституционного строя, а в более отдалённой перспективе – освобождение страны от полуколониальной зависимости.

В отечественной литературе советского периода существовало несколько точек зрения на события 1908-1909 гг. в Турции. Хотя в одном историки были едины – это буржуазная революция. Историки А. Д. Новичев и В. И. Шпилькова считали младотурецкую революцию незавершенной, верхушечной. А. Ф.

Миллер называл ее буржуазно-конституционной, ибо первоочередной задачей революционеров было восстановление конституции 1876 г. и созыв парламента. В работах советского периода часто цитировалось широко известное положение В. И. Ленина о том, что революция в Турции шла «от победы к полупобеде».

Почему от победы к полупобеде? Из-за характера установившейся власти (от конституционной монархии к триумвирату), из-за неразрешенности основных проблем, стоящих перед страной. Действительно, в Империи сохранились средневековые пережитки, не устранена была полуколониальная зависимость Турции от стран Запада.

После Первой мировой войны Империя распалась, младотуркам не удалось решить одну из своих главных задач, а именно, сохранить Османскую империю.

Из исследований последних лет можно отметить работы Л. С. Васильева и Ю. А. Петросяна. В учебном пособии Л. С. Васильева события 1908-1909 гг. – это «военно-революционный переворот, именуемый в историографии младотурецкой революцией». Автор обращает особое внимание на роль армии в движении. Ю. А. Петросян также считает события 1908-1909 гг.

революцией, подчеркивает, что младотурки опирались на армию. Исследователь пишет о «недолгой весне революции», рассматривает ее в русле движения «от победы к полупобеде и к поражению». В последних работах, в разделах посвященных событиям 1908-1909 гг., отсутствуют оценочные характеристики.

В то же время востоковеды продолжают придерживаться той периодизации революции, которую предложили историки советской школы, выделяя три периода движения.

Целью данной работы является подробное рассмотрение младотурецкой революции.

Для достижения поставленной цели нам необходимо:

    • рассказать о возникновении организации «младотурок»;
    • рассмотреть предпосылки нарастания революционной ситуации в Турции и этапы прохождения самой революции;
    • дать характеристику младотурецкой революции, подвести ее итоги и выявить ее историческое значение. 

Глава 1. ДВИЖЕНИЕ «МЛАДОТУРКОВ»

В XIX в. Османская империя переживала глубокий экономический и политический кризис. Усилия турецких реформаторов вывести страну из этого кризиса не увенчались успехом.

Одни считали, что турецкая культура уже не могла ничего черпать из арабской и персидской культур и должна была полагаться на импульсы из Европы, другие выступали против «вестернизации» во имя упрочения основ исламской, а затем и чисто турецкой культуры.

В конце 19 в. политическими преемниками «новых османов»выступили младотурки. В европейском востоковедении движение «новых османов» и «младотурок» получило единое наименование – «жён турк».

Российская и советская туркология термин «младотурок» употребляет в основном применительно к партии «Иттихадветеракки» («Единение и прогресс») и к младотурецкому движению в целом. Неформальным лидером комитета был философ Абдулла Джевдет, однако сам он в политику не вмешивался, занимался в основном просветительской деятельностью.

В среде «младотурков» возникло радикальное крыло, состоявшее из молодых офицеров, во главе которых были Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша.

Первые организации младотурок возникли в 1889 г. в Стамбуле.Это была ячейка среди курсантов военно-медицинского училища, построенная по принципу организаций карбонариев и ставившая целью избавление страны от деспотизма, возврат к конституционным нормам.

По ее образцу вскоре были созданы аналогичные ячейки и в других учебных заведениях. Одновременно с этим в Париже, в эмиграции, А. Риза-бей создал общество борцов против тирании. Первая листовка от имени организации «Иттихадветеракки» («Единение и прогресс») стала распространяться в Стамбуле в 1894 г.

, после чего начались гонения на иттихадистов-младотурок. Значительная часть их бежала в Париж, где в 1895 г.

Риза-бей начал издавать газету, излагавшую программу организации: борьба за свободу, справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи; сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела.

Вся образованная часть населения империи, равно как и многие другие слои, в том числе немусульманские народы, со вниманием следили за развитием событий и сочувствовали иттихадистам. Были даже сделаны попытки государственного переворота (1896), на что султан ответил репрессиями.

Однако, несмотря на репрессии, количество ячеек иттихадистов быстро росло. В 1902 г. в Париже состоялся первый съезд младотурок, в котором приняли участие несколько десятков делегатов; среди них произошел раскол, в основном по вопросу о том, стоит ли опираться на помощь держав в борьбе за достижение целей младотурок.

Но, несмотря на раскол, отделения иттихадистов по-прежнему действовали весьма активно, временами изменяя название своих организаций. В условиях революционного подъема в мирев начале XX в. радикализм стремлений и требований младотурок все нарастал.

Второй конгресс их, тоже состоявшийся в Париже (1907), завершился принятием Декларации, которая призвала страну к восстанию против режима Абдул-Хамида. Резко усилилась пропаганда младотурок в армии, особенно среди молодых офицеров.

Были также налажены контакты с оппозиционными партиями и организациями нетурецких народов империи. Назревали решающие события. Центром их оказалась расположенная к северу от Стамбула Македония[7, с. 201].

Младотурки были представителями зарождавшейся турецкой буржуазии. Большинство из них были выходцами из рядов турецкой мелкой буржуазии, «жадно рвущейся к власти, чтобы сделать ее рычагом своего экономического возвышения и господства».

Среди них было много военных и чиновников. Их недовольство султанской властью обусловливалось в первую очередь тем, что офицеры годами не получали зарплату. Это обстоятельство способствовало распространению взяточничества, продажности, фаворитизма также и в армии.

Штатные сокращения, время от времени проводимые среди государственных служащих, выбрасывали на улицу сотни людей, которые выражали свое недовольство существующими порядками, вели антиправительственную агитацию. Немало было влачивших полуголодное существование улемов и заптиев.

Тем не менее, движение младотурок отражало интересы зарождавшейся турецкой буржуазии и либеральных помещиков. Оно стремилось объединить всех недовольных султанской властью, независимо от их политической окраски.

В понимании младотурок первое слово в названии партии «Единение и прогресс» воплощало в себе идею объединения всех народов и народностей империи. Однако уже в то время младотурки, отдавая дань проповеди национальной исключительности, любили подчеркивать, что будто бы турки пришли в Малую Азию в составе 400 всадников, но смогли основать огромную империю.

Они осуждали Абдул-Хамида II за то, что тот не проявлял решительности в деле создания «Великого Туркестана». В памфлетах, распространявшихся тогда в великом множестве, острие критики было направлено против личности Абдул-Хамида. В одном из таких памфлетов говорилось, что история человечества не знала монарха более неблагородного, жадного, подлого.

Его сравнивали с черной змеей, желтым скорпионом…

В 1893 г. султан опасался пропаганды младотурок – ведь они требовали изменения режима. Турецкий посол в Париже Мюнир-бей не жалел усилий для выявления младотурецких ячеек, их членов. Султанские парламентеры под различными предлогами посещали Францию, чтобы подкупать и обезвреживать членов этих ячеек.

Всех недовольных султанским режимом в этот период считали сторонниками младотурок или их сподвижниками. «Сосредоточение влиятельных турок в Европе вызывало у султана самую большую озабоченность, ибо он видел в этом опасность общего исламского движения, направленного против него».

В глазах султана все оппозиционные мусульманские элементы были «младотурками». Он их беспощадно уничтожал известными лишь ему методами. ЙорпенКоен в предисловии к французскому переводу книги английского автора Мак Коля «Султан и европейские державы» утверждал, что в 90-х годах султан уничтожил таким образом около 50 тысяч человек.

Эти люди погибли от ятагана, были замучены в застенках, повешены, расстреляны[6, с. 232].

В 1896-1897 гг. «три четверти нации были с младотурками, и каждый человек открыто высказывался… против султана и его правительства». Такую оценку тогдашнего положения дел дал известный гнчакский деятель, очевидец событий СапахГульян.

«Париж,– продолжал он,– превратился в место паломничества, своеобразный турецкий Аршакаван: тот, кто добивался получения должности или повышения в должности и не мог достичь поставленной цели, спешил в Париж и объявлял себя «младотурком»…

Понятие «младотурок» использовалось порой как средство вымогательства у правительства султана Хамида должностей, денежных сумм, льгот и сведения личных счетов. Среди этих людей были и шпионы, и деклассированные элементы.

Оппортунисты, исходя из своих личных выгод, объявляли себя то младотурками, то «дряхлыми», «отверженными».

Упомянутому послу Мюнир-бею удалось взять под свое наблюдение сходки и собрания младотурок и придать определенное направление их действиям. Трудно было определить, кто из младотурок шпион, а кто нет.

Одно было ясно: что и представители правительства, и те, кто был недоволен им, солидаризировались в тюркизме, в националистической идеологии, в непризнании законности устремлений других народов империи.

С 1879 по 1907 г. за границей выходили десятки оппозиционных турецких газет: «Мешверет» («Обсуждение») – в Париже, «Мизан» («Весы») – в Каире, «Истикбаль» («Будущее»)–  в Неаполе, издавались газеты в Афинах, Бухаресте, Лондоне, Софии и других городах.

Все они придерживались антисултанского направления.

На страницах этих газет младотурки «по причине узости своего классового и политического кругозора многочисленные социальные и политические проблемы страны сводили преимущественно к порокам царствующего монарха».

В младотурецкой печати тех лет все чаще и чаще употреблялось применительно к туркам выражение «миллиет-и хакими» («господствующая нация»)[9, с. 49].

Младотурки не вникали в детали социально-экономических условий империи и пытались все беды приписать недостаткам самого султана, не затрагивая при этом саму систему управления страной. Примечательно, что в младотурецких газетах султана Абдула-Хамида называли «самым большим врагом исламского мира», «безбожником», «самым большим несчастьем османского султаната».

Лидеры младотурок частью были выходцами из России, плохо знавшими Турцию, жизнь ее народа, а другая часть, вышедшая из прибрежных городов Европейской Турции, не имела представления о стране, ее окраинных провинциях. Русская журналистка А. Тыркова в этой связи вспоминает редактора официального органа младотурок «Танин»ДжахидаЯлчина, задававшего тон в партийных делах, который ни разу не был в азиатской части империи.

Источник: https://www.stud24.ru/history/mladotureckaya-revoljuciya/411290-1405030-page1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий