48. Переселенческая политика царизма в Казахстане в 60-90 – е годы ХІХ века. Уйгуры и дунгане в Семиречье.

Переселение уйгуров и дунган в Семиречье

48. Переселенческая политика царизма в Казахстане в 60-90 – е годы ХІХ века. Уйгуры и дунгане в Семиречье.

Причины переселения уйгуров и дунган в Семиречье.

Одним из самых известных событий в истории Казахстана в XIX веке стало переселение уйгуров и дунган в Семиречье.

Уйгуры – древний тюркоязычный народ Центральной Азии, издавна расселявшийся на территории Восточного Туркестана. Этноним дунгане в переводе с тюркского означает «возвратившийся народ».

Дунганский язык относится к китайско-тибетским языкам, их родина – китайские провинции Ганьсу и Шэньси.

В 50-х годах XVIII века Джунгария и Восточный Туркестан были завоеваны правившей в Китае маньчжурской династией Цин и включены в состав Цинской империи под названием Синьцзян – «Новая граница».

В течение XVIII века и в первой половине XIX века дунгане и уйгуры неоднократно поднимали восстания против правительства, боролись за обретение национальной независимости. Восстания жестоко подавлялись китайскими властями.

В ходе борьбы уйгуров и дунган в илийском крае образовался Илийский султанат – государственное объединение, раздираемое внутренними противоречиями.

После захвата данного региона российскими войсками в 1871 году обстановка несколько стабилизировалась, были созданы местные органы власти, находящиеся под наблюдением царской администрации. 

Под давлением мировой общественности начались переговоры о возвращении края Китаю. Возник вопрос о дальнейшей судьбе уйгуров и дунган.

В 1881 году между двумя империями был заключен Санкт-Петербургский мирный договор, по которому уйгуры и дунгане получили право переселиться на территорию Семиреченской области.

Тогда перейти границу изъявили желание около 100 тыс. уйгуров, дунган и небольшая часть казахов. 

Переселение уйгуров и дунган в Семиречье.

Первое переселение дунган на территорию Казахстана состоялось в декабре 1877 г. Тогда около 4 000 дунган, спасаясь от преследований, добрались до Семиречья. Второе переселение дунган произошло в 1884 г., тогда же переселилась часть уйгуров. 

Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Среднюю Азию, царское правительство преследовало две цели: во-первых, попытка ослабления экономической базы Китая в Кульджинском регионе, во-вторых, использование переселенцев в качестве военной силы против Китая в случае осложнения военно-политической ситуации. Переселяя эти народы, царские власти не поинтересовались мнением местного казахского населения, поскольку к тому времени земля в Семиречье уже была объявлена государственной собственностью. 

Уйгуры и дунгане старались селиться компактно и пытались сохранить земляческие связи. Мигранты были размещены в основном в Жаркентском и Верненском уездах Семиреченской области.

Численность уйгуров и дунган на территории Казахстана постепенно росла. В 1897 году в Казахстане проживало 56 тыс. уйгуров и 14 тыс. дунган. 

Социальное и экономическое положение переселенцев.

На прежнем месте уйгуры и дунгане оставили обработанные ими земли, сады, огороды, а также дома, поэтому в первые годы испытывали некоторые трудности. Им приходилось жить в палатках и шалашах, поскольку в Семиречье лес был очень дорогой. Не хватало семян, скота, строительных материалов и орудий труда. Некоторые переселенцы вернулись обратно в Илийский край. 

Несмотря на то, что по правилам переселения мигранты должны были получить по 10 десятин земли на каждого человека мужского пола, им выделили небольшие участки земли. Так, если русские переселенцы получали по 20–25 десятин земель на каждую мужскую душу, то уйгуры и дунгане – по 5–7.

Кроме всего прочего, им выделяли участки, нуждающиеся в искусственном орошении. Такие земли зачастую были каменистыми и неплодородными, и поэтому осваивались только на треть. В результате часть дунганского населения нищала. Более того, переселившиеся в города продолжали платить налоги в волостях, куда первоначально были приписаны.  

Уйгурская и дунганская беднота, испытывая нехватку рабочей силы и орудий труда, обрабатывала небольшие участки земли. Этим пользовались богатые общинники. Они брали землю в аренду, превращаясь в новых хозяев.

Так, богатый уйгур из Жаркентской волости Верненского уезда Вали Ахун Юлдашев взял в аренду свыше 10 тысяч десятин земли. Завладев водоразделами, он построил десятки арыков в соседних волостях. Дехкане отдавали ему от трети до половины урожая.

Юлдашев стал монополистом и в хлебной торговле.

Уйгурские промышленники старались организовать перевозку грузов по реке Или. При поддержке областных правителей они приступили к налаживанию водной торговли до Кульджи.

Уйгурские баи стали вкладывать деньги в постройку водяных мельниц, в создание производств по переработке сельскохозяйственного сырья.

Наемными рабочими на этих предприятиях становились обедневшие уйгуры и дунгане, что сближало их с казахскими и русскими трудящимися.

Культура уйгуров и дунган.

До 20-х годов XX в. дунгане одновременно пользовались китайскими иероглифами и арабским алфавитом одновременно. Большинство из них знали казахский, русский и кыргызский языки.

Значительная часть песен и легенд дунган посвящалась национально-освободительноу движению в Китае. Сочинялось немало сатирических и шуточных песен. Например, поэт Ву Сан писал песни, осуждающие и высмеивающие богатых и скупых людей, их лицемерие и ханжество.

Широкое распространение получил жанр сказки. Рассказчиков сказок и преданий называли фофуди. 

В XIX веке у уйгуров появилась целая плеяда народных певцов – кошачки: Садир Палван, Назугум. Они воспевали народно-освободительное движение уйгуров против цинских правителей. В произведениях уйгурских поэтов нашли отражения и события 1916 г., когда мужское население региона было призвано на тыловые работы.

Уйгуры и дунгане привнесли в Казахстан свою уникальную материальную и духовную культуру, специфику хозяйственных занятий. В целом между казахами и переселенцами складывались мирные отношения.

В некоторой степени этому способствовало и то, что они, как и казахи, были мусульманами.

В то же время вместе с переселением из Китая единоверцев из Китая ухудшилось земельное положение семиреченских казахов. 

Ученые-путешественники Ш. Уалиханов, Н. Прежевальский, В.Роборовский и другие исследователи оставили труды, посвященные духовной культуре уйгуров. 

Источник: https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/pereselenie-ujgurov-i-dungan-v-semireche

47. Русские ученые, путешественники на территории Казахстана, их труды

48. Переселенческая политика царизма в Казахстане в 60-90 – е годы ХІХ века. Уйгуры и дунгане в Семиречье.

ИсследованиеКазахстана российскими учеными в ХІХвеке (В.В. Вельяминов-Зернов, А. Левшин,В.В. Бартольд)

С принятием казаховроссийского подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельностигосударственных структур и различныхотрядов исследователей. В Казахстанесложилось сеть научных учреждений.Многие русские исследователи создалисвои фундаментальные труды на основематериалов казахского фольклора, музыки,устной историографии.

Крупным итогомизучения Казахстана русскими ученымиявилась книга А.И.Левшина «Описаниекиргаз-казачьих или киргиз-кайсацкихОрд и Степей» в 3 частях. Крупный ученыйВельяминов –Зернов в книгах « Исследованиео касимовских царях и царевичах»,«Исторические сведения о киргиз-кайсаках»,написал историю Казахского ханства в15-16 вв.

и историю Младшего жуза 18 в.

48. Переселенческая политика царизма в Казахстане в 60-90 – е годы хіх века. Уйгуры и дунгане в Семиречье

Отмена крепостногоправа в России не решила главного вопроса аграрного, поэтому царское правительствов целях разрядки соц.

напряженности встране активизировало переселенческуюполитику для дальнейшей колонизацииКазна. Со 2ой пол 60х из России в Казахстанстали пересел. крестьяне. В 1868 году поинициативе губернатора Семир. областиГ.

Колпаковского были разработаны«Временные правила о крестьянскихпереселениях в Семиречье».

По этим правилампредусматривалось выделение землипереселенцам 30 десятин на душу,освобождение от налогов и повинностей,выдача ссуды до 100 руб.

Переселение крестьяниз России сопровождалось изъятиемлучших земель у казахов. За период с1885 по 1893 годы только в Акмолинской иСемипалатинской областях было изъятоу казахских шаруа 251779 десятин земли иобразовано 24 села для переселенцев.Особенно большой поток переселенцевшел в Семиреченскую область. За периодс 18681880 годы сюда переселилось 3324 семьи.

Переселение уйгурови дунган в Семиречье и Северный Кыргызстанпроисходило в 18811883 годах. Всего сюдапереселилось > 45 тысяч уйгуров и 5 тысячдунган. По первой всеобщей переписинаселения Российской империи 1897 года,в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуров.

Важную роль впереселенческой политике играл созданныйв 1892 году Комитет Сибирской железнойдороги, после того, как в 1891 году былиздан царский указ о строительствеТранссибирской железной дороги.

Этадорога проходила и через территориюКазахстана, в частности через Акмолинскуюобласть, Омский, Петропавловский,Кокчетавский уезды. Предполагалосьразделить дорогу площадью до 2,5 млн.десятин земли.

В результатепереселенческой политики притокэмигрантов из Европ. России а Казахстансоставил за 18711897 гг. 328 тыс. чел., удельныйвес казахов в общей сумме населениякрая снизился с 73,4% до 67,7%.

Правительствосвоей политикой меняло этническуюструктуру населения и преднамереннохотело отвлечь народы от борьбы заосвобождение.

Цели и этапыпереселенческой политики царизма вКазахстане.

После отменыкрепостного права, с 60-х гг. XIX в., вказахскую степи и Сибирь началосьстихийное переселенческое движение изцентральных губерний страны. Крестьянствоискало выход из критического положения,в котором оно оказалось, в бегстве нанациональные окраины и в Сибирь в поискахсвободных земель.

Каждую весну черезУральские хребет тянулась нескончаемаявереница повозок, запряженных вперемежкулошадей и быков. Крестьянская колонизацияначалась в Акмолинской, затем вСемиреченской, Семипалатинской,Уральской, Тургайской областях.Переселенческое движение в казахскуюстепь с 70-х гг. нарастало из года в год.

После учреждения «Особого комитетаСибирской железной дороги» (1892 г.) началсяновый этап переселенческого движения.Самовольное переселение крестьян неприостановилось и после временногозапрещения.

Русские и украинскиепереселенцы принесли с собой вековойопыт обработки земли, сенокошения,строительства домов, скотных дворов ит.п., что, несомненно, оказало влияниена казахское население. В свою очередь,русские переселенцы перенимали навыкиведения орошаемого земледелия искотоводческого хозяйства у казахскогонарода.

Крестьяне переселялись изцентральных губерний России в казахскийкрай в своем подавляющем большинстверазоренными и обнищавшими. На местеводворения они попадали в кабалу ккулачеству и казачьей верхушке, многиебыли вынуждены наниматься к ним на самуютяжелую низко оплачиваемую работу.

Такстихийное переселенческое движениекрестьян-самовольцев в Среднюю Азиюцарская администрация стремиласьподчинить интересам военно-агрессивнойвнешней и военно-феодальной внутреннейполитики самодержавия.

Отмена крепостногоправа в России не решила главного вопроса- аграрного, поэтому царское правительствов целях разрядки социальной напряженностив стране, с одной стороны, и дальнейшейколонизации Казахстана, с другой стороны,активизировало переселенческую политику.

На смену военно-казачьей колонизациипришла крестьянская. Со второй половины60-х годов из России в Казахстан сталипереселяться крестьяне. Этот процессприобрел целенаправленный характер.

Планомерное переселение русских иукраинских крестьян почти во все областиКазахстана происходило в 70-е годы иприобрело массовый характер в 80-с годы.

В 1868 году поинициативе губернатора Семиреченскойобласти Г. Колпаковского были разработаны«Временные правила о крестьянскихпереселениях в Семиречье».

По этимправилам предусматривалось выделение земли переселенцам 30 десятин на душу(мужскую), освобождение от налогов иповинностей, в том числе и рекрутскойсроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублейна обзаведение хозяйством.

В 1885 годубыли утверждены «Правила о поземельномустройстве оседлого населения области»,поскольку в Семиреченской области сталаощущаться ограниченность земли, а наплывпереселенцев был велик, эти правиланесколько урезали привилегии переселенцев,так земельный надел определялся в 10десятин на душу (мужскую), переселенцыосвобождались от налогов и повинностейна 3 года, а в последующие годы вносилиих в половинном виде. В 1886 году былоразработано «Положение», предусматривающееусловия обустройства переселенцев вТуркестанском крае.

https://www.youtube.com/watch?v=5jiByEFVF0w

Стремясь придатьпереселенческому движению целенаправленный,организованный характер, остановитьсамовольное, неорганизованное переселениекрестьян в Казахстан» 13 июля 1889 годаправительство России приняло специальноеположение «О добровольном переселениисельских обывателей и мещан на казенныеземли и о порядке причисления лицозначенных сословий, переселившихся ипрежние времена». Оно допускалопереселение с разрешения соответствующихорганов.

С середины XIX векаКазахстан стал играть все возрастающуюроль в российско-китайских отношениях.

Пекинский договор 1860 года и Чугучакскийпротокол 1864 года закрепили признаниеКитаем отхода к России Кыргызстана иСемиречья, В 1881 году был подписанПетербургский договор, которыйпредусматривал для жителей Илийскогокрая (после возвращения его Китаю ивывода оттуда русских войск) возможностьвыбора китайского или русского подданства.

И поскольку его жители уйгуры и дунганене раз поднимали восстания противцинского господства, значительная ихчасть решила переселиться в пределыРоссийской империи. Переселение уйгурови дунган в Семиречье и Северный Кыргызстанпроисходило в 1881-1883 годах. Всего сюдапереселилось более 45 тысяч уйгуров и 5тысяч дунган.

Они расселились в долинахрек Усек, Чарын, Чилик, Талгар. Былиорганизованы волости Жаркентская,Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская,Кураминская и Карасуская. По первойвсеобщей переписи населения Российскойимперии 1897 года, в ней проживало 14 136дунган и 55 999 уйгуров.

Важную роль впереселенческой политике играл созданныйв 1892 году Комитет Сибирской железнойдороги, после того, как в 1891 году былиздан царский указ о строительствеТранссибирской железной дороги.

Этадорога проходила и через территориюКазахстана, в частности через Акмолинскуюобласть, Омский, Петропавловский,Кокчетавский уезды. Предполагалосьобмежевать дорогу площадью до 2,5 млн.десятин земли.

В результатепереселенческой политики в 1897 годуудельный вес казахов в общей сумменаселения края снизился до 67,7%.

.

50. Влияние революции1905-1907 гг. в России на Казахстан. Казахскиедепутаты в работе I и IIГосударственной Думы России.

Поводом к революционнымвыступлениям в Российской империипослужили события «кровавоговоскресенья» 9 января 1905 года вПетербурге, весть о которых достигла иКазахстана.

В февраль 1905 го¬да в ряденаселенных пунктов края — в Туркестане,Перовске, Джуса-лах, Шалкаре и других -состоялись выступления трудящихся взнак протеста против расправы наддемонстрантами.

Под воздействиемрабочего движения Петербурга, Москвыи других городов России в Казахстанестали нарастать революционные настроениясреди рабо¬чих, все активнеераспространявшиеся на жителей казахскогоаула и переселенческой деревни.

В мае1905 года прошли рабочие стачки в Верноми Кустанае. Участие населения Казахстанав революционном движении 1905-1907 годовявилось большой школой, позволявшейобрести опыт в борьбе за национальноеи социальное освобождение.

Так как Казахстанбыл местом не только активнойпереселенческой политики царскогоправительства, но и местом ссылкиполитических, революционных деятелей,эти люди играли важную просветительскую,организационно-революционную роль икрае.

Оформилась организация РСДРП.Стали возникать профессиональные союзы(1905 год профсоюз железнодорожников).Влиятельной организацией рабочих был«Русско-киргизский Союз против капитала»на Успенском руднике, им руководили П.Топорнин, Л. Байчагаров, С.

Невзоров идругие.

Поводом к революционнымвыступлениям в Российской империипослужили события «кровавого воскресенья»9 января 1905 года в Петербурге, весть окоторых достигла Казахстана.

В феврале1905 года в ряде населенных состоялисьвыступления трудящихся в знак протестапротив расправы над демонстрантами.

Под воздействием выступлений рабочихПетербурга, Москвы и других городовРоссии в Казахстане стало нарастатьреволюционное движение среди рабочих,все активнее оно распространялось нажителей казахского аула и переселенческойдеревни.

Рабочие Казахстанаподдержали Всероссийскую стачку, котораяпрошла в октябре, стачечные комитетына Успенском руднике, в Уральске.Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октябряпрошли массовые политические стачки вОренбурге, 25 октября политическаядемонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовкапочтово-телеграфцых служащих вСемипалатинске.

К революционнымвыступлениям рабочих, крестьян, шаруаприсоединились солдаты. 6-7 ноября протестпротив антинародных действий выразилисолдаты Западно-Сибирского полка, а 21ноября солдаты Жаркентского гарнизона,Самым крупным выступлением казахскихи русских рабочих стала забастовка наУспенском руднике, где было занято более300 рабочих, в том числе 265 казахов.

Руководил забастовкой «Русско-киргизскийсоюз против капитала». Ее поддержалирабочие Караганды, всего в ней принялиучастие 360 человек. 6 декабря 1905 годарабочие составили петицию, где былитребования повышения заработной платы,улучшения условии труда и быта, отстранениечинивших произвол служащих.

10 декабрянекоторые из их требований были частичноудовлетворены, забастовка была ослаблена,продолжалась она 12 дней, после чего ееподавили, а организаторов арестовали.

В декабре 1905 годаволнения прошли в ряде городов инаселенных пунктов, в Усть-Каменогорске,Павлодаре и других.

Требования участниковреволюционного движения все болеестановились политическими, наряду слозунгами повышения зарплаты, улучшенияусловий труда также раздавались призывысвержения самодержавия, изменениясуществующего строя.

В феврале 1906 годав Семипалатинске состоялся съездказахов, который выдвинул требованияо прекращении переселения в край,признания земли собственностью казахскогонаселения, свободы вероисповедания иравенства языков, развития образованияпа родном языке.

3 июля 1906 годасостоялась крупная стачка рабочих вСемипалатинске, число ее участниковдостигло 500. В это время проходит подъемкрестьянского движения против аграрнойколониальной политики.

Участие населенияКазахстана в революционном движении1905-1907 годов было большой школой, обретениемопыта в борьбе за национальное исоциальное освобождение.

Источник: https://studfile.net/preview/1664294/page:21/

§ 33. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ | 10 класс Учебник

48. Переселенческая политика царизма в Казахстане в 60-90 – е годы ХІХ века. Уйгуры и дунгане в Семиречье.

§ 33. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

цель переселенческой политики. Политика царскогоправительства по переселению населения в отдаленные районы нача­лась с принятияв феврале 1861 г. «Манифеста об отмене крепостного нрава в России”.

Оставшиесябез земли российские крестьяне, не ожидая разрешения властей, стали стихийнопереезжать на свободные земли в глубинке.

Власти взяли ситуацию под контроль истали созда­вать «переселенческие управления”.

Царскоеправительство для ускорения решения этого вопроса ставило перед собой тризадачи: первая — ослабить усиливавшиеся в России волнения крестьян вцентральных районах; вторая — обеспе­чить оставшихся без земель крестьянплодородными наделами в отдаленных районах; третья задача — увеличить числопереселенцев в отдаленных районах, вырастить в их среде богатых кулаков,готовых постоять за интересы империи.

Начальный период переселения российскихкрестьян в Казахстан. В первое время царское правительство ограничилосьпереселением на казахские земли казачьих войск. В 60-х годах XIX столетияначалось переселение русских крестьян из центральных районов России вКазахстан. 20 октября 1866 г. в постановлении Главного управления ЗападнойСибири сообщалось: «…

Большинству крестьян, имеющих нравственные качества иматериальные возможности, разрешается поселение в Киргизской степи…” Отсюдаможно сделать вывод, что царское правительство переселяло зажиточ­ных крестьян,на которых можно было бы опереться.

Точно такое же мнение высказывает начальникАлатауского округа: «Для русской колонизации края необходимо, чтобы переселенцыбыли выше местных жителей во всех отношениях — в нравственном, в хозяйственномобеспечении, руководящем и других отношениях…” В этом опромет­чивом заявлениивидно, что царское правительство делало упор на поддержку казачьих войск.

Туркестанский генерал-губернатор фон Кауфман говорил: «Только когда русскиепоселения широко распрост­ранятся в крае, будут связаны между собой, тогда онии превратятся в настоящую силу”.

Повальноепереселение на казахские земли русских, украинских, белорусских крестьянначалось в 70-х годах XIX столетия. Такое переселение происходило в Актобе,Кустанае, Уральске и в других районах с возрастающей активностью. Особеннобольшой поток переселенцев шел в Семиречье, несмотря на отдаленность отроссийских границ.

По инициативе военного губернатора Семиреченской областигенерала Колпаковского в 1868 г. были разработаны «Временные правила окрестьянских переселениях в Семиречье”, которые сохраняли свою силу до 1883 г.По этим «Правилам”, каждому переселенцу (мужчине)передавалось 30 десятин земли.

Переселенцы на 15 лет освобождались от всехвидов налогов, повинностей, обязательных работ. Для нуждающихся семей «наобзаведение” выделялся кредит до 100 руб. Начиная с 1883 г., с тех пор какСемиречье перешло в состав Степного генерал-губернаторства, в районе было организовано 29   русскихпоселков.

Численность переселенцев ежегодно пополнялась за счет освободившихсяот воинских обязанностей казаков. Они построили станицы и стали жить, соблюдаясвои казачьи обычаи и традиции.

Новый период переселенческого движения. Новый период впереселении крестьян начался после учреждения «Особого Комитета Сибирскойжелезной дороги”. За период с1893по189бг.

в Актюбин- ский уезд переселились2500 человек, а в Кустанайский уезд — 9173 человека. В Акмолинской иСемипалатинской областях число русских к 1896 г. достигло 150 тыс. человек, ачисло волостей — 43.

Были отобраны у казахов и переданы в пользованиепереселенцев 1,4 млн. десятин самых лучших земель.

Переселениепринесло казахскому народу огромный вред. Так, если в Казахстане имелось 50 млн.гектаров пригодных для земледелия земель, то переселенцам было передано 40 млн.гектаров лучших земель, отобранных у местного населения.

В результате казахибыли вытеснены со своих исконных земель. Прибывший в Семиречье с инспекциейсенатор X.

Пален так написал в своем отчете царскому правительству: «Чиновникипереселенческого управления разрушили в Семиреченском крае 5100 оседлыхзимовок, в которых жили более 30   тыс.человек, и самые лучшие плодородные земли отдали казакам”.

Такимобразом, царское правительство при переселении русских крестьян в Казахстансвоих целей полностью достигло. Казахские земли были объявлены государственнойсобственностью и распоря­жались ими по собственному усмотрению. Землюиспользовали в колониальных целях.

Переселение в Семиречье уйгуров и дунган. В середине XVIII в.китайская армия разгромила Джунгарию, захватила Восточный Туркестан и дошла доКульджи. Китайское войско почти полностью истребило джунгар, оставив тольконебольшое число мусульман — дунган.

Китайцы поняли, что здесь они не смогутобеспечить свою армию продовольствием и поэтому из городов Кашкар, Аксу,Турфан, Жаркент насильно выселили всех уйгуров. Уйгуры — один из самых древнихтюркоязычных народов. Они занимались не только выращи­ванием зерна и бахчевых,но и кузнечным промыслом, ювелирным делом.

Из-за умения хорошо обрабатыватьземлю их еще называли «таранчи”.

Уйгурывместе с дунганами в 1864 г. подняли восстание и одержали верх. Был создануйгурский султанат Таранчи. Вот этот султанат и начинает показывать силуСемиречью. Чтобы покончить с этим, генерал-губернатор Семиреченской области Г.Колпаковский в 1871 г. идет походом наКульджу и захватывает ее. Таким образом, Кульджа входит в Семиречье как егоуезд.

Когда в Санкт-Петербурге в 1881 г. встретились руководители Китая иРоссии, по принятому договору Кульджа снова передавалась Китаю. В договоре былотакое условие: народ должен сам решить, какому государству он хочетпринадлежать. По договору 1881 г., уйгуры и дунгане добровольно переехали вСемиречье.

Они расселялись в Жаркентском уезде по берегам рек Осек и Чарын, вВерненском уезде — в поселках Чилик, Талгар. Некоторые семьи переехали в городВерный. Их потомки до сих пор проживают в названных населенных пунктах.

 Изпереселенцев были созданы пять волостей — Жаркентская, Кетменская,Аксу-Чарынская (ныне Алматинская область, Уйгурский район), Малыбаевская иКарасуская (ныне Енбекшиказахский район).

Поправилам поземельного устройства, установленным в 1882 г. Семиреченскимобластным правлением, на каждого переселенца мужского пола выделялось по 10десятин земли. Однако вследствие того, что в районе все лучшие земли былиотданы казакам, уйгурам и дунганам досталось всего по 4—5 десятин земли. К томуже эти земли были мало пригодны для хлебопашества.

 А налоги должны были платитьначиная с 1892 г. Уйгурыи дунгане, проживавшие на зимовках и в городах, организо­вали общины со своейадминистрацией, мечетью. Хотя земля была распределена по отдельным хозяйствам,формально она была в общем пользовании. Было широко распространено правиловыделения надела земли каждой семье по числу людей мужского пола.

Однаконередко баи и зажиточные хозяева записывали в мужские души еще не родившихсядетей. При этом лучшие земли возле рек и каналов тоже стали владениями баев.Для бедняков отводились земли бесплодные, удаленные от водных артерий.

Сжалобой на произвол богачей бедные дехкане обращались к властям, но никто неприслушивался к их мольбам и не пытался помочь.

Обедневшиепереселенцы не всегда могли самостоятельно освоить эти трудные для обработкиземли. Тогда богатые брали их участки в аренду, а тех же хозяев использоваликак рабочую силу. Так земля постепенно переходила в руки арендующих. Оставшиесябез земли уйгуры и дунгане в поисках работы уходили в города.

Занятия переселенцев. Уйгуры и дунганеиздавна занимались земледелием на орошаемых землях. Кроме того, они разводилискот и развивали скотопромыслы. Главным источником жизни для уйгуров былозерновое хозяйство.

Иззерновых преобладала пшеница, затем следовали ячмень, просо, овес, рис;культуры для получения растительных масел: гортшца, мак, лен.Дунгане начиная с 1888 г. на правом берегу реки Чу брали в аренду земли исажали рис. Уйгуры занимались выращиванием плодовых культур. Большинство дунгантакже разводили новые сорта яблок, груш, чернослива, винограда и др.

Уйгурыи дунгане выращивали овощи, огурцы, картофель, горох, лук, чеснок, морковь,красный перец и различную зелень. Уйгуры занимались и разведением коконовшелкопряда, хлопководством, снабжали население растительным маслом.

Дунганевыращивали мак для изготовления опиума в лекарственных целях. Растили они итабак, удачно торгуя им и производными из него, в частности насыбаем. Уйгуры идунгане специально скотоводством не занимались.

Они использовали скот восновном как тягловую силу в их хозяйственной деятельности. Разводили лошадей,коров, частично — овец и коз.

Переселившиесяв Семиречье уйгуры, дунгане и русские взаимно влияли друг на друга. Делилисьопытом выращивания зерновых, более современными орудиями производства, новымимашинами для посевной и уборки.

Если ранее уйгурские хлеборобы использовалидеревянные сохи, то теперь перешли на железные плуги, бороны, сеялки. Русскиеземлепашцы и казахские земледельцы научились выращивать табак и овес. Приезжие,в свою очередь, стали учиться у местных казахов и киргизов секретамскотоводства.

 Такимобразом, исторические судьбы переселенцев переплелись с судьбой казахскогонарода.

? Вопросы и задания

1. Какие главные цели ставило перед собой царскоеправительство, переселяя в Казахстан другие народы?

2. Когда началось переселение крестьян в Казахстан? Какпроходило оно в дальнейшем?

3. Когда начался первый период переселения?

4. С какой целью царское правительство переселяло вКазахстан военные казачьи части?

5. С какой целью переселялись в Казахстан уйгуры и дунгане?Какие волости были созданы?

6. Покажите на карте места, куда были переселены уйгуры идунгане.

7. Расскажите о социально-экономическом положении уйгуров идунган.

8. Что можно сказать о трудовой деятельности уйгуров идунган?

9. Как складывались отношения переселенцев и казахов междусобой?

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/9-1-0-222

  ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

Колонизация России, изъятие  земель, изменения  в                                     этническом  составе  народов.

Политика царского правительства по переселению населения в отдаленные районы нача­лась с принятия в феврале 1861 г. «Манифеста об отмене крепостного права в России». Оставшиеся без земли российские крестьяне, не ожидая разрешения властей, стали стихийно переезжать на свободные земли в глубинке. Власти взяли ситуацию под контроль и стали созда­вать «переселенческие управления».

При этом царское правительство рассчитывало, что переселенческая политика будет способствовать русификации края и служить источником пополнения колониальных войск. Инициативу по переселению крестьян взял на себя воен­ный губернатор Семиреченской области генерал Г. А. Колпаковский. Под его руководством в 1868 г.

были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семи­речье», действовавшие до 1883 г. Переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу, освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет; выдача ссуд нуждающимся семьям на обзаведение хозяйством.

Аналогичные «Правила» были приняты для пе­реселенцев в Сырдарьинской, Акмолинской,  Семипалатинской областях.

Отнимая у казахов лучшие земли, царская администра­ция создавала из них, ценой разорения и обнищания  казах­ских шаруа, так называемый «переселенческий фонд», кото­рый ежегодно расширялся по мере притока переселенцев из центральных губерний России, Украины и Белоруссии.

Для их размещения были созданы 4 переселенческих управления: Урал-Тургайское,  Акмолинское, Семипалатинское и Сырдарьинское. Позднее переселенческие управления появились почти во всех уездах Казахстана, которыми были изъяты самые плодородные земли у пойм рек и озер, пригодные для орошения массивы.

Только по Урал-Тургайскому  переселен­ческому укреплению в период  1885–1889 гг. насильно бы­ло захвачено 4 378 046 десятин земли.

По  Акмолинской обла­сти – 251 777 десятин и было образовано 24 переселенческих села с населением 10 940 душ мужского пола, а в Семипала­тинской за этот период было изъято 33 064 десятин пахотной земли казахских шаруа.

В 1891–1892 гг. Россию постигли сильнейшие неурожаи и голод. В связи с этим резко увеличилось число крестьян, самовольно переселявшихся в Казахстан, что расширило масштабы захвата лучших пастбищных и пахотных угодий.

В переселенческой политике царизма главная ставка де­лалась   на всемерное укрепление кулацких   хозяйств   на   за­хваченных землях и   создание  для   них   индивидуальных земельных участков. К началу XX в.

царские власти захватили у трудящихся казахов в общей сложности   около 40 миллио­нов десятин лучших земель.

Разорившиеся казахские кресть­яне в поисках средств существования вынуждены были поки­нуть родные аулы, становились «отходниками»,    вместе со своими семьями уходили на заработки, на  рудники,   промыш­ленные предприятия, составили    основную   рабочую силу на строительстве железных  дорог.

     Переселенческая    политика царизма резко изменила  демографическую  ситуацию в крае. По данным переписи 1897 г.  в   Акмолинской   области русское население составляло уже 33%.

В результате пересе­ления русских, украинских крестьян и представителей других народностей    Казахстан по   составу    населения    постепенно становился многонациональной окраиной     царской империи. По тем же данным переписи, на территории Казахстана жило 4 млн. 471 тыс. 800 человек, из них казахов –3 млн. 399 тыс. 500 (76%), русских и украинцев –532 тыс. 700 (11,8%), ос­тальную часть составляли татары, узбеки, уйгуры и предста­вители других народов.

Таким образом, к военно-политической колонизации края прибавилась крестьянская колонизация.

                                   Переселение уйгур и дунган

 В 1864 г.  в восточном Туркестане произошло самое обширное восстание дунган и уйгуров. В 1870 г. кокандский военачальник Якуб-бек занял Урумчи и подчинил Дyнгaнскоe ханство. В 1871 г. на территорию Уйгурского султаната были введены русские войска, чтобы закрыть Якуб-беку доступ в Илийский край.

После подавления восстания в Синьцзяне китайская сторона требовала воз­вращения Илийского края Китаю. Петербургский договор 1881 г. предусматривал жи­телям Илийского края выбор китайского или русского подданства. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 г. и продолжалось до 1884 г..

Более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган переселились в Семиречен­ский  край и Северный Кыргызстан. Они расселялись в Жаркентском уезде по берегам рек Осек и Чарын, в Верненском уезде – в поселках Чилик, Талгар. Некоторые семьи переехали в город Верный. Их потомки до сих пор проживают в названных населенных пунктах.

Из переселенцев были созданы пять волостей – Жаркентская, Кетменская, Аксу-Чарынская (ныне Алматинская область, Уйгурский район), Малыбаевская и Карасуская (ныне Енбекшиказахский район).

По правилам поземельного устройства, установленным в 1882 г. Семиреченским областным правлением, на каждого переселенца мужского пола выделялось по 10 десятин земли.

Однако вследствие того, что в районе все лучшие земли были отданы казакам, уйгурам и дунганам досталось всего по 4–5 десятин земли. К тому же эти земли были мало  пригодны  для хлебопашества.

А налоги должны были  платить, начиная с 1892 г.

Уйгуры и дунгане, проживавшие на зимовках и в городах, организо­вали общины со своей администрацией, мечетью. Хотя земля была распределена по отдельным хозяйствам, формально она была в общем пользовании.

Уйгуры и дунгане издавна занимались земледелием на орошаемых землях.

Главным источником жизни для уйгуров было зерновое хозяйство.

Из зерновых преобладала пшеница, затем следовали ячмень, просо, овес, рис. Выращивали культуры для получения растительных масел: горчицу, мак, лен. Дунгане начиная с 1888 г. на правом берегу реки Чу брали в аренду земли и выращивали рис. Уйгуры занимались выращиванием плодовых культур. Большинство дунган также выращивали новые сорта яблок, груш, чернослива, винограда и др.  

Уйгуры и дунгане выращивали овощи, огурцы, картофель, горох, лук, чеснок, морковь, красный перец и различную зелень.

 Кроме того, они выращивали скот и развивали  скотопромыслы.

Они использовали скот в основном как тягловую силу в их хозяйственной деятельности. Разводили лошадей, коров, частично – овец и коз.

Таким образом, исторические судьбы переселенцев переплелись с судьбой казахского народа.

Русификаторская политика в Казахстане

Политика переселения царского правительства лишила казахов не только земель и богатств  природных недр, она посягала на духовную культуру. Проводился целый комплекс мероприятий: внедрение оседлости, русификация, крещение. Статьи 252–260 «Правил по руководству духовными делами киргизов» 1867–1868 гг.

в законодательном виде ограничивали распространение ислама в казахских степях. Были поставлены жесткие условия тем, кто хотел совершить паломничество в Мекку. Мусульманская религия подвергалась различным политическим гонениям.

В Казахстане были ограничены строительство мечетей, приглашение из Средней Азии и других мусульманских государств мулл, религиозных деятелей. Книги на восточных языках подвергались цензуре. Русификации подвергалась область просвещения.

Всем работникам данной отрасли давались строгие предписания, запрещавшие им пропагандировать национальные особенности местных жителей; особое внимание уделя­лось русификации подрастающего поколения. Для этого на местах открывались смешанные казахско-русские школы.

Одним из направлений русификации была замена арабской графи­ки в школах русской кириллицей. В казахских школах вводились новшества, которые противоречили казахским обычаям и традициям. Особое внимание в крае уделялось проведению миссионерских мероприятий. Это можно было отметить по увеличившемуся числу церковно-приходских школ.

Не только в русских, но и в казахских школах и медресе в обязательном порядке отмечались православные праздники. В документах оренбургской администрации отмечалось, что в школах казахских детей необходимо просто научить грамоте, а не развивать у них самосознание и талант, повышать их образование.

Представители   русской демократической интеллигенции в Казахстане

На казахские земли переселялись не только безземельные русские крестьяне. Сюда ссылали  людей, поднявшихся на борьбу с царским самодержавием. На земле Младшего жуза отбывал ссылку революционер-демократ, поэт и художник Т. Г. Шевченко.

Он в своих стихах, художественных полотнах «Казахская семья», «Байгуши», «Казах на коне»   отобразил тяжелую жизнь казахов. Видные ученые С. М. Семенов, Г. С. Карелин, польский революционер А. Янушкевич и др. составили карту казахской земли, написали научные труды о культуре казахов.

Эти труды и сегодня имеют большое значение для изучения истории народа. На формирование Ч. Валиханова как ученого-просветителя огромное влияние оказали писатель Ф. М. Достоевский, А. А. Майков, С. Ф. Дуров, востоковед И. А. Березин и др. В становлении научных взглядов первого казахского педагога И.

Алтынсарина большую роль оказал К. Д .Ушинский. Дружба Абая с Е. П. Михаэлисом помогла ему познакомиться с передовыми русскими писателями.

Таким образом, находившиеся на казахской земле в ссылке представители передового демократического движения сыграли огромную роль в изучении истории казахского народа, в становлении мировоззрения ученых-просветителей Казахстана.

Источник: https://e-history.kz/media/scorm/376/text/text.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий