48. Рабочие позы человека-оператора в «СЧМС».

Человек-оператор в СЧМС

48. Рабочие позы человека-оператора в «СЧМС».

В системе «человек–машина–среда» человек является центральным звеном системы управления, и его деятельность может быть представлена в виде последовательности четырех основных этапов: прием информации, оценка и переработка информации, принятие решения и реализация принятого решения (табл. 23.1). Первые два этапа иногда называют получением и преобразованием информации, а последние два – обслуживанием (реализацией).

Одной из главных характеристик СЧМС являются особенности взаимодействия человека с ее техническими компонентами. Разнообразные управляющие функции системы в одних случаях наиболее успешно может реализовывать человек, а в других – техническое устройство.

Знание функциональных возможностей человека и машины, их преимуществ и недостатков необходимо при проектировании СЧМС и, в частности, при решении задачи распределения между ними функций по управлению системой.

Сравнительные характеристики функциональных особенностей этих двух компонентов СЧМС представлены в табл. 23.2.

Из табл. 23.2 видно, что человек по своим возможностям превосходит машину в творческих компонентах деятельности, в задачах с неопределенным содержанием и

исходом, в адаптации к изменяющимся условиям труда и т.д. Машина имеет неоспоримые преимущества в быстродействии и точности при выполнении математических расчетов, в хранении в памяти большого объема информации и оперативности ее воспроизведения,

Таблица 23.1 Этапы деятельности человека-оператора

(по книге: «Основы инженерной психологии», 1986).

Наименование этапа этапа Выполняемые действия Влияющие факторы
Прием информации Формирование перцептивного образа. Что сработало?Обнаружение – выделение объекта из фона. Различение – раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, либо выделение деталей. Опознание – выделение и классификация существенных признаков объекта. Сложность сигнала, вид и число индикаторов, организация информационного поля, размеры изображений, их технические и физические характеристики.
Оценка и переработка информации Формирование оперативного образа. Что сломалось? Сопоставление заданных и текущих параметров (режимов) СМЧС. Анализ и обобщение информации. Способы кодирования, степень сложности информационной модели, объем отобрания, динамика смены информации.
Принятие решения Формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразований исходной информации. Поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации. Построение текущих оперативных образов. Сопоставление и оценка сходства оперативных образов и эталонов. Коррекция моделей. Выбор или построение эталонной гипотезы. Принятие принципа и программы действий. Тип решаемой задачи, число и сложность проверяемых логических условий, сложность алгоритма и число возможных вариантов решения.
Реализация принятого решения Использование выходных «каналов» человека (двигательного или речевого). Перекодирование принятого решения в машинный код. Поиск нужного органа управления. Движение руки к органу управления и манипуляция с ним. Число и тип органов управления, их характеристики (размер, форма и т.д.), совместимость двигательных операций, компоновка рабочего места и т.д.

в скорости выполнения операций по заданному алгоритму и т.д. При сравнении машины и человека следует учитывать способность человека объединять отдельные сигналы в целостную структуру, что позволяет находить наиболее экономичные способы их приема и переработки.

Способы приема информации машиной ограничены, а методы переработки информации фиксированы, – разнообразие этих методов значительно уступает тем, которые использует человек.

При всех прочих равных условиях надежность аппаратуры с высоким уровнем автоматизации быстро ухудшается в сложных эксплуатационных условиях.

В настоящее время понятие «информация» принято ставить в один ряд с категориями «вещество» и «энергия». По определению М.А. Котика, информация – это некоторое качество, присущее всем материальным системам и отражающее разнообразие их свойств или степень упорядоченности этих свойств.

Отражение свойств материальной системы осуществляется посредством соответствующего носителя информации, способного воспроизводить или сохранять разнообразные свойства системы. В понятии «информация» отражается степень разнообразия или упорядоченности свойств, состояний действительности.

Принято считать, что чем более разнообразны свойства объекта, тем больше информации содержит данный объект. В этом смысле информация существует объективно и независимо от получателя.

Вступая во взаимодействие, объекты обмениваются не только энергией, но и информацией: обмен информацией носит всеобщий и универсальный характер.

Таблица 23.2. Функциональные характеристики человека и машины.

Характеристики Человек Машина
Способность интегрировать разнородные элементы в единую систему Выраженная Ограниченная
Способность к предвидению событий Высокая Ограниченная
Способность к решению нечетко сформулированных задач Высокая Ограниченная
Способность к распознаванию внешних ситуаций Высокая Ограниченная
Способность ориентироваться во времени и пространстве Выраженная Ограниченная
Диапазон способов переработки информации Широкий Ограничен
Способность формирования образов внешнего мира Выраженная Отсутствует
Способность генерировать идеи Имеется Отсутствует
Продолжительность непрерывной работы Незначительная Большая
Точность и скорость вычислений Незначительная Большая
Объем оперативной памяти Ограничен Значительный
Способность к обобщению Имеется Ограниченная
Способность к обучению Хорошая Плохая

Система передачи информации в операторской деятельности включает в себя: источник информации – носители информации об объекте (знаки, сигналы) – и приемник информации (субъект), к которому по каналу связи поступают эти знаки. В результате процесса передачи информации в приемнике (в сознании оператора) создается соответствующий образ, который с той или иной степенью точности и полноты отражает реальный объект.

Образ объекта формируется не только на основе особенностей самого отраженного свойства объекта, но и под влиянием знаков, посредством которых передается сообщение об этом свойстве.

Формирование образа объекта зависит от степени соответствия между, во-первых, объектом и знаком, несущим информацию о нем, и, во-вторых, знаком и образом, возникающим в результате восприятия знака; в первом случае речь идет о процессе кодирования информации, во втором – о процессе ее декодирования.

Информацию, используемую оператором в системе управления, можно оценить:

1) по ее содержанию, т.е. исходя из ее семантической стороны (о каком свойстве, каком параметре она свидетельствует);

2) по объему сведений, т.е. по количеству информации, которое передается (с какой полнотой, точностью передаются данные);

3) по ее практическому значению в управляющей деятельности, т.е. исходя из прагматической стороны информации (насколько она полезна, как отражается на деятельности оператора, ее результатах).

Следует различать объективное значение информации для деятельности и ее субъективное значение, т.е. смысл, который она приобретает в сознании отдельного оператора. Анализируя смысл информации, можно выделить его содержательную и эмоциональную сторону (Ломов Б.Ф., 1966; Котик М.А., 1978; Бодров В.А., Орлов В.Я., 1998).

Понятие «количество информации» и связанное с ним понятие «пропускная способность канала связи» используются для более объективного изучения и оценки процессов передачи и получения информации человеком. Количественная оценка информации дается с помощью понятия «энтропия». К. Шеннон рассматривал энтропию как меру неопределенности события.

Изменение энтропии, обусловленное полученным сообщением, определяет количество информации, содержащееся в конкретном сообщении. Единицей количественного измерения информации является бит (от англ. binary digit – двоичная единица) – единица информации, соответствующая сообщению о том, что произошло одно из двух равновероятных событий.

Чем шире ряд альтернатив, тем больше требуется информации для того, чтобы сделать выбор.

Среднее количество информации рассчитывается по формуле К. Шеннона:

где H – среднее количество информации, Рi – вероятность i-гo события.

В реальных системах связи часть информации искажается помехами, а часть теряется при передаче. Поэтому для того чтобы оценить тот или иной канал связи, важно оценить количество переданной информации. Эта величина определяется по формуле:

где Т (х, у) – мера переданной информации, H (х) – информация, поступающая в канал связи, Н (у) – информация, выходящая из канала связи, H (х, у) – информация, содержащаяся в совместном появлении сигналов, поступающих в канал связи и исходящих из него. Если информация искажается при передаче, то определяют еще одну величину Ну (х), которой измеряется «инородная», не относящаяся к делу информация, возникающая из-за помех или «шума».

Информационные процессы характеризуются не только количеством, но и скоростью передачи информации, которая определяется по формуле:

где R – скорость передачи информации, Т (х, у) – мера переданной информации, t – время, в течение которого передается информация.

Максимальная скорость, с которой канал связи может передавать информацию, называется его пропускной способностью. Она измеряется в битах в секунду. Эта величина, по данным различных исследователей, составляет от 4-6 до 50-70 бит/с.

Использование количественных мер теории информации для оценки возможностей человека-оператора по приему и переработки информации имеет ряд ограничений, главное из которых заключается в том, что воспринимающей системе (человеку) должен быть известен весь алфавит событий, а также вероятность их поступления.

Такому условию может соответствовать весьма узкий класс задач, связанный, прежде всего, с опознанием сигналов и реакциями выбора.

Именно при решении подобных задач человек, заранее ознакомившись с полным алфавитом сигналов и ответными реакциями на каждый из них, действует по принципу выбора из известного ему набора альтернатив.

Результаты исследований по количественной оценке возможностей человека по приему и переработке информации позволили Б.Ф. Ломову (1966) установить ряд закономерностей.

1.

Возможности разных анализаторов человека по приему информации различны и поэтому максимально возможная длина алфавита сигналов должна определяться в зависимости от модальности сигналов и характера одномодальных признаков, – например, визуальные сигналы наиболее точно опознаются и идентифицируются по цвету и положению в одномерном пространстве, а звуковые – по высоте. Средняя величина принимаемой информации составляет 2,6 бита, т.е. для большинства анализаторов количество точно опознаваемых одномерных признаков находится в пределах от 5 до 9 – знаменитое «магическое число» 7 ± 2 Дж. А. Миллера.

2. Величина максимальной информации, которую может передать сигнал, является функцией числа его признаков, различаемых человеком. Увеличивая насыщение сигнала информацией, следует увеличивать и число признаков сигнала.

3. Количество информации, принимаемой человеком, можно значительно увеличить за счет введения дополнительных точек отсчета в пределах одного и того же признака сигнала.

4. Пропускная способность «сенсорного поля» человека может существенно различаться в разных условиях, что обусловливается особенностями организации деятельности

и способами ее психической регуляции.

Например, при решении корректорских задач пропускная способность составляет около 18 бит/с, при обычном чтении вслух – 30 бит/с, при чтении «про себя» – до 40 бит/с, Указанные различия связаны с разными способами организации чтения в этих видах деятельности: при корректорской работе осуществляется аналитическое чтение (каждое слово разлагается на отдельные буквы, которые сравниваются с их эталонами в памяти); при чтении вслух решается задача понимания смысла текста и его передачи другим людям (операционной единицей является не отдельная буква, а зрительный образ целого слова); при чтении «про себя» изменяется способ чтения – сокращается число движений глаз, уменьшается длительность зрительных фиксаций, редуцируется артикуляционный аппарат, что способствует значительному увеличению скорости чтения (Ломов Б.Ф., 1966).

Информационная модель организованное по определенным правилам множество сигналов о состоянии управляемого объекта, рабочей среды и способов воздействия на них, необходимое для выполнения операторских задач.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 633; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-33906.html

Шпаргалка по

48. Рабочие позы человека-оператора в «СЧМС».

44. Эргономичность системы «СЧМС» (понятие, свойства и показатели)

Система «человек – машина» – это система, включающая в себя человека-оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте.

Состоит из двух принципиально разных подсистем: подсистемы, включающей технические звенья (машина), и подсистемы, которая представлена человеком-оператором СЧМ.

Никакая автоматизация не может исключить человека из системы в целом.

Человек, выполняющий функции управления в системе «человек-машина», называется оператором. В эргономике под человеком-оператором понимается человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления.

На человека следует возлагать выполнение функций по:

  • распознаванию ситуации в целом по ее многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней;
  • осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему;
  • решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определенных правил обработки информации;
  • решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть;
  • решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки.

Машине следует поручать:

  • выполнение всех видов математических расчетов;
  • выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму;
  • хранение и динамическое представление больших объемов однородной информации;
  • решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев;
  • выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду.

   В зависимости от технического назначения человеко-машинных систем различают:

  • системы управления движущимися объектами с управлением как с объекта, так и извне;
  • системы управления энергетическими установками;
  • системы управления технологическими процессами циклического типа;
  • системы наблюдения за обстановкой и обнаружения объектов;
  • системы диспетчерского типа, управляющие транспортными средствами, распределением энергии и т.п.

Свойства СЧМС(ее объективные особенности, проявляющиеся в процессе эксплуатации).

1.Быстродействие – время прохождения информации;

2. Надежность – правильность решения стоящих перед системой задач, оценивается вероятностью правильного решения задач;

3. Точность работы – степень отклонения некоторого параметра от своего истинного , заданного или номинального значения;

4. Своевременность – оценивается вероятностью того, что стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое.

5. Безопасность труда – оценивается вероятностью безопасносной работы;

6. Степень автоматизации – характеризует относительное количество информации, перерабатываемое автоматическими устройствами;

7. Экономический показатель – характеризует полные затраты на систему;

8. Эффективность СЧМ – степень приспособленности системы к выполнению возложенных на нее функций.

Показатели качества СЧМС (количественная характеристика какого-либо свойства системы).

При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:

1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи

2) иметь ясный и однозначный физический смысл

3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить

4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризуют каждый элемент жизненной структуры – при этом должно быть возможно соединить их в один показатель.Показатели эффективности – это вероятность выполнения задачи (процентный показатель отношение эффективности и стабильности).

45. Классификация «СЧМС»

Системы могут быть классифицированы по различным признакам.

1. По целевому назначению:

* управляющие (задачей человека является управление машиной);

* обслуживающие (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и устранение);

* обучающие (обеспечивают выработку у человека определенных навыков, тренажеры, имитаторы);

* информационные (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);

* исследовательские (используются при анализе явлений, при поиске новой информации, моделирующие стенды, измерительные приборы).

2. По характеристикам человека:

* моносистемы (в их состав входит 1 человек);

* полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств);

3. По характеристикам машины:

* инструментальные (в их состав в качестве технических устройств входят инструменты и приборы);

* простые системы (простота функций человека);

* сложные системы (энергетическая установка, вычислительный комплекс; в задачу  человека входит общий контроль за ходом процесса, изменение режимов работы, настройка, пуск и остановка);

* системотехнические комплексы (взаимодействие и с машинами и с другими людьми, судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система);

4. По типу взаимодействия человека и машины:

* непрерывного взаимодействия (человек ведет постоянный контроль и управление объектом или процессом, система водитель-автомобтль);

* эпизодического взаимодействия (оператор-ЭВМ, наладчик-станок).

46.Рабочее место человека-оператора: понятие, состав и классификация

Рабо́чее ме́сто —зона, оснащённая необходимыми технич.средствами, в кот-ой совершается труд.деят-ть работника или группы работников, совместно выполняющих одну работу. РМ включ.в себя информационное и моторное поля. Информац. поле- пространство рабочего места оператора с размещёнными средствами отображения информации и др.источниками инф.

и различных сведений, используемых в процессе деят-ти. Моторное пое-пространство раб.места оператора с размещёнными органами управления, в кот-ом осущ.двигательные действия чел-ка-оператора по управлению СЧМС. Размеры и конфигурация инф.и моторного полей определяются зрительными, антропометрическими и биохимич.харак-ами чел-ка.

При создании РМ важно обеспечить зоны оптимальной и лёгкой досягаемости моторного поля РМ. Для оператора различают след.зоны досягаемости. Максимальная –часть моторного поля РМ, ограниченная дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.

Лёгкой досягаемости- часть моторного поля РМ ограниченная дугами описываемыми расслабленными руками при движении их в плеч.суставе. оптимальная зона- часть моторного поля РМ ограниченная дугами описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой. Классификация: 1.В зависимости от кол-ва одновременно работающих сотрудников->индивидуальные, коллективные. 2.

По характеру выполняемых операций->автоматизированные, механизир.и для выполнения ручных работ. 3.В зависимости от специализации->универсальные, специализир.,специальные. 4.В зависимости от рабоч.позы->для работы сидя, стоя-стоя попеременно, лёжа.

47. Эргономические требования к рабочему месту 

Под организацией рабочего места понимается его оснащение и планировка. Полное и комплектное оснащение рабочего места, а также его рациональная планировка позволяют наилучшим образом организовать трудовой процесс и, как следствие, повысить его эффективность.

РМ должно быть приспособлено для конкретного вида труда и для работников определённой квалификации с учётом их физич.и психич.возможностей и особенностей. Общие эргономич.

требования: 1)при создании РМ необходимо исходить из конкретного анализа трудового процесса чел-ка на данном оборудовании и учитывать антропометрич.данные, физиол.и психол.харак-ки трудового процесса, санитарно-гигиенич.условия труда. 2)пространственная организация РМ предполагает учёт антропометрич.

данных, выбор рационального расположения раю.зон, раб.поверхностей, физиологически рациональной рабочей позы, использование необходимых рациональных средств организационной техники.

3)следует предусматривать меры, предупреждающие или снижающие преждевременное утомление работающего, предотвращающие возникновение у него психофизиол.стресса. 4)необходимо обеспечивать быстроту, безопасность, простоту и экономичность технич.обслуживания в нормальных и аварийных условиях.

48.Человек-оператор в «СЧМС». Этапы деятельности человека-оператора

Деят-ть чел-ка как оператора в СЧМС носит разнообразный харак-р и представлена в виде след.этапов. 1.Приём информации. Осущ.восприятие поступающей инф.об объектах управления и тех свойствах окруж.среды и СЧМС в целом, кот-ые важны для решения задачи, поставленной перед СЧМС. Осуществляемые действия: обнаружение сигналов, выделение наиболее значимых, их расшифровка и декодирование.

В рез-те у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта. 2.Оценка и переработка инф. Производится сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМС, анализ и обобщение инф., выделяются критичные объекты и ситуации и определяется очерёдность обработки инф. 3.Принятие решения.

Решения о необходимых действиях принимаются на основе проведённого анализа и оценки инф. 4.Реализация принятого решения. Осущ.приведение принятого решения в исполнение путём выполнения определённых действий(перекодирование  принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления) или отдачи распоряжений.

На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль->инструментальный (с помощью спец.технич.средств), неинструмент.(путём визуального осмотра, повторентя отдельных действий). На качество выполнения каждого этапа оказ.влияние ряд факторов. 1-ый этап зависит от вида индикатора, организации инф.поля, психофизич.харак-к предъявляемой инф.

Качество 2-го этапа зависит от способа кодирования инф., объёма её отображения. Качество 3-го этапа зависит от типа решаемой задачи, сложности алгоритма, количества возможных вариантов решения.

49. Структура операторской деятельности (информационная и концептуальная модели)

При решении многих задач управления СЧМС оператор не имеет возможности непосредственно наблюдать за управляемым объектом. Поэтому он пользуется сигналами, поступающими с технич.устройст. при этом уровень информацион.загрузки оператора может быть достаточно высок.

Деят-ть оператора, осуществляемая с помощью сигналов об объектах наз.деят-тью с информационной моделью реального объекта. Инф.модель- организованное по определён.правилам множество сигналов о состоянии управляемого объекта, рабочей среды и способов воздействия на них, необходимое для выполнения операторских задач.

ИМ-средство, кот-ое замещает в представлениях человека-оператора реальные процессы в управляемом объекте. Материальная основа ИМ- индикаторы, сигнализаторы, табло. На основе оценки инф.

, воспринятой с ИМ, знаний, опыта и способностей предвидеть ход событий у оператора возникает комплекс взаимосвязанных сведений и формируется целостное представление о содержании и процессах выполняемой деят-ти- концептуальная модель.

КМ даёт оператору возможность предвидеть развитие ситуации, заранее выбрать нужную программу действий, распределить во времени свои психофизиол.ресурсы. Для того, чтобы действовать осмысленно и адекватно оператору необходимо по ходу деят-ти изменять содержание КМ.

50.Эргономическое проектирование деятельности человека-оператора в «СЧМС». Структура эргономического проектирования: 1. Анализ характеристик объекта управления.

  Анализ статических характеристик; анализ динамических характеристик; определение целей и задач системы. 2. Распределение функций между человеком и техникой.

  

Анализ возможностей человека и техники; определение критерия эффективности системы; определение ограничивающих условий; оптимизация критерия эффективности.

3. Распределение функций между операторами.  Выбор структуры группы; определение числа рабочих мест; определение задач на каждом рабочем месте; организация связи между операторами.  4. Проектирование деятельности оператора.

 Определение структуры и алгоритма деятельности; определение требований к характеристикам человека; определение требований к обученности; определение допустимых норм деятельности.  5. Проектирование технических средств деятельности оператора. Синтез информационных моделей; конструирование органов управления; общая компоновка рабочего места.  6.

Оценка системы «человек-техника-среда». 

Оценка рабочего места и условий деятельности; оценка характеристик деятельности оператора; оценка эффективности системы.

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/shpargalka-po-psihologii/70015-1576876-place8.html

Средства операторской деятельности

48. Рабочие позы человека-оператора в «СЧМС».

Деятельность человека-оператора в СЧМС осуществляется с помощью средств отображения информации и органов управления (ОУ), которые совместно со вспо­могательным оборудованием образуют его рабочее место.

Средства отображения информации — это элементы рабочего места оператора, предназначенные для формирования информационной модели управляемого объек­та путем предъявления оператору сигналов о текущих параметрах управляемого объекта, показателях окружающей среды, состоянии каналов связи и вспомогатель­ных устройств и т. п. При решении вопроса о выборе средств отображения информа­ции по признаку их модальности необходимо иметь в виду, что зрительные сигналы могут одновременно передать оператору до 3,25 бит, тактильно-вибрационные — 2,0-2,8 бит, акустические — 2,0-2,2 бит, вкусовые — 1,9 бит информации.

СОИ классифицируются по ряду признаков (рис. 23-5). Командные СОИ отобра­жают цель управления и дают сведения о необходимых действиях для ее достижения, информируют о степени отклонения управляемого процесса от заданных значений; ситуационные индикаторы отображают, главным образом, сигналы о состоянии объекта или процесса.

В абстрактных СОИ сигналы передаются в виде символов (цифры, буквы, геометрические фигуры и др.), отображающих в закодированном виде состояние объекта; в изобразительных СОИ передача сигналов осуществляется с по­мощью изображений, качество которых определяется степенью схематизации, дета­лизации и количеством воспроизводимых свойств конкретного изображения.

СОИ для контрольного (проверочного) считывания служат для ре­шения альтернативных задач (типа «да—нет», «работает — не работает»); индикаторы качественного чтения дают информа­цию о направлении изменения управляемого параметра, ин­дикаторы количественного чтения — о числовых значениях состояния объекта.

В СОИ интегрального типа информация выдается в обобщенном виде, а на детальных индикаторах отображается, как прави­ло, одни параметр состояния объекта управления.

Посредством визуальных СОИ передается основная часть информации — до 90 %. Однако иногда более целесообразным является применение акустических сигналов, а именно:

1) если информация, подлежащая обработке, простая, краткая и требует немед­ленной реакции;

2) если применение визуальной информации ограничено вследствие информаци­онной перегрузки оператора или особых условий его работы (необходимость переме­щений оператора, низкая или очень большая освещенность и т. п.);

3) если необходима или желательна ая связь и т. д.

Акустические сигналы могут передаваться в виде определенных звуков, являю­щихся кодом, или в речевой форме.

Органы управления предназначаются для передачи управляющих воздействий от оператора к машине и их выполнения с заданной точностью и скоростью. Они пред­ставляют собой элементы рабочего места оператора, обеспечивающие ввод исполни­тельных команд в машину.

Органы управления используются в СЧМС для: 1) ввода командной цифровой и логической информации; 2) установки требуемых режимов работы аппаратуры; 3) регулировки различных параметров; 4) вывода информации для контроля.

В качестве ОУ используются кнопки, тумблеры, штур­валы, педали, рычаги и т. п., а также технические устрой­ства речевого управления, которые обеспечивают ввод в машину команд, подаваемых голосом.

ОУ классифицируются по ряду признаков (рис. 23-6).

ОУ могут приводиться в движение с помощью рук или ног оператора. Ручное управление предпочтительнее, когда требуется высокая точность и скорость установки органов управления в определенное положение и нет необходимо­сти в непрерывном или продолжительном приложении большого усилия.

Рабочее место человека-оператора — место в СЧМС, оснащенное средствами отображения информации, орга­нами управления и вспомогательным оборудованием, где осуществляется его трудовая деятельность.

Рабочие места классифицируются:

1) в зависимости от количества одновременно работающих операторов — индиви­дуальные и коллективные;

2) по характеру выполняемых человеком операций — автоматизированные, меха­низированные и для выполнения преимущественно ручных операций;

3) по степени специализации — универсальные, специализированные, специальные;

4) в зависимости от рабочей позы — работа сидя, стоя, с перемещением.

Рабочее место включает в себя информационное и моторное поля. Информацион­ным полем называется пространство рабочего места человека-оператора с размещен­ными средствами отображения информации и другими источниками сведений, ис­пользуемых им в процессе деятельности. Моторное поле — это пространство рабочего

места человека-оператора с размещенными органами управле­ния, в котором осуществляются двигательные действия опера­тора по управлению СЧМС.

Размеры и конфигурация информационного и моторного по­лей определяются сенсорными, антропометрическими и биоме­ханическими характеристиками человека.

Обычно СОИ и ОУ используются совместно, поэтому инди­катор и связанный с ним орган управления рассматриваются как функциональный элемент рабочего места в СЧМС.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_75745_sredstva-operatorskoy-deyatelnosti.html

Человек-оператор в «СЧМС». Этапы деятельности человека-оператора

48. Рабочие позы человека-оператора в «СЧМС».

Особенности операторского труда.Современное производство оснащено значительными техническими средствами, и на человека-оператора, входящего составной частью в эту систему, ложатся задачи по контролю, управлению и регулированию целыми комплексами.

В то же время он освобождается от физических нагрузок, а доля умственного труда существенно увеличивается. Оператор в такой системе становится интегральным звеном управления, поэтому его характеристики предопределяют успешность и надежность функционирования данной системы.

Ярким примером является водитель автотранспорта, который воспринимает показания различных приборов в кабине, сигналы от дороги, внешнего окружения, пешеходов. Он также воспринимает сигналы от мускулатуры собственного тела, шум двигателя и др.

Основываясь на анализе этих сигналов, разделяя их на значимые и незначимые, он принимает решение относительно воздействия на органы управления автомашиной. Последняя вновь подает информацию о новом режиме движений — образуется так называемая замкнутая, система человек — машина (рис. 3.40).

Такие системы составляют большинство и в других областях человеческой деятельности.

49. Структура операторской деятельности (информационная и концептуальная модели)

Деятельность человека, осуществляемая с помощью сигналов об объектах, получила название «деятельность с информационной моделью реального объекта».

Информационная модель — это организованное по определенным правилам множество сигналов о состоянии управляемого объекта, рабочей среды и способов воздействия на них, необходимое для выполнения операторских задач.

Информационная модель является тем средством, замещающим в представлениях человека-оператора реальные процессы в управляемом объекте. Материальной основой информационной модели являются индикаторы, сигнализаторы, табло, дисплеи и другие средства отображения информации (СОИ).

С информационной моделью тесно связана вся управляющая деятельность человека-оператора: со зрительной опорой на индикаторы осуществляется декодирование сигналов, выявление их информационного содержания, анализ и синтез сигналов, контроль результатов реализации принятых решений (Котик М. А.

)На основе оценки информации, воспринятой из информационной модели, знаний, опыта и способности предвидеть ход событий в человека-оператора возникает комплекс взаимосвязанных сведений, формируется целостное представление о содержании и процессы выполняемой деятельности, состоянии управляемого объекта и рабочей среды, или концептуальная модель.

Концептуальная модель — целостное представление человека-оператора о содержании и процессы выполняемой деятельности, состоянии управляемого объекта и рабочей среды.

Если информационная модель выступает как объективное и нейтральное отражение текущего состояния системы, то концептуальная модель оказывается субъективным отражением этого состояния в индивидуальном сознании человека-оператора. В концептуальную модель входят образы существующей ситуации, представления о ней из прошлого опыта, образы прогнозируемой ситуации, а также программы преобразования действительной ситуации в прогнозируемую.

Концептуальная модель дает человеку-оператору возможность предвидеть развитие обстановки, заранее выбрать нужную программу действий, распределить во времени свои психофизиологические ресурсы, то есть работать осмысленно, рационально и эффективно.

Благодаря сложившейся концептуальной модели человек-оператор способен критически относиться к сведениям, получаемым от информационной модели, и, в частности, выявлять ложные показания приборов в случае их неисправности.

Сознание концептуальной модели позволяет использовать ее как средство контроля за достоверностью сведений, получаемых от информационной модели.

50.Эргономическое проектирование деятельности человека-оператора в «СЧМС». Структура эргономического проектирования: 1. Анализ характеристик объекта управления. Анализ статических характеристик; анализ динамических характеристик; определение целей и задач системы. 2.

Распределение функций между человеком и техникой. Анализ возможностей человека и техники; определение критерия эффективности системы; определение ограничивающих условий; оптимизация критерия эффективности. 3. Распределение функций между операторами.

Выбор структуры группы; определение числа рабочих мест; определение задач на каждом рабочем месте; организация связи между операторами. 4. Проектирование деятельности оператора.

Определение структуры и алгоритма деятельности; определение требований к характеристикам человека; определение требований к обученности; определение допустимых норм деятельности. 5. Проектирование технических средств деятельности оператора.

Синтез информационных моделей; конструирование органов управления; общая компоновка рабочего места. 6. Оценка системы «человек-техника-среда».

Оценка рабочего места и условий деятельности; оценка характеристик деятельности оператора; оценка эффективности системы.



Источник: https://infopedia.su/8x7e14.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий