48 Кризис 1 года.

Содержание
  1. Кризис первого года жизни
  2. Кризис одного года
  3. Когда это случается?
  4. Признаки кризиса 1-го года:
  5. С чем связан кризис?
  6. Ну, очень самостоятельный ребёнок!
  7. Важный момент: чего нельзя делать?
  8. Так что же нужно делать?
  9. Что вы можете ещё предложить малышу?
  10. Кризис одного года — его причины, особенности, советы родителям
  11. С чего начинается кризис первого года
  12. Причины развития кризиса одного года
  13. Особенности проявления кризиса одного года: признаки
  14. Успешное преодоление кризиса: психологические методы
  15. Смотреть видео
  16. 5 способов, как пережить кризис первого года у ребенка
  17. Что такое кризис 1 года?
  18. Причины изменений в поведении годовалого ребенка
  19. Как проявляется кризис 1 года
  20. Длительность кризиса 1 года
  21. Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?
  22. Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?
  23. Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год
  24. Когда закончится кризис 1 года у ребенка?
  25. Кризис 1 года у ребенка: возрастная психология: причины и советы родителям
  26. Признаки
  27. Причины
  28. Особенности развития
  29. Продолжительность
  30. Как справляться: советы психологов
  31. Запрещенные действия
  32. Стоит ли бояться перемен в поведении?

Кризис первого года жизни

48 Кризис 1 года.

Кризис первого года жизни – переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ.

Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками – ребенок быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол. Диагностику осуществляют детские психиатры, психологи.

Лечение не требуется, кризис является нормальным периодом, самостоятельно разрешается к полутора годам.

В современной психологии психическое развитие рассматривается как цикличный процесс, состоящий из стабильных и кризисных периодов. Количественные изменения происходят медленно, постепенно.

Качественный скачок развития – кризис – продолжается 3-6 месяцев, завершается появлением новообразований, формирующих более сложные взаимоотношения человека со средой. Перестраиваются внутренние переживания, потребности, побуждения. Кризис 1 года переживают дети с 9 месяцев до 1,5 лет.

Проявления могут быть едва заметными либо выраженными. Тяжелые, затяжные симптомы распространены в семьях с авторитарным стилем воспитания, гиперопекой.

Кризис первого года жизни

Годовалый ребенок совершает первые попытки ходьбы. Расширяется окружающее пространство, происходит отделение от родителей. Малыш осознает способность перемещаться самостоятельно, без помощи мамы, папы. Появляются первые слова, речь изменяет характер отношений с окружающими, направляется на овладение предметными действиями.

С одной стороны, внешние изменения – ходьба, речь, манипулятивные действия – сопровождаются возникновением новых качеств психики. Формируется потребность проявлять самостоятельность, изучать пространство, предметы. С другой стороны, отношение взрослых к ребенку не меняется.

Отсутствуют условия для проявления самостоятельности, активность малыша пресекается запретами, предостережениями, привычными способами действий родителя.

Основой возрастного кризиса является противоречие между устоявшимися отношениями с людьми, формами деятельности и изменившимися потребностями, возможностями ребенка. Метаморфозы психики базируются на физиологических изменениях – созревании структур головного мозга, перестройке функциональных систем ЦНС.

До 9-10 месяцев организм младенца регулируется биологическими ритмами: нужды естественно возникают, выражаются недовольством, удовлетворяются взрослым. К первому году речь становится инструментом самоприказа, но еще недостаточно развита для управления поведением. Биологические ритмы теряют организующую функцию.

Параллельно формируется ходьба, манипулятивные действия, открывается пространство предметов, выступающих как источники удовлетворения потребностей (до кризиса источником является взрослый).

Невозможность получить желаемое (физическая недосягаемость, запреты) проявляется «гипобулическими реакциями» – яркими аффективными всплесками, регрессом поведения.

Проявления наблюдаются у детей с 10-12 месяцев. Негативные реакции провоцируются отношениями предыдущей стадии развития – мама направляет ребенка, пытается накормить, уложить спать, одеть для прогулки, использовать коляску.

Подобные ситуации, запреты, отказы взрослых ограничивают самостоятельность. Резко нарастает аффект, поведение соответствует более раннему периоду развития (регрессирует). Ребенок громко плачет, кричит, падает, стучит кулаками, топает ногами.

При частых эмоциональных приступах нарушается аппетит, сон становится беспокойным, ухудшается самочувствие.

Действия, мотивы, потребности ребенка определяются непосредственными ситуациями, образами, представлениями памяти. Капризы, истерики могут возникать внезапно: увидел шапку – захотел пойти на улицу, мама принесла полотенце – расплакался.

Ребенок начинает ощущать себя субъектом (источником) собственных желаний. Обладая любопытством, проявляет чрезмерную активность, подвижность, хотя координация, точность не развиты. Малыш тянется к электроприборам, розеткам, посуде, книгам и прочим неисследованным объектам.

Препятствия на пути (ограничения, запреты взрослых) провоцируют эмоциональный всплеск. Негативизм выражается реакциями протеста, отказом совершать привычные ритуалы приема пищи, укладывания в постель, умывания, одевания.

Чем больше правил, препятствующих проявлению самостоятельности, тем более ярко выраженными являются симптомы кризисного периода.

Кризис первого года жизни относится к «малым» возрастным кризисам, протекает относительно легко, завершается самостоятельно. Осложнения крайне редки, представлены эмоционально-поведенческими отклонениями.

Они формируются при затянувшемся кризисном периоде, когда реакции временного характера превращаются в устойчивые паттерны поведения. Причиной является отсутствие пластичности воспитания.

Пример: насильственное принуждение к гигиеническим процедурам закрепляет негативное отношение к ним ребенка, реакции отказа возникают на протяжении раннего детства, дошкольного возраста.

Кризис первого года происходит в семейной обстановке, его проявления замечаются родителями, близкими родственниками. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, при выраженных симптомах, продолжительном течении требуется помощь психолога, врача-психиатра. Диагностика проводится клиническими методами. Используются:

  • Беседа. Уточняется анамнез, наличие сопутствующих заболеваний, особенности материально-бытовых условий жизни, методы воспитания. Дифференциация проявлений кризиса от симптомов психоневрологических патологий осуществляется на основании их продолжительности, выраженности, динамики.
  • Наблюдение. Специалист обращает внимание на особенности взаимодействия родителя и ребенка, оценивает эмоциональные, поведенческие реакции малыша. Для кризиса характерны трудности установления продуктивного контакта, негативизм, протесты, отказы, плач.

Кризисные периоды – естественные этапы развития. Ребенок не нуждается в специальном лечении. Родителям показаны психологические консультации.

Специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня, досуга ребенка, переживающего кризис.

Взрослым необходимо признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. Общий список рекомендаций:

  • Соблюдение режима дня. Важное новообразование кризиса – принятие ребенком границ, правил. Распорядок дня – система, обеспечивающая определенность действий, ритуалов. Следуя режиму, малыш растет здоровым, эмоционально уравновешенным, менее капризным.
  • Создание развивающей среды. Важно организовать пространство квартиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка – обеспечить удобство ходьбы (половое покрытие, поручни), подобрать разнообразные по функциям, текстуре, форме предметы для манипуляций. Данные меры позволят реализовывать самостоятельность.
  • Обеспечение бытовой безопасности. Необходимо убрать острые, бьющиеся, представляющие ценность предметы, скрыть электрические розетки, провода. Отсутствие источников опасности – причин для запретов – снизит частоту эмоциональных негативных приступов.
  • Возможность проявлять самостоятельность. Нужно разрешать ребенку самому выполнять ежедневные ритуалы, несмотря на неаккуратность, медлительность. Помощь должна быть представлена предложением сотрудничества.
  • Наличие обратной связи. Слабое развитие речи не позволяет ребенку правильно выразить желания. Нельзя игнорировать попытки установления контакта. Важно понять малыша, и, если выполнить просьбу невозможно, то объяснить почему.
  • Следование системе запретов. Родители должны согласовывать, соблюдать правила поведения. Любое «надо», «нельзя» – обосновывать, выполнять при любых обстоятельствах.
  • Отказ от насилия. При капризах, отказах внимание ребенка стоит переключать игрой, стихотворением, песней, рассказом. Насильственные действия взрослого – прямая провокация крика, плача, истерики.
  • Проявление уважения, любви. Выстраивать сотрудничество необходимо через положительные эмоции, доброжелательное отношение. Важно показывать ребенку любовь, хвалить. Авторитарность приводит к формированию пассивности, трусливости, безынициативности.

Прогноз всегда благоприятный. Кризис первого года продолжается в течение нескольких месяцев, заканчивается качественными изменениями психической сферы – появлением предметной деятельности, речи, формированием самостоятельности.

Предупредить период кризиса невозможно, так как он является этапом развития, а не патологическим состоянием.

Придерживаясь рекомендаций психологов о качественном изменении взаимоотношений с ребенком, правильной организации среды и режима, можно уменьшить негативные проявления в поведении, эмоциях ребенка, сократить их продолжительность и частоту.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/1-year-crisis

Кризис одного года

48 Кризис 1 года.

Отчего вдруг, ещё вчера такой ласковый и улыбчивый, вдруг стал капризным деспотом?

Что случилось с вашим милым карапузиком? Отчего вдруг, ещё вчера такой ласковый и улыбчивый, он вдруг стал капризным деспотом, пытающимся топать на маму ещё неокрепшими ножками? 

Не спешите пугаться и делать преждевременные выводы о тяжёлом характере малыша. 

Это явление вполне закономерное, и называется оно — кризис первого года жизни.

Когда это случается?

Согласно календарю развития детей, в период примерно от 9-ти до 18-ти месяцев с этим явлением сталкиваются все дети. И в этом нет ничего удивительного. 

Кризис всегда сопутствует восхождению человека на новую ступеньку самостоятельности. Именно поэтому кризисными у детей становятся год, три, семь лет и переходный, который длится с 12-ти до 14-ти лет.

В возрасте около годика малыш переходит в вертикальное положение и начинает передвигаться уже не на коляске и не ползком, а точно так же, как и взрослые. Ему интересно попробовать на зубок и потрогать ручками всё-всё в этом новом для него мире. 

И вот он уже скандалит по любому поводу — отстаивает свои гастрономические вкусы, отвергает новую одежду, на каждом шагу ставя маму с папой в тупик. Но это только начало!

Признаки кризиса 1-го года:

  • упрямство, непослушание, настырность, требование повышенного внимания к себе — одним словом, трудновоспитуемость;
  • отказ выполнять привычные и необходимые процедуры, попытки делать всё по-своему;
  • обиды, агрессия, нетерпимость к замечаниям;
  • повышенная капризность;
  • непоследовательность и противоречивость: кроха может что-нибудь попросить и тут же передумать.

С чем связан кризис?

Как мы уже сказали, с началом прямохождения. Здесь и возникает непонимание родителями состояния ребёнка — ведь для взрослых это привычно, а для малыша — удивительное открытие.
Не описать словами, в какой восторг это приводит ребёнка! 

Присмотритесь на улице к деткам, делающим первые шаги, как они светятся от счастья! Выражения их лиц совершенно отличаются от лиц взрослых озабоченных людей, которые спешат по своим делам. 

Годовалые дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что в их жизни в данный момент что-то меняется, причём меняется в лучшую сторону. Именно эта ситуация и способствует появлению первого кризиса. 

Но почему именно теперь? Ответ на этот вопрос предельно прост. С началом прямохождения малыш начинает чувствовать независимость от мамы. Ещё пару дней назад он боялся остаться один даже на минутку, а уже сегодня радостно убегает от мамы, не обращая внимания на её призывы.

Ну, очень самостоятельный ребёнок!

А между тем, у вашего взбунтовавшегося малыша назревает внутренний конфликт. Если раньше он мирно терпел всё, что с ним делали: ел, что давали, одевал, что надевали, то теперь всё поменялось.

Самостоятельность эта начинает доставлять родителям всё больше неудобств, потому что теперь она проявляется в ежедневных конфликтах. Получается тупиковая ситуация, когда ребёнка уже нельзя заставить что-то сделать своим приказом, а договориться тоже пока не получается, ввиду отсутствия у него достаточных речевых навыков.

В этот период у родителей всё же имеется кое-какая таблетка от капризов — переключать внимание малыша. Сделать это легко, ведь кроха пока что руководствуется лишь сиюминутными желаниями. Эту особенность годовалого ребёнка очень активно используют взрослые для преодоления проблем, связанных с кризисом 1-го года.

Важный момент: чего нельзя делать?

Не стоит демонстрировать своё превосходство над ребёнком: «Мы — люди взрослые, и только мы знаем, что нужно делать и как. А тебе придётся слушаться, хочешь ты этого или нет!» 

Родителям некогда вести перманентную «войну» с маленьким бунтарём: они заняты, всегда куда-то спешат, устают, у них не хватает ни сил, ни желания придумывать что-то, чтобы постоянно переключать внимание малыша.

А между тем такая авторитарная, директивная манера воспитания очень опасна: ведь этот кризис первый, но не последний.

Он появляется на определённых этапах развития личности вовсе не случайно и очень важен для будущей жизни уже взрослого человека.

У ребёнка в период кризисных явлений формируется линия самостоятельности и автономий. Если эту линию очень сильно «пережать», это может остаться с человеком на всю жизнь. Вы же не хотите, чтобы ваш сын и в сорок лет не мог оторваться от маминой юбки, и был несамостоятельным, апатичным человеком?

Так что же нужно делать?

Вы должны не поддаваться эмоциям, а выработать чёткую стратегию своего поведения, которую можно выразить фразой: «быть рядом, но никогда не навязываться ребёнку». Эмоционально, своим душевным теплом и заботой, дайте малышу понять, что придёте ему на помощь по первому зову. 

Если вдруг ваше чересчур самостоятельное чадо заблудится «в трёх соснах», вы должны быть тут как тут. Не допускайте ситуаций, когда кроха вас потеряет и будет кататься в истерике, не в силах справиться с нервным перенапряжением. Не вздумайте таким образом «наказывать» его за непослушание! 

Но и изображать из себя курицу-наседку, не дающую ступить шагу, тоже не годится. Ни излишняя опека, ни отстранённость не помогут правильному формированию автономности личности. Вырастет ли из вашего ребёнка самодостаточный и уверенный в себе человек, способный принимать решения и вершить свою судьбу — во многом зависит от выбранной вами тактики поведения.

Что вы можете ещё предложить малышу?

Конечно, творческий подход, своё чувство юмора и умение играть и веселиться. С такими волшебными качествами можно враз разрешить любую проблему, превратив её в игру. Малыш не хочет надевать рубашечку? Сыграйте с ним в «магазин» и предложите купить какую-нибудь из рубашечек, разложенных перед ним в ряд. 

Иметь право выбора — это очень важно, и ваш маленький обязательно оценит это доверие. 

Не хочет надевать подгузник или фартучек? Наденьте что-то похожее на плюшевого зайчика, пусть он покажет малышу пример. Очень могут помочь и развивающие игры. Пирамидки, матрёшки, конструкторы — всё это даст выход кипучей энергии и поможет переключить внимание крохи.

Только действуя вместе с ребёнком, но не вместо него, можно очень быстро преодолеть кризис первого года жизни, заодно заложив надёжную основу для гармоничного развития и прекрасных, доверительных отношений с ребёнком в будущем.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr11/pkrizis-odnogo-godap

Кризис одного года — его причины, особенности, советы родителям

48 Кризис 1 года.

Возрастные кризисы – это как бы необходимые рубежи, которые человек должен проходить при взрослении. Первый из них начинается в годовалом возрасте и носит название «кризис одного года». На этом этапе начинается «речевое» развитие ребенка.

С чего начинается кризис первого года

Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина.

В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности.

Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка.

Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе.

Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество. Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка.

Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Особенности проявления кризиса одного года: признаки

Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании.

С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял.

Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.

Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.

Во время кризиса первого года жизни заметно изменяются и нарушаются привычные биоритмы, по которым раньше жил ребёнок. Нарушения затрагивают процесс принятия пищи (в частности, чувство голода), смену сна и бодрствования и др. Теперь ребёнок как бы «не соглашается» со своей биологией и пытается ей противостоять, также как противостоят ей новые жизненные обстоятельства.

В попытках более широкого контактирования с окружающим пространством ребёнок проявляет активную речевую деятельность, пусть даже она и находится на автономном уровне; звуковая речь дополняется мимикой и жестами.

Ребёнок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что окружающие часто его не понимают. «Слова» детской речи формируются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать и другие предметы, как-либо связанные с исходным.

Например, одно и то же «слово» может обозначать и кошку, и любую шерстяную ткань или предмет, и все острые предметы (потому что они царапаются, как кошка).

Это демонстрирует формирующиеся интеллектуальные способности ребёнка: он в этом возрасте уже совершает простейшие логические операции (к примеру, находит общие признаки у разных предметов).

Успешное преодоление кризиса: психологические методы

Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка.

Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные.

При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.

Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса.

Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать.

Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками.

Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.

При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/55-krizis-odnogo-goda.html

5 способов, как пережить кризис первого года у ребенка

48 Кризис 1 года.

Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее.

Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.

Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка  в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка — далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;

Кстати, вас может интересовать вопрос, почему детка еще не ходит? Читайте статью Ребенок боится ходить самостоятельно>>>.

  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это — важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи!>>>

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

ваша задача в период кризиса 1 года — внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями. Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но  только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз>>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

Источник: https://uroki4mam.ru/krizis-1-goda-u-rebenka

Кризис 1 года у ребенка: возрастная психология: причины и советы родителям

48 Кризис 1 года.

Часто кризис первого года жизни ребенка застает родителей врасплох. Покладистый и спокойный младенец вдруг становится маленьким чертенком, своенравным, истеричным. От грамотного поведения взрослых в этот период зависит качество будущей жизни малыша.

Признаки

Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:

  1. Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
  2. Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
  3. Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
  4. Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
  5. Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.

Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.

Причины

В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

Особенности развития

Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.

Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.

Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.

Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное. Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.

Продолжительность

Кризис 1 года длится 6–7 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.

Обычно первые признаки кризиса проявляются в 10–11 месяцев и проходят к 1,5 годам.

Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.

Как справляться: советы психологов

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Запрещенные действия

Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.

Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.

Психологи советуют не применять следующие меры:

  1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
  2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
  3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

https://www.youtube.com/watch?v=dqvNYDkLMgg

Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

Стоит ли бояться перемен в поведении?

Кризис первого года жизни — естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.

Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.

Возрастные кризисы — возможность адаптироваться к новым этапам развития. Они важны для детей и родителей. Выход ребенка из переходного возраста будет зависеть от них. Постоянные категорические запреты, чреваты инфантилизмом, неприспособленностью к жизни.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/krizis-pervogo-goda.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий