48.ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ.

Понимание обучаемости, признаки и показатели обучаемости

48.ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ.

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью.

Справедливо отмечается Т.П. Гончаровой, что «школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познания оружающего мира, его пассивная позиция — главное зло организации учебно-воспитательного процесса».

Обучаемость в широком смысле слова — способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.

В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности.

Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Есть разные оттенки в понимании обучаемости. «Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах… Один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой— 9-летнего». Обучаемость не тождественна обученности.

Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. Н.С. Лейтес, подтверждая положение о несовпадении развития (развитости) и обучаемости, приводит слова Аристотеля: «Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся».

«Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития».

Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого.

К ним прежде всего относятся:

  • познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи);
  • особенности личности — мотивация, характер, эмоциональные проявления;
  • отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.

Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности. Обучаемость формируется с раннего детства.

Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека — при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности.

Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются:

  • управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.);
  • речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника — возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента — возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения.

В психологии сегодня рассматриваются разные виды обучаемости.
Обычно различаются:

  • обучаемость общая — способность усвоения любого материала;
  • обучаемость специальная — способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности.

Первая — показатель общей, вторая — специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

  • уровень развития познавательных процессов субъекта — восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
  • уровень развития его сфер — мотивационно-волевой и эмоциональной;
  • развитие производных от них компонентов учебной деятельности— уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями).

Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

Обучаемость — это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития.

Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость, воспитуемость —> имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой).

Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения.

«Учесть динамику воспитуемости личности — значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания». Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость.

Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.

Б.В. Зейгарник отмечает, что обучаемость — это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе.

Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении.

З.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации ).

Обучаемость — это «система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности — при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии». Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости.

О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:

  • быстрота формирования новых понятий, обобщений;
  • гибкость мыслительных операций;
  • способность решать задачи разными способами;
  • память на общие понятия;
  • обобщенные знания;
  • интеллектуальная активность и др.

В целом, признаками обучаемости будем считать:

  • активность ориентировки в новых условиях;
  • перенос известных способов решения задач в новые условия;
  • быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
  • темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
  • и, главное, — восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Источник: https://psyera.ru/ponimanie-obuchaemosti-priznaki-i-pokazateli-obuchaemosti_9646.htm

18. Понятие обучаемости, требования к ее диагностике

48.ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ.

Обучаемостьчеловека является одним из основныхпоказателей его готовности к учению, косвоению знаний стихийно или целенаправленнов условиях какой-либо конкретнойобразовательной системы.

Обучаемость– это общая способность индивида кусвоению новых знаний, формированиюумений и навыков. Обучаемость характеризуетуровень психического развития человека,сформированность у него обобщенныхспособов действий. Обучаемость формируетсяс раннего детства.

Особенно важно приэтом эффективно использовать сензитивныепериоды развития личности – периодынаибольшей предрасположенности человекак усвоению определенных сфер социальногоопыта. Обучаемость соотносится с понятием«обученности» (А.К.

Маркова) каксовокупности всех характеристикпсихического развития, которые сутьрезультат предыдущего обучения. В такойтрактовке обученность соотносится суровнем актуального развития, аобучаемость — с зоной ближайшегоразвития. Важно положение А.К.

Марковой,что обучаемость — это «восприимчивостьученика к усвоению новых знаний и новыхспособов их добывания, а также готовностьк переходу на новые уровни умственногоразвития».

19. Типы неуспевающих учащихся. Характер психолого-педагогической помощи в зависимости от типа неуспеваемости

Длительноеизучение школьной неуспеваемости даетоснование сделать вывод, что она имееттипические проявления. Тип неуспевающегошкольника характеризуется своеобразнымсочетанием важнейших свойств личности,сложившихся в результате длительнойнеуспеваемости, которая определяет егодостижения в учебной работе.

Психологическуютипологию неуспеваемости дает Н.И.Мурачковский: за основу в данном случаевзят характер взаимоотношений наиболеесущественных сторон личностишкольников.Первыйтип неуспевающих школьников.Характерна низкая обучаемость, связаннаясо сниженным уровнем мыслительныхопераций.

Слабое развитие процессамышления (анализа, синтеза, сравнения,обобщения и конкретизации) вызываетсерьезные трудности в усвоении учебногоматериала, которые способствуютвозникновению у школьников упрощенногоподхода к решению мыслительных задач.

При таком подходе учащиеся стремятсяприспособить учебные задания к своимограниченным возможностям или вообщеизбегают умственной работы, в результатечего происходит задержка умственногоразвития и не формируются навыки учебнойработы.

Неуспех в учебе и неумениеработать вместе с классом не являютсядля них источником морального конфликта,так как в силу ограниченности своихпознавательных возможностей своеотставание они правильно видят внеспособности усваивать отдельныепредметы наравне со всеми.

Отсутствиеморального конфликта способствуетсохранению позиции школьника иформированию положительной моральнойнаправленности, так как понимание причиннеуспеха при положительном отношениик учению является хорошим стимулом дляпреодоления недостатков. Об этом говориттот факт, что школьники этого типа охотнопринимают помощь учителей и товарищей.

Второйтип неуспевающих школьников.Учащиеся этого типа в школу приходят схорошей интеллектуальной подготовкой,с желанием хорошо учиться.

Однако накачестве их учебной работы отражаетсяпрежде всего то, что они привыклизаниматься только тем, что им нравитсяпри отсутствии более широкой и устойчивоймотивации в учебном труде эти ученикиизбегают активной умственной работыпо предметам, усвоение которых требуетсистематического и напряженного труда(языки, математика), задания по устнымпредметам усваивают поверхностно. Впроцессе такой работы у них не формируютсянавыки учения, умения преодолеватьтрудности. Наряду с этим у них складываетсяопределенный подход к работе: небрежноеее выполнение, низкий темп. У школьниковвторого типа неуспех в учении неизбежноведет к моральному конфликту. Он возникаетв связи с противоречием между их болееширокими интеллектуальными возможностямии слабой реализации этих возможностей,что объясняется отсутствием навыковсамостоятельной учебной работы. Моральныйконфликт обнаруживается у них на раннемэтапе обучения и не только определяетотрицательное отношение к учению, но иведет к отрыву от классного коллектива,что может стать причиной возникновенияотрицательной моральной направленности.

Третийтип неуспевающих школьников. Дляэтого типа, как и для первого характернанизкая обучаемость. Слабое развитиемыслительных процессов вызываетсерьезные трудности в усвоении учебногоматериала. При выполнении учебных задачу этих школьников отсутствует критичность;манипулируя цифрами, они легко приходятк абсурду.

Причем полученные результатыони не пытаются сравнивать с результатамидругих школьников. Выполнение работыподобным образом свидетельствует нетолько о трудностях в усвоении и неуменииработать, но и о беспечном отношении кучению. У этих школьников весьма отчетливопроявляется узость мышления.

Слабоеразвитие мотивационной стороныпознавательной деятельности проявляетсяв отсутствии познавательных интересов,в характере общей направленностиличности. Совокупность этих качествопределяет отрицательное отношение кзнаниям, к школе, учителям, а такжестремление оставить школу. Общееотрицательное отношение определяетинтересы этой категории.

В школе ихбольше всего привлекают такие предметыкак физкультура, уроки труда. Болеечастные характеристики учебного трудаучащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург.Автор имеет в виду разные уровни усвоенияучащимися учебного материала.

Подучебным материалом в данном случаепонимается текст учебника, а различныетипы усвоения соотносятся с определеннымуровнем смысловой переработки текста.

Так, одни неуспевающие ученикихарактеризуются тем, что они совсем немогут следить за ходом объясненияучителя и испытывают серьезные трудностипри чтении текста учебника, другие –тем, что справляются с анализом –синтезом только в некоторых случаях, вчастности, когда речь идет о конкретныхпредметах и явлениях. Общим длянеуспевающих учащихся выступаетнежелание напрягать свои умственныесилы, отрицательное отношение к болеесложным методам работы.

Источник: https://studfile.net/preview/2229572/page:9/

Общая характеристика обучаемости и ее показатели

48.ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ.

Общая характеристика обучаемости

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость (динамичность), т. е.

скорость образования временной связи (В.Д. Небылицын). В широком смысле этого слова она может трактоваться как «…потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной «со взрослыми» работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Выделяется понятие «специальной» обучаемости как подготовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, в определенной сфере знаний, умений.

Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «…совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности».

В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается прежде всего качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда.

Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способом действий.

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения.

В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость — с зоной ближайшего развития. Важно положение А.К.

Марковой, что обучаемость — это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития»

 Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость

 Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И.

Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее суммарного показателя — экономичности мышления. Обобщение и анализ, лежащие в основе умственных способностей, по С.Л.

Рубинштейну, определяют возможности быстрого, качественного переноса и развития теоретического мышления. Лежащие в основе обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются исследователями и как ее компоненты.

В то же время обучаемость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

Показатели обучаемости

 Основные показатели обучаемости — темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И.

Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Существенны предложенные А.К. Марковой показатели обучаемости:

— активность ориентировки в новых условиях;

— инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской);

— настойчивость в достижений поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;

— восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмыковой, лежат следующие положения:

— диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;

— методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.;

обучаемости диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

— время диагностического эксперимента не должно ограничиваться при соблюдении требования его фиксации;

— сочетание индивидуальных и коллективных диагностических процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

Источник: https://students-library.com/library/read/97403-obsaa-harakteristika-obucaemosti-i-ee-pokazateli

Тема 7.3. Понятие

48.ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ.

Обучаемость в широком смымле слова — это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития. В более узком смысле понимании обучаемость есть потенциальные возможности детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе; в этом плане обучаемость есть наиболее существенный критерий умственного развиия детей.

Выделяют следующие виды обучаемости: обучапемость к способам предметной деятельности, обучаемость к усвоению способов межчеловеческого взаимодействия в ходе учения.

Уровни обучаемости: обучаемость как восприимчивость к приобретению новых знаний, обучаемость как восприимчивость к усвоению новых способов учебной деятельности, обучаемость как восприимчивость к усвоению обобщенных способов рациональной организации своего учебного труда, и, наконец, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Этапы обучаемости: готовность к переходу к новым уровням учения с опорой на развернутую помощь учителя, готовность к переходу на новые уровни с опорой на незначительную помощь учителя, готовность к самостоятельному, в том числе и по своей инициативе, переходу на новые уровни учения и развития.

Качества обучаемости: обучаемость как восприимчивость к усвоению знаний может обнаруживать такие качества, как самостоятельность, осознанность, действенность.

Проявления, показатели обученности: активность ориентровки в новых условиях, интеллектуальная инициатива, восприимчивость к помощи другого человека при выполнении трудного для ученика задания, способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач (перенос), темп продвижения ученика.

Таково психологическое содержание обучаемости. Обратимся к приемам ее выявления.

Прием «постановка в незнакомую ситуацию при неопределенной инструкции»: школьнику предлагается задание на незнакомом материале или в группе с незнакомыми сверстниками; при этом изучается активность его ориентировки в новых условиях и инициатива, выход за пределы заданной ситуации, когда ученик берет на себя большее количество задач, занимается более длительно, чем было намечено. В ситуации школы учитель может давать ученику некоторые наборы-пактеы новых задач разной трудности с инструкцией решать столько задач, сколько захочет (отметка ставится не будет); при этом фиксируется самостоятельный переход к нерегламентируемому решению новых задач.

Прием «задание повышенной трудности с дозированной помощью взрослого» также позволяет выявить готовность ученика к переходу на следующий уровень развития.

Сначала учитель подбирает задачу, которую ученик без помощи взрослого решить не может ,а затем постепенно вводит аиды помощи: сначала общеподкрепляющие реплики (типа «Ты это сможешь»; «Тебе это будет нетрудно»), затем повтор вопроса, наводящие вопросы, подсказки в виде вспомогательных задач и, наконец, прямой показ начала действия. Обучаемость можно измерить количеством дозированной помощи учителя, необходимой для решения задачи, и тем самым достаточно точно установить ее уровень. После освоения решения задачи с помощью взрослого может быть предложено задание, аналогичное первому, для выяснения возможности переноса усвоенногоспособа в новые условия.

Суммарными количественными показателями обучаемости являются темп продвижения, «экономичность мышления», измеряемые количеством конкретного материала, на основе анализа которого ребенок достигает решения задач; количеством шагов (действий) к самостоятельному решению; количеством «порций помощи», на основе которого достигается решение; временем, затраченным на решение. Для выяснения темпа решения задачи школьника учитель может применить прием «сигнал»: всем учащимся дается задание на время ,например 20 мин; затем учитель через каждые 5 мин подает сигналы — ученики должны отметить то место в работе, где их каждый сигнал застал.

Обучаемость школьников, означая восприимчивость и открытость и создавая благоприятные условия перехода к новым условиям обучения, оказывает заметное влияние на уровень и характер мотивации школьников.

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы: глубокий, с привле­чением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; твердое знание материала в пределах программных требований — четырымя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами; наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявле­ние непонимания сути, не владение навыком оценивается отри­цательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (использует­ся очень редко). Практически четырехбалльная система не поз­воляет достаточно объктивно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время в некоторых школах и вузах стали использовать 10-балльную систему, которая позволяет более точ­но оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.

Несколько слов о поурочном балле. За активную учебно-позна­вательную деятельность на уроке, других формах занятий, а так­же за работу в течение длительного времени ученик получает «по­урочный балл» — положительную высокую оценку, символизи­рующую прочность его знаний, прилежание, активность, позна­вательный интерес.

Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно. Ученики для наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности определяются до начала урока. Нельзя выставлять поурочный балл только за серию ответов с места — они нередко делаются по учебнику.

Намеченных учащихся надо специально опрашивать в течение урока, учитывая разные виды их деятельности.

Выражение оценки в отметках при работе с шестилетками нецелесообразно.

Однако приведенные шкалы не могут дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления педагога об оцениваемых показателях владения знаниями, умениями и навыками.

В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям в их осмыслении как педагогом, так и учащимися и, как следствие, к формальному использованию в ущерб объективности оценки.

В последнее время в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимися в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Оюоющенная система надпредметных показателей обученности может быть представлена следующим образом.

Показатель сформированности знаний:

Владение понятиями:

  • узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий);
  • раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация);
  • раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);
  • установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);
  • характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интелликтуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).

Владение фактами:

  • знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.);
  • установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними);

Владение научной проблематикой:

  • узнавание научных проблем в контексте обучения;
  • формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации;
  • наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

Владение теориями:

  • узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала);
  • раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов);
  • характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических применениях, прогностических возможностях и др.).

Владение закономерностями и правилами:

  • узнавание правила, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала);
  • формулирование закономерности, правила;
  • раскрытие содержания правила, закономерности (характеристика сущности, условий и границ, проявления, применения);
  • характеристика действий, связанных с применения правила закономерности.

Владение методами и процедурами:

  • узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала;
  • раскрытие содержания метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения);
  • характеристика условий применения метода, процедуры.

Показатель сформированности умений

  • построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
  • моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
  • выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
  • самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Показатели сформированности навыков.

Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматическое действие, оценивается обычно еще и время его выполнения.

Приведенная система показателей обученности школьников может быть непосредственно использована в работе преподавателя любого предмета. Следует также отметить, что с показателями обученности следует знакомить и школьников в доступной для их понимания форме.

Неуспеваемость учащихся.

В итоге оценивания учащихся возникает пробема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситауция, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.

Причины школьных неудач:

1. Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2.Причины биопсихического характера — это наследственные особенности, черты характера.

3.Педагогические причины — результат ошибок, низкого уровня работы школы.

Средства устранения дидактических причин:

1.Педагогическая профилактика — поиск оптимальных педагогических систем.

2.Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3.Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе.

4.Воспитательное воздействие — должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Источник: https://www.sites.google.com/site/pedagogikahome/home/tema-7-3-ponatie-obucaemost-i-obucennost-otmetka-i-ocenka

Показатели обучаемости

48.ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ.

В психологии рассматриваются разные виды обучаемости (см. рис. 13). Обычно различаются: а) обучаемость общая — способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная — способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая — показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.

  • В основе обучаемости лежат (см. рис. 14):
    • уровень развития познавательных процессов субъекта — восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
    • уровень развития его сфер — мотивационно-волевой и эмоциональной;
    • развитие производных от них компонентов учебной деятельности — уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями).

Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

Обучаемость — это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития.

Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость, воспитуемость — имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой).

Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения. «Учесть динамику воспитуемости личности — значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания».

Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость.

Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости.

Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.

Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость — это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г.

Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации) (Калмыкова З.И., 1979. С. 7). Обучаемость — это «система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности — при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии». Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости.

  • О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
    • быстрота формирования новых понятий, обобщений;
    • гибкость мыслительных операций;
    • способность решать задачи разными способами;
    • память на общие понятия;
    • обобщенные знания;
    • интеллектуальная активность и др.
  • В целом, признаками обучаемости считаются:
    • активность ориентировки в новых условиях;
    • перенос известных способов решения задач в новые условия;
    • быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
    • темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
    • и, главное, — восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (см. рис. 15).

*******

Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания.

На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.

Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными «пластами» УАР, по А.К.

Марковой, являются обученность, воспитанность, развитость, а ЗБР — обучаемость, развиваемость и воспитуемость.

В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.

Резюме

· Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания.

На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии

o В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).

· К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие — тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).

o Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.

o Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития.

В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А.

Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).

· Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский.

Зона ближайшего развития — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

o Основными «пластами» уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития — обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

o Обучаемость в широком смысле слова — способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.

o Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, — восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_8107_pokazateli-obuchaemosti.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий